Андреев А.В. : другие произведения.

Ноябрь 1895 Особое Совещание

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Осень 1895 года, Петербург.
  
   Адмиралы, собравшиеся на созванное после смерти великого князя и радикальной реформы МорВеда Особое Совещание, расклад поняли четко. А кто не понял, тем объяснили - шепотком, на ушко, в кулуарах. Поэтому вид пай-девочек, напущенный на себя Александрой Федоровной и её верной санчопансой, сидевшими в задних рядах представительного - одних адмиралов два десятка! - собрания, обмануть никого не мог.
   Первым пунктом повестки дня совещания был доклад о международном положении, прочитанный назначенным 1-м заместителем начальника Имперского Генерального Штаба маршала Обручева вице-адмиралом Диковым. Он обратил внимание собравшихся на принятую Японией кораблестроительную программу, так называемую "симметричную" или "шесть--шесть", на англо-японское взаимопонимание по военным и морским вопросам, на возникшие в Японии антирусские настроения - в связи с вмешательством европейских держав в Японо-Китайский инцидент. В Японии инициативу вмешательства приписывают целиком России и считают, что произведена она с целью отнятия у победоносного азиатского дракона его законного трофея, города, порта и военно-морской базы Порт-Артур. Понятно, что англичане не преминут воспользоваться подобной оказией! Тем более, что с Японским Императорским Флотом они поддерживают самые тесные связи. И тем более, что серия броненосцев типа "Маджестик", первых ЭБР "инженерного" типа, которые спроектированы без оглядки на финансовые и прочие соображения... Только орудия, только броня, только машины. Теперь, когда англичане вот-вот вступят в союз с японцами и построят для них броненосцы и крейсера по новейшим образцам, Россия должна пересмотреть свои приоритеты и перспективы. Выработать новую стратегию.
   Связанную с тем, что Россия не может быть одинаково сильной ВЕЗДЕ.
   Новую стратегию, заключающуюся в создании отдельного Океанского Флота, и отдельных сил береговой обороны, Совещание приняло без особых возражений. Также без особых возражений прошла взаимосвязанная мысль о том, что Балтика - театр закрытый, и посему для действий и даже просто базирования эскадр ОФ непригодный. Открытыми театрами являются Северный и Тихоокеанский, а также отчасти Средиземноморский. При этом Северный для базирования крупных сил пока что непригоден, и в ближайшее время пригоден не будет.
   Над составом ОФ спорили долго. В конце концов, решили, что необходимо иметь двенадцать эскадренных броненосцев "наисовременнейшей конструкции и наибольших возможных размерений" (адмирал Шестаков, наверное, перевернулся в гробу), в возрасте до десяти лет. Пока что в строю не имелось ни одного такого корабля - "Сисой Великий" не подходил по условиям (совещание решило считать отвечающими всем требованиям корабли в 13-15 тысяч тонн, у "Сисоя" было едва десять, даже учитывая строительную перегрузку), а "Полтава", головная в серии из трех относительно годных кораблей, будет достроена только к лету будущего года!
   Адмиралы долго ругались витиеватыми морскими выражениями и отказывались признавать реальность - трудно глядеть в глаза ответственности. Жуткое же состояние флота, двенадцать лет воплощавшего программу, спустившего на воду под две сотни тонн водоизмещения только тяжелых кораблей, на строительство которых были потрачены чудовищные - если не сами по себе, так уж по состоянию российской экономики и имперского бюджета суммы...
   Это был факт.
   И это была ответственность.
   Их ответственность - бородатых, золотопогонных, обвешанных орденами...
   "Эххх... Не тридцать седьмой годик... А жаль!" - резюмировала Ёлка.
   "Будем считать, что дядя Алексей ответил за грехи своих подчиненных. Работать надо, а не о массовых расстрелах мечтать!"
   В связи с этим, а также печально известной тенденцией российских судостроительных заводов к долгострою, Совещание решило незамедлительно заказать на зарубежных верфях три броненосца "наисовременейшего" типа - вместе с "Полтавами" и шестью ЭБР, планируемыми к постройке на отечественных верфях в 1897--1901 годах, получалось как раз столько, сколько нужно.
   На Черном Море адмиралы считали необходимым иметь шесть современных броненосцев. Пока из них имелся один, остальные шесть, включая недостроенный даже ещё "Ростислав" были признаны Совещанием "не соответствующими последним требованиям современности". Поэтому в Николаеве было решено срочно заложить броненосец "Князь Потемкин-Таврический", представлявший собой дальнейшее развитие проекта "Три Святителя", и еще четыре корабля внесены в бюджет. Вторая пара броненосцев планировалась к закладке в 1897--1898 годах, а третья - 1899--1900.
