Андреев Андрей Ака-Арыкъ : другие произведения.

Уровень 7 - Солдаты Вавилона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  [Previous level]
  Уровень 7. Солдаты Вавилона
  
  *Описание уровня*
  
  Порой живешь себе спокойно и все, вроде бы, в порядке, и двигаешься куда-то, и вдруг... Накрывает четким ощущением: все это ненастоящее, не мое, это только снится. Еще немного, я сделаю небольшое правильное усилие и вынырну из этого мутного сна в свою настоящую жизнь. Знать бы только, какое именно. После все проходит, разве что смутное обиженное недопонимание горчит на дне души. Потом и оно забывается.
  
  А вот так у вас бывало? Очередная ситуация бытового абсурда, разруливаешь ее по мере врожденных талантов или приобретенных навыков. А потом яркое, как вспышка, чувство: я - настоящая, живая, думающая и чувствующая. Чего не могу сказать о большинстве окружающих. Они как из картона сделаны, плоские и обретают подобие жизни тогда, когда смотрю на них. А в остальное время, да кто знает, может быть лежат, пересыпанные нафталином в сундуке Карабаса-Барабаса?
  
  Объяснений и философских обоснований этим противоположным, на первый взгляд всплескам экзистенции существует достаточно, хотя приводить их здесь у меня ни желания, ни возможности. Я хочу сказать о повести Андрея Лазарчука "Солдаты Вавилона". Завершающей книге цикла "Опоздавшие к лету", которая органично сочетает обе идеи.
  
  О прозе Лазарчука говорить сложно. Это, по определению, недоступно неподготовленному читателю. Много смысловых пластов, существующих достаточно автономно. Любящий экшн найдет динамичные драки и погони. Душа давно тоскует по любви - у писателя редкий дар, говорить о чувстве так, словно ты слышишь о нем впервые и словами, которым веришь безоговорочно. Волнуют проблемы прогресса, развития науки и хотел бы обсудить это с достойным умным собеседником - возьми книгу Лазарчука. Копаешь глубже и нуждаешься в философском осмыслении действительности - смотри предыдущий совет. Хочешь красивого, яркого, образного языка - автор непринужденно жонглирует стилями.
  
  Совет, который не раз слышали, дочитавшие рецензию до этого места: "Стань проще и люди к тебе потянутся" - неприменим как к Лазарчуку, так и к людям, любящим его прозу. Потому что нет удовольствия в примитивности, каждый новый шаг-этаж-виток - это расширение возможностей, умение глядя туда же, куда другие, видеть больше и ощущать тонкие волосные связи, которые пронизывают мир. Кто же откажется от такого по доброй воле?
  
  Космогония Лазарчука тоже непроста, куда сложнее, чем у горячо любимых мною Стивена Кинга или Терри Пратчетта. Множество проникающих друг в друга миров, каждый со своими особенностями, которые привели к коренным различиям в условиях жизни, социальном устройстве и менталитете их обитателей. Есть места, в которых перемещение между мирами возможно. Есть предметы, которые помогают это делать. При определенных условиях, сложные технические приспособления могут содействовать такого рода путешествиям. И существует древняя бесчеловечная магия, позволяющая влиять на ткань мироздания.
  
  Несколько миров в "Солдатах Вавилона".
  
  Высокие технологии, истощенная до предела природа, странные паразитические жизненные формы возникают, а оттенки смысла, ощущений, даже цвета вымываются, уходят. И чужеродный непостижимый интеллект, уже начавший использовать людей, как пиксели в своих изображениях.
  
  Прекрасный феодальный, неуловимо гриновский мир, где в воздухе разлито чуть больше магии, чем в других местах, а уровень развития прогресса позволяет не пользоваться дощатыми удобствами в огороде. И нечеловеческое странное, страшное колдовство в далеком королевстве на окраине. Которое делает из людей пластилин, а уж из него лепит мерзкое непостижимое свое будущее.
  
  Наш с вами, выглядящий безнадежно провинциальным и до боли родным. И прорывающееся в него равнодушное страшное зло.
  
