Аннотация: В работе дается представление о духовных стихах, как особом жанре русской народной духовной культуры
Содержание
Введение
Глава 1. Духовный стих как особый жанр внебогослужебного народного духовного пения
1.1 Происхождение и развитие духовных стихов
1.2. Классификация духовных стихов
1.3 Источники духовных стихов
1.4 Исполнители духовных стихов
1.5 Назначение и особенности духовных стихов
1.6 Этическая иерархия пространства в образах духовных стихов
Глава 2. Представление о грехах и добродетелях в духовных стихах
2.1 Общие понятия о грехе в нравственном богословии
2.2 Общие понятия о добродетели в нравственном богословии
2.3 Теллурический нравственный закон духовных стихов
2.4 Ритуальный нравственный закон духовных стихов
2.5 Каритативный нравственный закон духовных стихов
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является поиск путей по возрождению духовности в России. Одним из таких путей, связанным с обращением к традиционной русской народной культуре, является изучение духовных стихов.
Самоназванием "стихи" обозначают внебогослужебные духовные песнопения, употребляемые в народе. Духовные стихи выступают в качестве единого музыкально-поэтического жанра, объединяющего и музыку и слово, выступают целостным явлением в русской православной традиционной культуре. Они обладают рядом уникальных свойств: религиозная и национально-героическая тематика произведений, тексто-музыкальная форма бытования, субъективность, эмоциональность. Стихи являются одной из форм выражения христианского мировоззрения. Они облекаются в народную поэтическую форму, синтезируя в себе книжный вероучительный слог и народную поэзию. Духовные стихи являются особым жанром фольклора со своим языком, складом и характерными признаками. Они неоднородны и не имеют четкого жанрового определения. Стихи не вмещаются в рамки одного жанра, поскольку есть как лирические, так и эпические стихи. Существуют также стихи, похожие на былины, баллады, исторические песни, причитания, лирические песни, романсы. Духовные стихи не представляют собой единства и с точки зрения стилистики. Поэтому некоторые исследователи определяют их как особую жанровую группу.
Духовные стихи играют огромную роль в народной культуре, в религиозном, историческом и языковом самосознании русского народа. История русского фольклора без духовных стихов так же не полноценна, как история русской культуры без истории православной церкви. Жанр духовных стихов является широким пластом произведений народной культуры. Хотя они и различаются по тематике, все стихи касаются, так или иначе, религиозных сюжетов. Тексты духовных стихов сочетались с молитвами, которые повторялись в качестве припева после каждого куплета.
Являясь одним из древнейших жанров народного поэтического творчества, духовные стихи представляют большой интерес для изучения русской ментальности, мировосприятия русского человека и его ценностных ориентаций. Духовные стихи - это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, объединенных общностью христианского религиозного содержания. Они занимают важное место в отечественном культурном наследии, являются ценнейшим источником отечественной духовности.
В отличие от мирской песни, стихи отражали высшие духовные ценности, порожденные религиозными представлениями. Содержание духовного стиха не связано с бытовыми проблемами, особенности функционирования связаны с сакральными событиями - постами, погребальными обрядами, церковными праздниками. Главное значение в стихе уделяется поэтической составляющей - содержанию, смыслу, а не мелодии. Песни в народной среде представляют профанный мир, стихи - мир сакральный, поэтому стихи и песни являются культурными антагонистами друг друга.
Основная функция духовных стихов - нравоучительная, назидательная. Духовные стихи в поэтической форме излагают христианское учение о добре и зле, они являются своеобразным учебником народной этики. По мнению Ф.И. Буслаева "духовный стих по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Он уже не забава и не досужее препровождение времени, не застарелый обряд, сросшийся с ежедневными привычками" . В настоящее время духовные стихи образуют существенную, обусловленную историческим развитием России часть общей народной культуры. Для русского народа необходим национально-культурный идеал, поэтому изучение духовных стихов как части нашего культурного наследия необходимо в различных областях знаний, как светского, так и религиозного образования.
Объект исследования: народно-песенные образцы русских духовных стихов.
Предмет исследования: духовный стих как одна из форм выражения нравственного христианского мировоззрения в русской народной среде.
Цель исследования: рассмотрение религиозно-нравственной составляющей русских народных духовных стихов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить роль духовных стихов в формировании нравственности русского народа.
2. Проанализировать жанровые свойства духовных стихов, помогающие в реализации нравоучительной функции.
3. Соотнести представление о грехах и добродетелях в духовных стихах с нравственным законом Священного писания.
Теоретико-методологическая база исследования: Священное Писание, исследования собирателей духовных стихов (Бессонов П.А., Буслаев Ф.И., Варенцов В.Г., Селиванов Ф.М., Федотов Г.П.), работы филологов-фольклористов (Баранкевич Л., Видманкина А.В., Канакина Г.И., Кожевникова Т.В., Максимова Н.Г., Мурашова Н.С., Никитина С.Е., Руднева А.В., Федоровская Н.А.).
Научная новизна работы: проанализирована нравоучительная функция духовных стихов с позиций православного нравственного богословия.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа будет полезна студентам пастырского и регентского отделений духовных школ, а также студентам, обучающимся на межвузовских кафедрах теологии, учителям воскресных школ и общеобразовательных школ, преподающих основы православной культуры, а также всем, кто интересуется традиционным русским фольклором.
Глава 1. Духовный стих как особый жанр внебогослужебного народного духовного пения
1.1 Происхождение и развитие духовных стихов
В настоящее время нет четкого определения понятия "духовный стих".
П.В. Киреевский писал, что в народе "стихами" называются песни духовного содержания. А.В. Марков и А.Л. Маслов указывали на то, что на берегу Терека былины, исторические песни и духовные стихи объединяются под общим названием "стихи" и лишь некоторые из них отличаются от старин и называются "божественными стихами". По словам П. Киреевского духовные стихи не являются ни церковными гимнами, ни стихотворениями, которые составлены духовенством в назидание народа, а плоды народной фантазии, носящие на себе все ее отпечатки. На духовных предметах сосредотачивается коренная, задушевная любовь нашего народа.
Предполагают, что термин "стих" ведет начало от "стихир" - распространенных песнопений византийской гимнографии, которые распространились в Древней Руси. Певческие Стихирари иногда содержали и внебогослужебные тексты, которые назывались покаянными (прибыльными) стихами. Стихиры в народной среде назывались "стихерами". По В.И. Далю "стихерник" - "слепой нищий, или вообще старик, знающий много народных стихеров или дум". Стихерниками называли нищих певцов Русского Севера. Стихарями обозначались рукописные собрания духовных стихов у старообрядцев-филипповцев Удмуртии, стихарниками - у алтайских кержаков.
Стиховники - наиболее распространенный вариант обозначения таких сборников, он напоминает вид стихир - стихиры на стиховне, которые поются на стихи псалмов и приурочены к определенному дню или празднику. В Вятской губернии образцы духовного песнетворчества назывались пропевами. У старообрядцев Верхокамья "старые духовные стихи" из традиционных рукописных сборников противопоставляются "новым московским" из печатных сборников начала века. Одни и те же стихи в одном регионе могут обозначаться как "псальма", в другом - как "стих". У старообрядцев они чаще всего называются псальмами или духовными псальмами. В Вологодской области встречается наименование "божественные стихи". Иногда термин "стих" применяется к заговору . "Стишками" называют заговоры на Псковщине. На Русском Север стихами обозначают баллады, которые имеют напевы декламационного характера. Очень часто духовные стихи объединялись исполнителями с балладами и не различались ими. На Севере стихами часто называли баллады, которые пелись постом. Духовные стиха эпического склада (о Голубиной книге, Федоре Тироне, Егории Храбром, Анике-воине) нередко не отделялись от былин и шли под общим названием "старины" . Некоторые исторические песни исполнялись на мотив былин, а былины на мотив духовных стихов и наоборот. Все зависело от того, к чему относит певец данный текст - к "старине" или "стиху".
