Всем известно, что наши домашние любимцы - кошки, собаки, птички, даже аквариумные рыбки - могут успокоить, снять стресс, снять боль. Даже дельфины и лошади занимаются оздоровлением людей. Это удивительное явление изучается учёными всего мира и носит название "зоотерапия", или анималотерапия.
То, что животные способны помочь человеку поправить здоровье, известно очень давно. Ещё Гиппократ утверждал, что верховая езда помогает солдатам при ранениях, при нервных расстройствах. Если вы расстроены или болит голова, возьмите на руки кошку, погладьте собаку, и постепенно настроение улучшится, а боль уйдёт.
А если проблемы серьёзные? Если врачи обнаружили у ребёнка синдром Дауна, или отставание в развитии, или малыш родился с детским церебральным параличом, не стоит отчаиваться. Этому могут помочь лошади и дельфины. И именно о них я хотела бы рассказать в первую очередь.
Иппотерапия - чудо или возможность выздороветь?
Иппотерапия, или лечебная верховая езда, считается одним из самых удивительных направлений анималотерапии. Что это такое? При каких заболеваниях показаны занятия иппотерапией? Где в Петербурге можно обратиться к специалистам данного профиля? Я постараюсь ответить на эти вопросы, опираясь на опыт работы петербургских иппотерапевтов и беседы с ними.
То, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию, знают многие. Почему? На этот вопрос медики ответить затрудняются, но основные факторы воздействия на организм хорошо известны.
Верховая езда требует постоянной работы всех мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию в реабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).
На лошади человек получает возможность активно двигаться в положении сидя, и это делает верховую езду незаменимой для людей с больными ногами, а также для тех, кто страдает избыточным весом.
Лошадь - это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у детей.
То, что лошадь оказывает на человека мощнейшее эмоциональное воздействие, понимает каждый, кто хоть раз ездил верхом. Это позволяет использовать лошадь при лечении тяжёлых психо-эмоциональный расстройств, фобий и других нарушений психики.
Лечебная верховая езда используется при реабилитации пациентов после инфаркта миокарда! При занятиях у всадника никогда не происходит нарушений сердечной деятельности.
Часто с самого первого занятия между человеком и лошадью устанавливаются близкие дружеские отношения, что очень важно для неуверенных в себе и одиноких людей, а особенно для детей, страдающих аутизмом и имеющих трудности в общении.
Это значит, что лечебная верховая езда имеет широкий круг показаний и полезна как для детей, так и для взрослых, имеющих проблемы со здоровьем. Но что говорят специалисты об иппотерапии и как проходят занятия?!
Психология иппотерапии
О психологии иппотерапии я разговаривала с Натальей Александровной Сладковой. Она занимается с лошадьми с 1998 года. Пришла к ним из-за собственных проблем со здоровьем. Работает в конно-спортивном клубе "Манеж", который находится в Лахте, уже пятый год. По образованию Наталья Александровна психолог, закончила Педагогический Университет им. Герцена, принимала участие в семинарах по иппотерапии.
Я встретилась с Натальей Александровной в Лахте, в КСК "Манеж". Наталья Александровна - мягкий, спокойный человек, требовательный тренер. Больные детки очень любят её, стремятся обрадовать Наталью Александровну и, конечно, своих родителей. Несмотря на её занятость, мне удалось побеседовать с ней.
-Наталья Александровна, при каких заболеваниях помогает лечебная верховая езда?
-В основном к нам приходят дети с ДЦП, аутизмом, задержками развития, дауны.
-В чём заключается психология иппотерапии?
-Лечебная верховая езда помогает всесторонне - и психологически, и физиологически. При движении шагом колебания и ритм движения подсознательно возвращает человека (взрослого или ребёнка) в состояние, в котором он находился, будучи ещё в утробе матери. Ребёнок во время беременности воспринимает мир изнутри, и изучать его тоже начинает изнутри. Верховая езда подсознательно отправляет человека к этим удивительным ощущениям "изнутри". Вот почему многие, хоть однажды прокатившись на лошади, возвращаются к этому снова и снова.
-В чём причина ухода заболеваний?