  Андрей Лазарчук совмещает два полярных взгляда. Настоящих, истинных, способных противостоять, людей немного. Они более живые, витальные, чем остальные. И они, эти люди, живут во всех мирах, представленные разными аватарами, оставаясь суть одной душой. Солдаты Вавилона. И им держать бой. Такая работа, предназначение, миссия [отзыв Майи Ставитской, пропатчено мной].
  
  1.
  
  Самое сложное в "Солдатах Вавилона" - нащупать точки опоры, от которых можно было бы оттолкнуться, чтобы начать перестраивать калейдоскоп фрагментов в мозаику сюжета. Лично мне все это дело напомнило попытки освоить технику осознанных сновидений: вроде и начинает что-то получаться, но буквально уже следующий эпизод сбивает с толку, и теряешь контроль, и сон снова развивается сам по себе. Больше того, велики подозрения, что строгого сюжета в "Солдатах..." и нет. Есть моменты, которые можно трактовать и так, и эдак, и вот так, и будет сходиться. А что на самом деле, можно только предполагать, истина где-то рядом.
  
  "...- Подождите, ребята... - Кипрос помотал головой. - Ноэль, ты что - хочешь сказать, что вы не пытаетесь объяснить... все это? Не верю.
  
  - Давай я скажу, - Вито тронул Ноэля за локоть. - Видишь ли, Кип, мы имеем дело с чем-то, на сегодняшний день объяснения не имеющим. Одна закономерность, впрочем, известна: если связно сформулировать какую-нибудь гипотезу и начать ее проверять, то сначала она получит блестящее подтверждение, а потом будет начисто опровергнута. И опровергнута, как правило, шумно и грязно. Понимаешь, почему мы не проявляем энтузиазма?" [7]
  
  Вот линия Гипербореи и вызывает больше всего вопросов. Она до того рваная и путаная, что не сводима, как мне кажется, в принципе. С остальным проще.
  
  2.
  
  Первая опорная точка - имеем дело с несколькими планами бытия. Удобно представить пачкой листов, где каждый новый уровень - новый лист. Простым смертным ход с уровня на уровень заказан, но есть и такие, которым переходы под силу; души их, подобно скрепке степлера, пронзают все планы-листы сразу. В реальности города Ошерова таких называют Неизменными, но нас больше интересует другая - реальность сайров. Сами они сродни прогрессорам: переходят из мира в мир, и делают их светлее, ярче, чище. А обратили внимание на них потому, что удобная система координат: свой мир взят за точку отсчета, и далее по буквам арамейского алфавита. При этом свой мир считается нижним - как корни у дерева или исток реки, а последующие миры - верхними. Всего уровней, таким образом, двадцать два, приведу по порядку.
  
  Алеф, Бет, Гимель, Далет, Хе, Вав, Зайин, Хет, Тет, Йод, Коф, Ламед, Мем, Нун, Самех, Аин, Пе, Цади, Куф, Реш, Шин, Тав.
  
  Мы не можем знать, верна ли система, действительно ли мир сайров - изначальный, вроде Амбера у Желязны, но нам и не надо. Главное, что теперь есть координатная сетка, от которой и будем отталкиваться.
  
  3.
  
  Кстати, о координатах. Не знаю, быть может в каких изданиях эпизоды и пронумерованы, а вот у меня - нет. Чтобы не возникло путаницы, пронумеруем, и дальше будем обращаться.
  
  1. Ника
  2. Вито
  3. Микк
  4. Ника, или Аннабель
  5. Вито, или Дмитрий Дмитриевич
  6. Микк
  7. Мишка
  8. Ника, или Аннабель
  9. Микк
  10. Мишка
  11. Татьяна
  12. Вито, или сайр Гэбрил Ксимен
  13. Микк
  14. Лот
  15. Ника, или Аннабель
  16. Вито
  17. Татьяна
  18. Аннабель
  19. Лот
  20. Микк
  21. Петер Милле
  22. Ника, или Стелла
  23. Тоун Александр Джаллав
  24. Вито
  25. Тоун Александр Джаллав
  26. Татьяна
  27. Ноэль
  28. Тоун Александр Джаллав
  29. Микк, или Павлик Самохин
  30. Вито, или сайр Ксимен, или Дан, или Дим Димыч
  31. Ника, или Стелла, или Аннабель
  32. Лот
  33. Ноэль
  34. Татьяна
  35. Микк, или Павлик
  36. Татьяна
  
  4.
  
