- Человек питается не хлебом, вином или утренней кашей.
- И проживи хоть сто лет - сильнее и крепче не станешь.
- Именно, - дополняет четвертый голос. - Человек создает себя сам. Вытачивает свой дух в сражениях против целого мира. И если достоин и смел, то, как скульптур безжалостно отсекает всякую слабость, и тогда даже тело вслед духу становится крепким как камень или железо.
Теперь голосов намного больше четырех. Возможно около сотни.
- С тобой трудно, ты знаешь?
- Ты умираешь слишком часто. Но сильнее все не становишься.
- И вряд ли мы сможем помочь на этот раз.
Эхо. Эхо. Эхо разносится внутри обгорелого черепа последнего из рода Торриев.
- Следы огня поправимы. Огонь - это наша стихия. Ибо мы и есть огонь, потомок, - звучит многоголосое море.
Ведь огонь горел там, где появился первый человек. Огонь пылал, пока этот человек спасался от холода в изначальной тьме, кутаясь в звериную шкуру. Огонь дарил свой жар, чтобы превратить хаос железа в правильную форму меча. Огонь - наш самый старый союзник.
- Но эта рана в твоем животе... Ее мог бы вылечить только Seflaxus, или те, кто ему служит.
- Мы приведем их к тебе.
Слишком мало ударов сердца.
- ...мне казалось, Император вам только мешает. Может, оставим его здесь? - совсем другой голос. Высокий, безразличный.
- На стол! - противоречит следующий.
Звенят освободившие место затейливые инструменты.
И опять слепящий свет прямо в глаза. На этой сцене Императору в его новой роли мертвеца он совсем не нравится. Свет также не нравится нависшему сверху существу. Известно, что 'Прекрасной' Ио назвала себя сама. Человеку ее неописуемый облик скорее отвратителен и вряд ли может вызывать восхищение, но людские каноны красоты Прекрасную Ио волнуют мало...
Стормо воспринимает происходящее не замкнутыми глазами и не ушами полумертвого черепа. Стоя по пояс в мрачном сне, он знает, а не наблюдает. И даже больше - все прежние методы восприятия мира кажутся ненадежными. Требующими проверки.
На каком этапе и каким это образом обветшалый балаган оптических и акустических эффектов, известный под именем 'жизнь', превращается в догмат, что так трудно подвергается сомнению? Пожалуй, с подобного вопроса начинают создатели любой философии. Ведь границы слишком тонки, призрачны. Стоит лишь запрокинуть голову поздней ночью и вдохнуть аромат непостижимого звездного неба, как тут же понимаешь, о чем идет речь.
Ха-аа...
И именно так чувствует себя Стормо - высоко во тьме на вершинах башни своего фамильного замка, запрокинув голову в звездную ночь. Реальность тут пропадает, растворяется и кажется ерундой. И потому он уже готов принять в себя более чем вечную, неопровержимую смерть.
Чьи-то тонкие музыкальные пальцы размыкают его кишки, возвращая в подобие сознания неумолимой удавочной болью. Пальцы хватают Стормо за шкирку, как утопленного котенка, выдергивают его из черной тесной жижи.
Пальцы проникают в области спазмирующей сердечной мышцы, изучают топографию внутреннего устройства. Какая близость... Она кажется почти интимной.
- Повезло, что здесь есть все эти инструменты, - звучит спокойный без дрожи голос.
Хотя даже Стормо знает, как безнадежно выглядит его мертвое тело. Меньшим чудом будет взлетевшая муха, предварительно размазанная по стеклу. Стормо, как вскрытый ящик для подтекающих органов; смесь деформированных костей и негодной плоти.
Но в голосе звучит непоколебимая вера. Нет, не в чудо. Оставим чудо слабым. Вера в то, что человеческий организм всего-навсего анатомический шкаф сложной специфики. Нужно лишь расставить ингредиенты по своим полкам, пустить электричество в затухшее сердце, и тогда произойдет не волшебство и магия, а необходимая справедливость физического мира.
По крайней мере так говаривал Сефлакс...
Но владел ли великий механик иглой, хирургическим пером и придерживался ли сам того опасного мнения, что человек биологическая, но все же 'machina'?..
Катастрофа сердца - рушатся внутренние башни, ломаются незримые стены; могильный холод, преодолевая рвы, таранит ворота. У последней черты держит оборону фигурка Стормо с обломком меча. Судорога охватывает обнаженное тело со вскрытым животом. Его нашли без всяких ожогов в соседней обгоревшей до копоти лаборатории, но сейчас нет времени разбираться в чуждом феномене.
- Разряд!
Вот это великий механик бы одобрил!
- Разряд! Разряд! Разряд!
