Антюфеев Геннадий Иванович : другие произведения.

Не нужен мне берег турецкий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Г. Антюфеев.
  
  Не нужен мне берег турецкий...
  
  Человеком движет любопытство. Оно заставляет взяться за новую книгу, за инструменты, чтобы изготовить какую-либо вещь, оно приводит к открытиям в науке, технике. Любопытство толкает и к путешествиям, чтобы узнать свою страну и государства мира.
  За рубежом я не бывал. И пока не собираюсь туда потому, что велика Россия и много времени потребуется для поездок по ней. Санкт-Петербург, республика Коми, Псковская область, Сочи, города вверх по Волге (Саратов, Самара, Казань, Чебоксары, Городец, Ярославль, Плёс и другие) оставили приятные воспоминания и впечатления от их посещения.
  В этом году решили мы с супругою совершить турне по Волге и Дону по их течению вниз.
  Отправлялись из Волгограда вечером. Город сиял огнями, которые отражались переливами в реке. Огонь, как и вода, притягивают к себе взгляд, хочется любоваться ими долго-долго потому, что не бывает одинаковых переходов цвета и отблесков. Теплоход скользил по Волге мимо города, направляясь к шлюзу. Пройдём мы пятнадцать камер, что регулируют уровень воды канала от Волгограда до Ростова. Дон лежит на 44 метра выше Волги, поэтому и нужна лестница - шлюзовая система для прохождения судов из одной реки в другую. Наблюдая за тем, как вода наполняет бассейн или же, наоборот, вытекает из него, каждый раз удивляюсь мощи агрегатов, проделывающих эту работу, мастерству строителей, воплотивших в реальность задуманное конструкторами и инженерами. За одну минуту из шлюза сбрасывается вагон воды - 60 тонн! Об этом факте и о создании водного пути из реки в реку нам рассказали в музее Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, что находится в посёлке Пятиморске, который расположен недалеко от города Калача-на-Дону.
  В первом зале музея представлены предметы быта и оружие казачьего народа. Экскурсовод рассказала о прошлом донцов, об их жизни, в том числе и о воспитании подрастающего поколения.
  Чтоб вольничать на Волге, они переволакивали свои лёгкие судёнышки из Дона в самом узком месте между реками. Возможно, уже в те далёкие времена зародилась мысль об их соединении.
  Строить канал пытались с середины ХVI века, но все усилия заканчивались неудачей. В 1920-м году план ГОЭЛРО включал в себя и создание рукотворного пути между Волгой и Доном. Однако проект был создан лишь в середине тридцатых, а реализации его помешала Великая Отечественная война. Возобновили план строительства водной трассы сразу после окончания Сталинградской битвы. И в 1948-м начались земельные работы. Руководил стройкой Сергей Яковлевич Жук, опытный гидротехник, возглавлявший возведения Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга.
  В работах было задействовано 8 000 машин и механизмов: скреперы, бульдозеры, самосвалы, землеройные снаряды. Специально под строительство был разработан шагающий экскаватор со стрелой в 65 метров. Сооружали канал сначала немецкие военнопленные, причём, только с высшим образованием, советские военные, заключённые и вольнонаёмные потому, что много было и ручного труда. Позже к ним присоединились комсомольцы, молодёжь со всей страны. Заключённые трудились в смешанных бригадах. Для того, чтобы ускорить работу и её качество, применялись различные стимулы: немцам разрешили получать из Германии посылки, осуждённым при перевыполнении плана день содержания под стражей засчитывался за два-три. За ударный труд немало заключённых освободили досрочно, отметили правительственными наградами, 15 из них - орденом Трудового Красного Знамени. В 1952-м году многие участники по завершении строительства получили ордена и медали, а 12 человек удостоились звания Героя социалистического труда.
  Канал, протяжённостью в 101 километр, был сооружён за 4,5 года! Панамский, например, длиною 81 км строили 34 года.
