В основе школьного произведения лежит литературоведческая концепция. Однако подход к ней совсем иной, чем в научном исследовании.
Особенности школьного анализа:
1. Неполнота школьного анализа (анализ глубокий, но неполный);
2. Целенаправленность анализа;
3. Вариативность (вариативность может быть в связи с классом, в разных классах нужно по-разному анализировать);
4. Целостность анализа;
5. педагогический характер анализа.
Цель анализа - анализ - не великий разбор литературного произведения по частям, а только такой, который приводит к углубленному прочтению произведения.
В методике есть образцы анализа.
Форма. Маймин выделил формы изучения произведения:
1) форма учительского комментария, которая сопутствует чтению художественного текста;
2) форма в виде детального рассмотрения структуры произведения или какого-то элемента структуры;
3) форма обзорного рассмотрения произведения;
4) форма разговора "по поводу".
Существуют иногда крайности анализа. Иногда бывает:
- избыточный анализ;
- интеллектуальный дефицит.
Главная трудность адекватной интерпретации состоит в том, что художественный смысл необходимо выразить нехудожественными средствами, а именно словесно - понятийными. В этом процессе могут быть искажения, потери, а могут быть и приобретения.
Интерпретация - постижение художественного целого средствами науки.
Проблемы интерпретации:
Потебня говорит, что постижение художественного произведения - постижение чужой идеи в процессе генерирования своих. Читатели на свой лад переводят произведения писателей. Понимать произведение, значит вкладывать "свой смысл" (Горнфельд). Эйнштейн: интерпретация основана на многогранности произведения. Эйнштейн считал, что может быть множество равноправных или взаимоисключающих интерпретаций.
Скафтмов считал, что должна быть единственная правильная интерпретация, но он делал оговорку, что можно говорить об уровне литературоведческого подхода.
Хамуевская - попытка найти "золотую середину" между идеей Потебни и Скафтмова. Выдвигает идею диапазона научно - корректных интерпретаций одного и того же произведения.
Бахтин различал 2 типа познания: познание вещи и познание личности. Вещь можно исчислять до конца, личность не может быть лишена субъективности.
Таким образом интерпретация: (Пути по Есину)
1) прочитать произведение "свежим взглядом" (перечитывать произведение);
2) определение содержательных доминантов произведения (свойств художественного содержания);
3) анализ поэтики данного произведения (стилевые доминанты).
2. Уроки литературы.Нестандартные формы урока.
Урок - основная организационная форма обучения.
Основной организационной формой обучения в современной школе является урок, как главное звено всей классно- кабинетной , урочно - полиморфной системы. Другие формы задействуются для более глубокого и полноценного решения задач обучения.
По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, четко организованную систему обучения, по которой занятия проводит учитель с группой учеников постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке, на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми .Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей - С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова .Содержание деятельности , виды учебных работ , специально подобранные эффективные методы и приемы диктуют в их творчестве подход к формированию структуры, определению типа урока. Не форма ведет за собой содержание , а содержание определяет форму.
Классификации уроков.
Анализ проводимых в школе уроков свидетельствует ,что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них , которые характеризуются рядом общих особенностей. Таким образом в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.
В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от их признаков, взятых за основу:
1. По способу проведения: лабораторное занятие, практическое занятие, зачет, контрольная работа и т.д.
2. По этапам обучающей деятельности: вводные, первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий и т.д
Из педагогов прошлого наиболее стойкую до настоящего времени сохранившую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделял:
а)смешанные уроки;
б)уроки устных упражнений;
в)уроки письменных упражнений;
г)уроки проверки и оценки знаний.
Современная дидактика в основном сохранила разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков , несколько уточняя её. Основными типами уроков , которые проводятся в школе и характеризующиеся определенными методическими особенностями, являются:
- комбинированные уроки
- уроки изложения нового материала
- уроки закрепления изученного материала
- уроки повторения , систематизации и обобщения изученного материала.
- уроки проверки и оценки ЗУН.
Таким образом все выше перечисленные уроки можно разделить на: типичные (стандартные ) и нестандартные уроки
Определение нестандартного урока.
Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную ( неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.( Богданова_
Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.)
- Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);
- Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;
- Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы ,отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;
- Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения , поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;
- Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала , что по программе изучается в разных классах.
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):
1. Урок- деловая игра.
2. Урок- пресс конференция.
3. Урок-соревнование.
4. Урок-консилиум.
5. Урок-зачет.
6. Урок-КВН.
7. Урок-суд.
