МАРКСИЗМ ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ", или "ЧАЙНИКИ" В МАРКСИЗМЕ
"НАМ ОБЩИМ ПАМЯТНИКОМ БУДЕТ ПОСТРОЕННЫЙ В БОЯХ СОЦИАЛИЗМ" (Маленькое вступление)
Если взглянуть с высоты 3-го тысячелетия на летопись моего социалистического отечества, некогда занимавшего одну шестую часть суши, то его история представляется не иначе, как величественным детективом. Что ни событие -- эпохальная веха. В конце 1917 года на планете Земля образуется первое государство рабочих и крестьян -- республика Россия. Затем это государство трудящихся превращается в Союз социалистических республик. В 1936-м там провозглашается победа социализма в одной стране. Это значит -- на землю пришла новая, высшая общественно-экономическая формация. К 1950-у году вокруг этого ядра возникает социалистический лагерь. Далее -- в СССР уже построен социализм, да не простой, а развитой. Социализм шагает по планете, прыгает с континента на континент и превращается в мировую систему, где нет ни капиталистов, ни эксплуатации человека человеком. Социализм, опережая мир, первым запускает землянина в космос. Социализм, стуча ботинком по столу в Организации Объединенных Наций, грозится показать капитализму кузькину мать. И вот, когда ему, казалось, остался один шаг до сияющих вершин коммунизма, внезапно все рушится. В 1991 году формация, отразившая интервенцию Антанты и выигравшая жесточайшую четырехлетнюю битву с фашизмом, в одночасье исчезает. Без единого выстрела. Все, была Атлантида -- и нет ее. На поверхности земли остаются лишь жалкие обломки всепланетного социалистического кораблекрушения в виде Кубы, Северной Кореи, Вьетнама да загадочного коммуно-буржуазного кентавра по имени Китай.
Ну и дела! Сам себе думаю. Что ж это за исторический процесс, в котором вот так тихо-спокойно исчезают целые общественно-экономические формации?! Агата Кристи отдыхает!
А с другой стороны, братцы-матросики: да что ж это такое? За что кровь проливали в 17 году? За что шашками рубали друг дружку в гражданскую и загубили 13 миллионов душ? За что с голоду пухли в 20-е и один одного ели поедом в 32-33 м? Во имя чего наполнялись трупами подвалы НКВД в жутком 37-м? Ну, и где же он, добытый такой страшной ценой, этот распрекрасный социализм, мечта трудового человечества?
Да и кто ж, в конце концов, лежит в мавзолее? Основатель ли это первого в мире социалистического государства или гениальный авантюрист и заблудший теоретик?
Вот такие вот они -- невероятные загадки и неразгаданные кроссворды, если посмотреть теперь на нашу летопись с высоты птичьего полета.
"Думал я, что позабуду, обойду их стороной. Но они везде и всюду все стоят передо мной". Это я о вопросах, на которые долгое время не находил ответа. Нет, ответы, конечно, были. Но, как поется в другой популярной песенке, все они -- "разнообразные не те". Бьют мимо цели.
И тогда... "А почему бы, -- подумал я, -- не попытаться разгадать эти исторические шарады самостоятельно?" Ну, хорошо, ошибусь в чем-то -- другие меня поправят. А вместе еще на шаг приблизимся к никогда не достижимой истине. Метода определена. Садишься в машину времени и отправляешься к самому истоку. Ищешь автора. Того, кто первым, выдвинул идею научного социализма. Кстати, автор без труда обнаружился сразу. Даже два. И оба -- гении. Но тут произошел неожиданный поворот событий. Чем глубже я вникал в творчество авторов, тем сильнее меня охватывало удивление. Постепенно начало складываться мнение, что все их ярые приверженцы и глубокие исследователи прошли мимо главного открытия титанов. В это трудно было поверить. Проверяю еще и еще раз. Никаких сомнений. Так и есть -- пока Троя не раскопана, она -- не более чем легенда. Но на этом сюрпризы не кончились. И вот, когда стало ясно, что корифеи и сами запутались в своем главном открытии, я был близок к состоянию шока. Слова изумления впереди меня побежали на бумагу.
Считается, что с кровообращением люди были знакомы еще в Древнем Египте. Пунктик такой у них был -- своих фараонов бальзамировать. А Гарвей в XVII веке открыл его уже в третий раз, когда без этого не могла жить широкая медицина. Что-то похожее случилось и здесь. Грубо говоря, понятие об общественно-экономической формации в XIX веке никуда не лепилось. Его время еще не пришло.
Но сегодня разобраться с социализмом без него никак невозможно. И это -- всего лишь одна грань формации. Дело в том, что только формация дает ключ к пониманию всего нашего безумного, безумного, безумного мира. Именно она дает возможность весь этот ералаш разложить по полочкам. И конечно, только с ее помощью можно составить дорожную карту ближайшего будущего нашей планеты.
Наш преподаватель начертательной геометрии был необъятной ширины и чем-то напоминал глобус на маленьких ножках. Собираясь уходить после лекций домой в ненастную погоду, этот коренной ленинградский интеллигент останавливал кого-то из нас в коридоре и, сильно картавя, спрашивал: "Товарищ курсант! Посмотрите, пожалуйста, а не забыл ли я надеть калоши?" Но запомнился он навсегда не только этим.
Блестящий педагог, великолепно знавший предмет, буквально влюбил в него и каждого из нас. Всю свою науку он сводил к одной мудрой фразе, которую повторял неустанно. "Знаешь точку -- знаешь начертательную геометрию".
Думаю, у меня есть основания предложить такой вариант ключевой фразы для этого раздела. "Понял общественно-экономическую формацию -- поймешь и исторический процесс".
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КТОСКАЗАЛ "МЯУ"?
КАПЛЯ ПЕРВАЯ
ЛЕНИН И МАРКСИЗМ
И надо ж было так случиться, что однажды на моем рабочем столе почти одновременно перед глазами легли две выдержки. Одна -- из популярной в советские времена статьи Владимира Ильича "Три источника и три составные части марксизма". В стране, пожалуй, не было более конспектируемой работы. С одной стороны, это была обязательная азбука для всех студентов, комсомольцев, не говоря уже о коммунистах. С другой -- статья достаточно кратка, потеть не надо, прочел -- и сразу узнаешь все о марксизме. И даже о том, что он состоит из политэкономии, философии и научного коммунизма. Тогда это так считалось. Написал очерк вождь мирового пролетариата в безмятежном 1913 году. И повод был вполне подходящий -- 30 лет со дня кончины крутолобого немца еврейской национальности. Все большевистский вождь изложил, как в то время полагалось, но тут нелегкая потянула его определять, в чем же гениальность Маркса. И здесь, извините, без цитат никак нельзя.
"Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать... вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе".
А что? И звучит хорошо, революционно, и масштаб ощущается -- всемирный. А уж, сколько лет конспектировали, заучивали наизусть. И тогда, в предвоенном 1913 году, был Ильич в расцвете сил. Просвещал народ направо и налево. Вот Маркс, какой молодец -- первым, стало быть, обнаружил классовую борьбу и даже создал о ней учение.
И оно, конечно, все бы ничего, но тут возьми да и ляг рядышком (ну совпало так) письмо одного немца другому. Его, как правило, только специалисты и читают. 5 марта 1852 в далекую тогда Америку своему коллеге Иосифу Вейдемейеру шлет весточку самолично Карл Маркс. И так ему старательно разжевывает: "...Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня...." и т.д.
Вот и все -- приехали. В таких случаях даже Маугли знал: "Акела промахнулся!" А на Руси говаривали -- слышал звон, да не знает, где он. Меня это, прямо скажем, ошарашило. Как могло случиться, что мой кумир и учитель видит гениальность Маркса в том, в чем тот совсем не задействован?
Давайте на секунду представим себе ученика и последователя Альберта Эйнштейна, который всерьез заявляет, что гениальность Эйнштейна состоит в том, что тот открыл закон всемирного тяготения. Свят, свят, свят! Такое, видимо, и во сне не приснится. Потому что, в принципе, одного такого промаха достаточно, чтобы смело утверждать, что у такого кандидата в последователи и верные ученики великого ученого не все в порядке, ну, скажем, со знанием почитаемой ими теории. И это -- мягко говоря. А если серьезно -- перед нами невежда.
И пока я -- да как это так? да не может этого быть! -- медленно и неохотно отступал от своих прежних представлений о Ленине, как о глубоком знатоке марксизма, мне под руку подвернулась еще одна параллель.