  Из музея путешественников повезли на шлюз Љ13, последним перед Доном и Цимлянским водохранилищем. Построен он в виде триумфальной арки. Туристы собрались на правом берегу и перешли через шлюзовые ворота на левый. Выпала редкая возможность постоять посередине канала, пофотографировать его не с палубы теплохода. С одной стороны вода находилась метрах в двух от высоты воротных створок, а с другой - далеко внизу. Видно прилегающую к шлюзу территорию с фонарными столбами, с цепями, обрамляющие асфальтовую дорожку, с башенками у входа шлюза.
  Поднялись по внутренней лестнице арки и попали в диспетчерскую комнату. Дежурный оператор Сергей Корнилов показал своё рабочее место, оснащённое компьютерной системой слежения за судами в канале, и рассказал, как регулирует движение на своём участке. Я посидел за пультом с несколькими мониторами, сфотографировал Сергея и вид из диспетчерской.
  Возвратившись в Пятиморск, успели заглянуть в парк истории, где выставлены орудия прошлого, возведены на постаменты памятники великим русским полководцам, императорам России, духовным лицам. Среди них - войсковому атаману Войска Донского Матвею Платову, герою Отечественной войны 1812-го года. Ухоженные деревья, кустарники, скамеечки, фонтан, выполненный в ретро-стиле, строгая геометрия дорожек, вымощенных разноцветной плиткой... Клонящееся к закату солнце золотило пейзаж, и парк приобрёл торжественно-парадный вид, а душа наполнилась гордостью за славное прошлое страны.
  До Пятиморска одолели Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища, из которых насосные станции подают воду в канал. После посёлка теплоход "Александр Невский" двинулся по Дону к Цимле. Ночь накрыла окрестности, и крутое речное правобережье едва просматривалось в темноте. Загорелись сигнальные огни на мачтах, причудливо отражаясь в воде, светились корабельные окна, пыхтели громче, чем днём, двигатели судов...
   Следующим утром "Невский" миновал два шлюза, далее его путь лежал только по Дону. Каждый шлюз Волго-Донского канала отличается архитектурой, прибрежным оформлением, рисунком фонарных столбов и плафонов на них. Пятнадцатый удивил скульптурами казаков с шашками на вздыбленных конях. Башни, на которых установлены изваяния, рисуются на фоне неба и издалека привлекают внимание.
  Пройдя последнюю шлюзовую ступень, корабль двинулся к Ростову. Поросшая деревьями равнина простиралась справа и слева от реки. Я привык наблюдать у Калача-на-Дону крутые отвесы с меловыми отрогами, с балками, что ломают причудливыми извилинами берега, и ждал похожих пейзажей. Только в одном месте справа по течению повстречался жёлто-охристый обрыв, который уступал и по высоте, и по протяжённости тем, что высятся над водой у Калача. Из-за пологих берегов в здешних местах мало рыбаков в лодках, но много сооружённых мостков, где они сидят по одиночке, а то и группами. Мостки длинные, и некоторые хозяева обустроили их столиками, скамеечками, стульчиками и рыбалят сидя, попивая чай с бутербродами. Вода, воздух, чайки, рыба в садке... Вот оно, счастье!
  Изгиб за изгибом приблизили нас к станице Романовской, о которой впервые упоминается в 1613 году. Названа станица в честь первого царя из русского дворянского рода - Михаила Романова. Она входит в туристический маршрут "Серебряная подкова Дона".
  Первую остановку автобус, в котором мы совершали обзорную экскурсию, сделал у памятника атаману Смаге Черешенскому, основавшему городок на правом берегу Дона. Позднее поселение, ставшее станицей, перенесли на левый, где и находится до сего дня. Далее нас ждал музей краеведения с подворьем, где представлены предмета казачьего быта, сельхозтинвентарь, макет станицы конца ХIХ-начала ХХ века. Привлёк к себе внимание немецкий паровой котёл, который купец Парамонов приобрёл для одной из своих мельниц.
  Обойдя подворье, продолжаем знакомство с прошлым казачества в музейном здании. В одном из залов показаны птицы и зверьё, обитающие в донском крае.