  Так вот, у сайров есть противник, ведущий свою игру. В эпизоде 24 сайру Ксимену удается выйти на контакт, а в эпизоде 28 происходит встреча двух главнокомандующих. Свой мир неизвестные называют Сартас, так будем звать их и мы - сартасы.
  
  По развитию сартасы, возможно, обошли и сайров, но методы их настораживают. Вопрос цены не стоит, угрызения совести не мучают, и если надо во имя высших целей положить миллиард-другой человеков, положат. Меньшее зло, знаете ли. Не уверен, но имеются подозрения, что регулярно встречающиеся по тексту крысы - это они и есть, только символически. "Соседи говорили о нашествии крыс, но Ника пока ничего такого не видела - кроме одной полувареной крысы, однажды переползшей ей дорогу. Ника вскрикнула от отвращения и хотела чем-нибудь в нее запустить, но ничего подходящего не было - а крыса остановилась, посмотрела через плечо на Нику долгим запоминающим взглядом и скрылась в дикой траве давно не стриженного газона" [7]. Если я прав, то как тут не вспомнить "Крысолова" Грина? Откуда и авторское отношение к сартасам: мочить таких прогрессоров в сортире!
  
  Нигде не сказано, что пришли сартасы из другой вселенной, хотя возможно и такое. Я бы скорее предположил, что они из нашего континуума, но шли, так сказать, с другого конца алфавита, и встретились с сайрами примерно посередине. Боевые действия идут на трех уровнях: Хет (Мир Аннабели, королевство Альбаст), Зайин (Ошеров, Земля), Вав (Гиперборея, порт Альбаст). Перипетии опишем вкратце.
  
  5.
  
  *Уровень Хет*
  [эпизоды 1 (вторая часть), 4, 8, 15, 18, 22, 31]
  
  Поход принцессы Аннабели, заведомо безнадежный. Королевство ее стало вотчиной некромантов, где происходит страшное. На троне полоумный брат, внезапно поумневший, и Аннабель уверена - это кукла, гомункулюс. Ирония в том, что ей и самой предстоит вскоре стать чем-то подобным: маг Яппо будет лепить с участников отряда копии, бросать на прорыв, и уже не поймешь, где оригинал, а где клон, и чем отличаются.
  
  Много аллюзий с "Властелином колец" - к примеру, чудесным образом развязавшийся узел веревки. И это неплохо, задает настроение, эпический такой размах. Еще стоит отметить, что жители уровня Хет по сравнению с нами типичные лилипутики - все на порядок меньше. Что, к сожалению, не уменьшает размера проблем - они везде одинаковые. "Мишка лежал и думал. Чего людям надо? Много всего надо, а главное - чтобы не отбирали настоящие мечи и не давали взамен щепки, да еще накануне сражения..." [7]
  
  *Уровень Зайин*
  [эпизоды 2 (вторая часть), 5, 7, 10, 11, 17, 20 (вторая часть), 26, 29, 30 (третья часть), 34, 35 (вторая часть), 36]
  
  Эта линия напомнила две вещи: "Град обреченный" Стругацких и "Гиперборейскую чуму" Лазарчука и Успенского. Сибирский город Ошеров выпал из слоя реальности, стал вне времени, вне пространства. Хотя установить, когда все началось, можно. В одном из домов кровью азербайджанца написано: "За Сумгаит". То есть от 1988-го недалеко. И с тем, что Мишка в Афгане хорошо соотносится, но о Мишке чуть позже.
  