-Причина ухода заболеваний - в комплексной работе. При лечебной верховой езде задействовано всё - биомеханика, биорезонанс, восстановление ориентации в пространстве, балансировка.
-Какие лошади лучше всего подходят для занятий?
-Конечно, невысокого роста, спокойные, приученные к детям, не пугающиеся резких движений, таких лошадей мы называем "диванчик на ножках". Необходимо, чтобы лошадь была добродушной, с широкой спиной и мягким шагом. По породам - беспородные, клепперы, латвийцы.
-Какие заболевания являются противопоказаниями?
-Межпозвоночная грыжа, определённые проблемы со зрением.
Я видела занятие с девочкой, Катей, у неё ДЦП. Катя учится во втором классе, естественно, находится на домашнем обучении. Катя неплохо развита, хотя отставания избежать не удалось. Мы пообщались немного с девочкой, она с удовольствием отвечала на мои вопросы. Катя была довольна, что у неё получилось всё, что просила Наталья Александровна, а именно - раскачивание каната (его надо было толкнуть, сидя на идущей мимо каната лошади), привставание на ножках с опорой на стремена (с вздохами, с кряхтением, это действительно тяжело для девочки), езда без рук, езда с хлыстиком в вытянутых вперёд руках.
-Мне трудно было смотреть на хлыстик, а не на лошадку, - сказала она.
Но Катя справилась со всеми упражнениями. С одной стороны её держал папа, с другой - девушка-волонтёр, прибывшая в "Манеж" для практики. Вела лошадь ещё одна практикантка, а Наталья Александровна шла рядом и показывала упражнения. Видно, что Катя очень старается, что ей нравится лошадь.
-Ночка хорошая, спокойная. Ей уже двадцать лет. Результаты есть, и неплохие. Катя стала более уверенной в себе, контролирует себя. Из-за болезни у неё часто случаются приступы смеха, но теперь она умеет их подавлять. Что ещё? Сидит хорошо на лошади, стала держать спинку - раньше только лежала. Самые большие проблемы с ногами, но надеюсь, и с этим мы справимся, - говорит её мама.
На занятии обязательно присутствует врач-иппотерапевт, который следит за проведением упражнений и всегда готов оказать помощь. Наталья Александровна осталась довольна своей маленькой пациенткой.
"Кентаврик": на пути к здоровью
Первый раз я услышала о петербургском оздоровительном центре "Кентаврик" в Москве на IV Иппотерапевтической конференции в декабре 2005 года. Ольга Николаевна Берчина, генеральный директор "Кентаврика", и Мария Ивановна Липкина, инструктор и специалист по иппотерапии, с безграничной теплотой рассказывали о своей работе и о детях, которые приходят к ним, чтобы поправить своё здоровье и пообщаться с лошадьми, этими поистине удивительными животными. Они пригласили меня посетить "Кентаврик", и, несомненно, я приехала к ним в гости.
Первое, что я увидела, был аккуратный манеж и небольшая конюшня. Там живут шесть лошадей - Инам, Каприз, Кассель, Мэмма, Биплан, Линда и маленькая пони На-На - и кошки.
Специалисты "Кентаврика" работают в нескольких направлениях. Это собственно иппотерапия (лечебная верховая езда), реабилитация инвалидов и работа с социально тяжёлыми детьми: наркоманами, малолетними преступниками, детьми родителей-алкоголиков.
С чего же всё начиналось? С чего начинался "Кентаврик"? Всего лишь с одной лошади на юннатской станции. Потом был Зоопарк и Колтуши, и вот теперь Ольга, Мария и семь лошадей вернулись на Поклонногорскую улицу. В их распоряжении манеж и хороший парк.