   Броненосные крейсера классификацией, принятой в самом начале - как базис и основа всего дальнейшего - были поделены на два ранга. К броненосным крейсерам 1-го ранга, или тяжелым, были отнесены переклассифицированные корабли типа "Пересвет", первый из которых готовился к закладке на Балтийском заводе. Таких кораблей Совещание сочло необходимым иметь четыре, все в составе Океанского Флота. Легких броненосных крейсеров, к которым отнесли "Рюрик" и "Россию", адмиралы хотели восемь штук, также только в Океанском Флоте. Ну, в самом деле, что этим классическим рейдерам делать в закрытой и запечатанной Балтике?
   Бронепалубные крейсера разделились на три категории. К первой отнесли "большие" или "универсальные" бронепалубные крейсера более пяти с половиной килотонн с вооружением в шесть дюймов и более. Проектируемые на Галерном острове и в Новом Адмиралтействе по выданному еще великим князем заданию крейсера типа "Аврора" были классифицированы как раз как БПКР. Затем шли фрегаты или крейсера-скауты 1-го ранга, трехтысячетонные, с десятком орудий в 120-130 миллиметров. Замыкали крейсерскую категорию скауты 2-го ранга, именуемые корветами, двухтысячетонные посудины с четырьмя-пятью 120-130-мм пушками.
   БПКР адмиралы хотели десять, из них для Океанского Флота восемь, для Черноморского - два. Фрегатов - двенадцать, из которых ЧФ назначались опять-таки два. Корветов для Черного Моря четыре, для Океана - двенадцать.
   Базирование соединений Океана было решено предварительно. На Дальний Восток отправлялось восемь броненосцев, четыре легких крейсера, восемь фрегатов и восемь корветов. Четыре крейсерских отряда, в составе каждого - тяжелый крейсер, легкий крейсер и два больших бронепалубника - три на Тихий Океан, один в Средиземное море. В составе Средиземноморской эскадры - четыре броненосца, четыре корвета. На Балтике - два фрегата, четыре корвета, мониторы, канонерские лодки и устаревшие броненосные корабли.
   Вопрос о малых торпедных кораблях бородатыми адмиралами был сочтен "спорным". Адмирал Макаров насмерть сцепился из-за них с апологетами артиллерийской тактики, и отстаивал свое мнение до хрипоты, до драки... Однако ж он с точно таким же энтузиазмом относился и к "эльсвикам", что не могло не настораживать как Ёлку с Аликс, так и других, не таких радикальных специалистов.
   Незадолго до того в Англии фирмой "Ярроу" для России был построен 220-тонный миноносец "Сокол". 25 августа во время одного из пробегов на ходовых испытаниях миноносец выдал скорость в тридцать узлов - отчего тип, базирующийся на его конструкции, в поспешившей тут же назаказывать себе точно таких же Англии и получил название "тридцатиузловых". Неприлично Лордам Адмиралтейства было признавать, что головной корабль построен для русских варваров... Сам же класс кораблей был назван "дестроерами" - истребителями, поскольку предназначались они для истребления многочисленных французских миноносцев. 16 октября миноносец своим ходом прибыл в Кронштадт, и 26 его зачислили в строй флота.
   Адмиралы, участники Совещания, навестили его всей толпой - и чуть не передрались прямо на палубе. Сторонников французской "молодой школы" среди них оказалось немного, но уж они-то отстаивали идеи адмирала Оба со всем пылом неофитов, увидевших воплощение всех своих грез.
   Вопрос с не понравившимся Ёлке вооружением - одна 75-мм пятидесятка, три 47-мм "плювалки" и два однотрубных торпедных аппарата в 15 дюймов - решался просто. Три совершенно бессильных мелкашки демонтировали за три дня, и еще четыре ушло на установку второй 75-мм пушки. Торпедные аппараты установить будет так же легко. Как только фирма VKT закончит разработку более мощных торпед, так и сразу...
   Споры разгорелись как вокруг количества потребных флоту кораблей этого типа, так и вокруг классификации - ведь от обычных миноносцев, водоизмещение которых в полном грузу не превышало и полутора сотен тонн, "Сокол" отличался разительно! Их именовали и "мореходными", и "эскадренными", и "дивизионными" миноносцами, контрминоносцами, малыми минными крейсерами, дестроерами и истребителями. В конце концов, был оставлен термин "мореходный миноносец", и заказана серия кораблей типа "Сокол", этому классу соответствующих. Не сто двадцать, как хотел Макаров, и не восемьдесят... Двадцать шесть, из них четыре на Черном море. С прототипом - двадцать семь. Вполне так на уровне.
   Кроме мореходных, в классификации имелись обычные миноносцы и миноноски, разница между первыми и вторыми заключалась в водоизмещении - первые были больше ста тонн, вторые - от двадцати до ста, и количестве паровых машин и винтов. Минные катера, водоизмещением от 5 до 15 тонн, могли транспортироваться боевыми кораблями на шлюпочных рострах или шлюпбалках специальной постройки.
   Минным крейсерам в классификации подняли весовую планку - ранее они колебались от 400 до 800 тонн, теперь же были определены от 600 до 1200. На этот класс Ёлка возлагала вполне определенные надежды, точно помня все данные и характеристики эсминца "Новик".
  
