Аннотация: Это мой не очень старый проект, забыла выложить. Если что кого заинтересует больше - спрашивайте в комментах, с радостью отвечу. Презентацию можно скачать здесь же, в иллюстрациях.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ САО
ГОУ ГИМНАЗИЯ Љ1570
НАУЧНОЕ ГИМНАЗИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
Загадки психологизма в творчестве Джона. Р. Р. Толкиена.
"Почему - Профессор?"
Автор: Андреева Наталия
Руководитель исследования: Пылева Татьяна Ивановна
Москва,
Март, 2010
Содержание:
Вступление стр. 3
1 часть (теоретическая) стр. 3-8
2 часть (практическая) стр. 8-15
Выводы стр. 15-20
Используемые источники стр. 26-27
Приложения: Презентация Microsoft Power Point: Загадки психологизма в творчестве Джона Р. Р. Толкиена. Почему - Профессор?
Тема: "Загадки психологизма в творчестве Джона Р. Р. Толкиена. Почему - Профессор?".
Цели: выяснить, когда и почему стали читаться произведения Джона Р. Р. Толкиена;
определить, за счет каких психологических приемов писателю удалось добиться такого результата.
Проблема: "Почему - Профессор?"
Конкретизация проблемы: С начала 60-х годов и по наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увлекаются творчеством Джона Р. Р. Толкиена. За счет чего же писатель смог увековечить свои произведения в памяти потомков? Что повлияло на массовый интерес не только молодежи, но и зрелых людей к его книгам и рассказам?
Задачи: узнать, за счет каких особенностей произведения Джона Рональда Руэла Толкиена обрели массовый интерес людей по всему миру;
изучить психологические приемы Толкиена на примере нескольких произведений;
выявить закономерность появления того или иного произведения на определенном этапе жизни писателя;
рассмотреть произведения писателя с точки зрения жанровой особенности;
узнать, как и где проявляется интерес к творчеству писателя среди нынешнего поколения;
провести опрос среди людей разной возрастной категории, с целью ознакомления с их мнением по поводу творчества Джона Р. Р. Толкиена и его актуальности.
Актуальность: Повышенный и неиссякаемый интерес к творчеству Толкиена, приводящий к вполне ощутимым последствиям, как позитивным, так и негативным.
Несмотря на довольно узкую направленность нашего исследовательского проекта, некоторые проблемы остаются одними из самых сложных в литературе и литературоведении. И в связи с тем, что по поводу некоторых аспектов развития жанра до сих пор ведутся споры, хотелось бы определиться с терминологией, часть которой вытекает из нашего прошлогоднего исследовательского проекта: "Миф - Сказка - Фантастика - Фэнтези". Также здесь представлены трактовки нескольких терминов, которые могут показаться незнакомыми для наших сверстников.
Терминология
Литература - (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых словесных текстов.
Жанр - от фр. genre - род) - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.
Миф - (от греч. mytos - сказание) - появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
Легенда - Легенда (от ср.-лат. legenda "собрание литургических отрывков для ежедневной службы") - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
Сказка -
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание).
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Фантастика - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации ("условностей").
Фэнтези (фэнтази) - 1) (от англ. fantasy - "фантазия" совокупность видов фантастической литературы, основанной в основном на использовании мифологических и сказочных мотивов, "новое как переосмысление старого". В современном виде сформировалась в начале XX века.
2) Зачастую под фэнтези понимают новый вид дешевой литературы, сформировавшейся в XX-XXI веках, без обременительных для ума людей мыслей; литературу "для отдыха". К сожалению, сейчас все идет к тому, чтобы это ошибочное мнение стало единственным и правильным: первооткрыватели жанра как нового вида литературы перестают быть актуальными среди целых пластов общества, но процветает именно "дешевая читалка". Таким образом, жанр, имеющий право на существование и процветание, лишь все больше и больше деградирует. [6]
Язы́к - знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Различают:
человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
естественные человеческие языки;
искусственные языки для общения людей (например, эсперанто);
жестовые языки глухих;
компьютерные языки (например, html, Алгол, SQL);
языки животных.
Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще - предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.
Рыцарский роман (фр. romanz) - повествовательный эпический жанр европейской средневековой литературы, в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества, составляет вершину средневековой повествовательной литературы.
Лимерик - Ли́мерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Традиционно лимерик имеет пять строчек, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй - что сделал, а далее - что из этого вышло. Чаще всего лимерик написан анапестом (1-я, 2-я и 5-я строки - трехстопным, 3-я и 4-я - двухстопным), реже амфибрахием, ещё реже - дактилем. Название происходит от ирландского города Лимерик, однако связь между городом и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна.
Дактиль - Да́ктиль (греч. δάκτυλος "палец") - трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Амфибрахий - Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς - с обеих сторон краткий) - стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
"Калевала" - Ка́левала (карельск. и фин. Kalevala) - карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли народные эпические песни. Обработка "Калевалы" принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности. Обработка произведена Лённротом дважды: в 1835 (1-е издание "Калевалы") и в 1849 (2-е издание "Калевалы"). На территории посёлка Калевала стоит сосна, по преданиям, именно под ней работал Лённрот. Название "Калевала", данное поэме Лённротом - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala - это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили Лённроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями.
