Посмотришь на аннотацию в книжке и скривишься в недовольном "Фи" - опять девушка из нашего мира попадает в неприятности где-то там, амбиций у нее больше, чем ума, и вообще, образ пустышки-постебушки уже в печенках сидит. Но не стоит попадать в эту ловушку, умело расставленную автором для тех, кто никаких книг, кроме Мэри-Сьюшных сказочек, не читает.
Главная героиня банально не помещается в традиционные рамки. Наперекор придуманному кем-то канону в фэнтези-мир попадает грузная бабища тридцати лет от роду. Правда, согласно традициям жанра, у нее не устроена личная жизнь. Но этому есть причины - и на лицо не вышла, и фигурой... не каждому приглянется колобок 180-120-180! Только Татьяна не расстраивается, эта непосредственная, добрая в глубине души женщина, намного интереснее и привлекательнее как человек.
Если верить утащившему Татьяну из нашего мира магу Леону, то жить несчастной оставалось от силы сутки. На следующий день на нее и ее подругу Альку напал бы наркоман и убил бы торговок за рубль-двадцать. Но Татьяне, якобы, повезло: ее избрали кандидатом в невесты короля Радима. Нужна самая малость: добраться до дворца, выиграть конкурс и пойти под венец. Ничего удивительного в этом нет: король выбирает себе жену из самых безобразных и самых толстых женщин со всех миров.
И только в конце пути Татьяна узнает истинную цель отбора и то, что ждет ее в случае выигрыша. Сбежать она тоже не может, т.к. в этом случае Хранитель, дабы не нарушать равновесие в мире, убьет ее.
Вот так и начинается приключение торговки Татьяны, не очень сильного мага Леона, возжелавшего получить немало денег за предоставленную невесту, его орка Ярынга и встреченной в самом начале пути Амазонки. Странно как-то получается: маг перетащил в свой мир человека, но в последующих эпизодах Леон выставляет себя неумехой и достаточно слабым магом. Наверное, исчерпал все силы при перемещении Татьяны.
Главная героиня, в отличие от многих персонажей подобных историй, не издевается над своими спутниками, не подстраивает им якобы смешные подлянки и не пытается учить их народной мудрости с планеты Земля. Ей не до этого. За ней постоянно следит Леон и старается обучить всему, что может потребоваться на королевском отборе. Конечно, не обходится и без неприятностей, из которых компания выходит, не всегда без потерь, но не всегда и благодаря Татьяне, на которую не действует местная магия. Почему героиня обладает таким свойством, автор не говорит, только намекает в эпилоге, что Татьяна должна сама понять это.
Немного затянутой и скучной кажется вторая часть романа, в которой несколько невнятно описано обучение героини. И только после визита Татьяной леса, в котором она нашла артефакт Хранителя (его носки), действие начинает стремительно развиваться.
Ударная часть - третья. Тут мы узнаем о цели путешествия через весь мир и о том, в чем же заключается отбор короля. Как и следует ожидать, по сложившемуся канону, героиня не желает выходить замуж за названного жениха. Но напомним, Татьяна - не стерва, которой не хочется создать семью! Наша героиня не мечтает ни о славе, ни о новых неприятностях, дабы мечом помахать. Причина оказывается простой - жених коварен, и планы его низменны.
Но самое интересное то, что ни один из персонажей романа не ушел обиженным. Все герои разбились по парам, живут долго и счастливо. И даже Альке с Черкизовского рынка нашелся принц на коне. Да-да, очень волновала судьба девушки: слишком быстро Татьяна забыла о грозящей подруге опасности, однако, сама же вспомнила, когда зашла речь об исполнении заветных желаний.