   +++++
  
   После того, как было определено, сколько и чего флоту надо построить, и господа флотоводцы утерли слюну с бород рукавами расшитых золотом мундиров, адмиралы Макаров, Дубасов и примкнувший к ним Копытов извлекли из карманов случайно завалявшиеся там губозакатывательные машинки. Особое Совещание начало считать, во сколько вся эта роскошь обойдется.
   Восемнадцать броненосцев да четыре тяжелых крейсера, по пятнадцати килотонн каждый - всего будет триста тридцать тысяч тонн. Восемь легких крейсеров по двенадцать - всего будет, округляя, сто, суммарно - четыреста тридцать тысяч тонн. Десять "больших" бронепалубников да дюжина фрегатов - тоже, округленно, сотня. Итого - пятьсот тридцать тысяч тонн. Да плюс шестнадцать корветов, в общей сложности - пятьсот шестьдесят тысяч тонн. Еще сорок тысяч добавляем на миноносцы, минные крейсера, канонерские лодки и корабли и суда обеспечения.
   В целом получается, что за десять лет надо построить круглым счетом шестьсот тысяч тонн. По опыту и статистике, одна тонна водоизмещения боевого корабля обходится на российской верфи примерно в тысячу триста рублей. Иногда чуть меньше, иногда несколько больше... Но - будем оптимистами. Тысяча триста. Перемножаем. Получаем как итог семьсот восемьдесят миллионов рублей. Делим на десять лет.
   Значит, для осуществления программы каждый год только на строительство новых кораблей Империя должна тратить семьдесят восемь миллионов рубликов.
   Учитывая, что даже по МорВеду строительство нового тоннажа не только не единственный, но и не главный расход - есть еще снабжение и содержание уже построенных, порты и береговые сооружения... Есть переданная в ходе реформы береговая оборона, которую срочно необходимо приводить в божеский вид... И еще много-много других задач, тоже требующих финансирования...
   А ведь есть и другие статьи бюджетных расходов, помимо Морского Ведомства.
   Не говоря уже о том, что деньги эти, буде они каким-то чудом появятся, большей частью пришлось бы тратить не на корабли, а на постройку заводов - судостроительных, механических, металлообрабатывающих, артиллерийских... Корабли было негде строить, машины и механизмы для них негде было производить, мощностей артиллерийских заводов не хватало для производства нужного количества орудий... Чего не хватись - всего нехватка! Вот буквально всего! Эту грустную истину поведали собравшемуся ареопагу представители ГУКиС, рыдая, бия себя в грудь, рвя бороду и посыпая голову пеплом.
   От жестов раскаяния их выступление не стало менее огорчительным.
   Следующим встал адмирал Макаров, ставший, после "революции Мейдзи" в области управления вооруженными силами, начальником кадровой службы флота, и огласил цифры, по силе своей убойности не меньшие, чем у корабелов. Всего по флоту, включая Гвардию, восемнадцать экипажей Балтики с ротой Свеаборга и полуэкипажем Ревеля, с Черноморским Флотом в восемь экипажей, с Каспийской и Сибирской флотилией - в строевом составе числилось 20 адмиралов, 262 штаб- и 881 обер-офицер, и тридцать три с половиною тысячи нижних чинов. Ежегодный выпуск Морского Кадетского Корпуса составляет сорок-сорок пять офицеров. Морское Техническое Училище, офицерской кастой презираемое - от этого отношения страдал даже сам Степан Осипович, может выпустить и до сотни, однако дефицит кадров офицеров и специалистов по планируемым к постройке кораблям это не покроет. Потому что даже и сейчас при штате тех же капитанов первого и второго рангов в 281 человек имеется их только 262, причем основной некомплект именно по Балтике - где из 187 мест заняты только 170!
   В кильватер Макарову выдвинулся, не дав никому вставить и слова, адмирал Дубасов. Перечисливший корабли, с 1892 года именуемые броненосцами береговой обороны, но ими очевидно не являвшиеся. Это, например, десять мониторов типа "Ураган" постройки середины 60-х годов. На каждом служит 10 офицеров и сотня нижних чинов. Бронебатареи "Кремль", "Первенец" и "Не тронь меня", монитор "Смерч", башенная броненосная лодка "Чародейка", две черноморских "поповки", четыре броненосных башенных фрегата типа "Адмирал Грейг"... Всего в составе флота - 21 вымпел, две с половиной тысячи офицеров и нижних чинов! Ну, мелкие канонерские лодки - "Мина" и её наследники, всякие там "Ерши" и прочие "Дожди" с "Тучами" - это все-таки тоже 13 вымпелов и шесть с половиной сотен моряков, включая и более сорока офицеров! Крейсера 2-го ранга по старой классификации - это бывшие клипера, "Забияка" и восемь штук типа "Крейсер".
   Все эти корабли состоят на балансе флота. На них служат офицеры и матросы, на их содержание тратятся средства, и средства, если посчитать все вместе, немалые. При этом пользы они принести не способны. Никакой. Вообще. При начале на море войны, даже не с Англией, с какой-нибудь занюханной Голландией - эти "корабли" будут тут же сданы в порт и потом неминуемо пойдут на слом. Так какой смысл? Проще списать их сейчас оптом и не мучатся. Заодно наберутся экипажи хотя бы для части планируемых кораблей Океанского Флота, да и деньги ГУКиС сохранит...
   Следующим выступил адмирал Копытов, предложивший, не без некоторого душевного сомнения, восстановление отмененных Корпусов Морских Артиллеристов и Штурманов Флота, добавив к ним Корпус Гальванеров и слегка изменив правила действующего Корпуса Инженер-Механиков. Для быстрейшего увеличения количества офицеров соответствующих специализаций создать соответствующие училища со сроком обучения в два года, и учить только именно этой специальности. Естественно, чины корпусов будут производиться только по своим линиям, и права командования кораблем не получат, потолком для них будет должность "старшего специалиста флота", ниже - "старший специалист эскадры", затем - "старший специалист дивизиона"... И, собственно, старший на корабле. Ну, то есть как сейчас инженер-механики производятся.