Известно, что марксиста от немарксиста, прежде всего, отличает взгляд на исторический процесс. Марксист знает, что история -- не Броуновское движение самых разных событий, а последовательное движение человечества с одной ступени на другую. От формации к формации. Это движение так же подчинено естественным законам, как и все существующие явления в природе. А сами формации зависят от того способа, которым люди в тот или иной период обеспечивают себя материальными благами. Камень и дубинка -- одна ступень, повальное земледелие -- другая, с иной организацией общества и религией; электричество и электроника -- очередная эпоха с новой структурой и ментальностью общества. Определенная закономерность существует и в смене одного этапа другим. Да и внутренняя организация формации тоже закономерна. Одним словом, куда не кинь, везде работают эти самые исторические и диалектические законы. Чтобы понять, что вокруг чего вращается во Вселенной, желательно знать законы движения небесных тел. И чтобы понять ход истории, необходимо сначала выйти на ее собственные законы.
Прощаясь навсегда со своим соратником и другом на лондонском кладбище, Энгельс однозначно говорит, что главная заслуга Маркса-теоретика -- открытие этого самого "закона развития человеческой истории".
То бишь, суть марксизма в признании законоподчиненности человеческой истории.
Но вот тут Владимир Ильич с Энгельсом категорически не согласен: "Главное в учении Маркса, это -- выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества".
А кто это у нас тут уже вторично наступает на грабельки? Да еще в самых главных, фундаментальных вопросах марксизма?
Но к моменту выявления определенного отклонения Ильича от генеральной линии Маркса и Энгельса я уже твердо знал, что, по Зигмунду Фрейду, случайных оговорок в жизни не бывает. А здесь даже не какая-то там оговорочка, а, скорее, торжественное провозглашение. Можно сказать, кредо! Поэтому, мне ничего не оставалось, как принять все таким, каким оно есть. То есть лично для Владимира Ульянова, диктатура пролетариата -- и есть главное в учении Маркса. А значит, надо ожидать, что весь марксизм, как Шагреневая кожа, скукоживается у него до этой самой диктатуры, а законоопределенность истории туманным облаком уплывает куда-то на периферию. Другими словами, какая-то деталь, нечто частное, вытесняет основное, главное. Это равносильно торжественному объявлению того, что сутью, центральным моментом в учении, скажем, Дарвина, является тезис: волки -- санитары леса.
Одним словом, чем дальше в лес, тем больше дров. Загадки, нестыковки и несуразности стали попадаться на каждом шагу. Их оказалось больше, чем можно было ожидать. Особенно удручала фигура великого вождя. И сразу вспомнилось выражение Солженицына "Ленин уменьшился". У меня он начал уменьшаться стремительно. Надо было во всем этом разобраться.
Тем более что машина времени, назовем ее "Пегас", готовая доставить в любую точку истории, уже стояла под парами.
КАПЛЯ ВТОРАЯ
ЭНГЕЛЬС: "МЫ БЫЛИ НЕ ПРАВЫ"
И первая остановка -- год 1895. Для нас год знаменателен тем, что Энгельс на закате своего дня исповедуется в их с Марксом совместной крупной исторической и теоретической ошибке.
Ниже идет достаточно тяжеловесная цитата, но уж больно хорошо она передает и дух времени, и суть проблемы, и менталитет автора.
"Когда вспыхнула февральская (1848 г) революция, мы все в своих представлениях об условиях и ходе революционных движений находились под влиянием прошлого исторического опыта, главным образом опыта Франции. Ведь именно она играла главную роль во всей европейской истории с 1789 г, именно ею и теперь вновь подан сигнал ко всеобщему перевороту. Поэтому было вполне естественно и неизбежно, что наши представления о характере и ходе провозглашенной в феврале 1848 г в Париже "социальной" революции, революции пролетариата, были ярко окрашены воспоминаниями о прообразах 1789-1830 годов. А когда парижское восстание нашло отклик в победоносных восстаниях Вены, Милана, Берлина; когда вся Европа вплоть до русской границы была вовлечена в движение; когда затем в июне в Париже произошла первая великая битва за господство между пролетариатом и буржуазией...-- тут уже при тогдашних обстоятельствах для нас не могло быть сомнений в том, что начался великий решительный бой, что он должен быть доведен до конца в течение одного длительного и полного превратностей революционного периода, что завершиться, однако, он может лишь окончательной победой пролетариата". (Уфф... И это только полцитаты).
Действительно, в 1848 году вся Европа занималась революциями. Удачных не оказалось. Все они были подавлены. Но шороху наделали много и правительства попугали основательно.
А вот, для сравнения -- те же события глазами Маркса.
"Так называемые революции 1848 года были лишь мелкими эпизодами, незначительными трещинами и щелями в твердой коре европейского общества. Но они вскрыли под ней бездну. Под поверхностью, казавшейся твердой, они обнаружили колышущийся океан, которому достаточно прийти в движение, чтобы разбить на куски целые материки из твердых скал. Шумно и сбивчиво провозгласили они освобождение пролетариата -- тайну XIX века и тайну революции этого века".
Итак, акт первый. Явление первое. Знакомимся. На сцену (и на арену нашего обзора) под именем "всеобщий переворот", "великий и решительный бой", "великая битва за господство между пролетариатом и буржуазией" выходит главный феномен коммунистического движения 19 века -- Мировая революция.
В глазах Маркса и Энгельса, Мировая революция -- это финальная схватка двух способов производства, капиталистического и коммунистического. И это, одновременно, -- водораздел. Побеждает Всемирная революция -- и эпохе капитализма приходит конец. Начинается эра коммунизма. Вот этот "решительный бой" и делается лейтмотивом всей их творческой и практической работы и кипучей деятельности их сторонников.
С этого момента Мировая революция становится главным героем и "нашего романа". И для начала -- ее сжатый, но емкий портрет, набросанный рукой классиков. Здесь, с их точки зрения, и условия революции, и ее движущие силы.
Маркс (1850 г): "Кто же разрешает задачу рабочего? Никто. Разрешается она не во Франции, она здесь только провозглашается. Она нигде не может быть разрешена внутри национальных границ; война классов внутри французского общества превратится в мировую войну между нациями. Разрешение начнется лишь тогда, когда мировая война поставит пролетариат во главе нации, господствующей над мировым рынком, во главе Англии".
Энгельс (43 года спустя): "Ни французам, ни немцам, ни англичанам, никому из них в отдельности, не будет принадлежать слава уничтожения капитализма; если Франция -- может быть -- подаст сигнал, то в Германии будет решен исход борьбы, и все же еще ни Франция, ни Германия не обеспечат окончательной победы, пока Англия будет оставаться в руках буржуазии. Освобождение пролетариата может быть только международным делом".
Если немного "причесать" два последних довольно эмоциональных высказывания двух великих марксистов, то становится очевидным -- Мировая революция -- дело рук пролетариев трех великих держав. Англии, Франции, Германии. Но лишь тогда, когда они вместе и дружно возьмутся за это дело. Когда пролетарии всех (трех?) стран объединятся.
КАПЛЯ ТРЕТЬЯ
ПОКАЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, или О РОЛИ ЮНОШЕСКОЙ ГОРЯЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Но вернемся к Энгельсу в исповедальню. В чем видит он допущенную вместе с другом Карлом ошибку?
"После поражения 1849 г мы отнюдь не разделяли иллюзий вульгарной демократии... Она рассчитывала на скорую и окончательную победу "народа" над "тиранами", мы же -- на продолжительную борьбу... Вульгарная демократия со дня на день ждала нового взрыва; мы еще осенью 1850 г заявили, что, во всяком случае, первый этап революционного периода закончился, и что до наступления нового мирового экономического кризиса ничего не произойдет.
Однако история показала, что не правы были и мы, что взгляд, которого мы тогда придерживались, оказался иллюзией".
Понятно, что тяжелая артиллерия цитат достаточно утомительна, но что может быть слаще, чем исповедь кающегося грешника, да еще такого, как Энгельс? А он уже подходит к самой сути.
"История показала, что и мы, и все мыслившие подобно нам были не правы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко еще не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той экономической революцией, которая с 1848 г охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, -- и все это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г обладала еще очень большой способностью к расширению".
Вот такие вот вышли обознатушки у "близнецов-братьев". В 1848-50 годах виделся им капитализм в виде пожелтевшего осеннего листа: дунь -- и отлетит. А выясняется -- иллюзия. Оказывается, проглядели тогда основоположники способность капитализма к расширению?
