Бобров Андрей : другие произведения.

Разработка стратегии как функция внутри компании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В книге я обобщил свой опыт работы аналитиком, консультантом по стратегии. Затронуты вопросы о роли в компании аналитиков. Описаны заказчики работы - предприниматели и ее контроллеры - банки. Показана связь разработки стратегии с играми шахматы и покер.

Стратегия и тактика

И тактика и стратегия важны. Стратегия отличается от тактики, что фигуры еще не тронуты и возможно посмотреть любые варианты, но стоит только начать двигать фигуры, как со стратегией закончено - идет тактическое выполнение стратегического плана. Стратегия охватывает постановку целей и составление планов. Тактика - выполнение планов. Стратегия абстрактна, тактика конкретна. Стратегия требует многочасовых размышлений, тактика быстрого острого проницательного взгляда.

Тактические ошибки видно быстрее и наказываются тактические ошибки гораздо жестче. На протяжении жизни человек и в обычной жизни и тем более в бизнесе намного чаще встречается с тактическими вопросами, чем стратегическими, поэтому в каком-то смысле тактики более ценны. Проблемы тактики настолько разнообразны, что их невозможно систематизировать, в то же время сложности стратегии можно как-то описать в одной статье или максимум небольшой книге.

Отличие тактики и стратегии видно в ответах на два критичных вопроса "Что делать" и "Как делать". На тактический вопрос "Как делать" менеджеры компании могут давать многочасовые ответы, делясь своим опытом. На стратегический вопрос о целях "Что делать" обычно даются туманные выкладки, зачастую с непроверяемыми утверждениями и мнениями.

Время стратегии

Раз в несколько лет у предпринимателей появляются важные инвестиционные решения, такие как покупка компаний-поставщиков или компаний-конкурентов, вывод нового продукта на рынок, покупка недвижимости, расширение производства, большие вложения в рекламу, создание сети. Стоимость таких решений достаточно высока, такие решения несоизмеримы с обычными тысячами тактических решений директоров и необходим детальный просчет сценариев и рисков. Обычно при таких решениях требуются сторонние инвестиции и когда при предоставлении кредита банки требуют предоставить документ с регламентированной стратегией.

Так крупный бизнес типа банков касается малого и среднего, привнося регламенты. Банки обязаны мыслить в рамках своих шаблонов, ведь сегодня добыча золота, завтра лекарство от рака, нужно видеть некие единые параметры для выбора. Банки требуют исследования, потому что, если нет спроса или конкуренты сильны, как не старайся не получится.

Успех же в предпринимательстве на мой взгляд носит вероятностный характер, и эта вероятность рассчитывается. Это умеют делать страховые компании, которые переработав статистику тысяч проектов сегментировав их, смогли просчитать вероятность.

Они выполняют за предпринимателей часть их работы, оценивая проекты. При этом часть работы делегируется на специализированные консалтинговые компании.

Чисто мое влияние идет именно на стадии, когда стоимость ошибки самая большая и решение самое дорогое в деньгах - "куда и сколько ивестировать?"

Игра в бизнес-планы

Разработать бизнес-план стадиона, бизнес-план огромного спортивного комплекса, где будет все от футбольного поля до шахматного клуба интересно. Интересно продумывать все до мелочей, смотреть как город преобразится, когда в нем возникнет это чудо. Да стадион не отбивается, да будет трудно обосновать его финансовые показатели, но разве сама идея, идея спорта как такового не стоит того говорят чиновники? Я вижу этот стадион, вижу город, вижу как медленно будет идти строительство и какой это будет праздник, когда у города возникнет своя хорошая профессиональная футбольная команда. Я смотрю на графики, на дизайн страниц и поставив точку, ощущаю, что-то типа выигрыша в хорошую шахматную партию.

Когда я сделал карту всех своих проектов, то она выглядела как стратегическая игра.

Основа игры, что в нее начинают играть консалтинговые компании друг против друга. Похожа на Сим Сити, только чтобы поставить новый обьект нужен 50 страничный документ.

Скажем компания сделала 100 проектов - это 100 точек на карте Сим Сити и можно видеть их реальную успешность, масштаб, прибыль.