Живительная искра мощностью в три единицы бодрит как пощечина. А выставленные тридцать семь яростных единиц любого подымут из могилы.
Слишком много ударов сердца.
- Держите его!..
Откуда в человеке столько крови?
Да уж, руки у Миледи Ректор по локоть в крови, и лицо у нее... Черт, жуткое у нее лицо!.. Замызганное красным, пополам обожженное, одержимое страстью по сборке человеческого механизма. Точно хищная птица железным клювом ковыряет мертвеца - острая сталь входит в мягкое, оставляя вместо следов швы серебряной нитью.
И все же,
- Недостаточно, - качает головой Миледи, отрываясь от внутренностей. - Он скоро умрет. Самое удивительное, что до сих пор не умер. Эта рана смертельна.
Через тонкие разрезы виднеются ткани, которые беспокоят Ректора больше всего остального. Затейливый прибор сообщает писком о невидимом. Побывавший здесь наконечник лезвия был сделан из крайне редких тяжелых металлов, что сами по себе излучают смертоносную гадость.
Миледи Ректор видела подобную рану не первый раз.
- Поражение будет распространяться по позвоночнику, пока не дойдет до мозга, - говорит она. - Мало кто из людей переживал подобное. Экспозиция - месяцы. Даже если он очнется, он умрет от боли.
Девушка птичьим взглядом смотрит на эльфов.
Требовать по итогам столетней войны половину эльфиек в рабство только для... известных целей было бы слишком глупо, ненаучно и противоречило бы нормам пюпитра. Это даже чересчур очевидно. Истина лежала в области опытов, о которых не особо любили говорить в магистрате, и диковатого слова 'вивисекция'.
- Нам нужна кровь эльфа, - говорит Миледи Ректор.
В составе искомой жидкости есть масса занятных ингредиентов - знает она.
- Вам нужна кровь эльфа, - подтверждает Аль.
Там, где хоронят павших в бою воинов ее народа, вырастают самые высокие деревья, а там, где упадет всего лишь капля из раны, наверняка вырастет хрупкий цветок - знает Аль.
- Именно так. Ложись рядом с ним на стол.
- Стой. Это нужно обсудить.
- Хорошо. Пусть ляжет твоя служанка.
Молчат. Эльфы вообще любят помолчать, когда от них требуется реплика.
Миледи Ректор раздраженно поясняет:
- Крови нужно не так много. Никому не навредит.
- Нам об этом известно.
Девушка с красными по локоть руками подымает хирургическую кисточку и тычет ею вперед подобно копью:
- Отличное время поторговаться ты выбрала, эльф. Думаешь, будет по-твоему?.. Рю-юу! Ложи ее на стол.
Спустя мгновенье девушка в недоумении оборачивается.
- Исполняй! - визгливо приказывает она, не понимая, что происходит.
- Я, пожалуй, откажусь, - пожимает плечами воин, скрывающий лицо. - Согласен. Это надо обсудить.
- Он же умрет... - растерянно опускает хирургическую кисточку Миледи.
И снова с прежней уверенностью:
- Тогда выйди! Это ты можешь?! ... Или нет, - приказывает девушка. - Выйди и выследи. Найди. Догони. Оторви голову.
Рю безмолвно кивает. Такая задача ему по плечу. Он будто шагнул в прореху пространства, исчезая из комнаты, ныряя в бездну лаборатории Фалавия Кота.
Мерцающая огненная шерсть свечей делает лица эльфиек похожими на лица недвижимых статуй. Хотя сам свет постоянно движется у границы черного и белого, пытаясь сожрать темноту, методично жует ее, но она, как кусок старой лошади, неподатлива даже самым острым зубам.
Наверное, Миледи Ректор просто не могла не попытаться. Ей было куда проще заставить, чем униженно просить.
Изогнувшись, как кошка, Миледи резко бросается вперед, хватая руку эльфийской принцессы, порываясь воткнуть в нее механическую иглу, и в голове ее напряженно циркулирует одна единственная мысль: 'он же умрет... он же умрет... он же умрет...'.
Непродуманный глупый план - заставить силой. И это все-таки странно. Миледи всегда рассчитывала наперед, соизмеряла, прикидывала. А тут... Что это с ней?..
За внешней хрупкостью эльфийской принцессы скрывалась гибкость, ловкость и более чем достаточная для женщины способность мышц к резкому движению. Она ударила ее не открытой ладонью, и не острыми золотистыми ногтями, принцесса ударила подобно воину - кулаком в лицо.
От резкости и внезапности этого удара у Миледи Ректор выступают слезы. Но она - дочь первого из лордов машиностроителей, а значит не может уступить так просто.
Второй удар намного сильнее предыдущего. Погрузившись в полусон, миледи оказывается на полу. Сдавленно вскрикнув, она упорно продвигается вперед на четвереньках, пока не утыкается головой в эльфийские туфли. И эта навязчивая мысль продолжает тикать в висках: 'умрет... умрет... умрет...'.
- Магические первоосновы давно предали эльфов, и поэтому волшебницы великого леса умеют владеть мечом и не только, - Аль спокойно улыбается. - Если вы попробуете дотронуться до меня еще раз без моего разрешения, я сломаю вам челюсть.
Принцесса грубо отталкивает Миледи ногой.
- Ты не понимаешь, кто лежит на столе, - говорит она. - Истинный маг должен был родиться среди эльфов. Он... Он... оскорбляет порядок нашего мира. Он противоречит всему. Нам бы стоило убить его прямо сейчас. Ты, королева севера, понимаешь, что означает для всеобщего будущего человек, владеющий магическими первоосновами? И не только для нас, но и для вашей 'науки'?.. Ты понимаешь? Не будь дурой, Миледи.
Миледи Ректор шумно втягивает воздух простуженным в подземелье носом. Устало проводит тыльной стороной ладони, оставляя на лице красные усы.
В другое время эти 'красные усы' могли бы показаться смешными.
- Твоя цена? - направляет Миледи все сказанные слова к изначальной цели.
- Цена? - Аль вскидывает изящные брови вверх. - О, эльфы всё знают о цене, которую приходится платить, когда ты становишься слаб.
Тем временем на столе для препарирования трупов Императора охватывает дрожь. Его обнаженное вскрытое тело кажется совсем худым и беззащитным, словно он был двенадцатилетним мальчишкой. Руки шевелятся сами по себе, звенят инструментами; глаза то и дело открываются, но в них нет ничего кроме пустоты.
Аль не замечает этой предсмертной игры.
- Цена... О, мы всё знаем о цене, - повторяет она. - Когда мы проиграли столетнюю войну, вы просто могли попросить земли и золото. Да-да, разве трудно было оставить побежденным каплю достоинства?.. Но вы люди-ублюди, не были бы собой, если бы не воспользовались нашей слабостью самым унизительным способом, - голос Аль обращается в злое шипение. - Вы попросили в рабство половину дочерей Великого Леса. Вы согнули нас, заставили открыть рот, накинули уздечку и стали править, точно лошадьми. Люди-ублюди...
Раздается стальной звон упавших на пол инструментов. Руки Императора блуждали во тьме - инстинктивно искали рукоять меча для последней схватки с Прекрасной Ио.
Эльфийка поворачивается. Долго и пристально смотрит на изувеченного человека, будто пытается разгадать нечто очень важное, но слишком недоступное.
Аль возвращает взор к неловко поднявшейся Миледи Ректор.
- А почему бы вам не нагнуться и не открыть как следует рот?
- Изволите шутить?
- Отчего же.
- Если я это сделаю, вы, наконец, мне поможете?
- Именно так.
Миледи удивленно хлопает глазами. Застывает в нерешительности. [И когда все-таки исполняет требуемое, то слышит звонкий хлопок от соприкосновения чьей-то ладони и нижней части ее собственной спины.] А потом у самого уха раздается томный шепот эльфийской принцессы:
- Остальное пусть дорисует ваше воображение. Очень жаль, что я не мужчина. Но я все же хочу, чтобы вы представили на мгновенье, хотя бы на маленький-маленький миг, что значит быть дочерью Великого Леса, которая вынуждена платить за слабость своего народа.
- Это все? Я могу встать? - отстраненно и холодно спрашивает девушка и, не дожидаясь, распрямляется.
И этот ее спокойный тон возможно спасает жизнь умирающего юноши. Внезапно разразившаяся буря из мстительной злобы медленно растворяется в чертах невозмутимого лица. Аль качает головой.
- И все же подумайте. Стоит ли оставлять ему жизнь. Я обещала помогать Императору в пути, и я ему помогу. Мы эльфы - не такие как вы, мы держим свое слово... Но за твои действия мы не в ответе. Если ты просто оставишь его здесь, я, чье короткое имя Аль, никак не смогу сохранить Императору жизнь самостоятельно.
- Просто отойдите от него на время, - добавляет вторая, имя которой Миледи Ректор уже успела за ненадобностью позабыть. - Вы избавитесь от того, кто вам мешает. И слово эльфа не будет нарушено.
- Именно, - подтверждает главная из эльфов. - Как вы люди говорите, послушайте голос разума, Миледи Ректор.
- Мы честно попробуем спасти его согласно данному слову, - продолжает вторая. - Но без вас, без силы Сефлакса, вряд ли что-то получится.
- Голос разума, Миледи. Да или нет?
Не дождавшись ответа, Аль подходит к столу. Почти нежно проводит рукой по щеке Императора и снова пристально смотрит на него, опять пытаясь разгадать недоступную ей загадку.
- Зачем он вам, Миледи? Без силы истинного мага он никто и никем останется. Обычный человек. Слабый и глупый. Так зачем же?
Где-то на хаотичном фоне метающихся мыслей, в подземельях ее многосложного разума, промелькнуло спокойное и отчетливое решение - 'в войне, которая возобновится рано или поздно, нужно истребить их всех'.
На столе не хватает места. Аль приходится лечь боком, положив голову на человеческое плечо. Она протягивает свободную руку, чтобы Миледи вскрыла ей вену и опять смотрит странным взором на Императора, словно Прекрасная Ио на своего очередного умершего любовника.
Среди царства теней Рю и сам не более чем тень. Скользкая, юркая, неуловимая.
Если бы у воина без лица был герб, то на нем обязательно красовалась бы многоножка. 'Средь серых стен будь серым, во тьме становись черным' - таков был бы девиз.
Бесчисленные коридоры, казалось, уводили к клокочущему сердцу земли. Стремительно продвигаясь по следу, Рю, верно, ушел в такую глубину, какой никогда еще не достигал ни один человек. Здесь лаборатория Фалавия Кота случайно соединялась со старыми гномьими шахтами, выдолбленными в камне.
Далеко внизу ему пришлось пройти сквозь пыльную комнату, где хранились сто семьдесят две младшие сестры механической куклы. Тщедушные тонкие тела их, пахнувшие безысходной грустью своего создателя и керосином, были развешены на специальных крюках. У многих отсутствовали конечности, некоторые распахнули реберные клети, так что виднелись их железные сердца на пружинном механизме, требующие завода специальным ключом. Третьи имели встроенное в тело смертоносное оружие. Для иных не хватило отдельных крюков и они ютились на одном, обнимаясь, и словно шептали друг другу на ушко девичьи тайны.
За той комнатой простирался необъятный лабиринт коридоров, но он нашел ее даже слишком легко. Может потому, что она и не пыталась прятаться.
Кукла, погруженная в себя, сидела в заброшенном гномами зале. Тонкий силуэт освещался огненными языками, что вырывались из доменной печи. Она занималась странным.
На коленях ее покоился простреленный во многих местах труп. Узкой рукой кукла сжимала и направляла шприц.
Шприц, механически всхлипнув, медленно набирал темноватой жидкости из тела умершего человека. Затем, полностью наполнив сосуд, она нашла под собственной грудью отверстие. Направила иглу под углом в перекрытие меж лоскутами колючей стали.
Будто хотела сохранить частичку великого Мастера в своем сердце.
Впрочем, возможно, то был посмертный акт любви меж существами: механическим и живорожденным.
Или может она желала принять в себя чужую смерть. Ловко подменить собою уже совершенную жертву. Изменить невозможное. Отдать себя вместо другого.
Или...
Хотя вряд ли ее мотивы в полной мере осознаваемы человеком.
- Эй, - окликнул Рю.
Воину без лица показалось невежливым убить куклу без предупреждения. Он не хотел завязывать беседу, но перекинуть пару слов вполне входило в понятия дуэльного этикета.
К тому же Меленима занималась чем-то явно интимным. Оторвать ей голову так сразу виделось совсем неловким, как например, удушить человека, застав того на ночной вазе.
- Не волнуйся. Обожду.
Она обернулась. Трубка в шее краснела от вздымающейся жары непрерывного горения ее внутренних органов. Пар со злобой окутал лицо. Верные признаки скорой атаки.
Украденного из болота мертвецов Фалавия она ласково положила у печи, словно пытаясь отогреть от смертельного холода. Меленима не желала больше говорить:
- Умрешь, - коротко пообещала она и пошла в бой.
Кукла смотрела на мир удивительным образом. Вместо объектов, красок и тонов она воспринимала векторы, пункты и уравнения. Ключевым точкам бытия внутри странного устройства ее сознания были присвоены буквы и соответствующие характеристики. И еще до того, как нанесла удар, кукла уже знала, что проткнет человека насквозь и из того, как из предыдущего, выльется вся функциональная жидкость.
Смерть была посчитана, взвешена и учтена. Она была плодом внутренних строгих уравнений, а значит являлась неопровержимой. От такой смерти не убежишь.
