Андреев Игорь Васильевич : другие произведения.

Облёт

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Славным советским авиаторам, моим друзьям, - ответственным за " Крылья Родины", посвящаю этот рассказ... Не ругайте шибко меня, написАл - как смог. Не принимайте это произведение близко к сердцу.

  
   “ОБЛЕТ”
  
   Всякое совпадение имен носит случайный характер.
  
  - А-а! Олег! Добрый вечер! Как хорошо, что ты зашел! – приветствовал меня на пороге своего кабинета начальник базы Владимир Гаврилович Куценко.
   Это такая у него манера – сначала официально: по телефону или по "громкой связи" вызвать своего подчиненного, скажем, Петю или Федю к себе, к определенному времени, а когда этот Петя или Федя придет – сказать ему: " А-а! Как хорошо, что ты зашел…". Будто тот просто – гулял неподалеку и решил зайти к своему закадычному дружбану! И попробуй этот Петя или Федя не придти или опоздать - получит по полной программе: аж перья полетят!
  - Здравствуйте Владимир Гаврилович. Вызывали? – невесело улыбаясь, (ни когда не жду от срочных вызовов к начальству ни чего хорошего) ответил я.
  - Да, приглашал. По важному делу, Олег. Проходи, садись, – он указал на стул перед своим столом. - У тебя в скорости намечается "облет"! Помнишь – что это такое, как он проводится? – он хитро посмотрел на меня и ехидно усмехнулся: - Ты же только после института, вас же там всему этому учили?
  - Учили, помню, - соврал я. (Я помнил только в общих чертах, да и то - смутно.)
  - Ладно, ладно… помнит он, ха! Вот – у нас есть "методичка" по проведению облетов на объектах ЭРТОС, тут и про твой посадочный локатор есть… Почитай, – он бросил на стол перед собой небольшую серенькую книжицу. - Основательно так… э-э-э… почитай. Да, облетывать будем только посадочный…
  - А когда облет? – спросил я.
  - Завтра, – сказал он. – Да ты не пугайся, у тебя уйма времени – до ночи еще далеко. Разберешься.
  Я взял книжку со стола и спросил:
  - А что так внезапно то?
  - Ну, так э-э-э… получилось. Летающая лаборатория - Ан-26 идет пролетом через нас на Алма-Ату. Там будет большой облет всего наземного оборудования. У нас они будут завтра. Как раз нам хватит времени твой "посадочный" облетать, он у нас один э-э-э… не облетанный остался, все уже согласовано. Облет намечен на девять утра. А в полдевятого к тебе на локатор подъедет главный инженер Павел Петрович. Он у нас тоже э-э-э…без году неделя, но никого опытней нет. Сам знаешь – как у нас с кадрами…Молодежь отработает свое, - по распределению, и уходит… Так вот - он привезет командную радиостанцию, антенну и теодолит. Вместе с ним и проведете э-э-э… мероприятие… Все, иди.
   Я медленно шел к общаге, лениво перелистывая методичку. Да, нечего сказать – попал! Ну да ладно, вечер только начинался – почитаю и разберусь. Вот, тут и общие формулировки и конкретно есть, – как проводить облет посадочных локаторов. Какие нужны инструменты и оборудование, какие нужно подавать команды на борт… А здесь вот - расписано взаимодействие с дежурным инженером КДП… Отлично! Вот прочитаю и разберусь обязательно…
   До меня стали долетать ритмичные звуки далекой музыки. Это мой друг – Володька, механик с "Ан – вторых", настраивает аппаратуру в дискотечном зале! Точно, ведь сегодня дискотека и я должен крутить вместе с ним музыку! Как я мог забыть? Придут все наши из общаги и из соседнего поселка толпа навалит, и из города кто-нибудь приедет, и Ленка конечно придет… Вот те на! Выбил, этот чертов облет меня из колеи! Ладно, после дискотеки почитаю, ночь длинная…
   Утром я еле-еле разодрал глаза под мерзкий звук будильника. Башка трещала - как разрядник во время грозы.
