Аникаев Владислав Анатольевич : другие произведения.

Проекции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ПРОЕКЦИИ
   или опыты мирской жизни
  
   Не претендуя на роль защитника истинного христианства и не набиваясь кому-либо в учителя, хочу разобраться и систематизировать свои помыслы, стремления и мотивации поступков, продиктованные восприятием той же апологетики и наставлений истинных учителей.
   Тех, кто найдёт в этих письмах намек на плагиат, могу известить, что мои покушения на повторение Истины, кем-то уже произнесенной, не есть криминал, ибо Истина, существующая вечно и независимо от наших интерпретаций, непостижима, и мы в состоянии воспроизвести только наше понимание её.
  
   Тезисы о счастливой жизни

"Христос есть жизнь,

и наша истинная жизнь

есть пребывание во Христе"

(свт. Василий Великий)

"Тот умеет хорошо жить,

кто умеет хорошо молится"

(блж. Августин)

  
   1. Воистину счастливым может быть только тот, кто верит, что после смерти он стяжает жизнь безмятежную. Те, которые верят в могильный мрак и прах, это и получат, но могут ли они быть счастливыми даже в этой временной жизни, цепляясь в ней за каждую удачу и удовольствие (срывая день, устраивая "пир во время чумы"), гордясь своей успешностью и зная, что потом ничего уже не будет? А что если будет, и светильники наши будут пусты и не готовы развеять вечную тьму?
   Материалистическая бравада о смысле бытия знакома нам с детства: "Чтобы жизнь не прошла зря, нужно построить дом, вырастить дерево и воспитать сына" меркнет перед христианским обетованием: "Спаси душу свою", которое превращает предыдущую установку во второстепенное правило, а, может быть, и в мешающий фактор для достижения главной цели. Если ты в своей "объективной" жизни не сделал ничего для спасения своей "субъективной" сущности и даже прожил по людским меркам праведно (например, был гуманистом-пацифистом, иудеем-фарисеем или строго следовали заповедям морального кодекса строителя коммунизма), не факт, что спасешься в жизни вечной. Для этого нужно еще что-то важное, а именно: Вера, вера в Спасителя, искупителя наших грехов и гаранта нашего спасения. Итак, Вера в жизнь вечную - необходимое условие нашей счастливой жизни.
   Излагаемые тезисы не есть Истина. Они являются лишь проекцией заповедей Господних на нашу повседневную жизнь и посвящены попытке раскрыть пути спасения во Христе, чтобы к жизни вечной подойти с душой покаянной и смиренной, предаваемой доверительно "в руцы" Господни.
   Возможно ли, что спасение души уготавливают и другие верования кроме христианства? - Не знаю, не пробовал, не верю что такое возможно. Кто хочет, пусть пробует. Для меня же, когда встал вопрос, каким путем пойти, какую жизненную опору выбрать, сомнений не было - выбор пал на веру наших отцов. Много поколений прошло этим путем, много авторитетных святых имен просияло, - и чем больше я погружался в православие, тем более крепла уверенность в правильности выбора.
   2. Люби Господа своего больше всего на свете.
   Ходи в Боге и под Богом. Будь рабом Его, рабом одного Господина, тогда над тобой не будет других господ, и ты познаешь истинную свободу, ту, которая внутри нас и всегда с нами. И будь ты даже последним рабом в этом мире, будешь выше тех, кто мнит себя твоим господином или начальником, а на самом деле является рабом многих обстоятельств, условностей, клятв, своих и чужих титулов, финансового и социального положения в обществе, своей гордости и прочих пороков и зависимостей. И если всё это от него отнять, то поднимется ли он до твоих высот в служении одному Господину?
   3. Люби ближнего своего и не имей врагов. Главный твой враг - ты сам. "Детки, любите друг друга, сия есть заповедь Господня, если ее соблюдаете, то и довольно" (Житие Иоанна Богослова, апостола Любви). А если есть кто-то, кому мы противны, то по заповеди Господней люби и их и всегда молись так: "Спаси, Господи, и помилуй ненавидящих и обидящих нас и не остави их погибнути нас ради грешных".
   4. Не предавай ни друга, ни врага, ни человека постороннего. Не предавай ни ради всеобщего блага, ни во исполнение служебного долга, ни по приказу, ни ради любви к ближнему своему, ни по его просьбе. Из всех видов предательств, пожалуй, можно оправдать самопожертвование (отнюдь не суицид, который диктуется нашим самолюбием и гордыней), но опять же на передний план выступают мотивы и цели такого поступка. И, конечно, самопожертвование святых мучеников - высочайший пример подобного самопредательства во славу Божью и в обетование нашего Спасения. Ну и уж совсем не сподобиться нам на предательство (на предание в жертву не себя, а самого дорого и близкого человека) во исполнение воли Божией, ибо невозможно достичь той высоты послушания воле Божьей, как готовности Авраама принести в жертву единственного сына.
   И самый главный анти-пример - предательство Иуды. Сам Иисус послал его на предательство: "Что делаешь, делай скорее" (евангелие от Иоанна). И это предательство стало началом нашего спасения. И хотя Иуда был всего лишь инструментом в руках Божьих, мы клеймим его позором две тысячи лет, потому что он не нашел в себе сил подняться из бездны своего падения.
   5. А ведь и Петр за одну ночь трижды отрекся от Христа. И хотя Господь предупреждал: "Кто отречется от меня перед людьми, отрекусь от того и я перед Отцом Моим Небесным", от Петра Он не отрекся. И мы Петра не хулим за эту слабость, присущую каждому человеку, так как вся его последующая жизнь - это восхождение к Господу и не только исполнением его воли и основанием церкви Христовой, но, прежде всего, покаянием. Говорят, что Петр до конца дней своих сокрушался и проливал слезы о своем невольном "предательстве".
   Простите и меня, люди добрые, от кого я по слабости своей вольно или невольно отступился и предал.
   6. Бескорыстно помогай другим, ибо Господь тебе всё вернет с избытком и не обязательно через тех людей, которым ты помог. Запомни: если Господу понравится, как ты распорядился своим имуществом, Он тебе будет доверять и впредь и в бОльших размерах. Более того, нашего личного на земле нет ничего: всё принадлежит Ему, и Он нам это сдает в аренду, во временное пользование. А значит, радуйся, что тебе доверено определять и перераспределять.
   7. Держи в тайне свою благотворительность и требуй этого от других, кто к ней причастен или был случайным свидетелем. Благое дело не требует огласки: известность в таких делах - уже награда за них в этой жизни, а истинная награда должна быть там - на небесах.
   8. Не завидуй и не злорадствуй. А чему завидовать? Показному богатству? - Человек, живущий в роскоши и кичащийся этим, достоин сожаления. Осмеять грех брата своего? - Не лучше ли свои грехи обличить?
   9. Не обличай человека, обличай грехи его. "Не судите, да не судимы будете"
   10. Не стяжай материального богатства, стяжай Духа Святаго.
   Нищий не тот, который ничего не имеет в кармане, а тот, кто завидует чужим доходам и сетует на свои расходы. Нищенство - это состояние души, а не достатка. "Не собирайте себе сокровищ на земле", а обретенным делитесь с другими.
   И в любом стесненном положении уповайте на Господа и на милосердие людей, которое Господь вселяет в наши сердца: "Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам"
   11. Как же тогда понимать заповедь блаженства: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное"? Нищета духовная - прибежище для духа Святаго. "Свято место пусто не бывает". И вселяя в свое сердце привязанности к артефактам и красивым вымыслам эпохи, мы не оставляем места для Бога.
   Как-то шли втроем после вечерней службы, и один из нас, заметив новое строение, предназначенное для каких-то коммерческих целей, обратил на него наше внимание: "Смотрите как быстро и красиво построили!" На что третий из нас, прихожанин Валерий, даже не посмотрев в указанную сторону, отмахнулся от сего артефакта: "А тебе надо его замечать? Проходи мимо, будто его и нет".
   12. Подчас приходится жить скудно. И неудачи в делах и помыслах преследуют нас. И болезни наши и близких наших наводят на грустные мысли. Это и есть искушение. Не отчаивайся и уповай на Господа. Претерпи эти испытания веры: "Просите и дано будет вам..."
   13. И привязанность к нашим привычкам и образу жизни, - это ли не добровольная кабала и потакание нашим слабостям? Некоторые и живут не очень сытно, но от ежедневного куска мяса (или колбасы, которую подчас и мясом не назовешь) не могут отказаться. Не голодай, но постись, ибо пост - это не только торжество духа над телом. Каждый православный пост - преддверие праздника и память каких-то событий во славу Господа, а, значит, скудный рацион вполне компенсируется духовным подъёмом не в ущерб физическому состоянию. Порой слышишь: "В наше время нечем поститься". Конечно, форель, семга, осетр и их икра - пища постная. Но это дорогой деликатес, а не пища всякого дня. И пост состоит не в том, что мы будем вкушать, а в том, от чего мы можем отказаться.
   И о физиологии поста.
   Мясная пища - безусловно, кирпичики для строительства молодого растущего организма. Но для организма состоявшегося - считай, продукт бесполезный, если даже не вредный: полезный разве что для раковых образований.
   С другой стороны, той же наукой проверено, что растительная пища - источник антиоксидантов, т. е. микроэлементов, препятствующих старению нашего организма.
   Не нужно забывать, что и постные рецепты могут вести к чревоугодию, а не к посту. Пост - прежде всего молитва и исправление себя путем отказа от вредных привычек и примирение с родными, друзьями и врагами, в частности, пост и постная пища позволяет одолеть культ еды в нашей ежедневной "праздной" жизни. И ни в коем случае, пост - не голодание, ибо пост - это тайная радость, ожидание праздника, к которому пост приурочен. Поэтому не должно быть кислых лиц и тем более личин. Нашего владыку Аристарха спрашивали: "Что же нам вкушать во время поста?", а он устало махнет рукой: "Да ешьте что угодно, только не ешьте друг друга".
   14. И храм Божий посещай несмотря на бытовые проблемы и соблазны мира сего, ибо нет на земле места ближе к Богу, как храмы и алтари. Гордыней и леностью опутаны люди, считающие, что им достаточно веры "в душе", и они понятия не имеют о таинствах спасения и приобщения к церкви Христовой, что ежедневно свершаются в храмах. Про этих людей можно сказать: "Нормальные люди в церковь не ходят", ибо они считают себя "нормальными" и по их понятиям, корни которых произрастают из воинствующего атеизма развитого социализма: "религия - опиум народа".
   Один такой "нормальный" и достаточно интеллигентного вида человек, видимо, для самоутверждения зашел в храм, и когда мимо него воскурили ладан, он его отождествил с вышеупомянутым "опиумом народа" и вопросил пришедших на службу прихожан: "Не, правда ли пахнет специфически?" Но шла служба, и никто на его исследования не отреагировал, и он поспешно ретировался из храма в свой "нормальный" мир, подальше от этих "психов и окуренных".
   А все верующие - люди не "нормальные". Мы все приходим в храм со своими "болячками", проблемами и грехами. "А кто без греха?..."
   15. Не исполняй эти правила (и другие) напоказ и формально и тем более лицемерно, от их исполнения должна быть польза для души. Запомни: все законы и правила писаны для блага человека, а не для того, чтобы его умалить и притеснить. Господь по этому поводу говорил: "Не человек для субботы, а суббота для человека", и еще: "Не уподобляйтесь книжником и фарисеям: они лицемерны снаружи и лживы внутри".
   Любые правила и законы обобщают человеческий опыт и как-то пролонгируют его в будущее, но всех жизненных ситуаций учесть не могут, и для разумного их применения мы имеем главный Божий дар - рассудительность, которая позволяет учесть большую совокупность возникших факторов и не построить собственное сиюминутное благополучие во вред своей душе и другим людям.
   Еще раз о смысле жизни
  
   1. В очередной раз услышим, что Господь создал нас по своему образу и подобию, то мы в лучшем случае лишь поморщимся от набившей оскомину истины. А ведь не для забавы и не для утехи Он сотворил нас и удалился на день седьмой от всех дел своих, как бы говоря: "Вот теперь вы Боги на земле и хозяева своей жизни. И не слабо ли вам будет творить волю Мою? Покажите, что вы горее (выше) всякого скота, что лишь плодится да вкушает от плодов Моих".
   А это уже не оскомина. Страх Божий нападает от такой ответственности. Строг господин, оделивший нас таким даром (талантом), и спросит же, как мы им распорядились.
   Вот и длятся дни нашей жизни, пока мы в состоянии творить дела и волю Божьи.
   А кончилось наше "творчество" и сопричастность к сотворению мира - пожалуйста, на весы: "Ужо поважим, чего было больше - Божьего или скотского".
   2. Да уж, "скотское" - нам только давай. А что есть "Божье"? - Неужели не ощутимо? - Так еще раз слушай притчу Господню "О богаче и Лазаре":
   "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
   Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
   Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
   И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём.
   Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
   Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
   Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
   Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются.
   Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят" (ев. от Луки).
   3. "Тот, кто считает свое достояние за свое достоинство, а о Боге забыл, воистину погиб". И никакие святые не вернут его на путь Спасения.
   4. Оказывается для сотворения Божьих дел для иудея достаточно слушать пророков, а для нас, христиан, путеводным является Святое Благовествование и жития и поучения святых отцов, что прошли тернистым путем ко Христу.
   5. Мы по своей природной ограниченности не можем в делах наших уподобиться Троическому Богу, как Творцу вселенной, и вочеловечившемуся Богу Сыну в его земной жизни, и даже всеславным пророкам и великим святым, стяжавшим Духа Святаго и именем Господним творившим дела Божьи. Но и наш путь, как проекция заповедей Божьих и поучений святых отцов, может послужить нам исправлением нашего "образа и подобия".