В итоге получилась довольно интересная книга-путешествие о женщине, которой хочется хоть капельки счастья. И она получает его намного больше, потому что заслужила. Удел женщины - семья и дети, а не подвиги и издевательства над эльфами. И муж не обязательно должен быть первым красавцем на селе, главное, что он любимый! Татьяна ведет себя как нормальный взрослый человек, как сформировавшаяся личность. Да, она груба, тяжела на руку, но такой ее сделала нелегкая жизнь в столице нашей Родины. Но в то же время она весела и непосредственна. У нее нет комплексов. А если речь заходит о спасении чьей-то жизни, она всегда готова прийти на помощь. Читая, забываешь, что Татьяна не очень красива и полна. Хорошего человека должно быть много, и он красив душой. Как бы ни были красивы лейны и рыжие вольха-клоны, но душа у них в большинстве случаев оказывается пустой. В книге Малиновской Татьяна в первую очередь - человек, а лишь во вторую - героиня, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.
Иногда, правда, бросаются в глаза несколько наивные, наигранные ситуации, чрезмерно простые решения и рояли, припрятанные в кустах. В тех же эпизодах несколько страдает и язык повествования: сух и схематичен, последовательность действий - словно план. Но спишем это на дебют автора, надо сказать, очень достойный дебют, и отправимся читать "Танец над бездной", еще один роман автора, написанный несколько в другом ключе и вышедший в серии "Магия фэнтези".
А этой книге 7.5 из 10.
"Летопись безумных дней"
Странно, что эта книга вышла в серии юмористической фэнтези, потому что смешной ее назвать весьма сложно. Но хорошо, что она издана.
Книга рассказывает нам о наследнице престола Дареора, госпоже Элизе, которую на тысячу лет отправили в ссылку в наш мир. Последней инкарнацией женщины стала девушка Лена, биолог по образованию. В теле 25-летней девушки и находит нашу героиню ее муж Мердок (спойлер) и возвращает на родину.
Элиза ничего не помнит. Только причиной тому не амнезия и даже не пребывание в Запретном мире. Девушке нужно вспомнить все, чтобы вновь стать собой. И путь этот оказывается не из легких. Дело в том, что в прошлом Элиза совершила немало убийств и чуть не свергла с престола родного брата. Однако только в конце романа выясняется, что героиня наша - жертва обстоятельств. Кто подставил ее и для чего - вот что приходится выяснять девушке и ее мужу, который выступает в роли личного телохранителя.
Книга состоит из трех частей. В первой - Лена/Элиза возвращается на родину, где ее тут же поджидают "доброжелатели". Эта часть очень сильно напоминает "Лабиринты Ехо" Макса Фрая, но во многом все же отличается от известного 10-томника. Автору удалось создать своеобразный мир, живущий по собственным законам, а не параллельно перенести наработки Светланы Мартынчик в свой роман.
Во второй части совершается еще одно покушение, не отличающееся изощренностью от первого. И только в третьей мы узнаем истинные причины всех бед, происходящих с главной героиней.
История получилась довольно оригинальной. Автор отошел от классической схемы "генератора фэнтези" и придумал свой сюжет. Никто никуда не спешит, персонажи живут в обычном городе, ходят на работу, официальные приемы, ну, и конечно, решают свои немаленькие проблемы. Радует и то, что героиня не всемогущая, она слабая женщина, нет, даже ослабленная. Да, она способна убить одним ударом меча. Если сесть с лупой и пройтись по тексту, возможно, найдутся и музыкальные инструменты в кустах. Но Элиза не вызывает раздражения. Она живет так, как жила бы Лена в Москве. Она не пытается самоутвердиться и стать величайшей из великих. Скорее, она боится всего, что происходит с ней.
Но на этом, увы, хорошее заканчивается. Сейчас будем автора ругать.
Первое - в тексте не чувствуется атмосферы мира. То ли это копия современной действительности без машин, то ли это средневековье, то ли что-то еще - не совсем ясно. Словно мы попадаем в некую абстракцию, где антураж выбирается по правилу "Как удобнее автору".
Второе - Управление, в котором работает Мердок, получилось невнятным. Кроме Лионоры, других коллег мага просто-напросто не запомнить. Тут просто хочется вспомнить Джуффина Халли и его команду. Десяток бравых ребят, которых ни с кем не спутаешь. К сожалению, у Елены пока не получилось создать ярких образов.
Третье - слишком все просто происходит. Кажется, что роман - это игра трех великих людей, до которых остальному миру словно нет дела. Пустые улицы города, странные приемы у императора, тихие коридоры управления... - все это только обедняет роман, делает его схематичным, как решение поставленной задачки. Опять же вспоминается правило - "А автору так удобнее".