   Однако, надо идти – сегодня облет! Вот и методичка, сиротливо лежит на тумбочке. Как оставил я ее здесь вчера, так она и лежит. Может быть, успею, хоть что-то прочитать? К восьми доберусь до локатора и до полдевятого почитаю.
   Прочитать что-то мне удалось, а вот понять – вряд ли… Трудно проходят умные сведения сквозь треск "разрядов" в башке. Хорошо, что у Наташки – моего техника, нашлась банка с рассолом. Треск в голове немного стих и стало несколько легче.
   В полдевятого ровно треск донесся уже с улицы. Вбежала Наташка и сказала, что приехал Павел Петрович.
   Павел Петрович в шлеме и крагах восседал за рулем "Урала", в люльке которого лежали все необходимые для облета вещи, а именно: УКВ радиостанция для связи с "облетчиком" и КДП, антенна для нее и теодолит с треногой.
  - Ну, инженер, прыгай - и поехали на полосу - "облетчик" уже в воздухе! – прокричал Павел Петрович сквозь тарахтение мотоцикла. – Заходит на систему посадки – проводит коррекцию. Еще заходик и пойдет на "посадочный" - по облету работать! Как раз успеем развернуться.
  Наташка с жалостью посмотрела на меня. Я сел сзади на сиденье и помахал ей рукой. Она слабо улыбнулась. Петрович дал "газу" и мы, оставляя за собой облака пыли и дыма, помчались к ВПП.
   На ВПП мы выгрузили все из люльки. Было очень жарко. В небе - ни облачка. Нещадно палило солнце, с юга дул горячий ветер.
  - Ну, Олег - изучил инструкцию по облету?
  - Более или менее… - ответил я.
  - Ты понимаешь, - проникновенно сказал Петрович, - мне Куценко тоже "методичку" выдал, изучать… да не получилось - у меня жена приболела, то, се… - в общем, – вся надежда на тебя.
  В горле у меня сразу пересохло и стало тоскливо, - я ведь тоже, на него надеялся…
  - Ничего, разберемся… методичка здесь, - прохрипел я. – Водички хлебну, пожалуй – жарко…
  Он подозрительно посмотрел на меня.
  - Ты теодолитом пользовался когданить? – неуверенным голосом снова спросил он.
  - Приходилось. Правда, давно… - ответил я, хлебая уже тепловатую воду из пластмассового бидончика, - в геологической партии. До института еще - один сезон работал.
  - Хорошо, тогда установи теодолит, а я налажу связь. Скоро начнется…
  Я еще возился с теодолитом, совмещая ноль "лимба" с осью ВПП, когда послышался шорох эфира и затем голос диспетчера "Круга" с КДП, вызывающего "облетчик". Это Павел Петрович подключил аккумулятор и антенну и включил радиостанцию. Затем он достал портативную малогабаритную рацию для межаэропортовой связи фирмы "Тесла" и доложил на КДП дежурному инженеру, что мы развернули оборудование.
  - "Двадцать шесть ноль тридцать один" - "Кругу". Работаете по "Коробочке". Заход с курсом ноль сорок три. Готовы к облету? – говорил диспетчер.
  - "Круг" – это "Двадцать шесть ноль тридцать один", вас понял. Мы на "четвертом" развороте. У нас все готово. А на земле, на "Посадочном" готовы к облету? Ждем их на частоте облета, – послышался сквозь монотонное гудение двигателей голос пилота.
  - А-а черт, забыл - надо переходить! Они уже заходят! - крикнул Павел Петрович и с треском стал крутить ручки настройки диапазона. – У тебя все готово? – и не дождавшись от меня ответа, страшным голосом заорал в микрофон:
  - Борт "Двадцать шесть ноль тридцать один" - я " Посадочный"! У нас все готово!
