Андреев А.В. : другие произведения.

Кн3.гл8

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   ГЛАВА 03
  
   20.
  
   Оставив в распоряжении командующего Линейной Эскадрой и всем Тихоокеанским флотом вице-адмирала Дубасова крейсера Разведывательного Отряда, Крейсерская Эскадра российского Тихоокеанского флота под командованием контр-адмирала Витгефта покинула бухту Талиенвань утром седьмого августа 1900 года. Флагманом эскадры являлся тяжелый крейсер "Пересвет", в кильватер ему шел "Ослябя", за ним - 1-я рейдерская дивизия в составе легких крейсеров "Рюрик", "Громобой" и "Россия". Вторую колонну составляли бронепалубные крейсера 3-й Рейдерской дивизии "Святая Ольга", "Святая Татьяна", "Аврора", "Паллада" и "Диана". Фрегаты Разведывательной дивизии "Чародейка", "Миледи", "Колдунья" и "Фурия" были развернуты впереди эскадры, а замыкали её шесть СЭТС типа "А", идущие двумя колоннами, и четыре медлительных угольщика "первого броска", скорость которых и определяла скорость всей эскадры.
   Вслед за Крейсерской эскадрой Талиенвань покинули и основные силы флота. Адмирал Дубасов знал о том, что до истечения ультиматума остается ещё целая неделя, но рассчитывал, что известие о появлении в Желтом море российских крейсеров вызовет у японцев острое желание повторить шестилетней давности фокус с пароходом "Коу-Чинг" (этот корабль, зафрахтованный китайцами для перевозки своих войск в Корею, был потоплен отрядом японских крейсеров 25 июля 1894 года - без объявления войны). А для того, чтобы известие дошло до Токио самым быстрым и верным образом, Крейсерская Эскадра сразу же по выходе в Желтое Море взяла курс на германскую военно-морскую базу Циндао, собираясь выставить перед ней несколько мин и вообще всячески шуметь и издеваться. И каково же было изумление русских моряков, когда они обнаружили идущие им на пересечение австрийский броненосный крейсер "Кайзерин Мария Терезия", итальянский фрегат "Этна" и немецкий БПКР "Кайзерин Августа"!
  
   21.
  
   Как позже выяснилось, на крейсерах находились направляющиеся в Японию на военно-морскую конференцию австрийский адмирал Конович, итальянский адмирал Казелла и немецкий адмирал Бендеманн. Никто не знает, почему адмиралы предпочитают совершать визиты именно на крейсерах - но такая традиция существует на всех флотах мира. Нужно куда-то адмиралу отправится, и он сразу же орлиным оком выглядает подходящий крейсер. И только в том случае, если крейсера в наличии нет, он со скрипом соглашается на что-нибудь более простое. И несть числа примеров этому - вспомнить хоть недавнюю войну, когда американский адмирал Сэмпсон, командовавший эскадрой, блокировавшей Сант-Яго-да-Куба, отплыл для переговоров с командующим сухопутными войсками генералом Шафтером не на чем-нибудь, а на броненосном крейсере "Нью-Йорк"!
   Или - уже из ДРУГОЙ истории - вспомнить визит адмирала Иессена в залив Посьет 2 мая 1904 года, когда адмирал не только использовал в качестве разъездного судна броненосный крейсер "Богатырь", но и настоял на том, чтобы идти в абсолютном тумане на категорически запрещенной всеми наставлениями 10-узловой скорости. Что и привело к тому, что "Богатырь" выскочил на камни у мыса Брюса, распорол себе брюхо и отправился в ремонт почти на год. Ну, и вошедшее во все исторические исследования Второй Тихоокеанской морское сражение у острова Саво 8 августа 1942 года, которое сами американцы называли "Вторым Перл-Харбором" - тогда австралийский контр-адмирал Кратчли отправился на совещание на крейсере "Австралия", результатом чего стало потопление японцами американских крейсеров "Астория", "Куинси" и "Винсенес" вместе с австралийским крейсером "Канберра".
   Фрегаты и "Святые сестры" рванулись вперед, словно спущенные с цепи гончие. В этот миг адмирал остро, очень остро пожалел, что на совещаниях не настоял на том, чтобы скоростные крейсера имели вооружение по образцу "эльсвиков" - в результате ни один из его авангардных кораблей не имел возможностей "достать" с предельной дистанции удирающего во все лопатки противника. Теоретически, 254/45-мм орудия нового образца, установленные в полностью электрифицированных башнях с углом возвышения до +35 градусов, могли плеваться 225,2-кг "чемоданами" на дистанцию свыше двадцати двух километров, но фактически это расстояние было почти на треть меньше, несмотря даже на наличие горизонтально-базисных дальномеров, оптических прицелов и системы управления огнем. Хотя стрелять-то можно было начать и со 120 кабельтов. А вот попадать...
   Витгефт перестроил свои тяжелые крейсера во фронт, чтобы иметь возможность ввести в действие максимум тяжелых орудий. К сожалению, скорость всех броненосных крейсеров эскадры, а также бронепалубных "богинь" колебалась около 20 узлов - а потому догнать "Августу", имевшую, судя по "Джейну", скорость на полтора узла больше и вдобавок находившуюся ближе всего к Циндао, могли только большие скауты и "Татьяна" с "Ольгой". И только миновав плетущуюся всего лишь с 19-узловой скоростью "Марию Терезию" - пять тысяч триста тонн, четыре дюйма броневого пояса и вооружение из двух 190/42-мм и восьми 6-дюймовых орудий. Голова в голову с ней шла и итальянская "Этна" - первоначально она занимала место в середине колонны, но даже и в 1887 году, когда крейсер только вошел в строй флота, его скорость равнялась всего 18,5 узлов. С тех пор прошло ТРИНАДЦАТЬ лет. Сейчас изношенные машины не могли дать больше 16 узлов - но вооружение из восьми 152-мм пушек выглядело достаточно серьезно для того, чтобы задержать русский авангард до того момента, когда "Кайзерин Августа" укроется под защитой береговых батарей Циндао.
   Поэтому когда на отметчике ПУАО "Пересвета" выскочила цифра "90", адмирал скомандовал открыть огонь по головному кораблю противника, в то время как "Ослябе" было предписано вести огонь по австрияку. Русские 254-мм стальные фугасные снаряды образца 1897 года содержали 10% мелинита, а чувствительность взрывателей была настолько велика, что они срабатывали даже от попадания в леера и такелаж - и десятидюймовки тяжелых крейсеров имели скорострельность два выстрела в минуту. Это значит, что на немецкий и австрийский крейсера каждую минуту летело восемь снарядов.
   Почти одновременно открыли огонь фрегаты, их 120-миллиметровки начали заплевывать все больше отстающую "Этну" почти с кинжальной дистанции менее десятка кабельтовых. Несколько подотставшие "Святые сестры", скорость которых была узла на полтора меньше, чем у скаутов типа "Ведьма", открыли огонь с небольшим запозданием, которое, впрочем, ни на что не повлияло. Стоявшие на "Этне" армстронговские шестидюймовки картузного заряжания были полностью аналогичны тем, что не спасли "Коссек" у Салоник, и на град снарядов, выпущенных из патронных скорострелок Канэ, они могли отвечать только тремя выстрелами в две минуты.
   Все избиения в чем-то похожи друг на друга, и обрушившийся на крейсера Тройственного Союза шквал огня практически ничем не отличался от ураганов, что сокрушали китайские корабли при Ялу или испанские при Сант-Яго-да-Куба. Разве что здесь превосходство одной стороны выражалось в совсем уж запредельных цифрах и характеристиках: три вымпела против четырнадцати, пятнадцать тысяч тонн против ста пяти тысяч, два 190-мм и двадцать восемь 6-дм орудий против восьми 254-мм, восемнадцати 203-мм, ста восемнадцати 6-дм и сорока 120-мм... Да уж, силы были не слишком-то равны!
   Это сражение российский флот не прославило.
  
   22.
  
   Обстреляв Циндао главными калибрами тяжелых крейсеров с максимальной дистанции почти в двенадцать миль - за три часа обстрела было выпущено всего чуть более тридцати фугасных снарядов - российская Крейсерская Эскадра выставила на фарватерах базы несколько минных банок и гордо удалилась.
   Где-то на границе Желтого и Восточно-Китайского морей основные силы Эскадры опустошили два из четырех угольщиков "первого броска" и отправили их обратно в Порт-Аликс, после чего разделились на два тяжелых и три легких отряда. В состав тяжелых отрядов вошли по одному тяжелому и бронепалубному крейсеру, три СЭТС, один угольщик и два фрегата, в состав легких отрядов - по одному легкому и бронепалубному крейсеру. Эти группы, построенные сильно растянутой по горизонтали буквой W с тремя "легкими" отрядами впереди, направились на юг - к наиболее важным для Британской империи морским путям.
   Первый приз был захвачен практически сразу после начала похода - поскольку нужды в "трубах промышленного назначения" (на самом деле "Клан Мактавиш", конечно, вез в Нагасаки неотделанные заготовки стволов для морских орудий) эскадра не испытывала, экипаж и пассажиры были пересажены на СЭТС "Антарктида", а сам пароход затоплен подрывными зарядами. Вскоре фрегат "Миледи" заметил ещё два парохода под английским флагом, один из них, груженый углем, был присоединен к эскадре, а второй, груженый железной рудой для японской промышленности, отправился на дно.
   Потом английские пароходы пошли косяком, один за другим, только топить успевай - широко раскинутая ловчая сеть гребла трампы стаями. Уже через четыре дня и без того изрядно загруженные СЭТС были переполнены до такой степени, что возникала серьезная угроза их боеспособности. По счастью, тут под руку крейсерам попались сразу два лайнера, один "Пи & О", а второй "Канадиен Пасифик", поддерживавших сообщение между Китаем, Японией, Канадой и Сан-Франциско - на один из них пересадили уже захваченных пленных, а второй обратили в плавучую тюрьму для новых поступлений.
  
   23.
  
   Японцы так и не соизволили пойматься на русскую удочку. Их флот спокойно стоял в своих базах, не пытаясь и носа высунуть наружу. Да и с чего бы? Ведь официально Япония и Россия пока не находились в состоянии войны...
   Между тем Россия не имела никакой возможности задерживать свои крейсера в Восточно-Китайском море - они были созданы совершенно для других целей и эти другие цели их очень и очень ждали. И в Токио это понимали не хуже, чем в Санкт-Петербурге. Поэтому когда в десять часов утра 14 августа, за два часа до истечения срока ультиматума, японский МИД продлил его ещё на неделю, Тихоокеанскому Флоту было приказано "заканчивать концерт".
   Получив этот приказ, адмирал Дубасов собрал в кулак Линейную и Крейсерскую эскадры и нанес "визит вежливости" порту Шанхай, входившему в пятерку крупнейших в мире и, безусловно, являвшемуся важнейшим портом Китая. Поэтому его китайцы охраняли особо серьезно - на закупку кораблей для Шанхайской эскадры денег не жалели ни центральное, ни местное правительство. В результате этого в 1897--1900 годах эскадра получила десять крейсеров, включая броненосный "Chih Yuan" и считая два минных.
   Хотя китайский флот имел единый флаг и единое формальное подчинение, но в действительности он был расчленен на местные эскадры, часто враждебные друг другу. Поэтому НИКТО не рассматривал Шанхайскую эскадру как часть тех же сил, что упорно дрались с европейскими "миротворцами" под Тяньцзинем.
   Именно поэтому экипажи стоящих в Шанхае английских речных канонерок "флотилии реки Янцзы" были страшно удивлены, когда китайцы внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, открыли огонь по их кораблям. А уж как они удивились, увидев поднимающиеся вверх по реке Вампу русские крейсера...
   Операция, ставшая результатом совместных действий Управления Местных Кадров КВЖД и военно-морской разведки, позволила России включить в состав подчиненной Объединенному Флоту китайской Северной эскадры четыре канонерских лодки, четыре отменных "шихаусских" миноносца, американской постройки броненосный крейсер, получивший имя погибшего при Ялу "Chih Yuan" (10 тысяч тонн, 2хIIх203/45+2хIх203/45 и десять 120/45), три германской постройки фрегата в три тысячи тонн типа "Хай Юнг" с вооружением из трех 150-мм и восьми 105-мм орудий (и те, и другие - в 40 калибров), четыре очень неплохих бронепалубных крейсера "эльсвикского" типа: два корабля 1-го ранга типа "Хай Тьен" в 4,5 тысячи тонн, с восьмидюймовым главным калибром и десятью 120-мм скорострелками в 45 калибров, и два 3-го ранга типа "Чао Хэ", вооруженные двумя шестидюймовками и четырьмя 102-мм. Минные крейсера типа "Киен Вей" при водоизмещении в девять сотен тонн имели двадцать три узла скорости, вооружение из одной 100-мм, трех 65-мм и 6х37-мм пушек и двух торпедных аппаратов.
  
   24.
  
   Теперь в распоряжении адмирала Дубасова имелось общим счетом четырнадцать крейсеров, включая корветы. Эти силы были разделены следующим образом: в состав 3-го дивизиона Разведывательного отряда включили китайский "Чих Юан", а "Тарантул" и два "малых эльсвика", способных выдать двадцать три узла, составили 4-й дивизион. Германской постройки фрегаты стали 5-м, а вооруженные восьмидюймовками "большие эльсвики" - 6-м. Французские крейсера "D'Entrecasteaux" и "Сесиль" являлись всего лишь "союзным" подразделением - французы наотрез отказывались подчинять свои корабли русским адмиралам.
   Мобилизованные доброфлотовские и ропитовские сухогрузы в шесть--восемь тысяч тонн с набитыми углем и минами трюмом и крайне экономичными машинами, не способными, однако, выдать более 11--12 узлов, были отпущены для самостоятельного крейсерства. Эти корабли благодаря имеющемуся на борту запасу угля могли пересечь без остановок Тихий Океан, а шесть 152/45-мм или восемь 120/45-мм орудий придавали крайнюю убедительность их требованиям остановится. В рейде они должны были полагаться не на скорость - которой у них не было - а на скрытность и неожиданность. И ещё - на три сотни якорных мин, ждущих своего часа в их трюмах.
  
   25.
  
   17 августа, имея запас угля, достаточный для задуманного перехода, Крейсерская эскадра собралась в компактный строй, ушла с оживленных морских трасс и повернула на юго-восток. В ночь с 4 на 5 сентября корабли проскользнули между островами Бали и Ломбок.
   После стоянки на острове Сималур, где были опустошены трюмы четырех самых медлительных угольщиков, тут же и затопленных, эскадра начала рейд по Бенгальскому заливу. Ядро - два тяжелых и три легких крейсера, шесть СЭТС, угольщики и превращенные в плавучие тюрьмы лайнеры - находилось в 15--20 милях позади идущих строем фронта бронепалубных крейсеров и скаутов. Линия крейсеров, растянувшаяся почти на сорок миль, сгребала с морской поверхности по три десятка кораблей в день - такие потери, естественно, не могли остаться незамеченными со стороны англичан, и оперативному соединению приходилось менять район охоты практически ежедневно.
   22 сентября нанесла первый удар и тяжелая эскадра - пять броненосных крейсеров обстреляли Калькутту, истратив в общей сложности сорок семь 254-мм, девяносто шесть 203-мм и более трех сотен 6-дм снарядов. После чего спущенные с кораблей моторные катера высадили десант, взорвавший маяки и створные знаки, захватили прямо в гавани два груженых углем парохода и выставили в акватории порта четыре с лишним десятка мин. Завершающим аккордом стало выведение на фарватеры порта трех лайнеров, использовавшихся в качестве плавучих тюрем, и открытие кингстонов - лайнеры тонули медленно, так что людей спасли всех. А вот фарватеры спасти не успели - две туши на десять тысяч тонн и одна в двенадцать тысяч перегородили их напрочь. Обстрел Калькутты вызвал в Индии и Великобритании настоящий шок, а уничтожение маяков, минирование гавани, блокирование фарватеров затопленными пароходами и уничтожение угольных терминалов полностью расстроило работу порта на шесть с лишним недель!
   Спустя неделю атаке подвергся город и порт Мадрас - однако здесь не обошлось без проблем, поскольку в гавани находилась загружавшая уголь английская эскадра, собранная как раз для охоты на крупного зверя. В состав эскадры, получившей название 2-го отряда охотников, входили эскадренный броненосец "Илластриес", тяжелый броненосный крейсер "Ринаун" (сами англичане классифицировали его "эскадренным броненосцем 2-го ранга"), новейший легкий крейсер "Абукир", бронепалубные "Гладиатор", "Радуга", "Сапфо", "Эндимион", "Эдгар", "Астрея", "Пионер", "Юнона" и "Изис". Также в порту находился изрядно устаревший броненосный крейсер "Галатея".
   "Илластриес" относился к числу девяти первоклассных броненосцев типа "Маджестик", составляющих вместе с шестью "Канопусами" первую линию британского флота. И хотя, имея скорость хода в 17 узлов, этот корабль вряд ли мог ДОГНАТЬ русские крейсера - зато его присутствие полностью уравнивало шансы в бою. "Ринаун" по вооружению был полностью аналогичен русским "Пересветам", крейсера типа "Абукир", будучи, в принципе, ответом на итальянские "эскадренные" крейсера типа "Гарибальди", несли два 234/40-мм орудия в одноорудийных башенных установках и двенадцать шестидюймовок и были вполне на равных с русскими крейсерами типа "Рюрик" в бою один на один. "Галатея", спущенная на воду в 1887 году, имела тот же главный калибр, но не в башенных, а в щитовых установках, и на две шестидюймовки меньше - точно также, как бронепалубные "Эндимион" и "Эдгар". Остальные корабли довольно пестрого собрания бронепалубных крейсеров включали три "стандартных" БПКР русской классификации - "Юнона", "Изис" и "Гладиатор", по одиннадцати 152-мм пушек. "Радуга", "Сапфо" и "Астрея" относились к "эльсвикским" скаутам - 2х152/40-мм и 6--8 120-миллиметровок. "Пионер" был корветом с вооружением из четырех 120-мм и четырех 76-мм орудий.
   Суммарно англичане имели 4х305, 4х254-мм, 8х234-мм, 103х152-мм и 24х120-мм орудий на 13 боевых кораблях общим водоизмещением девяносто пять тысяч тонн. С учетом броневой защиты "Илластриеса" и "Абукира" сила если и не превосходящая, то уж во всяком случае равная. Даже мимолетная стычка с одним из трех "отрядов охотников" (ещё два были развернуты вокруг "Принца Георга" с броненосным крейсером "Левиафан" и "Юпитера" с броненосными крейсерами "Кресси" и "Sutlej") должна была обойтись русским дороговато. Бой в таком отдалении от родных вод, баз и судоремонтных заводов кончится повреждениями, как минимум значительно снижающими боеспособность эскадры - поскольку отремонтировать покалеченные корабли будет негде. Как максимум - корабли получат повреждения, снижающие их скорость, и будут настигнуты эскадренным броненосцем.
   Английский адмирал Джексон, командовавший отрядом, прекрасно это понимал - тем более что с середины сентября Адмиралтейство забрасывало его телеграммами, почти истерически требуя непременно и обязательно вступить в бой с противником сразу же после его обнаружения. Так что адмирал приказал эскадре разводить пары, невзирая даже на то, что выходящие из гавани Мадраса корабли НЕИЗБЕЖНО окажутся в фокусе огня всех тяжелых кораблей русской эскадры. Но все же... внимание тяжелых крейсеров требовалось как-то отвлечь. Именно поэтому первым на фарватере показался "Пионер". На этот раз полностью соответствующий своему названию. За ним шла старушка "Галатея" - отличный объект для русских десятидюймовок.
   Сразу же по выходе из порта шедший вслед за "Пионером" и "Галатеей" эскадренный броненосец "Илластриес" подорвался на трех минах подряд и был добит фугасами русских десятидюймовок.
   Как выяснилось позднее, командующий Крейсерской эскадрой контр-адмирал Витгефт, получив на одном из захваченных кораблей, вышедших из Мадраса, информацию о том, что в нем стоит английская эскадра, решил применить к ней несколько модифицированный план "Запретный Плод", который ТОФ так и не удалось воплотить в жизнь в Вей-Хай-Вей. Русские выставили на фарватере минное заграждение, рассчитанное именно на тяжелые корабли, а ночь и незначительные размеры моторных катеров помешали обнаружить это своевременно.
   После десятиминутного боя с русскими броненосными крейсерами "Галатея" загорелась и была вынуждена выбросится на берег, отказавшийся спустить флаг "Пионер" сопротивлялся до последнего и был показательно, как на учениях, расстрелян главными калибрами "Громобоя" и "Рюрика". Не решаясь выйти из порта без информации о глубине, на которой были установлены мины, "Абукир", "Эдгар" и "Эндимион" не смогли вступить в бой, поддержав своих товарищей только огнем орудий главного калибра прямо из гавани. "Астрея" же не имела такой возможности в принципе - атака на три броненосных крейсера и два эскадренных броненосца (пусть даже и второго ранга!) одного бронепалубного крейсера отдавала настолько явным безумием, что на это не решились даже известные своей храбростью на море англичане.
   Русские обстреляли город и порт десятидюймовками главного калибра, потратив на это в общей сложности около восьмидесяти снарядов, и растворились в морских далях. Англичане потеряли эскадренный броненосец второго ранга, два бронепалубных крейсера и изрядный кусок престижа.
  
   26.
  
   На остальных морских театрах военных действий в августе и сентябре царило относительное спокойствие. Тихоокеанский флот провел только одну операцию - она называлась "Цирк Проклятых" и заключалась в переброске в район Дагу 1-й и 3-й пехотных дивизий Маньчжурской армии, усиленных монгольской кавдивизией "Темучин".
   Хорошо вооруженная иррегулярная конница - одна из самых страшных вещей на войне. И после того, как "шоковые" атаки сомкнутым строем больших кавалерийских масс отошли в прошлое под огнем пулеметов и градом шрапнелей, её превосходство над "регулярной" кавалерией стало и вовсе неоспоримым. С того момента, как монгольские всадники появились в районе Тяньцзиня, интервенты оказались окружены буквально тучами легких войск, лишившись всякой возможности узнать что-либо, произошедшее вне их расположения. "Разъезды не отваживались выходить из лагеря, и более сильные части также не могли прорвать окружавшей завесы, скрывавшей врага и его действия". Группы всадников из дивизии "Темучин" шныряли кругом лагеря, прогнать или разбить их было совершенно невозможно, так как "они быстро уходили при приближении превосходящих сил, но также быстро и возвращались, когда прекращалось преследование". А иногда - для разнообразия - преследователи попадали в пулеметно-минометные засады. Русское слово "тачанка" вскоре стало нагонять на интервентов буквально ужас - как бороться с тактикой "пулеметного удара", они не знали, а бороться, между тем, было совершенно необходимо! "Фуражировки производились не иначе, как целыми полками; все письма и приказания перехватывались", вообще какая-либо связь и сообщение сделались благодаря присутствию на театре монгольских всадников совершенно невозможными. А невозможность ведения регулярной разведки привела к тому, что интервенты постоянно подвергались совершенно неожиданным атакам хорошо вооруженных отрядов ихэтуань и отдельных подразделений китайских регулярных войск - а когда они пытались на эти атаки отвечать, то натыкались на оборону превосходно выученных русскими бригад и дивизий Маньчжурской армии, что приводило только к большим потерям, но не имело никакого реального смысла: армия, собранная в районе Дагу--Тяньцзинь, все равно была стратегически изолирована до тех самых пор, пока русские владели Желтым морем!
   Единственным мыслимым подкреплением для неё могли быть только английские морские отряды - в том случае, если британцы решаться их сформировать из экипажей запертых в Вей-Хай-Вей крейсеров и броненосцев. Однако вряд ли Лорды Адмиралтейства окажутся глупы настолько, чтобы бросать своих моряков в мясорубку сухопутной бойни. А даже если бы и решились - то, что отряды ихэтуань не атаковали периметр английской военно-морской базы, ещё не означало, что их там вовсе не было. На самом деле - было, и куда как больше, чем англичанам виделось в самых страшных ночных кошмарах.
   Хотя... вряд ли англичанам снились отряды ихэтуань. Они их вообще не рассматривали в качестве серьезного противника - даже того уровня, как, скажем, восставшие последователи Махди в Судане.
   Поэтому переброска трех японских дивизий, первоначально предназначенных для штурма Пекина, не к Дагу, а в район Шанхая, который, после атаки Шанхайской эскадры на английские, французские и американские канонерки, также превратился в зону боевых действий, англичанами был воспринять как минимум неоднозначно. На самом деле маркиз Солсбери и его правительство были просто в бешенстве! Также взбешены этой операцией оказались американцы, немцы, итальянцы... даже ничтожные португальцы, флот которых вообще не имел мореходных броненосцев - и те начали засыпать Токио нотами с выражением решительного протеста.
   Но все было напрасно - легко преодолев чисто формальную оборону войск китайского провинциального правительства, японские дивизии вышли на оперативный простор и начали наступление в общем направлении на Пекин.
   К началу октября в районе Шанхая находилось уже более 100 тысяч японских войск.
  
   27.
  
   К началу августа 1900 года самыми тяжелыми кораблями Балтийского Флота Российских Имперских ВМС являлись три бронепалубных крейсера: "Штандарт" и "Полярная Звезда", по совместительству исполнявшие обязанности Императорских яхт, и фрегат "Светлана", также начинавший в качестве яхты. Ещё в строю находились два минных крейсера, "Абрек" и "Берсерк", и четыре дивизиона мореходных миноносцев типа "Сокол". Кроме этого, имелись ещё три канонерских лодки.
   Понятно, что противостоять даже одному только немецкому флоту, включавшему четыре эскадренных броненосца типа "Бранденбург" и пять броненосцев типа "Кайзер", а также восемь БРБО типа "Зигфрид", русский БалтФлот не мог В ПРИНЦИПЕ.
   Поэтому пока что основным действующим подразделением БФ была Минная Эскадра: три переоборудованных в минзаги крейсера 1-го ранга - "Ладога" (бывший "Минин"), "Нарова" (бывший "Генерал-адмирал") и "Онега" (бывший "Герцог Эдинбургский"), составляющих 1-ю её Дивизию, были способны нести и выставлять 2418 мин образца 1898 и 1899 годов, 2-я и 3-я Дивизии, состоящие из четырех переоборудованных пароходов каждая ("Ильмень", "Лена", "Ловать", "Мста"; "Свирь", "Терек", "Хопёр", "Урал"), добавляли к этому ещё 2597 мин. В первый же день войны минные силы Балтийского Флота начали выставлять Передовое Минное Заграждение - протянувшись от мыса Ханко до острова Осмуссаар, оно преграждало вражеским кораблям путь вглубь Финского залива. Фланги заграждения прикрывали береговые батареи и таящиеся в шхерах и между островами Моонзундского архипелага миноносцы, эсминцы и торпедные катера. Само заграждение патрулировалось вооруженными рыболовными траулерами и подобными им вспомогательными кораблями, поддержку которым могли оказать крейсера и броненосцы береговой обороны.
   Для ведения наступательной минной войны - постановки заграждений на вражеских фарватерах - в первый день войны русские использовали замаскированные минзаги, однако вскоре они были вынуждены отказаться от этого метода: Балтика буквально кишела немецкими миноносцами, минными крейсерами, сторожевиками и вооруженными траулерами, избежать их внимания ПОЛНОСТЬЮ было невозможно. Поэтому командование БалтФлота положилось на скорость и вооружение, а не на маскировку - начиная уже с середины августа для постановки минных заграждений во вражеских водах использовались только быстроходные корабли: крейсера "Штандарт" и "Светлана", минные крейсера и миноносцы типа "Сокол". Последние могли нести и выставлять не больше, чем по дюжине мин за раз, зато обнаружить или догнать их было практически невозможно.
   Единственным исключением стала проведенная 22 августа операция по блокированию Кенигсберга и устья Вислы - тогда к берегам Восточной Пруссии отправилась Минная Эскадра в полном составе, а для её обеспечения был задействован весь Балтийский Флот. Эта операция должна была войти в мировую военную историю как одна из самых рискованных - если бы навстречу БФ попался немецкий флот, к закату 22 августа от всех русских военно-морских сил на Балтике остались бы одни только воспоминания... Ну, и ещё - плавающие по воде обломки.
  
