"Я плакал, я смотрел и плакал над тем, как американские солдаты, рискуя своей жизнью защищают мирных иракцев. Боже это так трогательно, особенно дружба солдата и мальчика. СМОТРЕТЬ ВСЕМ, особенно тем, кто обвиняет Америку в агрессии против мирного народа, вы поймёте как заблуждаетесь."
КОМYHICT
Кто не стоял, потрясенный, перед "Черным квадратом" Малевича, кто не страдал, читая "Это я - Эдичка" Лимонова, кто не воспарял духом, видя Центр Помпиду, тому решительно незачем смотреть "Повелителя бурь" Кэтрин Бигелоу! Неспособность поймать черную кошку в темной комнате, неумение без труда вытянуть и рыбку из пруда, нежелание плевать в колодец перед тем, как пить его воду - вот та грань, что отделяет серую человеческую массу от людей творческих. Прогрессоров, к которым, вне всякого сомнения, относится и Кэтрин Бигелоу!
"Повелитель бури" - это "Прибытие поезда" сегодня! Прорыв за горизонт! Уже с первых кадров фильма становится ясно, что мы столкнулись с чем-то необыкновенным: к суперсовременному гусеничному роботу, напичканному электроникой, цепляют сзади тележку со взрывчаткой и у той, через пятьдесят метров движения по грудам щебенки, отваливается колесо. Вау! Подобный прием характерен для фильмов комедийных, призванный вызвать у зрителя смех нелепостью происходящего, демонстрация несерьезности, фарсовости ситуации. Но не так это у Кэтрин Бигелоу! Раз за разом, на протяжении всей картины она будет напластовывать одну несуразицу на другую, умудряясь не вызвать у зрителя даже тени улыбки! Террорист в белой рубашке посеет дикую панику среди американских солдат тем, что выйдет на улицу с телефоном! То, что для подрыва фугаса телефонным звонком вовсе не нужно рисоваться перед нервными американскими юношами, никому даже в голову не придет! Главный герой вытягивает из земли груду, соединенных общими проводами, снарядов как картофельный куст, даже не проверив их на "неизвлекаемость" - и это специалист, обезвредивший, якобы, свыше восьмисот взрывных устройств! Тот же молодец будет возиться с хитрой проводкой заминированной машины, обстрелянной и подожженной невесть откуда взявшимся террористом - ситуация, в которой логика абсолютно бессильна! Если пред нами радиофугас - какого дьявола возле него беснуется отморозок с "калашниковым"?! Если в багажнике машины лежат обычные снаряды - какого лешего героический сапер возится с проводами? И так на протяжении всего фильма - бросает ли главный герой дымовую гранату, вспоминает ли о забытых перчатках, врывается ли в дом в поисках убийц, устраивает ли ночной рейд по арабским кварталам в составе группы из трех человек - логики не ищите! Ее нет - ни в действиях американцев, ни в действиях тех, кто им противостоит. А диалоги - один другого краше! Главный герой объясняет полковнику!.. американской армии, почему не следует стрелять внутри "хаммера" - возможен рикошет пули... Ну, надо же! Кто бы мог подумать?! Тот же сержант делится с товарищами открытием - подрывник, сжегший бензовоз, возможно, сидит в кустах и смеется, а улицы расположены перпендикулярно... Чуть особняком стоят душераздирающие откровения американских воинов о том, как они не хотят умирать, любят жизнь и тому подобное. Ничего даже близкого тому, что льется из уст профессиональных солдат с многолетним опытом воинской службы, мне слышать не доводилось и от самых зеленых юнцов, далеко не по своей воле оказавшихся в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА). Да со стыда б сгорели! Кэтрин Бигелоу изображает американскую армию карикатурным сборищем блондинок, затурканных, запуганных до приступов морального эксгибиционизма, но столь мастерски, что они вызывают не смех, а жалость.