  - "Посадочный" - я "Двадцать шесть ноль тридцать один"… Я на глиссаде, удаление пятнадцать, давайте поправки, – тут же ожил динамик радиостанции. Это оператор с борта самолета ответил Петровичу.
  Мы переглянулись – ни он, ни я не знали - что делать дальше. Я посмотрел на свой локатор. Он махал антеннами, запущенными дистанционно с КДП. Маленький, полосатый и очень похожий отсюда на экзотическое насекомое.
  - Ну, ты чего! – опомнился Павел Петрович. - Смотри в теодолит! Где там самолет?
  Я впялился в окуляр. Ничего…
  - Не вижу! – крикнул я.
  - "Посадочный" - я "Двадцать шесть ноль тридцать один", вы куда пропали, почему не командуете? Удаление десять! – донеслось из динамика.
  - Смотри лучше! Ищи его… - кричал Павел Петрович. - Должен же он где-то быть!…
  - Удаление восемь…
  - Да не вижу я! Нет его! – я действительно ни черта не видел, кроме голубого неба и легкой дымки в перекрестье оптического прибора.
  - Удаление пять…
  - Как нет? Что за ерунда! Я его уже и без оптики вижу!
  - "Посадочный" - я "Двадцать шесть ноль тридцать один", да где вы, черт вас дери?! Не слышу команд! Прохожу "точку касания". Ухожу на второй заход! – прогремел голос из динамика. Оператор был зол…
  И тут же над головой: "В-В-Ууу…" - прогремел пролетевший "Облетчик" и на мгновение его гигантская тень заслонила солнце.
  Я посмотрел вслед уходящему самолету, а затем на Павла Петровича, который с потерянным видом стоял у люльки своего мотоцикла, где находилась командная радиостанция. В руке он сжимал микрофон.
  - Ты что, действительно его не видел? – спросил он.
  - Да, не видел, – сказал я.
  - Ты просто не настроил теодолит! – холодно сказал Павел Петрович. – Возьми микрофон, - скажи что ни будь "облетчику", а я покамисть сам все настрою…
  Я взял микрофон.
  - "Двадцать шесть ноль тридцать один" - я "Посадочный", как слышно? – вызвал я "Облетчик", наблюдая, как Павел Петрович возится с теодолитом.
  - А-а! Появились - "пропавшие"… Что случилось? –отозвались с самолета.
  - Мы не успели точно настроить оптику. Сейчас все в порядке, – сказал я, – и еще есть вопрос: какие команды вы от нас ждете? Как лучше нам взаимодействовать?
  - Ну, ты даешь парень! – динамик донес до меня смех экипажа. – Ладно, когда зайдем на глиссаду, с дальности примерно двадцать километров, - будешь смотреть на отклонения нашего самолета от линии курса по теодолиту и давать корректирующие команды, например: "Левее три, или правее шесть…". Понял? Надеюсь, с градуировкой прибора ты разобрался?
  Я посмотрел на Петровича, который внимательно слушал разговор. Он кивнул мне.
  - Да, – сказал я в микрофон, - разобрался, все сделаем как надо.
  - Ну, вот и хорошо, что разобрался, - ответили с самолета, - а потом, на КДП, сменный инженер сравнит ваши поправки со своими – полученными от локатора и… Так, мы прошли третий разворот и подходим к четвертому! Вы готовы?
  - Да.
  - На четвертом! Дальность двадцать пять километров… Жду команд!
  Павел Петрович молчал.
  - Дальность - двадцать. Команд нет.
  Павел Петрович продолжал молчать.
  - Дальность - восемнадцать. Команд нет, – доносилось из динамика.
  - "Двадцать шесть ноль тридцать один" - "Посадочный", пока вас не видим, – сказал я.
  - Уже должны! Что там опять у вас?… Дальность - шестнадцать.
  Молчание Петровича затягивалось как в скверной пьесе…
  - Ну? Что там? Что мне им говорить?! – крикнул я ему.
  Он беспомощно посмотрел на меня и пожал плечами:
  - Я их не вижу! Нет самолета!