В богослужебных книгах, в списках и подборках XVII в. отдельные стихи или группа стихов обозначались как "прибавочные, коих нет в покаянных", "стихи прибыльные", то есть "дополнительные", "посторонние", поскольку не относились к богослужебному канону. Они размещались в конце богослужебных книг после песнопений, составляющих церковный обряд. Некоторые ученые именуют такие стихи "маргинальными", "посторонними" , так как они не имеют отношения к канону богослужения, хотя с богослужебными песнопениями их объединяет отнесенность их к системе осмогласия, знаменная нотация, близость по стилю к литургической гимнографии.
В народной среде стихи назывались псальмами, роспевцами. По определению "Музыкального энциклопедического словаря" псальмы - разновидность духовного стиха, религиозные христианские песнопения на разнообразные библейские и евангельские сюжеты, которые были распространены в дореволюционной России. Первоначально псальмами называли песни духовного содержания, а также переложения текстов из Псалтири, которые попали в Россию из Европы в XVII в. Их отличие от псалмов заключалось в том, что они предназначались для бытового исполнения вне богослужебного пения. Распространялись они через рукописные сборники, благодаря бродячим певцам, каликам перехожим, которые исполняли их вместе с народными духовными стихами. Псальмы отличались и от фольклорных стихов, и от покаянных. Со временем они вошли в общерусский репертуар внебогослужебного духовного пения. Хотя псальмы были преимущественно достоянием высших слоев, письменности и печатной литературы, они, несомненно, проникали к народу. Некоторые из них случайно слышались, другие намеренно читались или пелись перед народом и для народа, попадали к нему через рукописи и печатную книгу, привлекали к себе внимание народа, затрагивали его любопытство, принимались к сведению и, в конечном счете, проникали в употребление.
Существует достаточно большой диапазон мнений исследователей по поводу того, что следует считать духовным стихом. Одни ученые обозначают этим термином эпические или лирические произведения религиозного содержания или народные произведения на религиозные темы. Другие придерживаются более широкой трактовки этого понятия. По их мнению, духовный стих - это открытая система, объединяющая народные эпические и лирические стихи, покаянную лирику, религиозные канты и псальмы, духовную поэзию книжного происхождения, современное авторское духовное песнетворчество, рождественские колядки, христославия, волочебные песни.
Духовный стих возник как поэтическое освоение народом христианского вероучения после укоренения христианства в коллективном сознании народа, то есть значительно позже X века. Духовный стих, с исторической точки зрения, является продуктом народной средневековой культуры. Он зародился в фольклорной среде устной традиции и чаще всего не имеет автора. Известно незначительное количество авторских духовных стихов, например, принадлежащих святителю Димитрию Ростовскому.
Появление, становление и развитие жанра духовного стиха отражается в разных исторических периодах, начиная с раннего средневековья и по настоящее время. В каждый период времени можно отметить свои характерные стилистические особенности жанра. В настоящее время не известно точное время возникновения духовных стихов, нет сведений об их первых исполнителях и создателях ранних образцов. Записи духовного фольклора были сделаны в XIX в., когда традиция духовных стихов, как считают некоторые ученые, уже угасала. По мнению Ф.И. Буслаева, по книжному влиянию можно предположить, что составителями стихов был не простой народ вообще, а избранные люди из разных сословий. Е.Ф. Будде полагал, что духовные стихи сложились как жанр в первые годы христианства в среде, близкой Христу. По мнению других исследователей, стихи как жанр зародились и распространились со времени централизации и укрепления Московской Руси, то есть в период XV-XVI вв. С этого времени множество духовных ценностей, накопленных веками в Древней Руси, которая являлась образцом высокой культуры, стало достоянием мировой цивилизации.
В эволюции народного духовного стиха как жанра можно выделить два периода: 1) раннесредневековый (XI-XV вв.), 2) эпохи барокко (XVII в.). Путь развития стихов связан с освобождением от татаро-монгольского ига, когда сформировалась основа христианской духовной культуры. В стихах из раннего средневековья преобладают образы народных героев, что свидетельствует о родстве духовных стихов с былинами. Например, в стихах "О Егории Храбром" используются такие былинные формулы, как "во цистом поли курева стоит", "славы поют ... старины скажут", а также часто применяются повторы: описание рождения Егория и набега врага повторяется в пересказе матери.
Со временем, новгородские духовные стихи стали частью репертуара северных сказителей Беломорья, а киевские - слепых музыкантов-лирников.
Стих "Голубиная книга", являющийся "народной Библией", посвященный зашифрованным бытовым вопросам и ответам, которые помогают раскрыть тайны Божественного мироздания, считается одним из самых старших духовных стихов. Он создавался с XI по XIX вв. Другие старшие стихи повествуют о подвигах и чудесах во имя христианской веры: "Алексей - человек Божий", "Мария Египетская".
Массовое распространение духовные стихи получили, начиная с XV века, когда они перешли в разряд фиксированных сочинений профессиональной лирики. Расцвет духовного стиха в XVI в. связан с общим подъемом древнерусской культуры и появлением региональных и авторских стилей духовного пения. В этот период под влиянием церковной гимнографии и народно-песенного творчества происходило формирование жанрово-стилистических особенностей духовного стиха и его активное развитие. Духовный стих вбирал в себя интонации окружающего музыкально-поэтического пространства, осваивал все его достижения. Отдельные списки покаянных стихов содержатся в рукописях и списках XV в., входящих в певческие крюковые сборники - Стихирарь, Ирмологий, Триодь Постная, Октоих. Наиболее древний список стиха "Плач Адама" известен с 70-х годов XV в. Его отголосок содержится в апокрифическом "Исповедании Евы" XV в. Ряд рукописей XVI и XVII вв. также содержит духовный стих "Плач Адама". В 40-е годы XVI в. появляются заголовки к подборкам стихов "Стихи покаянные, слезны и умиленны, чтоб душа пришла к покаянию", хотя даже в XVII в. в подборках и списках еще встречаются такие обозначения отдельных духовных стихов или целой их группы, как "прибавочные, коих нет в покаянных", "стихи прибыльные". Термин "покаянны, слезны и умиленны" прочно закрепился за стихами покаянной направленности. Несмотря на то, что мотивы Великого поста всегда доминировали в покаянных стихах, цикл постепенно расширялся. В него стали входить светские произведения с воинской тематикой, с мотивами социального протеста. До XVII в. фольклорный духовный стих был связан по стилю с эпической традицией. Впоследствии в стихе стало усиливаться лирическое начало. К XVII в. тематика духовных стихов стала очень разнообразной. В стихах отражались особенности средневекового сознания и представления человека о мире: воинские подвиги, исторические сюжеты, о книгопечатании, о пьянстве, о печальной жизни в монастыре, о бренности земного существования, о кумирах, о Страшном суде и кончине мира.
В XVII в. по стилистике духовный стих еще напоминал былины. По мнению Ф.М. Селиванова, наблюдается родство русского фольклора и духовных стихов. Стихи не являлись изолированным кругом произведений. Они взаимодействовали с былинами и историческими песнями в устном бытовании, и сами оказывали на них большое влияние.