   Это должно было позволить быстро развернуть флот. Ведь даже если увеличить классы МКК и облегчить прием, снизив требования к отбору, все равно результат будет только через шесть лет! А это слишком поздно... Плохим же последствием будет появление на флоте массы офицеров, которым никогда не стать капитанами и адмиралами. Их карьера - тупик, их судьба - стать отверженными как "белой костью", выпускниками МКК, потомкам многих поколений военных моряков, так и "черной костью" трюмных механиков и машинистов. Их не примет как своих никто!
   Все это - а также и многое другое, включая и мнение об умственных способностях Копытова - высказали полезшие на трибуну, плюнув на регламент, "опытнейшие адмиралы российские". То есть высказывали они совершенно другие соображения. Но подразумевали именно это.
   Предложение вызвало такой ажиотаж, что для наведения порядка пришлось объявлять перерыв. После которого адмирал Дубасов выдвинул свое предложение. Создание в Севастополе и Владивостоке филиалов МКК, слияние его с МТУ, вместо которого теперь должны быть просто курсы при МКК. Такие, краткосрочные. На год. И только для гардемаринов, которые теперь, надо признать, получают отличное воспитание, но слишком теоретическое образование. Практические же навыки перегружены парусными плаваниями и крайне недогружены техникой. Это дает хороших моряков, но вот в качестве офицеров флота... А прием в МКК - развернуть. В изначальный, питерский Морской Корпус - удвоить, в остальные - по полусотне. Таким образом, через шесть лет флот начнет получать по две сотни офицеров в год. До тех же пор использовать незаслуженно забытую возможность набора "прапорщиков по адмиралтейству". Конечно, для этих "мокрых прапоров" нужно создать соответствующие условия, чтобы привлечь лучшие кадры и удержать их на тот срок, который потребуется корпусам для воспроизводства кадрового офицерского состава.
   И, кстати. Часть кораблей, непригодных для боя, но имеющих большую историческую ценность - таких, как первая русская броненосная батарея "Первенец", первый же эскадренный броненосец собственной русской постройки "Петр Великий", или броненосный батарейный фрегат "Князь Пожарский", можно использовать в качестве учебных судов. И одновременно - памятников военно-морской истории, сообщающих гардемаринам Корпусов чувство сопричастности ФЛОТУ. Для чего создать специальное подразделение, что-то вроде "Музейного Флота", комплектуемого сверхсрочниками, которым на суше делать нечего, а для боевых кораблей они уже стары. Такие себе тоже памятники истории. Ну, и офицеров соответствующих тоже. Корабли, естественно, отремонтировать, частично модернизировав, а частично вернув первоначальный вид. Гардемаринами комплектовать посменно, чтобы они проводили больше времени в плаваниях. Это необходимо еще и потому будет, что нынешние помещения МКК на столь большой объем учащихся не рассчитаны...
   Это предложение понравилось адмиралам гораздо больше. Никакой больше "черной кости"! Все почтенно и прилично - только дети флотских офицеров и потомственные дворяне 4-й, 5-й и 6-й книг, курс в шесть лет, считая "подготовительный" год и год морской практики гардемаринской роты, традиции, элитарность, кастовость...
   Тут уж возопил адмирал Макаров. Воспитание кадрового морского офицера, возможно, и требует шести лет - а вот задачи, поставленные перед флотом, побуждают к более срочным мерам! И расформировывание кронштадского Училища МорВеда, где курс три года, Империи на пользу пойти не может! ВМС нужны инженер-механики, и нужны остро, именно потому, что гардемарины МКК перегружены парусной практикой и общетеоретическими предметами. Годичные курсы усиленного изучения дела не спасут, наоборот - ведь это означает, что для тех, кто на курсы пойдет, обучение займет семь лет!
   Собственно, с самого начала флоту требовалось четыре вида специалистов - штурмана, артиллеристы, инженер-механики и кораблестроители. Электротехникой пока что "по совместительству" занимались минные офицеры и инженер-механики. И общекомандный состав - те самые офицеры командного кадра, "все в белом". Которые, быстро пройдя начальные ступени, благодаря цензу и выслуге, станут командирами кораблей и соединений...
   При этом, что особенно забавно, тактику этим самым будущим флотоводцам не преподавали вообще! То есть, МКК воспитывал тех, кто претендовал на командование, не будучи к таковому готовым. Может, командовать людьми они и могли - воспитание, все такое... Только вот это вот самое воспитание позднее отлилось страшной, без шуток страшной смертью большинства морских офицеров. Когда матросы забивали их прикладами и добивали раненных штыками - это последствия "умения работать с людями" тех же самых офицеров, их отцов, дедов и прадедов. И на сутки под ружье на бак, и гауптвахта на неделю, и сапогом в брюхо, и кулаком в белой перчатке по морде... И мат-перемат морской кудрявый, куда ж без него. "Флот как заповедник крепостничества", заголовок, подходящий для какой-нибудь сильно умной диссертации.
   "И с этим тоже надо что-то делать..."
   "Конечно, куда ж без этого. Собственной фабрики по производству социальной взрывчатки нам не надо" - вздохнула Ёлка. Её такие мысли невероятно угнетали. "Знаешь, думаю, оно само пройдет. Постепенно. Старые наследники крепостных порядков вымрут естественным путем, их сменят люди нового поколения... Но поспособствовать этому мы можем. И должны!"
   Адмиралы сцепились по вопросу реформы военно-морского образования еще пуще, чем по вопросу о "малых торпедных кораблях". Кто-то припомнил, что конкурс в МКК в последние годы был от двух до трех. То есть при сохранении прежних условий приема (потомки офицеров флота и чиновников МорВеда, потомственные дворяне), даже если полностью отменить конкурс вместе с экзаменами, увеличить выпуск кадровых офицеров флота можно не более чем в два с половиной--три раза! И то, скорее всего, будет ближе к двум, чем к трем...