Давайте же познакомимся поближе с лошадьми, которые лечат детишек. Самая старшая из них - это Мэмма. Ей уже двадцать четыре года, у неё очень широкая спина, на Мэмму обычно сажают самых тяжёлых детей. Кассель - настоящий орловский рысак. Она очень темпераментная, несмотря на свой возраст - Кассели девятнадцать лет. Ей доверяют детей, которые могут ездить самостоятельно (конечно, со страховкой). Инам (по-арабски это слово обозначает "подарок") - восьмилетний сын Мэммы. Это очаровательный рыжий конь с мягкими аллюрами. Он умеет улыбаться, когда хочет получить сухарик или яблоко. Каприз, или просто Кузя, достаточно импульсивный, но послушный конёк. Ему доверяют самостоятельно ездящих детей. Серая очаровательная "малышка" Линда редкой в Петербурге породы - першерон - тоже обещает стать неотразимой. На-На - десятилетняя пегая пони, любимица детей, отличается своенравным характером, но очень терпелива по отношению к ребятишкам.
Со временем я стала приезжать в "Кентаврик" по выходным и помогать на занятиях в качестве волонтёра - иногда вела лошадь, иногда страховала детей.
Конечно, многим родителям можно просто поклониться и поблагодарить их за то, что они не сдаются и сражаются до победного конца, когда ребёнку становится лучше и прогресс очевиден не только нам, но и врачам.
Я познакомилась со многими посетителями "Кентаврика". Это и относительно здоровые дети, которые просто хотят общаться с лошадьми и научиться ездить верхом, и те, кто приходит сюда поправить своё здоровье и почувствовать себя более уверенно.
Одна из постоянных уже учениц Ольги Николаевны - Кира. Несмотря на ДЦП (врачи с детства поставили ей этот диагноз), Кира каждую неделю в любую погоду приходит в "Кентаврик" и снова и снова садится на лошадь. Вот что Кира пишет о себе:
"Отстаивая свои ограничения,
ты лишаешь себя могущества.
Ричард Бах.
Меня зовут Кира. Мне 34, страдаю ДЦП. Страдаю ли я? Я не страдаю, я - живу!
Да, несколько лет назад я действительно очень страдала, хотя моё заболевание имеет такую форму, которая не затрагивает интеллект, с двигательными возможностями так же бывают более тяжёлые случаи. Нет, я страдала не физически, а психологически. Придумала себе другую жизнь, вообразила себя другим человеком - красивым, сильным, без комплексов и проблем. Жила в своём придуманном мире и горько плакала от столкновений с реальностью.
Теперь я смотрю на свою жизнь совсем по-другому. На свете не бывает людей, идеальных во всех отношениях, каждый из нас приходит в этот мир со своими проблемами, в чём бы они не заключались. Задача каждого человека в этой жизни - разумно распорядиться тем, что дала ему судьба: реализовать свои таланты и справиться с тем, что мешает его счастью. Я рассматриваю свой недуг как вызов, который я приняла как интересную и сложную загадку, которую я должна разгадать. Мне интересно над ней работать, а значит - интересно жить.
Иногда задачи бывают такими сложными, что в одиночку с ними не справиться. Нужны помощники. Но к выбору помощников в таком ответственном деле нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Я перестала посещать врачей, которые говорят мне, как у меня всё плохо. ("Девушка, как вы работаете машинисткой, у вас ведь такие слабые руки!" Несколько лет назад я рыдала над этой фразой, сказанной мне невропатологом на очередном приёме. Если бы это сказали мне сейчас, я бы только улыбнулась и ответила: "Давайте попечатаем с вами наперегонки!"). Такие союзники мне не нужны. Рядом с собой я предпочитаю видеть людей, которые в меня искренне верят.
Таких людей я встретила в "Кентаврике". Они открыли мне удивительный мир верховой езды, и при этом ни один из них ни разу не упомянул о том, что я чего-то не смогу или что в моём возрасте такой диагноз неизлечим. С каждым годом я слышала такое мнение всё чаще от множества врачей, с которыми я сталкивалась. Хммм... Неизлечим, говорите? Это мы ещё посмотрим!
Человека лечит всё, что приносит ему радость, совершенно независимо от его диагноза. Положительные эмоции - великая вещь...
Когда я впервые села на лошадь, не скрою, мне было страшно. Казалось, я рискую свалиться на каждом повороте. Но это прошло. Страх рано или поздно проходит, когда появляется навык. А навык не приходит без тренировок, так что преодоление страха - жизненно необходимый процесс. Без него никуда. Волков бояться - в лес не ходить. Так что же, и просидеть всю жизнь дома? Страх скрывает от нас очень много интересного, удивительного и радостного. Так уж устроена жизнь. Тем, кто сдаётся сразу, не суждено познать очень многого, что даёт человеку общение с лошадью.