8. Урок-аукцион.
9. Урок-экскурсия.
10. Урок-семинар.
11. Урок- театральное представление.
12. Урок-консультация.
13. Урок - блок-схема.
14. Урок-лекция.
Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий , которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
3. Этапы работы над литературным произведением.
1). Вступительное занятие.
2). Чтение художественного произведения и работа над текстом.
3). Анализ художественного произведения.
4). Заключительное занятие.
1. Вступительное занятие зависит от того, каков класс. В 5-7 классе по программе мы даем отдельные произведения, в старших - литературный курс. Вступительное занятие зависит от возраста учащихся. вступительное занятие определяется темой и педагогическими задачами учителя.
Функция вступительного занятия:
1) создание установки на чтение, общая ориентация учащихся на определенный объем и характер предстоящей работы;
2) вхождение в текст;
3) в связи с литературным тестом осмысление жизненных впечатлений школьников, связано с проблемами, поставленными писателем.
Строгой классификации вступительных занятий нет. Но установились определенные разновидности вступительных занятий. По объему они могут быть различными, в зависимости от класса. Вступительные занятия могут быть от 5 до 20 и даже до 45 минут. (5 минут в 5 классе, в старших классах может быть целый урок).
Разновидности:
1. Вступительное слово учителя (слово учителя). Довольно емкое, может включать в себя, что угодно, например: исторические комментарии (Капитанская дочка), историко-культурный комментарий, историко - бытовой (для "Грозы" Островского), лексические комментарии ("Горе от ума" Грибоедова), история создания произведения, биографическая справка.
Вступительное занятие должно привлечь к теме.
2. Беседа учителя (беседа учащихся).
У учителя может быть беседа:
1) нравственно - философского содержания;
2) беседа по личным впечатлениям (Кусака - о наших отношениях к животным, о бездомных собаках).
3. Рассматривание картин. Рассматривание картин и иллюстраций (можно детям дать задание подобрать картины с временем года или дать нарисовать самим).
4. Экскурсия (предварительная творческая работа, в музей - перед изучением "Капитанской дочки"). Экскурсии могут быть очные и заочные.
5. Вступление с использованием ТСО, компьютера, телевизора.
Недостатки проведения вступительных занятий:
1. злоупотребление историей и социологией;
2. шаблонность, отсутствие творческого подхода;
3. излишне книжный стиль.
Вступительное слово в средних классах - рассказывать, в старших классах - читать.
2. Чтение бывает:
- домашнее;
- классное.
Классное звучащее, наглядное, выразительное, правильное. Домашнее более личное, интимное.
Разные поэты требуют разного отношения. Чтение зависит от объема. В 5-6 классах вместе с учениками читает учитель. В 7-8 классах можно задать чтение на дом, в старших классах - ученики сами читают, предварительно.
В 5-6 классах нужно больше читать вслух, ибо техника чтения "про себя" еще небольшая. Дети могут слушать 20-30 минут, после 20 минут - внимание рассеивается. Надо задавать вопросы, проверять восприятие текста (дети по-разному его воспринимают). Первоначальное чтение всегда поверхностное, но оказывает влияние на развитие человека. Вопросы на восприятие должны задаваться после прочтения. Выявляется впечатление6 понравилось/ не понравилось. Запомнившиеся эпизоды. Вопрос про грустные и веселые ситуации. в чем затруднение при чтении? Какие вопросы они хотели бы обсудить? Это работа по восприятию текста.
Должен быть комплексный подход к руководству чтением. Особенно в средних классах надо воспитывать читательскую культуру.
Читательская культура - совокупность знаний, умений и чувств, позволяющих полноценно и самостоятельно усваивать художественную литературу.
Читательская культура складывается из трех компонентов:
1) уровень читательского сознания, литературная эрудиция. Включает в себя: запас фактических знаний золотого фонда литературы. Освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике.
2) уровень читательских чувств, оценочных ориентаций. Включает в себя первичный показатель, то есть способность к оценке произведения искусства, наличие литературно - эстетических идеалов.
3) уровень читательского поведения (указывает на наличие и степень читательской культуры в практической деятельности), а именно умение выбрать книгу, работать с ней. умение переносить знания и навыки в сферу самостоятельного чтения.
3. Анализ художественного произведения.
В зависимости от характера отношения к тексту различают:
1. Обзорный анализ, то есть произведение рассматривают в общих чертах без внимания к деталям.
2. Детальный анализ (текстуальный) - подробное рассмотрение.
