Жизнь - как неизбежный этап Эволюции материи во Вселенной.
("Алгоритмическая" гипотеза возникновения биологической жизни и Человека (как биовида) на Земле)
Системно-философский взгляд на концепции:
"Происхождения Разумной Жизни на Земле и
"Множественности гуманоидно-обитаемых миров во Вселенной"
ВИДЕО по теме: https://www.youtube.com/watch?v=kHt1TKuWAn4
Очередной авторский доклад по данной теме состоится
14 МАЯ 2017 г. (воскресение) с16.00 до 21.00
(ул. Свободы, 91, проезд: м. ПЛАНЕРНАЯ, выход - 1 вагон из центра, 15 МИН. ПЕШКОМ)
Формулировка гипотезы О БЕЗУСЛОВНОМ ПРИОРИТЕТЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ МАТЕРИИ для УСПЕШНОГО возникновения и прогрессирующего РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВЫХ ФОРМ ЖИЗНИ В ЛЮБОЙ точке ВСЕЛЕННОЙ
Основной Тезис:
Согласно последним данным науки ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (равно как и во всей нашей Вселенной) по определению не возникла и не могла возникнуть в результате банальной случайности. При этом, биологическая форма (организованная на белковой основе) жизни является наиболее рационально организованной, жизнеспособной и, следовательно, приоритетной формой существования и прогрессирующего самосовершенствования "Мыслящей материи".
Проблема возникновения и устойчивого самосовершенствования белковой формы жизни вот уже более 2,5 тысячелетий волнует умы ученых- естествоиспытателей во всех уголках нашей необъятной планеты. Однако, до сих пор не существует четкой неопровержимой теории организации и функционирования белковых форм жизни, которая оказалась бы в состоянии однозначно и логически достоверно ответить на все, без исключения вопросы, задаваемые нам Природой.
Мы не будем вдаваться в историю развития данной проблемы. Но попробуем, опираясь на поистине фантастический багаж эмпирических знаний и пока не поддающихся объяснению фактов, уже накопленных современной наукой в области естественных исследований Природы, непредвзято разобраться в вопросе о возможных алгоритмах самоорганизации белковой формы жизни.
Начать, на наш взгляд, следует с того, что подавляющее большинство ученых-биологов середины и конца ХХ-века было твердо уверено в том, что:
" ... Сейчас, когда подробно изучена внутренняя организация живых существ, есть все основания считать, что мы сможем, рано или поздно, искусственно воспроизвести эту организацию и тем непосредственно показать, что жизнь есть не что иное, как особая форма существования материи.
... (И) успехи, котрых за последнее время достигла советская биология, позволяют нам надеяться, что искусственное создание простейших живых существ не только возможно, но и будет осуществлено не в таком уж далеком будущем..."
Академик АН СССР А.И. Опарин,
- Москва, Воениздат ВМ CCCP, I953
Напомним, что вышеприведенное утверждение прозвучало из уст титулованного (фактически - основоположника ряда направлений в науке) биолога ещё в середине ХХ-века.
Однако, несмотря на более чем "оптимистические" прогнозы А.И. Опарина и его советских и зарубежных коллег, современная (по состоянию на 01. 10.2011г.) - уже российская и международная биологическая наука не только не оправдали "надежд" предыдущих поколений биологов, но, вдобавок, так до сих пор и не в состоянии дать четкое материалистическое (точнее, в угоду ныне столь популярной политкорректности - сугубо прагматичное и лишенной мифо-религиозной составляющей) объяснение самому понятию "жизни". Не говоря уже о том,чтобы воссоздать экспериментально даже самую примитивную живую клетку.
В результате, легендарному понятию "коацерватных капель" академика А.И. Опарина было суждено войти в историю современной науки не как научному термину, а как еще одному псевдонаучному неологизму в стиле "бессмертных" (и столь же "бесполезных" и антинаучных") "творений агрогения Трофима Денисовича Лысенко.
Более того, бурное развитие прежде запрещенной в России (т.е. её формате - СССР) генетики (особенно в части изучения "стволовых клеток" и в области практического клонирования), рост числа фундаментальных открытий в области молекулярной биологии и вирусологии, стремительное совершенствование исследовательской техники и "сокрушительное " цунами всеобщей компьютеризации и "ИНТЕРНЕТ-изации" позволили ученым начала XXI века сделать однозначный ВЫВОД о ТОМ, ЧТО "вероятность случайного, чисто "механического" самозарождения и дальнейшей эволюции даже самых примитивных форм БЕЛКОВОЙ ЖИ3НИ, практически равна нулю".
А это значит, что даже если нечто похожее на легендарно-мифические "коацерватные капли" когда-либо и существовало в первичном океане Земли, то в лучшем случае они могли бы выступать в роли "органического" строительного материала первых зачатков белковой жизни, но ни в коей мере не в качестве ее первоосновы и, уж тем более, "материнского чрева/колыбели" первой на Земле формы биологической жизни.
Анализ вышеприведенного утверждения и его убедительное доказательство как нельзя лучше рассмотрен в научно-популярной работе А.А.Горбовского - "Алгоритм Вселенной?" (А.А. Горбовский, "Факты. Гипотезы. Догадки", Москва, "Знание",1988).
В частности, он пишет:
"Действительно, на уровне современных научных знаний случайность синтеза молекул РНК и ДНК, определяющих жизнь, представляется маловероятной".
То же самое вынужден был признать (пусть даже и к концу своей научно-творческой деятельности) и сам академик А.И. Опарин (см. Литературная газета, 1972, 5.VII. Прим авт.)
Более того, самого времени существования нашей Вселенной было попросту недостаточно для самопроизвольного возникновения жизни на базе "феноменальной" для будущей истории Земли случайности, не говоря уже о том, что жизнь в принципе могла возникнуть в результате простого ("стихийного") перебора всех возможных комбинаций химических элементов и вариаций физических условий внешней среды.
Так, согласно ряду исследований и скрупулезных математических подсчетов, если бы для реализации автономного (без системного - на уровне законов - и управленческого - на уровне естественных алгоритмов самоорганизации материи - влияния извне) самозарождения на Земле белковых форм Жизни в любой ячейке пространства объемом в один электрон каждую микросекунду испытывалось бы по одному варианту, то за 100 миллиардов лет (напомним, что наша Вселенная по данным современной науки существует лишь 15-22 млрд лет) было бы фактически испытано 10150 возможных вариантов. Но даже это число ничтожно по сравнению с необходимым - 41000000 - именно столько комбинаций из 4-х "букв" (нуклеотидов) генетического кода (напомним, основа генетических структур - нуклеотиды: аденин, гуанин, тинин, цитозин.- Прим. авт.) нужно было бы перебрать, чтобы составить именно ту комбинацию, которая однозначно определяет белковую жизнь.
Более того, по раочетам известного американского астронома Дж.Холдена, такой шанс составлял бы 1 из 1,3 х 1030. Аналогичной точки зрения придерживаются и немецкие ученые М.Эйген и Р.Винклер.
Итак, подытожим.
Согласно последним данным науки (см. Приложение: ""Свежий" (собранный за период 2000-2011гг.) эмпирический материал - сообщения в СМИ отдельных ученых и научных коллективов о новых открытиях") Жизнь на Земле (равно как и во всей нашей Вселенной) по определению не возникла и не могла возникнуть в результате банальной случайности.
Исходя из вышесказанного мы оказываемся перед лицом того факта, что жизнь напланете Земля в принципе не могла возникнуть случайно, но при этом она все же существует и нам никуда не деться от этого факта.
Попробуем же попытаться дать объективное описание Жизни как реальному (данному нам не только в сиюминутных в ощущениях, но и в рамках таких наук как история, археология, палеонтология, химия и т.д.) природному явлению. Ну и по ходу дела предпримем дерзкую попытку "разложить по полочкам" все то, что мы знаем о феномене белковой Жизни и домыслим (естественно, опираясь на сугубо научную точку зрения) то, чего мы пока не в состоянии "пощупать руками".
Одним словом, нам бы хотелось. предложить на Ваше рассмотрение нашу, готовы согласиться, пока сугубо субъективную концепцию понимания структуры и основополагающих законов ЖИВОЙ материи.
ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ (Определение)
ЖИЗНЬ - это заведомо прогрессирующий процесс внутреннего самосовершенствования мыслящей субстанции (разумного эфира, сознания, "души", разума, интеллекта) посредством эффективного (с помощью семи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, гравитации/вестибулярный аппарат/, интуиции/способности подсознательного и заведомо опережающего события прогнозирования и моделирования/) получения, рационально организованного накопления, тщательной иерархической систематизации, глубокого (многоуровневого и многофакторного) системного анализа и усвоения (в форме накопленного жизненного опыта, навыков, качественно новых способностей и потенциальных возможностей) информации из внешней среды, полученной в результате использования материально-организованных - оболочек (биологических или белковых тел), алгоритм самопостроения, структурирования (с точки зрения выполнения вполне определенных функций) и самоорганизации (как минимум, на физиологическом уровне) которых заведомо и автоматически содержится в фундаментальном объеме во втором, подсознательном, уровне мыслящей субстанции (эфира, сознания).
Как видите, определение жизни получилось у нас довольно громоздким и сложным для понимания. Однако, мы в этом твердо уверены, каждое слово этого определения несет в себе определенную смысловую (фундаментальную по сути) нагрузку и в принципе не может быть опущено.
Рассмотрим более подробно наиболее важные понятия, используемые в предложенной нами выше Определении биологической формы ЖИ3НИ.
Раздел I. "Мыслящая субстанция" ("разумный эфир", сознание, "душа", разум, интеллект) - является в нашей гипотезе фундаментальным понятием, на котором, собственно, и базируется предлагаемая нами концепция жизни.
Для определения сущности этого понятия имеет смысл обратиться к основному постулату современной (как европейской, так и восточно-буддисткой) философской школы - положению о ДВУЕДИНСТВЕ окружающего нас и объективно существующего мира (пространства, Вселенной), возникшего в результате сложного взаимодействия между двумя фундаментальными структурами уже всей современной науки - материей и Энергией.
С этих позиций - "мыслящая субстанция" (он же - сознание) можно охарактеризовать как плазмоподобную высоко самоорганизованную и относительно самодостаточную (автономную) информационную структуру, наравне с материей вечно присутствующую во Вселенной.
Исходя из вышесказанного к "мыслящей субстанции" (сознанию), как и к материи (учитывая, что понятие материи неразрывно связано с понятием энергии - вплоть до их полной тождественности при определенных физических условиях, так как, по крайней мере, при определенных условиях в принципе можно получить одно из другого - например, при ядерном синтезе) в полном объеме применимы всеобщие (универсальные) законы Природы: законы диалектики (работы Гегеля) и фундаментальный закон сохранения энергии.
Последний был открыт и получил всеобщее признание (не только научным сообществом, но и вообще человечеством в целом) в середине I9 века немецким ученым, врачом по образованию (заметим, врачом, а не физиком, химиком или математиком! - Прим. авт.) Р. Майером и английским ученым Д. Джоулем. Точная и научно-выверенная (с учетом общепринятых терминов и понятий) формулировка данного закона была дана в трудах немецкого ученого Г .Гельмгольца).
Рассмотрим данный закон - сохранения энергии - применительно к предлагаемой нами КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНИ
Если мы заменим в формулировке закона сохранения энергии только одно слово "энергия" (предположив, что "мыслящая субстанция" (сознание) есть ни что иное, как особый вид энергии), то мы опять получим верное утверждение, которое можно сформулировать в виде закона сохранения "мыслящей субстанции" (сознания). При этом, он будет звучать следующим образом:
""Мыслящая субстанция" (энергия Сознания) в природе не возникает из ничего и не исчезает бесследно: количество ""Мыслящих субстанций" (как и общий объем и количество энергии Сознания во Вселенной) вечно и неизменно. Они только переходят из одной формы (из одного "биологического тела-оболочки носителя") в другую (во вновь рожденное, качественно новое "биологическое тело-оболочку носителя").
Попробуем теперь сформулировать (представить) комплексное описание (в русле создания целостной картины) "мыслящей субстанции" (в совокупности образующих "разумный эфир" или Ноосферу Вселенной), как реально существующей в природе фундаментальной структуры миросоздания (в прошлом) и нынешнего мироустройства:
а) Общее описание "Мыслящей субстанции"
"Мыслящая субстанция" ("разумный эфир", автономная корпускула сознания, входящая в совокупность Ноосферы Вселенной - "Мыслящий эфир"), как нам представляется, имеет в природе как минимум два уровня внутренней самоорганизации:
а1) - Высший уровень организации - собственно А-сознание "мыслящей субстанции" (в просторечии - Уникальная по природе Личность или ЭГО), на базе и под управлением которого собственно и возникает биологическая форма жизни - как высшей формы самоорганизующейся материи. Высший уровень сознания "мыслящей субстанции" не является устойчивой структурой, подвержен постоянному изменению (динамичен) и характеризуется устойчивой тенденцией к непрерывному (как правило - прогрессивному, но бывает и варианты регрессивного) внутреннему самосовершенствованию.
а2) - Низший уровень организации "мыслящей субстанции" - ПОДСОЗНАНИЕ (или В-СОЗНАНИЕ) уровень неизменных (заведомо и навечно зафиксированных на уровне законов) и безусловных жизнеобразующих, жизнеподдерживающих и поведенческих алгоритмов - инстинктов, на базе и под управлением которого автоматически формируются все сложные самоорганизующиеся структуры (начиная с кристаллов до Галактик и Вселенной), а также всевозможные биологические оболочки (биокуклы - от простейших микроорганизмов, бактерий и вирусов до млекопитающих и человека) для размещения и успешного функционирования в них высшего уровня А-сознаниЯ. Уровень подсознания (В-СОЗНАНИЕ) "мыслящей субстанции" может быть охарактеризован как относительно статичная структура, не способная к самопроизвольному изменению (т.е. ей присуща возможность выбора из уже существующих алгоритмов-вариантов, но не их самостоятельная генерация) и кардинальному самосовершенствованию. Незначительные отклонения (флуктуации) В-сознания конкретной личности (когда она пытается себя реализовать с помощью управляемой ею биологической оболочки) возможны только на уровне приобретенных (или, например, из-за болезни, утраченных) на базе личного опыта или благодаря генетической памяти условных инстинктов. Кардинальные изменения внутренней организации подсознания (В-сознания) - то есть принципиальная перестройка исходного алгоритма построения биологических тел - возможна только на уровне физиологии и морфологии биологических тел - под влиянием неблагоприятных условий среды обитания (т.е. в результате сугубо "био-оболочечной" эволюции). Подобное изменение внутренней организации подсознания (В-сознания), на наш взгляд, происходит в период формирования из новорожденного ребенка полноценного человека. Однако, количество возможных алгоритмов организации управляемых В-сознанием и жизнеспособных биологических тел все равно является конечной (и к тому же дискретной, в определенном смысле - носящей "прогрессивно-ступенчатый" характер) величиной. С этих позиций Подсознание (В-сознанием или уровень алгоритмов сознания "мыслящей субстанции") можно рассматривать как производную, точнее - служебный функционал (встроенную, сугубо вспомогательно-управленческую структуру) А-СОЗНАНИЯ - низшего порядка организации и значимости для успеха процесса самосовершенствования и реализации ключевой "жизненной" миссии конкретной "мыслящей субстанции". Так, например, те или иные сбои в работе функционала В-сознания (т.е. критичные нарушения стандартного, т.е "строго по предварительному плану", хода реализации "жизненного" алгоритма) никоим образом не разрушают А-сознаниЕ "мыслящей субстанции", но лишь отодвигают во времени (или снижают эффективность) выполнение ею ключевой "жизненной" миссии. Более того, в истории и нашей повседневной жизни известны многочисленные случаи, когда сбои в работе функционала В-сознания (в результате увечья, врожденных дефектов или полного отказа того или иного из органов чувств, объективно сложившийся дефицит источников энергии /пищи, воды, тепла, кислорода и т.д./ приводят не к снижению, а к резкому повышению эффективности и ускорению реализации "мыслящей субстанции" её главной (в рамках конкретной инкарнации и в связке с конкретной биологической оболочкой) "жизненной" миссии.
Что же касается философского (физико-химического) смысла и сути Концепции самих "информационно-жизненных" алгоритмов нашего В-сознания, то более подробно данная тема освещена и детально разобрана, например, в такой научно-популярной работе А.А. Горбовского, как "Алгоритм Вселенной?" (А.А. Горбовский, "Факты. Гипотезы. Догадки", Москва, "Знание",1988).
Однако, вернемся к изложению комплексного описания "мыслящей субстанции".
б) Основные формы существования "Мыслящей субстанции" (сознания, "разумного эфира")
"Мыслящая субстанция" ("разумный эфир", сознание), в отличие от материи (которая может находиться в широком спектре состояний: в жидком, твердом, газообразном, в состоянии плазмы, в состоянии вакуума, в состоянии энергетических полей /чистой, напрямую не связанной с жизнедеятельностью/расходом/трансформацией материи - например, гравитационные поля, энергии/) способна в относительно долгосрочном периоде (т.е. дольше 1с или даже дискретно различимого условного "мгновения") находиться в основном в двух условно "агрегатных" состояниях: пассивном (автономном) и активном (открытом для получения новой информации)
б1) Пассивное состояние "Мыслящей субстанции" - это автономное состояние её А-сознания и В-СОЗНАНИЯ в режиме замкнутой, стабильно неизменной и никак не связанной с внешней средой системы, то есть в своеобразном режиме "спячки"/"самоанализа" обоих, высшего и "служебного" уровней сознании. При этом, при рассмотрении пассивной фазы высшего уровня сознания (А-сознания) имеет смысл использовать понятие "условной спячки", а для низшего уровня сознания (В-СОЗНАНИЯ) - категорию "абсолютной спячки". Возможны также "особые " случаи (например, известные в медицине как "обморок", "кома" или даже "сумасшествие") реализации режима "спячки" сознания "Мыслящей субстанции" - когда высший уровень сознания (А-сознания) находится в пассивном состоянии, а "уровень алгоритмов" В-СОЗНАНИЯ - в полностью или частично функциональном активном.
Пассивное состояние сознания "Мыслящей субстанции", в свою очередь, может реализоваться в 2 (двух) принципиально различных случаях:
1) В случае, если вообще не происходит никакого (даже мало-мальски значимого и объективно фиксируемого) взаимодействия материи ("биологического тела оболочки" и/или внешней среды) ни с одним из уровней сознания (ни с высшим, ни с низшим). То есть обе основополагающие структуры "Мыслящей субстанции" (А-сознания и В-СОЗНАНИЯ) сосуществуют обособленно и независимо друг от друга и от биологического тела-оболочки. В этом случае Сознание (оба уровня) существует в свободной форме - в облике невидимой человеческому глазу (из-за наличия у нас физиологических ограничений по восприятию всего диапазона светового спектра) плазмоподобной (или же "чистой", при полном отсутствии каких-либо материальных носителей-частиц, энергетической) структуры. Эти энергетические шары, каждый из которых содержит в себе весь, без исключения, объем/"массу" отдельной "Мыслящей субстанции" (независимой и самобытной Личности), в принципе могут объединяться в обширные популяции-колонии. Что, на наш взгляд, они, как правило, и делают образуя "ноосферы" вблизи от тех или иных потенциально жизнепригодных сгустков (центров значительных концентраций) материи или уже существующих планетарных (астрономических) объектов. Однако, возможен и вариант, когда отдельные (абсолютно независимые друг от друга с точки зрения их главных "жизненных" миссий") "Мыслящие субстанции" могут быть и предельно (временем, пространством) обособленны друг от друга.
Экспериментальные данные о реальности существования свободных от взаимодействий с внешним миром "Мыслящих субстанций" в шарообразной форме в свое время (еще в конце XX-века) были получены российскими и зарубежными исследователями экстрасенсорных способностей человека и озвучены, например, в докладе Б.Н. Шрамко, врача по образованию, на одном из заседаний научно-практического семинара "Экология непознанного "(семинар состоялся 28.05.1990).
Суть этих экспериментов заключалась в попытке выделения экстрасенсом-исследователем из физического (биологического) тела испытуемого последовательно: астрального, ментального и более высших планов (из семи энергетических структур, которые согласно одному из последних представлений современных исследователей феномена "биополя" окружают любую белковую /живую/ структуру). Все эти структуры в результате проведенного опыта были выделены и описаны экстрасенсом-исследователем. Причем, в качестве последней энергетической структуры удалось выделить шарообразный энергетический сгусток, который и был отождествлен с сознанием (душой) испытуемого.
Возникает закономерный вопрос: почему в своей свободной форме сознание "Мыслящей субстанции" приобретает именно шарообразную форму?
Базируясь на выше предложенной аналогии сознания с энергией (материей) этому факту можно найти очень простое и вполне научное объяснение не только с точки зрения накопленного человечеством эмпирического опыта, но даже и с позиций современной теоретической физики. В первом случае вспомним видеозаписи с пребыванием наших космонавтов невесомости на станциях "Мир" и "МКС). Данные записи однозначно свидетельствуют о том, что при отсутствии внешнего, включая гравитационное и электромагнитного, воздействия форма шара является для любого объекта наиболее оптимальной /с точки зрения минимизации площади поверхности и объема занимаемого объектом пространства/, рациональной /с точки зрения минимизации энергозатрат на сохранение формы) и самопроизвольно формирующейся при первично-спонтанном структурировании любой области пространства. С позиции же "точной" науки, т.е. как нам известно из законов классической физики, любая материя (жидкость, молекула, атомное ядро), между частицами которой существуют значительные силы притяжения, стремится занять максимально возможный объём, определяемый прежде всего влиянием сил отталкивания любой природы. Весь этот самопроизвольный процесс поиска наиболее уравновешенного состояния материальной системы при отсутствии внешних сил (гравитационных, электромагнитных и т.п.) в максимально короткое время позволяет материи выбрать наиболее рациональную с точки зрения равновесия форму её пространственного существования. Такой оптимальной геометрической формой является - ШАР. А так как между квазичастицами сознания "Мыслящей субстанции" просто обязаны существовать силы взаимного притяжения (так как она все таки стабильно существует и представляет из себя высококонцентрированную структуру - сознание вполне конкретной и обособленной от других Личности, ну, а если бы таких обособленных структур не существовало - мы имели бы один гиперинтеллект, распространяющий своё влияние на неограниченный объем живых (биологических) особей) сознание "Мыслящей субстанции" в своей свободной форме тоже стремиться принять геометрически-пространственную форму шара.
Следует также отметить, что в "связанном" состоянии (то есть при реализации белковой формы Жизни) шарообразную форму, судя по всему, сохраняет только высший уровень сознания "Мыслящей субстанции" (А-сознание), подсознание (В-СОЗНАНИЕ) же равномерно растекается по всем "нервным'' каналам биологического тела особи и, принимая его форму (контур, силуэт), начинает бдительно и педантично контролировать правильное (изначально заложенное в его алгоритме) функционирование каждой мельчайшей клеточки биологического организма.
Стоит так же особо отметить, что в этом первом случае реализации пассивного состояния сознания "Мыслящей субстанции" (режима "спячки") его высший уровень (А-сознание) способен к реализации только ограниченной части своих основных функций: вторичной (более глубокой, уже не столько сиюминутно-тактической, сколько - стратегически-концептуально ориентированной) систематизации, анализу и усвоения (путем постепенного перехода всей системы организации высшего уровня сознания (А-сознание) на качественно ещё более высокий и совершенный уровень самоорганизации исходя из количественных характеристик накопленным им опыта и знаний) полученной ранее в процессе реализации белковой формы жизни информации .В тоже время, подсознание - (В-СОЗНАНИЕ) - как уровень жизнеутверждающих алгоритмов - находится в "законсервированном", фактически "мертвом" ( в бытовом понимании этого слова) состоянии и вообще не выполняет ни каких функций. В частном случае, зафиксированные в В-СОЗНАНИИ алгоритмы создания и эффективного функционирования биологических форм материи (будущих биомолекулярных тел-"кукол" "Мыслящей субстанции") могут быть незначительно скорректированы (на базе накопленного эволюционного или генетического опыта) или реорганизованы (на косметическом уровне) Высшим уровнем сознания (А-сознание).