Думаю, что ещё долго не смогу забыть ощущение, когда я впервые смогла проехать рысью, забыв о том, что надо бояться, полностью расслабившись и отдавшись движению, свежему морозному воздуху, встречному ветру и чувству полёта. Вернувшись домой, я прилегла отдохнуть. Закрыла глаза, а Душа продолжала петь (жанр песни своей Души я бы определила как гимн свободе), и тело вновь и вновь переживало то волшебное состояние. Боюсь, что слова не в силах его передать.
Да, бывает больно, бывает страшно. Но, как писал любимый мною Ричард Бах, процитированный вначале, "Тебе никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Возможно, однако, для этого тебе придётся потрудиться". Иными словами, Бог никогда не даёт человеку испытаний, с которыми он (человек) не может справиться. Поэтому, если вам кажется, что вы что-то не можете, это вам только кажется.
Ещё один важный аспект жизни инвалидов - взаимоотношения с окружающими, коммуникабельность. Как здесь помогают занятия верховой ездой? Когда человек имеет такое необычное увлечение, это повышает его ценность в глазах тех людей, с которыми он общается, пробуждает в них интерес и уважение к нему как к личности.
Я уже не говорю о собственной самооценке. Сознание того, что я умею делать то, что не могут другие - это ещё один повод собой гордиться.
Полгода назад я впервые в жизни принимала участие в соревнованиях по выездке среди инвалидов. Впечатлений очень много, но главное, пожалуй, вот что. В детстве я училась в обычной школе и всегда была освобождена от физкультуры. Мечта о каких-то спортивных достижениях, восхищение красотой, грацией, гибкостью и ловкостью спортсменов были для меня частью той, придуманной жизни, о которой я упоминала в начале своего рассказа. Прошло время, и я как-то забыла о своей мечте, видимо, посчитав её совсем уж несбыточной. Но... Теперь я узнала, какой за этим стоит тяжкий труд. Перестала воспринимать спортивные соревнования как шоу, и прониклась чувством уважения к спортсменам, их мужеству, терпению и целеустремлённости.
Об изменении физических возможностей в результате занятий верховой ездой могу не без гордости сказать, что у меня заметно улучшилось равновесие и устойчивость, особенно в условиях гололёда. Если кому-то это покажется мало, значит, он не сталкивался с этой проблемой всерьёз. Его счастье.
Я стала более независимой, самостоятельной, уверенной в себе. Когда мне трудно, я не жалею себя, а подбадриваю. Такой настрой помогает мне преодолеть очень многие препятствия на пути к здоровью. И я очень счастлива, что часть этого пути я могу проехать верхом".
Так пишет Кира. Девушка, которая идёт по пути к здоровью.
Должна признать, что мне самой помогает верховая езда и просто общение с лошадьми. Однажды я пришла в "Кентаврик" простуженная, с температурой. Инструктор посадила меня без седла на мою любимую лошадь, и через полчаса я почувствовала себя значительно лучше!
Я хочу поблагодарить весь коллектив "Кентаврика" за их труд, терпение и бесконечную любовь к своему делу!
Дельфины тоже лечат
Дельфинотерапия (Dolphin Assisted Therapy) представляет собой медико-психологический комплекс. Он состоит из диагностического и коррекционного блоков. Основа метода заключена в так называемой "сонофоретической модели", когда дельфин является природным ультразвуковым сонаром. При взаимодействии животного и человека происходит позитивная стимуляция ЦНС и других органов пациента.
Этим явлением занимается Мировой Институт Дельфинотерапии под руководством Виктора Ивановича Лысенко. Он основал этот институт и изучает дельфинов и их воздействие на человека.
Хорошие результаты дельфинотерапия показала при комплексном лечении разнообразной органической патологии ЦНС, аутизма, синдрома Дауна, ДЦП, нейросенсорной тугоухости тяжелой степени. Высокая эффективность достигалась при лечении пациентов с психическими травмами - пострадавшими от катастроф, критических инцидентов, детьми-заложниками.
