Реверсия. Глава 3
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Дети Биркенау
Пятна ожогов на коже немых молитв.
Пепел на скорченных лицах седых детей.
Здесь сумасшедший Бог по углам разлит
чёрным кагором безумия и смертей.
Храм обезглавлен. Раз на крови не спас,
так хоть скоси-схорони во Христе-зэка!
Крест - пара брёвен. А на зиму спецзаказ:
райские кущи, серные облака.
Птичья глухая скорбь. Небо сеет ртуть.
Небо жнёт души острым серпом грозы.
Мама и папа засветло будут тут:
капельками застывшей в глазах росы.
...Тлеют года. Серый камень вобрал в себя
юных сердец Биркенау последний ритм.
Сгорбленный тополь шепчет ветрам, сипя
жилами листьев, ничтожность грядущих рифм.
Март 2015
На 75-летие Иосифа Бродского. Диптих.
I.
Здесь с погодой - беда.
Упрекнёшь ли кого за такое
неумение льда
обжигать угловатой строкою?
Упрекнёшь ли себя
за желание, в зиму уткнувшись,
выпасть снегом, слепя
белизною, бумаги коснувшись?
Здесь зима - на день-два.
Здесь и лето - неделя, не боле.
Время - просто дрова,
и огонь не спасает от боли.
Лишь от памяти: прах -
форма, лучшая для межсезонья.
Звёзды чувствуют страх,
пряча взгляд в известняк мезозоя.
Им известны пещер
переходы, сплетенья пространства.
В каменистом хряще -
суть времён, метафизика рабства:
нет огня, нет воды,
есть лишь Слово как истины разум;
есть лишь воля. А ты -
проявленье их сущности разом.
Человек не один.
Человек меньше, чем единица.
Каждый в воду входил
дважды: время - оно водянисто.
Каждый в воду глядел
и, своё не узнав отраженье,
оставлял не у дел
кинематику, прозу движенья.
Но итог, как на грех, -
постоянство, всеобщее горе.
Как сказал древний грек,
наблюдая Эгейское море,
наблюдая песок
и следы, что уводят в пучину,
"Мысль, тревожа висок,
серебром искупает причину".
II.
Скорость звука нерезко снижена. Миокард
заливается смехом, как бешеный колокольчик,
но из горла доносится хриплый вороний "карр".
Может быть - острословие. Впрочем, его укольчик
неспособен, пробив толстокожую дребедень
посвящений в формате поклонов с моргалом постным,
сохранить чувство ритма: созвучие Лебедей
пропадает в тумане грядущих словесных оспин.
Чем слоняться в нигде, попрекая земную ось
абсолютным нулём, лучше грызть забубённый холод.
Лейтенанту небес погоны и звёзды - врозь,
в искупление небытия, чей доспех расколот,
продырявлен пером. А на колокольне рифм -
панихида согласных; гнусаво гудит гитара.
И гремят барабаны. И так многолюден Рим,
что толпою мигрантов вытоптан след Кентавра.
Апрель 2015
Эпитафия себе самому (I)
Игра, вероятно, не стоила ни свечи,
но я вдруг стал ветром, который сдувает шапки.
Я теперь соловей в предрассветном ищи-свищи,
или малая терция в ржанье хромой лошадки,
или рак на горе, горемычный, стыдливый рак,
или просто крестовый дурак, козырёк с усами.
Корабли - на мели, между рифмами правд и врак;
баловник - на балу, опоясанный парусами.
Океанами и лесами - до полюсов,
полюсами - в открытый космос, к межзвёздной пыли,
чтоб однажды Фемида, стряхнув эту пыль с Весов,
в одночасье прозрела и вспомнила "жили-были",
деда, бабку, детишек, - целый фотоальбом:
пожелтевший от времени, выцветший, ветхий, новый.
Возлюбив сотый камень своим толоконным лбом,
я от искры зажгу благодатный огонь сверхновой.
Май 2015
Эпитафия себе самому (II)
Верил недолго, но - пламенно, до костров:
богоподобье феникса - в куропатке,
что раскопает под пеплом скрижали строф,
озаряющих тьму сильнее любой лампадки.
В них нет ничего - ни молитв, ни Господних дел, -
кроме жизни (да и той - напоказ), перешедшей в камень;
так проказник ли, прокажённый ли, - разглядел
потолок до того, как дожди снизошли плевками.
Разглядел, как над пропастью ложь, поджидая серп,
колосилась вовсю, предвкушая родиться хлебом.
И, танцуя пожар, осветил, как смешон и сер
мир, затерянный в космосе между бескрайним небом.
Май 2015
Archer
Впереди - цель:
впереди - грудь.
Позади - цепь,
на цепи - ртуть.
Впереди - дым,
впереди - кровь;
позади - дом,
да вокруг - ров...
Перейди вброд!
Освети грань!
Разруби бред!
Возведи Грааль!
Раз огни гор -
рабский крик рук, -
разогни горб!
Разомкни круг!
Породи мир!
Примири род!
Разведи сад:
посади плод,
прореди суть,
оборви ложь,
чей цветок - суд,
лепесток - нож!
Семена жги,
и - танцуй, ветр!
Семьи - наш гимн!
В этом - суть вер!
...Но опять - в путь,
ибо суть - вспять.
Жизнь стряхнув с пут,
раб умрёт спать:
у ворот - враг,
поутру - бой.
Мёртвых рек мрак -
рек живых боль...
18-19 мая 2015
Fort von allen Sonnen
Wie trosten wir uns, die Morder aller Morder?
Friedrich Nietzsche*
Не за горами август, празднество урожая;
зелень затянет милю, милостыню, молву.
Город со вскрытой верой корчится, угрожая
осеменить туземцев: всех под одну халву.
Выигрывать в лихорадку ради святого лиха,
вывести на свет божьей коровкой новых телят,
дать молока и травки, выкурить с губ "meine liebe",
либо - залечь в руинах: археологи отделят.
Город лежит в руинах будущего. Звериный
энтузиазм науки едрит свой гибрид с умом,
растягивая эпоху в абсурдный многосерийный
моноспектакль о времени, человеке и о Самом.
Но сцена вздохнёт о пыли. О том, как кобылы были
не суженные доспехом, не ряженые войной:
о том, как пахали землю, а после - копытом били
о землю, во благодати взрыхлённую тишиной.
Город - уже не сказка; во лбу расцветает каска.
Маленький принц - в прицепе: он ценит прицел в лицо
и панцирь от поцелуев, - а пастырь перцовый адской
чесоткой изводит пальцы рвануть, обручить кольцо.
Вектор, раздутый ветром от дури к грядущей буре.
Цеце, раздаваясь в ухе слона, сгинет без следа
в эритроваренье армий, на горьком соку цибули,
расклёванной в звёздных войнах страшным туда-суда.
Город, гремящий в горны. Гордость в горящем горле -
горе для онтологии, онколог не сковырнёт.
Горыныч, свернувший шеи в горах, утонул в кагоре,
во истине "видит око - да натрезво зуб неймёт".
А марши восходят к Маше, на штык нацепив сомбреро
нимбов; схлестнулись в танго танкисты и Фредерик...
Но Бог ли играет в кости? - С двойным переломом Вера
Инкогнита умирает: асфиксия от вериг.
Май 2015
_____
* Как утешиться нам, убийцам из убийц?
Фридрих Ницше (нем.)