Ну, с кем не бывает, кто из нас в жизни не ошибался?
Но вот здесь-то как раз случай особый, момент ключевой и явление феноменальное. Титаны мысли ошиблись в определении точки окончания на земле капиталистической формации. Совершили, так сказать, групповую промашку. А парадокс-то как раз состоит в том, что именно они дали миру инструмент для безошибочного определения такого рода событий. Инструмент под названием исторический материализм, в центре которого и расположено понятие общественно-экономической формации. А ядро его -- открытые ими законы человеческой истории. Это тот самый случай, который отображен в фольклоре хлесткой характеристикой "сапожник без сапог".
Если родоначальники теории способны допускать такие казусы, может быть, и весь марксизм одним махом выбросить на свалку? Что, кстати, многие и сделали, глядя на сталинский репрессивный социализм. Нам же с вами торопиться некуда и мы попробуем разобраться в естественном вопросе. Что это было? Каков характер просчета? То ли это, как нынче принято говорить, системная ошибка учения, то ли индивидуальная, личностная.
И здесь сам Энгельс с охотой идет нам навстречу. Честно признаваясь в своем огрехе, Энгельс так же честно указывает на две его причины. С первой мы уже познакомились -- так называемое "влияние предшествующего революционного периода". История революционной Франции с 1789 года затуманила, дескать, взор и наложила свой отпечаток на понимание текущих событий. А вот еще одна, и тоже указанная автором: "Я умышленно не вычеркнул из текста многие предсказания близости социальной революции в Англии, на которые я отважился под влиянием своей юношеской горячности".
Вот она, та пресловутая печка, от которой танцуют титаны истмата и диамата.
Все просто. Оказывается, они усиленно предсказывают близкую кончину буржуазного мира "под влиянием" и "в горячности". А этот буржуазный мир, бедняга, продолжает расти, как на дрожжах, "на капиталистической основе", которая, как выясняется задним числом, еще "обладает очень большой способностью к расширению".
И тогда становится очень интересным -- а чем же еще обосновывали корифеи свой вывод о близости всемирной революции помимо их горячности и влияния прошлого?
К великому сожалению, в их наследии мне не удалось отыскать ничего более серьезного, чем то, что вы сейчас прочтете ниже.
Маркс (1856 г): Потому что "налицо великий факт, характерный для нашего ХIХ века, факт, который не может отрицать ни одна партия. С одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы, о каких и не подозревали ни в одну из предшествующих эпох истории человечества. С другой стороны, видны признаки упадка, далеко превосходящего все известные ужасы последних времен Римской империи".
Не знаю, как вам, а мне показалось, что пафос, эмоциональность и поэтичность образа здесь несколько подзатерли конкретику, а вместе с ней и убедительность вывода.
Энгельс (1893 г) "...Так как теперь мы, к счастью, настолько продвинулись вперед, что можем обойтись... без господ владельцев латифундий, а земледелие не менее чем промышленность, достигло такой ступени развития, которая, по нашему мнению, не только позволяет, но и требует полного перехода его в руки всего общества..."
Здесь хотя бы присутствует спасительно-извинительное "по нашему мнению". А что касается "юношеской горячности", то давайте послушаем 70-летнего, и надо ожидать, остепенившегося Энгельса.
КАПЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ
"А ОН, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ..."
1891 г."Между социалистической Францией и социалистической Германией не может возникнуть такого вопроса об Эльзас-Лотарингии, вопрос этот будет разрешен в мгновение ока. Речь идет лишь о том, чтобы подождать каких-либо десять лет".
Европа напряглась в ожидании Первой мировой войны. Идет оценка перспектив.
1891 г. "Подведем итог. Мир обеспечит победу Социал-демократической партии Германии приблизительно лет через десять. Война же принесет ей либо победу через два-три года, либо полный разгром, от которого она не оправится, по крайней мере, лет пятнадцать-двадцать".
1893 г. "Я считаю, что уже близится время, когда наша партия будет призвана взять управление страной в свои руки.... К концу века вы, возможно, увидите, что это свершится".
Юность, молодость -- не только пора горячности. Это и возраст гениальности. Яблоко упало на голову Исааку Ньютону, когда ему было 24, Альберт Эйнштейн выдвинул теорию относительности в 25. Дмитрия Менделеева озарило в 35, и он кажется по сравнению с ними стариком. Марксу и Энгельсу было соответственно 28 и 26, когда легли на бумагу принципы материалистического понимания истории. Конечно, у каждого свое представление о гениальности, но в науке она, на мой взгляд, проявляется, во-первых, в открытии фундаментальных законов природы (а что может быть ценнее законов развития человечества?) во-вторых, как правило, в парадоксе, в выводе, сделанном вразрез с господствующей идей данного времени, своего рода -- в покушении на святыню.
Со времени Маркса и Энгельса история перестала быть непостижимой стихией. Они сделали с ней то же, что Менделеев с химией. Они привели ее к системе, найдя ее основу -- материальное производство. "Дайте мне атомное ядро, и я дам вам химический элемент и его основные свойства", -- сказал бы Дмитрий Иванович. "Дайте нам орудия труда, и мы дадим вам структуру общества и его господствующие идеи", -- говорят приверженцы исторического материализма.
И какая ж Марья без Ивана, и какой марксист без общественно-экономической формации? И кто из марксистов не знает о том, что "общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами"? (Рис. 3--3А на стр. 106)
А теперь наш "Пегас", наша машина времени, доставляет нас в точку истории, обозначенную 8-м октября 1858 года. И нам хорошо видно, как этим поздним осенним вечером, став за свою конторку, сорокалетний Маркс пишет Энгельсу письмо-размышление. И в нем -- абзац-бриллиант.
"...Нельзя отрицать, что буржуазное общество вторично пережило свой шестнадцатый век, такой шестнадцатый век, который, я надеюсь, так же сведет его в могилу, как первый вызвал его к жизни. Действительная задача буржуазного общества состоит в создании мирового рынка, по крайней мере, в его общих чертах, и производства, покоящегося на базисе этого рынка. Поскольку земля кругла, то, по-видимому, с колонизацией Калифорнии и Австралии и открытием дверей Китая и Японии процесс этот завершен. Трудный вопрос заключается для нас в следующем: на континенте революция близка и примет сразу же социалистический характер. Но не будет ли она неизбежно подавлена в этом маленьком уголке, поскольку на неизмеримо большем пространстве буржуазное общество проделывает еще восходящее движение?"
Да, да, да! Это он -- как модно нынче говорить -- момент истины.
Мы видим, как Маркс замер в глубоком раздумье перед весами истории.
На одной чаше -- уже знакомая заупокойная месса по капитализму: "на континенте революция близка и сразу же примет социалистический характер", "буржуазное общество пережило век, который сведет его в могилу".
А на другой? Всего горстка промышленных государств Европы.
Казалось бы, что тут думать? Если капитализм свою миссию выполнил, создал мировой рынок, пусть уходит!
Да, но может ли мировой рынок быть действительным ориентиром окончания капиталистической фазы человечества? Мы только что видели, что любая формация заканчивает свой путь исключительно после того, как выносит в чреве свою смену. А здесь всего лишь "мировой рынок", да и то под таким расплывчатым ракурсом, как то - "в его общих чертах"?
И опять
-таки, не маловато ли для мирового рынка всего три-пять государств? Да еще и с огромным шлейфом колоний?
И гром грянул. Главная веха зрелости капитализма у Маркса -- создание мирового рынка -- вдруг зашаталась перед фактом неразвитости остальной части света.
Фантастический абзац.
В его рамках идет тихая, но яростная битва. Происходит нечто столь поразительное, сколь и неотвратимое.
В вопросе о часе наступления мировой революции лицом к лицу стоят два Маркса: Маркс -- трезвый мыслитель, материалист, диалектик, и Маркс -- горячий ниспровергатель буржуазии, одержимый манией революции.
Маркс-теоретик убежден -- и об этом он заявит на весь мир ровно через три месяца, в январе 1859 г, в предисловии к "Критике политической экономии" -- он убежден, что "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора". В странах, лежащих за пределами Европы, видит Маркс-ученый достаточный простор для дальнейшего развития капитализма. Следовательно, мировая революция грянет не раньше, чем народы Азии, Африки и обеих Америк на своем историческом пути поднимутся до уровня капиталистически развитых Англии и Франции.