С конца XVII в. под влиянием западной виршевой поэзии и музыкальной культуры духовные стихи становятся похожими на канты - светские хоровые бытовые песни-гимны, которые были известны в Великом княжестве Литовском с XVI в. С этого времени их называют "цезурованными стихами".
С XVII в. духовный стих распространился среди старообрядцев и сектантов. В старообрядческой среде стихи пережили второе рождение и стали воплощением их истории и учения. Они создавались с целью осмысления никонианской реформы, разгрома и "выгонки" в отдаленные места. В них повествовалось о подвигах и мучениях героев и мучеников - протопопа Аввакума, симеона Верхотурского, боярыни Морозовой. В стихах старообрядцев также излагается учение об антихристе, споры о браке, указываются пути к спасению. Наиболее архаичные стихи устной и письменной традиций сохранились к середине XX в. именно у старообрядцев.
А.В. Марков считает, что духовный стих, как и любое другое литературное произведение, носит отпечаток эпохи, изменившую его первоначальный вид, в которую он создан или получил обработку.
Первоначально стихи исполнялись во время великопостных служб понедельника и вторника, церковных праздников, то есть имели календарную принадлежность. Иногда они составляли дополнение к некоторым чинопоследованиям монастырского обихода, например "в четверток великий на умовение ног". Постепенно духовные стихи обрели самостоятельность и обособились от обрядов. Круг их текстов расширился и увеличился, а жанр стал носить уже более светский характер. В сознании певцов и переписчиков создается представление об общей тематике стихов, их назначении и функции в художественной жизни средневекового человека. Складывается их единство как нового жанра.
1.2 Классификация духовных стихов
В настоящее время не существует единой системы классификации духовных стихов, которая позволила бы охватить все разновидности жанра. Духовный стих является словесно-музыкальным феноменом, который не укладывается в рамки одного жанра, так как шире жанровых границ, включая в себя различные жанры. Общим элементом, объединяющим стихи разных эпох, служит их содержание, которое выражается в поэтическом тексте. Повествование о событии представлено в сюжете эпического произведения, персонажах и главных героях. Все это обуславливает речевую интонацию, подчиняющая себе все музыкально-выразительные средства эпической песни. Разножанровые и разносюжетные духовные стихи оформлялись в различной среде исполнителей, на разных территориях в конкретные исторические эпохи. По этой причине среди них не может существовать единства музыкально-поэтической стилистики. Разнообразные варианты стихов вбирают в себя черты различных стилей и местных традиций. На формирование музыкально-поэтической стилистики оказывали влияние личность исполнителя, а также "модус мышления и языка" (по определению С.И. Грицы) лирницких школ корпораций. В различных лирницких школах существовали собственные уставы исполнения духовных стихов.
По мнению В.Я. Проппа, классификация духовных стихов производится по наличию или отсутствию одного и того же признака; по разновидностям одного признака; по исключающим друг друга признакам".
П.А. Бессонов, В.Г. Варенцов, Ф.М. Селиванов, Т.С. Рождественский, Дж. Майне систематизировали стихи по тематическому принципу.
В.Г. Варенцов в сборнике духовных стихов выделяет три группы стихов: 1) общие: а) исторические; б) догматические; 2) раскольничьи; 3) вирши XVII-XVIII вв.
П.А. Бессонов в своем сборнике "Калеки перехожие" классифицирует духовные стихи по сюжетам на: стихи старшие, былевые; стихи младшие, бытовые; псальмы.
Ф.М. Селиванов выделяет произведения следующих сюжетов: 1) начало и судьбы мироздания ("Голубиная книга"); 2) персонажи и сюжеты из Ветхого завета ("Плач Адама", "Осип Прекрасный", "Сон Саламанова отца", "Самсон-богатырь"); 3) евангельские сюжеты ("Рождество Христово", "Избиение младенцев", "Сон Богородицы", "Распятие Христа", "Страсти Господни", "Плач Богородицы", "Сошествие Христа во ад", "Про Христа милостива", "Вознесение Христа", "Хождение Святой Девы", "Стих о трех гробницах"); 3) о змееборцах ("Федор Тирон", "Егорий и змей", "Сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси"); 4) о мучениках ("Стих про Егория Храброго", "О великомученице Варваре", "Иоанн-воин"); 5) о подвижниках ("Алексей Божий человек", "Иосаф и Варлаамий", "Онуфрий"); 6) о чудотворцах ("О Миколе Угоднике", "Христофор и Никола", "Димитрий Солунский", "Покров"); 7) о матери сырой земле ("Плач земли", "Непрощаемый грех", "Покаянный стих"); 8) назидательные стихи (""Свиток Ерусалимский", "Пятница и пустынник", "О двенадцати пятницах", "Стих о трех дарах", "Стих о лени", "Стих о вдовах", "Василий Кесарийский"); 9) о праведниках и грешниках ("Два Лазаря", "О блудном сыне", "Про Марию Египетскую", "Аника-воин", "Плач души грешной", "Стих к грешной душе о покаянии", "Об исходе души о тела"); 10) о кончине мира и страшном суде ("Надо покаяться и очиститься", "О нынешнем веке и будущем", "Богородица предупреждает", "О Михаиле архангеле", "Огненная река"); 11) на сюжеты из древнерусской истории ("Борис и Глеб", "Александр Невский", "Петр митрополит", "Дмитрий Донской"); 12) сюжеты из старообрядческой истории - новые стихи ("О Никоне", "О временах антихристовых", "Встреча инока со Христом", "Стих пустынницы", "Стих страдальца", "Разорение скитов", "Стих о юности", "Проснись, душа"); 13) песни сектантов-мистиков - хлыстов и скопцов ("Как по морю, морю синему", "Уж во садике", "Как у нас было на тихом Дону").
По времени возникновения выделяют следующие группы стихов: 1) стихи, возникшие до XIV в. - ранние, или древнейшие); 2) стихи XV-XVII вв. - лирические, которые претерпели сильное влияние в "эпоху лирики"; 3) стихи, появившиеся в XVIII-XX вв. - поздние.
По классификации С.Е. Никитиной духовные стихи разделяются на три группы "в зависимости от того, где происходит борьба зла и добра: во Вселенной, в социуме или в человеческой душе".
Основываясь на идейно-тематическом принципе классификации духовных стихов, Баранкевич Л. выделяет следующие жанровые группы:
1) мировоззренческие, носящие познавательный характер, в которых поднимаются философские вопросы о познании мира и его устроении (стихи о Голубиной книге; стихи на сюжеты Ветхого Завета);
2) агиографические, являющиеся повествованием об одном или нескольких канонизированных исторических персонажах, о судьбе которых рассказывается в Библии, житиях святых, литургических произведениях, апокрифах: а) о героях-змееборцах (цикл стихов о Егории и змее, Федоре Тироне); б) о мучениках, великомучениках и священномучениках (о св. Георгии, св. Варваре); в) на евангельские сюжеты (два микроцикла - о Христе и Богородице, из которых наиболее популярным является "Сон Пресвятой Богородицы"); г) о подвижниках (Иосиф и Варлаам, Алексей Божий человек); д) о чудотворцах (Николай Чудотворец, Дмитрий Солунский); е) о праведниках и грешниках, раскаявшихся и нераскаявшихся (Аника-воин); ж) о первых древнерусских канонизированных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Борис и Глеб);
3) социальной направленности, в которых обличается социальное неравенство и отражается одно из ведущих положений народной христианской морали о том, что зло должно быть наказано, а справедливость восстановлена (наиболее популярный сюжет - о Лазаре);
4) покаянные, определяющим мотивом которых служит мотив покаяния, отдельный развернутый цикл составляют стихи о расставании души с телом;
5) новеллистические, поднимающие вопросы, связанные с самими исполнителями (нищенские стихи о происхождении нищих о сорока каликах со каликою);
6) апокалиптические, показывающие картины Апокалипсиса и наступивших времен антихриста;
7) эсхатологические, основу содержания которых составляет тема смерти и ожидание второго пришествия Христа и страшного суда.
