Alternatiwa : другие произведения.

Авиапромышленник Глебов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:


Авиапромышленник Глебов

  
  -- В 1909 г. из Северо-Американских Соединенных Штатов в Россию вернулся Александр Алексеевич Глебов - наш соотечественник, сделавший в Америке успешную карьеру делового человека. Истоки своего богатства он никогда не афишировал. Но в газетах того времени то и дело муссировались различные слухи о накоплении Глебовым первоначального капитала. Самыми популярными версиями были: история с африканскими алмазами, заполученными отставным поручиком во время англо-бурской войны, и обвинение в незаконной золотодобыче в начале века на Колыме. Как бы там ни было, к моменту возвращения на родину Глебов владел в САСШ тремя заводами и был преуспевающим промышленником.
  -- В 1910 г. Глебов открыл в Екатеринбурге "УралВагонЗавод" по выпуску вагонов, сельскохозяйственной техники, тракторов и автомобилей.
  -- В 1911 г. Глебов открыл в Москве моторный завод. В этом же году он познакомился и крепко подружился с председателем совета директоров акционерного общества "Русско-Балтийский вагонный завод" Шидловским Михаилом Владимировичем.
  -- В 1912 г. Глебов заказал РБВЗ 10 бипланов С-6Б и 10 монопланов С-7 и открыл в Москве частную авиашколу имени П.А.Столыпина.
  -- В том же году Глебов открыл авиазавод в Москве и начал выпуск С-6Б и С-7 по лицензии.
  -- В 1913 г., когда Сикорский начал работу над "Грандом", Глебов уговорил Шидловского и Сикорского строить ещё один такой же многомоторный самолёт за его счёт. Затем "Гранд-2" использовался в качестве учебного самолёта для обучения пилотов многомоторных самолётов в Столыпинской авиашколе.
  -- В том же году авиазавод Глебова перешёл на выпуск новых самолётов конструкции Сикорского: бипланов С-10 и монопланов С-11 и С-12; и принял на выполнение от РБВЗ контракт на поставку 45 аппаратов этих модификаций для армии.
  -- На Московском моторном заводе начали выпуск лицензионных авиамоторов: "Аргус", "Гном" и "Гном Моносупап".
  -- В июне 1913 г. Глебов открыл первую частную авиакомпанию "Сокол", совершающую почтово-пассажирские перевозки на линии Санкт-Петербург-Москва.
  -- В том же году, как только в августе началась работа над созданием "Ильи Муромца", Глебов, не дожидаясь результатов испытаний, заказал РБВЗ пять аппаратов этого типа.
  -- В начале 1914 г. были открыты три новых завода в Харькове: авиационный, автомобильный и моторный. Авиационный завод был специально спроектирован под выпуск многомоторных аэропланов.
  -- В апреле 1914 г. после триумфального зимнего появления первого "Ильи Муромца" Глебову начали поступать заказанные "ИМы". Их тут же запустили на пассажирские авиаперевозки. "Сокол" открыл дополнительные авиалинии Санкт-Петербург-Киев и Санкт-Петербург-Варшава. Два "ИМа" стали совершать регулярные рейсы на Москву, по одному на новых маршрутах, один аппарат был передан в Столыпинскую авиашколу.
  -- В мае "Глебовский авиазавод" начал выпуск по лицензии С-22 "ИМ", предназначавшихся для уже имеющихся авиалиний и вновь открываемых: Санкт-Петербург-Харьков, Санкт-Петербург-Рига, Москва-Казань и Харьков-Севастополь.
  -- В апреле в Харькове была открыта вторая частная авиашкола.
  -- В июне на ХМЗ И ММЗ начали выпуск более мощных авиационных моторов отечественной конструкции.
  -- С началом войны Глебов добился разрешения от высшего командования и сформировал на базе своей авиакомпании два разведывательных добровольческих авиаотряда: по 2 "ИМ" и 10 лёгких аэропланов в каждом. В кратчайшие сроки оба Добровольческих авиаотряда были переброшены в распоряжение Северо-Западного фронта. Своей разведывательной работой Добровольческие авиаотряды способствовали успешному наступлению 1-й армии и предотвращению окружения 2-й армии.
  -- В конце августа Глебов поддержал идею Шидловского о создании Эскадры Воздушных Кораблей и помог воплотить её в жизнь. Командиром Эскадры был назначен Шидловский, которому было присвоен чин генерал-майора.
  -- Глебов передал в формирующуюся Эскадру Воздушных Кораблей (ЭВК) 10 аэропланов "Илья Муромец" и 40 лёгких аэропланов конструкции Сикорского. Это было безвозмездным пожертвованием на обороны страны. Ещё 2 "ИМ" и 10 С-10 были переделаны в гидросамолёты и переданы морскому министерству. С "ИМ" лейтенанта Лаврова они составили Отряд Воздушных Кораблей Балтийского флота.
  -- В сентябре 1914 г. оба авиазавода Глебова вышли на проектную мощность и стали выпускать по 6 С-22 "ИМ" и 10 одномоторных "Сикорских" каждый ежемесячно.
  -- Успешное применение "ИМ" на фронте: глубокая разведка вражеской территории, удачные бомбардировки войск противника послужило катализатором для быстрого развития тяжёлой авиации. В октябре ЭВК была разделена на отряды по 4 "ИМ" и 10 "Сикорских-маленьких " в каждом. Отряды действовали на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах. Учебный отряд и основная часть боевых отрядов располагались на базе Эскадры и вырабатывали под грамотным руководством Шидловского тактику действий многомоторных самолётов.