3. Выборочно - направленный анализ: произведение рассматривается под каким-то углом.
4. Скрытый анализ - анализ, который ученики могут не понять (задание учителя сделать к тексту рисунок).
5. "Разговор по поводу" - Ильин.
Существуют 3 пути анализа:
1) вслед за автором (по ходу действия);
2) пообразный;
3) проблемно - тематический.
Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.
Анализ можно рассматривать с разных точек зрения:
1) со стороны содержания;
2) структуры;
3) обучающей функции.
Анализ имеет многосоставной характер. Во-первых, проявляется то, что у анализа есть содержательная сторона (учитель избирает ту или иную концепцию истолкования произведения). Во-вторых, анализ обладает определенной структурой (существует протяженность во времени, членение произведения на узлы, затем соединение). Целостный анализ - вслед за автором, композиционный - вслед за автором. В-третьих, анализ выступает в своей учебной функции, как процесс, включающий разнообразную деятельность учащихся, и стимулирует их литературное развитие:
1) проникновение в действительность;
2) постижение литературы как действительности, преображаемой писателем;
3) понимание того, как отражаемый материал организуется в произведении. Понимание произведения как искусства слова.
Недостатки:
В анализе должна быть мера. Нужно избегать перекосов:
- избыточность анализа;
- интеллигентный дефицит, нет схематизма, учитель стремится лишь к эмоциональному воздействию произведения.
4. Заключительное занятие.
проводится за небольшой промежуток времени (10-15 минут), но может быть заключительный урок. Трудная форма, ученикам кажется, что они все знают. Повторы. Говорить об авторской позиции, сопоставить сюжет с реальностью. Заключительно занятие должно не только суммировать, но и синтезировать знания ( анализ должен перейти в синтез).
Нередко заключительное занятие служит проверкой усвоения. Формирует навыки обобщения понятийных формах - приучать делать выбор.
Заключительное занятие должно создать ощущение неисчерпаемости и глубины произведения.
4. Проблемы преподавания литературы в школе
Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования. Складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению русской классической и современной литературы и устаревшими требованиями ее преподавания, что особенно касается старших классов. Создание школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарной направленности привело к существенному расширению границ и содержанию литературного образования. Серьезную озабоченность вызывают вопросы, связанные с учебно-методическим обеспечением средних школ. Во многих общеобразовательных учреждениях отсутствует современная учебно-методическая, справочная литература.
Гуманизация образования выдвинула на первый план понятие "личности" ученика. На развитие творческих способностей учащихся нацелена программа по углубленному изучению литературы в гимназиях и лицеях под редакцией М.Б. Ладыгина: "Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников". Основную цель литературного образования петербургские ученые, руководимые профессором В.Г. Маранцманом, также связывают с "влиянием на ценностные ориентиры личности", и программа, разработанная коллективом под руководством А.И. Княжицкого, обращена к ученику, "к совершенствованию его личности, его нравственных качеств". В программе А.Г. Кутузова главная цель - "формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству". Программа по литературе, разработанная под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого, обеспечивает "формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества..." В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира. Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г. Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова. На данный момент только В.Г. Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года для учеников, окончивших 9-летнюю школу (10-11класс), а второй - на три года (10-12 класс) - "предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса...
... В 10-м классе ученики прежде всего следят за "бегом времени", связями и отличиями эпох развития искусства и литературных направлений в отношении к человеку и обществу, в способах их изображения.
В 11-м классе нас прежде всего интересует индивидуальная реакция писателя на определенный период времени (30-40-е, 40-50-е, 70-90-е годы XIX века). "Оркестр искусства" создается своеобразным звучанием каждого писательского голоса, противостояние и гармония этих голосов создают литературный портрет времени.
В 11-классе литературный материал фокусируется вокруг нравственно-философских и эстетических проблем, подсказанных развитием искусства XX века и весьма значимых для воспитания школьников, определения их жизненной позиции". Литературное образование в предметном отношении складывается из русской литературы, родной литературы, литературы народов России, зарубежной. К сожалению, до сих пор не определен статус зарубежной литературы в программе по русской литературе, и раздел "Зарубежная литература", на данный момент, рассматривается "по остаточному принципу". Вместе с тем, что отрадно видеть, новые программы по литературе все активнее включают произведения зарубежных авторов не только для изучения, но и как канву для рассмотрения литературного процесса (В.Г. Маранцман, А.И. Княжицкий).
В свою очередь и у учителей, видящих русскую литературу определяющим предметом учебно-воспитательного процесса, все чаще возникает необходимость рассматривать ее во взаимосвязи с зарубежной литературой.
Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.
Задачи и цели литературного образования в школе - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.
Думается, что решать накопившиеся вопросы литературного образования можно в конкретных условиях региона за счет нового подхода к возникающим проблем.
Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов, т.к. успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы. Курс изучения русской литературы охватывает большой промежуток времени (от XIII до XX веков). Литература, как интегративная по своей природе, включает в себя различные литературы: русскую литературу - зарубежную литературу - современную литературу. Интегративности литературы как школьного предмета способствует литературное краеведение.
5. Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
Развивать интерес к литературе, развивать творческие способности учащихся, научить наслаждаться искусством, "купаться" в нем - главные задачи внеклассных работ.
Основные направления внеклассной работы:
1. Читательское направление:
- читательские конференции;
- читательский устный журнал;
- конкурсы чтецов;
- читательские декады;
- литературные чтения;
- заседания круглого стола и др.
2. Исследовательское направление:
- научные конференции учащихся ( на уровне школы, района, города, области, РФ);
Литературно - музыкальная композиция (этих дней не смолкнет слава, жил и пел для нас - о Высоцком, огонь войны души не сжег, мысли о добром и прекрасном).
Литературный игры ( поле чудес, колесо истории, что где когда, умники и умницы).
Дискуссионные клубы по актуальным проблемам современности (читать или не читать? истинная любовь к отечеству, в чем она выражается? нельзя же без жаргонизмов? современная литература для молодежи).
Проектная технология.
Смотр литературных газет.
Сюжетно - ролевые и познавательные творческие игры:
- литер. турниры;
- литер. аукционы;
-литер. викторины;
- игры по отдельным произведениям / по отдельным авторам/ по разделам литературы.
Библиотечная деятельность "Литературный забор".
6. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся
В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.
Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно "независимыми" могут быть "библиотечные уроки", обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах, таким образом, связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями "вечных вопросов".
Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как "Зима в русской поэзии, живописи и музыке", "Исторические события и герои в романах В. Скотта", "Путешествия русских писателей", обсуждения новых книг из серий "Жизнь замечательных людей", "История Отечества", "Жизнь в искусстве" и др.
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
- тематическое разнообразие;
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.
7. Особенности восприятия и анализа лирики в 9-11 кл.
И психологи, и методисты делят школьников на определенные периоды.
1) с 5 класса - младший возраст подростка.
2) Старший подростковый возраст (6-7-8 класс).
3) Старшеклассники (9,10,11 класс). Период ранней юности, появляется самокритичность. Духовный и физический расцвет. Период взросления. Формирование мироощущения, гражданственного, нравственного, эстетического чувства. Стремление познать мир и себя (себя в этом мире). Они способны обобщать, абстрактно мыслить, хотеть теоретически осмысливать процессы.
Учет родовой специфики на знания учащихся, в зависимости оттого, какой автор, и какой класс. Специфика исходить из методических условий проведения анализа. Они разные в средних и старших классах (возраст, знания эпизодические или целостные в творчестве писателя, о направлении, о методе).
Родовая зависимость проявляется:
- в младших классах можно подробно не говорить;
- в старших классах нужно подробно.
Лирическое произведение - это особое произведение. Лирика - род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.
Гегель: "настоящие содержание лирики составляет сам поэт, поэтически конкретный субъект". Островский: "поэзия обладает незаменимой нечем способностью воздействовать на эмоциональный мир человека, помогает ему увидеть и понять чувства, переживания. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть, кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств поэт дает и самые формулы мысли и чувства. Всякий ждет, что вот он мне скажет что-то прекрасное, новое, чего не достает мне. , но он скажет и это сейчас же сделается моим. формулы, выведенные поэтами, учат ценить красоту, ненавидеть подлость и т.д.".
Поэзия помогает растить детей эмоционально - грамотными. Детям надо читать разные стихи, в зависимости от возраста. Лирические произведения всегда вызывают трудности. Одни считают, что не надо анализировать лирические произведения. В анализе мы должны с одной стороны избежать социологического подхода, с другой стороны избежать формального разбора. Избежать ненужной утолщенности и затененности анализа. Нам о стихах приходится говорить прозой - это вызывает трудности. При анализе мы имеем дело с речью. с тенденцией к обобщению - одно из самых существенных свойств стихотворений. Слово в стихе становится более весомым, оно получает добавочный смысл. В связи с этим нельзя разбирать лирическое произведение как эпическое.
Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора.