Андреев А.В. : другие произведения.

Ноябрь 1896 Европа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга 1, часть 3, глава 22. Сразу после "Совещания Императора".


  
   9.
  
   Всего на модернизацию должны были быть отправлены четыре броненосных и один бронепалубный крейсер - на "Адмирале Корнилове", построенном, кстати говоря, также во Франции ("Ateliers & Shantiers de la Loire" в Сен-Назере, заложен в 1886, вошел в строй в августе 1889), требовалось провести все те же работы, а вдобавок усилить вооружение: вместо четырнадцати 152/35-мм пушек на нем должны были быть установлены три 203/45-мм и восемь 120/45-мм в щитовых палубных установках, при этом восьмидюймовки получали большие башнеподобные щиты по типу "Рюриков" и КРЛ типа "Дмитрий Донской" после модернизации - а также три или четыре броненосца и шесть минных крейсеров, два типа "Лейтенант Ильин" и четыре типа "Казарский".
   Но французам и этого было мало! У немцев были заказаны броненосец и бронепалубный крейсер, и такой же набор - в Штатах. А во Франции крейсера не заказали, предпочти обратиться к "Армстронгу"! И это есть обида и поношение!
   О том, что они УЖЕ строят один крейсер - заложенную в мае 1895-го в Гавре "Светлану", замышлявшуюся как яхта великого князя Алексея Александровича, а потому получившую вместо мощнейших машин роскошные апартаменты самого генерал-адмирала и ещё восемь кают для его свиты и слуг - французы предпочли забыть. Хотя одно исправление проекта этого "недоскаута" обошлось России в такие деньги, что, не будь великий князь уже мертв, Елка придушила бы его собственноручно!
   Пришлось утешить, заказав французам не просто крейсер, но броненосный крейсер. Правда, только II ранга - зато с линейно-эшелонированным расположением шести башен. Причем, для большей живучести, в башнях были установлены только по одному орудию - а ещё четыре пушки стояли в одиночных казематах, по два на нос и корму. Так что в любом направлении по осевой крейсер мог дать залп из пяти орудий, а на любой борт - целых шесть! Честно говоря, по изначальному замыслу в четырех бортовых башнях и казематах должны были быть установлены 152/45-мм пушки - в таком случае бортовой залп составил бы два снаряда по восемь дюймов и шесть 152-мм... Но - какого черта? В чем реальное преимущество такого идиотизма? В скорострельности? Так сделайте скорострельные восьмидюймовки - и не размазывайте манную кашу по чистому столу!
   Елка-Аликс была твердо уверена в том, что решить можно ЛЮБУЮ проблему - приложив достаточно ума, хитрости, подлости, мужества, денег... Но - ГЛАВНОЕ! - достаточно ВОЛИ.
   Один крейсер, получивший название "Баян", должен был быть построен в Ла Сен, а второй, при закладке названный "Князь Пожарский" (впоследствии переименован в честь скончавшегося в 1898 году выдающегося моряка и кораблестроителя - "Адмирал Попов"), по его чертежам в Петербурге. Эта парочка могла использоваться как для рейдерских операций - совместно с крейсерами типа "Рюрик" - так и для эскадренного сражения в качестве быстроходного авангарда линейных сил. Таким образом, с учетом проходящих модернизацию "древностей", которые, пожалуй, сгодятся в первую линию ещё лет на пять, ВМС Российской Империи получали целых девять легких крейсеров!
   И ещё, по некотором размышлении, знаменитому судостроительному заводу "Ле Норман" были заказаны четыре контрминоносца типа "Дюрандаль", но с усиленным вооружением, и четыре полуторастатонных миноносца типа "Форбан" для системы береговой обороны Владивостока.
  
   10.
  