Но особую утонченность дама-режиссер проявляет в изображении, окружающего отличных американских парней, мира. Он враждебен настоящему человеку как воздух Пандоры. Он туп, злобен и нелеп. Те, кто его населяют - откровенные скоты! Таксист ли это, не подчиняющийся совершенно законному требованию американского сапера покинуть опасную зону - приходится расстрелять в хлам его машину и приставить ствол к виску, прежде чем тот начнет действовать хоть сколь-нибудь адекватно моменту; иракский ли подросток, бегущий по крышам с воздушным змеем в руках сразу после взрыва, разметавшего в клочья отца четверых детей; те ли, кто навешал на этого отца семейства тротиловых шашек и послал, против его воли!.. взорвать американских солдат; галдящая ли, всему мешающая, глазеющая или швыряющаяся камнями в американскую бронетехнику бесчувственная и бестолковая массовка... Единственным светлым пятном в этом беспросветном мраке выглядит фигурка арабского паренька по имени Бэкхем (другие имена, в том числе и главного героя, в памяти, почему-то, не отложились), торгующего нелицензионными дисками с порнушкой, но Бэкхема убивают террористы и во чрево его, шитое суровой ниткой, прячут пакет со взрывчаткой... С какой целью, так и остается вопросом.
В чем заслуга Кэтрин Бигелоу, столь высоко отмеченная американской киноакадемией? Приведу, в качестве иллюстрации, старый советский анекдот: дети стали приходить домой из детского сада и жутко материться. Родители идут к заведующей выяснять - что происходит? Та кивает на бригаду сантехников, производящих в детском саду ремонт - может они?.. Бригадир сантехников оправдывается: "Да вы что, Марь Ванна, нешто мы не понимаем - детки, все такое?.. Ни-ни! Вот, давеча, уронил мне Матюха на ногу разводной ключ, прям по большому пальцу, так я ему и говорю: вы, Матвей Иванович, напрасно пренебрегаете правилами технической безопасности! Травматизм на производстве сильно вредит высокой репутации нашего трудового коллектива!" Не знаю, как получилось у меня, но Кэтрин Бигелоу тот же самый анекдот сумела преподнести как большую человеческую трагедию! Милые, почти святые сантехники в окружении воспитанных волками детей! Это настоящее искусство - приготовить из какой ни есть говядины яичницу с тараканами! Пафосные речи, произносимые героем с картонным мечом под мышкой (ах, я убит!), не могут быть убедительны - смешны, не более того. Условность в искусстве допустима, но в очень ограниченных масштабах. Кэтрин Бигелоу удалось создать полотно, целиком сотканное из абсурда, натяжек, внутренне ничем не связанное, донельзя алогичное, полностью лишенное не то что юмора, но даже намека на улыбку. Такой фильм не мог не взять Оскара как лучший фильм года!..
Если верить Альберту Эйнштейну, все в мире относительно. Вот, покупаем мы в булочной батон хлеба, а можно вывернуть ситуацию так, что это булочник покупает у нас деньги, платя за них хлебом. Фильм "Повелитель бури" оценен американскими киноакадемиками в шесть Оскаров. Но это лишь одна из возможных интерпретаций. Возможно, что при таком сопоставлении, мы узнаем не цену творения Кэтрин Бигелоу, а нынешний курс, по которому идут Оскары.
Все познается в сравнении и не будет ничего странного, если мы поставим рядом лучший фильм года "Повелителя бури" и не лучший фильм "Аватар" Джеймса Кэмерона. В чем "лучшесть" первого перед вторым? В этой номинации соревнуются не "картинки", не игра актеров, но главная идея фильма и ее воплощение. Стилизованный под документалистику, "Повелитель бури" рассказывает нам сказку об американских военных, славных, чуть закомплексованных парнях, спасающих злобных, тупых дикарей от них самих, в то время как "Аватар", языком сказки с документальной точностью передает дух и нравы американской казармы, тупой и злобной силы, присвоившей себе право на высокие слова и мерзкие дела.
Признаюсь, я никогда прежде не смотрел фильмов режиссера Бигелоу. "Повелитель бури" - первый. И последний. А вот о Кэмероне такого не скажу. Готов вновь и вновь пересматривать его картины! "Правдивую ложь" и "Терминаторов", "Чужих" и "Бездну"! Он мой режиссер. Был. Есть. И будет. Аминь!..