   28.
  
   Однако уже вскоре положение должно было измениться: в Петербурге в разных стадиях достройки находились пять первоклассных броненосцев типа "Цесаревич". Эскадренный броненосец "Орел", головной корабль серии, был заложен в эллинге ССЗ "Галерный остров" в мае 1898 года. "Победа", последний из четырех остальных - "Бородино", "Слава", "Князь Суворов" и "Победа" - в сентябре 99-го.
   Головной же корабль проекта, заложенный в сентябре 97-го на верфи "Forges & Chantiers de la Mediterranee" в Тулоне, был спроектирован самим Лаганем - тем самым, построившим чилийцам броненосец "Капитан Пратт". Переделки проекта были минимальны и в основном касались конструкции орудийных башен: вместо спроектированных французом круглых "барабанов" русские устанавливали разработанные для броненосцев типа "Выборг" многогранные башни с рациональным наклоном лобового и боковых листов - что увеличивало сопротивляемость брони на 30% при сохранении того же веса. Причем башен на "Цесаревиче" и его систершипах было гораздо больше, чем обычно: 12х6-дм орудий были размещены Лаганем в двухорудийных башнях с вынесением средних башен на бортовые срезы - что дало им угол обстрела в 180о и позволило в носовом или кормовом залпе, помимо двух 12-дюймовок, задействовать ещё и восемь 152-мм пушек. На крышах полностью электрифицированных башен конструкции Металлического Завода были установлены 75-мм противоминные орудия - по одному на башнях среднего калибра и по две - на 12-дюймовых. Всего броненосцы несли десять 75/50-мм орудий и столько же 37-мм автоматов на надстройках. Ещё четыре 37-мм автоматических пушки стояли на моторных катерах.
   За счет увеличения водоизмещения до практически максимальных 15 килотонн, позволившего увеличить количество котлов в полтора с лишним раза, перехода на чисто нефтяное отопление котлов, избавления от тарана и общего улучшения обводов максимальная скорость ЭБР типа "Цесаревич" теоретически должна была превысить 20 узлов - это при двенадцатидюймовом броневом поясе! Каждая башня ГК имела собственный 2,4-метровый горизонтально-базисный дальномер - это помимо пятиметрового дальномера на вознесенном над рубкой командно-дальномерном посту. Оптические прицелы и современная система управления огнем позволяли уверенно вести бой на дистанции до 80 кабельтов!
   Самые новейшие немецкие эскадренные броненосцы, как уже вошедшая в строй пятерка ЭБР типа "Кайзер", так и только ещё строящаяся пятерка типа "Виттельсбах" (три заложены осенью 1897 года, два - весной 1898-го), уступали "Цесаревичам" по всем параметрам, кроме количества орудий среднего калибра - однако, по всей вероятности, восемнадцать шестидюймовок все же не компенсировали снижения главного калибра со стандартных двенадцати дюймов до 240 мм.
   Именно перспектива столкновения с эскадрой "Цесаревичей" вынудила немцев поторопиться с закладкой новой серии броненосцев - ЭБР типа "Брауншвейг" по проекту имели уже четыре 280-мм пушки и четырнадцать 170-мм орудий. Ради этого они даже заморозили финансирование последних двух "Виттельсбахов" - они были спущены на воду только для того, чтобы освободить стапеля, на которых тут же были заложены корабли новой серии.
   Русские спешили тоже - в сентябре 99-го, едва успев спустить на воду "Палладу", в эллинге Путиловской верфи заложили новый корабль - тяжелый крейсер "Адмирал Ушаков". Месяцем позже, спустив "Диану", там же заложили второго "Адмирала" - тяжелый крейсер "Адмирал Лазарев".
   Кроме них, в постройке и достройке находились шесть мореходных миноносцев типа "Алебарда", шестнадцать эсминцев типа "Разящий", шесть корветов типа "Тайфун" и два фрегата типа "Фурия" - все эти корабли имели между собой очень много общего. Для начала - все они были оснащены турбинными двигательными установками. Все они имели чисто нефтяное отопление котлов. И все они были вооружены орудиями новой системы вооружений - длинноствольными, полуавтоматическими, очень часто - спаренными: оба ствола помещались в одной неразъемной люльке. 76/60-мм орудия миноносцев и 87/60-мм орудия эсминцев были оснащены дульными тормозами и автоматическими установщиками трубок.
   Завершались испытания экспериментальной подводной лодки "Садко" - её конструкция была достаточно примитивной, но все же имела и кое-какие плюсы. После многочисленных катастроф на экспериментальных торпедных катерах - взрывы паров бензина на них унесли столько жизней, что корабли опытового дивизиона получили неофициальное прозвище "Вдоводелов" - моряки решительно отказывались даже думать о том, чтобы заказать боевой корабль с бензиновым двигателем. Поэтому "Садко" имел гораздо более перспективную дизель-электрическую силовую установку - четыре дизель-генератора по 125 л.с. и два электромотора по 190. Вооружение состояло из двух обычных трубчатых торпедных аппаратов в носу и ещё четырех решетчатых аппаратов Джевецкого на верхней палубе - всего залп мог состоять из шести 456-мм торпед "45/99", чего с гарантией хватило бы ЛЮБОМУ броненосцу. Дополнялись торпеды 76/16,5-мм пушкой МДП-98 и 37-мм автоматом "Максим--Меллер".
  
   29.
  
   Черноморский флот также особой активностью не отличался - в первую очередь потому, что сразу по завершении операции "Гроза" его начали активно переформировывать. Уже к началу сентября в составе ЧФ осталось всего два эскадренных броненосца и один броненосец береговой обороны: флот новорожденной Трансбалканской Федерации получил броненосцы "Екатерина II" и "Синоп", поставленные на грунт "Чесма" и "Георгий Победоносец" вообще не рассматривались как боевые корабли, а барбетный броненосец "12 Апостолов" был перечислен в класс БРБО - броненосцев береговой обороны.
   Кроме двух ЭБР трансбалканским ВМС были переданы четыре канонерских лодки типа "Черноморец" и два тральщика типа "Фугас".
   Сведенные в единую группу корабли эскадры БО - оставшиеся в строю канлодки "Донец" и "Запорожец", две ДКЛ и новый броненосец - были направлены в Батум, откуда они могли действовать против приморского фланга турецкого Кавказского фронта.
   Заложенные в феврале и октябре 1897 года "Иоанн Златоуст" и "Евстафий" являлись дальнейшим развитием черноморских броненосцев типа "Три Святителя". От предыдущего корабля серии они отличались только увеличением высоты борта в носовой части (что улучшило мореходность и позволило орудиям носовой башни вести огонь при встречной волне) и усиленным бронированием и вооружением - в дополнение к четырем 305/40-мм и двенадцати 152/45-мм орудиям "Евстафий" и "Иоанн" получили ещё по четыре восьмидюймовки. Башни главного калибра имели ту же конструкцию, что и башни ГК броненосцев типа "Цесаревич", вся среднекалиберная артиллерия размещалась в казематах.
   В июле и августе 1899 года в Николаеве были заложены броненосцы "Измаил" и "Очаков". И вот они были радикально новым словом. Их конструкция являлась дальнейшим развитием предшествовавшего проекту "Цесаревич" типа "Полтава" - за счет водоизмещения, выросшего на пять с лишним тысяч тонн, четыре размещенных по бортам башни получили восемь 254/45-мм орудий. Корпус "богатырей" переходил от очень высокого борта в носу к срезанному чуть ли не до мониторного уровня в кормовой части - что позволило, сохранив возможность носовой башни ГК вести огонь в любой шторм, слегка сократить верхний вес и общее водоизмещение. Это было необходимо потому, что размещение 4хIIх10/45-дм орудий в сочетании с требующейся "океанскому" броненосцу скоростью, запасом топлива, бронированием etc., вызвало увеличение водоизмещения аж до 18 тысяч тонн! Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати трехдюймовых полуавтоматических "шестидесяток" и двенадцати 37-мм автоматов - включая четыре на моторных катерах.
   В декабре 1899 года на соседнем с "Очаковым" стапеле был заложен тяжелый крейсер "Адмирал Спиридов", однотипный с балтийскими "Ушаковым" и "Лазаревым" и являющийся повторением проекта ЭБР типа "Измаил" с уменьшенными калибрами вооружения и усиленной за счет этого энергетикой: уменьшив калибр ГК и СК на два дюйма, т.е. заменив 2хIIх305/40+4хIIх254/45 на 2хIIх254/45+4хIIх203/45, русские смогли установить на "Адмиралы" двадцать восемь новейших водотрубных котлов Бельвиля, доведя мощность паровых машин до двадцати тысяч лошадиных сил, а скорость - до двадцати двух узлов.
   Кроме этих кораблей, в достройке в Николаеве находился КРЛ "Варяг" - однотипный с достраивающимися на Балтике "Витязем" и "Воином", крейсер относился к "боевому" типу и нес двенадцать 45-калиберных восьмидюймовок: четыре в двух электрифицированных концевых башнях и восемь - в одиночных бортовых казематах, равномерно расположенных между надстройками.
  
  
   Английский морской ежегодник "Jane's Fighting Ships", пользующийся славой самого авторитетного справочника по боевым кораблям мира.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"