Antoin : другие произведения.

29 - Легенды Парижа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Париж, Париж... яркий пример того, как истинный город не различим в сумерках столетий, он даже и не нужен нам, привыкшим к причудливой ткани легенд. Воздух прошлого пьянит сильнее, чем могло бы вскружить голову лучшее оксерское или бургундское вино, и с вершин нашего времени все парижские легенды сливаются в одну...

  Иногда легенды оказываются сильнее людей. Ведь у них есть весомое преимущество: бессмертие. Время не властно над ними - мифы могут умереть, лишь полностью истёршись из человеческой памяти, а уж в неё-то они вцепляются ещё как крепко. Пока герой жив, ему легко заслонить легенду о себе, но как только Смерть, уходя, затворит двери, легенда крепнет и так широко расправляет золотые крылья, что за ними уже и не разглядеть, кем был умерший на самом деле.
  Не только люди могут стать жертвами легенд - и города тоже способны скрыться за пеленой мифов, преданий и сказок. Впрочем, мы сами тому виной, ведь с куда большей охотой внимаем чарующим рассказам поэтов, чем сухим повестям историков, нас влекут с неизъяснимой силой не скупые факты - а тайны замковых развалин и поблёкшие краски старинных гобеленов, жёсткие страницы монастырских манускриптов и драгоценные камни, за которые заплачено кровью. Каллиопа, Талия и Мельпомена торжествуют, Клио же вечно пребывает в тени сестёр, узок круг её рыцарей.
  Париж, Париж... яркий пример того, как истинный город не различим в сумерках столетий, он даже и не нужен нам, привыкшим к причудливой ткани легенд. Воздух прошлого пьянит сильнее, чем могло бы вскружить голову лучшее оксерское или бургундское вино, и с вершин нашего времени все парижские легенды сливаются в одну, подобно тому, как одновременно присутствует каждый миг настоящего, былого и будущего на картинах великого Леонардо или Ботичелли. Здесь сыновья Генриха II спрашивают совета у сыновей Филиппа IV, отмеченных такой же печатью скорой смерти. Людовик XI прогуливается вместе с Ришелье, сожалея, что не пришлось поработать вместе с таким же великим слугой Франции. Нострадамус, Декарт и Лавуазье ставят опыты в глубоком подвале. Человек в железной маске следит из-за угла, как разрушают до последнего камня некогда грозную Бастилию. Всё смешивается, и самые разные предания живут бок о бок, одновременно и нераздельно.
  В ночных шорохах над городом хочется расслышать эхо тяжёлой поступи легионов, на чьих плечах орлы Цезаря так высоко взлетели над завоёванной Галлией. В те далёкие века здесь стояла Лютеция, на месте которой затем и возник Париж, вырос сам и вырастил вокруг себя надёжные стены, о которые разбились бесконечные вторжения неистовых варварских племён. Но каждая ночь хранит внутри себя частицу той ночи, когда эти стены были объяты пламенем и в разверстый зев ворот, разбитых тараном, входило войско могучих норманнов, освещённое пожарами поверженного города.
  А потом пронесётся Средневековье, наполненное хлопающими на ветру знамёнами, затейливыми рыцарскими гербами, гулом воскресных ярмарок, музыкой площадных менестрелей и запахами ремесленных кварталов. Протянутся узкие и широкие улицы, вознесутся вверх величественные здания на острове Ситэ и по берегам Сены. В водах этой реки вечно отражается грозная громада Тампля, и вокруг неё в глубине видны тени рыцарей с белых плащах с красным крестом, чьи глаза пылают подобно углям костров. Потемнеют от серых осенних дождей стены собора Парижской Богоматери - на этих стенах места хватит и горгульям, и легендам.
  Раскатится гром, возвещая приближение грозы Столетней войны, которая несёт голод, осады, пожары и мятежи; её жар проникнет и в прохладные залы Парижского университета, всколыхнув учёных в длинных мантиях, и под своды готических храмов, где сумрачные монахи монотонно тянут псалмы негромкими спокойными голосами.
  Копыта застучат по мостовой, зашуршат в менуэтах роскошные платья дам, а в переулках и на пустырях нередким будет звон стали - начнётся век отваги, век безумства. Париж ведь стоит мессы, а месса стоит войны. Кто убивает гугенота, сразу получает место в раю! Ночь на 24 августа, не осталось ли где ещё её багровых следов или всё давно развеялось по ветру вместе с дымом осады Ла Рошели? Да ладно, пей, гуляй, веселись, что толку думать о вчера, если сегодня за меткое словцо ты можешь получить не менее меткий удар рапиры. Кто знает, можно ли найти в сегодняшнем Париже те тенистые скверы, где так удобно было сойтись в дуэли с заклятым врагом или случайным невежей..."Шпаги в ножны, господа мушкетёры, шпаги в ножны!"
  Недолго время утончённого дворянства, и конец ему отмерен косым ножом гильотины. Париж был и таким - ревущая толпа у эшафота, ежедневный скрип "повозок смерти" с арестантами в белых сорочках, кровь и хаос... Туман скрывает город на мгновение, а когда он рассеется, станут видны уходящие вдаль батальоны, что покидают родную Францию по воле любимого Императора. Какое солнце взойдет над полем, где они, сомкнув ряды, пойдут в штыковую атаку - солнце Аустерлица, Бородино или Ватерлоо? Вслушайтесь в эти шаги Старой Гвардии, они так похожи на марш легионеров другого Императора, которые приходили - и приносили с собой первую легенду. А эти полки - уходят, унося с собой легенду последнюю...
  Города не разглядеть за пластом преданий и мифов, истина и выдумка наслаиваются, меняют друг друга. Но кого это волнует? Город дал жизнь легендам, а затем легенды дали жизнь городу...
  
Оценка: 1.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"