Полярная точка зрения у Маркса-революционера. Предельная близость мировой революции -- его абсолют. И он, как нерадивый школьник, начинает подгонять решение задачи под ответ. Если мировая революция уже стучится в двери, значит, капитализм исчерпал себя как формация. Но капитализмом охвачено всего три-четыре державы. Значит, это и есть предел его развития.
КАПЛЯ ШЕСТАЯ
МАРКС: ДВА В ОДНОМ
Маркс-революционер, видимо, и сам чувствует, как тонка здесь материя. И, чтобы свести концы с концами, он изобретает палочку-выручалочку. Компенсировать отсутствие капитализма во всем неевропейском мире будет мировой рынок. Конечно, такой, сами понимаете, в общих, так сказать, чертах.
"Трудный вопрос", -- пишет Маркс.
Да, действительно, вопрос не из легких. Но еще круче ситуация. Маркс-материалист вызывает на дуэль Маркса-бунтаря. Всего один абзац. На бумагу ложится внутренняя борьба титана, гениального теоретика и яростного революционера. В творчестве Маркса и до, и после, не раз еще встретятся на одной странице две натуры. Но этот момент -- уникальный. Во-первых, решается один из генеральных вопросов, как всего коммунистического движения, так и исторического материализма в целом -- когда же пробьет час мировой революции? Во-вторых, мы присутствуем при первой попытке отцов-теоретиков привязаться, так сказать, к местности. Определиться, к какой же фазе развития капитализма относится их время. Так всего лишь к начальной, первой из трех, или уже к последней, завершающей?
И здесь Карла двоит. Конечно, к завершающей -- Маркс-революционер торопит время. Маркс же ученый подводит к тому, что, скорее всего, они в первой половине формации, поскольку у большинства народов "буржуазное общество проделывает еще восходящее движение" и, следовательно, до финиша еще далеко.
Но в XIX веке жил один Маркс, реальный человек, великий сын своей эпохи. И он, как черт от ладана, шарахается от собственной здравой мысли, ибо признать ее здравой означало бы на корню зарезать идею -- собственными руками тряхануть этот грешный мир. Идею, для которой, похоже, он был рожден, и которая была во многом его сутью. Отбросить ее -- самоубийству подобно.
И бунтарь в нем ударом ниже пояса отправляет теоретика в глубокий нокаут. С этого момента под флагом материализма, на долгие годы в бесконкурентное плавание пойдет иллюзорное: мы -- на пороге революции, капитализм -- на последнем издыхании.
На этой базе, естественно, укрепляет свою жизнестойкость и формула мировой революции -- от мировой войны или мирового кризиса, через одновременную революцию в наиболее развитых странах -- к коммунизму. И тоже в качестве якобы научного социализма.
Первая попытка Маркса уяснить себе, включает ли предельное развитие буржуазной формации обращение в свою веру всех народов планеты или только группку избранных, оказалась и последней. Он больше никогда не вернется к этой ядовитой теме.
Так и пройдет он по жизни умноженный на два. Идеалист и революционер, он будет организовывать I Интернационал, бурлить в нем на протяжении десяти лет, будоражить Европу и Америку своими азартными статьями и воззваниями, бесполезно революционизировать мир и тщетно призывать пролетариев всех стран соединяться. Вместе с Энгельсом он будет жадно ждать революцию за каждым углом и снова и снова ошибаться в ее наступлении.
Материалист и ученый, он сделает блестящий классовый анализ социальных взрывов во Франции 1848-50 и 1871 годов. Он даст глубочайший анализ политэкономии капиталистического мира, до последней нитки разберет сложнейшие клубки ее отношений и противоречий, Доберется до ее сокровенной тайны -- прибавочной стоимости; и сложит разобранный материал в ясное и четкое понимание основ буржуазной формации, которое назовет коротко и емко -- "Капитал".
Но и теперь, когда его детище, материалистическая анатомия капитализма в четырех томах, будет лежать на его письменном столе, он окажется не в силах привязать фазы капитализма теоретического к календарю капитализма живого. Дорогой сердцу, но иллюзорный образ близкой революции вонзается тугим клином между его научными изысканиями и революционной практикой. Этот мираж хватает Маркса за руку всякий раз, когда тот в своих теоретических исследованиях подходит слишком близко к вопросу о пределе развития капитализма на Земле.
Однако логика добросовестного исследователя время от времени берет-таки свое. И вдруг в какой-нибудь невзрачной подстрочной сноске нет-нет, да и выскочит что-нибудь эдакое: "Для того, чтобы предмет нашего исследования был в его чистом виде, без мешающих побочных обстоятельств, мы должны весь торгующий мир рассматривать как одну нацию и предположить, что капиталистическое производство закрепилось повсеместно и овладело всеми отраслями производства".
И никаких чудес: два Маркса -- два предела развития капитализма.
И марксизм, с бриллиантом законов человеческой истории в сердце и с камнем революционных миражей на шее, двинется далее навстречу судьбе.
В мире есть только одно средство избавления от иллюзий, Как у людей, так и у теорий. Это -- жизненная практика, или просто жизнь.
И она неумолимо двигалась вперед. XIX век катился к своему завершению. Европа -- к 1-й Мировой войне, Россия -- к своим буржуазным родам.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МАРКСИЗМ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ
КАПЛЯ ПЕРВАЯ
ПРИЗРАК КОММУНИЗМА ЗАБРЕДАЕТ В РОССИЮ
Дерзновенная идея из феодализма перепрыгнуть сразу в коммунизм забродила на Руси еще во 2-й половине ХIХ столетия.
Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, русский революционер Петр Ткачев уже внушал этому недотепе Энгельсу, открытым письмом на всю Европу, что нам и не надо проходить фазу капитализма с его гибельной борьбой пролетариата и буржуазии. У нас и так все готово для будущего общечеловеческого счастья. Вы посмотрите, мы же коммунисты по рождению, у нас же кругом рабочие артели, общинное земледелие. А про наши бессмысленные и беспощадные бунты вы когда-нибудь слышали? Так это мы -- революционеры по инстинкту. И вообще, у нас революция будет легче и раньше вашей, потому что у нас и буржуазии-то -- на раз плюнуть. "Отсюда ясно, что наш народ, несмотря на невежество, стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы, хотя последние и образованнее его".
На что Энгельс в душе произнес: "Ну, братаны, вы, вааще, даете, в натуре". Мокнул гусиное перо в чернильницу и тут же выпустил идеологическую торпеду в сторону Руси под названием "О социальном вопросе в России", где подробно разжевал, почему все это "исторически невозможно" и "было бы абсолютной бессмыслицей".
Потому, говорит, что двери в коммунистический рай открывает только революция, когда у барьера лицом к лицу сходятся два юридических лица -- пролетариат и буржуазия. И что важно еще, в обществе уже нет никакой третьей силы. Отсюда первое историческое условие -- все общество предельно разделено на два класса, притянуто к двум противостоящим полюсам. А у вас, говорит, сегодня еще 15 тысяч помещиков и десятки миллионов крестьян, которым в силу неумолимого закона истории только еще предстоит превратиться в пролетариев и капиталистов. Второе -- к моменту такой революции все общественные производительные силы должны быть сконцентрированы в руках буржуазии. У вас же сегодня большая часть земли еще в руках тех же 15 тысяч помещиков и тех же десятков миллионов крестьян. Третье -- "только на известной, даже для наших современных условий очень высокой, ступени развития общественных производительных сил становится возможным поднять производство до такого уровня, чтобы отмена классовых различий стала действительным прогрессом, чтобы она была прочной и не повлекла за собой застоя или даже упадка в общественном способе производства. Но такой степени развития производительные силы достигают лишь в руках буржуазии. Следовательно, буржуазия и с этой стороны является таким же необходимым предварительным условием социалистической революции, как и сам пролетариат. Поэтому человек, способный утверждать, что эту революцию легче провести в такой стране, где, хотя нет пролетариата, но зато нет и буржуазии, доказывает лишь то, что ему нужно учиться еще азбуке социализма". (1875 г)
И все, казалось бы, прекрасно. Дан образцово-показательный урок исторического материализма, а заодно и начертана четкая партийная программа: развивайтесь, понимаешь, россияне, проводите вашу буржуазную революцию, устраняйте остатки феодализма, вызревайте себе на здоровье капиталистически, догоняйте Европу, а потом уже все вместе...
"Мы тогда назло буржуям
Мировой пожар раздуем".
Вот взять бы здесь Энгельсу да и остановиться. Но...