   "Значит, нужно всего лишь изменить правила!"
   "Я думаю, теперь это будет просто. Они так удачно спорят..."
   Подсовывание нужных вопросов и не менее нужных ответов на эти вопросы в общей дискуссии было отработано тремя адмиралами вполне качественно. Вопрос-ответ-предложение. Этакий пинг-понг словесный. Кому-то что-то не нравится? Можно разъяснить, и разъяснять до тех пор, пока те не понимали... Или не делали вид, что понимают.
   Предложение создать морские корпуса в Севастополе и Владивостоке прошло. Предложение расформировать МТУ - нет. Более того, во Владивостоке и Севастополе будут созданы филиалы не только МКК, но и МТУ. Правила приема в Морской Корпус будут пересмотрены - но строгость экзаменов не только сохранится, но и повысится. Ибо нефиг! Флот у нас современный, стальной да броненосный, и дубы тут больше не нужны. Даже самые родовитые. В связи с тем, что во Владивостоке вряд ли удастся набрать нужное число морских кадетов и учащихся МТУ, учащихся для тамошних заведений будут отбирать жребием из набора двух остальных учебных центров.
   Прошло предложение создать курсы артиллерийских офицеров, для только окончивших реальное училище или гимназию двухгодичные, для отучившихся в "политехе" или другом техническом вузе хотя бы год уже годичные, с присвоением выпускникам особого временного офицерского звания "по адмиралтейству". Через два года, отслужив или отходив ценз, "адмиралтейский" мог поступить, сдав особые экзамены, в Николаевскую Морскую Академию. Там он должен был проучиться на год дольше, чем выпускник МТУ, что компенсировало тот самый недоученный "практиками" год. И выходил он уже полноценным морским офицером, с положенным по цензу и выслуге званием. В любом случае, офицер "по Адмиралтейству" получал по выслуге лет те же повышения в жаловании, которые обычный морской офицер получал, повышаясь в чине - причем выслуга, в отличие от строевого ценза, начислялась непрерывно. Ну, также присутствовали и другие преференции - жилье, жалование, эмеритальная касса МорВеда, особые льготы для семейных...
   Того же "мокрого прапора" предназначили и для выпускников коммерческих мореходных училищ. Учившиеся в нем за свой счет, получив диплом штурмана или инженер-механика, сразу зачислялись в резерв флота, а "казеннокоштные" должны были отрабатывать - для инженер-механиков 4,5 года, как и в МТУ, а для штурманов - полные шесть.
   Прошло также настойчиво выдвигаемое Степаном Осиповичем предложение создать при МКК высшие тактические курсы. Их должны будут проходить гардемарины и, в обязательном порядке, выслужившие ценз офицеры, претендующие на командование боевым кораблем. Успеваемость на ВТК должна была определить место выпускника в так называемом "капитанском списке" - который и должен был заменить "голый" ценз в продвижении в звании и должности. То есть, если на командование кораблем или начальный адмиральский чин претендуют два офицера, то выбор должен определяться не одним только общим стажем плавания и стажем плавания в нынешнем звании, но в первую очередь - местом в списке.
   Также итогом этой буйной говорильни стал пересмотр Императором военно-морского раздела "Табели". Оно все одно напрашивалось, но теперь появились основания. Столько новых кораблей, столько вакансий... И по просьбе Особого Совещания и адмирала Макарова лично вместо имеющихся четырех офицерских чинов: мичман, лейтенант, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга - появились шесть. Мичман сохранился, лейтенант стал младшим лейтенантом. Выше клеточкой, в 8-й строке табели, появилось звание "лейтенант" - теперь, неформально обращаясь к младшему лейтенанту просто лейтенантом, его как бы слегка повышали в звании, если же бы "лейтенант" сохранился, а выше появился "старший лейтенант", то его бы таким обращением слегка опускали бы, что многим не понравилось бы. Капитаны первого и второго рангов были подняты на одну ступень вверх - каперанг с 6-й строки на 5-ю, кавторанг с 7-й на 6-ю. В седьмой строке прописался чин "капитан-лейтенанта", также отнесенный к штаб-офицерским. Переаттестацию по новым званиям решили начать года через два-три, после налаживания работы всех курсов, в особенности - высших тактических, и завершения строительства первых кораблей новых классов.
   К списанию были приговорены сорок девять вымпелов, включая назначенные к продаже восемь клиперов типа "Крейсер" и "одна труба, одна мачта, одна пушка, одно недоразумение", как во флоте прозвали "Гангут". Если таран удастся перегнать на Тихий Океан, он станет прелестным флагманом возрождающегося китайского флота. Клипера, и без того находящиеся на Дальнем Востоке, оставалось только перевооружить, чтобы они в качестве канонерок--минзагов совершенно очаровательно его дополнили. Эти меры должны были высвободить для кораблей программы 1895 года около пяти с половиной тысяч моряков. Что не могло не радовать.
   Из трех кораблей Музейного Флота, зачисленных в экспозицию Кронштадтского Военно-Морского Музея - "Князь Пожарский", броненосец "Петр Великий" и клипер "Забияка" - два парусных являлись, по совместительству, учебными судами и с 10 мая по 10 августа находились в плавании, действуя в качестве музея только осенью, зимой и ранней весной. Броненосец же должен был быть заведен в Неву и поставлен там на вечную стоянку в качестве мемориала. Составной частью его экипажа станут 6-я и 5-я роты МКК - для воспитания в будущих офицерах чувства сопричастности великой истории Имперского Флота. На корабли Музейного Флота и в сам музей будут организовываться экскурсии детей и подростков, "соколят", скаутов и прочих пионеров - что, несомненно, будет способствовать!
  
   +++++
  
   Дарованную Высочайшей Волей систему береговой обороны Российской Империи адмиралы разглядывали долго. И очень смущенно. Глубокое и светлое чувство, посетившее их от перспективы перемещения в распоряжение МорВеда изрядного куска бюджетного пирога, сменилось совсем другими ощущениями. Согласно только что принятой доктрине, оборона Балтики возлагалась на СБО, силы береговой обороны. Состоящие из броненосцев и крейсеров старше 10 лет, минных и торпедных судов и береговой артиллерии. После списания плавучего антиквариата старых броненосцев и крейсеров для БалтФлота просто не осталось. Всё то, что было еще хоть краем глаза боеспособно, энергично вписывалось в состав Океанского Флота. С минными судами дело обстояло примерно так же - ни одного готового минного заградителя в составе СБО БФ не было. Ситуация с миноносцами была получше, и сильно получше. Зато в области береговой артиллерии...
   Десятидюймовка, послужившая камнем преткновения, о который споткнулись, преломив свои умные головушки, генерал-адмирал и генерал-фельдцехмейстер, продолжала отбрасывать свою мрачную тень. Никакого более современного орудия просто не было, а это вот на вооружение принимать было нельзя!
   -- Мы подходим не с той стороны! - вмешался адмирал Макаров. -- Нам нужна единая стратегия обороны, и уже исходя из нее - будем рассматривать варианты. Хотя я бы предложил самое простое - устанавливать на суше те же обычные флотские двенадцатидюймовки. Тут и взаимозаменяемость по боеприпасу, и валовое производство, все то, короче, что нам ГАУ зарезало...
   В свое время АртКом, как черт ладана боявшийся всяких подозрительных нововведений в артиллерии, про электроприводы подачи и прочие странные новинки даже слушать не захотел. Поэтому десятидюймовый калибр был избран из того соображения, что он предельный для подачи боеприпаса и наведения орудия мускульной силой прислуги. Спроектированная для моряков пушка бонзам ГАУ не понравилась наличием гидропневматического накатника - поэтому лафет спроектировали в лучших традициях 70-х годов, с откатом станка по наклонной поворотной раме и накатом под действием силы тяжести.
   Принципиальное принятие вместо этой монструозины обычной 12"/40 пушки в одноорудийной установке "морского образца" состоялось в течение пятнадцати минут, из них десять минут заняли вопли типа "И как же это мы сами не догадались", облаченные в более вежливую форму. Второе предложение, вытекающее из первого и из той простой мысли, что соединенные силы британского и германского флотов есть противник слишком серьезный, чтобы оставлять орудия без какой бы то ни было защиты, кроме каменного бруствера, показалась адмиралам более спорной.
   Они бы не решились атаковать береговую батарею двенадцатидюймовых пушек, пытаясь засыпать её градом фугасных снарядов среднего калибра. Слишком близко, слишком рискованно!
   Тем не менее, проект артиллерийского форта типа "Сухопутный Броненосец", вооруженного четырьмя двенадцатидюймовыми пушками в двух бронированных башнях кругового вращения, все же показался интересным. Разработка конструкции башен, рассчитанных на большие углы возвышения орудий, пригодится в любом случае.
   Про минно-артиллерийскую позицию, изобретенную адмиралом Эссеном, Ёлка помнила только, что вся суть её заключалась в том, что Финский залив перекрывался грандиозным минным заграждением, по флангам, где были оставлены проходы, устанавливались береговые батареи, а за минными полями курсировали специально для таких целей построенные линкоры дредноутного типа. А ещё она помнила фильм "Моонзунд" и героически погибший в бою с немцами броненосец "Слава". Логически реконструированную схему представил особому совещанию контр-адмирал Бирилев - трио Макаров--Дубасов--Копытов уже начало вызывать некоторые подозрения у собравшихся...
   Береговая оборона Балтийского моря, по идее, подсказанной Её Величеством адмиралам, состояла из пяти основных зон - трех морских укрепленных районов и двух минно-артиллерийских позиций. МорУР "Аланд", шхерный район "Або", Центральная минно-артиллерийская позиция, прикрытая по флангам батареями мыса Ханко и острова Осмуссааар (Оденсхольм), укрепрайон "Моонзунд" и Ирбенская минно-артиллерийская позиция, перекрывающая Ирбенский пролив. Единственное место, где возведение полностью прикрытой и максимально защищенной бронебашенной батареи необходимо - остров Оденсхольм, площадь которого недостаточна для размещения разветвленной оборонительной системы.
   Посыпавшиеся вопросы о том, как ЦМАП будет защищаться от траления, ведь расстояние между мысом и островом превышает шесть десятков километров, то есть по тридцать с каждого берега. На такие дистанции современные двенадцатидюймовки если и способны добросить снаряд, то вот с прицельностью огня возникнут огромнейшие проблемы. Ёе Величество не спешила рассказывать их высокопревосходительствам и превосходительствам просто о том, чем занимается в Царском Селе Александр Степанович Попов. И адмиралу Бирилёву надлежало упирать на многочисленность мин и неготовность противника к срочному тралению. За то же время, пока противник подготовится...
   "Либо эмир умрет, либо ишак сдохнет, либо я помру", как говаривал, бывало, Ходжа Насреддин, обещая очередному Солнцеподобному научить его ишака разговаривать. То есть либо армии Центральных Держав будут разбиты ударом русского молота на наковальне французских крепостей, либо... Судьба большой европейской войны будет решена на сухопутных полях сражений!
   Стационарные батареи островов - на Аландах и Моонзунде, в шхерах - должны были дополнить передвижные железнодорожные батареи. Установки для них предлагалось делать трех калибров - восьмидюймовые бронеплощадки, с круговым обстрелом прямо с железнодорожного пути, и десяти и двенадцатидюймовые установки, способные вести круговой обстрел только со специальных оснований, образующих вместе с транспортером так называемый "лафет на центральной опоре". Десятидюймовок адмиралы не просили, но получили тут же. Пятнадцать штук, на пять батарей. Потому что Морское Ведомство уже заказало, оплатило и частично приняло орудия для строящихся броненосцев береговой обороны типа "Адмирал" и "Ростислава" - 10-дм пушки "морского образца". Теперь, после признания заказанных БРБО "бесперспективным направлением", было совершенно непонятно, что с ними делать, раз броненосцы все равно пойдут на продажу. Впоследствии, после того, как развернется валовое производство двенадцатидюймовок "ускоренной стрельбы", то тяжелые железнодорожные артполки береговой обороны получат и их.
   Внутреннюю зону обороны - Маркизову лужу и Кронштадт - решили перевооружить, но... в последнюю очередь. Учитывая, ВО СКОЛЬКО обойдется Оденсхольм и все хозяйство тяжелых железнодорожных артполков БО, тратить деньги ещё и сюда было бы просто расточительно. Минные поля и позиции для "десяток" и "дюжин" на берегах залива в районе мыса Инониеми на севере и поселка Лебяжее на юге, перевооружение старых фортов новой артиллерией, какая куда влезет...
   Таким образом, всего береговая оборона будет комплектоваться четырьмя видами орудий - 6/45-дм Канэ на стационарных батареях, 203/45-мм на тяжелых бронебатареях и в старых фортах Кронштадта, 10"/40 на железнодорожных транспортерах и 305/40-мм на транспортерах, в одиночных открытых и спаренных башенных установках. По мере перевооружения устаревшие орудия с фортов и батарей Кронштадта будут передаваться Главному Инженерному Управлению для крепостей Вислинского Пояса, переставляться на сухопутный фас морских крепостей, где скорострельность и скорость горизонтальной наводки не так важны, как вес фугасного снаряда, или устанавливаться для перекрытия фарватеров между отдельными островами укрепрайонов кинжальным огнем.
   Проблему необходимых для срочной постановки столь больших минных объемов кораблей решили, пересмотрев список кораблей, предназначенных к списанию. Крейсера 1-го ранга "Минин", "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский" получили новые назначения - минными заградителями "Ладога", "Нарова" и "Онега". Две с половиной тысячи мин, которые они смогут вывалить в холодные воды Балтики за один раз, любой европейский флот будет тралить ОЧЕНЬ долго. Никто так внимательно и интенсивно не занимался минной войной, как Российский Имперский Флот. Если же добавить, что ставить мины они будут не один раз и не одни...
   То дело упирается только в производство нужного количества мин.
  
