- РККА не готова к масштабным наступательным операциям ни организационно, ни кадрово. Основной проблемой является именно кадровая - очищенные от врагов народа посты заняли честные и талантливые люди. Но, к сожалению, они не имеют никакого командного опыта и совершенно недостаточное образование. Год назад 200 командиров полков имели за плечами только курсы младших лейтенантов, сейчас, в связи с расширением армии, картина еще хуже. Дополнительным минусом, еще более утяжеляющим обстановку, являются кадровые скачки. За прошлый год переназначены 82% командующих округами и 71% командиров дивизий, 53 командующих армиями, 68 командиров корпусов. Какой боеспособности можно ожидать от частей, если их командиры не имеют ни образования, ни командного опыта, ни должной сработанности внутри части? Наступательная операция - всегда риск. Если она проводится при практически полном отсутствии сил противника, то этот риск хотя и значим, но все же минимален - если Гитлер начнет операцию "Морской Лев", то наши удары по Румынии лишат вермахт горючего раньше, чем основная часть немецких войск будет переброшена на восток. В том же случае, когда на границах СССР сосредоточено до 200 дивизий противника, большая часть которых имеет боевой опыт, риск, связанный с наступательной операцией, значительно повышается и принимает совершенно недопустимые размеры. Вторым негативным аспектом превентивного удара является внешнеполитический. Нападение СССР на Румынию будет благожелательно воспринято только в Лондоне - Черчилль будет приветствовать любой шаг, избавляющий Англию от угрозы германского нападения. Но США, намерения которых включают в себя послевоенное мировое господство, увидят в этом повод для негативного отношения к СССР. В том же случае, если все происходит наоборот, и не СССР нападает на Румынию, а Германия в союзе с Румынией нападают на СССР, Рузвельту придется распространить на нас действие закона о ленд-лизе, который сейчас проходит через Конгресс США. Не будем забывать, товарищи, что США являются, на сегодняшний момент, одной из ведущих промышленных держав. Любая помощь, которую они нам окажут, причем, хочу подчеркнуть, что оказана она будет, согласно закону о ленд-лизе, совершенно бесплатно, придется весьма кстати. Промышленное оборудование, сырье, военная техника... Ничто из этого не может быть лишним. Хочу напомнить, что советская промышленность, уделяя огромное внимание танкам и бронеавтомобилям, практически выпустила из виду процесс создания бронированного транспортера для моторизованной пехоты. Американская же промышленность, равно как и немецкая, уделяет БТРам первостепенное внимание. Конечно, сейчас на ГАЗе и других заводах уже ведутся работы по созданию отечественного бронетранспортера, но пока они только в начальной стадии, между тем, как показал опыт немецкой армии, для передвижения пехоты непосредственно вслед за танками необходим именно бронетранспортер, причем необходим как воздух! Американские полугусеничные БТР, которые правительство США будет вынуждено поставлять нам под давлением американского народа, очень пригодятся нашим мехкорпусам. Также недостаточны - как количественно, так и качественно - наши средства связи. Мы эти недостатки преодолеваем, но окончательно покончим с ними еще не скоро...
# # #
- Вот тут товарищ Рычагов жаловался, что его соколы на гробах летают, и в связи с этим повышенная аварийность. Поэтому мы его пригласили, чтобы он разъяснил товарищам конструкторам, какие ему требуются самолеты, чтобы пилоты на них не бились.
Товарищ Рычагов молчит угрюмо, только глаза да ордена блестят. Орденов много - и за Испанию, и за Китай, и недавно удостоен за достижения на высоком посту... Сталинский вопрос для Рычагова - нож острый, поскольку знает Пабло Паланкар, что нету такого самолета, на котором "сталинский сокол" с налетом в тридцать-сорок часов летал бы и не бился. Потому молчит главком ВВС.
- Также мы пригласили представительницу специального секретного бюро, которое занимается изучением зарубежного военного и технического опыта, сопоставляет, выявляет закономерности... Товарищ Орбелиани, прошу.