   В десятых числах ноября Николай и Александра погрузились на борт "Штандарта". Дорога их лежала домой, в родной Санкт-Петербург - то есть вокруг Иберийского полуострова. С заходом в Гибралтар и Кадис.
   Бухта "Скалы" встретила их салютом английской эскадры и береговых батарей. Визитировав флагман базирующейся на Гибралтар Средиземноморской эскадры, и получив ответный визит английских военно-морских офицеров, по ходу, являющихся куда больше джентльменами, чем офицерами, яхта взяла курс на главную базу испанского ВМФ. Историческое место - более пяти сотен лет назад отсюда начались и расцвет, и гибель великой империи, в свое время владевшей половиной мира... Сейчас из всего наследия предков остались только Куба с Пуэрто-Рико и несколькими островками у берегов Америки и азиатские Филиппины. Да и те вскипали кровью борцов за независимость.
   Знакомство с королевой-регентом Марией Христиной и двенадцатилетним мальчиком, который был королем Испании, состоялось прямо на рейде - нетерпеливый, как все мальчишки, Альфонсо XIII, поднял королевский вымпел на новехоньком броненосном крейсере "Vizcaya".
   Ослепительно-синие глаза, корона золотых волос и стройная фигура гостьи с севера произвели на мальчишку неизгладимое впечатление... которое впоследствии могло оказаться весьма полезным. В конце концов, Испания, кажется, желала получить Гибралтар? Который ныне принадлежал Англии! А в 1898 году, проиграв войну САСШ, она также пожелает вернуть Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины!
   Впрочем, Александра Федоровна считала, что можно обойтись и без этих крайностей.
   Предложение, сделанное в личной беседе двух весьма могущественных дам на яхте почти всемогущего императора, было не из тех, от которых можно отказаться. В России в данный момент достраивались четыре броненосца: один эскадренный 2-го класса и три - береговой обороны. Корабли вооружены четырьмя 254/45-мм орудиями каждый, имеют отличную броню и выдающуюся систему непотопляемости и в целом достаточно боеспособны. Обедню, как обычно, портили мелочи.
   "Ростислав" был тем самым кораблем для боев с турецким флотом - который не получал новых броненосных кораблей со времен войны 1877 года. Но русский флот на Черном море против имеющегося турецкого и без того смотрелся как слон против Моськи. Даже, пожалуй, как целое стадо слонов. Пять броненосцев нового поколения против разнородного собрания плавучего антиквариата - весовые категории несоизмеримы аб-со-лют-но! Добавлять к этому еще и "Ростислава", корабль хотя и "экономический", но вовсе не дешевый...
   Ради чего?
   Турецкий флот и имеющиеся корабли задавят даже без выстрела. А выпускать "экономический" броненосец 2-го ранга против английского Ройял Нэви, если Россия, не дай Бог, не успеет закупорить проливы... Ну, если и есть более жестокие способы массового убийства, то ни Ёлке, ни Аликс они были неведомы.
   То же самое касается и трех БРБО типа "Адмирал", достраивающихся на Балтике. Против любого мыслимого противника они либо избыточно сильны - флот Шведско-Норвежской унии, состоящий исключительно из мониторов, эта эскадра размажет по первой же подвернувшейся поверхности - либо вообще не будут сочтены серьезной помехой. Немцы имеют восемь броненосцев береговой обороны типа "Эгир", уступающих по характеристикам ("Эгиры" были спроектированы еще в середине 80-х), но зато способных задавить массой... Четыре "Кайзера", уже заложенных, будут перестроены "по итальянской системе", в громадные броненосные крейсера. То, что будет заложено вместо них, будет уже полноценными эскадренными броненосцами - четыре 28-см или двенадцатидюймовки и дюжина скорострелок среднего калибра. И будет их не менее трех серий по четыре или шесть кораблей! Конечно, улита едет - когда-то будет. К сожалению, путь от планов до железа в промышленно и экономически развитой Германии этот проект пройдет всего лишь за пять--шесть лет, в то время как России на то же самое требуется лет семь--восемь!
   Таким образом, все четыре корабля, несмотря на свою боеспособность, осмысленного применения не имели. ВООБЩЕ. Зачем их строили - совершенно непонятно. А лично Елке было непонятно и еще одно. Зачем держать собственность, которая тебе самому не нужна, пожирает массу сил и средств на повседневную эксплуатацию: одного личного состава в экипажи сколько! А уголь? А ремонт?..
   И при этом - никакой пользы.
  
   11.
  
   Если собственность дорога в эксплуатации и не приносит никакой пользы, ее просто-напросто нужно продать. Всего делов - найти того, кому именно такая собственность нужна просто-таки до зарезу.
   И Елке с Аликс не пришлось далеко ходить в этих поисках.
   Первой кандидатурой в списке покупателей была Дания - во времена парусного флота она была довольно значительной морской державой. И повод был самый веский, оттяпанный разбойной Пруссией Шлезвиг-Гольштейн вопиял к датскому сердцу не хуже, чем Эльзас-Лотарингия вопияла к сердцам французов. Реваншистские настроения плюс финансовые возможности плюс личные и политические связи...
   Уравнение не сложилось, увы. Немцы надавили на Копенгаген, намекнув, что флот - он сам по себе. А немецкая пехота - отдельно. Сухопутная граница, располовинившая несчастный Шлезвиг, прикрыта только фиговым листком добрых намерений императора Вильгельма. А добрые намерения могут очень быстро смениться недобрыми...
   Испания стояла в списке под вторым номером. Экономическое положение у нее было куда как похуже чем у благополучной Дании, политических и личных связей не было почти никаких, кроме общепринятых... зато - имелась надобность. И еще какая!
   Спустя всего полтора года, весной 1898-го, на рейде Гаваны взлетит на воздух американский броненосец 2-го класса "Мэн". Самый, пожалуй, худший по своим боевым качествам корабль на всем американском флоте. Что не может не навести на подозрения - учитывая, как мало времени потребовалось американцам на объявление войны Испании. Злодейский взрыв "Мэна" плюс длящееся уже три года восстание на Кубе, превратившееся усилиями сторон в "войну на истощение", ведущуюся до последнего мирного жителя... вполне достаточно для того, чтобы, прикрывшись лозунгом "Куба либрэ!", отхватить у агонизирующей империи ту самую Кубу. А также и Филиппины, которые были вовсе не при чем, но чрезвычайно нравились американским промышленникам, финансистам и военным морякам, требующим развития флота.
   Зловещие раскаты грома, предвещающие эту войну, уже раздавались - на Кубе гремели выстрелы, лилась кровь и полыхали пожары. Генерал-губернатор Валериано Вейлер-и-Николау, получивший от кубинцев ласковое прозвище "Вейлер-мясник", и вожак повстанцев "генерал" Массимо Гомец вели войну на истощение, используя тактику выжженной земли: если плантатор или фабрикант не платили мятежникам, их плантацию или завод сжигали повстанцы. А если платили - их сжигали войска. При этом все население переселялось туда, где генералу Вейлеру было проще его контролировать - своеобразные "зеленые зоны" возникли вокруг всех крупных городов острова. Поскольку распределение продовольствия, остававшееся в ведении испанских чиновников, "страдало от бюрократии и злоупотреблений", то собранные в "лагерях временных переселенцев" люди либо дохли от голода, либо массово бежали в лес, в отряды герильеросов Гомеца.
   Интонации американских газет, освещавшие события на Кубе, позволяли безошибочно предполагать, на чьей стороне окажутся симпатии Большого (и такого близкого) Брата. Ведь от южного кончика Флориды до побережья самой Кубы - меньше полутораста миль. Расстояние, которое столетием позже беглецы с "острова Свободы" ухитрялись преодолевать даже на плотах из автопокрышек!
   Также имелись весьма и весьма обоснованные предположения о том, что на Кубе полыхнуло так весело и ярко не без влияния американских "сахарных баронов", контролировавших примерно половину экспорта кубинского сахарного песка и мелассы. Который приносит чистой прибыли на пятьдесят два миллиона североамериканских долларов в год. Американцы, воспринимающие доллары в чужом кармане либо как оскорбление, либо как добычу, решили загрести себе все... И теперь герильерос Гомеца жгут те плантации и сахарные заводы, которые американцам не принадлежат. Точнее, заводы и плантации сожжены еще в первый год восстания, сейчас их просто не дают восстанавливать. Дожидаясь полного разорения конкурентов с одной стороны и появления на горизонте US Navy - с другой.
   В данный момент у Испании имелось только три броненосных крейсера - тот самый "Vizcaya", на котором юный король встречал гостей, и его систершипы "Infanta Maria Teresa" и "Almirante Oquendo". Вообще-то однотипных крейсеров было заложено шесть, но денег хватило только на три, остальные - "Princesa de Asturias", "Cardenal Cisneras" и "Cataluna" - так и остались на стапелях, замороженные в постройке. Странный крейсер "Emperador Carlos V", достраивающийся во Франции, имел крайне оригинальную систему бронирования, превращающую его фактически в очень большой - почти десять килотонн - бронепалубник. Америка, в противовес этому, крейсерами увлекалась не слишком. Зато заложенная в САСШ серия броненосцев впечатляла как вооружением, так и толщиной броневого пояса. Пока это был только "бумажный тигр", но даже и на бумаге было ясно, что при столкновении испанских и американских кораблей первым останется полагаться только на скорость. Скорость БЕГСТВА.
  
