Кому выгодно объединение крупнейших российских пароходств - "Совкомфлота" и "Новошипа" в рамках одной компании.
Казалось бы, что мешает мощной морской державе - России -обладать мощным торговым флотом? Но в стране остается все меньше торговых судов - сейчас торговый флот имеет "базис" водоизмещением менее 3 млн. дедвейта, а еще в 1996 году он был в 3 раза больше. Это значит, что ежегодно другим государствам отдается на откуп работа на морских трассах стоимостью примерно 5,5 млрд. долл. Теряются не только деньги, но и тысячи рабочих мест, что отражается на благосостоянии жителей приморских районов России. В это время ведется настоящая лоббистская война в интересах частного капитала, цель которой - объединить две крупнейшие шиппинговые компании при главенствующей роли одной из них.
СПРАВКА
"Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот") и "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип"), сейчас занимают ведущие позиции на рынке морских перевозок нефти. Черноморский "Новошип" эксплуатирует 59 танкеров общим дедвейтом более 3 млн. тонн. 67 % акций компании находятся в госсобственности, 14,2 % - у банка "Акрополь", а 8,5 % - у ООО "Новошипинвест" (100%-ная "дочка" Новороссийского морского пароходства). Активы "Совкомфлота" по разным оценкам достигают от 800 млн. до 1 млрд. долларов США, а чистая прибыль по итогам 2003 года составила около 186 млн. долларов. Она владеет 54 судами общим дедвейтом 3,9 млн. тонн, 100% ее акций принадлежит государству.
Не первый год в российских СМИ ходят слухи об объединении этих судоходных компаний, которые в разной степени контролируются государством и входят в список стратегически важных для экономики России. Впервые эта идея была озвучена более четырех лет назад Сергеем Франком в бытность его министром транспорта, но не нашла поддержки Правительства. С тех пор немало воды утекло, теперь Сергей Оттович уже не министр, а генеральный директор ОАО "Совкомфлота" и снова рвется объединять компании с упорством "терминатора".
Но репутация этого чиновника и коммерсанта далеко не безупречна - по результатам проверок комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией были выявлены убедительные факты. Например, в 1995-1996 годах Сергей Оттович не гнушался получать от ОАО "Морской акционерный банк", членом наблюдательного совета которого являлся, беспроцентные ссуды на аренду и покупку квартиры, ее ремонт, из средств этого коммерческого банка оплачивались покупка служебной машины, ремонт служебного кабинета министра, его счета за мобильную связь. Генеральная прокуратура РФ, куда были направлены материалы проверки, отказала в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Франка состава преступления. Хотя результаты проверки содержали указание на грубые нарушения ФЗ "О государственной службе", уголовного и налогового законодательства.
Все это наводит на мысль о том, что если новая шиппинговая компания, которая появится в результате объединения "Совкомфлота" и "Новошипа" будет работать под руководством такой одиозной фигуры как Сергей Франк, успешность ее деятельности в интересах государства весьма спорна. Тем более, что рядом с ним над реализацией этого "проекта" трудятся такие лоббисты как Сергей Генералов, председатель совета АПИ "Промышленные инвесторы" и первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Методы, которыми действуют эти персонажи, хорошо знакомы - в целях отстранения от должности президента "Новошипа" Тагира Измайлова, предпринимались попытки объявить технический дефолт компании. Ей был предъявлен налоговый иск на сумму несколько миллионов долларов, но дело было выиграно ответчиком в первой инстанции. Все это негативно влияет на деловую репутацию компании "Новошип" и ее инвестиционную привлекательность. Хотя Новороссийское пароходство считается одним из наиболее успешных. Средний возраст судов в прошлом году был снижен с 14,3 до 11,8 лет, а значит флот своевременно пополняется.
Что будет, если объединение "Совкомфлота", переехавшего в Санкт-Петербург и "Новошипа", который пока прописан в Новороссийске, произойдет в столице, как того хочет Сергей Франк? Из бюджета южного портового города будет изъята значительная сумма - речь идет о трети доходной части Новороссийска, а это 320-380 млн. рублей. Более того, в городе заговорили о приходе на танкеры "Новошипа" новых команд, состоящих из выходцев из Юго-Восточной Азии, их услуги обходятся судоходным компаниям на треть дешевле, чем услуги российских моряков. А значит многие трудовые династии на черноморском побережье могут остаться без работы, это повлечет за собой социальную напряженность в регионе.
Конечно, в объединении "Совкомфлота" и "Новошипа" есть и позитив: мелким и средним компаниям выживать труднее, а новая крупная компания станет контролировать 80% рынка морских перевозок. Она возьмет на себя обслуживание грузопотоков в России, это позволит государству влиять на ценообразование морских перевозок. В объединении двух компаний, но под эгидой "Новошипа" заинтересовано не только руководство Министерства транспорта РФ, но и полномочный представитель Президента в Южном ФО, руководство Краснодарского края. Главная цель в этом случае - не установление контроля над финансовыми потоками, а развитие торгового флота России на благо государства.