Аннотация: Еще один небольшой рассказ. Написан в 2008 году.
− Послушай, Алекс! Как это возможно? - Джон не скрывал негодования. - Ведь на дворе уже не двадцать первый век. Как это возможно?
Алекс стоял в сторонке и тихо смотрел на истерику друга, хотя сам был почти в таком же состоянии после последнего раунда соревнований.
− Что с ними такое? Почему они не могут выиграть его? Ведь он всего лишь человек! - череда вопросов, явно риторических, сотрясала воздух кабинета президента компании "Эй Би Си Роботикс", но ни его друг, ни он сам не мог на них ответить.
− Думаю нам надо обратиться к конкурентам... − начал молчавший доселе Алекс.
− Чего? Да ни за что! Уж лучше я полностью разорюсь, но не пойду к этому пройдохе Стивенсону!
− Послушай, Джон. Мы все знали правила соревнований, и только он один отказался от участия в них, и, как оказалось, единственный кто не прогадал. Да, мы сделали себе рекламу, участвуя в соревнованиях, и сможем поправить наше положение через пару лет. Но завтра нам придется выплатить большую часть того, что имеем, и я не хочу лишаться своих денег, не узнав, почему мои роботы не смогли победить этого человека.
Алекс не спеша подошел к терминалу связи и вызвал диспетчера.
− Добрый вечер, мистер Фрост, с кем бы вы хотели поговорить?
− С мистером Стивенсоном, Энди Стивенсоном, президентом компании "Кью Интернейшнл", по личному делу.
− Одну минуточку, сэр...
− Слушаю, мой дорогой друг, − Стивенсон не был удивлен такому позднему звонку, по его довольному лицу казалось, что он его ждал. − Вы хотите принять мои соболезнования по поводу вашего участия в гонке?
− Почти. − Алексу был неприятен этот человек, но поставленная цель заставляла терпеть его выходки. − Я хочу знать, почему вы отказались от участия в гонке?
− Как говорилось в официальном интервью, мы считаем, что наши роботы не совсем готовы принимать участие в соревнованиях такого рода. Как вы знаете, мой дорогой друг, мы выпускаем в основном транспортных роботов для перелетов на ближайшие планеты. Ну и еще некоторых, по спецзаказам.
− Но гонки осуществляли как раз транспортные роботы! − Алекс начинал выходить из себя, краем глаза он заметил, что Джон достал из бара бутылку и стакан и отлил себе приличную дозу спиртного, и пожалел, что не сделал того же до звонка.
− Ладно, вижу, что вы не совсем рады нашей беседе, особенно в свете последних событий. Я предполагал, что этот человек сможет победить ваших роботов, не говоря уже о моих, на некоторых основаниях. Их я выскажу в том случае, если вы передадите мне архитектуру и полные права на одну из ваших последних разработок.
− Ни за что! − Алекс понял, что это крикнул не он, а вставший из-за стола Джон. − Ты не получишь ничего! Это все ты подстроил!
− Ну ладно, как вам угодно, но это стандартная цена для всех. Четверо уже согласились. Остались только вы и мистер Прутков, но думаю, он согласится. Кстати, он уже звонит, думаю, не стоит заставлять ждать честного человека.
− Мы согласны, − сухо процедил Алекс.
− Тогда завтра в десять в моем земном офисе. И не забудьте нужные документы − они будут вашим пропуском.
Алекс отключил терминал, оценивая текущую обстановку. Посмотрев на пьяного друга, он решил, что завтра он пойдет один. А сегодня у него, как оказалось, еще осталось уйма дел. Он вновь включил терминал и запросил конструкторский отдел и службу безопасности. Отдав все распоряжения, он тяжело поковылял к выходу - каким бы ни был сегодняшний день, завтрашний мог быть еще тяжелее.
Подлетая к башне компании "Кью Интернейшнл", он заметил, что перевозчики остальных компаний уже находятся неподалеку от башни. "Значит, все клюнули на эту удочку" − промелькнуло у него в голове. Проверив все службы и приборы, он медленно вышел и направился в сторону выхода. За ним поспешили охранники и техники аналитического отдела. При входе их ждал сам мистером Стивенсон.
− Думаю, что вам они не потребуются, мы же все друзья. А информация, которую вы получите можно проверить по тем приборам, которые и так есть на вас. Их лучше отправить в мой аналитический отдел для передачи информации по уже моему новому роботу. Не так ли?
Алекс молча согласился, отдал несколько распоряжений и прошел в конференц-зал, где уже сидели владельцы других участников гонки. За ним вошел мистером Стивенсон и, обведя глазами каждого, начал.
− Мои дорогие друзья, я рад, что сегодня вы собрались у меня. И хотя повод этой встречи не сильно вас радует, но все же когда вы так вот просто сможете увидеть друг друга. Да, я обещал рассказать вам, почему я отказался участвовать в гонке, и обещание выполняю.
Когда я, так же как и вы получил приглашение на участие в гонках, я, несомненно, обрадовался, что смогу продемонстрировать класс своих роботов в таких состязаниях. Ведь вы сами знаете, что состязания между роботами запрещены, и мы их проводим только в глухих наших лабораториях, что скрывать здесь все об этом знают. Но, наведя справки о том человеке, который решил состязаться с роботами и победить, я посоветовался с моим дедом. Дед мой прожил долгую и интересную жизнь, многому научил меня, да и вам наверно было чему поучиться. Так вот он в юности своей принимал участие в создании закона, запрещающего соревнования между роботами, о котором я упоминал. Но в то время закон подразумевал, что и соревнования между роботами и людьми проводится не будут. "Почему?" − спросите вы. Да все потому, что роботы были лучше людей, а смотреть, как проигрывают люди железякам, никому не хотелось. Поэтому вы и согласились участвовать в этих гонках.
Самое интересное начинается сейчас. Много лет назад, когда только появились автопилоты на самолетах, находилось множество смелых инженеров, которые писали программы управления для всякого рода гонок. Как вы понимаете уже в то время гонки между людьми и машинами были неодобрительными уже в то время. Но люди побеждали в них с завидным постоянством. Проходило время, машины и программы развивались, появились новые модели, а также более современные космолеты. Управление в трехмерном перемещении, как все знают, во сто крат тяжелее управления самолетом. Но тут пришли на помощь специальные программы управления, которые сводили до минимума работу пилота. И если лет двести назад один человек мог не только летать, но и обслуживать, а также ремонтировать свой самолет, то современные космолеты требуют обслуживания сотен инженеров и рабочих... Ах да, я отвлекся. Современные транспортные роботы могут обходиться вовсе без человека, если дать им команду. Наверно этот постулат сидит в каждом из вас с детства. Это правда, но не всякую команду они способны выполнить. Они не выполнят ту команду, которая противоречит Основным Законам. Они были сформулированы еще в то время, когда роботы только появлялись в самых смелых лабораториях. А сейчас они являются догмой. Если честно, то именно они явились тем фактором, который и заставил всех вас, уважаемые коллеги, так сказать, проиграть. Человек, который участвовал в гонках, появился в секретной лаборатории на Марсе в результате многолетних генетических экспериментов. У него усиленные внимание, память, реакция и тому подобное. В общем, все то, что нужно чтобы победить в гонках. Но это только полбеды. Второй фактор - это ваши программы, в которых заложены принципы Основных Законов. Они не давали вашим роботам вести жесткую игру против Человека, а он мог играть так, как ему вздумается. И выиграл. Мой дед предупреждал меня об этом. И я рад, что я его послушал.
Сидевшие беззвучно владельцы конкурирующих компаний начали тихо вставать. Каждый понимал, что Стивенсон неплохо заработал, поставив на человека, а теперь у него были еще и семь самых новых звездолетов на Земле. Каждый пытался посмотреть на другого не через призму личных и профессиональных неприязней, а как на объект возможного слияния и объединения, которое всем казалось неизбежным. И даже не для того чтобы Стивенсон не начал контролировать большую часть перевозок в Системе, а для того чтобы просто выжить в этом непредсказуемом мире.
Алекс Фрост летел уже на свою базу на Луне, но ему все не давал покоя тот человек, который смог обставить самых лучших роботов. И через горечь размышлений, у него все же проскользнула небольшая жилка радости - начался новый виток взаимоотношений Людей и Машин, и он принимает в этом непосредственное участие.