Аннотация: Текст представляет собой сценарий-экранизацию романа американского писателя-детективщика Росса Макдональда. Действие текста из США середины ХХ века перенесено в современную Россию.
Предуведомление от автора:
Заявляю сразу же, с первой строки: все персонажи этого текста, почти все его сюжетные линии и значительная часть его диалогов созданы не мной, а другим автором.
Однако этот текст - не плагиат.
Этот текст - сценарий-экранизация.
Сценаристы берут чужой литературный текст (например, роман) и адаптируют его так, чтобы по нему можно было поставить кино. По первоисточникам кино, чаще всего, ставить невозможно - они создавались не "для кина", а для чтения.
Я очень люблю американского (американско-канадского) писателя-детективщика Росса Макдональда (Кеннета Миллара). В моей иерархии он стоит выше Хемингуэя (чьим учеником он был). Я считаю, что произведения этого автора могут дать огромные возможности для киноартистов: Росс Макдональд - "кинематографичный" писатель. Насколько я знаю, в нашей стране его тексты никогда не экранизировались - ни в СССР, ни в РФ. И не инсценировались в наших театрах.
Дело в том, что Росс Макдональд - очень американский писатель. Он - американец до мозга костей (в отличие от квазиамериканца - англичанина и швейцарского обитателя Чейза, по которому советские и постсоветские люди представляли себе Америку).
Жизнь США середины ХХ века - от современного россиянина это далеко, и нынешнего российского зрителя не прельстит.
Но у Росса Макдональда есть роман, реалии которого прекрасно накладываются на реалии нынешней России. Нынешняя Россия - такая реальность, что написать о ней невозможно. Писатели пытаются - у них не получается. Удивительный парадокс: Росс Макдональд, пиша о США середины ХХ века, рассказал в этом романе о России XXI века.
Роман называется "The Way Some People Die" (1951). В буквальном переводе - "Как некоторые умирают", "О том, как умирают иные люди". На русский язык это заглавие переводилось по-разному: "Так они умирают", "Разные виды смерти", "Смерть по выбору", "Смерть на выбор", "Смерть в рассрочку". И исходное англоязычное заглавие, и все его переводы на русский язык - хороши (может быть, за исключением последнего: Макдональд - не Селин; он тоже мизантроп, но его мизантропия иной природы). У них есть общий недостаток: они совершенно не годятся для названия фильма.
По этой причине я дал сценарию название "Оползень". Никакого оползня в первоисточнике нет: там ключевые сцены происходят в долине, в посёлке нефтяников. Я перенёс их в высокогорье, в "альтернативную олимпийскую деревню". Это - одно из моих дополнений, введённых в текст.
Вообще я старался минимально изменять сюжет первоисточника. Даже имена персонажей - русифицированы, но по звучанию близки к именам героев первоисточника. Некоторые имена приобрели символические смыслы, но они и в исходном варианте тоже несли в себе символические смыслы, просто мы их не ловим. Так девочку-наркоманку там зовут "Руфь"; это - имя библейской бедной вдовы, собиравшей колоски на поле. В нашем случае это имя не годится, хотя бы потому, что у нас оно - только еврейское, а эта героиня - не еврейка. Я подобрал героине имя "Руслана". В уменьшительном варианте - "Руся". Или "Русь".
Главный герой романов Росса Макдональда - Лю Арчер. "Лю" - это "Levi"; значит, у меня он станет "Львом". "Арчер" - "Артамонов". Лев Артамонов. Я изменил биографию героя, поскольку в наших реалиях безнаказанно совершать такие "подвиги", какие совершает Лю Арчер в его романах, невозможно без "высокого родового статуса". Остальные изменения, произошедшие с персонажами, увидите сами...
Благодарю прекрасного, гениального писателя Росса Макдональда за то, что он предоставил мне канву для моих экспериментов!
Оползень
Сценарий-фантазия по мотивам романа Росса Макдональда
"The Way Some People Die"
Посвящается памяти американского писателя Росса Макдональда
и русского кинорежиссёра Алексея Балабанова
Север Черноморского побережья Кубани. По одну сторону - узкая полоска песка и кустарник. По другую сторону - бескрайнее синее море. Далеко в море - белый парус. Напрашивается романс о "парусе одиноком", но вместо него звучат панк-аккорды.
Небо ясное, но холодное дыхание осени чувствуется - отдыхающих нет. По песку идёт крепкий мужчина в возрасте около 35-40 лет. Это частный детектив Лев Артамонов.
Он направляется к дому на берегу моря. Дом крупный, старый ("сталинской постройки"), одноэтажный, но высокий (не двухэтажный, а "с крутой лестницей вверх"). Выглядит дом запущенным, он зарос плющом. Ограды или забора вокруг него нет. Он развёрнут фасадом в противоположную морю сторону. Лев подходит к дому не с фасада, а к боковой двери. Именно она сейчас - действующий вход в дом.
Льва встречает Светлана Владиславовна Лаврентьева. Это пожилая женщина в возрасте за 60 лет, очень культурная и доброжелательная; но временами в ней проглядывает железная хватка бывшей школьной учительницы.
- Лев? Артамонов? Как добрались?
- Без приключений.
- Где ваша машина?
- За поворотом.
- А не украдут?
- Кому нужна эта рухлядь?
- Мне так неудобно. У нас когда-то была хорошая бетонная дорога... перед центральным входом. Но с тех пор, как в нашем доме не осталось мужчин, она заросла кустами. И некому их выкорчевать. Теперь к нам на машине доберёшься только с моря, а это далеко. Ко мне больше не едут курортники. В этом году лишь в августе были молодожёны из Сургута. Я смотрела на парня и думала - вот его бы в пару моей Галинке...
Лев меняется в лице.
- Стоп. Когда вы мне позвонили, вы сказали, что у вас пропала девочка.
- Да. Моя маленькая бедная глупая девочка!
- Сколько же лет вашей девочке?
- Двадцать четыре. В следующем месяце будет двадцать пять.
- Светлана Владиславовна... я думаю, девочка в двадцать четыре года сама способна позаботиться о себе.
- Нет! Вы не знаете мою Галю! Она такая доверчивая, такая чистая, она такая гордая! Она погибнет!
- Ну ладно... она исчезла - отсюда?... из этого дома?
- Нет, из Краснодара.
- Что она делала в Краснодаре?
- Она там работает медсестрой в Кубанской городской больнице... живёт... жила в общежитии для медсестёр.
- Светлана Владиславовна. В Краснодаре есть отделение полиции, занимающееся поиском пропавших людей. Почему бы вам не обратиться туда?
- Я так и сделала. А там мне порекомендовали вас. Я несколько раз ездила в Краснодар, в полицию. Последний раз - на прошлой неделе, написала заявление о пропаже. В этот понедельник ко мне приехал полицейский, такой молоденький мальчик. Он дал мне ваш телефон.
- Ничего не понимаю. Я всю жизнь живу в Ростове. Откуда у краснодарского полицейского, да ещё и у молоденького мальчика, мой телефон?
- Не знаю. Но он вас так хвалил. Говорил, мы не поможем, а Лев Артамонов из Ростова такой спец, такой ас... он песчинку на дне морском сыщет.
- Когда пропала ваша дочь?
- В прошлом году, как раз перед Новым Годом уехала.
- Уехала? У неё есть машина?
- Откуда? Мы - бедная семья.
- Как же она уехала?
- Её увёзли из дома, где она снимала квартиру.
- Так она жила в Краснодаре - в общежитии или в доме?
- Сначала в общежитии. А с прошлогодней весны - в доме, у одного старика.
- И с тех пор никак не заявляла о себе? Не звонила?
- Звонила пару раз по левым телефонам... на секунду. "Мам, я в порядке" - и всё. Я пыталась перезвонить - какое там: "абонент вне зоны доступа". В июне она мне открытку прислала. А до того в апреле, говорят, её видели в Новоморске... в обществе бандитов...
Лев Артамонов собрался с духом:
- Светлана Владиславовна. Я вас уважаю. Я вас очень уважаю. Я не буду с вас брать денег. Но... извините меня, боюсь, что я вам... не смогу помочь.
Светлана Владиславовна вытаскивает из кармана фотографию дочери и бросается ко Льву в слезах.
- Как же так?! Вот, посмотрите на мою красавицу, поглядите, какая она у меня...
На фото - молодая брюнетка с узким лицом и большими глазами. Она действительно очень красива. Но определение "глупая" к ней совсем не подходит. Девушка с фотографии не только красива, она умна, это видно по взгляду. В её выражении лица есть смелость, независимость, даже дерзость.
Лев рассматривает фотографию, потом твёрдо говорит:
- Светлана Владиславовна, я передумал. Я буду... Я буду искать вашу дочь.
На этих словах на экране появляются крупные буквы - название фильма.
Оползень
Панк-аккорды, звучавшие всё время, вызревают в песню. Под эту песню и под вариации её мелодии идут титры фильма.
Эко накидались кирпичей,
Вдоволь наорались на судьбу,
В крике не услышали его мольбу.
В гневе растоптали не того,
Спиртом разбудили сатану.
Спали, а он плакал и кричал: "Тону!".
Пускай ему приснится
холм с лысой головою,
А на холме волчица
и песни, что я вою.
В глазу торчит бревно.
Он видит за мостом,
Как нищий пренебрёг постом,
Как он собаку ел
И плакал от тоски,
Что Богу не видать ни зги.
Пускай ему приснится
холм с лысой головою,
А на холме волчица
и песни, что я вою.
Спрячь нас, дурман-трава,
Спрячь нас, сестра-любовь!
Уже тошнит от слова "кровь"!
Пускай вам всем приснится
холм с лысой головою,
А на холме волчица
и песни, что я вою.
Пускай и мне приснится
холм с лысой головою,
А на холме волчица
и песни, что я вою.*
*песня рок-панк-группы "Прах шакала"; автор - Шура Прахов (Александр Сапунов).
(проигрыш) пА. па-баба-па-паба,
пА. па-баба-па-паба.
В гостиной дома Светланы Владиславовны хозяйка и Лев неторопливо пьют чай и смотрят с высоты на расстилающееся до горизонта море.
В обстановке гостиной - "честная, аккуратная бедность"; кажется, что комнату моют чуть не каждый день с мылом. Застеклённые книжные шкафы; их полки заставлены кувшинами с сухим камышом и ковылём, детскими поделками и рисунками. Много мелких недорогих безделушек. Повсюду лица - иконы в большом количестве, репродукции портретов Лермонтова, изображения каких-то индусов, среди которых опознаются седобородый Ошо и мордатый Раджниш, семейные фото советского периода. На самых старых фото - молодая пара, он и она; он - всегда в строгом костюме и при галстуке. Потом на фото появляется маленькая девочка. На более поздних - мужчина средних лет в белом медицинском халате, иногда вместе с красивой женщиной, в которой видны черты молодой Светланы Владиславовны. Есть и большое фото Гали на стене.
Лев говорит:
- Дом на берегу моря... Вам повезло.
- Повезло? Молодой человек, вы шутите? Этот дом - моё проклятье.
Лев вопросительно глядит на Светлану Владиславовну.
- Этот дом государство дало родителям до моего рождения, в пятьдесят первом году. Мой отец - второй секретарь Староплетенского райкома, Владислав Михайлов. Не слыхали о нём? Он сделал много добра людям. Вы ведь тоже - сын советского генерала милиции? Нам, бывшим, надо держаться вместе... Как мы славно жили тогда! Я вышла замуж за Юру Лаврентьева. Он работал хирургом в Таманской больнице. Тоже не слышали? К нему даже из-за границы приезжали, таким он был виртуозом. А потом все стали умирать. В восемьдесят четвёртом году - отец, через семь лет после него ушла мама.
Лев собирается закурить.
- В две тысячи третьем году скончался муж, и в нестаром возрасте. Молодой человек, курИте на здоровье, я не запрещаю... КурИте и помните о моём муже. Его сгубило проклятое курево.
Лев кладёт сигарету обратно в пачку.
- Я рассчитывала, Галя останется дома, прочила её в мою школу, в учителя. Я тогда служила завучем. Но Галя, увы, пошла не в меня, а в своего отца, она решила во что бы то ни стало стать врачом, после выпускного поехала в Краснодар поступать в медуниверситет. Пришла туда с лучшим ЕГЭ, но не попала на бюджетное место - тогда без стажа на бюджетку не брали. А где в нашей станице возьмёшь медицинский стаж? У станичных фельдшеров-коновалов? Вот Галя и осталась в Краснодаре. Сначала я ездила к ней каждую неделю, и она тоже приезжала ко мне - и летом, и перед Новым Годом, и на выходные, помогала по хозяйству. Потом мы виделись реже. И вот она пропала...
- Светлана Владиславовна, я постараюсь отыскать её...
- Теперь я осталась одна... в этом доме. Чтобы купить молока или хлеба, мне приходится пилить два километра, если напрямую, или, если по пляжу, все три. А силы-то уже не те. Три года назад я вышла на пенсию. Коллеги навещали меня, иногда по дороге покупали продукты. Но и они меня бросили. Ни соседей, никого. Поговорить не с кем, одна-одинёшенька. Если сюда ворвутся бандиты, они меня зарежут, а я никуда не дозвонюсь, не успею. А как здесь страшно зимой, когда ветер с моря воет.
- Так продайте дом и купите квартиру в многоэтажке.
- Молодой человек, вы смеётесь? Денег, вырученных за этот дом, не хватит даже на однушку в нашей Староплетенной. Он разваливается. Прибоем подмывает фундамент. Весь чердак заражён грибком. Серпула плачущая. Такая дрянь, которая разрушает всё... и плачет при этом. Через пять-десять лет дом рухнет прямо на мои старые кости.
- Светлана Владиславовна, давайте вернёмся к вашей дочери. Что с ней случилось?
- Это началось в сентябре прошлого года - с того месяца всё идёт кувырком. Ведь Галя планировала в нынешнем году поступать в медуниверситет, и поступила бы, если бы не этот... Герман Спиридонов, журналист из Новоморска, мутный тип, в спорте что-то мутил. Он тогда попал к Гале в больницу, говорят, что был ранен в живот; а больница - замяла это дело, полиции не было. Ну, этому деляге дали отдельную палату. И мою Галю словно подменили - дни и ночи просиживала в его палате, всех других больных забросила.
- Может быть, она влюбилась?
- Ничего... такого... между ними не было. Мне сказали, что это исключено.
- Что было дальше?
- В конце ноября Германа выписали. И он исчез. В Новоморск он не вернулся. Говорят, что его видели в Донецке среди ополченцев.
- А Галина?
- Она жила в краснодарском доме до Нового Года. Прямо перед Новым Годом её увёз какой-то парень.
- Герман?
- Нет. Герман немолод. А это был молодой парень.
- Что-нибудь о нём вам известно?
- Ничего не известно. Мне никто ничего никогда не говорит.
- Ладно. Сейчас я поеду в Краснодар...
- Сразу? Может, переночуете у меня? Вечер же близко.
- Нет. Я хочу за ночь добраться до Краснодара и завтра успеть переговорить со всеми, кто знал Галю. Не люблю терять половину дня на дорогу. Светлана Владиславовна, мне нужны адреса краснодарцев.
- Ой, а я знаю только двоих. Во-первых, это старик, у которого Галя снимала комнату. Я так тогда беспокоилась, что она переехала из общежития... к мужчине. Мои страхи оказались ложными: ему сто лет в обед. Семён Захарович Райхер. Знаете, он фронтовик, он воевал, у него даже орден есть... Как вы, Лев, относитесь к евреям? Я их уважаю. Культурная нация. Я всегда говорила Галеньке: "Галя, держись поближе к евреям; они умны, они не потонут, и ты тоже не пропадёшь.
- Захар Семёнович Райхер... И его адрес...
- Улица Абрикосовая, дом семь. Такой маленький белый дом в районе Автозавода.
- Я найду. А кто второй?
- Вторая. Это Оля Грекова, девчонка с нашей станицы, бывшая галина одноклассница. Она работает медсестрой в Кубанской больнице вместе с Галей... и жила с ней в общежитии в одной комнате. Я просила её, чтобы она сообщала мне, если Галя начнёт что-то делать не так... ну, вы понимаете... но всё всегда было правильно. А потом Галя ушла из общежития к Райхеру.
- Адрес общежития?
- Не идите туда, незачем. Суббота - день дежурств Оли по графику. Вы найдёте её в Кубанской городской больнице. Главный корпус, отделение хирургии, четвёртый этаж.
- Понятно. Я оставлю у себя фотографию Гали, можно?
- Конечно же, можно.
- И ещё просьба. Светлана Владиславовна, вы говорите, что Галя прислала вам открытку. Я её возьму тоже, я хочу иметь образец почерка.
- Берите-берите.
Светлана Владиславовна подходит к шкафу, отодвигает икону, открывает шкаф, достаёт из шкафа книгу большого формата (на обложке видны крупные буквы заглавия - Даниил Андреев "Роза Мира"), открывает книгу, вытаскивает из неё открытку. На открытке - вид моря с белым парусом и четверостишие.
"Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?...
М. Ю. Лермонтов".
Светлана Владиславовна говорит экскурсоводческим тоном:
- А вы знаете, молодой человек, что Лермонтов списал свою "Тамань" не с Тамани, а с нашей станицы, со Староплетенной? Вот так-то. Он останавливался на ночлег у нас, и здесь встретил всех своих прототипов - и слепого мальчика, и контрабандистов, и ундину тоже. Домик, где он ночевал, снесли в прошлом году. Я уж и жаловалась в Краснодар, и письма протеста подписывала - никакого толку! Мэр нашей станицы - ворюга! Всё только бы себе в карман нахапать... а о культуре никакой заботы...
Лев берёт открытку и читает вслух:
- "Милая мамочка. У меня всё в порядке. Не беспокойся обо мне. Приеду, но не сейчас"... Так... Отправлено седьмого июня. Штемпель Бухтинска. Я забираю открытку.... Светлана Владиславовна, мне пора в путь. Я хотел бы взять у вас... аванс. Обещаю, что если не найду Галю, верну вам всё.
Светлана Владиславовна подходит к швейной машинке, стоящей на нижнем возвышении буфета, открывает крышку, достаёт оттуда маленькую пачку денег, отсчитывает несколько крупных купюр и даёт их Льву.
- Столько хватит?
- Хватит.
Светлана Владиславовна прячет остальные деньги под крышку машинки.
- Ну, с Богом! Удачи вам, молодой человек! Найдите мою Галю! Я сама была в её возрасте красавицей, и знаю, насколько это опасно.
Тем временем морской пейзаж за окном потемнел - вечереет, и паруса уже не видно.
Кубанская городская больница - очень современная: царство никеля, кафеля, пластика и гигиены. Лев Артамонов в накинутом на плечи белом халате и в бахилах. По коридору снуют врачи и санитарки. У одной из юных санитарок выдалась свободная минута, она стоит в коридоре. На груди у неё бейджик:
Ольга Грекова,
медицинский работник,
Кубанская городская больница,
отделение хирургии
Ольга Грекова - маленькая блондинка лет 25 - пухленькая, круглолицая, симпатичная и аккуратная. Такие девушки часто краснеют, мило гневаются, выходят замуж за военных; их женихи, а потом их мужья говорят о них с ухмылкой - "мой командир".
Лев Артамонов подходит к Ольге.
- Здравствуйте. Я бы хотел с вами пообщаться.
- Привет. Я люблю общаться. Не поймите меня неправильно, в хорошем смысле общаться.
- Меня зовут Лев Артамонов. Я приехал из Ростова. Я - частный детектив.
- Вау! Никогда не видела частных детективов. А можно, я с вами сфоткаюсь?
- Можно.
Ольга фотографируется со Львом на телефон.
- Мне надо поговорить с вами о вашей подруге, о Гале Лаврентьевой.
Ольга слегка мрачнеет.
- Я её почти год не видела. Что я о ней скажу?
- Ну, вы же были её одноклассницей. И работали с ней здесь. И вместе прожили в общаге четыре с половиной года. Какие у вас были отношения?
- Средней паршивости. Кисло-сладкие, потом - кислые, потом отношений не стало.
- Почему так?
- Не сошлись характерами. Точней, не сошлись классовым происхождением.
- Неужели?
- Понимаете, Галя у нас - из станичных аристократок. Белая кость, голубая кровь. Отец - великий хирург, мать - заслуженный педагог, дедушка - ваще памятник, сама - бохэма. А у меня мамка - продавщица в сельпо, батя - тракторист. Я, как только Галю заселили ко мне, сразу же сказала: "Значит так, голубушка; здесь люди отдыхают после работы, а некоторые - готовятся к учёбе. Курить - на лестнице, алкоголь - только по праздникам, никаких посторонних мужиков. Твоя личная жизнь за пределами комнаты меня не колышет. И взаймы не дам. Галюня погоревала, но приняла мои правила. Вы не поймите меня неправильно, я - не тиранша... и не ханжа. Я сама не прочь посидеть с девчулями за праздничным столом, выпить вина, попеть, потанцевать. Но всему своё время. Вы понимаете, что я имею в виду.... И эта её ненасытность к мужикам. Она ведь и к моему Пашке клинья подбивала...
- Даже так?
- У меня есть жених, курсант Краснодарского военного училища. Мы всё порешили: в следующем году он выпускается, и я тогда закончу заочку в универе; после выпуска свадьба, его распределят - я уже знаю, в какую часть; там начмедша уходит на пенсию, мне место будет. Так вот, эта змея начала крутить и с Пашкой... Я сразу же заявила Пашке: "Ещё раз увижу её рядом с тобой ближе пятидесяти метров - свадьбы не будет". И с соседушкой побалакала... так, что та собрала манатки и пошла искать себе жильё... ну, семь футов ей под килем и попутного ветра в паруса.
- А с какими мужиками Галя крутила ещё?
- Всех не перечислить. Даже кое-кого из нашего отделения охомутала...
Оля вдруг переходит на полушёпот:
- Женатики. Я не буду называть их имена, поймите меня правильно. Ещё был мальчик из золотой молодёжи, сынок дипломата, то ли поэт, то ли артист, бохэма. Ходил весь в белом, как петух. Ну и Алик, конечно...
- Алик?
- Она же с ним уехала в Новоморск.
- Не с Германом Спиридоновым?
- Нет. С Германом она всё болтала в палате.
- А вот теперь поподробнее - о Германе...
- Лады. Герман Спиридонов, пятьдесят семь лет. Работал в газете "Вестник Новоморска" спортивным и криминальным журналистом, владел спорт-клубом "Глобус-Арена" в Приморском районе Новоморска. Поступил в нашу больницу... десятого сентября прошлого года с гнойным перитонитом. Не поймите меня неправильно... ходили разные сплетни... но я заявляю, что у него был гнойный перитонит и ничего кроме него... вы понимаете, что я хочу сказать.
Появляется врач.
- Ольга, через пять минут занесите в кабинет томограмму больного из четыреста тридцать восьмой палаты.
- Хорошо... И наша Галя стала зависать у Германа.
- Может быть, у них был роман?
- Исключено. У нас в каждой палате видеокамеры. Жаль, что нет звукозаписывающих устройств, не знаю, о чём таком беседовала Галинка с этим Германом Спидом. У него кликуха была - "Спид"... А потом явился Алик... Ну, зовут его не Алик. Он кавказец, и фамилия у него сложная... типа тарантула. Они с Германом совладельцы "Арены". Алик пришёл наведать больного приятеля, и как только увидал Галю, у него слюни потекли - джыгыт, горачий кров. А та - не промах, ответила на мужской запрос...
- Что было потом с Германом?
- Германа выписали двадцать девятого ноября. Говорят, что он на неделю вернулся в Новоморск. А потом исчез неизвестно куда.
- А Галя?
- Она осталась жить у своего старого еврея. В конце декабря к ней приехал Алик и увёз её в Новоморск. Я слыхала, что они там поженились.
- Знает ли Светлана Владиславовна о похождениях дочери?
- Вы что?! Чтобы наши девки меня в стукачки записали! Я, конечно, заботилась о Гале перед её мамочкой... но знала меру. Вы догадываетесь, что я имею в виду. Пусть эта вдовствующая королева со своей прынцессой живут как хотят. Я в их личную жизнь не лезу. Честно говоря, не я принимаю всё это... не поймите меня неправильно, я не расистка. Я торе... толе... толерантная. Я люблю кавказские танцы, кавказскую кухню. Но я считаю, что русские девушки должны быть с русскими ребятами, а у кавказцев есть свои подруги... ну, вы понимаете, что я хочу сказать. Ой, я тут с вами заговорилась! Бегу!
Вечер. Белый частный дом за низким забором. По сравнению с хороминой Светланы Владиславовны он кажется крохотным. Лев Артамонов просовывает руку за калитку двери, отодвигает щеколду, проходит во двор. За забором у дома - маленький садик с осенними фруктовыми деревьями, скамейка. На скамейке закашлялся старик, кашляет долго и надсадно, не может остановиться. Лев подбегает к нему, стучит по спине.
- Не... на...до. Ле...карство в вер...хнем кар...ма...
Лев вытаскивает таблетки, даёт одну таблетку старику. Тот приходит в себя.
- Спасибо, юноша. Вы меня спасли.
Старик бодрый, жилистый, с еврейской внешностью, балагур. Видно, что ему очень много лет, и видно, что он - для его возраста - крепок.
- Вы Семён Захарович?