И всё же максимальная эффективность дельфинотерапии наблюдается при лечении заболеваний, связанных с функциональными расстройствами различных систем организма, нарушениями обмена веществ, психосоматических расстройств, что делает метод дельфинотерапии исключительно пригодным для проведения реабилитационных мероприятий. Важными компонентами метода дельфинотерапии является система медико-психологической реабилитации, а также контакт и взаимодействие ребенка с дельфином, который является ко-терапевтом. Дельфинотерапия проводится по интенсивной схеме: 14 - 20 дней ежедневных сеансов, с включением, при необходимости и по желанию родителей, других видов терапии. Взаимодействие с дельфином в воде позволяет значительно стимулировать психическое, речевое и физическое развитие ребенка.
Дельфинотерапия предполагает несколько этапов. На первом этапе происходит активация мозга за счёт высокой мотивации ребёнка, то есть он начинает обрабатывать сенсорную информацию, которая приходит от всех органов чувств. После установления двухстороннего контакта наступает второй этап взаимодействия, фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина. Что это значит? Терапевт предлагает ребенку выполнить совместно с дельфином определённый комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений: бросание и захват предметов, попадание в цель, перебрасывание мяча через веревку и обруч и др. Используются различные спортивные снаряды: мячи, кольца, обручи различных размеров.
Третий этап направлен на развитие движений в воде. Это сопряжено с постоянным контактом с дельфином. Каждый элемент упражнений предварительно демонстрируется и объясняется ребенку терапевтом, находящимся в воде вместе с ребенком.
Особенности дельфинотерапии
Для снятия страха глубины и антигравитационного эффекта в бассейне, где занимается ребёнок, укреплена сеть, дающая ему при необходимости опору. Дельфин - это очень общительное животное, которому нравится контактировать с людьми, и задача терапевта - правильно выстраивать такие контакты. Перед участием в лечебном процессе дельфин проходит тренировку по специальной программе. В рамках тренировки происходит подготовка к управляемой ультразвуковой эмиссии сонаром дельфина. Успех может быть только в том случае, если оно направлено на выполнение комплекса упражнений для развития у ребёнка новых навыков и умений психомоторного функционирования.
Дельфинотерапия вызывает все возрастающий интерес в мире, ведь идет речь о болеутоляющих эффектах, снятии депрессии, улучшении обучаемости детей-аутистов.
В методе дельфинотерапии важную роль играет явление сонофореза. Сонофорезом называется увеличение потока ферментов, особых гормонов, проникающего через мембраны клетки в результате кавитации под воздействием ультразвука. Сонофорез, как прямой результат ультразвукового эхолокационного воздействия дельфина, вызывает благоприятные химические и электрические изменения в организме у пациентов.
Ультразвук применяется в медицине и физиотерапии уже более 40 лет и оказывает механический эффект воздействия: ультразвук производит массаж на клеточном уровне, улучшая проницаемость мембраны клетки и позволяя лучше проникать в кожу благоприятным активным ингредиентам. Кроме того, существует эффект, называемый кавитацией, когда благодаря взаимному трению клеток содержащиеся в них газы покидают свое пространство и улетучиваются.
Благодаря высокой концентрации энергии, кавитация улучшает деполимеризацию макромолекул, что улучшает межклеточный обмен веществ и циркуляцию жидкости. Существуют термические и химические эффекты сонофореза, ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому дренажу тканей тела. Кроме того, эхолокация дельфина обладает и болеутоляющим эффектом.
Интенсивные ультразвуковые волны, возникающие в результате эхолокации дельфина, создают особые зоны на поверхности воды, где формируются микропузырьки диаметром около 100 микрон. Эти пузырьки существуют около одной микросекунды, разогреваясь из-за огромного внутреннего давления до температуры примерно 5,5 тысяч градусов Цельсия, что почти соответствует температуре солнечной поверхности.