Федоровская Н.А. предлагает следующую иерархию духовных стихов:
1) по условиям существования и доминантной социокультурной среде распространения: а) фольклорные, появившиеся в X-XI вв., (православно-официальные) образуют самую многочисленную группу и охватывают преимущественно устное исполнение в среде каликов перехожих, крестьян, позже - городского населения, исповедующих православие; б) церковные, возникшие в X-XI вв. и сохранившиеся в рукописях XV в., (православно-официальные), предназначенные для исполнения в церковной и монастырской среде во время досуга, трапез, во время погребения и распространившиеся в среде грамотных жителей России; в) старообрядческо-сектантские, сформировавшиеся в XVII-XVIII вв. после раскола и возникновения различных сект и обществ, исполнявшиеся почти каждым представителем духовной среды различных видов старообрядчества (неговцы, странники-морельщики, семейские, беспоповцы) и русских религиозных сект (хлысты, скопцы, "люди Божьи", "Новый Израиль").
2) в зависимости от сюжетного принципа: а) героико-страдательные, которые по специфике содержания делятся на исторические (о Егории Храбром, Федоре Тирянине, калики-богатыря Касьяна), мученическо-страдательные (стихи о Лазаре, Алексее, Божьем человеке, Иосифе, Борисе и Глебе) и библейские (на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, посвященные земной жизни Иисуса Христа, Богородицы, повествование о Страшном суде, Потопе); б) покаянные, включающие в себя назидательные ("Плач Адама", "Плач царевича Иоасафа", "О кратковременной человеческой жизни") и лично-покаянные стихи ("Пора тебе уж пробудиться", "С другом я вчера сидел", "Плачу и рыдаю"); в) лирические, которые могут быть просительно-благодарственными (в них просили милостыню, благодарили за подношение, восхваляли подавших и высказывали им благие пожелания), лирико-бытовыми ("Стих о числах", о святой Пятнице) и лирико-философскими ("Гора Афон", "Умоляла мать родная", "Что за чудная превратность").
1.3 Источники духовных стихов
К книжным источникам относится христианская каноническая литература (книги Ветхого и Нового заветов), толкования христианских писателей, поучения и Слова отцов церкви, жития святых. При составлении духовных стихов пользовались также неканонической литературой (апокрифические евангелия Петра, Фомы, Никодима, евангелия о детстве Христа, апокрифические переложения и толкования, сказания и легенды о жизни Богородицы) . Например, источником стиха "Плач земли" являются греческие апокрифы ("Хождение апостола Павла по мукам"), а также русские плачи ("Повесть о нашествии Батыя", "Сказание о Меркурии Смоленском"). Стихи об убогом Лазаре восходят к евангельской притче о Лазаре (Лк: 16). Стихи о Страшном Суде чаще всего мало отражают текст Евангелия и Апокалипсиса, но примыкают к святоотеческой и апокрифической литературе эсхатологического содержания, такие как "Слово св. мученика Ипполита о Христе и антихристе", "Слово св. Ефрема Сирина", "Житие Андрея Юродивого" и апокрифические сказания - "Слово Мефодия Патарского", "Вопросы Иоанна Богослова", сочинения Палладия Мниха. Очень распространен стих о милосливой жене, в основу которого легло апокрифическое сказание, связанное с избиением вифлеемских младенцев. Страсти Господни часто изображаются в противоречии с евангельским повествованием. Страдания Христа в них показаны через муки Богородицы. Стих о Вознесении не связан с Новым Заветом, его основой служит апокрифическая прощальная беседа Христа с учениками для прославления нищенства. Среди современных духовных стихов, в отличие от тех, которые анализировал Г.П. Федотов, стихи о земной жизни Христа занимают значительное место. Основу стиха о Голубиной книге составляет группа апокрифических вопросов и ответов под названием "Беседа трех святителей". В стихах о змееборцах запечатлена не только апокрифическая и житийная поэзия, но и древний богатырский эпос. Например, источником стиха о Федоре Тироне считают древнерусский апокриф, происходящий от греческого ("Чудо о Феодоре"), а также житие другого змееборца - Федора Стратилата.
Основу духовных стихов могут составлять различные литургические тексты. Например, древнейший духовный стих "Плач Адама" имеет своим источником тексты "Постной Триоди", последования утрени, сырной или сыропустной недели - "прощеного воскресения", когда вспоминается "Изгнание Адамово" и его покаянный плач. Стих "Плач Адама" наиболее близок к тексту икоса утрени сыропустной недели: "Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, руками бия лице и глаголаше: "Милостиве, помилуй мя падшего..." "Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем, милостиве, помилуй мя падшаго". Тем не менее, "Плач" является самостоятельным произведением со своей ритмической организацией и особым предназначением. В одном из вариантов стиха о св. Георгии отдельные строки прямо взяты из 9-песни канона "Волною морскою", исполняемого в Великую страстную субботу.
Нелитературными косвенными источниками духовных стихов являлись произведения изобразительного искусства (иконы, фрески, светские картины). Сюжеты икон получали продолжение в слове духовного стиха. Это особенно применимо к тем произведениям, которые совпадают по содержанию и посвящены одному и тому же святому. Например, и в христианском искусстве, и в народной поэзии очень распространены сюжеты о наиболее почитаемых в народе святых - Георгии Победоносце, Николае Чудотворце, Параскеве Пятнице, Анастасии, Илии Пророке. Этим святым посвящены и разнообразные духовные стихи. В стихах о святом Георгии он изображается и как мученик, и как змееборец, что соотносится с такой интерпретацией образа в иконографии. То обилие блеска и света, которые излучает Егорий в народных духовных стихах, вполне могло быть продиктовано иконой. Украшенность героя в стихе соответствует убору посвященных ему икон. Представление о "золотых руках и серебряных ногах" также формировалось под впечатлением от церковного образа. О победе Егория над змеем повествует стих "О спасении Елисавии Арахлинской царевны". На наиболее древним из сохранившихся изображении Георгия из Старой Ладоги, датируемым XII веком, изображена царевна, которая ведет на поводке змея. Эта тема была очень популярна для русской иконописи, а позже - лубка. О мучении Егория царем Ондреянищем) или Демьянищем, Кудреянищем), а также духовной стойкости Егория и расправе над басурманским царем рассказывается в стихах "Егорий храбрый мстит за отца", "Егорий храбрый и царище Демьянище". В стихах о грешной душе часто используется образ ступеней, на которые вступает душа, - это символ небесной лествицы, развитый в русской иконописи и фреске. Новые сюжеты и образы, которые вышли из торжественной ритуальной обстановки церкви реализовали себя в художественной форме в виде духовных стихов, которые стали результатом эстетического освоения народом идей христианского вероучения. Христианские образы, которые усваивались народной культурой в течение многих столетий, в духовных стихах наложились на местные языческие традиции.
1.4 Исполнители духовных стихов
Из-за особого статуса духовных стихов в народной культуре исполняли их певцы-профессионалы - калики перехожие, которые представляли собой особую социальную группу, духовную прослойку русского общества, включавшую странствующих и живущих подаянием нищих и калек.