Первый вектор ее стальной ноги с силой врезался в пол; для лучшего соприкосновения скрытые шипы проткнули в камне углубления; второй вектор слегка согнулся. Последующий толчок происходил со скоростью недоступной взгляду. Можно было различить остаточные явления - искры с волос, белесые клубы перегретой воды, но не само ее тело, превратившееся в инструмент убийства.
Острие движению задавала рапира, схожая с большой иглой. Она то и встретила пустоту. По уравнению кукле положено было тормозить изумительное движение о точку жертвы.
А этой точки там уже давно не было.
- ...Нечестно! Обманщик! - успела вскрикнуть она до того, как поражение стало очевидным. - Трюкач!
Рю, как змея, таился где-то позади и сбоку. Ловкая рука ухватила волосы - холодный жесткий моток проволоки, искривший электричеством. Голову откинуло назад, меняя расчетный вектор движения на стремительный полукруг. Собственная мощь раскручивала, словно на карусели. Раздался стеклянный хруст. Невыносимо детское лицо ее встретило стену.
Да, непогрешимое уравнение дало сбой. Точка реальности под номером N растворилась в прорехе пространства и появилась там, где быть ее не должно. Копье, не теряя момента, подсекло изящные, словно у циркуля, ноги, опрокидывая все остальное вниз.
Хотя маловероятно, что ошиблось само уравнение. Наука ошибаться не может. Просто уравнение было неполным, вдруг поняла Меленима. Чего-то в нем не хватало, но чего точно - времени разобраться не осталось.
И она вдруг заплакала, как маленькая тринадцатилетняя дочь Фалавия Кота в тот день, когда умирала от болотной трясучки. Но не от страха гибели - это умение в полную силу расцветает только у взрослых. Она плакала от обиды, что ничего не может поделать:
- Нет! Мне нельзя терять функционал!
Слезы у нее были крупные, черные; утекая вниз, они рисовали темные полосы на ее детском лице.
- Я не завершила то, к чему была создана!.. Мне нельзя...
В своем роде он был невероятным мастером, этот дерзнувший спорить со всем миром Фалавий. Влажные кукольные губы вздрагивали. Также содрогалось и горло, будто сглатывало подоспевшую смерть. От грубого удара искусная кожа местами лопнула, и треснувшее на части лицо искрило больше обычного, в бликах и отблесках странной влаги слез превращаясь в чудесное расплавленное серебро. Вторая составляющая - звук полурасстроенных мелодических молоточков, жалостливых нот, дуновение медных труб. Она плакала по-настоящему. Невыносимо по-настоящему. Индикатор истины - поднять ее за разбитое лицо и заглянуть самому в пугающую темноту механических глаз, где далеко внутри будто бы отражались смутные туманные луга древних земель, чистая холодная глубина вечного неба и что-то еще более странное, неясное, настойчиво требующее осмысления.
Рю долго смотрел в эту тьму, которая скрывала столь многое; завороженный тем, как она умела смотреть, будто пронзая. Поборов себя, он перевернул куклу на живот. Ему не доводилось еще убивать детей. Пусть даже фальшивых и поддельных.
Чтобы оторвать голову, необходимо было упереться ногой в спину, а обеими руками ухватиться за волосы. Зря Фалавий спроектировал те из прочной проволоки и цепей.
Шея сначала не поддается, голову приходится крутить, как сорняк, чтобы вырвать из почвы с корнями.
Звучит жуткое сочетание, состоящее из скрипа порванной стали, взрыва паровой трубки и разгерметизации. Словно кровавые брызги, болты и пружины вылетают в разные стороны, растекается горящая керосиновая слизь, через дыру в затылке вываливаются скопища шестеренок. И отделенная голова забывает, что можно не открывать рот, отчаянно тараторя, выпуская искры из ушей и глотая гласные:
- Н-жно сд-лать то, что завещ-л Фал-вий. Пока не п...здно... п-ка... не поздно... Н-жно... Нужно... н-жно...
Глаза мертвеют, трубка кровоточит черным маслом, колеса судорожно проворачиваются, точно пытаются отменить непоправимое прошлое. И все же последние слова Меленимы выходят до удивления четкими.
- Нужно победить истинное зло.
***
Стормо разбудил шум могучего парового двигателя. Шум просачивался через перину, медленно поднимался, забирался по невидимой лестнице в ухо. Тембр был успокаивающим, мягким и равномерным, и невольно закрадывалось убеждение (которое так любили в среде ученого магистрата): 'Человек изначальный предназначен жить среди механизмов'. Такого шума Стормо никогда не слышал, потому что никогда не ездил на поездах.
Сначала Император продолжал притворяться, что спит, проверяя слухом - а есть ли в комнате опасность? По-детски: будто закрытые глаза могли быть причиной, по которой враг все еще не атакует.