Но, увы, было поздно. Мэтр уже непростительно близко подошел к их отравленной теме. А что при этом каждый раз происходит с классиками, мы уже знаем. И дальше его понесло прямо на арбузную корку. Оказывается, если нельзя, но очень хочется, то -- можно.
Может! оказывается, русская крестьянская община, а вместе с ней и вся Россия перескочить прямо в коммунизм, минуя фазу капиталистического развития. "Но это может произойти лишь в том случае, если в Западной Европе... свершится победоносная пролетарская революция, которая предоставит русскому крестьянину необходимые условия для такого перехода, -- в частности материальные средства, которые потребуются ему, чтобы произвести необходимый связанный с этим переворот во всей системе земледелия".
Дальше -- известно: "Поскользнулся. Упал. Потерял сознание. Очнулся..." Нет, не очнулся. Как говорится в народе: если ты классик, то это надолго.
Более того, и чтобы уже ни у кого не было сомнений в том, что это не частное мнение Фридриха Фридриховича, а один из важнейших постулатов марксизма, они вместе с Карлом Генриховичем дуэтом исполняют: "Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития". И этот перл они забивают -- куда бы вы думали? Правильно -- в предисловие к русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1881 года. Документа, сами понимаете, программного.
Все, Мавры сделали свое дело. Теперь русским революционерам можно забыть обо всем на свете -- о материализме и диалектике, обо всяких там законах истории, об артелях и общинном земледелии. Но о пленительном и сладострастном соитии двух революций -- никогда. Эта идея стальными дюбелями засядет у них в головах ("А если уж втемяшится в башку какая блажь...") Теперь все просто. Достаточно в России "провести" революцию -- а Россия и так уже ею на сносях -- она будит Запад, и он нам помогает. И тогда -- по нашему хотению, по Марксову велению, вези нас, экспресс истории, из феодальной формации прямо в коммунизм -- материальные средства дает Запад. А что? Так сказали Маркс и Энгельс. Корифеи. "Манифест" читали?
Да иначе и быть не могло. Когда мираж приближает далекую, но заветную революцию на расстояние вытянутой руки, это неизбежно вносит грубую ошибку не только в планы рабочих партий и всего Интернационала, но и в теоретические посылы. И вот перед нами драма -- только что родившийся исторический материализм уродуется руками его же творцов.
И ими уже забыто имеющее силу закона -- "Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами".
КАПЛЯ ВТОРАЯ
КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И ВОДОЙ?
Но в тот далекий период в Европе, как можно ле ко догадаться, идеи Маркса и Энгельса далеко не для всех были важнее реальных фактов. А факты говорили о том, что не только Россия кишит крестьянством, но что крестьянами наполнены все страны континента. Разве что, за исключением Англии.
Слово предоставляется самому Карлу Марксу.
"Там, где крестьянин существует в массовом масштабе как частный земельный собственник, там, где он даже образует более или менее значительное большинство, как во всех странах европейского континента, там, где он не исчез и не заменен сельскохозяйственными батраками, как в Англии..." "Достаточно!" -- невежливо остановим мы господина Маркса, который рисует картину распространения крестьянства на рубеже 1874-75 годов.
Сейчас нам важно прочно зафиксировать тот бесценный факт, что частных земельных собственников в буржуазных странах -- больше половины! После чего сделаем небольшое лирическое отступление и заглянем в седьмой класс средней школы.
Какие у нас с вами сейчас преимущества перед Марксом-Энгельсом во взгляде на развитие капитализма в мире в последней четверти XIX столетия?
Прежде всего, мы определенно не находимся под влиянием революций 1789-1848 годов. Не во власти мы и юношеской горячности. И главное, у нас в руках открытый ими инструмент, которым они так и не воспользовались, жаждя революции. Но нам этот инструмент окажется сейчас весьма полезен.
Для начала три загадки. Что значит, когда указывают на нецелесообразность транспортировки тривиального химического соединения водорода с кислородом в емкостной таре с мелкопористым дном?
Правильно. Это просто выраженная высоким штилем известная в народе рекомендация: не носи воду в решете.
А что такое: "возникновение диалектического противоречия между формой и содержанием, как результат нарастания определенных количественных изменений; разрешение данного противоречия путем отбрасывания сдерживающей развитие формы; обретение нового качества и формы, дающей достаточно простора для дальнейшего развития"?
Это всего-навсего превращение гусеницы в куколку, а куколки -- в бабочку. Или более привычное и понятное превращение льда в воду, а затем -- в пар. Но языком науки.
Поэтому, для погружения в марксизм, у нас есть только один путь, -- за мудреными определениями разглядеть суть явления и ощутить закон его развития.
А теперь, для проверки, -- вопрос на засыпку. Какая разница между историей человеческого рода на земле и водой?
А если несколько точнее, то переход знакомого со школы вещества Н2О из одного агрегатного состояния (лед, вода, пар) в другое подчинен тому же самому закону природы, что и переход общества от одной формации к другой. Да и побудительная причина в обоих случаях одна и та же -- рост внутренней энергии. В одном случае -- вещества, в другом -- общества.
И теперь на минуту присядем за школьную парту.
Способность воды сохранять свою твердую структуру от 273 до 0 градусов Цельсия вызвана слабой энергией ее молекул. Которые взаимодействуют между собой, колеблясь вокруг точек, образующих так называемую кристаллическую решетку. По мере возрастания температуры их колебания становятся все энергичнее, и в районе 0 градусов энергия молекул становится столь значительной, что позволяет им в массовом порядке вырываться из кристаллической решетки. Внешне происходит скачкообразный переход льда в воду, внутренне -- взаимодействие молекул обретает новый характер. Теперь их подвижность напоминает подвижность картофелин в полупустом мешке, что и обеспечивает воде текучесть. Этот новый характер взаимоотношений молекул будет оставаться стабильным в диапазоне еще 100 градусов. Пока энергия не возрастет настолько, что они смогут порвать свои прежние "мешковые" связи и, опять так же дружно, уйти в свободный полет в виде пара.
Отсюда, вопрос о том, быть ли воде жидкостью, льдом или паром, целиком зависит от того, как взаимодействуют в данный момент молекулы: то ли в режиме кристаллической решетки, то ли "картофеля в мешке", то ли свободного полета.
В свою очередь, характер взаимодействия молекул зависит от их энергии. Или, в зависимости от того, какой энергией обладают молекулы Н2О, они организуются либо в кристаллическую решетку, либо в "мешок с картофелем", либо в режим свободного полета. И тогда мы видим воду в одном из ее агрегатных состояний -- льда, жидкости или пара.
Или языком закона природы: агрегатное состояние вещества (в данном случае воды) обусловлено характером взаимодействия его молекул. Характер же данного взаимодействия обусловлен уровнем их потенциальной и кинетической энергии.
И если этот принцип понятен ученику седьмого класса, то для него не составит труда осилить и понятие общественной экономической формации. Пусть даже сие понятие имеет высокий статус ключевого понятия исторического материализма.
Здесь все действительно подчинено тому же закону природы. Если навыки людей и средства их труда -- их производительные силы (эквивалент энергии молекул) достаточны, например, для обработки земли и занятия ремеслом, мы получаем феодальную формацию, где господствующим отношением будет вассальная зависимость сверху донизу. Но уже в силу специфики человеческой истории такое общество делится на феодалов и крестьян.
По мере роста производительности и совершенствования орудий труда (возникновение фабрик и заводов) люди вырываются из вассальной зависимости и самоорганизуются в капиталистическую формацию. Теперь господствующим отношением между ними будет отношение найма, при котором все общество делится на работодателей, владельцев средств производства, и наемных работников, и все жизненные блага производятся в виде товаров.
Дальнейший и значительный рост производительности общественного труда, и значит, рост энерговооруженности общества, приведет, по идее Маркса и Энгельса, сначала к строгому разделению общества на буржуазию и пролетариат, а затем -- к образованию новой формации. В ней не будет ни буржуазии, ни наемных работников, и каждый займется тем, чем он хочет. Будет в режиме, так сказать, свободного полета.
На языке же закона это звучит так: тип производственных отношений определяет тип общественно-экономической формации. Тип (характер) самих производственных отношений, в свою очередь, определен уровнем развития производительных сил общества (его потенциальной и кинетической энергии).