Интересно, что игра как таковая и подход игровой начинает распространяться и на все сферы жизни. Так скажем проанализировал свои игры в Цивилизацию и Вар Крафт я выяснил, что там была большей частью реализована одна и та же стратегия, которую я применяю и в шахматах: отстаивание клочка, развитие ресурсов, победа за счет большого количества ресурсов и гармонии. При этом стратегию я четко оформил в "первое приближение" и далее уже смотрю за счет иттераций. Я умею менять стиль и не говорю одно (часто прочитанное где-то) решение как панацею. Приспосабливаюсь к отрасли.

Я неоднократно выигрывал конкурс бизнес решений, то есть мое бизнес мышление кристаллизовано. Может быть я не могу придумать лозунг, но логических ошибок в аналитике не допускаю.

Предприниматели

Практика показывает, что директора компаний являются высококлассными тактиками - прекрасными организаторами, тонкими психологами при работе с персоналом, и великолепными продавцами своей продукции, но не всегда хорошими стратегами.

Мои заказчики (а это собственники предприятий, миллионеры) - тактики, а не стратеги (имеется ввиду в области аналитики, математики и игр, они не смогли бы закончить МГУ с красным дипломом как я), хотя и обладают красивым техническим менталом.

Если сами собственники выполняют аналитическую работу, потому что решают, что они способны ее выполнить ответом им служит и тысячи управленческих ошибок.

Типичные стратегические ошибки предпринимателей

Основные стратегические ошибки следующие

-- Завышенное мнение о своем продукте. Предприниматель, который каждый день продает свой товар не может быть о нем плохого мнения. При этом не купившие клиенты становятся автоматически "глупыми", конкуренты "лживыми" и т. д.

-- Оптимистичный взгляд на мир. Предприниматель смотрит на происходящее, как на что-то что "точно получится" и согласно этому ощущает психологический комфорт. При этом он обычно завышает, например будущие доходы, потому что "точно должно пойти".

-- Неучет рисков. Предприниматель движется в своем важном для него и четком туннеле реальности ради реализации своей цели, совершенно не учитывая рисков. При реализации неучтенных случаев (конкуренты неожиданно сделали такой же товар, продукт оказался недоработанным и т. д.) обычно начинается борьба с ними только в тот момент, когда уже произошли непредвиденные расходы.

Но дело в том, что причиной банкротства предпринимателей, как и банкротства неопытных покерных игроков является недооценка рисков, вызванная желанием участвовать в игре/бизнесе, сделать ходы, а не чистый выигрыш денег. Это именно психологическое желание, эмоциональная оценка, вызванная хорошим настроением от возможности удачи, а не холодная оценка. Люди считают себя хорошими игроками в бизнес, только потому что один раз выиграли, но ведь важно выиграть не только один раз, важно выигрывать в системе, выигрывать все время, не то в следующий раз уже не будет такого хорошего расклада.

-- Неучет масштаба. Предприниматель-тактик может экономить на мелочах, из-за ценной привычки экономить каждую копейку, например даже на " визитках и зар. платах", то есть экономить маленькие деньги, но при этом допуская стратегические неверные большие инвестиции в заводы.

-- Спекуляция речевыми формами. Для "оправдания" своей стратегии предприниматель может привлекать даже маркетинговые модели, о которых он что-то слышал или даже изучал. Так, например я неоднократно слышал слово бренд, в отраслях, где собственно название твоего товара значения не имеет. Важны скажем местоположение, цена, состав.

Таким образом, в целом в модели доходы/риски при оценке предприниматель обычно завышает свои доходы и не учитывает риски. При небольших вложениях это не так страшно - их потеря с лихвой компенсируется другими выигрышами, но если инвестиции достаточно крупные ( например закупка оборудования), то стратегическая ошибка может уже довести до банкротства.

Отличие собственника от стратега

Бизнесмены принимает существенно меньше решений, чем скажем покерные игроки - даже в портфеле у банка сотни проектов, а не тысячи решений в покере.

Если же говорить о профессиональных стратегах, то их взгляд на мир принципиально отличается от взгляда предпринимателя. Так он скорее пессимистичный, чем оптимистичный, важность того хороший товар или плохой тоже не играет никакой роли (лишь бы подходил рынку), риски вложений учитываются все до единого. Отсутствует также и патриотизм к компании, что позволяет четко видеть лучшее в конкурентах.

В каком-то смысле стратеги противопоставляют определенному "горячему героизму в красивом бизнесе" - а так примерно живут директора, свой очень холодный взгляд на мир, видя его "такой как его показали цифры".