Наблюдения за поведением дельфинов во время терапевтического контакта с людьми показывают, что когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на позвоночник пациента. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 сек. импульсы частотой 500 Hz. Эхолокация дельфина до соприкосновения с кожей пациента пронизывает толщу воды, являющейся высокоэффективной средой для переноса звука (в 60 раз эффективнее чем воздух).
Физиологический эффект контакта людей с дельфинами характеризуется значимыми изменениями в биоэлектрической активности мозга. Механизм воздействия тщательно изучается учеными разных стран. В некоторых источниках сообщается о церебрально-гормональном механизме воздействия, собраны электро-физиологические свидетельства в поддержку эндорфиновой основы такого эффекта.
Используя сонофоретическую модель, специалисты Международного Института Дельфинотерапии анализируют ультразвуковую эхолокацию и эффективно применяют целебные свойства природного ультразвукового сонара дельфина при сеансах дельфинотерапии.
Доктор Шарик
Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является то, что ее отличительной чертой можно назвать преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. 95 процентов животных, используемых в психотерапии в США, составляют именно они. Такая популярность, считает С. Шульц, объясняется также и тем, что собаки лучше выражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и не всегда являются более эмоциональными, так как их предки волки живут в стаях и имеют развитую систему социальной коммуникации, и собаки унаследовали этот язык и способность сознавать свое социальное положение. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.
Канистерапия используется в работе с различными категориями людей. Очень часто собаки работают в домах престарелых. Собака позволит надолго умерить страх, депрессию, напряжение, снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции жильцов подобных учреждений. Неразговорчивые начинают больше говорить, а люди с эмоциональной некомпетентностью (приобретенной или врожденной) начинают проявлять способность реагировать на животных с неожиданным чувством и пониманием. Однако, как утверждают работники подобных учреждений, успех канис- или анималотерапии зависит прежде всего от того, какие отношения между животными и пациентом были установлены еще в детские годы, а именно в возрасте 6 - 13 лет.
Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение таких детей. Присутствие или пассивное участие в терапии дружелюбно настроенной собаки совпадает с заметным улучшением в поведении детей и снижением проявлений аутизма, таких как погружение в себя. Присутствие собаки, игры с ней делают терапию более приятной и продуктивной и повышают вероятность того, что ребенок захочет продолжать психотерапию и будет прилагать усилия для выздоровления. Маловероятно, считают они, что собака явилась просто отвлекающим фактором для этих детей. Скорее всего, дело в поддержке, которую собаки оказывали детям, и этим делали терапевтические сессии более продуктивными и менее угрожающими
Американские учёные исследовали психологическое значение собак для людей с ограниченными возможностями и обнаружили, что в ходе анималотерапии эти люди говорят о "большей свободе", чувствуют себя менее одинокими, более независимыми, ощущают себя в большей безопасности. В ходе шестимесячного курса анималотерапии эти люди продемонстрировали значительное повышение самооценки, развитие внутреннего локуса контроля, улучшение психологического самочувствия и большую общительность. Также проводилось исследование, в ходе которого 48 человек с серьезными заболеваниями, полученными в результате мускульной дистрофии, поражения головного или спинного мозга, множественного склероза, получили возможность общаться с собаками. Половина группы получила такую возможность с самого начала терапевтического процесса, а другая часть (схожая с первой по гендерному, возрастному признаку и виду заболевания) - только в течение второго года терапии. Исследования показали, что в течение 6 месяцев после начала анималотерапии пациенты показали значительное улучшение в плане самооценки, психологического благополучия и коммуникативности. Общение с собаками, полагают исследователи, помогло одиноким, несчастным, изолированным людям преодолеть свое состояние и обрести независимость, получить посильную работу или вернуться в колледж, завести друзей и вернуть психологическое благополучие.
Также собаки могут помогать справиться со стрессом, хотя до сих пор никто не может объяснить механизм, благодаря которому это происходит. Так, проведенное изучение семейных пар дало интересные результаты относительно общения в повседневной жизни. Оно показало, что семейные пары, у которых есть собака, легче преодолевают семейные кризисы и выходят из конфликтных ситуаций, чем те, у кого собак нет. Возможно, это можно объяснить тем, что присутствие собаки и вопросы, возникающие в связи с ее содержанием, предоставляют возможность более тесного общения, появляются общие интересы, что в свою очередь сплачивает семью. Кроме того, многие люди делятся с собаками своими проблемами и "обсуждают" с ними свои трудности, не получая взамен осуждения или непонимания.
