Аннотация: Авторская Статья + К.Р.С. - AGS-галерея (сканированная Живопись, оригиналы - написаны маслом)- пять "ненаписанных" картин по мотивам рассказа Ив. Ан. Ефремова "Пять картин" (1965 г.)
1.1. В отличии от реалистической, и в первую очередь научно-публицистической и романтико-художественной литературы - фантастика как генератор виртуальной (т.е. несуществующей или разнесенной во времени) действительности в огромной степени зависит от готовности своего читателя полностью раскрепостить свою фантазию и отправить ее в "Свободный полет". По это причине для фантастики, огромное значение играет не только форма и содержание литературного текста, но, прежде всего, его графическое оформление. То есть создание единого, целостного и в тоже время многогранного образа фантастического произведения. Где каждая, на первый взгляд незначительная деталь (будь то обложка, дизайн, постоение глав, худ. иллюстрации) является обязательной ступенькой к восприятию или даже к готовности принять единое целое.
Если, как говорится, "путь к сердцу мужчины, лежит через его желудок", то путь к сердцу Читателя фантастической литературы - через графику. И в первую очередь - на самомом первом этапе знакомства потенциального читателя с незнакомым ему романом и привлечение его внимания к сюжету.
В качестве примера: в середине 90-х на российских прилавках появилось большое количество иностранной фантастико-приключенческой литературы по большому счету - достаточно невысокого качества (Роджер Желязный, Андре Нортон, Гарри Гаррисон, Кено Раймон, Роберт Шекли, Рональд Р. Толкиен и т.д) . Вместе с тем, первокласно оформленные в сюрреалистическом стиле (в основном - на уровне обложки) выдающимся художником Борисом Виладжио данные книги имели постине бешенный успех у простых читателей фантастики. В то время как, произведения других, значительно более прославленных, авторов, таких как: Конан-Дойль, Станислав Лем, Артур Кларк, Александр Беляев, Иван Ефремов, Герберт Уэльс, Рэй Брендберри - по невесть откуда взявшейся традиции - оформленные в строго-академическом стиле чаще всего оказывались невостребованными массовы читателем. Отсюда вывод: любое пусть даже поистине гениальное по своему содержанию и литературному языку фантастическое произведение только тогда сможет заинтересовать обывателя, когда он ... не сможет отвести своего взора от его, пусть иногда излишне напыщенной, безвкусно--экстравагантной, не всегда корректной по отношению к сути романа - но все же - ГРАФИЧЕСКОЙ ОБЛОЖКИ.
1.2. Среди общепринятых, так сказать, классических подходов к графическому оформлению (не только обложки, но и иллюстраций) фантастического произведения можно выделить следующие:
1. Контекстно-сюжетный - т.е., это когда художник-оформитель графически интерпритирует ту или иную литературную сцену, детально описанную автором в своем произведении. В рамках данного оформительского подхода художник в подавляющем большинстве случаев реализует себя рамках реализма - главного направления в живописи.И практически никогда - в сюрреализме, импрессионизме и символизме .
2. Эпическо-символьный - т.е., это когда художник-оформитель, нередко с помощью техники примитивизма ( а то и узорно-сиволных структур), создает некое, достаточно абстрактное оформление фантастического произведения, весьма опрометчиво полагая, что громкое имя автора - уже само по себе привлечет внимание читателя к его новой книге (?!).
3. Абстрактно-коллажный - т.е., это когда художник-оформитель, не особо вникая в суть авторской фантастической идеи, создает нечто яркое, сумбурное, резко бросающееся в глаза и в тоже время имеющее мало чего общего (кроме встречающихся в произведении деталей) с сюжетом и идеей романа. Исходя из названия, осуществляя данный подход к графическому оформлению, художник чаще всего пользуется техникой реалистического коллажа или даже псевдокомиксной многосюжетностью рисунка.