По мнению некоторых исследователей, термин "калеки перехожие" - древнейшее, общеупотребительное в народе название странников, калек, слепцов, убогих людей, которые были носителями народных духовных произведений. Эти бродячие певцы, часто слепцы, исполняли песни на религиозные сюжеты на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей. Они добывали себе пропитание милостыней и пением услышанных или сочиненных ими самими стихов. Сложился определенный стереотип, что в группу каликов перехожих входили исключительно калеки и убогие люди. По мнению других ученых, такая точка зрения не вполне отражает всей многогранности этого явления.
Понятие "калика" происходит от латинского слова caliga, то есть "сапог", который является символом путешественников. Caligae - это особая разновидность сапог с низким голенищем, которые носили странники . Калики - группы паломников по святым местам (Константинополь, Иерусалим), которые своим личным примером демонстрировали веру во Христа. В летописи 1163 года имеются сведения о каликах перехожих, которые совершали паломничество из Новгорода в Иерусалим: "ходиша из Великого Нова-города от Святой Софии 40 муж калици ко граду Иерусалиму, ко гробу Господню".
По мнению ряда исследователей, основной целью хождений по святым землям служил поиск пропитания, в редких случаях - посещение святых мест, поскольку такие путешествия требовали значительных физических, моральных и денежных затрат. Следовательно, это осложняло совершение паломничеств малограмотными крестьянами и других специально не подготовленных людей. Основу каличьих дружин составляли священнослужители разных уровней, а также готовящиеся принять сан или к пострижению в монахи. Все они принимали участие в создании произведений религиозного содержания, в которых отразилась сущность средневекового каличества, организация дружины, иерархия подчинения, быт, а также моральные и нравственные нормы. Калики перехожие были не только паломниками, но также выступали в роли миссионеров-проповедников. Они должны были иметь необходимое религиозное образование, обладать доступом к каноническим и апокрифическим литературным источникам, которые составляли текстовую основу жанра. Кроме того, важное значение имели знания в области древнерусской певческой системы, которая оказала влияние на формирование напева духовных стихов.
На калик перехожих должна была лечь основная нагрузка по обращению в христианство народа Древней Руси, поскольку на начальных этапах распространения православия имелся недостаток в необходимом количестве храмов, обученных кадрах. Ощущалась острая нехватка церковных книг: требовалось более 90000 священных книг 30 наименований, которые не могли появиться мгновенно, и спрос на которые был удовлетворен лишь к концу XIV в.. Останавливаясь в городах и селениях, калики рассказывали о последних новостях, чудесных исцелениях от болезней, произошедших в "дальних далях". Они делились интересными историями о своих и чужих путешествиях, о жизни праведников и грешников, преподносили библейские сюжеты в доступном для слушателей изложении. Они в устной форме, простым и доступным языком проповедовали среди славян в традициях апостолов, убеждали уверовать во Христа. Все это способствовало распространению православия в древнерусском обществе, поддержанию и укреплению веры в последующие периоды. О представителях церковного сословия, входивших в ряды каличьих дружин, сохранились свидетельства в древнерусской литературе, например, в Уставе Владимира. В летописных источниках и путевых записях можно найти подробные описания жизни святых паломников-каликов Касьяна и Иоанна Авнежских, Кирилла Новоезерского, Димитрия Прилуцкого, игумена Даниила, будущего новгородского архиепископа Антония, монаха Стефана Новгородца, Григория Калеки и других.
Нередко сами калики являлись героями произведений. В средневековой литературе они изображаются богатырями - персонажами многих былин и духовных стихов. Например, в духовном стихе "Сорок калик со каликою" в эпизоде встречи калик с князем Владимиром показана их богатырская сила, которая заключается не в телесной крепости, а в голосе, который ассоциируется с силой духа:
"Завидели его калики тут перехожие,
Становились во единый круг,
Клюки-посохи в землю потыкали,
А и сумочки исповесили,
Скричат калики зычным голосом,
Дрогнет матушка сыра земля,
С дерев вершины попадали,
Под князем конь окорачился,
А богатыри с коней попадали".
К каликам в процессе путешествий могли присоединяться и другие странники - представители беднейших слоев населения, которые пытались прокормиться этим способом. Сюжеты различных апокрифов, духовных стихов, легенд, которые исполнялись образованными церковнослужителями и близкими к церкви людьми, воспринимались и запоминались всеми участниками паломничества. В духовных стихах со временем внешний вид, функция и социальный состав калик существенно изменились. В XIX в. их героический богатырский образ трансформировался в образ странствующих нищих, слепых и увечных "божьих людей", которые искали исцеления в святых местах или нищенствовали, прося подаяние на паперти возле церквей.
В духовном стихе "Благодарение за милостыню" содержится описание этих людей. Опершись на клюки или усевшись на земле, по словам современников, калики пели духовные стихи эпического и лирического характера возле храмов и монастырей во время церковных праздников и на ярмарках:
"А мы, нищая братья,
Мы, убогие люди,
Должны Бога молити,
У Христа милости просити".
В.И. Тростянский указывал, что духовные стихи представляли для местных крестьян, особенно для более религиозно-настроенных и любящих духовное пение, особое духовное наслаждение. Поэтому нищие слепцы, бывшие любителями и знатоками духовного пения, пользовались среди местного населения особым почетом и покровительством. Во время храмовых праздников церковный хор принимал их в свою среду, а богатые крестьяне-хлебосолы предоставляли им на своих застольях самое почетное место "под святыми иконами". Исполнялись стихи под аккомпанемент старинной трехструнной бандуры, передающейся от одного поколения слепцов-нищих к следующему. "Нища-братия" своим умилительно-стройным неподдельно-воодушевленным пением сильно способствовала прочной религиозно-нравственной настроенности и имела сильное влияние на духовно-нравственный склад крестьян. По признанию многих священников, нищие певцы являлись их ближайшими "помощниками" на духовно-просветительной ниве среди местного населения.
Некоторые исследователи сомневаются в том, что можно с уверенностью судить о связи между каликами-калеками, исполнявшими духовные стихи в XIX в. и каликами древности, которые совершали паломничества, хотя, вполне вероятно, что в числе древних каликов могли быть и нищие. Другие видят определенную преемственность между древними каликами и исполнителями стихов XIX в.
Такая трансформация облика калик связана с тем, что в XIX в. особое внимание стало уделяться сохранению христианских норм в культуре. Значительному развитию социальной категории "божьих людей" способствовало формирование культа милосердия и желания поделиться с обездоленным ближним. На своем личном примере "люди божьи" заставляли задуматься о превратностях судьбы и человеческих страданиях, показывали стойкость народной веры во Христа. Благодаря каликам появилась возможность фиксации образцов народной православной духовности, вошедших в сокровищницу отечественной духовной культуры. Калики распространяли и сохраняли христианские духовные ценности в русской традиционной культуре, оказывали влияние на формирование православной религиозности в народной среде.
Позднее творчество калик перехожих было усвоено крестьянами. В большинстве регионов России, в Белоруссии, Украине, Болгарии именно бродячие певцы оставались основными творцами и исполнителями духовных стихов.