Антропоцентризм - (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.
Фан-клуб - сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является, в том числе, сбор информации о центральном объекте интереса, которым может быть музыкальная группа, спортивный клуб и т. п., а также отдельные музыканты, спортсмены и другие знаменитости, предметы коллекционирования.
Фанфик - (также фэнфик; от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, "альтернативную вселенную", кроссовер ("переплетение" нескольких произведений), и так далее.
Другой вариант определения: фанфик - жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.
Ролевая игра - Ролева́я игра́ - (англ. Role-playing game - RPG) - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Главной задачей ролевой игры может выступать развитие персонажа, правильный отыгрыш или исследование мира. В ролевом сообществе распространяются некоммерческие издания, посвящённые играм и вопросам исторической реконструкции, авторские сборники, в том числе и музыкальные.
Необходимо отметить, что с 70-х годов XX века ролевая игра стала использоваться в обучении иностранным языкам, и примерно в то же время - в практике психологии и психиатрии.
В прошлом году нами был создан исследовательский проект: "Миф - Сказка - Фантастика - Фэнтези", включивший в себя изучение изменений жанровой системы на примере таких известных писателей как Жюль Верн, А. Т. Гофман, Льюис Кэролл, ее развития и попытку создать собственное определения жанра.
Данный исследовательский проект формально является продолжением прошлогоднего, с использованием его терминологии и материалов, созданных в процессе работы над проектом.
Итак, сначала хотелось бы сказать о том, что изначально этот исследовательский проект задумывался как изучение психологизма Джона Р. Р. Толкиена на примере только одной из самых великих его книг, а именно - "Сильмариллиона". Но уже на самом первом этапе работы над проектом, включавшим в себя в основном сборы материалов и конкретизацию проблемы, мы пришли к выводу, что это будет равносильно обману: в творчестве Толкиена, приобретшем мировую известность, все взаимосвязано, и сказать об одном из произведений, не упомянув при этом другое, не представляется возможным. Поэтому, когда сбор материалов был закончен, нам пришлось немного поменять тему исследовательского проекта и подкорректировать задачи, однако после этой работы изучение и систематизация собранных данных стали только интереснее.
В наше время, пожалуй, только человек, полностью отключенный от мира, не слышал о Джоне Толкиене. Многие знают его произведения только понаслышке и читать не собираются, но это вовсе не значит то, что "Властелин Колец" или "Хоббит" стали менее интересными.
Задачи данного исследовательского проекта включают в себя выявление закономерности появления того или иного произведения на определенном этапе жизни писателя, поэтому нам бы хотелось начать с краткой биографии Джона Рональда Руэла Толкиена.
1) Биография писателя; влияние событий, произошедших в его жизни, на его творчество.
Итак, Джон Толкиен родился в январе 1892 года в Южной Африке, куда незадолго до его рождения приехали его родители. В 1895 году его мать и брат вместе с ним вернулись в Англию.
Воспоминания Толкиена об Африке сильно повлияли на последующее написание произведений, он был на всю жизнь потрясен травой и деревьями, ведь в Африке он привык видеть горячий вельд с колючками, а на Рождество в доме наряжали эвкалипт. Обратно в Африку мать с детьми уже не вернулась: отец, сравнительно молодой еще человек, скоропостижно скончался, и семья осталась в зеленой Англии.
Первые несколько лет Толкиен с семьёй прожил в местечке Сархоул - там были мельницы, озеро, лес и все прочие атрибуты сельской жизни. Впоследствии исследователям не пришлось долго искать прототип сказочной страны, выдуманной Толкиеном, - Заселья: этим местом по праву считается Сархоул.
После того как его мать Мейбл Саффилд принимает католичество, семья Толкиеных оказывается в нищете: родные и знакомые, оказывавшие им денежную поддержку, отворачиваются от них.
Осенью 1899 Рональд попробовал поступить в King Edward School, но провалил экзамен. Год спустя он повторил попытку и поступил.
В 1904 году его мать умирает, поэтому мальчиков стал опекать католический священник, отец Френсис Морган. Он до конца жизни оставался им близким другом.
После смерти матери - всего-то четыре года и побыла она католичкой - Джон Рональд принял эстафету католицизма и никогда не изменял ему. В английской биографии Толкиена можно найти слова о том, что "католичество было первой составляющей всей его жизни; второй были книги".
В 1908 году Толкиен начал своё обучение в Оксфорде. Через 8 лет, в 1915 году, он заканчивает его с учёной степенью по английским языкам и литературе. Его способности позволяли ему претендовать на академическую карьеру.
Интересы Толкиена определились сразу - это были англосаксонская литература, древнеисландский язык и древнескандинавская мифология. Кроме того, изобретение языков за годы студенчества из хобби перерастает в дело жизненной важности, что позже проявится в его произведениях.
Из незаконченной повести "Потерянная дорога" можно вычитать, что автор чувствовал себя не столько изобретателем новых, сколько открывателем существующих или когда-то существовавших языков. Это смутное ощущение никогда не перерастало в сознательное "ясновидение": он всегда оставался в рамках реальности и не придавал своим снам и ощущениям статуса непреложной истины. И все же герой "Потерянной дороги" узнает однажды, что на выдуманном им языке говорили в Атлантиде.