4. Контурно-теневой - т.е., это когда художник-оформитель, действую в духе импрессионизма, использует в качестве своего основного стиля - "контурные", а то и "негативные" рисунки, чаще всего отражающие не столько сюжет романа, сколько его "общий" дух (не путать с идеей!), характерные образы героев и особенности их поведения (Например: для Паганини - сгорбленная фигура музаканта со скрипкой, для Дартаньяна - фигура средневекового аристократа в плаще, со шпагой и в шляпе с пером, для Шерлока Холмса - контурное лицо в типично английской кепке с трубкой в зубах ... и т.д.)
5. Откровенно-рекламный - т.е., это когда художник-оформитель, не мудроствуя лукаво, помещает на обложке оформляемого им произведения, что-то, прекрасно знакомое обывателю. Будь то фотография, картина или даже портрет всемирно известной личности. (Вспомните старый политический анекдот, про "бедного" издателя, который никак не мог продать свои три книги: "Нахаленок", "Нахлебники" и "Али-баба и сорок разбойников", пока не догадался поместить на их обложке, соответственно портрет тогдашнего Генсека, его семьи и Политбюро). В рамках данного подхода к оформлению говорить о серьезном отношении к фантастической литературе" именно как к литературе, а не бульварному (в советской транскрипции - "дорожному") чтиву и беллетристике - понятно - не приходиться.
6. Романтико-эротический - т.е., это когда художник-оформитель, пытается с помощью графики не столько заинтриговать читателя оригинальностью и увлекательностью сюжета романа, сколько ... возбудить в нем природные инстинкты с помощью гиперреалистического изображения оружия (агрессия), обнаженного или полуобнаженного женского и мужского тела (эротика), кровавых сцен (смерть) либо фантастических чудовищ (страх). В часности, одним из представителей художников-оформителей подобного жанра можно считать Бориса Виладжио. Его работы с точки зрения техники живописи - безукоризненно исполнены, но ... чаще всего являются предметами неодушевленными. То есть - они на первом этапе возбуждают интерес, после чего ... быстро теряют свой коллорит, так как никак не ассоциируются в сознании читателя с сюжетом оформленного ими произведения.
7. Оригинально-рукописный - т.е., это когда в роли художник-оформителя ... выступает сам писатель -автор произведения. В этом случае, чаще всего ( за редким исключением, например - Видеоом Андрея Вознесенского в поэзии), говорить о серьезной технике и художественном совершенстве авторской графики - не приходится. Само собой, при этом, "дух" необычности и оригинальности в графическом оформлении - присутствуют, но вот вопрос формирования целостного и совершенного фантастического образа - нередко остается открытым.
Таким образом, суммируя все выше приведенные подходы к графическкому оформлению литературных произведений можно сформулировать классическую ( т.е традиционную) задачу художника-оформителя "Передать с помощью средств графики - сюжет произведения, а не (за исключением очень редких случаев) - его идею и основополагающую философскую концепцию"
Само собой, говорить о более высоком уровне художественного творчества - ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА - не приходится.
Что, несомненно, отнюдь не способствует расширению круга истинных почитателей фантастической литературы, в определенном смысле нивелирует даже самую серьезную фантастику до уровня "бульварно-дорожного" чтива (либо в виде одноразовых "покет-бук" или даже художественной публицистики) и незаслуженно ставит под сомнение серьезность и литературную необходимость целого направления авторского творчества. Между тем, как у меня не вызывает сомнений тот факт, что "Война миров" Герберта Уэллся по своей социально-философской ценности и историческому значению не только не не уступает " Войне и Миру" Л.Н. Толстого, но даже превосходит его по ряду основополагающих для литературы параметров (оригинальность и жинеспособность основной идеи, стиль повествования, оказываемое на читателей влияние и т.д.), а "Затерянный мир" Артура Конан Дойля и "Плутония" В.А. Обручева - во много раз более полезны (и приемлемы) для расширения кругозора, чем любой, даже самый подробный геолого-палеонтологический справочник. Я уже молчу про "Понедельник начинается в субботу ..." А.и Б. Стругацких, без прочтения которого, я считаю, весьма проблематично считать себя знатоком человеческой натуры, не говоря уже о социологии и психологии советского общества.