  Завершалось пребывание в Романовской посещением парка "Сфера любви". Всё, что сооружено там, посвящено семье, детям. В центре установлены скульптурные фигуры Петра и Февроньи с голубем на руках. Над ними - ажурная полусфера, над которой вздымается конструкция в виде прозрачных лепестков цветка и парусов одновременно. От фигур расходятся мощённые плиткой дорожки, что подводят к детским игровым площадкам, скамеечкам, композициям на тему любви, семьи и детства. Много изваяний героев сказок, мультфильмов.
  Отчалив от станицы, теплоход вновь двинулся по реке в окружении начинающих желтеть деревьев и кустов. Конец сентября. К нашей радости солнышко, бликуя на ребристой волне, светило по-летнему, ветерок свежий, но тёплый - повезло с погодой.
  А ещё повезло увидеть утиное царство. Вскоре после Романовской встретилось место с многочисленными стаями пернатых. Они взмывали из прибрежных зарослей, с островов, с воды и неслись по прозрачному небу. Полёты птиц наблюдались, наверное, в течение часа пути корабля. Трудно даже представить количество уток, проносившихся над деревьями, кустами и Доном...
  Поскольку на теплоходе находилось много народа из Волгоградской области, а поезд в Волгоград отходил ночью, для туристов организовали обзорную экскурсию по Ростову. Началась она с осмотра набережной. Остановились у бронзовой фигуры казака, который символизирует Дон-батюшку. Экскурсовод рассказала, что река берёт своё начало с ручейка Урванка в городе Новомосковске Тульской области. Постепенно расширяясь и принимая в себя воды ериков, рек (Хопёр, Непрядва, Воронеж и др.) Дон растягивается на 1950 километров. За неспешное течение его и называют тихим. От изваяния казака подошли к памятнику Фёдору Ушакову, начинавшего флотскую карьеру в Ростове и получившего здесь первый офицерский чин. На набережной много скульптурных композиций, в том числе Григорию и Аксинье, плывущих в лодке, деду Щукарю. Стоит там и памятник создателю этих литературных героев - Михаилу Шолохову.
  Через дорогу от набережной расположился ряд зданий - бывшие склады купца Парамонова. Они не отличаются архитектурными изысками, но интересны тем, как в них хранились товары. Внутри каждого строения имеется водоём. Двойные стены в основании домов позволяли круглогодично сохранять, как в термосе, постоянную температуру помещений в 6-8 градусов тепла и подолгу хранить скоропортящиеся продукты. Многие из зданий полуразрушены, но в летнее время резервуары с чистой ключевой водой ростовчане используют, как бассейны.
  Ехали по городу, основанного по указу императрицы Елизаветы Петровны в декабре 1749-го года как таможня. Позднее таможня становится крепостью, защитой от набегов турок и крымских татар. Ей даётся имя митрополита Димитрия Ростовского - просветителя, русского церковного деятеля, писавшего о житие святых.
  Центральная площадь с монументом героям гражданской войны работы Е. Вучетича, с резиденцией президента России, улица Большая Садовая, Будённовский и Ворошиловский проспекты. Театральная площадь с мемориальным комплексом в память павших в Великой Отечественной, с драматическим театром, являющимся одной из вершин архитектуры конструктивизма, армянская апостольская церковь Св. Воскресенья. Много красивых дореволюционных домов, особняков, которые пережили фашистское вторжение.
  После завершения организованной экскурсии туристы осматривали Ростов самостоятельно. Мы с женой полюбовались памятником Пушкину, посетили областной музей изобразительных искусств, погуляли на набережной и, довольные тем, что познакомились с ещё одним городом России, отправились на вокзал...
  Надеемся, что на следующий год выберем какой-либо маршрут и отправимся по нему. Велика наша страна, есть на что посмотреть в ней и преисполниться гордостью за её реки, моря, горы, долины и бескрайние просторы.
  Сентябрь 2015 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"