  Так вот, Ошеров накрыло силовым куполом, за который не выйти, затем стали материализовываться страхи. Горожане держат оборону, но сил остается все меньше. Среди уцелевших учитель Дмитрий Дмитриевич (одна из ипостасей сайра Ксимена), медсестра Татьяна, а также загадочная женщина с не менее загадочным именем Леонида. Впрочем, никаких загадок - это жрица Ашеры, древней богини, о чем подробно во второй части эпизода 2. Там же сказано и о храме, и о вечном древе.
  
  "Просто к тому времени Храм был уже устроен так, что коридоры его и переходы пронизывали и времена, и пространства. И жрицы, рассеявшись по необъятному миру, все равно присутствовали в Храме. Меняя смертные тела, они продолжали служить вечному древу - до завтрашних дней, до исполнения пророчеств, когда старые боги в блеске своем и величии возвратятся в этот мир - но прежде того через открываемые врата хлынут толпы порождений тьмы, бегущих от богов..." [7]
  
  Я это древнее божество так и буду называть - Древом.
  
  *Уровень Вав*
  [эпизоды 1 (первая часть), 2 (первая часть), 3, 6, 9, 12, 13, 14, 16, 19, 20 (первая часть), 21, 23, 24 (первая часть), 25, 27, 28, 30 (вторая часть), 32, 33, 35 (первая часть)]
  
  Чтобы разобраться в том хаосе, который в Гиперборее, нужно вернуться к истокам. "Итак, итак... Год тысяча девятьсот двадцать восьмой, эпидемия "лихорадки Вильсона". Возбудитель не выявлен, путь заражения не выявлен, смертность около сорока процентов" [7]. Вариантов, откуда зараза взялась, а вместе с ней и мутанты, два: либо самозарождение, либо чьи-то далеко идущие планы. Очень хорошо об этом в эпизоде 12.
  
  "Детального изучения событий вокруг артефакального информационного коллапса не проводилось, но из тех материалов, что - часто вопреки воле непосредственного руководства - доставляли наши наблюдатели, становится очевидным следующее: некоторая часть населения уровня Вав, по крайней мере в местностях, прилежащих к центру событий, потенциально тропна к противнику. Эти люди составляют, по различным подсчетам, от одной десятой до трех процентов населения и отличаются повышенной чувствительностью к неофициальным раздражителям. Магнус Ауэбб считает, например, что можно говорить о формировании у них зачаточной третьей сигнальной системы, совместимой с сигнальной системой противника. Точно известно, в частности, что они способны принимать и генерировать модулированное ультрафиолетовое излучение, причем это излучение четко и однозначно влияет на уровень активности коры головного мозга - вплоть до возникновения некупируемого судорожного синдрома. Есть данные, хотя и менее полные, о воздействии химических раздражителей в микродозах... В общем, это люди, но уже не совсем люди. И, вполне возможно, их поступки диктуются не только их собственным разумом. У нас нет достоверных данных о происхождении этих людей, и лишь по некоторым косвенным намекам мы предполагаем, что они появились в результате вирусной инвазии в наследственную плазму минус третьего поколения. Причем это с абсолютной точностью напоминает эксперименты по генному инженерингу, выполнявшиеся в Алефе примерно в то же время..." [7]
  
  То есть, если инвазия, то сартасы. Зачем им такие ухищрения? Ответ озвучен на том же совете: "...то совершенно ясным становится итог: образование в непосредственной близости от Алефа гигантской аморфной безличностной биокибернетической системы, которую противнику не потребуется даже завоевывать - она будет полностью открыта для него [7]. Хотя, как на мой взгляд, то слишком уж все это долго, слишком громоздко, и больше похоже на вышедший из-под контроля эксперимент. Как бы то ни было, Голем родился, Голем хочет жить. И Альбаст - то место, где должно произойти "отпочкование": надсознание возвысится до бога, а бог создаст новый мир (эпизод 28).
  