Провести аналогию между агрегатным состоянием воды и общественно-экономической формацией первоначально затрудняет наш житейский опыт. Просто он подводит нас к этим понятиям с противоположных сторон. Лед, вода и пар -- для нас дело привычное. Гораздо сложнее представить связь невидимых глазу молекул между собой, их кинетическую и потенциальную энергию. В формации -- все на оборот. Мы прекрасно знаем, что такое наем и увольнение с работы. Еда и вещи приходят к нам в качестве товаров. Знаем, что энергии наций выражаются в валовом национальном доходе (ВНД) на душу населения. Ну а отсюда до формации -- один шаг.
КАПЛЯ ТРЕТЬЯ
ОХ, ЭТОТ КОВАРНЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС...
Теперь же самое время вернуться к заждавшимся нас крестьянам и их вопросу, который стал камнем преткновения для очень и очень многих историков-марксистов во все времена.
На рисунке 5 модель перехода общества от феодальной формации к капиталистической совершенно естественно (закон один) совпадает с моделью перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Секции 1, 3 представляют фазу упадка и гибели феодального способа производства. Секции 2, 4 -- фазу параллельно идущего зарождения и становления способа капиталистического. Вертикаль в любой точке схемы -- 100% национального производства.
Вместе со способом производства, совершенно естественно, происходит замена и его носителей -- помещиков и крестьян (секция 1, 3) на пролетариев и буржуа (секции 2, 4).Отсюда даже школьнику понятно, что если капиталистическая страна полна крестьян, этих носителей старого способа производства, да еще те "образуют более или менее значительное большинство", то оная держава все еще находится в первой, начальной, фазе буржуазной формации. Крестьяне-собственники -- остатки класса прежней, феодальной эпохи, это еще "не растворившийся лед", прямое свидетельство переходного процесса. И естественно, перехода не из капитализма в коммунизм, а всего лишь от феодализма к капитализму.
Следовательно, к началу XX столетия, спасибо крестьянскому вопросу, не три-четыре, как считали корифеи, а в лучшем случае, только одна страна, Англия, завершила свой переход к капитализму.
Серьезному марксисту об этот крестьянский вопрос просто нельзя было не споткнуться. И молодая восходящая звезда в области теории капитализма и перехода к коммунизму, 28-летний редактор главного теоретического журнала немецких социал-демократов, Карл Каутский, ощутил здесь некий дискомфорт.
Нет, модели перехода от формации к формации он не строил, задачу напасть на след естественного закона развития общества перед собой не ставил, но проблему, тем не менее, обнаружил. Молодая голова Каутского уловила слабость теории именно в том месте, где она "зависла" у Карла Маркса, и где он сам разрывался надвое. А изжил ли себя капитализм на земле? А готов ли мир к прощанию с капитализмом? С немецкой аккуратностью, в виде вопроса, подталкивает Каутский Энгельса к размышлению, в смысле -- ну задумайтесь, отче наш, может быть, рановато пока толковать о всеобщей революции?
Шеф, говорит Каутский, если завтра грянет мировая война, а за ней мировой коммунистический переворот, то что же произойдет с остальными странами, где полным-полно крестьян? Патрон, спрашивает он, а что же будет с колониями, которые еще так далеки от нас в своем развитии и коих в мире больше, чем метрополий? Мы-то, развитые, продвинутые, ясное дело, -- сразу в социализм, а через какие фазы им придется добираться до нас? Но шеф не клюнул на наживку Каутского и ответил 12.09.1882 года просто и честно:
"Какие социальные и политические фазы придется тогда проделывать этим странам, пока они дойдут тоже до социалистической организации, об этом, я думаю, мы могли бы выставить лишь довольно праздные гипотезы". То есть, поживем -- увидим.
Эх, ну что бы вот так, без иллюзий, ответить ему по России!
А тем временем история шла вперед согласно предписанию ее законов. Марксизм продолжал свой путь, ослепленный миражом близкой революции. Усиливала свой стремительный бег к буржуазной революции Россия. А все вместе они двигались навстречу первой мировой войне, этому пробному камню коммунистической революции.
КАПЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ
КТО ВЫ, ДОКТОР БЕРНШТЕЙН?
Три года спустя после ухода последнего из классиков в вечность, когда до Первой мировой оставалось 16 лет, а в далеком сибирском селе Шушенском Владимир Ильич справил свой 28-й день рождения, в Германии разразился скандал. И совершенно естественно, перекинулся на весь мир. Скандал вспыхнул в немецкой социал-демократической партии, самой мощной из рабочих партий мира. Она была сильна "могучей кучкой" своих теоретиков, а на выборах вела за собой добрую треть всего населения созданной Бисмарком четверть века назад Германии.
Один из лидеров партии, Эдуард Бернштейн, громогласно и навеки успокоил буржуазию. "Дорогие буржуа, -- сказал Эдуард, -- отныне и вовеки веков можете спать спокойно. Мировой революции не будет". Потом подумал немножко и добавил: "Никогда".
"Измена! Измена делу рабочего класса! Бунт на корабле! Он что, умнее Маркса? Ату его!" -- зашумели правоверные марксисты.
-- Да уймитесь вы, и выслушайте меня внимательно, -- приструнил Эдуард верных слуг пролетариата.
Едва ли может быть случайным в марксизме лицо, которое в течение десяти лет было редактором главной газеты немецких социал-демократов во времена Энгельса и Бисмарка. Еще труднее считать далеким от Энгельса человека, которого классик сделал своим душеприказчиком.
"Ага, мало того, что он ревизионист, так он еще и змей подколодный", -- не унимались ортодоксы.
Тем не менее, из партии его не исключили. Более того, уже на следующих выборах Бернштейн вошел в социал- демократическую фракцию в рейхстаге. И вот почему.
Эдуард Бернштейн тоже не моделировал буржуазную формацию и, к сожалению, не пытался отыскать в ней свои координаты. Не искал он также и пределы развития капитализма вширь. Но основные постулаты марксизма усвоил достаточно уверенно, чтобы обнаружить, что происходит нечто неладное. Он посмотрел на Германию с точки зрения практика. С точки зрения реальной готовности нации к Мировой революции и переходу к социализму.
"Да вы только посмотрите, -- страстно убеждал он товарищей по партии, -- вся наша тактика построена исходя из того, что пролетариат готов к своему освобождению. Но оглядитесь вокруг и вы увидите, "что рабочий класс еще не дозрел для своей эмансипации, и экономических условий для этого тоже нет".
Возьмите хотя бы наших крестьян. Если завтра революция, то о какой экспроприации земли может идти речь, если у каждого из них самая заветная мечта -- собственная земля!
А взять наших рабочих. "Более половины промышленных рабочих даже и теперь, после успеха партии на парламентских выборах, оказываются частью равнодушными и не сознательными, частью же прямо враждебными нашему движению".
А кто будет управлять тысячами предприятий в промышленности и миллионами хозяйства на селе в случае завтрашней национализации? "Огромное большинство рабочего класса живет в тесных помещениях, малограмотно, имеет неверные и недостаточные источники дохода и не обладает тем высоким интеллектуальным развитием, которое необходимо для введения и упрочения социалистического общественного устройства".
Вы говорите, диктатура пролетариата? Но "я и в настоящее время не считаю, что рабочий класс достаточно развит, чтобы принять в свои руки политическую власть". "Диктатура пролетариата там, где рабочий класс еще не обладает сильной собственной организацией хозяйственного свойства, и не достиг еще высокой степени моральной самостоятельности путем тренинга в органах самоуправления, есть не что иное, как диктатура клубных ораторов и ученых".
А возьмите рабочие производственные кооперативы, эти зачатки будущего способа производства. Вместо того чтобы приживаться, они повсеместно терпят крах.
Но главное! Если мы действительно подходим к генеральному перевороту, то собственность и в промышленности, и в сельском хозяйстве должна усиленно концентрироваться в руках немногих путем поглощения средних и мелких предприятий. Но этого же нет! Наоборот! Число предприятий, в том числе средних и мелких, у нас вовсю растет. Средний класс -- растет! Число капиталистов-- растет!! И это не только у нас, но и во Франции, и в Англии.
А вы знаете, что сказал мне Карл Каутский, когда мы последний раз пили с ним пиво? "Если увеличивается количество капиталистов, а не неимущих, то значит, мы тем более удаляемся от цели, чем более совершается развитие, и в таком случае усиливается уже капитализм, а не социализм"".
-- Ну и ревизионист, ну и раскольник, -- загудела социал-демократия во всем мире.
-- Да не ревизионист я, а новатор, -- хлопнул по столу своей книгой "Проблемы социализма и задачи демократии" Эдуард. -- Читайте внимательно и вы поймете, что речь идет "только об отречении от известных остатков утопизма в марксизме".