По данным клиники неврозов имени З.П. Соловьева, более 30 процентов пациентов, проходящих курс лечения при неврозах - неврастении, истерии, психастении, когда у человека вторая сигнальная система преобладает над первой и высоко развит интеллект, неврозе навязчивых состояний, сенсорно-фобическом неврозе, - помогли собаки.
В настоящее время канистерапия используется и в ходе индивидуального психологического консультирования. Стены психологической защиты, которые возводят клиенты в процессе консультирования, заставляют консультантов использовать инновационные и уникальные техники, считает П. Гуэрра. И поэтому некоторые консультанты используют собак. Они считают, что это очень эффективный вид терапии, ориентированный на достижение определенных целей, который с успехом можно применять в работе с детьми и взрослыми, имеющими проблемы в общении, поведенческой сфере или страдающими от депрессии, жертвами насилия в семье и сексуального насилия, а также детьми, страдающими аутизмом. В ходе общения с собакой эти люди начинают более эффективно общаться и с другими людьми, понимать значение невербальной коммуникации, и это лишь один аспект подобной терапии. Собаки используются и для установления доверительных отношений с клиентами. В результате процесс терапии занимает меньше времени. Общение с собакой может также использоваться как награда за правильные действия при работе с детьми.
В канистерапии принимают участие специально обученные животные. В ряде государств, например, в Норвегии, подготовкой собак-помощников занимаются государственные учреждения, в других - благотворительные общества. Обычно щенков для этих целей бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников, но далеко не все собаки, начавшие курс обучения, получают диплом даже первой степени, собаки-компаньона, потому что животные, принимающие участие в психотерапии, должны обладать идеальным характером и высоким интеллектом .
Кошки и другие животные
Бесспорно, самым популярным и известным домашним врачевателем является всё-таки кошка. Она может снять боль, успокоить, снизить артериальное давление. Её биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и головне боли, стимулирует быстрое заживление травм. Целительное воздействие осуществляется в тот момент, когда хозяин поглаживает кошку, ласкает её, чувствует и слышит мурлыкание.
Известно, что кошки с длинной шерстью являются прекрасными невропатологами - им лучше получается облегчать депрессию, бессонницу, раздражительность, боли в суставах. Короткошёрстные кошки помогают при заболеваниях желудочно-кишечного тракт, сиамские же избавляют хозяев от простуд. Кошки с плюшевой шубкой, такие, как британские, экзотические короткошёрстные, помогают при заболеваниях сердца.
Лечение кошкой носит название фелинотерапии и широко используется в реабилитационных целях. Услугами кошек-врачей пользуются больницы самых различных профилей, интернаты, дома престарелых, а также наркологические лечебницы.
Основой успеха лечения является способность кошки установить контакт с больными. Они являются прекрасными психотерапевтами и порой способны сделать больше специалистов того или иного профиля.
Кошка просто ласкается к человеку, трётся об него, лижет руки и лицо, играет с ним, мурлычет. Это помогает пациенту расслабиться, получать удовольствие от процесса. Кошки могут работать как в группе, так и с одним человеком. Если у больного, например, нарушена чувствительность конечностей вследствие перенесённого инсульта, кошка будет тереться об руку, терпеливо и очень тщательно вылизывать больное место, и часто с первых сеансов идёт значительное улучшение состояния.
Но не только кошки, собаки, дельфины и лошади способны стать терапевтами, но даже аквариумные рыбки помогают при стрессе своими плавными движениями, птицы - волнистые попугайчики, канарейки и другие - помогут при депрессии, способствуют расслаблению и повышению настроения. Общение с хомяками, мышками и кроликами облегчает состояние болезненности суставов во время обострения заболевания, а также помогает замкнутым и неуверенным в себе людям победить страх перед общением с незнакомой компании.
Возможно, кто-то даже не предполагал о лечебных способностях своих любимцев, но они действительно лечат. Важно лишь любить их и не забывать, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили!