Дуглас Андрей: другие произведения.

Путешествие в Вилюйск

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

Путешествие в Вилюйск


7 января 2007, воскресенье, день 1.


Основным транспортом для путешествий по районам Якутии уже несколько лет служат частные такси - так они себя называют, хотя, конечно, это вовсе не те стандартные "Волги" с фонариками на крыше, а скорее небольшие автобусы - чаще всего вездеходы УАЗ-452 (те, которые с ведущими "передками"), в которые помещаются до десяти пассажиров - получается тесно, но, в общем, не в обиде - чем больше пассажиров в рейсе, тем дешевле для каждого... До Вилюйска, а это 600 километров, берут по 1000 рублей с носа, но с нас взяли по 1200 - дни были еще праздничные, цены повышенные... а 31-го декабря брали, говорят, все полторы тысячи... Междугородные автобусы, которыми мы пользовались раньше, похоже, не выдерживают конкуренции с "частниками", да и по дорогам нашим ездить желательно на том, что покрепче...

Частники, кстати, предоставляют гораздо лучший сервис - за каждым пассажиром заезжают домой, багаж, который не боится холода, можно положить на багажник на крыше, а в конце пути каждого доставляют прямо к его дому. Первый пассажир, которого забирало наше "такси", был мой попутчик Николай Елисеевич Томский - он живет в районе Племхоза, на дальней от Вилюйского тракта окраине города. Николай Елисеевич "забронировал" для меня место возле водителя, как для "почетного гостя Вилюйска" - так он меня представлял остальным нашим попутчикам. За мной заехали в девять часов, когда в машине были уже 4 или 5 человек, потом еще с час кружили по городу, собирая остальных, и часов в 10 выехали, наконец, на трассу - Вилюйский тракт. Кроме нас с Николаем Елисеевичем среди пассажиров были еще двое мужчин, остальные шесть - женщины. Все - жители Вилюйска, возвращались домой после праздников, проведенных в Якутске. Вилюйский тракт начинается сразу за городом с подъема на плоскогорье высотой примерно 120 метров. Вскоре после подъема слева начинается городкая свалка - мучение для всего города, когда её жгут. Горела она и на этот раз, так что первые 15 километров проехали в вонючем полудыму-полутумане. Температура воздуха была, кстати, ниже сорока - не самая лучшая для поездки. Асфальт кончился тоже где-то в районе того же пятнадцатого километра, и дальше начиналась обычная гравийка - широкая, так что разъехаться могли бы и три автомобиля, но только толку от этой ширины немного - свободная от снега колея занимала только середину дороги. По этой колее и ехали машины, причем в обе стороны - точь-точь как на одноколейной железной дороге. Только без разъездов...
Дорога
А вот чтобы разъехаться со встречным автомобилем, водителю нужна была известная сноровка - сначала надо было включить "передок", затем точными дозированными движениями руля заставить машину выехать из колеи хотя бы правыми колесами и в самый момент разъезда удержать ее от виляний и заносов на снегу... Иногда машину заносило и на слишком неровных участках, когда от тряски колеса теряли контакт с и без того скользкой дорогой. Но наш водитель с этим справлялся замечательно!... Иван вообще и выглядел надежно - возрастом около пятидесяти, плотный, рослый, с неторопливыми уверенными движениями. К тому же Иван оказался нашим с Николаем Елисеевичем родственником - внуком Евгения Михайловича Винокурова - брата протоиерея Алексея Михайловича Винокурова, который был женат на племяннице моего прадеда. Такое вот далекое родство...

Пейзаж по обе стороны дороги - заснеженная тайга, перемежающаяся аласами, озерами и редколесьем. Кое-где встречались участки сплошь поваленного леса - это места низовых пожаров, которые сожгли неглубокие корни лиственниц, они остались стоять, но... только до первого сильного ветра.

Следов "бегающей" живности немного - лето выпало дождливое, зайцы не уродились... Про нынешнее лето все рассказывали, как про какую-то катастрофу - весь август дожди лили так, что озера аласов разлились по самую кромку леса... сена, соответственно, накосили мало, а то, что успели заготовить, уплыло... А из живности "летающей" единственное, что можно было увидеть, и весьма часто - воронов - они одни из немногих птиц, которые остаются зимовать даже здесь, где зимой за пятьдесят градусов! При этом ворон еще и летает в любой мороз... как это ему удается - один Бог ведает!..