   +++++
  
   Ёлка видела, как наяву, то, что начнется на Балтике после получения мобилизационного сигнала. Вскрытые "красные конверты", выходящие в море минзаги 1-й дивизии, спешная мобилизация пароходов во 2-ю и 3-ю. Перегородить минами весь Финский залив - это надо много минзагов. И много мин. Занимают позиции в шхерах мореходные миноносцы, эсминцы, миноносцы БО и торпедные катера - которые надо еще успеть начать строить!
   "Моторы, ч-чёрт! Моторов нам не хватает!"
   "Прежде всего нам не хватает заводов, производящих станки и оборудование для машиностроительных заводов. Не так ли?"
   "Так ли, так ли... С кем бы договориться о строительстве парочки таких "под ключ" и в кредит, а?"
   "С французами, может быть?"
   "Да нууу! Они вон под Керчью сколько лет назад металлический завод начали строить - и где он? Кредит в двенадцать миллионов переведен в прибыль акционеров Брянского завода, а на Керченский комбинат списывают все убытки! Построят они нам заводы, как же!"
   "Немцы?"
   "Вряд ли. Они что, сами себе враги, свои же Круппам и Тиссенам конкурентов создавать? Впрочем, попробовать можно. Кто там еще? Американцы, англичане... Вроде и всё. Надо выяснять... Зараза, и так времени не хватает ни на что!"
  
   +++++
  
   Береговую оборону Черноморского Флота совещание сочло вполне отвечающей своему назначению. Понятно, что если через Проливы пройдет хотя бы половина Ройал Нэви, ни шесть, ни восемь броненосцев ситуацию не спасут, и любого качества береговая оборона окажется пластырем на смертельной ране. Невозможно иметь одинаково сильные укрепления по всей прибрежной полосе! Для прикрытия Севастополя и Крыма в целом решено было создать тяжелый железнодорожный дивизион - три батареи 12" пушек. Еще один дивизион разделили между Одессой, 4-м по величине городом Империи, и Николаевом с его судостроительными заводами - на Одессу одна батарея, на каждый берег Днепра также по три двенадцатидюймовки. Еще один дивизион - Владивосток. Итого Империи нужно два тяжелых железнодорожных артполка береговой обороны. В каждом три дивизиона, девять батарей, двадцать семь орудий.
   Статус гарнизонов морских крепостей, после передачи тех в подчинение МорВеду как бы подвешенных в воздухе, было решено сохранить, переменив только униформу и наименование. Отныне службу на батареях и фортах несли роты, батальоны и полки АБО, их мундиры отличались от морской униформы сухопутными погонами и наличием на бескозырках именами не кораблей, а крепостей. Противодесантную оборону предположено было возложить на крепостную пехоту флота - КПФ. Её сформировать только ещё предстояло, поскольку гарнизонные полки морских крепостей вредные генералы выгребли до донышка.
   Передачу флоту трех стрелковых бригад с переименованием их в Морскую Пехоту и предназначением на роль специально десантных войск, предназначенных в первую волну выброски, адмиралы встретили весьма благосклонно. А вот то, что часть Гвардейского экипажа станет также подразделением морской пехоты - Лейб-гвардии Десантно-Штурмовым Батальоном Морской Пехоты... Сделать из блестящих гвардейских морских волков презренную "пехтуру" - это было воспринято как оскорбление! Когда же, на волне "раз уж речь зашла об экипажах", адмиралы услышали о том, что гвардейский экипаж, как и все остальные, будет расформирован вообще, начисто... Они чуть бунт не устроили!
   -- Базовый флотский экипаж, представляющий собой искусственное смешение ежа и ужа, есть преступление против разума и морской службы, - адмирал Макаров говорил неторопливо и веско, словно гвозди вбивал. -- Служба судовых команд, представляющая собой морскую вооруженную силу, и береговая служба, необходимая для обслуживания береговых учреждений, предназначенных для постройки, ремонта и снабжения Флота, слишком разнятся по своей сущности, чтобы пытаться их смешивать в одном и том же формировании!
   Вместо флотских экипажей предлагалось ввести корабельные, превратив в них имеющиеся ныне "судовые команды". Экипажи эти, как в море, так и на берегу, будут составлять отдельные части, и никакой иной службы, кроме морской, нести не будут. Для обучения и подготовки к морской службе новобранцев - создать особые Учебные Морские Экипажи. Для несения караульной службы на берегу - использовать подразделения КПФ. Для обслуживания портов сформировать особые портовые команды. Офицерский состав флота разделить на морской офицерский кадр, продвигающийся по службе путем выслуги ценза и обучения на дополнительных курсах, открывающих особые возможности для карьеры, и береговой состав, продвигающийся путем выслуги. При этом в Береговой службе, не относящейся к частям КПФ и АБО, вводятся общечиновные звания и мундиры.
   Гвардейский Морской Экипаж адмиралы все же отспорили. На особых основаниях. В состав его частей вошли судовые команды царских яхт, гвардейский батальон МП и некоторые особые части и подразделения, вроде водолазных команд ЭПРОН...
   "А также всем, что потребуется впредь (с) Полыхаев"
  