Четвертое - очень не понравились тысячелетние жизни. С годами приходит опыт, а персонажи ведут себя как обычные молодые люди 20-30 лет от роду. И как-то забывается, сколько лет Мердоку, да и что Элиза - не 25-летняя москвичка, а 1000-летняя барышня, и что сын ее уже не молод. Не чувствуется, что персонажи (причем, все!!!) накопили какую-то мудрость с годами. Такое чувство, что они просто плыли по течению, принимая жизнь как должное, совершенно не развиваясь. Да и мир вокруг не подразумевает столь длительного существования. Или это опять же следствие недостатка атмосферы (замечание 1). Этот пинок я считаю наиболее существенным из всех приведенных выше.
Хотя, напоследок я оставила еще одну сладкую конфетку. Очень порадовала концовка: сильная и чувственная. И хочется узнать, что же будет дальше.
6.5 из 10.
"Танец над бездной"
Это единственная (надеюсь, что пока) книга автора, которая вышла не в юмористической серии. И, между прочим, прочитав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что Елена прекрасно может написать не только веселые безбашенные истории, но и серьезные драматические романы. В книге легко улавливается стиль автора. Кому-то, возможно, навеет тоски однообразие: главная героиня - девушка, ее основной оппонент - император (даже титул не меняется), а еще есть поддержка в лице заботливого, но подловатого родственника. Тут вспоминается и "Летопись безумных дней", и даже "Наперекор канонам". Но одну и ту же схему Елена в каждой книге разворачивает по-своему, красит в разные цвета и преподносит своей героине во все более серьезные проблемы. Хотя... если я открою следующую книгу, и в ней будет та же схема, боюсь, мне придется зевнуть и отложить ее в сторону. Отсюда следует намек автору - может, стоит следующие книги писать по видоизмененной схеме, а? А то эта излюбленная в разных вариациях слишком четко прослеживается.
Детство главной героини романа, Эвелины, проходин на далеком от столицы острове Лазурь. Родители ее бежали от опасности и прятались на краю мира, желая тут найти мир и спокойствие. Но и тут смерть отыскала их. Мать умирает при родах, отца при загадочных обстоятельствах убивают спустя десять лет. А о несчастной девочки, против которой ополчилась вся деревня, заботится только местная колдунья. Но настает тот час, когда Эвелина узнает, что она потомок знатной семьи, и что на материке у нее есть очень много добрых родственников и... врагов. Она возвращается в родной гнездо и сразу же ее отправляют на обучение в Академию.
Нет, там не просто учиться, нелегко и выжить. Ученик может погибнуть во время тренировки, во время экзамена. И все это время с девушки не спускает глаз император. Он берет ее в личные ученицы. Хотя и говорят, что император очень редко берет себе учеников. Тренировки с правителем непросты. Сплошь и рядом унижение, избиение, она живет в условиях, которые хуже спартанских. Но с другой стороны ей уделяется немало внимания, и Эвелина даже влюбляется в императора, не понимая, что играет с огнем.
Поэтому и более обескураживающей оказывается для нее правда: кто убил ее родителей, кто покушался на нее, и кому она нужна была не сильной личностью, а бездушной куклой, забывшей о своем тяжелом, но все же пережитом прошлом. Император не учел одного: он воспитал в Эвелине сильную женщину, которая между смертью и подчинением выбрала третий вариант. Какой - читаем книжку, и узнаем. И так уже много спойлеров написала.
Начиная читать роман, я была от него в восторге. Эпизод за эпизодом он читался быстро и увлекал все больше и больше. До последней страницы я так ни разу не зевнула. Тут нет лишних эпизодов и затянутых сцен. Однако есть такой известный польский писатель Анджей Сапковский... Так вот, в "Танце" то и дело прослеживаются явные заимствования сюжета. Скорее всего это произошло на бессознательном уровне, когда впечатленный сагой о Цири и Геральте автор решил написать что-то свое в этом же духе. А вот в первой части есть еще и какие-то сходства с "Волшебником Земноморья" Ле Гуин.