Стормо с трудом разлепил губы, уже зная - в комнате кто-то есть:
- Что случилось?
Это был воин, скрывавший лицо. Однажды в дороге Император спросил 'почему?', тот ответил, что болеет жуткой болезнью, и если Стормо увидит его лицо, то вряд ли сможет уснуть этим вечером. Хотя, наверное, по обыкновению врал. Он вообще мог сказать одно, а через час противоположно другое, будто немедленно забывал все, что с ним происходило. В нем как будто жило множество разных плохо уживающихся друг с другом людей.
Но на этот раз Рю рассказал честно:
- Обстоятельства вашего ранения остались нам совсем неизвестны. Но мы нашли вас, наверное, за фазу после того неудачного падения. Вы лежали на полу в обгоревшей комнате совершенно голый. И к тому же в странной позе. Раны вашей не было поначалу заметно. Миледи Ректор даже посмеялась, мол, что это вы тут делаете совсем без одежды. Она еще памятовала о кукле для любви, что собрал Фалавий Кот... А вы все не вставали и не вставали, милорд...
Мысль о том, что Миледи Ректор насмехалась над ним, пока он валялся голым на полу, показалась Императору стыдной. И чем больше деталей добавляло его развитое воображение к композиции, тем больше мысль смущала. Он уже почти слышал ее звонкий смех.
- Ты долго шел к этому, Стормо... - пробормотал Император под нос, краснея.
Рука набрела на лицо, задумчиво изучая поверхность лба.
- И вот, наконец, ты взобрался на вершину своего убожества.
- Скорее уж Стормо Бесполезный, - слабо улыбнулся юный правитель.
- Но вы все еще живы, - напомнил воин. - Мастера благоволят вам, сир.
- Если какой Мастер и благоволит мне, то это тот Мастер, что заведует идиотами.
- Вижу вас не переспоришь, сир.
Стормо с любопытством глянул на собеседника, будто по-новому. Уж не издевается ли? Хотя вряд ли что-то определишь по внешнему виду человека, который скрывает лицо.
А еще такому трудно довериться.
- Вам подарок от Миледьи.
- Какой еще подарок?..
До того как тот успел произнести: 'Взгляните на свое плечо', Стормо уже понял, о чем идет речь. Он слишком привык к тяжести на плече, и потому не заметил, как проснулся. Серебряный знак ведущего легионы красовался на прежнем месте.
- Город мы покинули, - пояснил Рю. - Доброе отношение его жителей нам теперь совсем ни к чему.
- Спасибо, - не зная, что тут можно ответить, сказал Стормо и почему-то спросил. - Ты их убил?
- Я нанес три удара. По одному на каждого, сир Император, - доложил советник. - Задания проверить пульс не было. Предполагаю: двоих непременно ждет могила, а третий, если и выживет, никогда не достигнет прежней боеспособности. Спасибо же стоит сказать Миледье Ректору. Ее распоряжение.
Стормо без интереса кивнул. Он не стал спрашивать, сколько провалялся без сознания. Щетина на подбородке была намного длиннее обычного. Он слегка подтянул непослушное туловище руками, принимая на четверть сидячую позу. Теперь можно было рассмотреть окружающий интерьер.
Поезд 'Железная Стрела' сира Белли ничем не уступал в роскоши тем, которые бороздили Империю. Медный рукомойник, звериные шкуры, шкаф из красного дуба, керосиновые светильники. Всему этому выступало контрастом только окно; из него взирала трясущаяся темнота подземного тоннеля.
Сир Белли оказался щедр, или (что скорее всего) вагон первого класса попросту пустовал, потому как мало кому был по карману. В общих вагонах наверняка царила атмосфера обычного скотного загона. Душная, тесная и отвратительная.
- Ректор наверняка будет рада вас видеть, - добавил советник, будто без шуток.
Отказавшись от излишней помощи, Стормо откинул одеяло, обнаружив на себе белую ночную рубашку и такие же штаны, едва доходившие ему до колен. По искреннему убеждению Стормо полагал подобный наряд достойный разве что девицы. Ведущий легионы в таком не спит. Мысленно примерив опочивальное одеяние, например, на грозного Горака, император краем губ улыбнулся.
- Думаю, прежняя одежда сгорела в обстоятельствах вашего ранения, сир Император.
Стормо меланхолично вздохнул. Попытавшись встать, он ощутил болезненную слабость. Внутри живота словно бы что-то скрутило, сжало, создавая горячий неприятный шар.
Равномерно покачивающийся пол не хотел держать его. Пришлось поначалу опереться на советника. С посторонней помощью он выбрался из каюты.
Округленная дверь из клепаного железа увела в коридор. А коридор в общую каюту.
