Аннотация: ...Виктор Цой действительно жив, и, надеюсь, будет жить долго, пусть только и в сердцах тех ребят, руки которых играют узнаваемые с первых двух аккордов бои на гитаре-фанерке...
Отзыв на прошедший концерт.
20 лет без КИНО. Памяти Виктора Цоя.
"Звезда по имени Солнце"
7 число осеннего месяца октября не отличалось какой-либо особой оригинальностью: не было обнаружено ничего такого, что могло бы дать лишний повод фанатам группы "КИНО" выступить на тему глобализации таланта Виктора Цоя относительно всего мира. Да, в сущности, это и не важно, важно - другое...
Всем известна простая фраза о том, что "музыкант жив, пока помнят его музыку". И, наблюдая в этот вечер за наполненным людьми СК Олимпийским, было бы просто кощунством не согласиться с ней.
"Как же так! - недоумевали многие, - эта музыка и эти песни были написаны еще до вашего рождения!"
Действительно, творчество Виктора Цоя было взрывом в первые перестроечные годы. Люди, впервые услышавшие эти ни на что не похожие песни, рассказывали, что "застывали и никак не могли понять, что же это такое и почему, в конце концов, перехватывает дыхание, и катятся по щекам слезы?". А все очень просто: "белый снег" и "серый лед", "война - дело молодых, лекарство против морщин"...
И мне всегда было понятно то, почему так трепетно к группе "КИНО" относится старшее поколение. Но почему же две трети зала состояло из молодых людей 15-20 лет, большинство из которых вообще появились лишь после смерти музыканта? Только ли в том дело, что Виктор Цой поднимал в своих песнях те вечные вопросы, на которые молодые люди все времена искали ответы? Ведь вряд ли кто на самом деле задумывался о том, какие литературные и музыкальные приемы использованы в простеньких гитарных мотивах и цепочках слов...
Я не берусь ответить на этот вопрос. Это было бы как то... пошло. А опошлять то, что является для многих в буквальном смысле святым, - я не имею никакого морального права. В конце концов, важно лишь то, что 7 октября в 20.00 в одном месте собралось огромное количество людей, для которых эти песни родные настолько, что и помыслить без них свое существование трудно в принципе.
"Это странное место - Камчатка!"
Константин Кинчев - солист группы "Алиса" выступил первым, в буквальном смысле подняв зал, и последующие группы старались держать планку, хотя и не у всех это получалось.
Первое, что меня сильно удивило - это оркестр. Думаю, я не ошибусь, если скажу: никто и представить себе не мог, что "КИНО" в оркестровой обработке будет звучать так потрясающе красиво и захватывающе. Оркестру, расположившемуся на краю, рукоплескали ничуть не меньше, чем остальным участникам концерта. А уж когда солистка группы "Мельница", Хелависа, сыграла гитарное соло на ирландской арфе... Исполняла она, кстати, "Красно-желтые дни", и это было одно из лучших выступлений.
А Диана Арбенина? Зал замолк на 16 строк и безмолвствовал, затаив дыхание, пока не стихла последняя фраза стихотворения: "Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать"... Действительно, эти стихи "стоят, чтобы чуть-чуть помолчать".
Но, конечно, как и на любом другом концерте, без казусов не обошлось. Третьим на сцену вышел... Гоша Куценко. Пополз недовольный шепоток о полном отсутствии связи между ним и Виктором Цоем, а после выступления кинозвезды у зала сложилось коллективное впечатление, что весь СК Олимпийский попал на массовое караоке... Этот, с вашего позволения, казус все-таки подтвердил простую истину о том, что не всем звездам театра и кино стоит идти петь на сцену, ибо - "не айс". Тут энергетика нужна, а не актерское мастерство.
Но на Гоше Куценко "сюрпризы" не закончились. После выступления группы "Пикник" (Эдвард Шклярский, к слову, пел "Алюминиевые огурцы", что, на мой взгляд, является наиболее подходящей песней для исполнения "Пикником") на сцене оказался солист группы "Noize MC" - в разноцветной вязанной шапочке, штанах-"дудочках" а ля "гомосексуал на охоте" и дешевыми рэперскими закидонами, типа намеренной фальши (и это в педантично чистых нотах Цоя!) или жестов "опускания". К слову, во втором куплете вообще начался рэп. Зал застыл в недоумении: "Это прикол такой? Кто их вообще сюда пустил?". И действительно, кто? Все мы помним, что сам Виктор Цой не одобрял того, что творчество его звали "роком", но и рэпа, насколько я помню, за ним тоже замечено не было.
"Сожри свою шапку! - раздавалось с задних рядов, - верните мне сто рублей за этот маразм!".
И правда, непонятно, кто является счастливым обладателем такого специфического чувства юмора, ведь "Цой" и "рэп" - это в принципе несовместимые понятия. При всем моем уважении к различным музыкальным направлениям, выступление этой группы было просто тем самым опошлением, которого старались не допустить остальные музыканты.
"Дом стоит, свет горит..."
Впрочем, если забыть об этих моментах и закрыть глаза на вечно поддатых и забывающих слова членов группы "Король и Шут" - в целом концерт прошел хорошо. Например, тот момент выступления Вячеслава Бутусова, когда зал аплодировал в одном ритме, а в темноте ярко светили звездочки зажигалок - хотелось продлить как можно на более долгое время. И даже жаль, что завершающие такты песни были такими короткими. Кстати, группа "Пилот" тоже в этот раз очень хорошо себя показала: то ли "Группа крови" была очень близка солисту - Илье Черту, то ли просто общий настрой действовал на всех собравшихся как-то по-особому, но за исполнение хочется поставить твердую "десятку". Да и родная Земфира была на высоте, как всегда, и с этой самой высоты спела несколько не самых известных песен: то ли для того, чтобы зал слушал, а не подпевал, то ли из чувства внутреннего противоречия, а может, и просто потому, что ей эти песни близки.
Также приятно удивили обычно не слишком яркие "Кукрыниксы": в этот раз Алексей Горшенев отлично держал зал. Была еще одна неизвестная мне группа, вызвавшая, как я поняла, некие противоречия между поклонниками творчество "КИНО", но драк так и не случилось, что не могло не радовать.
Так или иначе, трехчасовой концерт закончился, несмотря на громогласные требования "Еще!", доносившиеся с танц-пола, и оставил после себя легкое ощущение смеси детской радости и какой-то светлой грусти. А в головах тысячей москвичей помимо их воли еще долго будут звучать слова:
"Тем, кто ложится спать,
Спокойного сна.
Спокойная ночь...".
Ведь Виктор Цой действительно жив, и, надеюсь, будет жить долго, пусть только и в сердцах тех ребят, руки которых играют узнаваемые с первых двух аккордов бои на гитаре-фанерке.