Вообще, качество романа достаточно высоко, поэтому откладывать его из-за заимствований не стоит. Это не жалкое подобие классикам, а все-таки вполне достойная вещь.
Из недостатков книги, пожалуй, следует выделить некоторую странность школы. Конечно, автор объясняет, почему Эвелина не общается с сокурсниками, но все равно создается впечатление, что школы пустует, даже наставники появляются нам только на время экзаменов, а главная героиня тренируется только с родственником и с императором. Получается этакий междусобойчик, отсутствие внешнего мира. Оно и понятно, автор акцентирует на Эвелине, но до такой степени выделять ее из среду тоже не стоит, потому что складывается впечатление о девушке как об асоциальном элементе.
Еще одной странностью является любовь Эвелины. То ли она так хорошо маскировала чувства, что автор только пару раз обмолвился об этом. То ли чувства эти были не настолько сильны.
Ну, и третье, обряд инициации. Вообще, идея неплохая. Реализация, кстати, тоже. Написано обо всем, но в то же время, ни капли пошлости. Может, это просто мое занудство и желание проработать все до мелочей тут забеспокоилось, но мне интересен один частный случай: а что, если у кого-то из девушек в день инициации будет не совсем подходящее для этого состояние? Как я понимаю, в Академии учится достаточно много людей, и день инициации не согласуется с состоянием здоровья учеников. Да и с природой не поспоришь. Но это не замечание, это мое пошлое любопытство.
Очень редко сейчас издают действительно качественное фэнтези. Может, читая эту книгу, и возникает некоторое чувство дежа-вю, но написана она очень качественно и увлекательно, да и концовка очень достойная. Поэтому читать рекомендую.
9 из 10.
'Безымянный бог'
Перед нами продолжение саги об Эвелине, которой предначертано стать матерью великого. Девушка бежит от деспота, императора Дэмиана. Властолюбивый эгоистичный правитель хочет любой ценой стать отцом для ребенка, о котором говорится в пророчестве. Но девушка любит свободу, ей не по душе условия императора, который желает удерживать ее силой. И она сбегает. Далеко-далеко. На Запретные острова. Некоторое время Эвелина живет среди людей, помогает им. Но однажды, спася мальчика от морского чудища, она попадает в немилость деревенских жителей. Пусть мальчик и спасен, но морские чудища, не получив жертву и потеряв своего собрата, теперь будут еще долго мстить тем, кто живет в этой деревне. Гордая Эвелина не желает выслушивать оскорблений и уходит в другое поселение. Но по дороге туда она попадает в неприятность. Иначе ж это не Эвелина. Два человека загнали оборотня и собирались его убить. Не разобравшись в сути дела, девушка встает на защиту оборотня и чуть не убивает загонщиков. Однако после того, как ей вкратце описали опасность перевертыша, она уже выступает против зверя. Тяжело раненой приносит ее загонщик в свой дом... Так начинается эта история. История о том, как Эвелина и Далион (так звали этого человека) строили свои отношения и как печально все потом закончилось. Любителям спойлеров лишь скажу, что главные герои все живы и, надеюсь, мы еще встретим их в следующей книге.
'Безымянный бог' стал своеобразным дополнением к первой книге цикла. В свете этого романа 'Танец над бездной' получил много преимуществ. Начнем с главного из них. Эти две книги словно одна противоположность другой, инь и янь, добро и зло. Когда в 'Танце' Эвелина оказывается рядом с эгоистичным деспотом, в 'Боге' рядом с ней мужчина сильный, целеустремленный, но понимающий ее чувства. Он дает девушке понять, что способен на все, но в то же время раз от раза делает ей поблажки. Страница за страницей... Далион постепенно входит в доверие к главной героине. И, в отличие от императора, ему совершенно не нужно исполнить пророчество, даже если он знает о предназначении девушки. Если бы они с Эвелиной и стали бы близки, то в первую очередь думали бы о своем счастье, о том, как все вокруг хорошо, а о пророчестве - в последнюю очередь.
