Андреев А.В. : другие произведения.

Кн3.гл6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   ГЛАВА 01
  
   00.
  
   Утром 8 августа в порт Салоники начали вползать корабли военно-транспортного каравана, перевозившего VIII корпус из Сирии - под перевозку трех дивизий из Дамаска были зафрахтованы самые разные пароходы, начиная от семисоттонных каботажников прибрежного плавания и заканчивая десятитысячным "трансатлантическим" (но сейчас используемым на дальневосточных линиях) лайнером "Фюрст Бисмарк", специально предоставленным турецким властям немцами.
   Для охранения каравана англичане предоставили бронепалубный крейсер III класса "Cossack", спущенный на воду в 1887 году - чуть меньше двух тысяч тонн, шесть 152-мм орудий, хорошая мореходность и высокая экономичность, достигнутая тем, что большую часть времени корабль ходил под парусами. Словом, это был типичный колониальный крейсер, пригодный только лишь для того, чтобы демонстрировать флаг каким-нибудь папуасам. Он просто очень вовремя зашел в Порт-Саид.
   Первоначально в конвой были назначены ещё относительно новый (вошел в строй в 1892 году) бронепалубный крейсер "Пелорус" и древний броненосец "Энсон", но вечером 3 августа русский ЭБР "Император Александр II" пришел в Пирей, где и был интернирован, поэтому столь сильное прикрытие было сочтено излишним.
  
   01.
  
   Несколько десятков разноразмерных пароходов, двигающихся строем, весьма далеким от какого-либо разумного порядка, приучили экипаж британского колониального крейсера к турецкой безалаберности. Поэтому появление на горизонте ещё двух отставших пароходов особого удивления у них не вызвало. При ближайшем рассмотрении, впрочем, вопросы возникли - два обыкновенных парохода, более всего похожих на типичные британские трампы, грузопассажирский около семи тысяч тонн, и лесовоз около четырех с половиной, были довольно странной компанией. Грузопассажирский корабль нес черно-желтую окраску, издалека выдающую его принадлежность флоту общества "Peninsular & Oriental Steam Navigation Co", обычно именуемому кратко "P&O" - самой влиятельной судоходной компании, "акционерами которой состояли почти все влиятельные в Англии лица, не исключая королеву". Лесовоз же был окрашен в цвета какой-то малоизвестной компании - но шли эти два корабля в кильватер, действовали как единое целое и отличались "бравым видом", как позже писал командир "Коссека". И вообще, что ЗДЕСЬ делать лесовозу? Тем более - в полном грузу?
   Следом за странными пароходами почти одновременно появились ещё две группы кораблей - с северо-запада, со стороны устья Вардара, вдоль берега подошли два вооруженных лихтера и канонерка под турецкими военно-морскими флагами. А из-под плотной пелены дыма, густо и чадно валящего из пароходных труб, внезапно вынырнули четыре стремительно набирающих скорость миноносца. За кормой у них трещали флаги с косыми синими крестами на белом поле. Русские!
   На крейсере заполошно загремели колокола громкого боя, призывая экипаж занять места по боевому расписанию. Минутой позже из высокой желтой трубы "Коссека" повалил дым, за кормой вскипела вода, зашевелились, нащупывая врага, стволы шестидюймовых пушек и противоминных скорострелок - а миноносцы, слаженно разбившись на пары, разошлись в разные стороны и устремились к стоящим под берегом кораблям. Загрохотали орудия крейсера, но высокие водяные столбы разрывов встали далеко в стороне - попасть в маленькие, яростно маневрирующие скоростные кораблики из устаревших на полтора десятилетия картузных пушек с ручными приводами наведения было практически немыслимо. И тем более немыслимо это было комендорам "колониального" флота, на обучение которых Адмиралтейство тратило заметно меньше, чем на броненосцы моложе десяти лет и крейсера первой линии - а ведь и те стреляли заметно хуже, чем, скажем, комендоры русских тяжелых крейсеров. Или артиллеристы германских броненосцев. Англичане воспитывали на флоте великолепных моряков - но очень плохих ВОЕННЫХ моряков. Адмиралы и офицеры РН "артиллерийские учения считали неизбежным злом. Все их внимание поглощали игра в поло и скачки".
  
   02.
  
   Поднимая высокие белые буруны, миноносцы птицами летели к берегу, и из-за обрушивающихся на выпуклую карапасную палубу фонтанов выбитых форштевнями брызг часто мелькали узкие трепещущие полотнища пламени - это били по врагу трехдюймовки "Циклонов". Пристрелялись русские быстро - уже с тридцати кабельтов снаряды начали рваться вокруг медленно разворачивающегося носом к врагу крейсера так густо, словно огонь вела береговая батарея. Развернувшись бортом, капитан "Коссека" смог ввести в дело четыре шестидюймовки вместо трех, что уравняло количество стволов, но никак не количество извергнутого ими металла. Полуавтоматические "шестидесятки" выпускали в минуту по 23--25 мелинитовых фугасов, картузные "Армстронги" могли отвечать на эту лавину стали и огня только полутора выстрелами, и при этом откровенно мазали. Более скорострельные 57-мм противоминные пушки на такой дистанции были не полезнее рогатки, но корабли сближались неумолимо: ещё две минуты, и настал черед и скорострелкам. Английские артиллеристы, засыпаемые стальными осколками русских снарядов не хуже, чем Кшесинская - цветами, стояли непоколебимо.
   До радиуса торпедной атаки у них оставалось ровно три минуты!
  
   03.
  
   На дрожащих, как в лихорадке, палубах "Циклонов" ощутили обострение дуэли, когда по бортам забарабанили осколки английских снарядов - и в дело вступили установленные на крыльях мостиков 37-мм "Максимы". Двойки миноносцев заходили на врага уступом, так, чтобы сносимый ветром плотный черный дым из труб впереди идущего не мешал стрельбе идущего следом - а ясно видимые даже днем трассеры бронебойных снарядов позволяли о-очень быстро нащупать дистанцию. И больше её не упускать. Ленты автоматов были снаряжены на треть бронебойно-трассирующими, на треть разрывными и на треть - зажигательными. Меченный полудюжиной попаданий 76-мм снарядов "Коссек", на котором скрестили трассы сразу восемь автоматов, УЖЕ был обречен, но за оставшиеся у крейсера минуты жизни его медлительные 152-мм орудия, совершенно не опасные вертким скоростным "Циклонам", другим кораблям эскадры могли повредить очень сильно. Поэтому миноносцы рвались к английскому крейсеру, как олимпиец рвется к финишной черте - ИССТУПЛЕННО. Раскаленные яростным нефтяным форсажем котлы сводили с ума стрелки манометров, все дальше загоняя их в красный сектор - но зато дистанция каждую минуту сокращалась на целых пять кабельтов!
  
   04.
  
   Минуту спустя вдоль правого борта крейсера встала стена разрывов - и гораздо более мощных, чем уже привычные трехдюймовые "подарки" с "Циклонов". Больше всего это походило на разрывы 4,7-дм снарядов, и капитан "Коссека" даже сначала подумал, что это наконец-то проснулись турецкие артиллеристы с береговой батареи "Гамидие", на которой было как раз установлено пять 120/45-мм орудий...
   Но это были не турки - в обоих смыслах. Потому что огонь вели подкравшиеся под прикрытием турецких флагов канонерские лодки, теперь поднявшие бело-синие Андреевские стяги. Два совершенно обычных шестисоттонных лихтера, каждый из которых был вооружен двумя установленными в средней части 120/45-мм орудиями, и странного вида корабль, в полторы тысячи тонн которого конструкторы не смогли упихнуть все содержимое, и в результате им пришлось возвести низкую, но длинную, в половину корпуса, надстройку - и уже на эту надстройку поставить рубку, короткую широкую трубу и два орудия главного калибра из четырех. Таким образом, строго вперед или строго назад могли бить только две пушки, зато в бортовом залпе были задействованы все четыре. Что самое странное - лихтеры шли полным ходом, извергая огромные клубы дыма, а из трубы четырехорудийного корабля не тянулось даже тоненькой струйки, хотя шел он на той же скорости!
   Пока миноносцы отвлекали внимание крейсера, канонерки подкрались на дистанцию кинжального удара - с расстояния в полторы мили восемь 120/45-мм пушек, выпускающих по десять--двенадцать фугасных и полубронебойных снарядов в минуту, способны были отправить на дно и более серьезный объект, нежели и без того сильно побитый бронепалубный крейсер III ранга.
  
   05.
  
   Три минуты огнедышащей артиллерийской ярости закончились внезапно, и миноносцы, проносясь один за другим мимо полыхающей от носа до кормы развалины, оставшейся от "гордого бритта", отсалютовали ему беглым огнем из своих шестидесяток - в упор. Теперь им уже не было особой нужды торопиться, поскольку сгрудившимся под берегом пароходам военно-транспортного каравана бежать было попросту некуда, а уворачиваться от огня береговых батарей... Если даже и батареи Босфора, строившиеся для обороны главного города всей Империи против Самого Страшного Врага, и то были вооружены чуть ли не катапультами времен Александра Македонского... То что уж можно сказать о батареях провинциальных?
   Например, порт Салоники защищали три форта: батарея "Султание", вооруженная двумя 240-мм короткоствольными орудиями старых образцов и двумя новыми 88-мм пушками, "Старый форт", вооруженный тремя 21-см и двумя 15-см гаубицами, и "Новый" форт, на котором стояли одно 240-мм орудие и ещё четыре шестидюймовых пушки, также 70-х годов. Во время войны из-за Крита к этому добавились ещё укрепленная земляными валами батарея "Гамидие", вооруженная пятью 120/45-мм морскими орудиями, и полевая батарея.
   И, честно сказать, состояние этих орудий было куда лучше, чем, скажем, достопамятных пушек броненосца "Азизие" - материальная часть турецкими артиллеристами поддерживалась в полном порядке.
   Во всех остальных отношениях... Тут на пути сразу же вставал финансовый вопрос: турки просто НЕ МОГЛИ себе позволить обучать наводчиков с практической стрельбой. Даже в обычных полевых батареях для обучения артиллеристов отпускалось по 3--4 снаряда на орудие. Это - в год! Что уж тут говорить о крупнокалиберных орудиях береговой обороны, боеприпасы для которых обходились куда как дороже?!!
   Поэтому огонь турецких фортов, открытый ими незадолго до того, как прекратил стрельбу "Коссек", русские моряки просто игнорировали.
  
   06.
  
   Самой "вкусной" мишенью среди всех кораблей каравана был "Фюрст Бисмарк" - одиннадцать килотонн на дороге не валяются. Не говоря уже о том, что на этом в высшей степени комфортабельном лайнере, спущенном на воду меньше десяти лет назад и способном вместить по две сотни пассажиров 1-го и 2-го классов и ещё шесть сотен 3-го, разместились штабы корпуса и всех трех входящих в него дивизий. В очереди на разгрузку он стоял чуть ли не последним - турецкие генералы, поголовно отмеченные титулом "паша", не торопились променять уют первоклассного трансатлантика на пыльную суету забитых войсками Салоник. Поэтому его атаковали сразу два миноносца - 215-й лейтенанта фон Эссена и 216-й коммодора дивизиона старшего лейтенанта Стеценко. Русские торпеды "45/99"- что означает калибр в 45,6 сантиметра и "тип 1899 года" - отличались от любой другой торпеды мира установкой "подогреватель Назарова". Аппарат, придуманный лейтенантом Императорских ВМС И.И. Назаровым, подогревал сжатый воздух перед подачей в цилиндры поршневой расширительной машины, за счет чего возрастала её мощность, а значит - дальность и скорость хода. Минные офицеры теперь могли выбирать, запустить им торпеду с дистанции в 4 километра, но 26-узловым ходом, или 43-узловым, но только с километра. Миноносцы истратили на "Фюрста" три торпеды - и двести десять килограммов ТНТ разорвали лайнер на куски.
   Второй по ценности - войсковой транспорт "Gul Djemal", бывший английский лайнер "Германик": пять килотонн, 16 узлов, спущен на воду в 1874 году - был потоплен торпедой миноносца N217 под командованием лейтенанта Саблина. Ещё в состав каравана входили пять транспортов по три--четыре Кт, на четыре из них миноносцы истратили оставшиеся торпеды, а пятый корабль расстреляли канонерские лодки.
   Остальные пароходы, вплоть до самых мелких, были методично потоплены артиллерийским огнем - из-за нехватки времени и обилия целей канонеркам пришлось ввести в действие даже 87/24-мм орудия.
  
   07.
  
   Миноносец N 214 под командованием старшего лейтенанта Максимова потерял ход ещё в виду Салоник - кончился набранный "в обрез" уголь: поскольку каждый лишний грамм означал потерю скорости, перед атакой "Циклоны" были буквально вылизаны. С них сняли абсолютно все, что не требовалось непосредственно для ЭТОЙ атаки, ЭТОГО боя. Командующий решил не задерживаться перед городом, не тратить время, пытаясь перегрузить уголь или взять 214-й на буксир. Экипаж "Циклона" и легкое вооружение, 37-мм автоматы и пулеметы, были сняты вспомогательным крейсером "Яуза", после чего миноносец затопили подрывными патронами.
   Остальные три корабля дивизиона, в принципе, эскадре также были более не нужны, однако их командиры, посовещавшись, приняли решение попытаться выполнить приказ и дотянуть до греческих территориальных вод.
  
   08.
  
   Стоявшая в Константинополе эскадра британского Средиземноморского Флота, извещенная телеграфировавшим из Салоник германским офицером о появлении в заливе Термаикос русских боевых кораблей, перекрыла пространство от полуострова Магнисия до мыса Канастреон плотнее, чем в свое время эскадры Нельсона - выходы из Марселя и Тулона.
   И русские попались в расставленные сети!
   Теплоход "Гермес", сопровождаемый миноносцами 215 и 217 и канонерскими лодками "Мариуполь" и "Ростов", вооруженными четырьмя 75-мм и четырьмя 87-мм орудиями каждая, принял бой - хотя неравенство сил было просто чудовищным. Против четырех 120/45-мм и десяти трехдюймовых орудий на пяти кораблях суммарным водоизмещением около трех килотонн англичане имели две 203-мм, двенадцать 152-мм и восемь 120-мм пушек крейсеров "Форт" и "Гермиона" - суммарным водоизмещением около девяти килотонн. У русских оставались только три довольно хилых преимущества - количество кораблей (пять к двум), их возраст ("Гермиона" была заложена по "Закону о морской обороне" 1889 года, "Форт" спустили на воду ещё в 1886-м - "Гермес II" вошел в строй в 1897, а все остальные были ещё моложе!) и дерзость, свойственная всякой молодости. А Российские Имперские ВМС теперь считались одним из самых молодых флотов мира - поскольку количество уволенных в отставку "без претензий" адмиралов и капитанов 1-го и 2-го рангов и количество достраивающихся и введенных в строй новых кораблей было таково, что молодые офицеры иной раз двигались по службе, прыгая через целые ступеньки, а дивизионами эсминцев, миноносцев и торпедных катеров "в связи с нехваткой высших командиров" обычно командовали "по совместительству" старшие по званию или даже просто производству в чин командиры кораблей! Для чего Морской Департамент Имперской ЕИВ Канцелярии даже был вынужден ввести специальное обозначение должности - такой "совместитель" теперь именовался, на "аглицкий" манер, "коммодором подразделения".
  
   09.
  
   Корабли исполняющего должность командующего Средиземноморской Эскадрой ВМС Российской Империи капитана 1-го ранга Романова сражались до последнего - но шансов на победу у них не было. Миноносцы с пережженными котлами не могли дать больше шестнадцати узлов, и хотя лейтенанту фон Эссену все же удалось всадить одну торпеду в более древний и значительно более тяжеловооруженный "Forth", радикально ситуацию это не изменило, да и не могло изменить. Семидесятикилограммовая боеголовка разворотила крейсеру борт и вызвала детонацию боеприпасов, разорвавшую "Форт" в клочья - но к тому времени "Мариуполь" и "Ростов" уже тонули, а "Гермес" был избит до такой степени, что на нем буквально не оставалось живого места. И если бы не то, что англичане, во-первых, стреляли так, что мистеру Армстронгу следовало пойти и повеситься с горя за неправильное использование своих детищ, а во-вторых "из соображений экономии" палили снарядами старого образца, отлитыми из чугуна и снаряженными пироксилином, а то и черным порохом... Либо и вовсе бронебойными болванками, пробивающими русские корабли насквозь, но за исключением этого не наносившими им особых повреждений... То бой закончился бы ещё быстрее - и гораздо более однозначно.
   Капитан крейсера "Гермиона", сильно покалеченного 120-мм фугасными снарядами "Гермеса" (по счастью, пожара удалось избежать - не иначе, как Божьим попущением!), переполненного выжившими с "Форта" и подобранными на местах гибели русских кораблей матросами и офицерами, среди которых оказался самый настоящий Великий Князь, близкий родственник и друг детства самого Императора Всея Руси (и если бы не это, черта с два 34-летнему Александру Михайловичу, всего лишь капитану I ранга и командиру броненосца "Император Александр II", досталось "исполнять должность командующего" вместо захворавшего в самый разгар кризиса - отбыл на родину 23 июля - адмирала Вирениуса!), принял решение идти в ближайший порт с телеграфом. Таким портом оказались Салоники - а кто бы сомневался?
   Но великий князь, увидев, куда направляется крейсер, решительно отсоветовал это делать. Как оказалось, русские, неистощимые в своей азиатской хитрости, установили перед портом несколько десятков мин! Конечно, Его Высочество мог и соврать, или, выражаясь дипломатически, пойти на военную хитрость - в конце концов, среди кораблей и судов русской Средиземноморской Эскадры минного заградителя не числилось... Но - слава британской аристократии! - сомневаться в слове чести принца крови Российской Империи капитан какого-то второразрядного крейсера просто не посмел.
   И, кстати говоря, очень правильно сделал - поскольку вспомогательные крейсера "Яуза" и "Клязьма" выставили перед Салониками и в устье Вардара не "несколько десятков", а более двух сотен морских якорных мин образца 1899 года!
  
   Ройял Нэви - Royal Navy - Королевский Флот. Общепринятое обозначение ВМС Великобритании.
   Полностью формулировка звучит "увольнение с правами, без претензий, без объяснения причин". Неофициально такая отставка именуется "уходи или посадим".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"