-- Ну и что же нам теперь делать, если революция откладывается? -- расстроились потенциальные строители пролетарских баррикад.
-- Она не откладывается. Ее вообще не будет. А заниматься мы будем реформами и с их помощью добиваться улучшения жизни трудящихся. И развивать демократию. "Прежде, нежели окажется возможным социализм, мы должны сперва создать нацию демократов". А к власти придем цивилизованно, парламентским путем.
И тут с места сорвалась Роза Люксембург.
-- Ну, уж нет! -- воскликнула пламенная революционерка. -- Реформы и демократия не способствуют гибели капитализма. "Поэтому социал-демократия, если не желает сама затруднить себе работу, должна стремиться по возможности воспрепятствовать социальным реформам и распространению демократических учреждений". По горячим следам два выдающихся марксиста по-разному оценили неординарный шаг дерзкого еретика. Дитя самодержавной России Георгий Валентинович Плеханов: "Бернштейн умер для школы Маркса, к которой он когда-то принадлежал. Теперь уже невозможно раздражаться против него: против мертвых не раздражаются". Сын европейской демократии Карл Каутский: "Он заставил нас размышлять, будем ему за это благодарны".
Нет, вынос тела, то бишь "известных остатков утопизма в марксизме" на этот раз не состоялся. Европейская социал-демократия по инерции продолжала готовиться к свержению капитализма. Одних доводов, писательского таланта и авторитета Бернштейна оказалось недостаточно, чтобы остановить этот процесс. Спор о правоте или неправоте смутьяна с переменным накалом покатился дальше, пока в него решительно не вмешалась первая мировая война.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ВО ГЛУБИНЕ МАРКСИСТСКИХ РУД
КАПЛЯ ПЕРВАЯ
ТОРПЕДА ПРОШЛА МИМО!
Теперь наша крылатая машина времени по имени "Пегас" опускает нас в 1914 год. Вот она -- долгожданная Мировая война! И проблема Мировой революции встает во весь рост. Вот она -- кульминация и марксистской теории, и мирового социал-демократического движения. "Пусть сильнее грянет буря!"
Сейчас, столетие спустя, естественно, кажется смешным -- как это в начале 20-го века можно было всерьез ждать Мировую революцию и всерьез надеяться на гибели капитализма? Невольно возникает вопрос: что же было в головах у тех людей? Но все нормально. Их головы, точно так, как и наши сегодня, были начинены вполне четкими представлениями о мире, соответствующими своему времени. Как всегда, это хороший коктейль из истин и иллюзий. И такое совершенно новое явление на земле, как капитализм, только зарождалось. И как можно было знать все о нем, если оно еще не проявило всех своих характерных черт и талантов?
Да, в 1914 году господствующей идей последователей Маркса-Энгельса была идея -- искра войны дает пламя революции, которая ведет к краху империализма. И этим ожиданием была пронизана вся социал-демократия. Вот в ней-то и разыгралась нешуточная драма. К этому моменту марксизм уже зажил своей естественной жизнью. Шоковое выступление Бернштейна 16-тилетней давности, вырвало учение из тисков авторитетов и у него появились полюса. Уже пошла открытая борьба противоположностей. На одной стороне -- точка зрения Эдуарда -- революции не будет! Но большинство -- не с ним.
За семь лет до этого, в 1907, конгресс социал-демократов в Штутгарте требует от своих сторонников серьезно готовиться к Мировой революции. Еще ближе, за два года до войны, в 1912 г, Базельский конгресс вновь подтверждает готовность эсдеков превратить грядущую Мировую войну в свержение власти капитала на планете.
Но вот грянула война, и теперь эта отвратительная военная мясорубка становится критерием истины всех теорий, в том числе и марксистской. Теперь европейское побоище отвечает на главный вопрос эпохи.
Что происходит с капитализмом?
И варианты ответов, кажется, предельно просты.
Если капиталистическая формации отжила свой век и классовая борьба приближается к развязке, -- тогда одетые в шинели крестьяне и пролетарии, у которых, согласно "Манифесту", уже нет отечества, а есть всеобщая солидарность, не станут убивать друг друга "из-за жалких балканских народов", а побратаются и обратят свои штыки против буржуазии.
Если же "угнетенный класс -- в данном случае, следовательно, пролетариат -- еще не созрел для освобождения самого себя", то по тому же Энгельсу, "он будет, в большинстве своем, признавать существующий общественный порядок единственно возможным и политически будет идти в хвосте класса капиталистов".
Все! Вариантов больше нет. Или -- или.
И уже первые месяцы войны расставили все точки над "i". Трудовой народ в шинелях горячо любит свою буржуазию. Сражается за нее. И покорно готов за нее умирать.
Тяжело и неприятно, но надо было все-таки признавать, что тезис : "мировая война -- канун Мировой революции" -- оказался блефом.
Все произошло с точностью "до наоборот".
Капитализм, или как его называли тогда, империализм остался целым и невредимым. А вот генеральный постулат социал-демократии оказался разбитым в пух и прах.
Марксистский "Титаник" был поражен айсбергом войны в свое самое уязвимое место -- в утопическую составляющую. Главная цель всего коммунистического движения оказалась призраком. А в его корпусе на месте формулы "мировая война дает мировую революцию" образовалась огромная дыра.
Но тут же возникает и второй не менее интересный вопрос.
Если здание капитализма не рухнуло даже от всемирного военного землетрясения, то каков на самом деле запас его прочности? Что скажут на это наследники Маркса?
И тогда слово взял главный марксистский теоретик Карл Каутский.
"Ребята, -- сказал Карл, -- давайте вместе подумаем, а " не может ли теперешняя империалистическая политика быть вытеснена новою, ультраимпериалистическою, которая поставит на место борьбы национальных финансовых капиталов между собою общую эксплуатацию мира интернационально объединенным финансовым капиталом?" Другими словами, а не следует ли за фазой национальных капитализмов фаза одного, единого мирового капитализма? "Подобная новая фаза капитализма, во всяком случае, мыслима".
Да, это уже была свежая мысль. И здесь было над чем поразмыслить. И социал-демократия крепко призадумалась. Но не вся.
КАПЛЯ ВТОРАЯ
КАРЛ КАУТСКИЙ -- РЕНЕГАТ ИЛИ ПРОВИДЕЦ?
- Нет, нет и еще раз нет! Эта мысль, батенька, для пролетариата архивредна! -- раздался до боли родной голос из далекой Швейцарии. -- "Империализм теоретически оценен уже во всех своих главных чертах, как борьба гибнущей, одряхлевшей, сгнившей буржуазии за дележ мира".
-- Да почему же вы думаете, что "сгнившей и гибнущей"?
-- Да потому, что "повторялись тысячи раз эти выводы во всей необъятной газетной литературе социалистов всех стран". Кстати, "всестороннее научное исследование империализма -- такое исследование только начинается".
-- Но позвольте, далеко не все считают империализм "сгнившим и гибнущим".
-- Нет, мы не дадим "себя поймать лицемерными речами о том, что не все одинаково понимают империализм", "что вопрос недостаточно обсужден".
-- И все-таки давайте попробуем разобраться.
-- Нет! "Социалистические партии -- не дискуссионные клубы, а организации борющегося пролетариата". А за невыполнение резолюций Штутгартского и Базельскокого конгрессов о принятии экстренных мер к падению капитализма в случае войны отлучаю вас, господин-товарищ Каутский, и весь ваш такой-сякой 2-й Интернационал от марксизма.
Но к основной массе социал-демократов постепенно приходило тяжелое отрезвление. Потребовался мировой катаклизм, чтобы "известные остатки утопизма в марксизме" посыпались с него, наконец, как осенние листья. Думы думающих социал-демократов озвучил Генрих Кунов из "могучей кучки" немецких теоретиков. Озвучил рублеными фразами: "Развитие капитализма неизбежно и прогрессивно".
"Надежды на революцию оказались иллюзией, а отстаивать иллюзии не дело марксиста".
Вне всяких сомнений, предстояла основательная чистка марксистских Авгиевых конюшен.
Полвека коммунисты готовили трудовой народ к одной лишь задаче -- к свержению капитализма и захвату власти.
Но если гипотеза Каутского верна, и до мировой революции, как до Марса на велосипеде, то главная составляющая эсдеков -- революционная -- уже мертвый груз.
