Аноним : другие произведения.

Литературно-кармический анализ рассказа "Белокурая и Белорукая"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Литературно-кармический анализ рассказа "Белокурая и Белорукая"

Сложен, извилист и бесконечен путь кармы.
Махабхарата

Человек всегда задавал себе вопрос, почему его жизнь складывается именно так, а не иначе. Уверен, что герои классического произведения "Тристан и Изольда" не раз вопрошали равнодушные кельтские небеса, почему тот, кого ты любишь, не любит тебя или почему ты не можешь быть вместе со своей возлюбленной. Считается, что эти вопросы не имеют смысла. "Как вызревают кармические плоды, как они проявляются, как исчезают - все это тайны богов, о красавица! Нет никого, кто бы их постиг: род человеческий пребывает в заблуждении, а богам подобает хранить свои тайны"*, - так говорили древние мудрецы о сабже - и были правы. Мы же, однако, попытаемся разобраться в хитросплетениях причинно-следственных связей, но для начала я расскажу в самых общих чертах о механизме формирования кармы.

В западной традиции понятие кармы является синонимом судьбы или рока. Это не совсем верно.
Известно, что карма бывает 3-х видов: санчита, прарабдха и крия.
Санчита - это карма, приобретенная в процессе прошлых воплощений индивидуума. Она хранится в подсознании (сушупти авастхе) в виде потенций (васан) и активируется тогда, когда складываются обстоятельства, благоприятные для ее реализации, которые могут наступить как в текущей, так в следующих жизнях.
Прарабдха-карма реализуется в текущем воплощении индивидуума. Это та часть кармы, плоды которой пришло время пожинать. Её нельзя избежать или изменить, и именно ее можно назвать судьбой человека.
Крия-карму индивидуум создает в текущей жизни, формируя васаны, которые будут проявлены в будущем.
Слово "карма" происходит от санскритского корня "кр"**, что означает "действие". Существует общее заблуждение, что любое действие формирует карму. Это не так. Кармические обстоятельства формируются только тогда, когда индивидуум действует осознанно, т.е. идентифицирует себя как "делателя". Неосознанные поступки кармы не формируют. Но что заставляет человека считать, что это действует именно он, а не кто-то другой, например, Бог или автор, если рассматривать индивидуума как персонажа литературного произведения? Те же самые мудрецы дают такой ответ: это ложные наполнители сознания, аффекты***, и любовь - один из них. Обладая мощной кармической силой, любовь заставляет человека создавать обстоятельства, ведущие к бесконечному ряду перевоплощений.

Мы не знаем обстоятельств, которые привели к трагедии, описанной Бедье (санчита-карму). Зато развитие сюжета "Белокурой и Белорукой", определяемого прарабдха-кармой главных героев, происходило к нас на глазах. Это дает нам шанс сделать некоторые предположения относительно дальнейшей судьбы персонажей, их крия-кармы. Итак, приступим.

Представляется очевидным, что протагонисты накрепко связаны между собой: судьбы 2-х женщин и 2-х мужчин переплелись так тесно, что иногда становится невозможным отличить одного от другого. Несмотря на то, что их любовь заканчивается трагедией, история продолжается: как известно, смерть никогда не была помехой для влюбленных. Не вижу ничего удивительного, что чувство, не нашедшее удовлетворения на страницах "Тристана и Изольды", сформировало кармические обстоятельства, заставившие этих четверых обрести новые воплощения в рассказе Т. Мудрой "Белокурая и Белорукая".

Для начала позволю себе напомнить уважаемому читателю сюжет "Тристана и Изольды".

Тристан воспитывается при дворе своего дяди, короля Марка. Раненый в битве Тристан находит исцеление у принцессы Изольды Белокурой, которую позже сватает своему дяде Марку. По ошибке Тристан и Изольда выпивают любовный напиток, и между ними возникает греховная близость. Их изобличают, они скрываются. Марк прощает их, возвращает Изольду ко двору, но велит Тристану удалиться. Тристан уезжает в Британию. У короля Британии есть дочь Изольда Белорукая, которую тот отдает Тристану в жены. В силу обстоятельств, Тристан не смеет отказаться от этого брака, но, верный своему чувству к первой Изольде, избегает близости с женой. Позднее, смертельно раненный Тристан призывает Изольду Белокурую, чтобы попрощаться с ней, но, введенный в заблуждение своей женой, умирает до приезда своей возлюбленной, которая, в свою очередь, тоже умирает от горя.

Таким образом, взаимоотношения героев строятся следующим образом:

Тристан любит Изольду Белокурую (далее Изольда 1).
Изольда 1 любит Тристана.
Изольда Белорукая (далее Изольда 2) любит Тристана.
Тристан не любит Изольду 2.
Марк любит Изольду 1.
Изольда 1 не любит Марка.
Изольда 2 не любит Марка.
Марк не любит Изольду 2.

На приложенной ниже схеме отношение "любовь" обозначается красным цветом, "нелюбовь" - синим.

0x01 graphic
Схема 1

Теперь вкратце напомню сюжетную линию рассказа Т. Мудрой "Белокурая и Белорукая".

Изольда 2 замужем за Тристаном и имеет от него сына Марка. Изольда 2 подозревает, что у Тристана есть любовница. Выясняется, что Тристан встречается со своей бывшей возлюбленной, Изольдой 1, которая не любит его, и их отношения носят платонический характер. В результате несчастного случая Тристан погибает. Несчастье сближает Изольду 1 и Изольду 2, и женщины становятся подругами. Марк влюбляется в Изольду 2 и женится на ней, несмотря на то, что она больна синдромом Морриса и фактически является мужчиной.

Вот схема их взаимоотношений:

Тристан любит Изольду 1.
Тристан любит Изольду 2.
Изольда 1 не любит Тристана.
Изольда 2 любит Тристана.
Марк любит Изольду 1.
Марк любит Изольду 2.
Изольда 1 любит Марка.
Изольда 2 любит Марка.

0x01 graphic
Схема 2

Обращаю ваше внимание на то, что на схеме 1 присутствуют 4 синих стрелки, означающих нелюбовь: Изольда 1 не любит Марка, Тристан не любит свою жену, Изольду 2, на которой был вынужден жениться в силу обстоятельств, а Марк и Изольда 2 не любят друг друга естественным образом, поскольку даже не знакомы друг с другом.
На схеме 2 имеется единственная синяя стрелка: Изольда 1 не любит Тристана, несмотря на то, что в классической истории именно их любовь создает смыслообразующую конструкцию текста. Интересное развитие получили отношения Тристана и Изольды 2: теперь они не только любят друг друга, но и являются супругами! Кроме того, Марк является сыном Изольды 2 и Тристана. В кармическом смысле это не имеет значения, намного важнее то, что все они снова вместе.

Итак, теперь мы можем сделать то, что обычно нам, простым смертным, делать не разрешается: мы попытаемся разобраться в хитросплетениях кармы и, тем самым, утрем нос вышеупомянутым мудрецам.

Как мы помним, любовь Тристана и Изольды 1 разрешилась гибелью их обоих. Мне представляется очевидным, что смерть стала кульминацией для чувства Изольды 1, поскольку в следующем воплощении она больше не любит Тристана, который, напротив, продолжает любить ее. Из этого мы делаем вывод, что чувство Тристана не было удовлетворено: не случайно его предсмертными словами были "Изольда, дорогая!", которые он повторил три раза, в то время как Изольда 1 умерла, не произнеся ни слова. Направляемый кармической силой любви, Тристан обретает новое рождение рядом с Изольдой 1, чтобы получить от нее желаемое, но обнаруживает, что Изольда 1 больше не любит его. Несложно предположить его дальнейшую судьбу: ему придется перевоплощаться снова и снова до тех пор, пока его любовь к Изольде 1 не разрешится ко взаимному удовлетворению. Замечу, что формирование их отношений по типу "любовник - любовница" не является обязательным: не исключено, что они перевоплотятся как брат и сестра, отец и дочь и т.п.
Судьба Изольды 2 более очевидна. Будучи ранее нелюбимой женой, теперь она жена любимая. Более того, Марк, незнакомый ей в прошлой жизни, но связанный с ней кармическими узами, теперь любит ее как сын, а она его - как мать. Могу предположить, что будущее перевоплощение Изольды 2 не будет связано ни с Марком, ни с Тристаном, ни с Изольдой 1: карма Изольды 2 исчерпала себя.
Но больше всего меня интересует судьба Марка. Как мы помним, в прошлой жизни Изольда 1 не отвечала ему взаимностью, и ему пришлось обрести новое рождение, чтобы добиться ее любви. Однако здесь его ждал сюрприз родом из тех, что так любит подкидывать нам судьба: да, его возлюбленная отвечает ему взаимностью, но возлюбленная ли она? Правильнее было бы называть ее возлюбленным! Судя по всему, Марка это не смущает: отличный пример того, что ни смерть, ни неопределенная половая принадлежность не являются помехой для настоящей любви, достойной пера такого замечательного автора, как Мудрая-тян.

П.С.: Обращаю внимание моего терпеливого читателя на то, что автор этого обзора в своем анализе не принимал во внимание кармическую связь автора литературного произведения со своими персонажами и его влияние на их судьбу. За разъяснением это вопроса вам лучше обратиться к Сфинкскому, который лучше чем я разбирается в квантовых парадоксах :)


* Махабхарата (Араньякапарва). "Наука", Москва, 1987. с. 78
** Тот же самый корень лежит в основе глагола "критиковать". Ув. критики, будьте осторожны: не создавайте кармических обстоятельств, которые потом могут выйти вам боком :)
*** "Аффекты (неведение, эго, влечение (любовь), ненависть, жажда жизни) - это 5 ложных наполнителей сознания, - таково значение слова. Пребывая в постоянном движении, они ... расширяют поток причин и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы". Классическая йога. П. Островский, В. Рудой. Москва, 1992, с. 113

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"