  -- К концу осени применение тяжёлой авиации достигло широкого размаха. Массированные, одиночные, ночные бомбардировки, глубокая разведка, экстренные перевозки срочных грузов - это далеко не весь перечень выполняемых "ИМ" задач. Эскадра уже состояла из шестнадцати авиаотрядов, которые вскоре пришлось свести в четыре авиабригады. Успешное применение тяжёлой авиации порой полностью парализовывало работу вражеского тыла. Противник был вынужден усиливать зенитное и истребительное противодействие. Часто в воздухе завязывались грандиозные воздушные баталии. Благодаря действиям ЭВК многие наступательные планы германцев и австрийцев были сорваны.
  -- К весне 1915 г. только в составе Эскадры действовало около 120 "ИМ". Каждой армии была придана авиабригада воздушных кораблей, одна авиабригада действовала на Кавказском фронте. По нескольку "ИМ"- гидросамолётов действовало на Балтийском и Черноморском флотах.
  -- В начале 1915 г. "Глебовские авиазаводы" были объединены с "Авиа-Балтом" (авиапредприятием "РБВЗ") в концерн "Росс-Авиа". В него же вошли Московский и Харьковский "Глебовские моторные заводы", а вскоре присоединились вновь запущенные авиазаводы в Симферополе и Твери. Началось строительство нового авиазавода концерна в Москве. Параллельно с производством отработанных серий на заводах "Росс-Авиа" приступили к выпуску двухмоторных истребителей дальнего действия С-18.
  -- К лету "Росс-Авиа" поставлял в Действующую армию по 30 "ИМ" новых модификаций ежемесячно. К началу июньского наступления на фронте действовало более 200 "ИМ". Артиллерийская подготовка наступления сопровождалась массированным применением авиации. В первую очередь воздушными налётами уничтожались базы вражеской авиации, штабы соединений, узлы связи, железнодорожные станции и мосты. В налётах "ИМ" участвовало от 4 до 16 многомоторных самолётов, сопровождаемых 10-40 истребителями. Противник ничего не мог противопоставить ударам русской авиации. На некоторых участках фронта, где противник смог удержать хорошо укреплённые позиции, были проведены бомбардировки с элементами штурмовки, в несколько заходов. Вражеские солдаты, не выдержав ада, в который они попали, панически бежали в тыл.
  -- В начале июля 1915 г. Армии Северного и Западного фронтов вышли на государственную границу. Войска Юго-Западного фронта, разгромив основные силы австро-венгерской армии, и захватив только пленными 320 тысяч человек, устремились к вражеской столице. Спешная переброска австро-венгерских дивизий с итальянского фронта и германских - с французского не смогла исправить положение. И главную роль здесь сыграло господство в воздухе русской авиации - к концу кампании на австро-венгерском театре военных действий действовало свыше 150 бомбардировщиков "Илья Муромец". Когда русские казаки ворвались в предместья Вены, император Франц-Иосиф направил к командующему Юго-Западным фронтом генералу Самсонову парламентеров. Австро-Венгрия капитулировала. Вслед за Австро-Венгрией сложила оружие и Болгария.
  -- 1 сентября 1915 г. одновременно началось наступление союзных армий на Германию. К этому времени русская авиация имела в своем составе свыше 1.600 самолетов, из них 860 - производства концерна "Росс-Авиа": 280 четырехмоторных бомбардировщиков "Илья Муромец", 160 двухмоторных истребителей дальнего действия С-18 и 420 одномоторных истребителей С-10, С-11, С-12 и С-16. Англо-французские войск понеся огромные потери, так и не смогли преодолеть глубокоэшелонированные оборонительные позиции немцев. Русская армия и здесь добыла для Антанты победу. Удары русской авиации способствовали прорыву наступающими фронтами германской обороны. Переброска вражеских резервов практически была сорвана непрерывными бомбардировками. Катастрофа коммуникаций повлекла за собой катастрофу фронта. Войска Северного фронта генерала Ренненкампфа заняли Восточную Пруссию. Корпуса Западного фронта генерала Алексеева соединились с передовыми дивизиями Юго-Западного фронта в сердце Пруссии - у стен Берлина. Великая война закончилась.
  -- После капитуляции Германии и подписания Брестского мирного договора концерн "Росс-Авиа" начал сворачивать производство, сосредоточившись на выпуске многомоторных самолётов гражданского назначения. Приоритет и отрыв в этой отрасли от производителей других стран был настолько велик, что "Росс-Авиа" вышел на международный рынок и стал поставлять свои прославленные многомоторные самолёты в страны Европы и Америки. Началась новая эра гражданского авиастроения.
  

(написано в 2000 г., обработано в 2005 г.)


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"