  - Да я его давно уже невооруженным глазом вижу! Вы же настроили теодолит правильно! – не без ехидства выкрикнул я. - Что за ерунда?!
  - Дальность двенадцать. "Посадочный", почему не даете команды?
  Петрович виновато, словно побитая собака смотрел на меня. Говорить он уже не мог. Я видел, как побледнело его лицо.
  - Эй, деятели, чудаки на букву "М", куда вы снова пропали? - донеслось из динамика. – Дальность восемь, команд нет.
  Продолжая смотреть на Петровича, я нажал тангенту микрофона:
  - Я "Посадочный", вас по теодолиту не наблюдаю, - сказал я.
  - Понял, - раздалось в ответ из динамика.
  Самолет подлетел достаточно близко, и я уже различал вращающиеся винты.
  Он зашел точно на ось ВПП. Затем, гудя словно майский жук, гигантской тенью промелькнул над нашими головами и, и оставляя за собой дымный след, стал удаляться набирая высоту.
  Мы стояли с Петровичем как два столба и пялились в небо.
  Динамик молчал достаточно долго, самолет уже превратился в маленькую сверкающую точку на горизонте.
   Мы подавленно молчали…
   Наконец динамик ожил:
  - "Посадочный", говорит командир. Значит так: мы идем на третий заход – последний! Мы уже сожгли до хрена топлива! Кто будет за это отвечать? Болтаемся здесь, как дерьмо в проруби - и все без толку! Из-за вас! Если вы не обеспечите нормальную работу - мы садимся, а вся ответственность за полный провал облета ляжет на вас. Я же от себя, лично вам, обещаю таких п…, что на всю вашу жизнь будут вам яркие воспоминания…
  Командир говорил, а я наблюдал - как смертельно побледневший Петрович медленно сел на бетон с отсутствующим выражением на лице. Как говорится - "сел прямо в мокрое…".
   Я его понимал – провал облета в большей степени ответственности ложился именно на него… Он растерялся и не знал что делать. Я же, собственно, ни чего не терял, кроме неудовольствия начальства в лице начальника базы. Премиальных я не мог потерять, – мы их никогда и не видели. Уволить меня тоже было невозможно – как молодого специалиста… Наверное, поэтому я сохранил какую-то долю спокойствия и мысль – как действовать дальше, пришла именно мне в голову.
   Я встал посредине полосы и стал ждать появления "облетчика". Здесь уместно сказать: " я весь обратился в зрение…". Примерно с восемнадцатого километра мне, наконец, удалось увидеть его, – маленькая точка возникла на горизонте. Тогда я вытянул вперед, параллельно оси ВПП, правую руку с поднятым вверх большим пальцем. По отношению к пальцу я и стал наблюдать положение самолета. Мне показалось, что он отклонился чуть левее. Я крикнул Петровичу:
  - Вызовите самолет и скажите: " Левее пять"!
   Он вскочил и рысью кинулся к радиостанции…
  И дело пошло - я давал команды, а Петрович транслировал их на самолет…
   Когда самолет пролетел над нами, из динамика раздалось:
  - Ну, слава богу! Все прошло удачно! Теперь будем работать с противоположным курсом. Готовьтесь!
  Я медленно опустился на горячий бетон полосы. Ветер жег лицо и иногда бросал в глаза щепотки степной пыли. Во рту все пересохло и невыносимо хотелось хлебнуть хоть глоток воды, которая, наверное, уже превратилась в кипяток. Но на душе стало хорошо и спокойно. Я знал, что облет мы доведем до победного конца…
   Вечером того же дня мы встретились с экипажем. Они поселились в нашей общаге на одну ночь (утром улетали в Алма-Ату). Мужики оказались мировые – с неимоверным запасом юмора и массой всяких историй… Никакого зла они на нас не держали.
   А еще позже выяснилось, что теодолит, который мы пытались использовать, был основательно разрегулирован. И где только его Петрович раскопал?…
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"