- Он самый. А фамилия моя непростая. Первый слог моей фамилии заключает в себе то, что Чубайс обещал нам; а в её втором слоге - то, что мы от него получили. Вы арестованы, гражданин Рай-Хер! Ха-ха.
Старик смеётся, и его смех похож на кашель.
Лев говорит:
- Кстати, о Чубайсе. Не в защиту... но, согласитесь, что все... мы... достойны Чубайса. Народишко-то у нас... неважнецкий. Семён Захарович, я к вам по делу, я хочу с вами поговорить о девушке, которая жила у вас в прошлом году, о Гале Лаврентьевой. Вы её помните?
- Юноша бледный, вот что я вам скажу. Перед вами - не маразматик. Помню ли я Галю Лаврентьеву? Отчего мне её не помнить? Мне о ней всё время напоминают. Шастают в этот дом толпами и спрашивают: "Как найти Галю Лаврентьеву?", "Где сейчас Галя Лаврентьева"? Откуда старому Семёну знать, где сейчас Галя Лаврентьева?
- Кто-то к вам приходил раньше?
- Вы на сегодня пятый с расспросами о Гале Лаврентьевой. Кстати, юноша бледный со взором горящим, вы кто?
- Я частный детектив из Ростова Лев....
- Лёва из Ростова.
- И я ищу Галину Лаврентьеву.
- Все ищут Галину Лаврентьеву.
- Кто все?
- Сперва на прошлой неделе приехала мамаша. "Ах, не вернулась ли моя Галенька?!". "Мадам, если Галенька вернётся, то не ко мне". Хорошо ещё, что я не сказал этой курице, что её доча укатила с кавказцем. А то она от переживаний померла бы на месте. Или родила бы Галю повторно. Но мамаша - не считается. Она была не сегодня.
- А кто был сегодня?
- Ой, сегодня у меня таки было вавилонское столпотворение. Сначала заявились эти поцы на джипе.
- Какие поцы?
- Шпана дворовая. Один тощий, как жердь, второй, тот, кто за рулём, толстый, как боров. Представились менеджерами курортно-оздоровительного комплекса "Парадиз". Хотел бы я поглядеть на тот парадиз, в котором оздоравливают пистолетом... Тощий вытащил пушку, начал махать ею перед моим шнобелем, требуя Галю. Ну, пришлось ему разъяснить, что я ломал таких пачками, когда его папаши не было даже в проекте, и что его ищет злая смерть пехотного ефрейтора Ганса Фогеля, был такой щеночек, и его не стало в январе сорок пятого. Я его задушил этими руками.
Лев улыбается.
- Четвёртый Украинский фронт, шестидесятая армия, хозяйство генерал-полковника Курочкина, батальонная разведка. Войну закончил в чешском городе Оломоуц. Тридцать восемь лично убиенных врагов. Орден Славы Третьей степени. Вот так-то, юноша Лёва со взором невинным... Я блефовал, конечно. Куда мне против тех двоих. Как ни странно, мои угрозы возымели действие. Тощий сел в джип и убрался. Через четыре часа парочка вернулась, уже с боссом в костюме. Тот вёл себя вежливо, извинился за своих охламонов.
- Босс?
- Всем боссам босс, не погляди что метр с кепкой. Вот ведь... те ребятишки корчили из себя бандюков, а сами - шакалята голодные. А этот - всё строил из себя культурного бизнесмена и чиновника. "Я депутат, я помощник депутата"... посулил мне персональную пенсию как фронтовику. Нужны мне дары от чёрта плешивого. Я отказался. И вы бы отказались, Лёвушка, если б увидели его глаза.
- А какие они?
- Никакие они, вот какие его глаза. Он-то и есть душегуб; Лёва, я убеждён, что он убивал. И он тоже захотел Галю. Не столько Галю, сколько её ненаглядного Алика. Алик у этой мафии что-то своровал. Я в первый раз узнал фамилию Алика. Аслан Темиртайпиев. Я сказал, что это похоже на название моего лекарства от печени - "тетрагепатрин". Босс ответил, что Алик у него давно в печёнках сидит. И они все заржали, как дураки. Я объяснил боссу, что не видел Галю и Алика с прошлого года, что я не знаю и не могу знать, где сейчас Галя с Аликом, потому что они в этом году не звонили старому Семёну. Кажется, он поверил мне.
- Вы сказали, что я - пятый. Значит, был четвёртый.