В корне меняется и статус Бернштейна с его идеей реформ и парламентской защиты интересов трудящихся. Из белой вороны и отщепенца он враз превращается в мыслителя-провидца и отца-основателя всей современной "мирной" социал-демократии.
И здесь не пройти бы нам мимо ценного момента, который пригодится далее. Давайте обратим внимание на то, что сам Каутский свою мысль о возможном наступлении глобальной фазы капитализма завершил почему-то крайне неуверенно и по-девичьи робко -- "осуществима ли она (фаза), для решения этого нет еще достаточных предпосылок". Он, как Штирлиц, "тогда еще не знал", что убивает сразу двух мамонтов. Его "гипотеза" не только заделывает зияющую пробоину в борту марксистского учения, худо-бедно объясняя, почему всемирный переворот не случился в связи с мировой бойней.
Но главное, выводит теорию из состояния 70-летнего летаргического сна. Родившись однажды ребенком-старичком, марксизм, в лучшем случае, лишь объяснялся и уточнялся либо его авторами, либо популяризаторами типа Плеханова. Однако отродясь не развивался. Сейчас же был сделан сдвиг к выздоровлению.
Но здесь произошло то, что с постоянством вращения земли происходит каждый раз на всех крутых виражах истории.
Социал-демократия расщепилась.
Так революционеры разных стран Европы фанатично продолжали скандировать "Даешь мировую революцию!" Они бульдожьей хваткой впились в Марксовы фантазии, никаких доводов не признавали, все ссылки на отцов марксизма объявляли облыжными и яростно требовали "проповеди и подготовки революции".
"Будет, будет! Надо, -- взывали они, -- просто еще сильнее засучить рукава, еще энергичней взвинтить агитацию, добавить бунтарской страсти, и -- революция в кармане!" Среди них, как уже догадался искушенный читатель, громче всех слышались голоса нашего Ильича, их фрау Розы Люксембург и примкнувшего к ним Карла Либкнехта.
КАПЛЯ ТРЕТЬЯ
В СТРАНЕ ЗАБЫТЫХ ИСТИН
Как и почему наш вождь и учитель очутился в группе "тормозов", у нас предстоит особый разговор в разделе "Особенности национальной революции". Пока лишь заметим, что Ильич мог остаться и вовсе малозаметной фигурой в советской истории на манер неких Чернова, Милюкова, Чхеидзе, если бы не три весьма значительных события. К этому моменту, а наш "Пегас" уже перенес нас в конец 1916 года, одно из них уже случилось -- в далеком горном ауле в 1879 году родился мальчик по имени Сосо Джугашвили. До второго, начала буржуазной революции в России, оставалось чуть более полугода. Третьим событием станет своевременная смерть вождя через восемь лет.
А пока Ильич в одиночку (вся "могучая кучка" теоретиков поддержала большинство социал-демократов) силится доказать, что капитализм дошел до ручки, что он, как тухлое яйцо -- разбей его и выброси. Понятно, доказать это -- задача из тяжелейших. Но, как известно, большевики не страшатся трудностей. "Взять их у природы -- вот наша задача".
Летом 1916 года труд под названием "Империализм, как высшая стадия капитализма" был завершен. Ильич перечитал написанное, и по привычке заметив об авторе: "какая глыба, какой матерый человечище", еще раз взглянул на вывод: "Из всего сказанного выше об экономической сущности империализма вытекает, что его приходится характеризовать, как переходный или, вернее, умирающий капитализм". "И, потирая руки, засмеялся довольный".
Конечно, на книгу с таким выводом сегодня можно было бы с улыбкой махнуть рукой, если бы она не дарила нам немеркнущий образ Ленина-теоретика. И не просто теоретика, а теоретика-марксиста.
Но прежде чем оценить его старания, дадим себе труд взглянуть на капитализм в целом глазами главного творца этого учения. Чтобы кратко получить натурально марксистское представление об этом этапе человеческой истории.
Подводя итог первому тому "Капитала", Карл пишет свой знаменитый фрагмент "Историческая тенденция капиталистического накопления" -- ставший азбукой исторического материализма. Здесь, со свойственной ему филигранностью, буквально в двух абзацах, и фактически формулой естественного закона, он дает классически сжатую, но точную биографию буржуазной формации от ее зарождения и до гибели. Суть этой биографии -- процесс превращения индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно концентрированные, т.е. "превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих".
Вот и вся недолга. Весь капитализм -- как на ладони. Проходящий, как и все сущее на земле, три естественных этапа.
Первый. "Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы".
Содержание этого этапа -- "экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, -- эта ужасная и тяжелая экспроприация народной массы образует пролог истории капитализма".
Это и есть этап, фаза, или стадия (кому что по вкусу) зарождения и становления капитализма, процесс перехода от феодализма к капитализму. Здесь, и только здесь, обломовские армии крестьян и помещиков преобразуются в более производительные армии наемных работников и капиталистов. Здесь, и только здесь, стремительно разворачиваются армады капиталистических предприятий.
На втором этапе, когда крестьян и ремесленников уже нет, характер процесса совершенно меняется. "Теперь экспроприации подлежит уже не работник, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих". "Эта экспроприация совершается ... путем централизации капиталов. Один капиталист побивает многих других. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, ...а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима. Постоянно уменьшается количество магнатов капитала".
Это и есть этап, фаза, стадия -- по выбору -- развития капитализма. Именно на этом этапе идет концентрация капитала то ли в руках индивидуальных владельцев, то ли в руках объединений капиталистов. Их количество напоминает собой пирамиду. Чем дальше (выше) идет развитие, тем меньше сечение пирамиды, тем меньше число олигархов. Вот почему так всполошились Бернштейн и Каутский, когда столкнулись с повсеместным ростом числа капиталистов в Европе в канун ожидаемой революции.
"В каждом данном обществе этот (крайний -- ФА) предел был бы достигнут лишь в тот момент, когда весь общественный капитал оказался бы соединенным в руках одного единственного капиталиста или одной-единственной компании капиталистов", -- замечает Маркс главой раньше.
Единая глобальная монополия и есть тот крайний предел, к которому идет капитализм. Тот предел, перед которым так по-детски, видимо, испугавшись дерзости собственной мысли, стушевался верный марксист Карл Каутский.
И, наконец, финал. "Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Экспроприаторов экспроприируют".
Это и есть третий этап. Стадия упадка и гибели капитализма. Маркс характеризует ее очень скупо, но ключевые слова здесь "монополия" и "централизация". И заметим, ни слова тебе о революции. Просто "экспроприаторов экспроприируют". Именно так изъясняется классик, когда у него из петлицы не торчит красная гвоздика.
Итак, Маркс обнажает суть буржуазной формации и разбивает ее на три этапа. И каждый из них снабжает признаком необходимым и достаточным.
К той же мысли, о возможности "ультраимпериализма" приходит и Каутский. Правда, почему-то корявым языком и почему-то без ссылки на Маркса. Видимо, торопился куда-то.
КАПЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ
"МУДРЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СЛУШАЛ Я НЕВНИМАТЕЛЬНО"
Но вот, "землю всю охватывая разом", за работу принимается Ильич.
Первое, чем поражает вождь в его "Империализме как высшей стадии капитализма", так это тем, что в своем анализе он решительно обходится без Марксовой "биографии" капитализма и всех его стадий. И с одной стороны, это правильно. Иначе он столкнулся бы с засильем в самых развитых странах еще не экспроприированных крестьянских хозяйств, которые не выпускают за пределы начальной ступени даже самые передовые нации. А это настолько яркий и неопровержимый факт принадлежности к первой фазе формации, что уже ни о каком "умирающем" просто не может быть и речи.
Но с другой стороны, если вождь подходит к анализу без марксистской основы, то с чем же?
И еще. Как же все-таки удается Ильичу проскочить этот коварный крестьянский косяк, о который набили шишки и Бернштейн, и Каутский?
Исключительно молча. В том смысле, что о наличии миллионов самостоятельных крестьянских хозяйств в буржуазных странах Европы в его книге нет ни малейшего упоминания. Есть промышленные предприятия, банки, колонии, раздел всего мира, а самих крестьян нет, хоть тресни. Трудно поверить, но даже слова такого нет во всей работе. В общем, ни слова, ни духа крестьянского. Империализм, который исследует Ильич, такого класса не содержит. И это, надо признать, ход великолепный. Нет крестьян -- нет проблемы. А главное -- нет уже гибельной для вывода привязки развитых держав к начальной стадии капиталистической формации.
И вот этому, други, действительно, надо "учиться, учиться и еще раз учиться".