Анна Ним: другие произведения.

Реформы военной формы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 4.68*7  Ваша оценка:

  
  История военного костюма - одна из интереснейших страниц в жизни каждого государства, она дает наглядное представление о развитии армии. Униформа русских и советских военных на протяжении XX века кардинально менялась не один раз. Защитники революции воевали в обмундировании, оставшемся от царской армии, а во время финской войны советские солдаты были вынуждены заменить буденновки и шинели на шапки-ушанки и овечьи тулупы. В нашем материале накануне Дня защитника Отечества мы расскажем о некоторых реформах в истории военной формы.
  
  СКРОЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
  
  Красные лента на шапке и повязка на рукаве были единственными официальными отличиями красноармейца от солдата царской армии в начале 1918 года, в пору создания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Тогда добровольцам разрешалось использовать гражданскую одежду, поэтому кожаные пальто, куртки и пиджаки стали популярными у красных командиров.
  
  Поскольку денег на новую военную форму у молодой Советской республики не было, использовались запасы царской армии - рубахи защитного цвета хаки со стояче-отложным воротником и шаровары, которые заправляли в валенки, сапоги или носили с ботинками и обмотками. Летом бойцы надевали кожаные лапти, которые крепились на ногах с помощью длинного ремня.
  
  После декрета Совнаркома о создании РККА, который был принят 15 января 1918 года, появился первый армейский нагрудный знак - венок из лавровых и дубовых веток, поверх которого изображалась красная звезда, покрытая эмалью, в ее центре размещались перекрещенные плуг и молот. Эту эмблему носили на гимнастерке и френче, а также в петлице гражданской одежды.
  
  На протяжении 1918 года в ходе объявленного конкурса создавались первые образцы формы РККА, в нем принимали участие русские художники Васнецов и Кустодиев. Новые образцы военной формы для русской армии задумывались еще до революции, например, тогда было сконструировано главное ноу-хау - поначалу этот головной убор назвали "богатыркой", но затем прижилось слово "буденновка". Ее длинные отвороты защищали шею от ветра и холода, над козырьком размещалась пятиконечная звезда, ее цвет говорил о принадлежности к роду войск. Например, пехота носила малиновую звезду, кавалерия - синюю, артиллерия - оранжевую, пограничники - зеленую, а по периметру звезда очерчивалась черной краской.
  
  Представителей родов войск также различали с помощью трех горизонтальных полосок с заостренными концами разных цветов, которые размещались впереди на рубахе. Помимо них и цветных петлиц на углах воротника рубахи появились и нарукавные знаки отличия - нашивки в форме пятиконечной звезды.
  
  В апреле 1920 года звезду на рукаве заменил ромб. Например, авиационные войска отличала голубая нашивка: в центр ромба вписан желтый круг с 12 лучами. Окончательно единая форма РККА была утверждена 31 января 1922 года специальным приказом Љ 332. Тогда же была принята новая эмблема РККА, на ней скрещение плуга и молота заменил новый знак - серп и молот.
  
  АРМЕЙСКАЯ МОДА: МЕЖДУ ГРАЖДАНСКОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ
  
  Активные изменения в обмундировании РККА продолжались и в годы первых пятилеток, вплоть до начала Второй мировой. В 1926 году впервые были приняты правила ношения повседневной караульной и походной, а также летней и зимней одежды. В военной форме появилась большая простота, исчез излишний декор. Знаки отличия на петлицах стали не суконными, а металлическими и были покрыты красной эмалью. На принадлежность к высшему командному составу указывали ромбы, к старшему - прямоугольники, к среднему - квадраты, а к младшему - треугольники.
  
  Тогда в армии был введен более простой покрой гимнастерки (поначалу так называли рубаху для занятий гимнастикой, а затем слово стало использоваться в более широком значении). В связи с тем, что Военно-воздушные силы (ВВС) выделились в самостоятельный род войск, у них впервые появилась особая форма - синего цвета. Также военнослужащим ВВС полагалось носить не привычную армейскую серую шинель, а однобортное пальто-реглан. Исключение составляли и танкисты - они носили форму серо-стального цвета. В 1935 году у РККА окончательно сложилась система обозначения родов войск, она включала не только петлицы определенного цвета, но и эмблемы к ним.
  