Миледи Ректор разлеглась на одном из изящных кресел. На ней было похожее на императорское облачение, только с большим количеством кружев (в голову Стормо закралась очередная стыдная мысль). Закинув ноги на стол, она методично мучила яблоко зубами.
Большой пальчик ступни раскачивал повисшую в воздухе туфлю. Рядом на столе дымился стеклянный стакан в железной подставке. Жидкость пахла травами.
- Доброе утро, - машинально бросил Стормо. Но потом темное окно каюты напомнило:
- Или что сейчас?.. Вечер, ночь, день?
- Полагаю все же утро, мой Император. Приветствую вас... - Миледи сочно впилась в яблочную плоть с новой силой. - Эй, дурак! Помоги уже Императору сесть. Ему нельзя долго стоять.
Стормо предупреждающе поднял руку. Уж сесть он сам как-нибудь сумеет. Рю, слегка поклонившись, вышел.
- Расстегивайте рубашку, сир.
Император со вздохом исполнил.
- Следов нагноения нет. Хорошо, - одобрила Миледи.
Стормо изучал ветвившийся, словно чужой, шов. Палец прогулялся по излому кожи вверх, вдоль волнистых ребер и там, слева, нашел еще более чужеродное - торчащий кусочек железа. Будто гвоздик без шляпки забитый и крепко засевший меж костей. Не вспомни он, как горел заживо, удивился бы сильнее. Теперь эта мелочь была воспринята со спокойствием мертвеца:
- Это еще что? Зачем?
- Зачем-зачем. Чтобы бодрить ваше сердце по утрам крепким зарядом электричества, Милорд, - хихикнула Ректор. Последний раз укусив яблоко, она беспечно отбросила его за спину. Огрызок шмякнулся в толстое стекло иллюминатора и оставил на нем влажный след, а затем ушел в неведомое - за тумбу из красного дуба.
- Пусть это вас не беспокоит. Контактный сердечный штырь - вынужденная мера. Погрешность при операции. Со временем его можно будет удалить.
- Вы спасли меня, я помню, - сказал Стормо и недоверчиво прикрыл контактный сердечный штырь ночной рубашкой. - Только вот в чем причина вашей доброты? Это странно...
- Причина? - Миледи Ректор склонила голову набок, а потом рассмеялась пришедшей в голову мысли. - Надеюсь, вы не думаете, что я вас тайно влюблена, сир Император?
- Нет, что вы. Я вовсе не...
- Вы невероятный феномен, - прервала она. - Стоит ткнуть вас ножом, как раскалываются на части механические устройства и кругом гаснут фонари. Вас должно изучать и исследовать. Такими феноменами, как вы, не разбрасываются по сторонам.
Миледи Ректор опасно наклонилась вниз, нащупывая и подтаскивая рукой свой дорожный саквояж. Раскачивающаяся на ноге туфля замерла в хрупком равновесии. От исполнения трех задач одновременно фраза разделилась паузами вздохов и скрежетом подтаскиваемого ящика:
- У меня... есть... к вам вопрос, Император... Эта кукла... что-нибудь говорила?
- Помню, она сообщила, что Фалавий Кот знал, как преодолеть пределы.
- Оттого что Фалавий Кот был шарлатан, - она, наконец, подтащила саквояж ближе.
'Какого черта!' - хотел сказать Стормо, но вышло лишь глухое недоразумение звуков. Но потом все-таки взяв себя в руки:
- Какого черта вы взяли это с собой?!
- Как? И оставить варварам Оста подобное изобретение? - возмутилась Миледи Ректор. - Сиру Белли мы отдали лишь тело, сказав, что голова уничтожена. Честно говоря, я и из тела вынула все, что было возможно. Если хотите знать, по-моему Сира Белли интересовала именно она. Возможно, этот проходимец догадывался об истинной цене подобного изобретения. Наверное, собирается кому-то продать, и скорее всего уже имеет покупателя. Да только вот их ждет неприятнейший сюрприз...
Стормо с усилием отвернулся в сторону. Даже сейчас лицо механической куклы страшило живостью. Блестящие пуговицы глаз, приоткрытые губы, готовые объявить приговор. Только треснувшая стеклом кожа напоминала о фальшивости.
- Это ее сердце... - Миледи Ректор запустила еще раз руку в дорожный ящик.
Сердце - сшитые меж собой лоскуты стали, о которые легко можно порезаться. Оно со звоном уперлось в стол, оставляя пару капель. Сердце слегка подтекало темноватым 'соком'.
- Кстати, хотите 'чаю'? - девушка махнула рукой в сторону кипевшего стакана, пахнувшего травой. - Не знаю толком что это. Но, говорят, в городе Дитлице все пьют эту дрянь.
Стормо, стараясь не смотреть на механическую голову, вежливо отказался.
- А это какой-то регулятор... Так сразу и не скажешь, зачем он там нужен.
Саквояж казался бездонным. Миледи разложила в ряд еще несколько деталей, а при изъятии последней показался тряпичный край. Миледи не брезговала держать внутренности механической куклы рядом со своими платьями. Или, что скорей всего - это как раз платья служили для большей сохранности трофеев.
С удовольствием поглядывая на сокровища, Ректор начала рассказ:
- В Осте я встретила одну попрошайку с механической рукой. Та рука была удивительнейшим чудом, такого искусного механизма я не видела никогда. Это было... было... будто дар из далекого-далекого будущего. И в такой дыре? Откуда? Но потом при ближайшем рассмотрении все встало на свои места...
Ректор внезапно задумалась посреди слова, вращая в руках искусную стальную деталь.
- Миледи?
- Мой Император?
- Что встало на места? - пришлось спросить Императору.
- А?.. То, что Фалавий Кот был не только ученым и механиком... Фалавий Кот был прекрасным анатомом. Но прежде этого - магом и волшебником.
Октавия Белл Реле довольно откинулась на спину, и забытая ею туфля все-таки брякнулась вниз.
- Я поясню, - сказала она, выдержав паузу для пущего эффекта. - Не существует таких механизмов, чтобы полностью имитировать хотя бы действие обычной мышцы. Что уж говорить о полноценном существе... Эта кукла лишь кажется паровой машиной. Большая часть ее движущих элементов - мертвая плоть разных людей. Полагаю, использовался тот же ненаучный принцип, который поднимает всех этих гулей на наших с вами землях. Но только лишь для определенных фрагментов тел, пришитых к железному каркасу. Искусная, надо признать, работа...
'На моих землях' - хотел поправить Стормо, хотя Миледи вряд ли сейчас могла слышать что-то кроме собственных мыслей.
- Есть, впрочем, там механизмы, что делают ее движения сильнее. Да и ее разум, Милорд. Ее разум настоящий. Для него и нужны паровые поршни... С одной стороны это фальшивка, с другой же - грандиозная машина, - Ректор посмотрела ему в глаза, наматывая кончик волос на палец. - Сочетание силы пара и волшебства, мертвой плоти и железа. Разве такое возможно?..
- Может быть, он просто хотел дать ей жизнь и не важно какими средствами? - предположил Стормо.
- Шарлатан! - строго вынесла вердикт Миледи. - Опираться на волшебство. Он что эльф из дикого леса?
Стормо не стал спорить. Он подтянул к себе 'чай' и подозрительно принюхался. Напиток востока все-таки чем-то привлекал.
- Жаль не удалось добыть механическую руку той девочки, - нахмурилась Миледи, что-то вспоминая. - Надо было быстрее отпилить. До того как пришел мерзкий старик Касиус Риг. От мертвой плоти в руке наверняка уже пошло нагноение и заражение. Еще неделя и попрошайку уложат в канаву.
Император с удивлением оторвался от кружки с кипятком. 'Чай' обладал странным притягательным вкусом.
- Как благородно, что вы хотели кого-то спасти.
- Великий Мастер, конечно нет! - закатила глаза Миледи Ректор. - Какое мне до нее дело. Мне интересна сама рука. Как мертвая плоть повинуется живой?.. Вот вопрос.
Девушка перевела взгляд, обнаруживая, что на одной из лежащих на столе ног не хватает туфли. Непокрытая длинными локонами тонкая бровь приподнялась, решая внезапную загадку - 'Куда это подевалась обувь?'.
- Кстати, милорд... Забудьте о том, чтобы сражаться на мечах, бегать или поднимать тяжелые предметы - смертельный исход гарантирован. Кое-что внутри вашего тела пришлось ампутировать... Вы даже не представляете, какая у вас там каша. Даже нервное волнение может плохо кончиться. А еще вам теперь похоже понадобится трость.
Тон был спокоен и беспечен. Так сообщают о погоде на улице.
Стормо поднял резко помутневшие глаза - он ведь забыл надеть очки, всегда собиравшие изображение в фокус. Картинка мира выглядела так, будто он смотрел на нее через обычное грязное стекло... Миледи Ректора отвлекла деталь механической куклы. Лоскутное железное сердце. Рассматривая вещь, она уже успела позабыть о нем и только что сказанном сущем пустяке.
- ..?
Она что-то спросила, но он ее уже не слышал.
Верно, иные слова попросту не могут уложиться в сознании. В них невозможно поверить сейчас и сразу. Вот и Стормо пролепетал в ответ несуразицу, да и застыл.