В старообрядческой среде стихи занимали особое место, были распространены в громадном количестве, исполнялись всеми, кто только мог. Например, у забайкальских старообрядцев стихи распевались людьми разного возраста, мужчинами и женщинами не только обученными грамоте, но и неграмотными, которые заучивали стихи наизусть со слов других. Носителями устной традиции духовного песнопения являлись часто "помирушки" - обездоленные нищие, которые продолжали традицию калик перехожих - певцов-профессионалов. Это были люди, одаренные певческими способностями и обязательно обладавшие особым духовным настроем. Прежде чем приступить к их исполнению, необходимо было специальное обучение. Пение стихов не носило массовый характер, в отличие от обычных песнопений, а было строго персонифицированным. Певцы, которые исполняли "божественные песнопения", могли заменить уставщика во время богослужения и пользовались большим уважением. От них миряне учились стихам, записывали в рукописные сборники, поэтому в старообрядческой среде кроме устной сложилась также и рукописная традиция их распространения, которая стала доминирующей, начиная с середины XX века. В связи с массовым овладением репертуаром духовных стихов не только исполнителями-профессионалами, но и певцами-любителями, происходила их фольклоризация и обмирщение.
По строгому христианскому уставу пение мирских песен считалось небогоугодным делом. Старообрядчество старалось следовать принципам христианской морали и пыталось заменить мирские элементы культуры церковными. Старообрядцы считали, что духовная составляющая должна быть преобладающей в жизни христиан. Поэтому вместо мирских песен у них исполнялись духовные стихи, особенно во время Великого поста, вплоть до середины XX в. У забайкальских старообрядцев во время постов запрещалось петь "мирские" песни, поэтому по вечерам исполнялись "божественные "песнопения. В науке собственно старообрядческие духовные стихи называются "новыми". Они становятся более приближенными к высокому книжному стилю в своей поэтике, эстетике и языковых выражениях, делаются более народными по бытованию. Распространяются в настоящее время стихи в основном в письменном виде, отдельными списками, хотя некоторые сохранились также в устной традиции. В Великом Новгороде духовные стихи исполнялись вплоть до недавнего времени у старообрядцев перед вечерней.
В настоящее время стихи исполняются чаще всего хором, тон задают так называемые "читалки", или поодиночке плакальщицами. Они приурочены к погребальному обряду. Подборка стихов формируется индивидуально у каждой из них на протяжении всей жизни и обычно передается по наследству.
В отличие от молитв, которые исполнялись стоя, стихи пелись сидя - как отдых между молитвами. В селах, где не было церкви, отпевание выполняли местные жители. По этой причине тексты молитв, которые перемежаются духовными стихами, либо переписываются непосредственно с дореволюционных источников, либо записываются по памяти. Орфографические ошибки, неточности в понимании смысла духовных песнопений, а также большое количество вариантов свидетельствуют не только о малограмотности современных переписчиков, но и о широком распространении стихов в народной среде.
Таким образом, исполнители духовных стихов в прошлом, калики перехожие, распространяли и сохраняли христианские духовные ценности в отечественной культуре, оказывали влияние на формирование православной религиозности в народной среде.
1.5 Назначение и особенности духовных стихов
К базовым функциям духовных стихов относятся информативная, эмоционально-психологическая и лирико-субъективная. Базовые функции служат основой общим функциям - обучающей и воспитательной.
1) Информативная функция служит для передачи сведений о каком-нибудь событии или явлении, например о катастрофах перед наступлением Страшного суда, о его процессе, свойствах праведников и грешников, награде праведников за верность Христу, о наказании грешников. В текстах духовных стихов содержатся сведения о том, что нужно предпринимать для того, чтобы обрести спасение и войти в Царствие Небесное. Для лучшего восприятия такой информации, а также для передачи и сохранения используются особые риторические конструкции.
2) Эмоционально-психологическая функция состоит в передаче религиозного содержания эмоциональными средствами, которые оказывают психологическое воздействие на слушателей. На эмоциональном уровне стихи создают в подсознании человека отношение к вере - "веру сердцем". Уделяется внимание событиям, которые оказывают сильные эмоциональные переживания. Например, сцены, изображающие гибель Земли и муки грешников насыщаются подробностями, эпитетами, сравнениями, риторическими вопросами, метафорами, антитезами, восклицаниями, прямой речью, увеличивающими эмоционально-психологическое напряжение текста. Эмоциональность затрагивает чувства слушателей, позволяет проявить индивидуальное отношение к библейским событиям, обозначить свое собственное положение в мире. Личное раскаяние и умиление картиной окружающего мира, рассуждение о своих поступках и исповедание способствуют активизации чувственного и эмоционального начала. В стихах делается попытка создания интимной лирики на почве церковной традиции. Например, корпус покаянных стихов отмечен печатью грустного лиризма и меланхолизма. Несмотря на то, что, по мнению Ф.И. Буслаева, стих в умильных плачах и душеполезных назиданиях даже заменял молитву, он не был молитвой, обращенной к Богу. Стихи повествовали о человеческой душе, проникали в область чувств и переживаний.
3) Лирико-субъективная функция заключается в передаче субъективного, личного восприятия окружающего мира, передаваемой и воспринимаемой информации, внутренних переживаний человека. Субъективность духовных стихов дает возможность проявления авторского начала и выражения своих собственных представлений о вере для того, чтобы составить личное обращение к Богу.
В духовных стихах содержится внутренний монолог автора, его размышления на религиозные темы. В стихах о Страшном суде содержится субъективное преломление апокалиптических событий. Вместе с тем, стихи возвышаются над индивидуально-личностными переживаниями человека, обобщаются, приобретают вселенское и общечеловеческое значение, поскольку обладают духовной образностью и выразительностью. В отличие от текстово-музыкальных произведений, исполняющихся в церкви, каноном и не предполагающими индивидуальных проявлений человеческих чувств, в духовных стихах проявляется свое личное отношение к вере, законам Христа, библейским сюжетам. Они помогают выразить собственную искреннюю и субъективную любовь к Богу, передать страх перед Страшным судом, покаяться и быть услышанным каждым человеком. Человек, исполняющий духовные стихи, не скован внешними рамками церковного канона, самовыражается, получает возможность духовного творчества, воспитания и духовного роста, открывает путь к личному творчеству, в котором преломляются личные представления о вере. В связи с этим, духовный стих можно отнести к основополагающим культурным явлениям, которые формируют человека как духовную личность. В духовных стихах выражается индивидуальное, авторское начало, передаются создателем или исполнителем духовного произведения своего личного отношения к тому или иному событию.
4) Обучающая функция духовных стихов состоит в том, что в них содержатся основные знания, которые способствуют приобретению духовных навыков по различным религиозным вопросам. Например, в стихах о Страшном суде можно найти целую программу спасения человека. Акцент делается на человеческих деяниях, которые позволяют попасть в Рай или, наоборот, ввергающих души в ад на муки.
5) Воспитательная функция заключается в том, что стихи позволяют осваивать христианские ценности, обеспечивают восприятие социокультурных норм общества и русской духовности, создают необходимые условия для внутреннего духовного саморазвития человека. В стихах о кончине Мира и Страшном суде воспитывается богобоязненность, страх перед грозным праведным Судией, необходимость в покаянии, стремление соблюдать законы Христа, чтобы избежать вечных адских мук. Воспитательная направленность текстов имеет целью сформировать внутренний мир человека в соответствии с христианскими морально-нравственными установками. В подавляющем большинстве эсхатологических стихов рассказывается о наказании грешников. Это придает им сильно выраженную дидактическую направленность.
6) Толковательная функция состоит в том, что стихи в разных своих проявлениях были и остаются поэтическим выражением народной герменевтики. У старообрядцев-беспоповцев в отсутствие священства и проповедей, которые выполняли функцию доведения до народного сознания основ христианского учения и христианской этики, стихи становились заменой проповедей. В стихах содержится система запретов и предписаний, которая сложилась в старообрядческой среде и была выражена в разнообразных полемических текстах.
