Антипов Владислав Анатольевич : другие произведения.

Экранная культура: что это?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многим моим ученикам по обществознанию задавали вопрос уровня С (высокий уровень): "Что такое экранная культура?". Вот им в помощь. И другим страждущим. Комментарии желательны, но не обязательны. Так как это не моя профессиональная тема. А социальный заказ

  ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА. ЧТО ЭТО?
  Согласно определению из сети Интернет, это культура, распространяемая через компьютерные средства информации. Характеризуется преобладанием телекоммуникационных контактов людей, свободным выходом личности в мир информации и преобладанием электронных носителей информации. Основным носителем информации в ней является не письменная речь, а экран компьютера. Для нее характерны экранное мышление (строгая логика, быстрота, гибкость, реактивность, образность), более свободная, чем в доэкранную эпоху, система обучения и управления. Фактически это культура будущего.
  Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. Информация стала восприниматься преимущественно не через слово, а через визуальный образ. И для человека, воспитанного в культуре текстовой, это представляет собой почти непреодолимый барьер на пути к освоению новой информации. Что я имею в виду? Проанализируем сцену битвы Дарта Вейдера и Люка Скайуокера на лазерных мечах из "Звездных войн". В фильме эта сцена длилась секунд 5. Но какую информацию пытается выбить из нее человек прошлой, текстовой культуры? Он пытается выявить, в каком окружении они дрались, длину мечей, с чем это было связано... Чтобы описать в текстовой форме всю информацию, которую можно получить из этой сценки, требуется исписать не одну страницу текста. Для проверки - попробуйте полностью описать в текстовой форме информацию, которую можно извлечь из любой вашей фотографии на отдыхе. Мозг либо отключается через полчаса, пытаясь объять необъятное, усвоив за полчаса информацию целого учебника, либо натренировывается видеть только самое главное из всей полученной через визуальный канал информации, включая некие мозговые фильтры против "информационного шума". И поэтому я полагаю бессмысленным критиковать современную молодежь за невнимательность. С некоторой точки зрения это, напротив, преимущество - способность не нагружать свой мозг излишними данными, бесполезными в текущий момент. Но с другой, и недочет. Так, например, воспитанный в обеих культурах я могу заставлять свой мозг работать в обоих режимах - и выделения главного, что нужно при дефиците времени, и зазубривания наизусть целых страниц текста, ибо для нашего дорогого преподавательского состава равноценна любая информация, которая указана в написанном их учителями учебнике. Правда, это имеет и побочный эффект - других режимов работы не существует. Либо концентрация на главном, либо равноценно все вокруг. В "среднем" режиме современной молодежи функционировать уже тяжело.
  Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности. Возможность дистанционной трансляции информации усиливает эти характерные черты экранной культуры.
  Одной из первых ее форм был кинематограф. Национальные мифы и архетипы составили саму суть звукового кинематографа, воплотившего их в доступной для массовой аудитории форме. Так был сделан первый шаг к равноценности миров по ту и эту сторону экрана, что особенно ярко выразилось в книгах современных писателей Пелевина и Минаева. В экранной кинематографической культуре нашли воплощение национальные мифы, мировоззренческие проекты, переустройства мира. Так, в советской России одним из базовых мифов стал миф о построении нового совершенного мира. Американский кинематограф, Голливуд предстал как "фабрика грез", а в нацистской Германии гражданам навязывался миф "великой нации".
  Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре для 90% населения России. И все же телевидение - это наша повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую "массовую культуру", информацию обо всем и для всех, сближая во времени и пространстве разобщенных людей, превращая современную цивилизацию в "глобальную деревню".
  Правда, возникает соблазн "Бегства от свободы" Эриха Фромма. Человек не хочет думать, надеясь либо на мнение большинства в тоталитарных странах, либо на мнение своего окружения - в демократических. Он ни на чем не может сконцентрироваться. Единственное, на что он способен - выдрать кусочки из чужих идеологий, сшить их белыми нитками и назвать эту эклектичную смесь своим мировоззрением. Чем отличается культ моды и Гитлера? Лишь их предметами. А формы проявления одинаковы.
   В общем, здесь http://kultura-prk.narod.ru/37suhnos.html И читайте всю философию по запросу "экранная культура" в Интернет. Там много графоманов. А преимущество моего неэкранного воспитания в том, что я могу выделить главное. А лукавые мудрствования на тему, реальность или виртуальность лучше - порассуждайте сами. А я перехожу к делу 
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"