|
|
||
Восьмой день Петра Семёныча (панегерик Кеосаяну, но - с надзором) Тигран Кеосаян умер 26 сентября 2025 года после месяцев комы, что мне живущему за границей подтверждают сообщения The Moscow Times, RTVI и др. Решил посмотреть фильм "Семь дней Петра Семёныча" (2025) его последний (теперь это очевидно: в титрах Кеосаян - режиссёр и соавтор сценария, в основе - рассказ Маргариты Симоньян (тоже, судя по диагнозу, стоит уже в очереди на тот Свет) "Беламур", главная роль - Фёдор Добронравов. В начале - оговорюсь: живя долго за границей думаешь иначе, чем россиянин. Точнее - в одном смысле думаешь, как когда-то, когда жил здесь, с другой... Не буду утверждать, пока не закончу эту рецензию, которую пишу в потоке сознания. Да и нужно ли, вообще, это делать? Есть такое явление -= моря и океаны не смешиваются из-за разной плотности, температуры и солености воды, что создает явление, известное как галоклин. Такие места с "невидимой стеной" можно наблюдать, например, на границе Северного и Балтийского морей, а также между Атлантическим и Тихим океанами. Посмотрел. Пётр Семёныч проживает последний отрезок жизни так, как россиянин привык ждать электричку - на скамейке памяти, где прошлое приходит по расписанию, а будущее опаздывает навсегда. Диагноз служит будильником - он звенит, но не будит. Семь дней - это не неделя, а единица измерения совести, которой герой, кажется, давно не пользовался. Отсюда - лёгкая, почти анекдотическая меланхолия: жизнь как очередь, в которой все стоят за оправданием, а выдают - только тень*. * Психолог и философ Карл Юнг утверждал, что тень - это неизвестная тёмная сторона личности. Будучи инстинктивной и иррациональной, она склонна к психологической проекции (бессознательный механизм, при котором человек приписывает другим людям собственные нежелательные или неприемлемые мысли), в которой воспринимаемая личная неполноценность признаётся как воспринимаемый моральный недостаток в ком-то другом. В визуальном ритме повествования - провинциальная соната. Камера ловит побережье и лица, пережившие больше, чем показали. Добронравов, актёр естественного износа, достойно носит роль - как старый пиджак, в карманах которого ещё тепло от того, кто вытащил всё ценное. Кеосаян строит сцену из житейских осколков - соль, чай, разговоры, молчащий телефон, жалобы. Но соль тут не вкусовая - консервантом выступает телевизионная мораль, привычная как отбивная по пятницам. Сентиментальность - аккуратная, без истерик, но с тем самым бытовым надрывом, который в России, на мой взгляд, заменяет катарсис**. Это кино не столько снимают, сколько присваивают - под маркой привычки***. **У Карла Густава Юнга понятие катарсиса связано с процессом "конфронтации с бессознательным", который включает в себя болезненные переживания, видения и внутренние конфликты, приводящие к трансформации и личностному росту *** У Карла Густава Юнга не было "привычек" в том смысле, как они обычно понимаются, но были характерные аспекты его личности и рабочего процесса, связанные с его теорией психологии, включая: "Борьбу с бессознательным". В 1913 году у Юнга начался сложный период, когда он испытывал видения и слышал голоса, что привело к его "конфронтации с бессознательным": вызывал образы в бодрствовании, переживал видения, вёл диалоги с фигурами и фиксировал всё в "Красной книге" и "Чёрных книгах". Даты и процедура описаны Шамдасани и в материалах о Liber Novus. И он понял: невроз не уходит без реального решения и практики. Впрочем, идея "как плохие привычки исчезают" осталась недоработанной им - их нужно заменить другими привычками, но эта идея уже ближе к классической психологии привычки (традиция У. Джеймса). Сюжетная механика "Семь дней Петра Семёныча" - простая и потому рискованная: обратный отсчёт. Каждый день обещает маленькое прозрение - и уступает его маленькому оправданию. Память героя монтируется линейно, как вечерние новости: вначале про погоду, потом про людей. Оттого редкие метафорические находки кажутся не по адресу - будто в подъезд завезли рояль, а лифт так и не починили. Но в эти моменты картина дышит - и ясно, почему она возникла именно сейчас: у позднего Кеосаяна сентиментальность - это форма усталости. Он не спорит с реальностью - он её баюкает. Более строгий психоанализ содержания Позволю себе составить психологические портреты сценаристки и режиссёра по тексту фильма
Что работает
Что ломает инерцию
Итог Вывод P.S. Я назвал рецензию "Восьмой день Петра Семёныча" Название, на мой взгляд, работает сразу на нескольких уровнях: Иронический пласт Эсхатологический сдвиг Юнгианская отсылка Да, "Беламур" - почти наверняка игра слов, многослойная и намеренная. Или - бессознательная. Тоже - вариант. Ниже - возможные слои, удерживая все значения отдельно (кроме того, что это - вид лучепёрых рыб семейства карповых, единственный вид род****: ****В психолингвистике и теории коммуникации выбор слова, прямое значение (денотация) которого отличается от его культурно-ассоциативного значения (коннотация), используется для создания двусмысленности, иронии и глубины. Этот прием основан на коннотациях и создает амбивалентность восприятия. Именно это и делает название рассказа Симоньян "Беламур" таким удачным: оно простое, запоминающееся, но при этом несет в себе целый пласт скрытых смыслов, которые раскрываются по мере анализа фильма. Очевидная аллюзия: Беломорканал Беломор: Беломорско-Балтийский канал Маргарита Симоньян в своём рассказе (по описаниям и фрагментам) как раз и вводит героя, у которого вина есть, но она ни в чём конкретном. Назвать это "Беламуром" - значит замаскировать коллективную вину под что-то интимно-уютное. Псевдо-французская ласка: "Bel amour" Bel amour на французский манер - "красивая любовь" или "прекрасная любовь". Такая инверсия типична для официозной пропагандистской чувствительности: где боль прикрывается флером любви к Родине или "светлыми воспоминаниями". 3. Склейка двух несовместимых телесностей "Бело" - как цвет смерти, каналов, мороза. "Мур" как мурлыканье, ласка, нечто домашнее. Образ насилия, поданного в виде заботы. Сигареты "Беломорканал" Их часто курили в лагерях, фильтра не было, оставалась горечь. Если переводить в формулировку под одну (условно - "галоклин") линию: "Беламур" - это когда ГУЛАГ вспоминается как воспоминание о первой любви. Не потому, что он ей был, а потому, что другим уже не стал. Это идеология в пледе (или даже - в саване): тёплая, затхлая, с запахом сырости, которой давно пора было выветриться, но окна всё ещё на замке. В конце концов, Советская власть - это когда ты знаешь, что всё неправда, но живёшь так, будто не знаешь. Но ты не боишься - ты просто знаешь, как себя вести. Это не свобода - это полусвобода, замаскированная под ум. Советский человек, по сути, утратил субъектность, но был вынужден имитировать её. Он не знал, что хочет, но знал, что нельзя хотеть. Бессознательное знало: говорить = выдать себя. Теперь можно назвать всё своими именами: речь о первичном страх: быть замеченным. И вот почему уехавшие чаще вспоминают не ужас, а... тёплый свет лампы и вкус ржаного хлеба. Потому что травма была вписана в быт.
|
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"