Андрюшин Владислав Викторович : другие произведения.

История развития экзистенциально-гуманистической психологии на постсоветском пространстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована на сайте hpsy.ru 21 августа 2006 г.

Мне хотелось бы представить здесь истории 'встреч' учеников с Мастером, истории 'Пути' в экзистенциализм; в самой сути своей живые и непосредственные, драматические и одухотворенные. Ведь большинство специалистов, работающих сейчас в рамках экзистенциально-гуманистических подходов, пришли в них не случайно. Чаще всего это результат длительного самостоятельного становления и осознанного выбора, путь полный трудностей и творчества, вдохновенный и очень индивидуальный. Интересно было бы показать энергетику и притягательность подхода, его идейный 'нерв'; особенный стиль, который он вносит в жизнь каждого, кто решил ему следовать. Однако, отсутствие, за редким исключением, во встречающейся мне литературе необходимого базиса - целостного описания истории развития экзистенциально-гуманистической психологии на постсоветском пространстве привело меня к попытке преодолеть этот разрыв обзорной статьей, представив в ней результаты более чем 30-летнего периода становления.

Российские истоки

Экзистенциально-гуманистическая психология в России - явление, подготовленное самой историей этой страны, ее православными традициями, книгами ее лучших писателей (Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, В. Гаршин) и мыслителей, постоянно обращавшихся к вопросам смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, феномена веры (А.А.Козлов, В.С. Соловьев, Л.М.Лопатин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов (35), С. Франк, Е. Трубецкой, Р. Иванов-Разумник, М. Бахтин (3, 4), а также С. Булгаков, П. Флоренский, В. Вышеславцев, И. Ильин и В. Розанов (24)). Идеи Ф. Достоевского, Н.А. Бердяева и Л. Шестова и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов. Российское искусство всегда предполагало многозначность и феноменологичность (1), достаточно вспомнить музыку П.И. Чайковского, живопись художников-передвижников или российскую поэзию, особенно поэзию 'серебряного века'.

Психология широко преподается в семинариях и университетах дореволюционной России (15). К свойствам, характерным для большинства отечественных психологических концепций можно отнести холистичность, антропологизм, доминанту нравственных, этических проблем. Парадоксальность российской мысли и исторического пути науки в России позволяет уживаться вместе антагонистичным подходам в психологии (гуманитарному и естественнонаучному), которые, оппонируя, в то же время взаимно дополняют друг друга. Примером тому может служить эволюция идей Г.И. Челпанова от вундтовского эксперимента до разработки метода, близкого к феноменологии Гуссерля (39, 41).

Российская психология развивается под заметным влиянием религиозно-философского наследия, с его богатым опытом осмысления духовной проблематики (22). Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского, серьезная школа историко-философского анализа экзистенциализма продолжает свое существование даже в период расцвета СССР (25).

В российской педагогике начала XX века идеал ориентированной на личность гуманной демократической школы сформулирован И.И. Горбуновым-Посадовым. Такая школа по его представлениям строится на глубоком уважении к личности ребенка, любви, духовном единении и взаимном доверии, способности видеть в каждом ребенке не только отдельную личность, но и живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром. Ценности гуманистической школы отдельные отечественные педагоги продолжают развивать даже в период унификации и тотальной идеологизации образования Советского периода. К.Н. Вентцель настаивает на принципах цельности, единства и гармонии жизни ребенка в школе, желая видеть ее творческой средой развития свободного человека. Педагогическая система и практика В.А. Сухомлинского в 50-60-х годах, продолжая российскую культурно-педагогическую традицию, строится на доверии к детям, отказе от принуждения и наказаний, сотрудничестве детей и взрослых, творческом труде и нравственной свободе, предоставлении возможности выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятии ответственности за свой выбор (18).

Почву для современной российской экзистенциально-гуманистической психологии готовит целый ряд выдающихся отечественных ученых. Среди них - С.Л. Рубинштейн, в незаконченной книге которого "Человек и мир", поднимаются проблемы бытия человека, его жизненного мира, соотношения этики и онтологии, смысла жизни и других экзистенциальных вопросов (22, 23), М. Мамардашвили (26), Л.С. Выготский с концепцией 'вершинной психологии'. Феноменологическая, гуманистическая позиция (1) в описании психиатрических симптомов и синдромов, особом внимании, которое уделялось пациенту, в стремлении к пониманию его проблем, формируется психиатрами С.С. Мнухиным, В.Е. Каганом (13), С.И. Консторумом (14), А.М. Свядощем (36) и др.

Становление Гуманистической психологии в США и первые научные контакты с Россией

Гуманистическая психология, возникнув в США в конце 1950-х гг., в своем стремлении построить новую методологию познания человека, обращена, прежде всего, против господства в американской психологии того времени естественнонаучного механистического подхода. Именно с точки зрения пафоса противостояния с психоанализом и бихевиоризмом, характерного для этого периода развития психологической науки в США, можно понять сделанное Дж.Бьюдженталем сопоставление значимости возникновения гуманистической психологии с крахом феодализма, открытиями электричества или целого полушария Земли. Она явно противопоставила себя научной традиции, стремящейся свести психологию к изучению примитивных механизмов рефлекторного функционирования (22). В этот же период ряд европейских психологов развивают концепции, близкие в своей сути к гуманистическим, но именно в США, помимо идейно-теоретического дискурса, они преобразуются в широкое социальное движение, выходящее за рамки собственно психологии. С созданием в 1961-1962 гг. Американской ассоциации за гуманистическую психологию (АГП) и журнала "Гуманистическая психология" это движение оформляется в качестве самостоятельной официальной ветви психологии, ориентированной на высшие сущностные проявления человека (22). Отчасти такое драматичное развитие гуманистической психологии в США обусловлено общими социальными тенденциями того периода: пик движения в защиту гражданских прав, массовые демонстрации, марши протеста.

В конце 1960-начале 1970-х гг. гуманистическая психология в США переживает свой расцвет. В 1971 г. удается организовать выступление Стэнли Крипнера в Академии наук СССР. В своем докладе он отмечает общие с советской психологией точки зрения и подходы в исследовании сознания и потенциальных творческих возможностей человека. В 1972 г. с группой членов АГП он снова посещает Москву (9).

В России в этот период активно развивается одно из основных направлений советской психологии - деятельностный подход. Он не чужд гуманистической проблематике, как, впрочем, и остальные советские научные школы, открытые по отношению к ней. Именно в их русле формируются отечественные гуманистические концепции, не противопоставляясь другим школам и направлениям, как в Америке, а развивая и трансформируя существующие подходы (22).

К моменту основания в 1983 г. проекта советско-американского сотрудничества АГП с АПН СССР, из жизни уходит целый ряд признанных лидеров американской гуманистической психологии, таких как А.Маслоу, С.Джурард, Ш.Бюлер, Э.Сьютич. Тем не менее, в рамках этого сотрудничества пять делегаций АГП принимают участие в диалогах, обмене научным опытом и дружественных контактах. Состав делегаций довольно пестрый и включает не только психологов, а география их визитов ограничена преимущественно Ленинградом, Москвой и Тбилиси. В Москве основной принимающей стороной становится НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Поначалу это преимущественно односторонняя активность, более того, интерес к ней проявляет ограниченный круг учреждений, однако со временем советские специалисты тоже становятся гостями ежегодных конференций АГП (9, 22).

Экзистенциально-гуманистические идеи в отечественной науке и практике 80-х гг., первые встречи с Виктором Франклом и Карлом Роджерсом

В отечественной психологии 1980-х годов развиваются исследования мотивации и воли в парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) (20). Личностно-гуманистические подходы в образовании реализуются в педагогических экспериментах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинина и В.Ф. Шаталова (18). В 1984 году ученик А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко Федор Ефимович Василюк публикует книгу "Психология переживания" (в 1991 году переиздана на английском языке издательством Simon&Schuster). Впоследствии на основе теории переживания он развивает авторскую систему 'Понимающей психотерапии' (52, 57).

Интенсивность и качество контактов с зарубежными специалистами значительно возрастают со второй половины 80-х гг., когда Советский Союз провозглашает новую политику открытости, гласности, демократизации и перестройки. Духовная атмосфера перестройки, пропитавшая сознание безразличием и отрицанием прежних идеалов, травмирует массу людей, разрушая смысловые и ценностные ориентиры. Однако отечественная психотерапия 80-х г.г., в отличие от психологии и педагогики, развита очень слабо. Из методик, не считая медикаментозной коррекции, применяются преимущественно аутотренинг, рациональная психотерапия и гипноз: 'Идеи к чему стремиться и как работать не витали тогда в воздухе, а собирались по крупицам, как золотой песок, из прообразов психотерапевтической классики и отдельных редких встреч со звездами психотерапии. Это давало возможность хоть как-то прикоснуться к таинству душевного священнодействия, каковым воспринималась психотерапия' (27).

Настоящим 'событием' для российской психотерапии становится визит Виктора Франкла в Москву в марте 1987 года. Основатель 'третьей Венской школы психотерапии' привозит в Россию долгожданный 'иммунитет против нигилизма' - метод логотерапии (экзистенциального анализа) (38; 19). Он читает две лекции в Московском университете, на которые стремятся попасть множество людей из разных концов страны (1).

В этот же период у советских психологов появляется возможность непосредственно познакомиться с недирективным, человекоцентрированным (person-centered) подходом 'в исполнении' его основоположника - Карла Роджерса, предпринявшего две поездки в СССР (30). В сентябре-октябре 1986 года, по приглашению А.М.Матюшкина, К. Роджерс, вместе с Рут Сэнфорд и Фрэнсисом Мейси из Ассоциации Гуманистической Психологии, проводит два клиентских семинара в Москве и Тбилиси. Попасть на эти семинары было крайне сложно, драматичность борьбы за места на семинаре отметил даже сам Роджерс в статье об этой поездке (33). Акцент в семинарах сделан на гуманистическом образовании, индивидуализированном обучении и методах стимулирования креативности. Помимо семинаров, проходят две публичные встречи, позволившие почти 2000 специалистов познакомиться с клиенто-центрированным (человекоцентрированным) подходом к терапии, прикоснуться к 'зримой свободе в личности К.Роджерса'(28, 8). Четыре поездки в СССР совершает в то время и Томас Грининг (9).

Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов: 'Из таких встреч с К. Роджерсом и В. Франклом, А. Алексейчиком и В. Сатир, Г. Юновой и М. Форвергом постепенно вызревал путь [отечественных психотерапевтов] к своей идентичности' (27).

Самоорганизация представителей экзистенциально-гуманистических подходов: первые отечественные гуманистические Ассоциации

Визиты К. Роджерса и В. Франкла дают толчок к возникновению в НИИ общей и педагогической психологии инициативной группы за создание в СССР ассоциации гуманистической психологии. Осенью 1988 г. после встречи с М. Мерфи, директором Эсаленского института по развитию человеческого потенциала, из сотрудников Московского университета и Центра наук о человеке АН СССР, разделяющих взгляды и ценности гуманистической психологии, независимо от первой, формируется другая инициативная группа (22). Помимо общения с зарубежными коллегами, толчком к попыткам объединения послужила выпадавшая из сферы рассмотрения академической психологии растущая актуальность специфической психологической проблематики россиян, столкнувшихся с кардинальной ломкой жизненных ценностей и смыслов. Необходимо было как-то объединить психологов, проявлявших интерес к гуманистической тематике, видя в ней ресурсы и инструменты для осмысления и практической работы с жизненными проблемами современников.

Наконец в 1990 году, за год до развала СССР, благодаря усилиям В. Н. Цапкина, Б. С. Братуся, В. И. Щур, Ф. Е. Василюка и В. И. Слободчикова создана Советская Ассоциация Гуманистической психологии (АГП) (16). Она воплощает в себе мечту о распространении в профессиональной психологической среде гуманистических идеалов и ценностей, объединении исследователей и практиков, реализующих в своей жизни и профессиональной деятельности представления о духовности, свободе и целостности человека, условиях и путях обретения им полноты бытия, личностного здоровья и смысла жизни. Президентом ассоциации избран Б.С. Братусь, вице-президентами - В.Н. Цапкин и В.В. Майков, исполнительным директором - В.Г. Щур.

При Ассоциации начинают работать тематические секции, среди которых - секция христианской антропологии, секция гуманистической психотерапии и медицины под руководством В. Цапкина и секция экзистенциальной психологии и психотерапии под руководством Д. Леонтьева. Начинается работа над составлением сборника, основанного на материалах учредительной конференции Ассоциации, который должен стать ее своеобразной программной публикацией. Центр наук о человеке АН СССР в рамках научно-исследовательского проекта "Гуманистическая психология: история, методология и перспективы" выделяет Ассоциации средства на эту работу (22).

В 1991 и 1992 г.г. Советская Ассоциация Гуманистической психологии, совместно с Центром психологии и психотерапии (возглавляемым Ф.Е.Василюком), Сэйбрукским институтом (Сан-Франциско) и Ассоциацией гуманистической пси­хологии Великобритании принимают участие в организации первой и второй Международных конференций по гуманистической и трансперсональной психологии (16). Благодаря этим конференциям, российские специалисты знакомятся с такими выдающимися учеными, как А. Джорджи и С. Криппнер. В свою очередь, ряд представителей российской ассоциации (В. Цапкин, В. Майков, Д. Леонтьев) совершают поездки на конференции АГП в США.

Расширяется география российских научных центров, занимающихся распространением гуманистических подходов. В Санкт-Петербурге создается своя Ассоциация гуманистической психологии, которую возглавляет В.Е.Каган, в 1991 г. в Свердловске проходит региональная конференция-встреча по проблемам гуманистической психологии. В сентябре 1992 г. В. Франкл во второй раз приезжает в Москву и читает лекцию в МГУ. (22). В это же время по инициативе Ф.Е. Василюка начинает издаваться Московский психотерапевтический журнал (52).

Незадолго до АГП, в марте 1989 года, возникает Независимая Психиатрическая Ассоциация России (IPA - Independent Psychiatric Association of Russia). Причина ее создания - 'отсутствие прогресса в демократизации психиатрической помощи', поэтому основными целями деятельности Ассоциации становятся содействие гуманизации отечественной психиатрической науки и практики и правозащита. Широкое сотрудничество с множеством медицинских, психологических, правозащитных, религиозных, общественных организаций, СМИ и некоторыми государственными структурами направлено на очищение психиатрии и восстановления доверия к психиатрии и психиатру. Уже осенью 1989 г. НПА становится первой в СССР ассоциацией, принятой во Всемирную Психиатрическую Ассоциацию (37, 43).

НПА разрабатывает понятие новой научной парадигмы в психиатрии. Научно-практическая деятельность строится на основе признания фундаментального характера для психиатрии феноменологического метода в понимании Карла Ясперса (как первой ступени, предваряющей и предопределяющей все последующие), и интегрированности в само основание психиатрии концепции естественных прав человека (43).

Образовательная работа проводится по нескольким основным направлениям, среди которых: феноменологический метод как основа психиатрической пропедевтики; психологическая практика и психотерапия и другие. При НПА создается 'Общество клинических психотерапевтов' (М.Е.Бурно), проходят ежегодные Консторумские чтения, работают группа 'Философия и психиатрия' (Е.Б.Беззубова), психотерапевтический театр и регулярный Мелеховский семинар 'Психиатрия и проблемы духовной жизни' (Б.А.Воскресенский и З.А.Крахмальникова) (43).

С 1991 г. при поддержке Ассоциации выходит ежеквартальный "Независимый Психиатрический Журнал", с 1992 г. издается ежегодник "Пути обновления Российской психиатрии", с 1995 г. - "Информационный Бюллетень НПА", распространяемый бесплатно. (37). С 1992 года НПА проводит образовательные семинары и с 1996 года ежемесячные открытые клинические разборы ведущих клиницистов с публикацией стенограмм в журнале (43).

Первые крупные образовательные проекты

Начало 90-х стало периодом становления профессиональных ассоциаций и 'кружков' по интересам. Этот феномен, стимулируемый активными политическими процессами, идущими в стране, распространялся далеко за пределы гуманистической психологии. Активно развивались разнообразные сообщества, параллельно с официальной наукой существовали мощные неофициальные группы, вобравшие в себя наиболее активную и думающую часть научной интеллигенции. Они выявили мощный лидерский и интеллектуальный потенциал российских ученых, их высокие амбиции и перспективные цели. Однако период расцвета организационной, дискуссионной и научной деятельности был рано прерван экономическим шоком 1992 г., поставившим всех перед проблемой выживания, несовместимой с досуговыми собраниями по интересам (22).

С середины 90-х гг. на постсоветском пространстве производится активная подготовка целого ряда тренингово-семинарских проектов. Являясь прагматической реакцией на требования времени, они одновременно выполняют роль новых центров профессиональной консолидации психолого-психотерапевтического сообщества (22). В это время по всей стране проводятся семинары по гештальту, НЛП, психодраме, трансперсональной психологии. Периодически представители всех этих направлений собираются вместе на большие семинарские марафоны, такие как Смоленский и Кустанайский ежегодные семинары. Однако, помимо подобных эклектических программ в формируются и серьезные образовательные проекты.

Высшая Школа гуманитарной психотерапии

Избранный президентом АГП, Б.С. Братусь, через три года передает 'бразды правления' В.П. Криндачу, трансформирующему ассоциацию в 'бесплатный многопрофильный учебный центр, в основном ориентированный на практику, проникнутую духовностью'. По инициативе В.П. Криндача и Б. С. Братуся при поддержке АГП в 1994 году открывается Высшая Школа гуманитарной психотерапии. Отбор в Школу осуществлялся по критериям склонности к поддержке, сердечности, культурному и интеллектуальному уровню, и психологической выносливости. Отдельное внимание уделялось наличию у кандидатов в ученики некоторых 'почти врожденных черт', дарований ('нечто от Бога'), которые у терапевта 'либо есть, либо нет и не будет': сердечности, подлинного (а не профессиональный) интереса к людям. В. П. Криндач считал их определяющими успех терапии свойствами личности терапевта (каков ты сам), противопоставляя растущей популярности психотерапевтических технологий (как действовать). К ним же он относил 'швейцеровское благоговение перед жизнью', и 'глубинную полифонию' и 'терпимость к инаковому' (глубокую демократию по Минделлу). Ведущей идеей Школы, по словам В.П. Криндача является интегративное обучение психотерапии, как 'наиболее адекватный ответ на вакуум психологической культуры в стране'. По замыслу, преподавание психологии в Школе должно было 'несколько отдалиться от естественнонаучного подхода к психологии и несколько приблизиться к гуманитарному' (16).

Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп

В 1995 году, в Санкт-Петербурге на базе Института психотерапии и консультирования "Гармония" (созданного еще в 1988 г.) открывается первая трехлетняя программа Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп. Обучение в Школе ведется совместно российскими и западными специалистами. Программа построена на принципах экзистенционального и гуманистического подходов К. Роджерса, К. Юнга, А. Маслоу, Р. Ассаджиоли, В. Франкла, Ф. Перлза, Р.Мэя и др. (51).

Открытию в России Международной школы предшествовал длительный период подготовки. С начала 90-х гг. эта работа велась совместно Институтом психотерапии и консультирования "Гармония" и Trans-Cultural Network for Psychology and Education (TCN). В последующем проект Школы поддержал Uniterra Foundation (США). С конца 90-х годов в качестве спонсоров Международной Школы выступают Concord Institute (основатель сети TCN) и Uniterra Foundation, совместно с институтом "Гармония" (51).

Председателем российского попечительского совета Международной Школы Психотерапии становится член правления Института Психотерапии и Консультирования "Гармония", доктор медицинских наук В.Е. Каган. Виктор Ефимович, автор более 400 публикаций, активный куратор "Психологической Газеты", член Ассоциации Детских Психиатров и Психологов и член правления ее Ст-Петербургского отделения, вице-президент Независимой Психиатрической Ассоциации России, является также соучредителем и первым президентом (1990-1999) Санкт-Петербургской Ассоциации Гуманистической Психологии (59).

Помимо проекта Международной школы, Институт "Гармония" регулярно организует и проводит крупные ежегодные международные конференции, особенной популярностью среди которых пользуется 'Ежегодная международная конференция по разрешению конфликтов', множество семинаров с участием специалистов из США, Канады, Западной и Восточной Европы. Помимо этого, Институт организует первый в России Телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и родителей и впоследствии осуществляет подготовку специалистов и организационную помощь в открытии более половины существующих в России служб телефонной экстренной психологической помощи. Он становится крупным консультативно-образовательным центром, в котором обучаются специалисты со всей России и из-за рубежа. Качество образовательных программ Института "Гармония" получает заслуженное признание. Он становится действительным членом Консорциума психологических обучающих программ (США) (51).

Восточно-европейская школа практического экзистенциализма

В 1996 году начинается обучение экзистенциальной терапии в Институте гуманистической и экзистенциальной психологии (Литва), созданном учениками и последователями Александра Алексейчика (1), основателя восточно-европейской школы практического экзистенциализма, автора методов "интенсивная терапевтическая жизнь" и "экзистенциальная библиотерапия".

Учебную программу для Института разрабатывает проф. Римантас Кочюнас. Множество психотерапевтов из Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, России, Израиля и Украины съезжаются в маленький курортный город Бирштонас, ставший центром 'восточно-европейского экзистенциализма'. Первая группа завершает полную программу обучения в 1999 г..

География программ Института постепенно расширяется. В 2003 году на базе Института гуманистической и экзистенциальной психологии открывается 'Программа подготовки супервизоров'. В 2002-2004 г. совместно с Всероссийской Профессиональной психотерапевтической Лигой открывается образовательная программа базисного уровня 'Экзистенциальной терапии' в Москве, в апреле 2005 г. формируется первая учебная группа в Сургуте.

В 2000 г. в г. Бирштонас начинает работу Восточно-Европейская ассоциация Экзистенциалной терапии (ВЕАЭТ), объединяющая в странах Восточной Европы работающих психологов, пси­хотерапевтов и лиц других профессий, интересующихся экзистенциально-феноменологической психологией, консультированием и психотерапией. В 2003 г. ВЕАЭТ становится организационным членом Европейской Ассоциации Психотерапии.

Ученики А.Алексейчика распространяют экзистенциальное обучение и на юг России. Весной 1999 года в Ростове-на-Дону открывается Институт экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта, возглавляемый Семеном Есельсоном. Философски за Институтом стоят Хайдеггерианский экзистенциализм и российская религиозная философия (8). В отличие от слушателей Института в Литве, пришедших в экзистенциальную терапию уже с большим опытом научной и профессиональной деятельности, основными приоритетами слушателей в Ростове-на-Дону были скорее самоопределение, 'расширение горизонтов собственного бытия', мудрость. Многие из них до прихода в институт никогда не работали профессионально в сфере психологии. Такая особенность во многом определялась иным подходом к экзистенциальному образованию, определением его цели как 'расширение возможностей слушателей переживать, понимать, осмысливать свою жизнь именно как свою, единственную и неповторимую' (10). Одним из важнейших принципов базового курса обучения являлось самоопределение учеников в учебе и в жизни, и уже только во вторую очередь освоение терминологии, тематики и методик.

В 2002 г. в Ростове-на-Дону по инициативе Семена Есельсона при участии Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии начинает издаваться журнал "Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия". В журнале публикуются статьи экзистенциальных психологов и психотерапевтов как из стран, входивших в состав бывшего СССР, так и из других стран - Польши, Великобритании, США, Нидерландов, развиваются партнёрские отношения с издающимся в Великобритании журналом "Existential Analysis". С сентября 2003 г. журнал становится официальным международным изданием Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии. В том же 2003 г. в Бирштонасе появляется серийное издание "Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии", составителем которого становится Юлия Абакумова-Кочюнене.

Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества Д. Леонтьева

C целью поддержки, пропаганды и развития, а также дальнейшей интеграции всех направлений экзистенциальной психологии и психологически ориентированной философской антропологии: европейской (Л.Бинсвангер, М.Босс, В.Франкл, М.Бубер), американской (П.Тиллих, Р.Мэй, Дж.Бьюджентал, И.Ялом, С.Мадди), российской (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, М.К.Мамардашвили) в начале 2001 года Московское отделение Российского психологического общества, Российское гуманистическое общество, НПФ "Смысл" открывают Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества Д. Леонтьева (Москва). Директор Института - Д. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, член Совета Международного общества экзистенциальной психологии и психотерапии (ISEPP), автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности, в том числе книг "Очерк психологии личности", "Введение в психологию искусства", "Психология смысла", ряда популярных психодиагностических методик. Под его редакцией выходили издания на русском языке книг В.Франкла, Э.Фромма, А.Маслоу, К.Хорни, К.Левина, Г.Олпорта, Р.Мэя, Х.Хекхаузена и других авторов. В совет Института входят В.Е.Каган, С.Л.Братченко, А.Ф.Копьев, А.И.Сосланд и другие сильные ученые и преподаватели, благодаря работе которых он становится одним из крупнейших центров активного распространения и утверждения экзистенциализма.

