Аноним : другие произведения.

Каша из топора

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Допрос оказался пустой формальностью, а отвесная синяя скала, к подножию которой они меня привели, была похожа на вставшее вертикально небо. Можно сетовать о прошлом или надеяться на будущее (в литературном смысле первое представляет собой пролог, а второе - эпилог), но когда стоишь на пороге смерти, то поневоле приходится прикладывать усилия, чтобы одним отчаянным броском, стиснув зубы, выкарабкаться из очередного приступа малодушного ужаса. "Они предложили завязать мне глаза", - так, помнится, писал я двумя страницами раньше, с презрительной улыбкой отказавшись от их казенного милосердия, чтобы видеть происходящее во всех подробностях. Каменные лица, каменные сердца. Свинцовый сюжет со смещенным центром тяжести. Я знаю, что сейчас будет: красноглазые босоногие солдаты столкнут меня в яму, которая могла бы быть и поглубже, и офицер, такой же красноглазый и босоногий, отдаст приказ. Когда пишешь от первого лица, то стоит ли удивляться тому, что рано или поздно с тобой может произойти описанное тобою ранее. Арест, смертный приговор, поросшая колючей ежевикой могила, куда будут приходить переводчики, чтобы поклониться моим мощам. Вот офицер отдал приказ, и солдаты передернули затворы. "Писателей, вышедших в тираж, пристреливают, не так ли?" Еще неделю назад справедливость такой идеи казалась мне очевидной, а сейчас моим очам не так-то просто было видеть это без содрогания. "Целься!" - распорядился офицер. "Пли!" - скомандовал он, и я уже не мог поручиться за то, что это предложение написал я, а не кто-то другой.

***

"Комбинационный восторг", так однажды выразился один из моих коллег*. Когда-то я не понимал, что это значит, а сейчас только такими словами - комбинационный восторг - и можно было описать чувства того, чье сердце вернулось к жизни посредством прямого массажа чей-то невидимой и нежной руки. Чья это рука? Чей это голос доносится из темной суфлерской будки подсознательного? Я встал и огляделся. Собственно говоря, комбинация была такой: черная яма могилы, синяя скала, белоснежное облако в аквамариновом небе, шестерка еще окутанных пороховым дымом солдат - все они, явления, вещи и люди, оказались сделаны из одного и того же набора пробелов и печатных символов, и это приводило меня в восторг. [jама]! [н'эба]! [скъла]! Какая прелесть! При желании их можно было бы даже расставить в обратном порядке, вот только желания не было. Яамеажарбоов ьнзиж, прожитая наоборот, нелепая инверсия смысла. Боюсь, что это была бы совсем другая история, как если бы студентка по имени Телмаг вдруг обнаружила, что ее тетка оживила ее покойную мать. "И все-таки, кто оживил меня самого?" - думал я, спускаясь по каменистой дороге в долину, откуда звал меня голос. Близорукий писатель-реалист, которому недоставало фантазии, чтобы накормить читателя воображаемой пищей, всю свою жизнь варил кашу из настоящего топора. Вот почему я не слышал голоса раньше; не чувствовал мятного дыхания у себя за спиной; не подозревал, что тайна прячется между строк, таится в пустых промежутках между словами. Когда-то я так изнемогал от этой пустоты, что засыпал сидя, уперевшись лбом в лежавший на столе ноутбук, а теперь она курилась цветным туманом, и все мои чувства, эмоции, мысли сами были окрашены в разные цвета и издавали разнообразные звуки: изумление было лазорево-синим, нетерпение - терракотовым, любопытство цикало, как сверчок, а страх хрустел, как раздавленный сахар. Страх! Я рассмеялся, с удовольствием прислушиваясь к хрусту его фонем, которые, словно мелкие камушки, осыпались у меня под ногами. Смешно, как это я раньше не догадывался о том, что [см'эрт'] - это всего лишь слово в квадратных скобках, незамысловатая комбинация букв, каша из топора.

Река быстро блеснула из-за поворота, как откровение, и я понял; понял постфактум, постдиктум, постскриптум, постмортем; понял как раз перед тем как текст, из которого состоял я сам, вдруг рассыпался на бессмысленные сами по себе, но составляющие смысл всего на свете знаки и символы, снова превратившись в тайну.


* В. Кобанов.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список