Шемаханская царица в звании старшего майора госбезопасности, на высокой груди - орден Ленина.
- Товарищи конструкторы! Вот уже полтора года идет вторая мировая война. Это немного, но и не мало. Из опыта боевых действий уже можно делать выводы. И мы эти выводы делаем. Выводы общетеоретического плана и практические по тактике применения авиации мы в ближайшее время оформим и передадим главному командованию ВВС, сейчас же нам требуется разобрать - с точки зрения практики - самолеты, уже состоящие на вооружении и только поступающие. Начнем с вашего, товарищ Ильюшин, бронированного штурмовика. Этот самолет должен стать основой ударной авиации поля боя, поэтому наше бюро уделило ему особое внимание и выдвинуло следующие предложения. Первое. Из опыта боев можно сделать вывод, что медлительный самолет, пусть даже и бронированный, но не защищенный стрелком с задней полусферы, обречен. Поэтому вам следует создать модификацию с задней пулеметной точкой, защищенной пулеметом УБ либо спаренными пулеметами ШКАС. Компенсировать возросший вес помогут подвесные топливные баки, сбрасываемые в полете, общей вместимостью 300-350 литров горючего, подвешиваемые на наружных бомбовых замках. Также необходимо проверить аэродинамику самолета. Подробный анализ имеющейся у нас проектно-технической документации выявил, что вооружение Ил-2 не до конца соответствует задачам бронированного штурмовика. Товарищ Ильюшин, зачем штурмовику, основное предназначение которого заключается в борьбе с вражеской техникой, пулеметы винтовочного калибра? Бюро предлагает установить на Ил-2 четыре пушки, две 23-мм и две 20-мм ШВАК, либо четыре 20-мм. Последнее нежелательно, поскольку исключит возможность уничтожения штурмовиком легких танков артиллерийским огнем. При установке вооружения следует иметь в виду, что более крупнокалиберное оружие следует устанавливать ближе к фюзеляжу. Далее. Установка на штурмовик одного бомбосбрасывателя, управляющего как сбросом бомб, так и запуском РС, нельзя признать обоснованным, поскольку в боевых условиях у летчика может не хватить времени на перестановку бомбосбрасывателя с одного вида оружия на другой, что, в свою очередь, может привести к тому, что бомбовое вооружение будет использоваться недостаточно эффективно - залповым сбросом при помощи аварийного бомбосбрасывателя. Установленный на штурмовике бомбардировочный прицел не позволяет проводить бомбометание с бреющего полета и загораживает пилоту обзор передней полусферы. В связи с этим предложено заменить ПБП-1П прицелом простого визирного типа. При экспериментальных обстрелах самолетов с металлическими протектированными бензобаками отмечено, что рваные края пробоин не позволяют затянуться протектору, поэтому предложено заменить металлические баки фибровыми. Эта мера также даст экономию металла в 55 кг на каждом изготовленном самолете. По опыту боевого применения немецких штурмовиков отмечено, что при обстреле с земли очень часто повреждаются покрышки шасси, что зачастую приводит к аварии при посадке. Предлагается устанавливать на штурмовик Ил-2 покрышки с автомассой типа гуссматик. При детальном анализе проекта выявилась высокая вероятность отсечения фанерного хвоста от бронированного фюзеляжа, в связи с чем предлагается подкрепить уязвимые места наружными или внутренними профилями. Последнее по детальному анализу. По мнению бюро, на всасывающий патрубок мотора необходимо установить фильтр, иначе при эксплуатации самолета с полевых аэродромов летом в моторное масло будет попадать пыль. И одно общее замечание. Бюро считает, что применение в штурмовом самолете двигателя жидкостного охлаждения с его весьма уязвимой системой радиаторов является недостаточно продуманным решением. Предлагается немедленно начать работы по проектированию на базе запускаемого в производство штурмовика перспективной модели с мотором воздушного охлаждения. Предлагается ориентироваться на мотор М-71, разрабатываемый в настоящее время ОКБ товарища Швецова. Вот список наших замечаний и предложений с приложением схем и чертежей.