  Материальная структура Голема зиждется на результатах экспериментов, о которых шла речь в "Приманке для дьявола". Напророчил Петцер о вирусе. "Я абсолютно уверен - правда, доказать не могу - что лет десять назад прошла серия опытов по созданию таких биороботов - правда, хирургическим путем - и они закончились успешно. Но у военных возникли трения с НБ. На какое-то время пришлось - ну, не законсервировать тему, но хотя бы сделать вид. Тогда и перенесли лабораторию сюда. И вот то ли во время перебазирования, то ли каким-то образом после - произошла утечка. Я думаю, порядка пяти лет назад. То ли этого не заметили, то ли не придали значения. А вирус оказался тропным не только к человеческой мозговой ткани... и вообще - мутировал... вирусы мутируют прекрасно... Короче: наш город - дома, подвалы, всяческие подземелья, канализация, свалки, пустыри, я не знаю - в общем, все, что угодно - все это стало одной огромной генно-инженерной лабораторией. В роли скальпеля - тот вирус, в роли хирурга - случай... Микк принес мне двух десятиногих тараканов, которые обходятся без кислорода, живут в бензине и жрут стекло. Медленно, но жрут. В машине, пока мы ехали, он пытался рассказывать о них же - якобы они под всем городом прорыли ходы и проникают в дома, чтобы... чтобы жрать людей. А люди ничего не могут сделать, потому что все заражены, у всех в мозгах дополнительная схема, которая реагирует на этот тараканий запах и отключает сознание. Или вгоняет человека в шок. Или еще что-нибудь" [7].
  
  Кстати, о шоке. Это один из кодонов - информационных пакетов, тем или иным образом воздействующих на восприятие. Подробнее момент был рассмотрен в финале "Жестяного бора", и здесь его располагаю лишь по одной причине - для лучшей компановки.
  
  "Короче, обнаружилось, что управляющий комплекс бора - система почти примитивная - вдруг занялся сбором самой неожиданной информации, причем он не только вторгался в чужую память, но и орудовал там как-то странно, необычно. Мы применили метод маркировки и обнаружили, что прошедшие через бор информационные пакеты очень активно распространяются по всему миру... Вы не слышали про компьютерную чуму? Вот что-то вроде, но не чума... с чем бы сравнить? Допустим, из библиотеки кто-то крадет книги, а потом возвращает их на место, но с пометками на полях - что-то вроде. Причем, что означают пометки, никто не знает. Это было бы просто забавно, но вскоре обнаружилось, что у операторов, работающих с наиболее пострадавшими программами, резко упало цветоощущение, у некоторых оно вообще исчезло, но зато все стали прекрасно видеть в темноте - как кошки, - и необыкновенно обострилось обоняние - так, что дурели от запахов, работать не могли..." [6]
  
  Другими словами, в Альбасте своего рода встреча на Эльбе: надсознание плюс мутанты плюс милитари-вирус. Уже не Альбаст, а прям-таки какой-то Эльбаст получается!
  
  Но не теряем, не теряем нить повествования. Которая - вот это точно! - так и норовит из пальцев выскользнуть. Кодонами, передающимися с той же легкостью, как ОРЗ, идет проверка по схеме "свой - чужой", и если свой, то подсветочка, а если нет - в расход. Потому и был создан корпус эрмеров - специальная служба для борьбы с кодонами и профилактики. ЭРМ, насколько понял, то же, что и в нашей вселенной ЭВМ, то есть электронно-вычислительная машина. Хотя эрм можно расшифровать и как электрическое раздражение мозга - тоже, в принципе, подходит. Хочется надеяться, что ребята все же справятся с проблемой, загонят джинна в бутылку.
  
  6.
  
  Вторая опорная точка - база Сашка и Чухи. Что это за место? Поскольку Мишка попадает туда после смерти, можно было бы предположить, что находится база в некой подложке, перед Алефом, но у меня другое мнение: она на одном из верхних уровней, где-то за Кофом. То есть, оплот наших старых знакомых, сартасов, а Саня и Чуха всего лишь наемники. Косвенно о том в эпизоде 23.
  
  "- Опять же, ваше мнение: котлованы служат подготовке к Преображению или чему-то еще?
  
  - Чему-то еще. Другому.
  