   12.
  
   Первоначально предполагалось, что сделка пройдет по той же схеме, что и в Эфиопии: Россия предоставляет фирме "Испано-Сюиза" ("ХИССО") 37,5 миллионов рублей или 150 миллионов франков в кредит под 2% годовых, рассрочка на 20 лет с отсрочкой первого платежа на 5 лет, то есть всего 25 лет. Кредит целевой, на покупку тех самых четырех броненосцев. "ХИССО" обменивает их у правительства Испании на права на конфискованные у мятежников плантации, сроком на те же 25 лет. Это, практически, вся Куба - табак, фрукты, сахарный тростник. Только экспорт сахара - это пятьдесят миллионов долларов в год! Плюс - концессия на две железных дороги, консервную фабрику, сахарный завод... Ну, и еще что-нибудь по мелочи.
   Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что одна Россия задачи этой не одолеет. То есть продать-то она, конечно, продаст, это запросто. Только прибыль получить вряд ли удастся. Потому как американцы, естественно, признают конфискацию незаконной, и после их победы плантации вернутся всяким там "Юнайтед Фрут", "Юнайтед Сахар" и "Юнайтед Тобакко", и Империя останется и без кораблей, и без денег. Чего, конечно, не хотелось...
   А справится с американцами испанский флот, даже усиленный броненосцами, не мог. Тем более что полностью их достроить к осени 1897 года - для русских заводов это ненаучная фантастика. Медленно и печально они работают, да-с.
   Так что ещё одна концессия получалась как специально пошитой для "кузена Вилли": Германская Империя в лице фирм "Крупп" и "Блом-унд-Фосс" легко сможет построить в Испании мощную военную судостроительную промышленность, получив в ответ право строить ВМБ в бухте Гуантанамо (Куба). Отдельным приложением к общему договору идет достройка броненосцев: русские поставили свои корабли ободранными до нитки, без орудий ГК, без башен, даже без скорострелок. Эти ошибки немцам исправить - раз плюнуть, тем более что после нескольких бесед во время визита Их Величеств в Германию там принято срочное решение о заморозке строительства ЭБР типа "Кайзер", всех четырех заложенных. Так что все необходимое у них есть. Главный калибр, скорострельные пушки, вспомогательные судовые механизмы и прочее. В обмен на всё это какая-нибудь германская фирма получила бы право на продукцию половины кубинских плантаций на ближайшие четверть века (примерно на 50 миллионов франков золотом, по подсчетам русских экспертов), и прибыль от деятельности того самого завода. Немцам, впрочем, на всякие там плантации было наплевать в довольно-таки большой степени.
   Узнав о возможности получить военно-морскую базу по ту сторону Атлантики, кайзер радовался, как мальчишка. Опираясь на Гуантанамо, германские крейсера могли попортить англичанам изрядно крови - особенно учитывая, в какие хтонические чудовища рейдер-класса можно перестроить четыре уже заложенных броненосца типа "Кайзер".
   В конце концов, по итогам долгих и сложных - целых четыре дня, пока "Штандарт" шел через территориальные воды Германии - переговоров было оформлено следующее соглашение.
   Создающееся акционерное общество "Deutsche-Russische ZugestДndnis in Spanien" ("Германо-Русские Концессии в Испании"), сокращенно "Дерузус", получает упомянутые концессии: плантации, железные дороги, судостроительный завод полного цикла... Еще - завод стрелкового оружия и тяжелого оружия пехоты, его припомнили в самый последний момент исключительно благодаря Ёе Величеству. Испанское Королевство, со своей стороны, гарантирует предоставление заказов всем заводам концессии, авансируя их кредитными выплатами. Не заложивший ещё и первого кирпича судостроительный завод уже имел заказ на два бронепалубных крейсера типа "тяжелый Эльсвик" (5,5 тысяч тонн, 4х203/45+8х152/45) с линейно-возвышенным расположением орудий ГК и скоростью в 22 узла. Завод стрелкового оружия и тяжелого вооружения, также находящийся еще только в стадии проектирования, получил авансовый заказ на тысячу двести пулеметов - четыреста станковых, типа "Гочкисс-97", и восемьсот ручных. Батальонные гаубицы и легкие минометы испанские генералы заказывать пока что не решались - они не знали, что это за зверь такой и зачем он вообще нужен. А поскольку Россия в этом отношении на испанцев не давила, то все сошлось тик-в-тик.