2) Второй (частный) случай пассивного состояния сознания "Мыслящей субстанции" реализуется во время ежедневного (как минимум - строго периодического) глубокого "сна" всех живых организмов. В этом случае А-сознание (редкими перерывами на фазы так называемого "быстрого сна" - со сновидениями и сопутствующими им мыслительными процессами) пребывает в небытие, т.е. фактически "отключается", находясь в "законсервированном", условно "мертвом" (в бытовом понимании этого слова), состоянии, и вообще не выполняет ни каких функций. В тоже время, низший уровень сознания - Подсознание (В-СОЗНАНИЕ) - продолжает оставаться в обычном, активно-деятельном, режиме и сохраняет этот режим "бодрствования'' в процессе всей, без исключения, жизни любого биологического организма. Выход, даже на незначительное время (например, во время "клинической смерти" или остановки сердца) В-СОЗНАНИЕ из активного режима грозит фактической гибелью (как минимум, частичным и необратимым разрушением) любому биологическому организму.
б2) АКТИВНОЕ состояние "Мыслящей субстанции" реализуется только в результате его непосредственного взаимодействии (симбиоза) с материей с образованием следующих конгломератов:
--
- организационно сложных материальных структур условно "неживой" природы (от химических элементов до крупнейших астрономических объектов), явившихся результатом взаимодействия низшего уровня сознания (В-СОЗНАНИЯ) и материи.
--
- примитивных и сверхсложных структур биологически организованной (то есть - ЖИВОЙ) материи (т.е. биологических форм жизни) - при тесном взаимодействии обоих (А-сознаниЯ- и "уровня алгоритмов" - В-СОЗНАНИЯ) уровней "Мыслящей субстанции" и материи.
Однако, при реализации активного состояния сознания "Мыслящей субстанции" в живой (белковой) природе, есть свои особенности.
В частности, при зарождении и в раннем периоде развития биологической особи любого уровня самоорганизации, в активном состоянии вначале находится только низший уровень сознания В-СОЗНАНИЕ (уровень алгоритмов) .То есть, происходит автоматическая почти (всетаки, неую свобу стратегического выбора мы имеем даже в детском возрасти - например, учиться или нет, заниматься спортом или нет, развивать те или иные наши индивидуальные способности или нет) не контролируемая А-сознаниЕМ автоматическая реализация алгоритма построения и жизнедеятельности белковой оболочки. Высшая же форма сознания (А-сознаниЕ) полностью переходит в свое активное состояние только после полного завершения формирования биологического тела живой особи и окончательного завершения процесса формирования ее мозга, дающего возможность высшей форме сознания (А-сознаниЮ) выполнять все без исключения свои функции и вытекающие из жизненной миссии задачи.
Следует так же отметить (это нам потребуется в дальнейшем), что создание "Мыслящей субстанцией" (обоими её уровнями сознания) биологических структур позволяет ей в предельно эффективной форме выполнять все свои основные функции по накоплению новой информации, способность и стремление к усвоению которой (наряду с наличием собственного источника энергии и упорядоченной структуры) могут быть выдвинуты в качестве главных критериев в вопросе отличия живого организма от неживого. Менее сложная организация материи в неживой природе - под контролем подсознания (В-СОЗНАНИЯ), в свою очередь, значительно сужает возможности по той или иной причине (уровень развития, воля случая, недостаток информации именно в этой области) вселившейся в неживую материю "Мыслящей субстанции" в получении новой ("жизненноважной" для будущего "субстанции") информации и существенно (из-за отсутствия соответствующих каналов-органов чувств для получения информации) снижает её качество и многоплановость. Кроме того, объединение "Мыслящей субстанции" с неживой материей, как правило, на достаточно длительное время (т.к. условный срок существования неживых объектов в разы, а иногда и на десятки порядков, превышает инкарнационный срок жизни живых организмов) ограничивает её доступ к новой информации реинкарнационным путем .
В довершении всего вышесказанного, хотелось бы особое внимание обратить на принципиальное различие между предлагаемым понятием "Мыслящей субстанции" и ставшим уже классическим в среде современных исследователей экстрасенсорных способностей человека понятия "биополя".
Более или менее четкое определение понятие "биополя" в своё время было дано, к примеру, в работе известного в конце XX-века исследователя и теоретика в области парапсихических явлений (телепатия, биолокация, ясновидение, телекинез, полтергейст, левитация) Анатолия Васильевича Мартынова (см. А. В. Мартынов, "Исповедимый Путь. Философские этюды". - Москва, Из-во "Прометей", МГПИ им. Ленина, 1989).
Он о звучит следующим образом:
" [Биополе - ] Это поле - как бы еще одно тело, только несравненно более тонкое и эфирное.
Структурно биополевая оболочка состоит из трех взаимосвязанных оболочек. Самая важная из них говорит об уровне духовности человека; она наиболее устойчива и окрашена в тона от золотистого до голубого. Вторая оболочка наиболее динамична: Она отражает наше эмоциональное состояние. Третья - наиболее связана с нашим физическим телом. В дальнейшем... будем называть ее привычным термином - биополе.
Внешне, топологически, оно напоминает яйцеобразную оболочку, охватывающую все тело от головы до копчика...Любое нарушение подобной топологии должно быть сигналом какого-то расстройства в теле человека" ([3], Cтp.85-87)
Данное определение "биополя" позволяет однозначно рассматривать его не как первооснову биологического тела отдельной особи, а лишь как вторичную структуру, производную от обоих уровней сознания (А-сознаниЯ и В-СОЗНАНИЯ) "Мыслящей субстанции".
Другими словами, "биополе" имеет смысл рассматривать как, частично, продукт жизнедеятельности "Мыслящей субстанции" (скажем - своеобразное "видимое" отражение В-СОЗНАНИЯ в классических тепловых, электромагнитных и других полях человека) в биологическом теле или, тоже частично, как "силовой", защитный энергетический "панцирь" любой биологической формы жизни. Но, в любом случае, весьма опрометчиво рассматривать "биополе" как прямое, да ещё и видимое человеческому глазу, "проявление" души-сознания (А-сознаниЯ или В-СОЗНАНИЯ) "Мыслящей субстанции".
Для подтверждения этого довода, в частности, приведем пример из физики: аналогом "биополя", на наш взгляд, можно считать вихревое магнитное поле, самопроизвольно возникающее вокруг проводника с электрическим током. То есть, магнитное поле - это производная от электрического, но не оно само.
Раздел II. "Алгоритм построения и организации биологических структур- оболочек"
Под "алгоритмом построения сложных структур" в предлагаемой концепции жизни понимается информационная матрица, по которой, собственно, и происходит формирование материальной оболочки (для живых организмов - так называемой "биологической куклы") для прогрессивной жизнедеятельности "Мыслящей субстанции", успевшей в процессе "пассивного" состояния накопить и качественно преобразовать приобретенный в процессе предыдущей инкарнации объем информации.
Для более полного понимания сущности, структуры и функций "информационного алгоритма"' построения сложных структур наиболее целесообразно рассмотреть его в составе единой, взаимосвязанной системы биологического организма с использованием определенных упрощений и аналогий, что и будет сделано в конце этой главы.
Раздел III. "Материально-организованные структуры- оболочки (биологические или белковые тела)"
Под "структурами- оболочками" в предлагаемой концепции жизни понимаются все белковые структуры живой природы, как животного, так и растительного мира (кроме того: насекомые, грибы, все микробы, вирусы, вирусы и простейшие и одноклеточные микроорганизмы).
Раздел IV. "Фундаментальный объем"
Понятие "Фундаментального объема" играет чрезвычайно важную роль в предлагаемом нами определении жизни. Суть этого понятия состоит в том, что в "алгоритме построения" любой белковой структуры изначально заложены только принципиальные основы формирования и безотказной работы будущего биологического тела. Без этих базовых подструктур ни один биологический организм в принципе не способен к продолжительному существованию, т.к. он оказывается не в состоянии обеспечить А-сознаниЮ "Мыслящей субстанции" реальную возможность получения информации из внешней среды посредством коммуникационных органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, чувства гравитации и интуиции. К таким первостепенно важным подструктурам биологического организма можно отнести:
- кровеносную систему, включающую в себя: сердце, печень и сосуды (транспортная структура биоорганизма);
- дыхательную систему, включающую в себя: легкие или жабры (неотъемлемая часть энергетической структура биоорганизма);
- нервную систему, включающую в себя: головной и спинной мозговые центры, нервные волокна и узлы (контролирующая, информационная и управленческая структура биоорганизма);
- пищеварительную систему, включающую в себя: органы ротовой полости, пищевод и кишечник (неотъемлемая часть энергетической и основная снабженческая структура биоорганизма);
- половую систему (самовоспроизводящая структура биоорганизма, которая позволяет подсознанию /уровню алгоритмов В-СОЗНАНИЯ/ новой особи запускать процесс реализации алгоритма зарождения биологического тела).
Однако, второстепенные, не принципиально жизненоважные функции и внутренние (чаще всего -внешние) органы задаются "алгоритмом" довольно приближенно, точнее - как "идеальная матрица". То есть, в процессе формирования ребенка и его развития во взрослого человека они могут быть подверженны незначительным - т.е. не меняющим основные принципы самого алгоритма" - мутациям (альтернативному выбору одного варианта из нескольких) под влиянием генетичско-эволюционной информации, получаемой В-СОЗНАНИЕМ ребенка из генетического материала (ДНК) его родителей. Здесь то и открывается необозримый простор эволюции, чьи, порой чисто случайные достижения тщательно отбираются и фиксируются не только в генофонде каждого вновь зарождающегося биологического организма, но и в его А-сознаниИ.
В этом процессе, пусть частичной, но все же, "динамической изменчивости" алгоритмов построения некоторых второстепенных внутренних и внешних органов биологического организма есть свои плюсы и минусы. Положительный эффект эволюции и процесса влияния генного набора "псевдородителей" заключается в том, что под влиянием генной информации биологические оболочки оказываются лучше приспособлены к условиям окружающей среды. Вследствие этого биологические тела оказываются более устойчивы к разрушению со стороны агрессивных сил внешней среды и потому более долговечны. В частном случае, эволюция приводит к усовершенствованию и резкому росту числа процессов воспроизводства новых (модифицированных) биологических оболочек, что и компенсирует ограниченный срок их жизни.
В конечном итоге А-сознаниЕ "Мыслящей субстанции" лучше снабжается информацией и процесс его внутреннего самосовершенствования значительно ускоряется.
К отрицательной стороне воздействия эволюции и случайных генных мутаций на "алгоритм" построения белковых структур можно отнести тот факт, что при определенных условиях генная информация (переданная посредством ДНК от "псевдородителей" биологической особи) может оказывать влияние и на ключевые алгоритмы построения жизненно важных органов биологического организма. Однако, в этом случае, она оказывает на "алгоритмы" прежде всего разрушающее (деструктивное ) влияние, так как основополагающие алгоритмы построения жизненноважных органов в принципе не подвержены переустройству со стороны любых сил, за исключением Высшего уровня сознания (А-сознаниЯ). Да и то, только в случае, если "уровень алгоритмов" В-СОЗНАНИЯ находится в "пассивном состоянии" (т.е. "Мыслящая субстанция" находится в свободной форме) и идет планомерный процесс "переписывания" всего алгоритма целиком со стороны А-сознаниЯ, а не оперативная корректировка его отдельных частей. Итогом разрушающего воздействия внешних сил (негативной генной информации, радиации, магнитных и гравитационных полей, если они превышают допустимые пределы, заложенные в "алгоритме") является появление, так называемых, наследственных заболеваний и "патологических" мутаций, появление не жизнеспособных особей: "генетических" уродов и мутантов. Шансы на виживание у таких мутантов очень малы.
Таким образом, вера в безграничные возможности эволюции биологических видов не имеет под собой "твердой почвы". Другими словами, фантастическое разнообразие, допустим, в земном животном мире, в большей степени определяется не "изменчивостью" уровня алгоритмов В-СОЗНАНИЯ, но частными условиями обитания отдельных особей или их популяций (увы, в этом вопросе Ч.Дарвин был абсолютно прав) При этом, еще не одному биологу-исследователю в принципе не удалось обнаружить хотя бы одно жизнеспособное животное (не говоря уже о виде или большой популяции), у которого, к примеру ,было бы не одно, а два, три, четыре сердца; пять глаз; три печени, две головы и два мозга и т.д.
В этом кстати и кроется основная "системная" ошибка большинства фантастов и авторов некоторых научных теорий, которые допускают возможность совершенно свободного структурирования биологической материи и выдвигают предположения, что если на другой планете (астрономическом объекте) смогла зародиться жизнь, то она может принципиально отличаться от земной, не только внешней, но и внутренней организацией. Мы еще вернемся к разработке этого положения, но уже в следующей главе.
Раздел V. "Прогрессирующий процесс внутреннего самосовершенствования"
При рассмотрении предлагаемого понятия уместно провести параллель с классической теорией эволюции, однако, не совсем в том её понимании, которое предложил сам Ч. Дарвин.
Начать, на наш взгляд, следует с того, что сама концепция эволюционного процесса, предложенная Ч. Дарвином и базирующаяся на одном из философских постулатов диалектики: "безусловный переход накопленных количественных изменений в структуре организации того или иного рассматриваемого объекта в качественные изменения его внутренней структуры (причем этот переход носит "взрывной характер")", остается справедливым и в нашей теории.
Однако, эволюция живой материи в предлагаемой нами теории представляется уже не как непрерывный (постоянный) процесс приспособления живых организмов к постоянно меняющимся физическим условиям внешней среды и "автоматическое" выживание самых "приспособленных" особей (диалектический постулат "отрицания новым старого"), а как дискретный (последовательно-прогрессирующий) процесс реализации изначально заложенных в природе "алгоритмов" построения ограниченного числа форм живой материи.
В этом ракурсе, эволюция заключается прежде всего в прогрессивной смене биологических структур (алгоритмов) низшего порядка - более совершенными (с точки зрения новых возможностей получения информаций) высшими.
Причем, толчком к такому переходу В-СОЗНАНИЯ "Мыслящей субстанции" от одного "алгоритма" построения белковых структур к другому служит, судя по всему, накопление отдельными особями (количественная характеристика) предельного для данной биологической формы ("алгоритма") уровня (объема) чистой информации и возникновение насущной необходимости появления в интересах А-сознаниЯ более сложной биологической структуры(качественные изменения) более Высокого порядка организации и потенциальных возможностей восприятия информации.
Другими словами, каждая отдельная личность (автономная "Мыслящая субстанция"), которую не следует смешивать с биологической особью, совершает восхождение в последовательных реализациях ("инкарнациях") "жизненнообразующих" алгоритмов от самых низших форм биологической жизни к самым Высшим формам её организации.
Критерием перехода от одного "алгоритма" к другому служат объем и качество информации, собранной, накопленной и систематизированной "Мыслящей субстанцией" в течение её предшествующих биологических реализаций ("инкарнаций").
Здесь уместно провести прямую параллель с дошедшими до нас из глубины веков восточными учениями (буддизма, йоги) о переселении души ("реинкарнации") человека из одного (биологически погибшего) тела в другое (новорожденное) тело, об постепенном самосовершенствовании "души" человека в процессе последовательных "воплощений" ("инкарнаций"), начиная с самых простейших живых организмов вплоть до "инкарнации" в биологическом теле пока еще высшей формы биологической жизни - человека.
Между прочим, этому утверждению о последовательной реализации "информационных алгоритмов" построения белковых структур есть очень неожиданное научное подтверждение.
Суть этого подтверждения в том, что еще В. И. Вернадский пришел к парадоксальному выводу - в геохимическом отношении биосфера, то есть совокупность всего живого, пребывает неизменной. Более того, в течении всего периода своего существования и вплоть до настоящего времени она имеет одну и ту же (неизменную) массу - 1022 граммов.
Этому факту есть очень простое объяснение в рамках предлагаемой нами Концепции Жизни: все сводится к тому, что количество материи на планете Земля, котрое в принципе может быть использовано для построения белковых структур, за все время существования нашей планеты в принципе не может значительно меняться. Ведь, как известно, материя не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть бесследно. Что же касается взаимодействия нашей планеты с открытым космосом то, все то, что наша планета "теряет" за счет частичного "испарения" ("диффузии") атмосферы в открытый космос, сам космос, в свою очередь, эквивалентно компенсирует в виде метеоритных потоков и космической пыли.