В Индии есть даже разделение на касты и согласно регламентации деятельности каст разным людям иногда просто запрещено заниматься той или иной функцией. Так стратегическим планированием занимается отдельная каста - брамины. Брамины в Индии занимаются не только религиозной деятельностью, как это иногда описывается в учебной литературе, а курируют именно всю "духовную и интеллектуальную жизни", поскольку в Индии они неразделимы.

Брамины "не прикасаются к деньгам" и также и консультанты по стратегии, если они действительно хорошие финансисты в какой-то момент учатся видеть не абсолютные (как видят все), а только относительные деньги, то есть экономить именно на оборудовании для заводов, а не на бумаге для принтера. Другими словами деньги превращаются именно в колонки математических цифр, которые нужно оптимизировать не более того.

Иллюстрацией может послужить простой пример специализации с муравьями - есть муравьи рабочие, муравьи-солдаты, есть наконец и Матка - глава Муравейника, но есть и отдельная каста - муравьи-интеллектуалы, которые занимаются только стратегическими, научными задачами.

Распределение функций

Дальше мне хотелось бы четко отделить зону компетенций генеральных директоров и профессиональных стратегов.

Начну я пожалуй с образования. Типичное образование предпринимателя представляет из себя во первых отраслевое (например конструкторский, агро, спортивный, мед или металлургический институт) и во вторых бизнес образование, например хотя бы курсы для продавцов и бухучет. Кроме того, предприниматели обычно много читают про бизнес, особенно мотивирующие книги про успешные крупные проекты.

Такого образования вполне хватает, чтобы руководить компанией (отраслевое позволяет хорошо разбираться в своем бизнесе, а дополнительные курсы убирают "дыры" в понимании экономики). Но такого образования не хватит чтобы разработать стратегию.

Для применения четкого научного подхода большинству предпринимателей просто не хватает знаний, как реально проводить исследования и делать выводы. Даже совещание топ-менеджеров по поводу стратегии может напомнить только общеколлективную склоку на тему, не более того, с генерацией безнадежных идей.

Кроме того, опыт выполненных проектов показывает, что несмотря на знание предметной области, даже экономисты внутри компании не только не могут составить полноценный бизнес-план, но даже иногда не могут четко отделить постоянные и переменные издержки.

Дело в том, что даже образования ВШЭ недостаточно для стратега, поскольку уровень математики в экономических Вузах достаточно низкий, аналитику может элементарно не хватить знаний статистики, даже если он способен самостоятельно безошибочно составить финансовую модель. Задача составить модель для математика превращается в элегантное решение, которое кроме текущей задачи может решать и множество других. Выпускник экономического ВУЗа выполнит задачу хуже (даже несмотря на экономическое образование), просто не учтя множество математических нюансов. Более трудные задачи - например проведение кластерного анализа, когда идет обработка большого количества данных о продажах конкурентов, могут выполнить только профессиональные математики.

Следующий важный аспект, кроме математики - умение играть, которое абсолютно необходимо при расчете сценариев и оценки рисков. Здесь я приведу в пример себя - у меня КМС по шахматам, для поддержки которого мне необходимо играть несколько часов в день. Если я не играю я падаю до первого.

Для примера мои наниматели предприниматель глава Республики Идей Олег Манчулянцев имел третий разряд по шахматам, а основатель Neuhouse Кашин Александр - второй.

Я лучше играю, хотя и не гроссмейстер, лучше рассчитываю ходы, просто быстрее думаю.

И наконец последний важный аспект - структурирование информации. Логика суждений стратега четко выверена например математическим образованием, когда чуть ли не каждое суждение представляет из себя доказательство новой теоремы. Стратеги ( я не один такой пример) изучают программирование и искусственные языки типа логлана или ыфкуиля, поскольку в русском ( да и в английском) языке есть некоторые неоднозначности.

Можно сказать, что стратег не просто пишет свои выводы, а четко встраивает слова в существующие бизнес регламенты, можно сказать, что он "программит" компанию, настолько точно ему необходимо быть точным в выражениях. Также стратег является и специалистов в методологии и философии науки, не позволяя ни одному своему утверждению не быть целиком научным.

Другими словами, расчетные и аналитические возможности аналитиков намного превосходят возможности предпринимателей, которым все-таки необходимо заниматься в основном тактикой.