7) Охранительная, оберегающая функция характерна для некоторых духовных стихов, распространенных в старообрядческой среде. Например, стих "Сон Пресвятой Богородицы", который не поют, а читают, применяется до сих пор у бурятских старообрядцев как молитва, как заговор в лечении "от порчи", "сглаза", "рожи", "чирья", "хомута", наговор на воду и траву. Иногда "Сон" просто выполняет функцию духовного чтения в минуты отдыха, а также служит оберегом в свадебном обряде от "сглаза" и "порчи" невесты, при отправлении в дорогу, для защиты дома и от несчастного случая ("От огня полясего, от леса соблюдящего, от зверей чернясих, от вора-супостата). Благодаря такому практическому применению, стих "Сон Пресвятой Богородицы" пребывает до сих пор в живой фольклорной традиции старообрядцев Забайкалья. В заключительной части стиха даются советы всегда помнить его, переписывать, распространять. Стих должен служить оберегом от всяких напастей и способствовать праведной жизни. Если кто возьмет "Сон" с собой в путь и будет носить в чистоте, то к такому человеку "не прикоснется ни дьявол, ни злой человек", он не будет посечен от меча и получит скорое избавление. Также избавлен будет от вечной муки, негасимого огня тот человек, который вспомнит "Сон" при смерти, "велит прочитать, а сам с верой послушает". Его душу возьмут ангелы Божии, донесут до Отца Небесного, "дадут Аврааму, Исааку в рай во веки веков". Кто перепишет "Сон" и будет держать у себя в чистоте в доме, "к тому дому ни диавол, ни тать, ни разбойник, ни злой человек и нечистый дух не подойдут". Считается, что:
"...кто эту молитву знает,
Три раза в день читает,
У Господа Бога счастлив бывает,
В путь-дорожку пойдет,
Зверь не тронет, в воде не утонет,
В огне не сгорит. На суд пойдет, судья не осудит".
Кто же усомнится в истинности этого стиха, "тот человек будет седмижды проклят, приимит муку вечную, смерть горькую".
8) Обрядовая функция заключается в использовании вплоть до настоящего времени духовных стихов в погребальном обряде. Похоронно-поминальный обряд всегда сопровождался духовными стихами, перемежающимися с молитвами. В настоящее время наиболее распространенными в России духовными песнями и стихами, связанными с обрядом погребения, являются "Минута горькая настала" ("Мама"), "Милосердный отец", "Михаил Архангел". В течение сорока дней после погребения чтение Псалтири сопровождалось пением духовных стихов. Если молитвы исполнялись стоя, то духовные стихи - сидя, как отдых между молитвами. Стих "Здесь духовное собранье" по тематике мог исполняться один раз в году - на сороковой день. Ключевым моментом ритуала был стих "Покайся, душа бесценная". На поминальных обедах обязательно исполнялись духовные стихи в определенном порядке, применительно к определенным блюдам. После поминания тремя ложками кутьи, оладьями с медом положено было петь стих "Душам ныне радость и слава была". После компота, который завершал поминальную трапезу, пели "Прощальную" ("Покайся, душа бесценная"), "В последний путь". Последним стихом завершался раньше обряд выпроваживания души из дома, который совершался у ворот. Из этого стиха можно сделать вывод, что в древности не принято было класть на могилы венки и украшать покойника: "Не украшайте вы меня живыми цветами, а проводите вы меня с Божьими словами".
9) Посредничество между христианской и устной народной культурой Стихи служили мостом и переводчиком между двумя мирами - миром христианского учения и миром традиционной народной культуры. По мнению Ф.И. Буслаева духовные стихи были подобны церковной книге. Они поучали безграмотного в вере, в священных преданьях, в добре и правде и были способны заменить молитву, особенно в умильных плачах и душеполезных назиданиях. Стихи представляли собой как бы "Библию для неграмотных", предназначались для людей, не искушенных в тонкостях веры.
10) Нравоучительная, назидательная функция - отражение в стихах религиозных чувств исполнителей и слушателей. Г.П. Федотов указывал на то, что в духовных стихах воплотился "религиозный гений нации". Духовные стихи в поэтической форме излагают христианское учение о добре и зле, они являются своеобразным учебником народной этики. Духовные стихи содержали нравственные ориентиры и побуждали человека к благочестивому образу жизни: не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй, не сквернословь, соблюдай посты, почитай родителей, блюди обычаи, помогай убогим и нищим. Этим заповедям придается статус божественного предписания. Задача духовных стихов заключалась в возращении и приумножении духовных сил человека в делании добра, потому что Бог - абсолютное воплощение добра. Духовные стихи служили образцом нравственных исканий народа, его искренности и стремления приблизиться к Богу. С помощью самодеятельных духовных стихов люди продолжали славить Бога после церковной службы, дополняли церковную молитву.
Духовные стихи пронизывает атмосфера жалости, сострадания и милосердия, которые передают этическую сторону христианства. Особенно это характерно для стихов, посвященных мученикам. Любовь, сострадание и милосердие в духовных стихах народ связывает с образами Богородицы и святых. Христос же предстает в стихах как немилостивый Судья и грозный Царь. Народ видит во Христе всесильное божество, подателя Закона, неисполнение которого грозит вечной мукой. Распятие Христа связано в большей степени с идеей вознесения и воскресения, а не искупления. Муки Христа поданы через восприятие Его страдающей Матери. Образ Христа связан с идеей конца света и Страшного суда. Эсхатологическая направленность русского сознания отразилась в большом количестве стихов о Страшном суде и посмертных муках грешной души. Слово "свет" в духовных стихах следует понимать в значении "вселенная": "Жили да были на вольном свету/ Жили два брата, два Лазаря...", "Как на вольном свету душа царствовала...". На вольном свету человеку дана свобода выбора между добром и злом. В "пресветлом раю" будут обитать страстотерпцы, безгрешные младенчики, а также раскаявшиеся грешники, труднички, убогие, страдающие безвинно. Вечным мучениям будут подвергнуты "души грешные, беззаконные". На вольном свету можно исправить почти все грехи. "Непростимых" грехов мало и "только в аде нет спасения". В духовных стихах с дидактической целью подробно описываются адские муки.
Назидательные духовные стихи можно по сюжету разделить на две большие группы: 1) стихи, в которых персонажи демонстрируют примеры богоугодного поведения; 2) стихи, в которых роль земных персонажей сведена до минимума; они могут выступать только объектами поучения; активными действующими лицами (говорящими и поучающими) в этих стихах являются Иисус Христос, Божья Матерь, святые.
К свойствам духовных стихов относятся следующие:
1) Синтетичность жанра выражается в тексто-музыкальной форме бытования и отличает духовные стихи от религиозной поэзии. Такая форма направлена на доступное преподнесение содержания текста разным социальным группам. Стихи одновременно являются древнейшей формой отечественной лирики и бытовым песенным жанром древнерусской музыкальной культуры. Они соединяют в себе стилистику знаменного распева и фольклора. Поэтому духовные стихи относятся к произведениям синтетического искусства, в которых сочетаются неразрывно слово и музыка. Эти две сферы эмоционального воздействия взаимно влияют друг на друга. Отличительной особенностью является соотнесение структуры напева и текста, организация слова и музыки по принципу стиха, а строчной прозы. Напев стиха полностью подчиняется текстовым закономерностям, которые определяют его структуру и музыкальную форму. Это свойство обуславливает их уникальность, универсальность, особую популярность, долгожительство. Стихи не декламировались, а пропевались. Сдержанные и неторопливые мелодии созвучны настроению текстов покаянных стихов, по словам Василия Великого, "пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения".