   6. А кому сил не хватит следом за Господом пройти на Голгофу, да спасет его вера в жертву Христову во имя нашего спасения.
   Да уподобимся Богу нашему.
  
  
   "Выбранные места из переписки с друзьями"
  
   1. Увы, изучение истории религий да и любая философия и история не приводят к вере. Скорее наоборот. Чем больше мы приобретаем знаний о мире, тем более возрастает энтропия и хаос нашего познания. Вкусив от древа познания добра и зла, Адам и Ева положили начало дифференциации знания и забвению полной картины мира, в котором они были поставлены творцами, а не пришельцами, которые бьются над вопросом: "как же всё это сделано?"
2. "Я к религиозным вопросам инфантилен".
Хорошо бы, если "инфантилен", но, наверно, "индифферентен". Ничего страшного в этом нет. Действие равно противодействию. Значит, и они к тебе также соотносятся. Как-то раз другу моему надоело рассуждать на эту тему и он уперто поставил точку в разговоре: "Всё окончится могилой". Но я решил оставить вопрос открытым и настоял на многоточии: "Ну что ж, кто во что верит, тот то и получит". Он как-то сразу потускнел, задумался и уже без задора прошептал: "Я тоже хочу спастись".
   А, знаешь, по нашим православным меркам у него получилось "спастись". Перед своей болезнью он "за компанию с сыном" покрестился (крещение сжигает все грехи, накопленные по жизни). Когда узнал, что жить ему осталось два месяца, запаниковал, но я ему позвонил и успокоил, что буду за него молиться, и он решил, что чашу ему уготовленную, надо с достоинством допить до дна. Затем он полностью приготовил к своему упокоению: вызвали священника и тот его пособоровал, исповедовал в тех грехах, которые все-таки его не оставляли, и причастил "тела и крови Господней". После этого он уже предал себя в "руцы Господни" и тихо угас.
   А скольких наших родных и знакомых перед смертью мучили бесы: "Ты наш, ты наш!"? А мы только посмеивались по телефону: "У перенса крыша поехала: моджахеды с автоматами к нему в окно лезут!" Суть не в том, в каком обличии бесы приходят, а приходят они, наверняка, в образе, который для нас наиболее страшен и может ввести в состояние безумного ужаса и лишить последней воли прийти к Господу. Про такие видения умирающих первоначально я прочитал у Серафима Роуза в его книге "Душа после смерти" и взял на заметку, но когда столкнулся с фактами, подтверждающими это состояние, страх на меня напал, страх Божий.
   А быть "инфантильным" (инфантильно - по-детски, "чистый лист") в христианстве - это первый шаг к Христу и вере. Христос говорил своим последователям: "Будьте как дети". И еще: "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное". Увы, мы далеки от непосредственного детского восприятия. И дух у нас не нищий, а забит всякими штампами и дурными привычками - для Христа места не осталось.
   3. "...обучение в так называемом Университете марксизма-ленинизма".
   Прошел и я эти "университеты". Правда, из-за желания преодолеть свою закомплексованность по части общественных наук. В конце концов, в период застоя надо было чем-то заниматься. И выбрал я "марксистко-ленинскую" философию. И тоже не жалею. Учителя были лучшие в городе и доброжелательные (считаю, что это главный критерий профессионализма преподавателя), да и пресс отметок не довлел. Словом, красный диплом за два года образовался как-то незаметно. Не скажу, что я стал апологетом партийной мысли, но мозги как-то зашевелились. Теперь бы я эту философию определил как материалистический рационализм и цинизм, но прежде чем через это перешагнуть, надо было в это окунуться.
   4. Наши корни и родословные, конечно же, шевелятся в душе, подчас наполняя нас то тщеславием, то какой-то исключительностью от всего мира. Думаю, главное наше наследство - это вера предков. Это нельзя предать, и все наши углы и шероховатости в вере Христовой должны сгладиться, ибо во Христе все мы - братья и сестры.
   5. О "карме" и прочем. В христианстве нет понятия "кармы". Это буддистское представление о бессмертии: если мы своей жизнью не достигли совершенства и не стали еще одним буддой (будда - не бог, он - солнце только самому себе и пример для подражания), то наши души впадают в бесконечный цикл кармических перерождений, т.е. мы умираем и опять рождаемся на новые мучения, но со своей "кармой" - со своими грехами, нажитыми в предыдущих жизнях. И чтобы выйти из этого цикла, надо освобождаться от всего этого балласта да еще не набрать нового. Так что у Вас не мамина "карма", но мамин характер, мамины волнения и радости. У христиан вместо "кармы" есть понятие судьбы. Возможно, что Вы могли бы повторить судьбу мамы, но такое происходит редко. А вот наследовать "темный лес" - это запросто. Здесь не только мама и папа принимают участие, но все предки, и земля предков, и предания, и сказки, и суеверия, и пр., - это харизма "быть местным", чувство своих корней и чего-то еще. "Быть местным" - это древнее, чем быть пришлым, даже из рода Рюрика. Это быть "Божьим".
   Как нельзя наследовать "карму", так нельзя наследовать и грехи родителей, но можно добровольно взять их на себя для их исправления. Покаяние проходит три этапа:
   1) осознание свершенного греха и его классификация, чтобы назвать грех на исповеди,
   2) собственно исповедь и покаяние,
   3) исправление последствий греха. Чужие грехи (и общечеловеческие) можно взять на себя только на третьем этапе, ибо это не Ваши грехи - в них не надо каяться, но, если можно - исправить самому, если нельзя - попросить Господа исправить. 6. Да, Пауло Коэльо, я просмотрел, но не очень усердно, по диагонали. Можно было и не смотреть, достаточно взглянуть на название - "Дневник мага". Вся подобного рода литература одинакова. Это и госпожа Блаватская, и Рерихи, и Кастанеда, - да надо ли помнить эти имена? Может быть, авторы искренне заблуждаются, но нам-то зачем этой мистикой, домыслами и чувствованием мозги пудрить? И, заметьте, подлость-то какая: через слово все свои придумки они прикрывают Божьим именем, будто яичницу перцем посыпают. Народ, мол, лохатый, под перцем любую отраву съест. И цель одна: погибель наша, ибо известно, кто их бог - сатана. А вся их мистика - это просто украшения и кружавчики, прикрывающие суть отца погибели.
   А настоящий наш Бог - Святая Троица, которую трудно постичь, но в лице и личности Иисуса Христа произошло воплощение нашего Божества, чтобы нам указать путь спасения, а не погибели. Христос переводится, как Спаситель (Спас). А Евангелие - Благая весть. И, если нет свидетельств евангелистов, что Христос боролся с магами, колдунами (волхвами) и бесами (падшими ангелами), без которых невозможны магия и колдовство, то многие святые именем Господним (И.Х.) успешно побеждали колдовские чары и бесов. А сколько случаев было в истории церкви, когда волхвы понимали никчемность и слабость бесовской поддержки и обращались в христианство и даже становились святыми мучениками. А сколько колдунов и ведьм, измученных своими опекунами-бесами, буквально вползали в лоно церкви, ища защиты и спасения. Это только на первых порах общения с бесами колдуну кажется, что он может ими управлять, а потом они востребуют возвращения долгов и ввергнут его в мучения. Да и не ввергнут: после смерти за услуги, предоставленные при жизни, так или иначе придется платить. И если еще при жизни не заручиться поддержкой всемогущего покровителя, то наши шансы на жизнь вечную будут проблематичны.
   А знаете, как умирают старые не очень праведные люди? Почти всем им на границе жизни и смерти видится одно и то же: в окна, в двери, сквозь стены лезут страшные образины и тянут к умирающему руки: "Ты наш! Ты наш!" Умирающий трясется от страха, делится увиденным с родственниками, а те хихикают со знакомыми по телефонам: "Ну, всё: у предка крыша поехала". Но это не "всё". Когда люди знающие вызывают священника, и он свершает над умирающим три таинства: соборование, исповедь и причастие, то все бесы исчезают, человек умиротворяется и спокойно дожидается встречи с Богом. А еще большее благо, если перед смертью покреститься: тогда все грехи сгорают. Но, конечно, тянуть с крещением до смерти очень рискованно: никто не знает своего часа.
   7. Знанием гороскопов не надо обольщаться. Гороскоп - это всего лишь статистика о характерах и наклонностях людей, накопленная в течение всей истории человечества. А что есть статистика? - Например, среднестатистическая температура по палате - 36,6 градуса. А что мы имеем по факту: у этого пациента - ого! 40 градусов, у второго - да, 36,6, а у третьего - комнатная температура, т. е. клиент созрел, помер. А по статистике все здоровы.
   8. Извините, что зачастил. Но это - скорая помощь (как всё у Вас запущено!) "Анастасия" - то же самое, что "Дневник мага", только на нашей родной почве. Да, я несколько книжек прочитал, несмотря на запрет православной церкви. Но врага своего надо знать в лицо. Это всё - сказочная бесовщина и дурь для народа. Мы купили почти все книжки Мегре. Жена хотела дочитать до конца, но так и не осилила. А потом сначала глядя на меня, а затем меня погоняя, стала ходить в церковь. И, как всякую подобную литературу, эти книжки в доме стало опасно держать (бесов и домовиков в наших домах и так хватает, а тут мы еще и сами их разводим), и их участь была определена: я их сжег (заметьте: православие в отличие от католичества не сожгло ни одного колдуна, я сжег только то, что может навредить мне лично и другим). В вере надо быть фанатом (если бы Вы знали как трудно с близнецовскими комплексами удариться в фанатизм, но нельзя верить с оговорками и условиями). Для Вас специально в Интернете нашел очень умную книгу "АнтиАнастасия". У нас дома она есть. Жена читала, а я поленился. Но Вы обязательно полистайте.
   9. Сегодня Никола зимний (память свт. Николая Мирликийского) - поздравляю. В такой день можно в душе по-доброму помолиться Николаю-угоднику о чем-то сокровенном - обязательно исполнится. Хотя и в другие дни он готов к нам прийти на помощь. Надо только искренне, по-детски, верить, что он поможет. Не зря католики этого великого святого превратили в Санта-Клауса, что скорей всего кощунство и оскорбление его памяти, но с другой стороны - за этим стоит какой-то опыт молитвы и веры. Да что там католики, даже мусульмане обращаются к нему за помощью. И он никому не отказывает.
   10. Не хочу придираться к Вашим словам "у меня вера немного другая, я не читаю молитвы, я за все благодарю Бога", но для взаимопонимания, хочу уточнить:
      -- вся православная вера сконцентрирована в "Символе веры" - в тексте на полстраницы. Католический "Символ" отличается от православного одним лишним словом. Но про это отличие написаны целые книги. Чем "немногим" отличается Ваша вера?
      -- благодарение Бога - это и есть молитва. Молитва - это беседа с Богом. Различают три уровня молитвы: просительная, благодарственная (Ваша молитва!), и высший уровень - прославляющая Господа или его святых ("дивен Господь Бог в вышних и во святых Его!")
      -- Вы правы: не обязательно молиться по книге (Псалтири, молитвослову) - можно своими словами, но со смыслом, не впадая в тарабарщину или, как ее называют, в медитацию. При медитации Бог нас не слышит, и мы можем впасть в прелесть, т. е. в обольщение тем или иным бесом. Даже будущие святые попадались в этот капкан, но или сами успевали из него выбраться или их уже вытаскивали более крепкие в вере товарищи (например, свт. Никиту Новгородского). А нам-то грешным без поводыря совсем просто оступиться и пропасть.
   11. Я радуюсь, что в Вашем сердце и помыслах присутствует Господь.
   У меня было куда хуже. Можно, конечно, кивать на советский "прижим", когда государство не только отделило, но и оградило церковь от проникновения в ее лоно пионеров и комсомольцев, партийных и беспартийных. Но к сорока годам чувство неудовлетворенности сложившейся жизнью подвинуло меня на поиск ответов на вечные вопросы о смысле бытия. Я начал увлекаться философией и примеряться к разным религиям. Но когда я столкнулся с непонятными явлениями в моей жизни, то без всяких сомнений (в 45 лет крестился!) повернулся к вере отцов, хотя о христианстве и православии знал меньше всего.
   Не хочу Вас понуждать, но не забывайте о том, что Христос до сих пор собирает своих заблудших овец. А про себя Он говорил: "Я Господь грешников, а не праведников". Так что не надо стесняться Христа (типа "не модно"). А грешки и прегрешения (их у всех хватает) не надо копить. Как говорит отец-настоятель нашего храма, протоиерей Андрей: "Большой грех - это большой камень на шее, а мелкие грешки - мелкие камушки или даже песчинки. Но если таких песчинок на шее целый мешок, так то и другое погубит и в бездну утянет".
   Чем отличается человек от животного? - Вовсе не разумом. Человек может осознавать свои поступки, совеститься и раскаиваться в них, а скотине этого не дано. А в христианстве есть еще и таинство исповеди и покаянию, идущее от самого Христа, о разрешении (очищении) от грехов. Для этого надо назвать свои грехи, чистосердечно в них покаяться, и священник, в соответствии с данным ему чином (то, что и называется "по чину Мельхиседекову"), помолится и "разрешит" наши проблемы. Не зря исповедь называют "баней для души" (образное выражение тоже от отца-настоятеля): собрал грешки - исповедался, и, как в бане смывают грязь, священник смоет грязь с души, и наш мешок на шее полегчает (кстати, в народе считается, что на соборовании чистятся и забытые грехи). После "бани" сразу чесаться не будет, но появились новые грехи - и опять в "баню".
   Мы все в обычную баню ходим регулярно. Норма нашего общества - быть чистым телом и не смердить. Но когда среди членов нашего общества появляется бомж с кладями от ближайшей помойки, то мы что чувствуем? - Смердит. А тот же бомж будь в эксклюзивной компании других бомжей - им уже в привычку - не смердит. Вот и мы все промеж себя люди грешные, и наши грехи для нас не смердят. И у нас, как у бомжей, нет потребности сходить в "баню для души".
   Но есть силы небесные бесплотные, которые чувствуют и знают наши грехи и шарахаются от тех из нас, что "смердят". Не по этой ли причине от нас уходят наши ангелы-хранители, и взамен приходят бесы-искусители, для которых наши грехи благоухают, как помойка для бомжа? Да и некоторым праведникам и преподобным дается такое знание и виденье наших грехов, но ведь мы с ними компанию не водим...
   12. "Я говорю вам, что так и на небесах будут больше радоваться одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые не нуждаются в покаянии" (евангелие от Луки). Красной линией через все евангелия проходит тема прощения грехов через покаяние, начиная с притчи о блудном сыне, кончая распятым разбойником: "Сегодня же будешь со мной в раю". И в настоящее время через апостолов и святителей передано право исповедовать и разрешать от греха всем священникам. От того-то и радость на небесах, что кто-то покаялся.
   А Вы говорите: "зачем грузить Боженьку?" Когда кончится покаяние на земле, захлопнутся врата Рая, и мир рухнет - спасать будет некого. Пока мы живы, то вольно и невольно согрешаем, преступая через запрет. Но Любовь Божья выше, чем страх нарушения запрета: как малые дети, провинившись, прощаются родителями, так и мы в свете Господней Любви будем прощены за наши прегрешения, но, согласитесь, нам, как и детям, надо прежде повиниться, а не закостенеть в своей неправоте.
   13. Да, "О мытаре и фарисее". - Это, прежде всего, мое раздумье, кто я: грешный, но кающийся мытарь, или гордый своей праведностью фарисей-лицемер? - И того и другого во мне хватает. Даже, поучая Вас и декларируя правила христианской жизни, я прекрасно осознаю, что этим правилам не всегда следую, эти правила и для меня высоко поставленная планка, мой олимпийский рекорд, который никогда не осуществится, но я буду упрямо прыгать, каждый раз сбивая планку, ибо, однажды обозначив свой идеал, мы невольно стремимся ему соответствовать. При этом важно не загордиться и не попасть в хитро расставленные капканы из похвалы и лести. Все будущие святые при жизни считали себя великими грешниками. А когда одного такого инока за его праведную жизнь стали в глаза называть святым (к лику святых по смерти он был все же причислен), он очень этому огорчился и в Великий пост, когда и лишнюю корочку хлеба съесть зазорно, на службу принес кусок мяса и ел его, приговаривая: "Ну, какой же я святой?" Вот и у меня таких вольных грехов хватает, а про невольные и говорить нечего - их целые булыжники на шее да в придачу мешок со всякой мелочью.
   14. Извиняюсь за "Тайну Христа". Эта книга была провокацией с моей стороны, чтобы Вас заинтересовать темой. Книга протестантского толка, зовущая к успеху и материальному достатку, а не к "царству не от мира сего". У Христа тайн нет (только таинства). А скорби и лишения не в меньшей мере нас приводят в царство Христа, чем достаток (неспроста больше всего святых среди монахов, принявших на себя обет нищенства). Как говорил преподобный старец Амвросий Оптинский: "Живите - не тужите, никого не осуждайте, никому не досаждайте, и всем мое почтение". И Вы, по-моему, так и живете.
   15. Кстати, старчество началось в Сарове с батюшки Серафима, но преемников в Сарове батюшке не нашлось. И только потом в Оптиной пустыни старчество возродилось целой плеядой подвижников (больше десятка имен). Так что вслед за чтением жития Серафима рекомендую перейти к Оптиной. Литературу подберу, если будет интерес.
   16. Христос воскресе!
   Святитель Иоанн Златоуст, пожалуй, ярче других выразил всеобъемлющую радость, которой пронизано светлое Христово Воскресение: "Все, все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!"
   17. Мы с супругой свое свободное время тратим тоже на духовное, правда, по-своему. Ездим в паломнические поездки по Беларуси и России. На следующий год планируем по Украине, если там будет спокойно. А хочется еще в Иерусалим. Если доберусь до тебя, то обязательно заеду в Калифорнию припасть к могиле монаха Серафима Роуза, он был гражданином США, прожил всего сорок лет с небольшим, и известен как искренний проповедник православия. Наиболее известная его книга "Душа после смерти".
   18. Мне c возрастом стала ближе фраза, изреченная моим любимым портретистом Ренуаром: "Зачем путешествовать? Природа, жизнь и история есть повсюду". Но, видимо, нам чего-то не хватает, коль мы от размеренного темпа жизни и от пусть даже придуманного комфорта куда-то сбегаем. И часто уже не затем, чтобы освежить прежние эмоции, а чтобы прикоснуться к пока еще живым родственным и просто близким душам. Не важно, кто кому больше нужен: они - нам, мы - им. Важно, что наш мир после таких общений становится менее разобщенным и более угодным Создателю, чтобы его гнев сменился на милость.
   19. Пожалуй, единственное достоинство Интернета - возможность абстрагироваться от бытовых проблем и прочих мелочей жизни, которые только впусти в нашу личную жизнь, так они займут все наше жизненное пространство, все наши мысли и желания, и наши дела станут нашими обязанностями. Вот все это у меня уже есть. Про себя я уже сообщил достаточно много сведений. Как всякий "близнец", я всегда говорю правду и ничего кроме правды. Но неприкрытой правде мало кто верит, поэтому меня считают выдумщиком и фантазером.
   20. Мы подружились. Не то, чтобы я снизошел, а просто немного познакомились. Вдобавок меня пугают эти не настоящие, "виртуальные", знакомства, тем более "интернет-дружба". А недавно нарыл в Интернете такую подпись под статьей: "сетевой обозреватель такой-то". Во как! Оказывается у нас "сетевая" дружба! Отчего бы и нет? Ведь и правда может быть посконной, сермяжной и "сетевой" (полуправдой что ли?). Но это все мои страхи, хотя всю жизнь работаю программистом и с информационными технологиями знаком не понаслышке.
   21. Малая крупица веры может дать большие всходы, важно только ее не растерять и удобрять хотя бы визитами в церковь. Моя супруга поначалу очень неохотно отпускала меня на воскресные службы, а потом так втянулась, что теперь и меня подгоняет и все время заглядывает в календарь: "Скоро ли какой-нибудь праздник?" А праздник - значит, с вечера будет елеепомазанье, значит - приобщение, единение с христовой церковью. И всегда - радость. Словом, вера для нас - самое главное в жизни и обетование в жизни будущей.
   Спасибо за общение и поздравления. Пасха - главный праздник. И не особо тушуйтесь перед премудростью религии. "Любите друг друга - тем и спасетесь" - вот суть благой Христовой вести. А эта заповедь, как мне кажется, в Вас сидит крепко.
   22. Ни в коем случае не хочу критиковать круг Ваших интересов. В Вашем возрасте идет еще формирование личности, и осознание собственного "я" требует не столько углубления знаний в определенных сферах человеческой деятельности, сколько в выборе самих сфер.
   Божий мир многообразен, и человек, как наследник Творца, разнообразит его в большей степени. И Ваш интерес к живописи, как к одному из приложений человеческого творчества, можно только приветствовать.
   Поискал в Интернете - действительно есть такой художник Никас Сафронов. Раньше не подозревал о его существовании, как и обо всей современной живописи. А он известен в определенных (светских) кругах. Трудно судить о его творчестве по виртуальным галереям, но некоторые вещи, приближенные к реализму, интересны.
   Он мне напомнил другого талантливого художника и его сверстника - Александра Исачева, менее стойкого в жизненных перипетиях и умершего в 32 года в 1987 г. Он написал около 500 картин, которые в основном осели в западных частных коллекциях. В 1987-м у него была первая и последняя выставка в районном центре Гомельской обл. Умер он в своей мастерской от сердечной недостаточности. Хотя ходили слухи, что это было самоубийство. Как сказал мой друг Игорь: "Он не пережил местечкового успеха"...
   И пусть даже приобрел бы он при жизни мировую известность (в определенных кругах) и "награда нашла своего героя", а Бог был бы забыт - это ли не та же смерть еще при жизни?
   После смерти его имя было раскручено, и его живопись какое-то время была популярна, но сейчас практически забыта. Яркой манерой письма и сюжетами в стиле "фэнтези" нынче никого не удивишь. Возможно, если бы он дожил до возрождения православной церкви, то обратился бы к иконописи или хотя бы к библейским сюжетам.
   Увы! Не имея жизненной опоры в Боге, он не справился скорей всего с бытовыми проблемами.
   Чем бы мы не занимались по жизни, но Господь должен быть всегда с нами.
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"