Найм стратега

Если направить инвестиции в аналитику, то это нужно делать целенаправленно и соответственно качество бизнес игр станет выше. Инвестиции в аналитику можно увеличить в десять раз особенно в крупной бизнесе и банках. Экономия миллиардов долларов на управленческих ошибках иногда беспокоит даже крупных Топ-менеджеров, которые вообще говоря должны именно работать, вдохновлять, а не "думать", поскольку ( если просто смотреть на их рейтинги в играх) думать это не их функция.

Директора должны научиться пользоваться наемными стратегами, привлекая их для уменьшения рисков при принятии важных инвестиционных решений. Такое сотрудничество может быть очень плодотворным, поскольку в этом случает делегируется "процесс обдумывания стратегии", а директор сосредотачивается там, где он приносит куда больше пользы, например на работе с ключевыми клиентами.

Функцию - "разработка стратегии" можно выделить как отдельную и рассмотреть на эту функции оптимального сотрудника. Конечно, это не будет ген. директор, который с одной стороны существенно более квалифицирован в области общей организации компании, а с другой стороны он не обязан иметь квалификацию, необходимую стратегу.

Разработка стратегии

В первом приближении стратегия собственника и стратегия наемного стратега будут почти на 100% совпадать, поскольку первая модель для составления стратегии компании получается после проведения глубинного интервью с предпринимателем. Стратег структурирует виденье директора и убирает из него субъективный аспект, например патриотические мысли о своем продукте.

Второе приближение - интервью не только с директором, но и с сотрудниками компании. Третье приближение формируется на основе глубинных интервью с экспертами рынка, когда уже можно сопоставить мнение внешних независимых экспертов с мнением сотрудников компании.

Опыт показывает, что даже небольшой экспресс проект по разработке стратегии (только глубинные интервью с экспертами и сотрудниками) бывает необычайно полезен, поскольку составленный структурированный документ будет учитывать множество важных мнений и с него будут сняты все субъективные ошибки, ожидания и т. д.

Есть также данные CRM и официальная статистика и другие источники.

После того, как проведены все интервью и построены таблицы данных стратег аккуратно вводит полученные данные в инвестиционную модель и просчитывает. Просчитывает решение математической моделью, считает сценарии в конкретной прибыли/убытках.

Связь игры-бизнес

Только в том случае, если, причесанная с помощью дополнительных интервью, стратегия предприниматели ведет только к банкротству или убыткам, тогда стратег начинает расширять свои полномочия с простого структурирования информации, к реальному разработке стратегии, к чему-то новому.

В этот момент времени стратег становится ... игроком, который играет в стратегическую игру, за компанию-клиента. При этом стратег начинает просчитывать разные сценарии, смотреть альтернативные варианты развития компании, отличающиеся от генеральной линии. Такая работа имеет очень большое сходство именно логическими играми, можно сказать, что мозг выполняет ту же самую работу. Есть целый раздел. в математике "теория игр", в котором изучаются не правила шахмат, а алгоритмы выигрыша на бирже и не только.

Например, сценарный анализ фактически не отличим от шахматного расчета ходов. Разработка маркетинговой стратегии больше всего напоминает шахматы, шашки, мадждонг или го - новый отдел компании или новый продукт представляет из себя фигуру, которой необходимо сделать ход. Вывод на рынок новых продуктов или даже создание нового производства представляют из себя ходы против конкурентов для захвата новых сегментов и расчет вариантов в таких моделях очень похож на просчеты комбинаций в играх. При этом, данные маркетинга представляют из себя что-то типа начальной позиции в настольной игре, в которой нужно разрисовать направления.

Рассмотрение календарного плана развития проекта со всеми рисками тоже при первоначальном проектировании напоминает игру в графы, которые прочерчиваются при претворении разработанного плана в жизнь.

Разработка структуры компании похожа на игру в пазлы, небольшие и не очень трудные головоломки.

Если у компании широкая продуктовая линейка и она работает на многих сегментах, то игра из простейшей (а давайте продавать новый продукт подешевле) уже представляет из себя более трудную головоломку, которую может решить только опытных игрок.

В итоге работа игрока-стратега состоит именно в четкости в разработке новых вариантов.

Подбор всех возможных ходов-сценариев. Если забыть или не увидеть какой-нибудь возможный сценарий развития, то в случае его реализации возможен проигрыш.

После того, как ходы отобраны начинается их расчет вплоть до окончания игры/чистого выигрыша с детальным рассмотрением ответных ходов и возможных рисков. Расчет конкретного хода заканчивается только в случае нахождения шаблонного решения.