Однако, не будем слишком далеко уходить от темы и вернемся ... к задаче ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА.
Как мы только что выяснили, в данном этапе развития фантастической литераты и книгоиздания, традиционные методы и подходы - увы - не слишком эффективны. Я конечно не могу со сто-процентной уверенностью утверждать то, что арт-граас может стать "панацеей от всех бед" , но все же, как в свое время на бе театра возникло киноискуство, на базе фотографии - видеомонтаж, то может быть, чем черт не шутит, предлагаемая концепция "Арт-грааса" - окажется чем-то новым и перспективным ... в рамках симбиоза таких искусств как литература и живопись?! Причем, почему бы не сделать этот первый шаг именно в области фантастики? Исходя при этом прежде всего из весьма характерных для данного жанра особенностей читательской аудитории (прогрессивные взгляды, высокая эрудиция, романтизм, свободный полет фантазии, раскрепощенность и многогранность интересов)?
Так что же такое АРТ-Граас? Начну издалека...
(переход ко 2-ой части)
АРТ - ГРААС
(Искусство графической ассоциации)
Посвящается Поэту, Художнику и Основополжнику идеи Арт-грааса
Владимиру Гордееву.
Еще каких - то 100 лет назад никто из твочески настроенных личностей, имевших хотя бы мало-мальски серьезное отношение к культуре, не терзался сомнениями в том, где проходит граница между околохудожественным ремеслиничеством и настоящим Искусством.
Первое характиризовалось понятием "выгоды" и стремлением к максимальной популярности среди толпы, даже если она руководствуется в своем поведении исключительно животными инстинктами и паталогическим благоговением перед Его высочеством Моды.
Второе - непредсказуемым полетом творческой мысли художника и жесткими критериями "изящества" и "красоты" в оценке его твоческих начинаний.
Однако, с появлением в начале ХХ века таким понятий как "реклама" и "дизайн", а в последствии еще и киноискуства, телевидиния и компьютерных технологий, прежде незыблемая граница между "простым и понятным" и "действительно выдающимся" в искусстве. неожиданно стала размываться, трещат по швам, а кое-где даже превращаться в чистую фикцую.
Как-то незаметно, скромно и ненавязчиво, МАССОВАЯ ПОП и ШОУ-КУЛЬТУРА, понятная и вызывающая дикий восторг даже у питекантропа, просочились в нашу жизнь, заполонила ее всю без остатка и не без поддержки государственной идеологии провозгласила себя единствено возможным правоприемником "настоящего" Искусства.
И что?
Бесконечные и безвкусные боевики-фэнтези в литературе!? Низкопробные, но мастерски "раскрученные" шлягеры в музыке!? Лубки-однодневки и ярко раскрашенные комиксы в живописи?! Коробки и стеклянные саркофаги в архитиктуре?! Чудодовища-дистрофики и каменные идолы вместо "венер" в скульптуре?!
Неужели все это и есть Настоящее Искусство? А все, что было до него, не более чем робкие и бездарные попытки творцов-недоучек привлечь к себе внимание влиятельных особ?
Неужели Дали, Васнецов, Шишкин, Фидий, Александр, Чайковский, Баженов, Лермонтов, Конан-Дойль всю свою жизнь потратили зря?! И только лишь потому, что считали себя свободными художниками и никогда не подыгрывали интересам толпы?
Однако, не будем углубляться в Риторику. Тем более, что, как говорится, "история не знает сослагательного наклонения" и все и всегда расставляет по местам!
Вернемся в наш почти уж XXI век, и ... "призрак снова бродит по Европе...Призрак АРТ-ГРААСА!
Потому что, пока только два человека во всем этом мире наконец решились объявить о том, что он, арт-граас, все-таки существует.
Арт-граас, в нашем понимании, это Призрак нового (точнее уточнение хорошо всем знакомого старого) направления в искусстве.
Нечто среднее между сюрреализмом, импресионизмом и космической живописью.
Основной лозунг Арт-грааса (Искусства графической ассоциации).
"ХУДОЖНИК - это существо, не подвластное Пространству и Времени. Мир, в котором живет и творит художник, и о котором он хочет данести миру, виртуален. То есть, он имеет очень мало чего общего с окружающей действительностью, и поэтому никак неограничивает свободы творчества его автора.
Но при этом ХУДОЖНИК никогда не должен забывать о том, что он не в праве:
1. Слепо воспроизводить реальность! Это удел Фотографии, а не искусства!
2. Пренебрегать тем виртуальным миром, который породила его фантазия и творческий интеллект! Чужие "миры" всегда кажутся со стороны привлекательнее собственного, но на поверку нередко оказываются "пустышкой" и данью легкомысленной и капризной Моде!
2. Видеть в искусстве источник обогащения, а не Славы! "Голодный" художник всегда почетнее и честнее "сытого" маляра!
3. Пытаться копировать свои собственные картины, не говоря уже о чужих! Любое настоящее произведение искусства - неповторимо! Даже если оно написано на замызганном клочке бумаги или даже салфетке!
4. Ставить чужое мнение, прежде всего "официальных" критиков, выше вашего собственного впечатления от написанной вами картины. Как говорится, на вкус и на цвет - товарищей нет! А если кто-то из "вельмож" от искусства вдруг сказал, что ваша картина бездарна, это еще не значит, что все именно так и обстоит на самом деле! "Бросить камень в художника может всякий, а вот понять его ...?!
5. Будучи в плохом настроении, пытаться раз и навсегда покончить (выбросить, разорвать на куски или даже сжечь) с какой-либо из своих работ! Картины - они как дети - не мы одни подарили им жизнь. И не нам одним решать их дальнейшую участь!
6. Поддаваться соблазнам дешевой "экстравагантности" и "новых веяний в искусстве"! Рисовать уродливых монстров и "черные квадраты" конечно проще, чем "Мону Лизу" (Л. да Винчи) и "мягкие часы" (С.Дали), но ... это просто недостойно уважающего себя художника. Ведь, как там ни крути, искусство все-таки базируется на канонах грации, изящества и красоты. Все остальное - дешевый и бездарный кич!
7. Отчаиваться ... Потому что искусство вечно, а художник - всего лишь его проводник. Тот, кто изменяет своему творчеству, пусть даже во имя весьма привлекательной цели, обречен. Подобных слабостей Судьба никому и никогда не прощает.
Основная задача и цель Арт-грааса.
Объединить, на базе абсолютно независимого и равноправного сотрудничества, виртуальные миры всех тех, кто считает свое творчество созвучным Арт-граасу.
ПРИЛОЖЕНИЯ
(см. файлы-картин в формате *.jpg)
Иван ЕФРЕМОВ
" Пять Картин" (1965)
ВЫДЕРЖКИ:
... На первой картине белый след быстро несущегося звездолета прорезал угрожающе феолетовое , исчерченное пурпуром небо планеты Венеры. Бледные зелено-голубые огни электрических бурь неиствовали над феолетовым океаном.
Вторая и третья картины изображали различные аспекты планеты двойной звезды - красного гиганта и голубого карлика.
Резкие колебания температуры делали невозможной жизнь земного типа , но она тем не менее существовала в виде кремниевых кристалов.
Одна картина показывала красное солнце, другая - голубое и дисковидный звездолет с Земли , проникший в мир двойного солнца и кристалической жизни.
Четвертая картина была посвящена первой встрече земных людей и мыслящих существ другого мира.
Художник не попытался изобразить этих существа, вероятно , потому, что тогда господствовали взгляды о множественности форм мыслящей материи. Он написал встречу с творением инопланетной цивилизации - гигантским электронным мозгом, управляющим работой автоматических устройств планеты.
Пятая, и последняя, картина изображала автоматическую станцию, заброшенную на пробу атмосферы Сатурна, на кольцо планеты среди осколков скал - остатком спутников , разорванных ее притяжением.
Художник предугадал изумрудные оттенки дисперсного сияния ледяных просторов Сатурна , так же как лиловое небо Венеры и ее электрические бури ...