Первое большое село на пути - Бердигестях. Мой попутчик Николай Елисеевич Томский Это центр Горного района. Правда, почему он называется "Горным", кажется, не знают даже его жители - ни одного холма выше пятидесяти метров тут отродясь никто не видел... Здесь мы сделали первую остановку у придорожной чайной - так в деревнях Якутии традиционно называют столовые. Я помню чайные 80-х годов - тех времен, когда я работал в Якутскэнерго и часто путешествовал по районам - это были обычные советские "столовки" с убогой обстановкой, ленивыми равнодушными работницами и скудным выбором невкусных блюд. Современные чайные - такие, какие они должны быть - чистые, нарядные, с добротной мебелью. У чайной Работницы стараются, купить можно и заграничные чипсы и настоящие домашние пирожки - сделанные с любовью, как для своей семьи - горячие, пышные, полные вкусного мясного фарша с рисом, а не те советские уродцы с крошечным ошметком липкой невесть из чего начинки. Сразу видно - люди работают не из-под палки, для плана некого "райобщепита", а для себя и своих клиентов. Причем обычно чайных в одном месте не одна, а две-три, и такая конкуренция заставляет и хорошо работать, и идти на хитрости - чайные обычно "прикармливают" водителей автобусов - кормят их бесплатно, чтобы те привозили пассажиров именно к ним. Попутчик мой, правда, не мог понять, что такого хорошего я нахожу в этих чайных, почему я радуюсь за этих людей - все-таки ему, человеку пожилому, трудно было согласиться с тем, что в наше время кто-то богат, а кто-то - беден...

Я спрашивал Ивана, сколько он тратит бензина на всю дорогу - оказалось, около 90 литров, иногда до 100 - расход зависит и от регулировки карбюратора, и от того, как часто включаются передние ведущие колеса, и от мастерства водителя в целом. Причем на топливе здесь, на этом маршруте, можно сэкономить, если покупать бензин местного производства в Кызыл-Сыре - там его делают из газоконденсата с газового месторождения. Такой бензин имеет цену всего 7-8 рублей за литр.

После Бердигестяха мы останавливались поесть еще раз - где-то километров за 200 от Вилюйска. В каждой чайной Николай Елисеевич угощал меня своей любимой настойкой на травах - бальзамом "Кэскил", а вот в самой машине наш Иван установил "сухой закон" - не позволяет пить никому, а если заметит, что кто-то в салоне прикладывается к бутылке, забирает оную "на хранение" до конца поездки, и однажды даже, как он сам рассказывал, высадил пару кирюх у поста ГАИ сразу при въезде в Якутск - не стал отвозить их домой за их "плохое поведение". Многие в Вилюйске уже знают, что у Ивана не пошалишь, потому любители выпить к нему не садятся, а приличные люди, наоборот, предпочитают такого водителя - так вот зарабатывается в наши дни репутация у клиента... Вообще Иван занимается перевозками пассажиров по этой трассе с 1999 года и сменил уже несколько машин, последний "УАЗик" служит у него около 2-х лет, а вскоре он собирается купить какую-нибудь иномарку - говорит, хоть и ремонтировать ее дороже, но у клиентов иномарки престижнее. Да и стоит подержанная иномарка не намного дороже - новый УАЗ стоит 380 тысяч...

И вот в десятом часу вечера мы въезжаем в Вилюйск. Тумана здесь почти нет, дует ветер, температура ниже -30. Мне уже показывают какие-то исторические здания, но я еще не ориентируюсь в новом городе и потому ничего не запоминаю. Наши хозяеваЖить здесь мы будем у сестры Николая Елисеевича Галины Елисеевны и её мужа Павла Никифоровича. Дом их деревянный, из сосновых бревен. Особая его прелесть в том, что он не оштукатурен ни изнутри, ни снаружи, а сосна со временем не темнеет, а только приобретает янтарный оттенок. Отопление - газовое, чему хозяева очень рады - говорят, что раньше, когда весь город отапливался углем, даже собаки здесь все были одного цвета - серого...

Стол ждал нас, конечно же, уже накрытым. Угощали котлетами с жареной картошкой, вареными карасями с бульоном, строганиной (чир, печень налима и оленина), квашеной капустой и солеными огурцами, брусникой с голубикой, и пирожками, которые я сразу определил как "расторгуевские" - так они были похожи на те, что пекла моя бабушка Степанида Николаевна...

Почивать мы легли в комнате, которую специально для нас приготовили, и спалось нам чудесно - воздух свежий, ровно теплый, ни откуда не дует - глаза сами закрылись...


Продолжение следует...


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Эванс "Дракон не отдаст свое сокровище"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Н.Александр "Сага о неудачнике 2"(ЛитРПГ) Э.Холгер "Избранница владыки Тьмы"(Любовное фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"