  В армии тогда носили специальное кожаное снаряжение: на поясе - ремень, пряжку которого украшала пятиконечная звезда, а крест-накрест - два длинных плечевых ремня, на всей этой конструкции крепились полевая сумка, кобура револьвера и фляга.
  
  Хотя в то время основным головным убором в армии была суконная фуражка, во время участия в локальных военных конфликтах солдаты расставались с ней, одеваясь по погоде. Например, на Халхин-Голе в 1938 году, спасаясь от жары, носили панамы, но в бой шли в касках, которые камуфлировали маскировочной сеткой. Во время войны с Финляндией в 1939-1940 годах при сорокаградусном морозе стало холодно воевать в форменных буденновках, и тогда бойцы вынуждены были носить шапки-ушанки, а солдатские шинели и ватные куртки заменили овчинными дублеными полушубками.
  
  ЦАРСКИЕ КОРНИ СОВЕТСКИХ ПОГОН И МУНДИРОВ
  
  В 1943 году были введены принципиально новые знаки различия - вместо петлиц появились погоны с эмблемами родов войск. За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причем чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров.
  
  Новая система разрабатывалась уже в 1942 году, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию Сталина погоны появились у всех. В те времена обмундирования не хватало, поэтому до конца войны военная форма была неоднородной по составу: на стареньких гимнастерках, которые запечатлены на военных фото, можно разглядеть следы споротых петлиц.
  
  Кстати, о традициях ношения формы в царской армии еще раз вспомнили в конце войны. На Параде Победы 24 июня 1945 года генералы и маршалы Советской армии надели форму нового образца: мундир и брюки, вместо серого цвета она была цвета морской волны, поверх повязывался парадный пояс с золотым шитьем.
  
  Эта "революционная" система почти без изменений просуществовала вплоть до распада СССР (в 1955 году были отменены лишь цветные канты на повседневных и полевых погонах солдат и сержантов). В 70-х годах прошлого века еще раз существенно изменились погоны: например, у сержантов и солдат появились литеры "СА", у военнослужащих внутренних войск - "ВВ".
  
  Когда в 1985 году появилась полевая форма современного образца, так называемая афганка, на ней погоны стали всего лишь элементом кроя - скромными хлястиками, и цвет получили тот же, что и вся форма (серый, хаки, камуфляжный, песочный). Советские знаки различия и форма юридически просуществовали до мая 1994 года, вплоть до законодательного введения обмундирования новой армии - Российской.
  
  Но медленный процесс перехода от старой военной формы к новой начался лишь в 1997 году, причем если в 2000 году офицеры уже щеголяли "свежим" гардеробом, то сержанты и солдаты чаще были лишены этой возможности. И даже в самом начале XXI века еще можно было увидеть смесь старого советского и нового русского военных фасонов.
  
  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  
  Военный костюм единого образца появился в европейских армиях в XVII веке, хотя особенные цветовые сочетания использовались и раньше. Например, в России во времена Ивана Грозного представители первого регулярного войска носили красные кафтаны и шапки одного образца. Петр I заменил эту военную форму на европейскую, заимствовав так называемые саксонские фасоны - сочетание зеленого и красного цветов. Павел I продолжил традицию копирования популярных образцов общеевропейского военного костюма. Но в 80-х годах XVIII века была произведена так называемая потемкинская реформа обмундирования, которая сделала его более удобным - на смену узкому кафтану пришла свободная куртка, а шерстяные треуголки заменили касками. Александр III ввел скромную военную форму, берущую корни в народной одежде, но в 1907 году после поражения в Русско-японской войне появились принципиально новые типы мундиров.
Оценка: 4.68*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Н.Джой "Выбор"(Постапокалипсис) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик) В.Каг "Академия Тайн. Охота на куратора"(Любовное фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"