2) Своеобразие народно-поэтической формы языка духовных стихов отличается от его письменно-литературной формы. Из-за устной формы бытования фольклора устраняется возможность полного исключения из него спонтанных построений. Для фольклорного текста такие отклонения от нормы естественны. Поэтический язык фольклора позволяет применять элементы разговорной речи. Язык русского фольклора является наддиалектным образованием, обладающим в рамках общенационального языка признаками относительно автономной подсистемы. Для разговорной речи характерна тесная связь с обстановкой коммуникации. Также для язык духовных стихов обладает свойствами спонтанности, неподготовленности, отсутствием предварительного обдумывания.
3) Религиозное и национально-героическое содержание текста направлено на рост национального самосознания - образ Родины, героев-ратников, героических побед. Это выражается в многочисленных стихах о героях-воинах, мучениках за веру (о Егории храбром, Федоре Тироне, Димитрии Солунском). По стилистике эти стихи близки былинам, а Егорий предстает в них в образе былинного богатыря. Это проявляется в их тирадных композициях, частом обращении-олицетворении, использовании этикетных формул при описании мотивов родительского благословения, нашествия врагов, чудесной помощи и спора между противниками. В духовном стихе "Михаил и Федор Черниговские" эти святые изображаются избавителями земли русской "на краю гибели стоявшу". Начинается этот стих с мотива плача русского народа о своей земле. В духовном стихе на историческую тему об Александре Невском в первой части повествуется о том, как русские люди жили счастливо после принятия христианства. Когда люди стали забывать Бога, то Он послал на Русь "казни лютые, смертоносные" в виде "нечестивых людей, татар крымских". Во второй части рассказывается о "святом месте" - Новгороде, где жил "христианский народ" и где князь Александр Невский "разбил и прогнал нечестивых татар".
4) Пересечение персонажей и событий, которые имеют различное национальное и хронологическое происхождение, характерное для эпического стиля, обобщающего события. В стихах объединяются раннехристианская и древнерусская история, русские события включаются в мировую христианскую культуру. Житийные стихи пересекаются с образцами, которые связаны по сюжету с историей Древней Руси. Во многих стихах житие агиографического персонажа перемешивается с событиями из русской истории, связанными с татаро-монгольским нашествием. Например, в "Стихе про Егория Храброго" из Архангельской губернии действие происходит целиком на Руси. Врагами являются "татары поганые", а Егорий предстает сыном Федора Черниговского. В другом стихе Егорий - сын Софии Премудрой, а архангел Михаил перевозит души умерших через огненную реку, уподобляясь древнегреческому Харону. В стихе о Дмитрии Солунском "Сопущались с небес два ангела да два архангела" раннехристианский мученик является спасителем русских людей от хана Мамая. Стих завершается чудесным возвращением русских женщин из татарского плена в церковь Дмитрия Солунского. В одном из вологодских духовных стихов Петры-Павлы называются "апостольскими богомольцами, кирилловскими чудотворцами", что говорит об отождествлении апостолов Петра и Павла со святыми покровителями Кирилло-Белозерского монастыря.
Разнообразная широкая география духовных стихов опровергает миф о культурной изоляции Древней Руси. В стихах о Голубиной книге описывается Палестина, история царевича Иосафа происходит в Индии, житие Алексея человека Божия - в Риме, Егорий Храбрый борется с вавилонским царем Дектианищем. Все же центральными местами духовных стихов, где пребывают святость и красота, являются Иерусалим и Русская земля. Святая Русь выступает в стихах не только как географическое понятие, но, прежде всего, как нравственно-религиозное. Она устроена Егорием Храбрым, приукрашена церквями и добрыми делами православных святых и подвижников благочестия. Христос со апостолами в них до сих пор путешествуют по Руси. В "Стихе о Голубиной книге" поднимается вопрос о том, какая "земля всем землям мать"? В своем ответе Давид Евсеевич говорит о том, что самая главная земля - "Святая Русь-земля", а "наш белый царь над царями царь", подразумевая русского царя, который "верует веру крещеную" и "стоит за дом Богородицы". Под влиянием духовного народного стиха складывается в литературе XIX века понятие "святая Русь". Для певца Русь имела не только национальное, но и вселенское значение. Нет христианской страны, которая не была бы для него "русской землей". Мучения Егория происходят на "святой Руси", куда потом и возвращается освобожденный герой. Федор Тирянин идет "очистить землю святу-русскую". Богородица скитается "по святой Руси". Палестина и вся святая земля называются русскими:
"Посылает Ирод-царь посланников
По всей земле святорусской".
Русский царь связан с Иерусалимом в стихе о Голубиной книге:
"Потому Иерусалим-город городам мать,
Потому этая церковь над церквами мать,
А наш белый царь над царями царь".
Рай создан был на русской земле в стихе "Плач Адама":
"Прекрасное солнце
В раю осветило
Свято-русскую землю".
Такая смесь политической географии с религиозной свидетельствует о том, что в сознании русского народа сложилось представление, что Русь там, где истинная вера. Однако само русское государство не идеализируется и не является государством Правды. В нем по-прежнему торжествует Кривда, составляя фон социальной философии певца.
5) Образность и символичность, аксиологизация пространства. В духовных стихах оно оценочно, состоит из частей, которые человек обозначает символами и строит ценностную систему в определенной последовательности . В стихах можно выделить определенную трехчастность: небесные силы, мать сыра земля, грешный мир, страшный суд с описанием ада. В стихе о Голубиной книге отчетливо обозначаются три сферы: небесная, земная, подземная. Верх и низ, светлое и темное, между которыми располагается земное и человеческое с высоким и низким, светом и тьмой. Основные деяния, и злодейские, и святые, в исторических духовных стихах ("Борис и Глеб", "Михаил и Федор Черниговские", "Димитрий Донской") происходят на земле. Священное пространство может вторгаться в мирское бытие в таких местах, как церковь, келья, пустыня, любое святое место (камень, дерево, гора). Эти места, хотя и располагаются на земле, принадлежат небу в духовном смысле.
1.6 Этическая иерархия пространства в образах духовных стихов
Основными элементами мифопоэтического пространства в трехуровневой модели мира в духовных стихах являются небо, земля и ад.
Типичным местом для проявления сферы божественного является небо и связанные с ним объекты. Тем не менее, и на земле существуют святые места, (пустыня, келья, церковь, море, озеро, река, город, гора, священное дерево), в которых происходит проникновение священного инобытия с высоким аксиологическим статусом в земное, материальное бытие. Для человеческого бытия характерны противоположные нравственные установки и деяния. Здесь могут совершаться преступления, и здесь же достигается высший уровень духовного восхождения - святость.
Самым высшим нравственным статусом наделено небо, которое соответствует верхнему уровню мифологической концепции мироздания. В стихах часто присутствует оппозиция земли и неба. С неба Богородица обращается к человеку, там же находится рай. Душу праведного бедного Лазаря ангелы отправляют на небо:
"Кладовали душеньку на бело полотно,
Подымали душеньку на сини небеса".
Представление о небе как "творении и обители Бога", в противоположность аду, где управляет сатана, возникло в эпоху христианизации. В дохристианской мифологической традиции еще не было четкого разделения на рай и ад, а потусторонний мир обозначался как место совместного загробного существования всех человеческих душ . Человеческая душа обретает вечную жизнь в раю. Для передачи ощущения вечности в стихах применяются такие образы, как "неизносимые ризы", "райская пища", "золотые венцы", "райские птицы":