Покер

Простейшая модель инвестиционных вложений представляет из себя игра покер. Так играют банки при инвестициях - если пришел проект (пришли карты) с NPV меньше нуля, то ставка не делается. Если доходность высокая, а риски небольшие, то делается ставка/идут инвестиции в проект. Покер представляет из себя именно простейшую бизнес-модель, которая насколько-то адекватно описывает инвестиционную игру, но всех аспектов бизнеса она, конечно, не учитывает.

Важно, что возможно соединить в одну две технологии по оценке рисков. Банк принимает существенно меньше инвестиционных решений, чем покерный игрок - в портфеле у банка сотни проектов, а не тысячи решений в покере. Оценка рисков проектов требует задействования и бизнес технологий, но при этом риски типичны вне зависимости от отраслей и их можно привести к виду, когда их оценка напоминала бы простую игру.

Общий необходимый навык - расчет инвестиционных проектов /покер будет содержать одинаковые шаги по оценке ситуации, вычислению дохода и оценка рисков. Соответственно возможно использовать наработки покера для бизнеса и наработки бизнеса для покера. Первое важнее и интереснее, поскольку покер является хорошо просчитываемой и насколько то изученной задачей, а бизнес, несмотря на регламентацию, по-прежнему иногда управляем без четкого математического обоснования.

Тильт

После того, как проведены параллели между игрой в бизнес и покером, необходимо рассмотреть, как многовековые наработки для игр можно использовать для уменьшения рисков при принятии решений в бизнесе. Основные преимуществом, конечно, является перенос опыта, когда игровые наработки сразу дают ответы на вопросы, что и как и что не так.

Итак что является основными ошибками в стратегических играх.

Первое на что стоит обратить внимание - это "тильт", состояние игрока, вызванное большим количеством выигрышей или наоборот проигрышей, при котором он отклоняется от выбранной четкой стратегии.

Например, психологически очень трудно говорить "пас" даже когда он оптимален при математических расчетах, это какое-то признание своего поражение, отсутствие прогресса. При игре на деньги, если за психологический комфорт нужно платить, то происходит психологическая ломка, когда игрок воспитывается браться только за выигрышные ставки, становится аккуратным, "тайтовым" игроком, а не "лузовым".

Причиной проигрышей неопытных покерных игроков является недооценка рисков, вызванная желанием участвовать в игре, сделать ходы, а не чистый выигрыш денег. Это именно психологическое желание, эмоциональная оценка, вызванная хорошим настроением от возможности удачи, а не холодная оценка всех рисков.

Здесь можно привести пример и из бизнеса - так банки как более опытные игроки берутся не за все проекты, которые приносят им предприниматели, они стараются браться только за те, которые действительно выгодны.

Банки требуют писать бизнес-планы в строгой форме, потому что кроме эмоций что мой продукт самый хороший и отраслевой специализации у предпринимателей ничего нет. Так мне сказал например Валерий Туниянс, чемпион мира по пейнтболу, владелец магазина и дизайнерского бюро - "я делаю лучшие в мире бейсболки". Но так считают все, что их продукт самый лучший, нужно быть объективнее.

Аналитик с опытом в играх не сделает простейших ошибок.

Типы предпринимателей

Хочу выделить несколько типов предпринимательской активности:

1. Поставил все на один бизнес довел проект до конца и получает с него прибыль.

Здесь пример гостиница, хозяин которой работает администратором. Или ученый, который годы что-то изобретал, а потом сделал на открытии бизнес. Или шахматная школа чемпионки мира по шахматам/фитнес клуб чемпиона страны по бодибилдингу. Это дело всей жизни.

Характеризуется высокой маржой, интуитивно победным маркетингом.

Но раздутость затрат часто тоже присутствует человек создает лучшее место, не жалея денег. Ошибки обычно не хотят замечать на фоне "вкладывания души" и какой-то реальной прибыли.

2. Серийный предприниматель.

Хватается за много проектов, затем рутину отдает на откуп управляющим. Проекты из разных отраслей у предпринимателей, например мне встречались дизельные генераторы с принтерами, мобильные стенды с едой, продажа пива с молочными фермами, фитнес с золотом.

Генерация идей идет каждый день. Маркетинговые фишки, удачные параллели с другими бизнесами.

