Алмазная Анна : другие произведения.

Картинка или описание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    немного размышлений об авторской кухне. Может, кому будет интересно. Перед тем, как читать, прошу включить чувство юмора, оно вам понадобится

  Поговорим об описаниях и о том, с чем их едят. Вернее, поговорим о так называемой "картинке". И в самом деле, зачем она нужна? В ответ на претензию, что этой самой картинки нету, 90 процентов авторов мне отвечают, что читатель сам додумает. В рассказе - может быть, вернее, в зарисовке. В романе - не-а, сорри. Вы должны нарисовать, да несколькими мазками, да так, чтобы было ярко и интересно. Потому что иначе читатель заскучает... самое то, чтобы он закрыл вашу книгу, а вам оно надо?
  Несколько лет назад среди отзывов типа "молодец" на главу из моего романа я получила странный комментарий от своего очень чуткого и очень мудрого друга и изданного писателя по совместительству. "Мне кажется, что ты сама не видишь, о чем пишешь". О-па. В результате, из-за одного короткого предложения рецензента у меня был достаточно долгий творческий кризис. Выйдя из кризиса, я взяла за правило - сначала "увижу", что пишу, потом пишу. Да, замедляет неплохо, признаюсь сразу. Да, временами сидишь как дура, потому что знаешь, что герои будут делать, как, о какую стену кто кого швырнет, а картинки не видишь... но точно вам говорю, с каждый разом становится все легче. И как-то постепенно картинка появляется все быстрее.
  А зачем надо? И действительно, зачем, читатели теперь описаний не любят. В результате читаешь чей-то шедевр и ловишь себя на мысли, что все есть. И психология на уровне, и драйв имеется, а герои будто в пространстве подвешены. А если бы автор картинку увидел... то было бы точно интереснее.
  Оговорюсь. Картинка должна быть динамичной. Т.е., не просто комната, в которой собираетесь описывать действие, а комната, в которой включен телевизор, ссорятся соседи за стенкой, заревела сирена за окном и кот, сволочь, трется о ноги и требует колбасы на ужин. В результате разговор вашей ГГ с любимой подругой прерывается фразами вроде "брысь", "мать твою, опять колбасу спер" и мыслями "за кем на этот раз скорая приехала". Что-то вокруг делается, картинка объемная, диктор в телевизоре толстый и смешной, а утром в Африке почему-то снег обещали...
  И все же зачем?
  Ну... реакцией на раздражители вы можете показать характер ГГ. Меланхолик будет любоваться на красивый снег, красотка бояться за свои туфли, когда переходит через лужу, романтик, выключив свет у окна балдеть глядя на ночную грозу и вспышки молний.
  Конечно, все надо в меру... но вы должны представлять не только, что идет по сюжету, но и видеть "внешний фон"... как в фильме. Заметили, что бывают фильмы живые и не очень? Заметили, что первые отличает от вторых? Звуков больше, фона больше, больше "жизни". А во вторых - как в театре. Лишь движутся актеры, а декорации какие-то неживые, ненастоящие. Если вы будете видеть картинку, то подробности вместе с фоном появятся сразу, ваш текст "оживет". А еще... если вдруг мой друг к вам заглянет, он, наверное, не скажет, что вам неплохо было бы "прыснуть на эту серость красками".
  Опять же в меру. Фон не должен мешать видеть сюжет и герой, фон должен помогать.
  Герой не один едет в автобусе. Бабушка ему чемоданчик на ножку поставила. Приятно, правда? А потом еще разоралась, что герой имел к ней за это претензии. За окном пробежала речка. По окну ползет оса. Да и окна-то, сволочи, пыльные. Откуда взять? А-а-а-а-а!!! Вы на работу в автобусе не ездите (пинок реалистам, вам все же легче).
  Вы не реалист?
  Смотрите хорошие исторические (о-па) и фэнтезийные фильмы. Где спецэффекты на уровне и фона хватает. А можно и без них. Нельзя?
  И ползет та же оса по окну в замке...
  И завязла муха по самое брюшко в варенье.
  И цветет под окном сирень.
  И покрывает траву вуаль лепестков черемухи.
  И что-то я не в ту сторону поехала...
  Ах да, герои? Увидел герой осу и заорал от ужаса. Сорри, героиня. Или покусанный в детстве, травма у него. Второй герой деловито вытянул навозную муху из варенья и намазал это самое варенье на хлеб, чего добру пропадать? Вы треш любите? Так пусть он муху еще и оближет, жадина этакая.
  Помните. Картинка + реакция героя = характер.
  А еще?
  В одной из стенограмм с семинара Олди была такая интересная мысль (где, простите, искать не буду) - молодые авторы временами пишут отдельными "блоками". Блок на описаловку, блок на характер, блок на атмосферу. Это неправильно. В идеале текст должен нести нагрузку по нескольким фронтам. Выше я показала, как описание совместить с характеристикой героев или персонажей. Но описания могут служить не только этому...
  Однажды я спросила у мамы - какого черта она так любит читать описания у "старых" авторов? Да, те самые, на несколько страниц. На что получила ответ, что они создают атмосферу. Т.е., второй способ соединения атмосфера+описаловка. К примеру, как в фильмах. Баян. Похороны + дождь. Ощущение опасности + кровавый закат. А уж как можно поиграть на приметах я вообще молчу в тряпочку. Но это вариант для мистиков и фэнтезистов. Но и для реалистов... На улице зной = из дома герой выходить не хочет. Наверное. Смотря какой герой.
  А может, три в одном? Тогда вообще круто.
  Еще один вариант - картинка и разбавление диалога. Мы частенько не говорим просто так, правда. Мы двигаемся, чего-то там делаем, подаем знаки. Флирт. Девушка проводит кончиками пальцев по ободку бокала. Крутит локон на пальчик. Обольстительно улыбается. Широко раскрывает глаза. Страсть - расширенные зрачки, прерывистое дыхание. Где я это взяла? А вы не в курсе? Ай, точно? Дык... В психологии жестов, дамы и господа... Ладно, не буду умничать и признаюсь - в любовных фильмах, где такого море. Для внимательного зрителя, вестимо. Гадская картинка не приходит? Вспоминаем похожую сцену в похожем фильме и понеслись... на лошадях вдохновения.
  Поиграйте. Что вам стоит? Героиня говорит, что в вашем герое не заинтересована, а ее тело выдает противоположные знаки, которые читателем понимаются однозначно. Ай да умница автор! И читатель, вместе с героем, понимает, какой он умница!
  Умным себя почувствовать каждый любит. Такие финты ушами сто пудов расширят вашу ЦА.
  Подведем итоги - вы уверены, что картинка это неинтересно? И пусть себе читатель додумывает сам? А вам ни черта такого себе представлять не надо, правда? А ну и правильно, зачем мне нужны конкуренты? *Деловито намазываю булку вареньем и протягиваю ее вам. Приятного аппетита!*
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"