   Концессионный договор на судостроительный комплекс и завод в Эйбаре включал единственное обязательство "Дерузус" помимо собственно строительства предприятий - использовать для строительных работ не более 15% привозной рабочей силы, к концу первой пятилетки деятельности на предприятиях должно работать не менее 20% испанцев, к концу второй - не менее 40. К моменту завершения действия концессионного договора все должности на всех заводах должны занимать только испанцы. Пункт этот был включен только по настоянию Российской Империи. Причем русским пришлось выдержать за него немалый бой, а испанцы вообще не поняли, зачем это нужно.
   Первоначальный капитал общества составляют четыре переданных Россией боевых корабля, продажа которых должна позволить финансировать работы по строительству заводов и дорог - 2/3 акций, имеющих право голоса, и средства фирм "Крупп", "Блом-унд-Фосс" и германских банков - 1/3. В дальнейшем, после получения прибыли от плантаций, будет осуществлена продажа привилегированных акций на берлинской бирже.
   Отдельно был подписан договор между Королевством Испания и Германской Империей о предоставлении на 99 лет в аренду бухты Гуантанамо для построения там военно-морской базы. В качестве оплаты за аренду Империя передает выкупаемые у "Дерузус" боевые корабли, а также партию артиллерийских орудий.
   В последний буквально момент вспомнили о трех броненосных крейсерах типа "Инфанта", замороженных в постройке и так и оставшихся на стапелях. И на "Дерузус" повесили еще и их достройку. Поскольку денег в королевской казне не просто не было - их не было ВООБЩЕ, от слова "совсем", то достраивать их компания должна была за счет Германской Империи. Которой за это обломятся базы на Филиппинах. Хотя кайзер уже договаривался с русскими о китайской бухте Киао-Чао, но от базы на Филиппинах он тоже отказываться не стал. В век угля, каторжной гирей висящего на ногах боевых флотов, лишних военно-морских баз не бывает, да-с. Но все же настоял на том, чтобы, раз уж будет база, то были бы и концессии "Дерузус" на Филиппинах. Очень уж там вкусные полезные ископаемые водятся!
   Поскольку очевидно было, что с таким территориально разбросанным хозяйством единое управление не справится, были созданы три структуры, подчиненные центральному правлению "Дерузус": Deutsche-Russische ZugestДndnis in Spanien--verwaltung Kuba ("управление Куба", или "Дерузус--К"), Deutsche-Russische ZugestДndnis in Spanien--verwaltung Iberien ("управление Испания") и Deutsche-Russische ZugestДndnis in Spanien--verwaltung Philippinen ("управление Филиппины").
  
   13.
  
   Договор, помимо собственных, то есть проистекающих из него, разнообразных выгод, являлся грандиозным щелчком по носу французам. "Ах, вы нам угрожаете лишением кредитов? Так мы ведь можем и в другом месте денег найти, нам не трудно... А вот где вы три-пять миллионов солдат для войны с кайзером найдете - вопрос большой и открытый" - как бы говорил этими действиями русский царь зажравшимся французишкам.
   Зажравшиеся французишки оценили ход мысли и красоту жеста. Особенно после того, как в некоторых газетах появились намеки на то, что вовсе не случайно всякие там пи... писаки из "Matin" обижают министерство финансов Российской Империи, а потом почти сразу царь заключает договор с кайзером! Ничего такого, на что можно было бы подать в суд, в статьях не содержалось. Так, размышления и намеки. Однако журналистов, особенно отметившихся в компании, инспирированной покойным министром иностранных дел, начали отлавливать и бить, а в окна редакции газеты "Matin" неизвестные, но явно патриотически-настроенные граждане (об этом можно было судить по оставленным ими на стенах граффити) разрядили три или четыре армейских револьвера и швырнули бутылку с бензином.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"