Но много неудач и нереализованных проектов. Здесь в индивидуальном случае много зависит просто от везения.

3. Сеть/Франшиза

Здесь больше менеджмента, чем создания чего-то с нуля. Нужно выделить основной бизнес-процесс, что отличает от конкурентов, создать пакет документации и вперед.

4. Крупные холдинги

Вообще крупные компании располагают большим количеством ресурсов. Они и осторожнее и инновационные одновременно.

Я видел изнутри промышленную группу Маир и Комус. И там и там были большие аналитические подразделения и все опиралось на статистику, на свои и покупные базы данных.

Маир поглощал заводы, менял топ менеджмент маркетинг и финансы, производственный в основном оставлял. Предприятие с убыточного начинало показывать прибыль.

Скажем Маир занимался сначала металлургией, как было образование у собственника. Но дальше я смотрел даже сахарную отрасль, потому что механизм поглощений один.

Комус это монополист канцтоваров. Но этого мало, нужно развиваться. Мы смотрели выход на рынок мебели и компьютеров под тем же брендом. Также выход в регионы, где их формат магазинов был слишком дорогим и не пошел.

Вообще масштаб не спасет от убытков. Скажем я делаю долгосрочный прогноз, что канцтовары в эпоху электронного документооборота просто станут не нужны. Вопрос времени.

Если же говорить о Маир, то он взял большой кредит на крупный проект под залог всех акций и оборудования.

Производили сталь без лицензии и государство отомстило.

У предприятий, на которые положили неожиданно возникает масса проблем - внезапные запросы и проверки по линии силовых структур, необъяснимые срывы контрактов с клиентами и поставщиками и прочие неприятности.

Обанкротились кредит не отдали и лишились всего.

Количество профессиональных стратегов

Опять же захотелось провести расчеты сколько и каких нужно реально аналитиков и какого уровня.

После того, как потребность в профессиональных стратегах осознана ( стратеги необходимы хотя бы при получении кредитов) необходимо понять как оптимально они должны работать с компаниями - быть ли в штате или привлекаться на временные работы.

Когда я двадцать лет назад работал директором по стратегии в компании почти 400 человек сотрудников я постоянно ощущал, что мои прямые обязанности - разработка стратегии и проведение маркетинговых исследований отнимают у меня слишком мало времени. Поэтому я занимался еще и оптимизацией менеджмента качества, оптимизацией бизнес-процессов при продажах, системой управления знаниями, тактическим ценообразованием, оптимизацией работы при координации отделов. Все эти дополнительные обязанности вообще говоря не составляют работу "чистого стратега".

Большинству компаний невыгодно держать стратега в штате, они просто не смогут его ничем занять. Стратегов можно привлекать раз в несколько лет, в то время, когда проводятся масштабные инвестиции.

Стратегов можно нанимать в более крупные структуры типа холдингов или банков, когда один стратег мог бы обслуживать множество направлений.

Когда я работал аналитиком в промышленной группе "Маир", в которой на тот момент было 350 заводов и 100 тыс. человек сотрудников, то всего в стратегическом подразделении работало 10 человек, что примерно соответствует потребностям холдинга. Выходцы из аналитиков становились иногда Топ-менеджерами, так что прослойка аналитиков выше.

У монополиста канцтоваров Комус - 4 аналитика на 5 тыс. человек.

В Маир четыре хороших аналитика только мониторили ежедневно СМИ, чтобы создать новостную ленту для собственника. Еще три (один из них я) брали данные из МПС и ВЭД по конкретным отраслям. И наконец последние трое вообще занимались футурологией на уровне глобальной экономики. В крупном Комусе тоже отцифровывали все, хотя там аналитика была уже проще, чем в Маир. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации содержит около 180 специалистов -из них серьезных аналитиков может пара десятков. Сбербанк - 12. АФК системы - 3.

Есть и специализированные компании по аналитике, которых иногда привлекают. Работа консультанта по стратегии является достаточно редкой и специфической.

Моим постоянным клиентам помощь требуется не очень часто - раз в несколько лет и не более двух недель при создании нового направления. Если взять например молочную ферму, торговый центр или узкоспециализированный завод, то я один, приглашенный на две недели прекрасно справляюсь со всеми коммерческими играми, в которые играет компания. Если взять дистрибьютора - то срок три месяца. Другими словами для задач бизнеса (а я решаю для клиента всю его маркетинговую и финансовую аналитику) необходимо не так много игроков.