Распространение и развитие подходов. Обучающие, издательские и контент-проекты

В 1998 году в России стартует первая программа обучения по авторской программе д-ра Дж. Бюдженталя "Искусство психотерапевта". Обучение происходит на базе Учебно-Консультативного Психологического Центра факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. С американской стороны организатором программы выступает Международный Институт Гуманистических Исследований (International Institute of Humanistic Studies). Эта программа появляется в России после длительной подготовки, начавшейся знакомством с концепцией экзистенциальной терапии Джеймса Бюджентала, представленной докладом Дэборы Рэхилли на 2-й Международной конференции по гуманистической психологии в Москве. После этого Дэбора Рэхилли и ее коллеги - Роберт Нэйдер, Ланир Кланси, Падма Кателл, и др., с 1993 по 1995 г.г. проводят в Москве серию семинаров. Накануне открытия обучающей программы в России, в 1997 г. российские психологи и психотерапевты знакомятся с самим Джеймсом Бюдженталем и другими американскими коллегами на российско-американской конференции "Экзистенциально-гуманистическая психотерапия" в Сан-Франциско (6).

Впоследствии в различных институтах открывается ряд программ по экзистенциальной терапии, разработанных учениками Дж. Бюдженталя. Например, программа С. Павловой и М.Л. Юдиной в Московском Институте психотерапии и клинической психологии, программа Е.П. Кораблиной в Институте Практической Психологии. С 2005 года учебно-тренинговая программа 'Искусство психотерапевта' (1987) д-ра Дж.Бюдженталя проводится на базе Агентства организационного развития в Киеве.

Из-за рубежа в Россию продолжают приходить новые подходы, открываются новые институты, такие как Российско-Австрийский Институт Экзистенциально-Аналитической Психологии и Психотерапии, созданный в 2002 году при участии Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International), Альфрида Лэнгле, австрийских и российских психологов и психотерапевтов. Впоследствии в Институте Практической психологии при ВШЭ, возглавляемом проф. А.Б.Орловым открывается программа, сертифицируемая GLE. Развивают практику и представители малознакомых российской аудитории экзистенциальных подходов, самостоятельно прошедшие обучение за рубежом. Так, например, Летуновский В.В. среди основных источников своего подхода называет фундаментальную онтологию Мартина Хайдеггера и идеологически близкую М.Боссу и В.Франклу экзистенциально-инициальную терапию Калфрида Дюркхайма (23).

Процессу развития и распространения подходов активно способствуют международные и всероссийские конференции. Среди них можно выделить самую известную и популярную 'Ежегодную международную конференцию по разрешению конфликтов', регулярно организуемую Институтом психотерапии и консультирования 'Гармония' (Санкт-Петербург) с начала 90-х годов. Среди прочих конференций стоит упомянуть 'Всероссийскую конференцию по экзистенциальной психологии' (Смысл, Москва), конференции "Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии" (HEPI, Бирштонас), "Экзистенциальные вопросы в психиатрии и психотерапии" (ВЕАЭТ, Латвия), и, наконец, Международную научную конференцию "Проблема смысла в Науках о человеке", посвященную 100-летию Виктора Франкла (Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, РГГУ, Москва).

Благодаря работе отечественных издательств, в частности, издательства 'Смысл', открывшегося еще в начале 90-х годов, лучшая профессиональная литература доступна широкому кругу наших соотечественников. Многим уже хорошо известны большинство зарубежных представителей гуманистической (Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс) и экзистенциальной психологии (Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Томас Грининг, Виктор Франкл, Джеймс Бьюджентал).

По мере роста числа представителей экзистенциального подхода, растет необходимость в тематических изданиях, доступности основных работ, расширении возможностей самообразования и профессиональных контактов. В ответ на эту потребность возникает концепция создания независимого интерактивного пространства, где можно бы было найти максимум информации о жизни экзистенциального и гуманистического подхода на пространстве бывшего СССР. Воплощением этой концепции становится сайт HPSY.RU, открывшийся в 2001 году и лидирующий среди тематических сайтов по объему опубликованных работ, охвату территории и популярности. На протяжении пяти лет на сайте формируется подробная подборка публикаций, содержащая более 1000 статей, книг, рефератов в открытом бесплатном доступе; обширная информация о мероприятиях и учебных программах. Отдельные проекты HPSY.RU - страницы, посвященные основным понятиям и основоположникам экзистенциального и гуманистического подходов, таким как Жан-Поль Сартр, Абрахам Гарольд Маслоу, Эрих Фромм, Карл Рэнсом Роджерс, Виктор Франкл. Сайт формируется как вспомогательное средство для 'факультативного самообразования' и формирования самостоятельного мышления. В связи с этим, редакция дополняет подборку публикациями по истории психологии, философской и христианской антропологии, гуманитарной проблематике; для полноты картины на сайте предоставляется слово оппонирующим авторам и критическим материалам. Главные участники этого проекта - авторы, издательства, практикующие психологи и психотерапевты, а также организаторы конференций, преподаватели ВУЗов и разработчики учебных программ, без поддержки которых он бы не состоялся.

Заключение

Экзистенциальная и гуманистическая психология успешно укореняется в российской среде, соединяясь с традициями психологической и философской мысли, она обогащается, развивается, встраивается в широкий культурно-исторический контекст. Активно развиваются интегративные подходы, характерные для российской психологической, консультативной и психотерапевтической практике. Среди них можно упомянуть триалогический подход (29, 31), возникший на основе классических разработок К. Роджерса в области клиентоцентрированной психотерапии (34, 30). Он развивается на базе Центра психологического консультирования Триалог (Москва), созданного в 2000 году по инициативе А.Б.Орлова. Формируется целый ряд отечественных школ гуманитарной направленности, развивающих идеи неклассической психологии (Л.С.Выготский, Эльконин Б.Д.; Асмолов А.Г.; Дорфман Л.Я.), органической психологии (Зинченко В.П.), иконической психологии (Генисаретский О.И.), христианской психологии (Флоренская Т.А., Ничипоров Б.В.), а также гуманитарной парадигмы в психологии (Братусь Б.С., Буякас Т.М., Василюк Ф.Е., Воробьева Л.И., Розин В.М., Пузырей А.А.), феноменологической психологии (С.Е.Олишевский) и многих других (22, 23). Так, например, Ф.Е. Василюк известен своими исследованиями в области методологии психологии, психотерапии и христианской психологии (52). Активно развиваются экзистенциально-ориентированные подходы (Леонтьев Д.А., Знаков В.В., Дорфман Л.Я, Лаврухин В.А., Никифоров О.В.) (23). Психология мотивации расширяется проблематикой выбора, свободы, воли, жизненных целей, перспектив будущего, возможностей, автономии и самодетерминации (21). Все эти подходы используют широкий спектр научных, культурных и духовных знаний - от классической психологии и философии до православной аскетики и других религиозных практик.

Отечественная гуманистическая парадигма образования, рассматривающая человека, культуру и социум в качестве основных источников формирования процессов саморазвития детской индивидуальности, способствует развитию личностно-ориентированных образовательных моделей (18). Вслед за Роджерсом (30) из сферы индивидуальной психотерапии и психологического консультирования в сферу образования активно вовлекается ряд представителей отечественной психологии, использующих более широкую гуманитарную парадигму. В качестве одного из ярких представителей этого направления можно назвать Братченко С.Л. Его стремление совместить психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации оформляется в идее гуманитарной экспертизы образования (5).

К 2005 году в Интернете формируется целый ряд сайтов, посвященных экзистенциальной и гуманистической тематике: сайты консультативных центров в Москве, Минске, Риге, Таллине, проекты LebensWelt, Phenomen.Ru, Акме, обновляется сайт Д. Леонтьева. Издается масса теоретической и методической литературы по гуманистической и экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, большинство психологических кафедр включают экзистенциальную и гуманистическую психологию в базовые учебные курсы; появляется популярная литература, кратко излагающая основные философские идеи подходов.

На фоне роста востребованности экзистенциальных и гуманистичских специалистов, популярности экзистенциальной тематики расцветает множество весьма неоднозначных и откровенно сомнительных подходов. Среди них - 'постмодернистские' попытки свести христианскую культуру к психотехнике 'духовного развития', лишь отдаляющие нас от возможности понимания ее существа; или провозглашение очередной так называемой 'интегративной психотерапии', смешивающей экзистенциальную и гуманистическую риторику, например, с профанированной 'каббалой'. Рискованные и чаще всего необоснованные подмены, выдающие странную смесь технических приемов за 'экзистенциальную' арт-, телесно-ориентированную терапию, энергетическое целительство, шаманские практики, или 'экзистенциальное' NLP - все это издержки появившейся моды на экзистенциальность. К подобной моде можно отнести поиски в new-age литературе новых 'техник экзистенциальной практики' - так называемых неуязвимости, перепросмотра и других. Здесь же можно упомянуть и искажение целей гуманистической психиатрии, развивающей альтернативные подходы к лечению и реабилитации больных, возникающее в саентологической антипсихиатрии, с ее агрессивным движением против психиатров и традиционных методов лечения.

Несмотря на широкое распространение и популярность, экзистенциально-гуманистическая психология и психотерапия в России стоит в самом начале своего пути. Исходный корпус идей, обогащённый культурной, психологической, философской, теологической традициями и терапевтической практикой, несомненно, еще не раз даст почву новым концепциям и подходам, как отечественным, так и зарубежным. Какими они окажутся и в рамках какой научной парадигмы получат наибольшее развитие, на сегодня определить сложно. Может быть и правда, что сегодня 'под названием экзистенциальная психология идет формирование нового философского праксиса'? (24)

Хочется закончить этот небольшой обзор словами Дж. Бюдженталя (42): '...меня волнует стремление многих выяснить то, в каких взаимоотношениях эти подходы пребывают по отношению друг к другу, в смысле попытки найти истину в последней инстанции. Каждый из нас смотрит на гору тайны с определенного положения, и описывает то, что он при этом видит. Иногда вы видите совершенно разные вещи, но, тем не менее, это все та же гора. По мере того, как мы слушаем друг друга, мы приобретаем большее ощущение целого, при этом никогда не охватывая его полностью'.


Литература

  1. Алексейчик А. Интенсивная терапевтическая жизнь. 1998.
  2. Баранников А.С. О формах интеграции экзистенциальной психотерапии в российскую психотерапию.
  3. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Работы 1940-х - начала 1960-х годов.-т.5.-М.: Русские словари, 1997.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  5. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (Психологические аспекты). М. Смысл, Первое издание 1999, 137 с.
  6. Братченко С.Л. Как это начиналось... Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России; из Книги Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. С.6-13. Эта глава также опубликована в сборнике "Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России"
  7. Бурно М. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, 2000.
  8. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К.Роджерса и Р.Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989, N 2, с.4-8.
  9. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. Вопросы Психологии, журнал, 1988.
  10. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону. Журнал Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, ?4
  11. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии 14 1993
  12. Зинченко В.П. Участность в бытии = Complicity in being: 1 междунар. конф. памяти А.Р. Лурии, 24-26 сент. - М.: Б.и., [Б. г. (1997)]. - Текст парал. рус., англ.
  13. Каган В.Е. Человек по имени Мнухин // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2002 - ? 2.
  14. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии.-М.: Минздрав РСФСР, 1959, 2-е изд.-1962.
  15. Кремлев А.Е. Анализ феномена христианской психологии в контексте современной церковной истории и психологической науки и практики. Попытка критического обзора. Москва 2004 г. МГППУ, ф-т психологического консультирования. Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии. Дипломная работа. Научный руководитель Василюк Ф.Е.
  16. Криндач В. П.. Ассоциация Гуманистической психологии. Начало разговора. Психологическая газета No 04 1997г
  17. Кузнецова Е. Джеймс Бьюдженталь. Интервью с Марией Сергеевной Павловой. "Мой Психолог" ?1 за 2002 г.
  18. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. Москва-Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
  19. Леонтьев Д.А., Вступительная статья к русскоязычному изданию книги Виктора Франкл Человек в поисках Смысла. Москва, Прогресс, 1990 г., 5. Эта статья была опубликована в еженедельнике "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" N 19/2001. Соч.: The Doctor and the Sopul: From Psychotherapy to logotherapy(1955); From Death-Camp to Existentialism (1959); Man's Search for Meaning (1962); An Introduction to logotherapy (1963); Psychotherapy and Existentialism (1967); Издатель (совм. с V. E. von Gebsattel, J. H. Schultz) Encyclopaedia of Psychotherapeuties (5 vols).
  20. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра. Сб. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. - Первое издание, 2002 - 343 с.
  21. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, ? 1. С. 15-25.
  22. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под редакцией Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. Москва, 'Смысл'. 1997.
  23. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики (материалы диссертации) Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова факультет психологии Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Научный руководитель: доктор психологических наук, проф. Леонтьев Д.А. Москва 2001
  24. Летуновский В.В., Есельсон С.Б. Экзистенциализм в психологии // Экзистенциальная традиция ?1 (http://existradi.com/)
  25. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. Рецензенты: доктор филос. наук П.С. Гуревич, доктор филос. наук Г.Я. Стрельцова
  26. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  27. Миккин Г. Риск быть психотерапевтом - риск быть самим собой. Психологическая газета N5(32) 1998 г
  28. Орлов А.Б. Неделя с Карлом Роджерсом // В кн.: Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. с. 204-208.
  29. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии, 2002, 3, 3-19.
  30. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса) // Вопросы психологии, 2002, 2, 64-84.
  31. Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования / Под ред. В.Я.Ляудис, Н.Н.Корж. М.: РПО, 1998. С.172-173.
  32. Поросёнков С.В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. Монография. Изд-во Пермского гос. ун-та. Пермь, 2002. 408 стр.
  33. Роджерс К. В мире советского профессионала// Журнал практического психолога, 1997, 3, 92-111. Перевел с английского Орлов А.Б. (С. Rogers. Inside the World of the Soviet Professional // Journal of Humanistic Psychology, Vol. 27, No. 3, Summer 1987, 277-304.)
  34. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58.
  35. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. Ташкент, Медицина Уз.СССР, 1985.
  36. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение.-М.: Медицина, 1982.
  37. Справка: Независимая Психиатрическая Ассоциация России. Психологическая газета No 6(33) 1998 г.)
  38. Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. Эксмо, 2002 г.
  39. Умрихин В. В. 'Идеогенез' и 'социогенез' науки в творчестве Г. И. Челпанова. Вопросы психологии ? 1 1994, с. 17-26.
  40. Шестов Л. Киргегаард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс, Гнозис, 1992.
  41. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996 Глава VIII Развитие психологии в России.
  42. Эволюция психотерапии. Том 3. 'Let it be...': Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма 'Класс', 1998. (Библиотека психологии и психотерапии)
  43. Сайты:

  44. http://www.aha.ru/~ipar/
  45. http://www.chelovek.org/
  46. http://www.dialogpsy.com/
  47. http://exist.ee/
  48. http://existential-analysis.ru/
  49. http://www.existentialtherapy-easteurope.lt/
  50. http://www.existradi.com/
  51. http://www.hepi.lt/ru/index.html
  52. http://www.inharmony.spb.ru/
  53. http://institut.smysl.ru/
  54. http://www.ipp.boom.ru/index.html
  55. http://www.letunovsky.ru/
  56. http://www.livejournal.com/
  57. http://www.pcnp.ru/
  58. http://pirao.ru/
  59. http://www.psy-edu.spb.ru/
  60. http://www.trialog.ru/
  61. http://www.zdes-i-teper.ru/

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"