- Но в целом вы оцениваете самолет товарища Ильюшина положительно.
- Точно так, товарищ Сталин. Даже в нынешнем, недоработанном, виде он превосходит свой тактический аналог, немецкий ударный самолет поля боя Ю-87, практически по всем показателям. Свой технический аналог, штурмовик Хеншель Эйч-Эс-129 он превосходит абсолютно. Аналогов в других странах мира не имеет.
- Продолжайте, товарищ Орбелиани.
- Товарищ Болховитинов, в данный момент вы ведете разработку нескольких проектов тяжелых двухмоторных истребителей соосно-спаренной схемы. Наше бюро, отслеживая все зарубежные разработки в области боевой авиации, обнаружило, что аналогичные проекты ведутся во многих странах, при этом накоплен как положительный, так и отрицательный опыт. Во Франции до капитуляции начата разработка тяжелого истребителя ВБ-10 соосно-тянущей схемы, при теоретической проработке французы пришли к выводу, что размещение соосных двигателей тандемом неразумно. Предложена иная схема - первый двигатель размещается в носу, а второй - за кабиной пилота. Самолет предполагалось оснастить настоящей артиллерийской батареей - четыре 20-мм пушки и шесть крупнокалиберных пулеметов. Аналогичные проекты ведут японская фирма "Кавасаки" и американская фирма "Дженерал Моторс", последний проект отличается расположением обоих двигателей в центре фюзеляжа. Изучив всю доступную информацию, бюро пришло к выводу, что данный тип истребителя имеет большие перспективы в том случае, если будет реализован быстро. Мы считаем, что немецкие проекты реактивных самолетов будут доведены до уровня массового производства к весне 1944 года, на устранение разного рода технических недоработок потребуется еще около года - и к весне 1945 года всю поршневую истребительную авиацию можно будет выбрасывать на свалку истории. Исходя из этого ВВС РККА необходим самолет, который можно начать выпускать с поршневым мотором, а потом быстро и просто переделать в реактивный. И бюро такой проект нашло. Он был передан вашему ОКБ в начале этого года из КБ товарища Поликарпова. Двухмоторная соосно-толкающая схема с двухбалочным хвостовым оперением. Такая схема позволяет создать очень, очень хороший истребитель завершающего периода поршневой авиации и вполне конкурентоспособный истребитель переходного периода.
- Таким образом работам над этими проектами присваивается высшая категория важности. Продолжайте, товарищ Орбелиани.
- Товарищ Сухой, опыт войны в Европе доказал, что фронтовая авиация должна обязательно иметь в своем составе многофункциональный самолет, в нашем бюро обозначенный как "самолет непосредственного взаимодействия". Люфтваффе такой самолет имеет, это - Фокке-Вульф FW-189. ВВС РККА такой самолет - разведчик, корректировщик, легкий бомбардировщик и штурмовик - совершенно необходим. В связи с этим предложено скопировать проект фирмы Фокке-Вульф FW-189, внести изменения технологического порядка и запустить в производство под наименованием Су-12. Эта тема поручается вашему бюро.
- И также имеет высший приоритет. Продолжайте.
- Также вам, товарищ Сухой, поручается разработать базовый и палубный торпедоносец на базе вашего ближнего бомбардировщика Су-2. Далее. Германские ученые интенсивно работают над проектами реактивных и ракетных двигателей и авиатехники различного рода. Одним из наиболее перспективных направлений на данном этапе развития наше бюро считает создание тяжелых телеуправляемых и самонаводящихся бомб с такими двигателями. В связи с этим возникает проблема доставки таких снарядов. ВВС РККА имеет в своем распоряжении только один тяжелый бомбардировщик современной конструкции, но и он морально устареет в ближайшие два года. В связи с этим бюро рекомендует создать особое конструкторское бюро по проектированию стратегического бомбардировщика, а поскольку время уже почти упущено, за основу взять проект американского перспективного тяжелого бомбардировщика Б-29.
- Эта тема поручается особой конструкторской группе, руководитель проекта Туполев, тема имеет приоритет два - сразу после тем Болховитинова и Сухого. Продолжайте.
- Товарищи Лавочкин, Горбунов и Гудков, ваш истребитель, согласно нашим предварительным расчетам, является наиболее перспективным из всех, уже принятых на вооружение. Но для этого ему требуется пройти значительную модернизацию. Бюро видит три пути усовершенствования машины. Первым вариантом является создание цельнометаллического самолета с двигателем жидкостного охлаждения. Вторым - модернизация выпускаемого самолета под мотор воздушного охлаждения М-82. Третий вариант, наиболее глубокий, базируется на втором - деревянный истребитель с мотором воздушного охлаждения переделывается в цельнометаллический. За этим просматривается уже четвертый вариант - в настоящее время ОКБ товарища Швецова работает над двигателем М-71, проектная взлетная мощность которого составляет 2 200 лошадиных сил, и установка его на цельнометаллический самолет вместо М-82 представляется весьма многообещающим замыслом. Предварительно мы обозначили эти проекты ЛаГГ-4, ЛаГГ-5, ЛаГГ-7 и ЛаГГ-8. Вообще, товарищи конструкторы, в вашем творчестве наблюдается чрезмерное увлечение моторами жидкостного охлаждения. Это приводит к тому, что при боях на малой высоте - а бюро считает, что основными рабочими высотами для будущей войны будет зона от 500 до 2000 метров - самолеты будут нести большие потери от огня с земли. В продолжение темы - из самолетов традиционной схемы, разрабатываемыми в настоящее время, наиболее перспективным бюро считает модель И-185 товарища Поликарпова. Он выйдет на первый план в 1943 году и станет последним фронтовым истребителем традиционной схемы.
- Как ваше бюро вообще видит будущее ВВС? В практическом, конструкционном и типовом отношении.
- Мы считаем, что основными составляющими ВВС должны быть следующие типы самолетов. Первое. Истребитель завоевания господства в воздухе, действующий над линией фронта и в оперативной глубине, т.е. на удалении до 500 км за линию фронта. Второе. Тяжелый истребитель-охотник, способный уничтожать бомбардировщики противника на земле и в воздухе и превосходящий истребители сопровождения по скорости. Модификации должны включать истребитель-бомбардировщик и ночной перехватчик, оснащенный спецаппаратурой невизуального обнаружения самолетов. Третье. Скоростной средний бомбардировщик, способный действовать в оперативной глубине при недостаточном или полностью отсутствующем истребительном прикрытии. Четвертое. Ударный самолет поля боя. Пятое. Самолет непосредственного взаимодействия с пехотой. Шестое. Стратегический бомбардировщик. Седьмое. Дальний истребитель сопровождения. Восьмое. Военно-транспортный самолет. Кстати, ВВС РККА до сих пор не имеет адекватного самолета этого типа. В качестве критериев адекватности бюро считает необходимым выделить грузовой отсек с аппарелью, допускающий погрузку и выгрузку автомобилей, противотанковых и полевых орудий, шасси, допускающее посадку на необорудованный аэродром, и малую посадочную скорость с соответственно малой длинной ВПП. С оперативно-тактической точки зрения необходимо, чтобы самолетов такого типа было произведено как можно больше, посему каждый отдельный самолет должен быть как можно проще и дешевле. Вот принципиальные схемы шасси и ТТТ на разработку военно-транспортного самолета. Шифр проекта - "Птеродактиль". Девятым видом авиации бюро считает специализированный скоростной сверхвысотный разведчик. По мнению бюро, основная эволюционная борьба будет происходить в категориях фронтового истребителя, тяжелого истребителя, скоростного бомбардировщика и высотного разведчика. В остальных экологических нишах смена поршневой авиации на реактивную будет происходить значительно медленнее, а в категории "самолет непосредственного взаимодействия" такая замена вообще сомнительна - в силу узкоспецифического круга задач, выполняемых самолетами этого типа. Предполагается, что Люфтваффе получат боеспособные реактивные самолеты этих четырех категорий не позднее лета 1944 года, ВВС Великобритании и Соединенных Штатов - не позднее весны 1945 года. Мы имеем информацию по проектируемым в Германии, Англии и США реактивным двигателям и самолетам, создаваемым под эти двигатели, эта информация в данный момент обрабатывается, и не позднее, чем через месяц, все авиационные КБ получат тактико-технические и массогабаритные характеристики немецких, английских и американских реактивных двигателей и принципиальные схемы реактивных самолетов. Производство самих двигателей уже налаживается на предприятиях НКАП. Словом, товарищи, мы находимся на пороге нового этапа развития военно-воздушных сил...