Пример

Я составлял бизнес-план для достаточно крупного проекта - крытый стадион на 5 тыс. человек. Предварительные расчеты показали, что вспомогательные помещения стадиона - фитнес клуб с бассейном можно отбить сравнительно быстро, но саму чашу со зрителями город будет отбивать не меньше 25 лет.

Я как инвестиционный аналитик проекта настаивал на том, чтобы не инвестировать проект в его изначальной задумке. Дополнительные исследования других стадионов и правил РФС показали, что сокращение зрителей стадиона с 5 до 3 не скажется критично на его спортивной престижности и функционале. Несмотря на то, что инициаторы проекта хотели именно "большой и красивый стадион" и настаивали на этом, снижение количества зрителей сэкономило миллионы долларов. <

Прообраз единой игры в бизнес

Соответственно из бизнес деятельности вынул игровой аспект, оставив там по возможности только администрирование и супервайзинг. Затем на примере шахмат разделил на игровой аспект (эмоциональная вовлеченность, живой интерес и т. д. ) и на спортивный аспект (достижение конкретных результатов). Для спортивного аспекта перехожу постепенно от "выберете ходы и составьте дерево вариантов" к визуальному представлению в виде диаграмм Гант MS Project. Тогда проекты как игровые так и бизнес свелись к одному удобному виду и компактной свертке. Например: 1. Шахматные дебюты свелись к данным похожим на Портфолио при pre sale. Типа большого количества шаблонных проектов, которые можно продемонстрировать. Свои наработки. 2. Мительшпиль - это уже выполнение нового проекта и здесь уже хотя и есть шаблонные схемы выполнения, но все-таки что-то новое каждый раз. При построении плана можно учитывать опыт построения маркетинговой и бизнес-стратегии. При взвешенных оценках позиции пригождается опыт стандартов бизнеса типа SADT или ISO. Опять же перед ходом необходимо построение огромного менеджмента качества (например насколько достоверны советы по ходам от других людей и т . д.) Например, можно выявить, что 90% проигрышей просто зевки и рано значит учить дебюты рано нужны упражнения на внимательность. Или часто кончается время и нужно научится им пользоваться. 3. Эндшпили - четкие взвешенные проекты, которые подобные уже кто-то играл можно отдаются говоря образно на субподрядные работы вспоминаются просто работы специалистов по эндшпилю.

4. Игра в покер и бридж превращается во что-то типа правильных логистических схем и построения графов. 5. Есть и наработки с регламентацией, тайм-менеджмент, проджект-менеджмент и т. д. только как типы логической игры, в которой участвует запрограммированный андроид.

Важно понимать, что в играх оттачиваются навыки, нужные в реальных инвестиционных играх по крупному.

Дмитрий Медведев Брамин РФ - то есть бухгалтер, а Владимир Путин кшатрий (воин Принц реальный - глава), который возглавляет линейную структуру у него огромный управленческий интеллект. Роман Абрамович лучший вайши (бизнесмен) РФ и их возглавляет всю экономику. Браминов я встречал несколько и самые сильные - они бы заработали для страны больше бюджет в два раза -3 раза. Наталья Пузырникова - лучший физик -теоретик , вице президент Газпром банк Катерина Лабутина - бухгалтер чемпионка региона Анна Трегубова - игрок и математик чемпионка страны Ольга Чередниченко - маркетолог чемпионка региона Я сам заработал бы для страны чуть меньше (1,8), чем они поэтому они на меня работают. Александра Жеребцова из юристов чемпионка мира - заняла шестое место. Александра Костенюк чемпионка мира депутат Гос. Думы только седьмое с небольшим отставанием. В полтора раза заработала бы для страны больше, чем существующее Правительство. В основном остальные консультанты это вайши, которые просто торгуют, но не считают математически. Что касается Жириновского то она обанкротил бы страну - создав что-то типа полицейского террора, а Нечаев заработал бы денег больше, чем существующее правительство у него более бюрократическая потенциальная страна, лучше управляема и более счастлива, Титов заработал бы чуть больше существующего бюджета за счет экономии - у него бережливое производство Небольшое примечание - административный интеллект Дмитрия Медведева миллионы человек, мой двенадцать- руководитель консалтинговой компании или директор по маркетингу может возглавить три группы типа Миссия невыпонима, Натальи - только тысяча и поэтому это именно аналитики, а не менеджеры.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"