   +++++
  
   Последняя проблема, поднятая Особым Совещанием - проблема базирования флотов. Лучше всего с этим обстояло дело на Балтике. Кронштадт и Гельсингфорс, Ревель... Да и гражданских портов полно - та же Рига хотя бы! На Черном Море - Севастополь, Керчь, Батум. Из крупных морских портов - разумеется, Одесса! На Тихом Океане - Владивосток. На Севере нет ничего, кроме замерзающего на зиму Архангельска, уморенного еще во времена Петра Великого и с тех пор так и не оправившегося. Впрочем, флота на Севере тоже нет...
   Исходя из принятых решений - количество баз на Балтике определенно излишне велико. Но до развития иных баз и регионов уменьшено оно не будет. Черноморский Флот, на который "до кучи" повесили и поддержку приморского фланга Кавказского фронта, должен был развивать военно-морскую базу в Батуме, прикрытую с суши Михайловской крепостью. Крепость также требовалось развивать и укреплять. В первую очередь от нападения турок с суши, но планировалось и устройство огневых позиций для одной батареи ТЖДАПБО.
   Проблема с базированием Океанского Флота вылилась в настоящий "перелай" между адмиралами. На Средиземном море требуется база? Безусловно, греческий Пирей неплох, однако ж он все-таки греческий, а не свой собственный. Адмиралы посопели, поковырялись в бородах и вспомнили, что шли какие-то разговоры о том, что Франция предоставит России в качестве военно-морской базы тунисскую Бизерту. Тем более что там недавно дорыли-таки канал, соединяющий море с озером и позволяющий укрыть в случае необходимости даже целый флот!
   Императрица об этом впервые слышала. Слово "Бизерта" всплывало в памяти только могильником белогвардейского флота, последней стоянкой всего того, что Врангель увел из Крыма в 20-м. Она мысленно сделала пометку "уточнить" и продолжила слушать.
   Север? Адмиралы скривились скептически. И понятно, почему. Для противоборства с флотом Владычицы Морей нужно собирать в каком-нибудь Северодвинске все флоты России. И то не хватит. А в таком случае - зачем огород городить? Тем не менее - действительно, надо рыболовов защищать, да и вообще... Фанатичный сторонник Северной морской программы и освоения Северного морского пути, Степан Осипович прятал в густоте усов детскую улыбку и просчитывал, во сколько же обойдется Имперским ВМС строительство базы где-нибудь в незамерзающем Кольском заливе. И содержание береговой обороны этой самой базы. И создание эскадры, для начала хотя бы сторожевики, какие-нибудь устаревшие крейсера...
   "Может быть, загнать сюда после замены балтийские "тараны"? Или вообще списать нафиг и порезать на иголки?"
   "Да брось ты на двадцать лет вперед замахиваться! Сначала хотя бы пять проживи!"
   Дальний Восток... Там, где, собственно, и нужен Океанский Флот. Против окровавившего уже клыки азиатского дракона. Амбициозная японская кораблестроительная программа, после получения сведений о которой и возникла необходимость в созыве нового Особого Совещания - всего через полгода после предыдущего - настоятельно требовала прикрыть огромную имперскую морскую границу чем-нибудь более увесистым, чем имеющаяся Сибирская Флотилия. При этом Владивосток, идеальная природная крепость, в качестве базы флота подходил с трудом. Замерзающий порт, да еще и с затрудненным выходом в Океан - проходы из Японского моря перекрываются ну очень легко...
   Вариантов решения проблемы предложено ровно два. Один, как говорится... М-мда, а другой неправильный. Неправильным был, естественно, вариант с Порт-Артуром, из-за которого Россия, поддержанная Германией и Францией, и начала давить на Японию. Чтобы та отказалась от Ляодуна. Адмирал Макаров, только что прибывший с того самого Дальнего Востока, поднялся и авторитетно заявил, что использовать Порт-Артур в качестве военно-морской базы сможет разве что Сибирская флотилия её нынешнего состава. Океанский же Флот... "Вы смеётесь, господа?" - там полудюжине кораблей 1-го ранга будет тесно, восемь броненосцев, три тяжелых и семь легких крейсеров просто не влезут! Там глубина фарватера достаточна для прохода тяжелых кораблей только в прилив, два раза в сутки! До тех пор - стой на внешнем рейде или бесись от злости на внутреннем. Да, имеются старые китайские оборонительные рубежи на обводе. Окопы, глинобитные редуты... И что? Точно такое же можно выкопать силами трех-четырех саперных батальонов месяца так за три. Если не сильно напрягать нижних чинов. Если напрячь и обеспечить материалами - хватит и недели! Одним словом, Порт-Артур может быть использован. Но только не в качестве основной базы!
   Для строительства которой гораздо больше подходит обширная и глубоководная бухта Талиенвань. Там-то уж может разместится и два десятка кораблей 1-го ранга. Безо всякого стеснения для себя! Не то, что порт-артурское "в тесноте да не в обиде"!
   Итогом этого обсуждения стало создание Особым Совещанием двух спецкомиссий - Северной и Дальне-Восточной. Комиссии, составленные из чинов всех служб флота, а также и приглашенных из ГИУ и УВоСо Военного Ведомства специалистов, займутся обследованием соответствующих регионов с целью нахождения наилучшего со всех точек зрения места для основания военно-морских баз.
  
   +++++
  
   Адмиралы и каперанги разъезжались с Совещания в странном, с трудом поддающемся описанию настроении. С одной стороны, Имперский Флот в ближайшие десять лет получит множество замечательных боевых кораблей, две военно-морских базы и большое количество других хороших вещей... С другой - заплатит он за это размыванием касты! Подрывом устоев! Фактическим запретом для кадровых офицеров на береговую службу - потому что тех, кто останется на берегу, переведут в чиновники МорВеда, а чиновник кораблем командовать не может! Так что - или--или. Никаких больше сочных береговых должностей... И - перспектива посещать какие-то там тактические курсы... Вот это, пожалуй, было хуже всего. Если подумать как следует. Раньше-то как? Отходил в море нужное количество месяцев - ценз есть - ну, получай погоны. Автоматом. А теперь для капитанских званий еще и учиться надо? Эххх!..
   Сложное, словом, было настроение...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"