  - Вторжению в Алеф?
  
  - Может быть... Не уверен. Нет, думаю, что нет.
  
  - Ну, а чему?
  
  - Мне кажется, что это оружие не нападения, а защиты.
  <...>
  - И против кого они так могут обороняться? У них есть враги в уровне?
  
  - Есть, и немало. Против них выступил очень сильный маг Яппо. Герноты встревожены этим вмешательством. Но, похоже, встревожены именно тем, что Яппо может расстроить их систему обороны против кого-то третьего. Самого Яппо они всерьез не опасаются" [7].
  
  Речь, как легко догадаться, идет о сдерживании города Ошерова, откуда возможен прорыв. Он и последовал благодаря успеху Аннабели и компании. Здесь же стоит сказать и о Мишке. По сути, он тоже агент Древа - способен открывать двери между мирами (маленькие человечки и уровень Хет). Древом Мишка и был послан на погибель Сашку и Чухе, вот только граната не взорвалась, и дело довершать пришлось ошеровцам.
  
  Еще о базе. Сравним две цитаты.
  
  1) "- А, понятно, - улыбнулся человек в черном. - А я-то испугался, что это сайр к нам пробрался. А ты наш. Это хорошо...";
  
  2) "- Кто вы? - спросил Гэбрил, когда лицо Ноэля приобрело обычный в этом освещении пергаментный цвет.
  
  - Ноэль Куперман, - сказал Ноэль. Но голос был не его, и это не вызывало сомнений.
  
  - Ноэль отключен, - сказал Гэбрил. - Пожалуйста, скажите, кто вы. Если хотите, я могу назваться первым. Сайр Гэбрил Ксимен, квинтал пси-лавверов.
  
  - Мне это не говорит ни о чем, - сказал Ноэль. Вернее, тот, кто сидел в Ноэле" [7].
  
  Странно получается, не так ли? Сашок и Чуха поставлены сартасами и о сайрах знают, а сами сартасы - нет. Откуда вывод: тот, кто сидел в Ноэле, врал. Простая предосторожность? Возможно, но лично мне видится другое: не только методы у сартасов грязные, но и сами они нечисты.
  
  7.
  
  Теперь более внимательно взглянем на теорию сартасов.
  
  "...Скажите мне вот что: как именно в мире появляется божество?
  
  - Это очень долгий процесс. Все живое, общаясь меж собой, создает некую идеальную субстанцию, которую мы называем "цаас". Чем теснее и интенсивнее общение, тем плотнее цаас. Когда в него включаются люди, цаас приобретает сходство с разумом. Он начинает активно познавать мир. Естественно, создает свое представление об этом мире. В какой-то момент это представление становится достаточно завершенным, чтобы начать самостоятельную жизнь. Возникает новый мир, в нем тут же образуется свой цаас. Поскольку представления о мире всегда отличаются от самого мира, то вновь образуемый мир отличается от предыдущего - на характер божества..." [7]
  
  И в этом контексте вспомним их "боевые заслуги": Альбаст на уровне Хет стал землей некромантов-гернотов, и та же участь может постигнуть весь мир, рождение Голема на уровне Вав тоже могли спровоцировать они, блокада Ошерова на уровне Зайин. Откуда вопрос: можно ли творить добро руками, которые по локоть в крови? А какая раса, такое и надсознание, такой и бог. А какой бог, такой создаст и мир. Сартасы говорят, что миры их безупречны, но они много что говорят, еще больше недоговаривают.
  
  8.
  
  Третья опорная точка - название повести. Суть передана в притче о солдатах Вавилона, эпизод 21. Они не понимали друг друга, но каждый стоял на своем месте, и врагу был дан отпор. Нет полной уверенности по уровню Вав, но на Хет и Зайин поражение потерпели сартасы. То есть ясно, кто понимается под врагом. Крысам - крысиная смерть, вот мое мнение, и будем надеяться, что сайры теперь их дожмут.
  
  "- Шах и следующим ходом мат, - сказал Джаллав" [7].
  [Next level]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"