Другими словами, появляются и исчезают отдельные существа и виды, а биосфера пребывает всё в том же "невозмутимом покое" (Вернадский В. И., "Биосфера", Ленинград, 1926)
Однако, как мы знаем из сенсационных достижений современной археологии, палеонтологии, геологии и биологии, в самом начале развития жизни на Земле большинство биологических видов тяготело к грандиозным индивидуальным размерам белковых тел (легендарные динозавры, гигантские доисторические леса и водоросли и т.д.). Разнообразие биологических видов было невелико, однако все из них стремились максимально использовать всю доступную им материю, потенциально пригодную к биологическому структурированию.
Этот вполне реальный (исторический) факт элементарно объясняется с позиции предлагаемой нами Концепции Жизни:
На раннем этапе развития жизни реализовывались только самые примитивные "алгоритмы" построения белковых структур, так как отдельными "Мыслящими субстанциями" было накоплено слишком мало информации для качественного перехода к более сложным биологическим структурам ("алгоритмам"). Поэтому самих видов было очень мало, зато их биологические размеры, да и размеры популяций, были чрезвычайно велики. Сейчас же мы наблюдаем прямо противоположную картину: разнообразие биологических видов очень велико, а индивидуальные размеры их биологических тел относительно малы. Да и популяции наиболее примитивных биологических видов имеют устойчивую тенденцию к ограничению их существования во времени. Кроме того, больше всего растут популяции наиболее сложно организованных биологических структур (так как большее, чем в прошлом количество "Мыслящих субстанций" накопило необходимое и достаточное количество информации для перехода к Высшим "алгоритмам" организации белковых форм жизни.
Однако ,как уже было отмечено выше, общая масс задействованной в биосфере материи (биоматерии) осталась точно такой же, как и миллионы лет назад.
Концепции построения биологического организма
Прежде чем перейти к изложению целостной концепции построения единой системы живого организма, для более полного понимания предлагаемой концепции сознания "Мыслящей субстанцией", соотношении двух его уровней (А-сознаниЯ и В-СОЗНАНИЯ), их роли в формировании биологической формы жизни, нам бы хотелось предложить на Ваше рассмотрению следующую интересную аналогию: провести гипотетическую параллель между живыми организмом и искусственным порождением человеческого интеллекта - ЭВМ или, попросту, компьютера.
С феноменом компьютеризации человечество впервые столкнулось в начале 40-х годов 20 века, когда в США была изготовлена первая действующая электронная вычислительная машина ЭНИАК (1945 год, авторы проекта Дж. Эккерт и Дж. Моучли). Основная "изюминка'' этой машины, как и самых современных и сверхбыстродействующих компьютеров заключалась в возможности создания некоего прообраза человеческого интеллекта.
Этим примитивным прообразом человеческого сознания стала алгоритмическая программа - "законсервированная" с помощью логической цепочки условных символов "мысль" програмиста.
Вообще, понятие "программы для ЭВМ" довольно эфемерно. Более того, в отличие от человеческого сознания она невесома, и вряд ли возможно "пощупать её руками". Однако, при отсутствии программы, любой компьютер представляет из себя не более чем хитроумное (но "бессмысленное" и "мертвое" по сути) нагромождение пластика, микросхем и металла. С этих позиции, любая программа - это "мини сознание" ЭВМ.
Основываясь на этой аналогии, можно попытаться провести более четкие параллели ЭВМ и живым организмом. В этом случае, в качестве аналога человеческого сознания в ЭВМ выступает управляющая операционная программная среда Windows (аналог высшего уровня сознания - А-сознаниЯ); подсознания ("уровня алгоритмов" В-СОЗНАНИЯ) - служебные программы и драйвера (включая котролерры энергопитания или уровня зарядки батарей, диспетчера и контроллеры устройств); мозга - главный процессор, оперативная и жесткая дисковая память. В свою очередь, корпус, дисплей (видеомонитор), устройства ввода/вывода (клавиатура, "мышь", принтеры, сканеры, модемы, видеокамеры, микрофоны, динамики, радиомодули, другие звуковые и игровые устройства, индикаторы и все без исключения электрические цепи, "материнская плата", провода и т.д. - выступают в качестве аналога биологической оболочки (биологического тела). И, наконец, побочное электромагнитное излучение, возникающее вокруг корпуса ЭВМ (компьютера) в процессе ее работы служит аналогом классического "биополя" живых объектов.
Таким образом, суммируя вышеизложенные положения, мы приходим к целостной концепции структурирования биологической материи (жизни).
Кроме того, следует еще раз отметить, что успешное самосовершенствование "Мыслящей субстанцией" без его реализаций в биологических формах жизни сопряжено с огромными трудностями. Более того, судя по всему, вышеописанный процесс - "без биологических оболочек" - самосовершенствования "Мыслящей субстанцией" может быть невозможным в принципе.
Примечание: предлагаемая концепция биологической формы жизни носит оригинальный характер. Однако, в некоторых своих положениях она находит подтверждение в некоторых теоретических разработках современных исследователей феномена жизни. Так, согласно А.А. Горбовскому:
"Советский исследователь, доктор биологических наук Б.М. Инюшин, в течение ряда лет разрабатывает концепцию "биоплазмы". Согласно его изысканиям, физическое тело биологического организма пронизано некой "холодной плазмой" - структурой, построенной на электронно-протонной основе. По мысли ряда исследователей, того биохимического материала, из которого построен мозг, явно недостаточно для того, чтобы он мыслил. Процесс мышления, считает доктор Б.М. Инюшин, совершается на уровне биоплазменной структуры. Само физическое тело биологического объекта строится на основании программы, которую несет такое биоплазменное образование. Иными словами, биологическое тело - вторичНО, оно - производное от биоплазмы"
(Горбовский А.А., "Иные миры", Москва, Из-во "Общества по изучению тайн и загадок земли", 1991)
Из всего вышесказанного вытекает основное доказательство теоремы, сформулированной нами вначале главы:
Доказательство теоремы
Так как биологическая форма жизни имеет фантастически сложную структуру внутренней организации и в принципе не могла случайно возникнуть в одной отдельной (изолированной от внешнего мира) точке Большой Вселенной (что было доказано выше), а так же учитывая то, что по приведенным выше доводам и обоснованным причинам в рамках предложенной концепции жизни "Мыслящая субстанция" (сознание, "душа") не может внутренне самосовершенствоваться вне биологических структур. Это связано с тем, при отсутствии биологической оболочки "Мыслящая субстанция" лишена всех каналов поступления новой информации. Более того, из многочисленных исследований земных биологов можно сделать вывод о том, что биологическая форма жизни является наиболее рационально устроенной и способна приспособиться практически к любым условиям внешней среды (пусть даже за счет достижений технократической цивилизации).
То есть, биологическая форма жизни является наиболее жизнеспособной и, следовательно, приоритетной формой самосовершенствования "Мыслящей субстанции". Причем, с высокой долей вероятности, не только на нашей собственной планете (что уже само по себе является бесспорным фактом), но так же и в любой точке Вселенной - при наличии в ней определенных "стартовых" физических условий для зарождения самого низшего уровня биологической жизни.
1. Сообщение СМИ ("ИТАР-ТАСС") от 02.09.2010г.: "Британский астрофизик доказал, что Вселенная возникла без участия Бога"
Существующая Вселенная "сама создала себя из ничего" благодаря закону гравитации, и Бог ей для этого был не нужен. К такому выводу пришел известный британский астрофизик и теоретик Стивен Хокинг.
Новый и во многом неожиданный взгляд ученого на появление мира содержится в его книге "Большой Проект", которая выйдет на будущей неделе в Великобритании. Выдержки из нее публикует сегодня лондонская газета The Times.
В своей новейшей работе Хокинг объявляет, что современная физика "не оставляет места для Бога" в процессе создания Веселенной. Она, по мнению ученого, создала себя сама, используя физические законы.
Тем самым он отказался от вывода своего выдающегося предшественника Исаака Ньютона, согласно которому мир не мог самостоятельно возникнуть из первичного хаоса лишь в силу одних физических законов. Для этого, по мнению Ньютона, была необходима высшая сила -- Создатель.
Как и ранее его соотечественник Чарльз Дарвин, писавший, что для эволюции биологических организмов "Бог не нужен", так и сейчас Хокинг пришел к аналогичному выводу относительно создания нашей Вселенной.
Еще некоторое время назад, отмечает британская радиостанция BBC, Стивен Хокинг не исключал возможность участия высших сил в создании материи и видел в Боге "потенциального создателя мира". Однако сейчас он изменил свою точку зрения.
Хокинг признался, что идея о саморазвитии Вселенной пришла к нему в 1992 году, когда была обнаружена схожая с нашей Солнечной системой новая планетарная система. "Я понял, что мы не являемся уникальным явлением в космосе", -- пишет ученый.
"Ответ на вопрос, нужен ли Вселенной Создатель, -- нет, не нужен", -- считает астрофизик. "Большой взрыв, который привел к появлению известного науке современного мира, не требует "божественной руки". Он представляет собой неизбежные последствия физических законов", -- утверждает Хокинг.
Одновременно 68-летний британский астрофизик заявил, что современная наука находится в преддверии революции, когда будет создана единая теория, объясняющая все фундаментальные основы физического мира и бытия. При этом, по мнению Хокинга, открытие будет сделано в рамках М-теории, которая предполагает наличие параллельных миров и многочисленных физических сил, неизвестных еще современной науке.
2. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ (концепция) ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
http://fishki.net/1246721-glavnaja-tajna-so-znanija.html?mode=recent, 24 февраля 2014.
По мнению современных ученых и самых разных областей естествознания "Сознание" подразумевает осведомленность, то есть субъективный опыт восприятия внутреннего и внешнего миров. Кроме того, Сознание подразумевает наличие таких свойств, как: ощущение себя, чувства, способность выбора, управление добровольным поведением, память, мысли, язык и, наконец, внутренне порождаемые образы (когда мы закрываем глаза, к примеру, или когда занимаемся медитацией).
При этом, именно сознание определяет само наше существование. Ибо от сознания зависят наши взгляды на реальность -- как на окружающую нас Вселенную, так и на самих себя. Иначе говоря, для человечества в целом представляется не только полезным, но и насущно необходимым иметь подлинно научное знание о природе сознания. То есть такое знание, которое формулируется не в виде мутных и невнятных рассуждений философов, а строгим языком физики и математики. Именно такие исследования -- пытающиеся анализировать и моделировать работу сознания на основе ясного физико-математического инструментария -- начали более-менее регулярно отмечаться в науке к концу XX века.
Но прежде чем переходить к рассказу о новейших результатах исследований Роджера Пенроуза и Макса Тегмарка, целесообразно ненадолго перенестись на полтора столетия назад, к страницам истории науки века девятнадцатого.
Материя разума
Англичанин Уильям Кингдон Клиффорд (1845--1879):
По убеждению Клиффорда, фактически все, что человек воспринимает в окружающем мире как материю и ее движение, на глубинном уровне реальности является в действительности локальными искривлениями пространства и их перемещениями наподобие волн.
Осмыслив и быстро приняв теорию биологической эволюции Дарвина, Клиффорд столь же революционно подошел к формулировке научного взгляда на природу сознания. Если совсем вкратце и упрощенно, то цепь его рассуждений выглядела примерно так:
Сознание присутствует в человеке; человек эволюционировал из неорганической материи; следовательно, неорганическая материя также имеет в себе элементы сознания.
Такого рода первичный элемент сознания у всякой материи в терминологии Клиффорда получил название mind-stuff, что можно перевести как "вещество разума" или "материя разума". Если развивать эту идею чуть подробнее, то в своей основополагающей работе на данный счет сам Клиффорд определял mind-stuff следующим образом:
"Тот элемент, для которого даже простейшее чувство является сложным, я буду называть материей разума. Движущаяся молекула неорганической материи не обладает разумом или сознанием; но она обладает небольшим фрагментом mind-stuff, то есть материи-разума.
Когда молекулы скомбинированы вместе таким образом, чтобы сформировать оболочку медузы, те элементы материи-разума, что сопутствуют молекулам, комбинируются для формирования неуловимых начал Чувствования.
Когда же молекулы оказываются скомбинированными так, что формируют мозг и нервную систему позвоночного организма, то соответствующие элементы материи-разума в подобающей комбинации формируют и некоторого рода сознание. Ну а когда материя принимает сложную форму живого человеческого мозга, то соответствующий комплекс материи-разума обретает форму человеческого сознания, имеющего интеллект и волю..."
Если вкратце, то концепция (Клиффорда) состоит в том, что разум -- это единственная окончательная реальность: но не разум, как мы его знаем в сложных формах осознаваемых чувств и мыслей, а как более простые элементы -- из которых мысли и чувства выстраиваются. Гипотетический конечный элемент разума, или "атом материи мысли", в точности соответствует гипотетическому атому материи - будучи исходным фактом или началом, для которого материальный атом является проявлением. Иначе говоря, разум организован в сознание и во все остальное, что есть в мире...
Подводя же итог, концепцию Клиффорда можно свести к идее о том, что "Вся Вселенная целиком состоит из материи разума"...
Место сознания во Вселенной
Переходя к обзору свежих публикаций, посвященных исследованиям сознания с позиций современной физико-математической науки, начать следует с большой обобщающей статьи -- очередной совместной работы физика-математика Роджера Пенроуза и нейробиолога-анестезиолога Стюарта Хамерофа, носящей название "Сознание во Вселенной. Обзор теории Orch OR" (данный обзор опубликован в научном журнале Physics of Life Reviews, [6]).
Суть "теории Orch OR", или "Оркестрованной Объективной Редукции (квантово-волновой функции)" заключается в следующем:
В середине 1990-х годов Хамероф и Пенроуз выдвинули предположение, что сознание устроено и работает на основе биологически организованных или, иначе, "оркестрованных" когерентных квантовых процессов, происходящих в скоплениях особых структур-микротрубок внутри нейронов мозга.
Данное предположение обосновывалось двумя важнейшими факторами.
Во-первых, по убеждению авторов, сознание человека -- с его интуицией и способностью решать алгоритмически невычислимые задачи -- в своей работе гораздо больше походит на квантовый компьютер, нежели на обычную нейросеть.
Во-вторых, в нейронах мозга обнаружены специфические структуры, микротрубки, элементы которых переключают свое бинарное состояние со скоростью, необычайно высокой для биологических систем, -- порядка наносекунд. Иначе говоря, был выявлен очень подходящий кандидат на роль "кубита", то есть базового вычислительного элемента в квантовых компьютерах...
В основу теории Orch OR заложено предположение, что процесс сознания состоит из череды дискретных моментов, каждый из которых -- это "оркестрованный" квантово-вычислительный процесс, прерываемый "объективной редукцией", или OR. Иначе говоря, специфическим событием или действием, укорененным в квантовых аспектах тонкой структуры геометрии пространства-времени в области элементов микротрубок. Фактически таким образом через микротрубки цитоскелета происходит соединение квантовых операций и процессов нейроактивности мозга.
В стандартной квантовой механике процедуру редукции R принято трактовать как действие измерения на квантовую систему -- то есть такое действие, которое переводит систему из квантового состояния суперпозиции в классическое однозначное. Иными словами, при квантовой суперпозиции двух состояний через такое измерение R эти два состояния становятся "различимыми". Выражаясь технически, редукция квантового состояния или "коллапс волновой функции" вероятностно заменяют суперпозицию одним или другим из этих альтернативных состояний.
Гипотеза же Пенроуза об OR, или "объективной редукции", напротив, предполагает, что R -- это не фикция, а вполне реальный объективный физический феномен, причем независимый от наблюдателя. Более того, именно OR является тем "неуловимым" и плохо понимаемым в физике моментом, который обеспечивает "мост" между квантовым и классическим мирами.
Развивая идею о природе OR далее, к виду "Оркестрованной OR", Пенроуз приходит к идее, что буквально каждое действие "объективной редукции", происходящей в природе с квантовой частицей при ее переходе в состояние классическое, сопровождается также и моментом "протосознания". Фактически материя сама себя "наблюдает", фиксируя каждую дискретную перемену в своих состояниях. И чем более сложно организованным оказывается комплекс из частиц материи, тем более "осознанным" является это наблюдение. Поясняя эту идею, авторы говорят, по сути, примерно те же вещи, что и Уильям Клиффорд о mind-stuff полтора века назад, но только уже в иной терминологии:
Эти события OR можно было бы мыслить как элементарные составляющие "субъективного опыта" материи, или qualia. Однако гигантское большинство всех таких событий происходит без того, чтобы быть частью какой-либо когерентно организованной структуры, так что соответствующий материал обычно тотальным образом ведет себя как просто случайное поведение в квантово сцепленной среде. Соответственно, обычно не происходит никакого существенного накопления опыта, связанного с этими повсеместно распространенными событиями протосознания.
Однако данные моменты протосознания оказываются примитивными ингредиентами реального полноценного сознания, когда они надлежащим образом организованы вместе в когерентное согласованное целое.
Согласно концепции авторов, описанный ими механизм "оркестрованной активности OR (Orch OR)" следует рассматривать как результаты деятельности мозга в моменты сознательной осведомленности (осознания реальности) и/или выбора следующих действий.
Математически данная операция OR соотнесена с фундаментальными основами квантовой механики и геометрии пространства-времени. А это дает основания предполагать, что в механизме Orch OR имеется взаимосвязь между биомолекулярными процессами мозга и базовой структурой всей Вселенной. Если же формулировать этот вывод в чуть более сильных выражениях, то авторы приходят к заключению, что "сознание играет во Вселенной базовую, внутренне присущую (intrinsic) роль". Переходя в своем обзоре к обсуждению этой сильной и, прямо скажем, весьма неортодоксальной для современной науки концепции, авторы оценивают ситуацию следующим образом.
Относительно происхождения и места сознания во Вселенной
на данный момент можно выделить три таких существенно различающихся точки зрения.
(А) Сознание -- это не есть некое самостоятельное независимое качество природы. Если говорить о сознании в терминах обычных физических процессов, то оно возникает как естественное эволюционное следствие -- в процессе биологической адаптации развивающихся мозга и нервной системы.
Фактически сейчас это тотально доминирующая в науке точка зрения: что сознание возникло как свойство сложных нейронных вычислений мозга в процессе длительной эволюции организмов. С эволюционных позиций сознание часто рассматривается как несущее преимущества тем видам, которые им располагают. Но в целом, согласно этой точке зрения, сознание вовсе не является неким основополагающим свойством или базовой особенностью Вселенной.
Короче говоря, для лагеря "Науки / Материализма" сознание не имеет никакой особо выдающейся роли.
(B) Сознание -- это совершенно отдельное качество природы, отличающееся от физических действий и не управляемое физическими законами. Такое качество, которое было во Вселенной изначально и присутствует в ней всегда.
Тоже широко распространенная точка зрения, характерная для идейных течений самого разного рода -- от декартова "дуализма" до ортодоксального религиозного мировоззрения и других духовных взглядов на жизнь. Все они подразумевают, что сознание присуще Вселенной по самой своей природе -- как "основа существования", "творец" или как компонент повсюду присутствующего "бога".
Согласно этой точке зрения, сознание может причинно влиять на физическую материю и человеческое поведение, но при этом -- с позиций "Дуализма / Духовности" -- сознание совершенно определенно лежит за пределами постижения наукой...
(С) Третья, пока что наименее широко представленная, точка зрения, согласно которой Сознание является результатом дискретных физических событий, присущих всей природе. Такие события существовали во Вселенной всегда -- как некогнитивные, протосознательные события, которые можно называть моментами редукции квантового состояния или квантовых "самоизмерений" системы. Такого рода события определенно действуют как часть точных физических законов природы, но только законы эти пока еще полностью нами не поняты.
Суммируя эту (третью) позицию вкратце, можно говорить, что сознание -- это внутренне присущая особенность действия во Вселенной и неотъемлемо важный ингредиент физических законов природы. Законы эти пока еще полностью нами не постигнуты, но нет оснований сомневаться, что в конечном счете они также могут быть описаны стандартными методами науки.
Сознание как состояние материи
Шведско-американский профессор физики Макс Тегмарк наиболее известен в мировом научном сообществе как специалист по космологии. [7]
Тегмарк за последние годы в несколько эпатажной манере сформулировал собственную "Окончательную ансамбль-теорию всего", построенную на основе одного-единственного постулата: "Все структуры, существующие математически, также существуют и физически".
В январе 2014 года Тегмарк опубликовал еще и статью "Сознание как состояние материи" (Max Tegmark, Consciousness as a State of Matter, arXiv:1401.1219), в которой совершенно всерьез делается заявка на выстраивание полноценной математической формализации для устройства и работы сознания.
Суть подхода Тегмарка -- думать о сознании как о еще одном состоянии материи, таком как твердое тело, жидкость или газ:
"Я предполагаю, что сознание может быть понято как еще одно состояние материи. Точно так же, как существует много типов жидкостей, имеется множество типов сознания".
Интересно отметить, что (как и в теории Пенроуза -- Хамерофа) новый подход Тегмарка к сознанию пришел извне физического сообщества -- главным образом от ученых-нейробиологов, таких как Джулио Тонони (Giulio Tononi) из Университета Висконсина, г. Мэдисон.
В 2008 году Дж. Тонони выдвинул предположение, согласно которому система, демонстрирующая сознание, должна иметь две базовые специфические черты.
Во-первых, такая система должна иметь способности к хранению и обработке больших объемов информации. Иными словами, сознание по сути своей является феноменом информации.
Во-вторых, эта информация должна быть интегрирована в единое целое, так что оказывается невозможным разделять ее на независимые части. Данная особенность отражает тот вытекающий из нашего опыта факт, что каждое явление сознания -- это единое целое, которое невозможно разложить на отдельные компоненты.
Когда принимается во внимание, что речь идет о феномене информации, сразу же следует, что система сознания должна иметь возможности как для хранения информации в памяти, так и для ее эффективного извлечения. Она также должна быть способной обрабатывать эти данные, примерно как компьютер, но только такой компьютер, который является намного более гибким и мощным, нежели те устройства на основе кремниевых схем, с которыми мы знакомы лучше всего.
В своих построениях Тегмарк позаимствовал у других авторов термин "компьютрониум" (computronium) - чтобы описывать материю, способную делать такого рода вещи.
В одной из более ранних работ на эту тему Тегмарк отмечает расчеты, демонстрирующие, что наши нынешние компьютеры не дотягивают до теоретических пределов компьютерной мощи, заложенной в материи, примерно на 38 порядков величины. (Иначе говоря, теоретически у нас еще есть возможность повышать производительность вычислительных систем -- или искусственных "систем сознания" -- в количество раз, исчисляемое единицей с 38 нулями.)
Далее Тегмарк переходит к обсуждению несколько более замысловатой идеи -- о "перцептрониуме" (perceptronium), определяемом как "наиболее общее понятие о субстанции, которая субъективно ощущает себя самоосознающей". По определению Тегмарка, эта субстанция должна не только быть способна к хранению и обработке информации, но и делать это таким образом, который формирует из нее единое, неделимое целое.
Развивая логику данной конструкции, автор заключает, что это также требует для системы сознания и "определенное количество независимости, благодаря которой динамика информации в ней определяется скорее изнутри, нежели снаружи".
Таким образом на данный момент в современном обществе в принципе превалируют три кардинально различающихся точки зрения в отношении происхождения и места сознания во Вселенной.
ЧАСТНОЕ ПРИлоЖеНИЕ к доказательству теоремы:
Используя вышеприведенное доказательство теоремы, а также тот факт, что природа не терпит расточительства и стремиться во всем к соблюдению минимума энергии в любом процессе, мы приходим к неутешительному выводу о том, что если бы на нашей планете существовала иная, не белковая форма жизни, более совершенная в вопросах внутренней самоорганизации, то она бы очень быстро подавила белковую форму жизни (ведь у природы нет никакого резона поддерживать такую архисложно организованную форму жизни, как наша, если есть реальная возможность пойти более простым и рациональным - хотя бы с точки зрения экономии ресурсов и энергии - путем) и полностью оккупировала бы всю планету.
При наличии на первом этапе наравне с белковой формой жизни менее совершенного способа (формы "псевдо-жизни") самосовершенствования "Мыслящей субстанции", картина "всеобщего подавления" идеально повторяется, только теперь в роли цивилизационного "агрессора" выступает уже наша, белковая, форма жизни.
Библиографический список по разделу:
1. Академик АН СССР Опарин А.И., "Происхождение жизни". - Москва, Воениздат ВМ CCCP, I953
2. Горбовский А.А., "Алгоритм Вселенной?". - Сборник"Факты. Гипотезы. Догадки", Москва, "Знание", 1988
3. Мартынов А. В., "Исповедимый Путь. Философские этюды". - Москва, Из-во "Прометей", МГПИ им. Ленина, 1989