# # #
- Познакомьтесь, товарищи. Товарищ Камов, директор и главный конструктор 290-го завода НКАП и его заместитель товарищ Миль. Начальник и главный конструктор КБ Артакадемии в Ленинграде товарищ Кондаков. Представитель Особого Проектного Бюро товарищ Орбелиани. Товарищ Орбелиани, изложите товарищам конструкторам вашу идею.
- Товарищи конструкторы, как вам, безусловно, известно, основным инструментом немецкого "Блицкрига" являются бронетанковые войска. Таким образом, если мы хотим остановить, а затем и уничтожить вермахт, нам нужно иметь как можно больше противотанкового оружия. Самого разного, как уже известного, так и новаторского. В ходе дискуссии в нашем бюро была выдвинута идея создания специального противотанкового штурмовика. При детальной проработке этой идеи были выявлены следующие минусы. Первое. Для надежного пробития танковой брони с любого направления и угла атаки самолет должен иметь вооружение калибром 37-45 мм, конструирование такого оружия приводит к ряду трудноразрешимых проблем с весом, силой отдачи и скорострельностью. Вторая проблема непосредственно вытекает из первой и заключается в летно-технических и боевых характеристиках самолета, вооруженного авиапушкой калибром сорок пять миллиметров. Предложено следующее решение. Создать специализированную противотанковую систему, состоящую из бронированного винтокрыла - вертолета или автожира - и двух безоткатных автоматических 45-мм пушек. Как вы понимаете, товарищи, задание весьма срочное. Международная обстановка накалена, возможны провокации... Словом, противотанковый винтокрыл нам нужен как воздух. Задание, товарищи, трудное, такого не делал никто в мире, но кое-какие материалы наше бюро найти все-таки сумело. Вот здесь материалы по автожирам и вертолетам, конструировавшимся и конструирующимся в данный момент. Здесь - требуемые ТТХ автожира. Вам, товарищ Кондаков, мы вообще ничем помочь не можем. Конструированием авиационных безоткатных автоматов не занимался никто в мире, так что вам придется выкручиваться своими силами...
# # #
- Знакомьтесь, товарищи. Товарищ Грачев, ведущий конструктор ОКБ Горьковского автозавода по полноприводным автомобилям. Товарищ Астров, генеральный конструктор плавающего танка Т-40. Товарищ Грабин, генеральный конструктор одного из артиллерийских заводов, расположенного как раз в городе Горьком. Товарищи с завода имени Калинина, он производит зенитные автоматы. Товарищ Таубин и представители ОКБ-16 НКВ в данный момент конструируют - и уже почти сконструировали - новую авиапушку калибра 23 мм. Представитель Особого Проектно-Исследовательского Бюро товарищ Орбелиани. Товарищ Орбелиани, излагайте.
- Товарищи конструкторы! Анализируя опыт боевых действий в Европе и Африке, наше Бюро пришло к выводу о необходимости создания нескольких совершенно новых образцов бронетехники, имеющих максимальное число общих узлов и механизмов. Товарищ Грачев, РККА срочно нуждается в колесном плавающем бронеавтомобиле, вооруженном автоматической пушкой. Одновременно на базе этого автомобиля, мы условно назвали его БРДМ - Бронированной Разведывательно-Дозорной Машиной - должен быть создан плавающий бронетранспортер. Эта система должна поступить на вооружение разведывательных подразделений танковых, механизированных и моторизованных войск. Товарищ Астров, ваш танк Т-40 не имеет аналогов в мире. Но все же и он не лишен отдельных недостатков. Основным является недостаточно мощное вооружение базовой модели. Поскольку 20-мм пушка также вскоре устареет, мы предлагаем создать новый плавающий танк, имеющий башню с 23-мм автоматом, переделкой той из проектируемых авиапушек, которая будет признана лучшей. Эта же башня должна устанавливаться и на БРДМ. Далее. Предлагается разработать бронированную гусеничную базу для самоходной артиллерии. Предполагается, что на эту базу будут установлены 57-мм противотанковое орудие ЗИС-2, 76-мм дивизионное орудие, разработка которого поручается заводу ЗИС, 37-мм зенитный автомат К-61 и спаренные 23-мм зенитные орудия, переделанные из авиапушек. Наиболее простым выходом будет создание базы на базе танка Т-40, единственного современного легкого танка, производящегося в СССР...
-... А вас, товарищ Астров, я попрошу остаться. Товарищ Орбелиани?
- Вот здесь чертежи и техническая документация на морские десантные бронетранспортеры Японии и Соединенных Штатов Америки. Японцы пока находятся на ранней стадии проекта, а вот американцы уже запустили своего "Аллигатора" - это название БТР - в серийное производство для Корпуса Морской Пехоты. Конечно, СССР пока не имеет десантных кораблей специальной конструкции, позволяющих высаживать плавающие боевые машины прямо на воду, но они у нас скоро появятся. И будет неплохо, если к тому времени у нас будет и подходящий для них БТР...
# # #
Колеса купейного вагона выстукивали на стыках рельс, за окном мелькали перелески, в стаканах колыхалась водка. Все было хорошо. Просто замечательно.
- Смотри, Серега, нас ведь не одних выдернули. Полпоезда гэвээфовцев с военной выправкой, и все - в Москву. Вон, в четвертом купе этакий ведмедь едет, видал?
- Видал.
- Так вот, я его в Ленинграде с тремя шпалами как тебя сейчас, наша эскадрилья его полк прикрывала, пока эсбешки из Виипури Выборг делали.
- Вань ты, это, успокойся. Водочки вот выпей. Наше с тобой дело - приказы исполнять, а рассуждают пусть те, кому это по штатному расписанию положено.
- Серега, когда меня выдернули, во всем полку остался только один летчик с боевым опытом - комполка. Пополнение прислали - по тридцать часов налета. Машины - "ишаки" лохматые, четыре ШКАС на борт. Если НАЧНЕТСЯ, от полка за сутки хорошо если эскадрилья уцелеет...
- Вань, не надо думать за начальство. Во-первых, ты не обладаешь всей информацией, а во-вторых, начальство этого не любит. И потом, если бы ты в полку остался, это что-то бы изменило? В масштабах, скажем, фронта? А вот если нас всех собрать...
- Всех?
- Угу. Выдергивают-то не абы кого, а только с боевым налетом. Теоретически, таких должно быть много, но выдернут не всех, поскольку и в линейных полках кто-то останется - ну вот как твой полкан - а из выдернутых соберут элитную часть, вооружат её чем-нибудь поновее, и - на главный участок. Понял?
- Вроде. Ты думаешь, нас для этого...
- Вань, я тебе уже сказал. Я над приказами не думаю, я их исполняю. Но эта версия вероятнее прочих. Ну, за ВВС!