"Сильмариллион" Джон начал писать чуть ли не сразу после окончания университета - по его собственным словам, выдуманные языки требовали для себя вселенной, где они могли бы свободно развиваться и функционировать, и Толкиен принялся за создание такой вселенной.
В 1916 Дж. Р. Р. Толкиен женится на Эдит Брэтт; год спустя, в 1917 году рождается его первый сын Джон. Ещё одним годом позже рождается второй сын Толкиена Майкл. В течение этих двух лет он работает помощником при создании Оксфордского английского словаря.
В 1921 году он начинает преподавать в Университете в Лидсе. Через три года он уже становится Профессором Английской литературы. В этом же году рождается третий сын Толкиена Кристофер.
Через четыре года, в 1925, он отправляется в Оксфорд, где является профессором Англо-саксонского языка; в 1926-м знакомится с К. С. Льюисом (1898-1963), в будущем - писателем и богословом, автором множества книг.
Вокруг них вскоре образуется небольшой кружок литераторов, студентов и преподавателей, увлеченных древними языками и мифами, - Инклинги. Так же он ведет обширную научную работу, активно переводит англосаксонскую поэзию (например, "Беовульф"), усердно трудится, чтобы обеспечить семью, выросшую из двух человек до шести, а на досуге рассказывает детям сказки и рисует.
В 1929 рождается его первая дочь Присцилла. Она была уже четвёртым ребёнком в семье.
По прошествии нескольких лет Толкиен начинает писать большой цикл легенд и мифов о Средиземье. Приблизительно в 1933 году он начинает впервые рассказывать детям о маленьком и забавном существе - хоббите, по имени Бильбо.
Есть легенда, что это странное существо привиделось писателю во сне, и на его вопрос "кто ты?" ответило: "Хоббит". Уже после этого, проверяя тетради своих студентов, Джон Толкиен увидел круглую дырку в одном листе, почему-то напомнившую писателю земляную нору, и так сложилось, что все хоббиты стали жить в норах.
На основе этих историй в 1936 году создаётся книга "Хоббит, или Туда и Обратно". После этого к нему приходит литературный успех, и издательство заказывает продолжение истории.
С той поры научная деятельность отходит на второй план и по ночам Толкиен пишет "Властелина Колец". Не был забыт и "Сильмариллион". К тому времени эпопея включала в себя историю сотворения мира и падения Атлантиды, историю богов (Валаров) и рас, населяющих Землю вместе с человеком, - благородных бессмертных эльфов, гномов, древов. (энтов).
"Сильмариллион" разворачивается в трагическую и величественную картину - причем по окончании прочтения у каждого человека появляется смутное подозрение, что речь в книге шла не просто о каком-то мире, а о нашей Земле: Толкиен же просто вставил в картину недостающие кусочки мозаики, извлек на свет утерянные сказания, прояснил происхождение детских считалочек, которые, по его мнению, "часто являются осколками прекрасных, но утерянных легенд прошлого" (имеется в виду история Тома Бомбандила).
При создании своих эльфов Толкиен во многом опирался на древнеанглийскую христианскую традицию, где дискуссия об их существовании и природе считалась вполне оправданной.
"Властелин Колец" задумывался продолжением детской книги - "Хоббита", но, слово за слово, неожиданно для самого автора, превратился в книгу для всех возрастов. Это произведение вдохнуло в "Сильмариллион" жизнь и душу, которых тому недоставало. На величественном фоне появились герои, близкие каждому, и читатель с их помощью смог перенестись в мир Толкиена на равных с героями эпоса, что на наш взгляд, немаловажно, ведь самое главное предназначение писателя - подвести читателя к действительной вере в написанное.
Многие критики считают, что "Властелин Колец" - это отражение той эпохи, в которой жил Толкиен (начало книги датируется 1942 годом, то есть годом, когда вовсю шла Вторая Мировая Война). Сам писатель отрицал всяческое сходство между событиями, происходящими в его книге, и событиями, сотрясающими мир. Впрочем, он отрицал и влияние на него различного эпоса (например, эпос о Рыцарях Круглого Стола) или же сэра Томаса Мэлори. Во время таких сравнений, Джон Р. Р. Толкиен отвечал: "Слишком много чести для меня". Пожалуй, писатель поддерживал только идеи о "скандинавских корнях" "Властелина Колец" и влиянии Первой Мировой Войны, которая отняла у него ту Англию, которую он горячо любил. Однако, на наш взгляд, именно две войны, пережитые Джоном Толкиеном - Первая и Вторая Мировые - косвенно, без желания самого писателя, повлияли и на его творчество. К слову сам он был непосредственным участником Первой Мировой Войны, а во время Второй посылал сыну на фронт главы "Властелина Колец". На наше мнение повлияли тщательные исследования композиции и событий книги: неожиданный удар врага, поразивший разрозненные королевства; затем долгая одиночная борьба и, наконец, долгожданная победа, осуществленная после объединения всех королевств.