Два мужчины. Совершенно разных и совершенно по-разному относящихся к женщине. Как много в этом общего с жизнью. Пожалуй, чуть ли не у каждой девушки найдется и Дэмиан, и Далион. Когда первому они покорялись и чувствовали себя униженными, второму - доверяли самые сокровенные тайны и не боялись этого. Пусть кто-то и скажет, мол, фэнтези, выдуманный мир. Но чувства-то и типажи абсолютно те же.
Остальные персонажи тоже весьма хороши и ярки, как и в остальных романах Елены в них нет никакой картонности и наигранности. Они живут в книге, что не может не радовать.
Единственным, что меня несколько разочаровало в книге, стала концовка. Прочитав последнюю строчку, я задумалась: 'И что?' Что этой книгой хотел сказать автор, если не просто живописать полную противоположность императору. Да, порадовало то, что Далион не оказался тем самым Безымянным богом во плоти, что он не стал плести вокруг личности Эвелины свои интриги. Но завершенности нет, словно это не роман, а большая часть огромной книги: переверни страницу, а там продолжение. С одной стороны ясно, зачем нужна была эта книга. Это связующе звено между первой и третьей (финальной). Но как самостоятельное произведение 'Безымянный бог' может вызвать смешанные чувства. Вроде и композиция в порядке, и написано хорошо, и читать интересно. Но концовка чрезмерно открыта, поставлена там не точка, а очень длинное многозначительное многоточие.
Что же, посмотрим, что будет дальше. Обещает быть интересно: автор собирается, по всей видимости, свести властолюбивого эгоиста и простого смертного. Одного героиня ненавидит, другого любит. По логике вещей понятно, с кем должна остаться Эвелина. Но, боюсь, что автор отойдет от схемы с хэппи-эндом и введет третьего.
А еще очень интересно, что стало с Райей? А то сюжетная линия кажется оборванной. Или я тороплю события?
8.5 из 10.
"Конец игры"
Это завершающая книги трилогии про девушку по имени Эвелина. Тут раскрываются все карты, разыгранные в предыдущих книгах, и мы узнаем, о каком пророчестве шла речь и что в итоге станет с главными персонажами двух предыдущих книг. Тут мы снова встретимся и с дядюшкой Ронни, и с Далионом, и с его гончими, станем свидетелями интересных поворотов в их судьбах, а еще не забудем и о брате с сестрой, двух сиротах, которых разлучил император в середине первой книги. Будут и новые персонажи, достаточно яркие, чтобы их не забыть, но и не так подробно описанные, как главные герои, чтобы привязаться к ним.
Перед Эвелиной стоит выбор: либо золотая клетка и корона императрицы, либо неизвестность. И чем ближе мы подбираемся к концу книги, тем отчетливее видим, что выбора-то на самом деле и нет. Никто не в силах спасти девушку из красивой клетки. Нет, спаситель есть, однако имя ему смерть. А если и не смерть, то забытье.
Книга является непосредственным продолжением первых двух частей и вряд ли ее будет интересно читать, не зная предшествующих ей событий. Итак, в первой книге перед Эвелиной предстает император, во второй - изгнанник, и он преподносится читателю как полная противоположность. Для чего нужна третья книга? Чтобы расставить все точки над i, ведь не получится жить, скрываясь на Запретных островах в постоянном страхе за свою жизнь и свободу. Еще одна точка - именно в этой книге Эвелине приходится понять, что не такой белый и пушистый человек этот Далион, на которого по словам императора, она променяла власть имущего.
Ладно, что рассказывать о том, что написано в книге? Лучше все прочитать и узнать самим!
Напоследок только скажу, что это книга о выборе каждого человека, о внимательном отношении к жизни и окружающим тебя людям. Ну и, конечно, о том, что не стоит зацикливаться на единственных, казалось бы, трактовках пророчеств богов =) Ну и, конечно, о любви.
Особенно порадовала концовка: не прямолинейная и не пафосная, а открытая и многозначительная. Недомолвок в ней ровно столько, сколько достаточно читателю для того, чтобы разложить все случившееся по полочкам и понять, что могло произойти. Кстати, интересно, чьего ребенка носит под сердцем Эвелина? =)