Шаффер Антон :
другие произведения.
Юкио Мисима: В ожидании смерти
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 2, последний от 29/05/2009.
© Copyright
Шаффер Антон
(
a.shaffer@mail.ru
)
Размещен: 11/10/2008, изменен: 17/02/2009. 18k.
Статистика.
Очерк
:
Моя публицистика
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
ВЕЛИКИЕ ИГРОКИ
\
КОНТРИГРА
ДЕКАБРЬ 2004
"Вот всё, что мы знаем о нём, и вряд ли когда-либо узна-
ем больше: смерть была единственной его мечтой.
Смерть представала перед ним, прикрывая свой лик
многообразными масками. И он срывал их одну за дру-
гой, срывал и примерял на себя. Когда же ему удалось
сорвать последнюю из масок, перед ним, должно быть,
предстало истинное лицо смерти, но мы не знаем, спо-
собно ли было даже оно привести его в трепет. До это-
го момента желание умереть заставляло его неистово
стремиться к новым маскам, ибо, обретая их, он посте-
пенно становился всё прекраснее. Следует помнить,
что у мужчины жажда стать красивее совсем иной при-
роды, чем у женщины: у мужчины это всегда желание
смерти..."
"Дом Киоко" Юкио Мисимы
Юкио Мисима -- самый
значительный писатель
Японии в послевоенный
период. В своей работе и
жизни, включая и
шокирующий акт
самоубийства, он ясно
показал агонию Японии как
нации, диссонанс между всё
еще существующим
традиционным образом
жизни и нарастающими
требованиями европеизации
традиционного японского
общества. Самурай Юкио
Мисима покончил с собой,
сотворив ритуальное
"сэппуку" -- это то же самое,
что и харакири, но по-
настоящему, по-самурайски.
Младший боевой товарищ
Мисимы по имени Морита
довершил обряд, отрубив
поверженному герою голову
-- так требовала самурайская
этика. После чего "сэппуку"
совершил уже Морита, и это
тоже входило в правила
обряда. Самому же Морите
голову отрубил другой
соратник по "Татэ-но-Каи" --
его звали Фуру-Кога...
ЮКИО
МИСИМА:
В ОЖИДАНИИ СМЕРТИ
Хираока Кимитаке
родился 14 января
1925 года в столи-
це Японии городе Токио. Будучи сы-
ном высокопоставленного служа-
щего, он получил образование в
престижной школе пэров в Токио.
Он начал писать очень рано и опуб-
ликовал свой первый короткий рас-
сказ под псевдонимом Юкио Миси-
ма, когда ему было всего шестнад-
цать. Когда началась вторая миро-
вая война, он хотел попасть в ар-
мию, но это ему не удалось. Во вре-
мя войны он работал на фабрике в
Токио и продолжал пытаться пи-
сать. После поражения Японии он
занялся изучением права в Токий-
ском университетеи в 1948-1949 го-
дах работал в Министерстве финан-
сов. В 1949 году был опубликован
его второй роман "Признание мас-
ки", который принес ему быструю
славу. История мальчика, открыва-
ющего свою гомосексуальность и
вынужденного прятать ее за мас-
кой, была благосклонно принята
японскими подростками, которым,
казалось, не хватало такой литера-
туры. Затем последовали другие ро-
маны, включая "Запретные цвета"
(1953), "Башня золотого павильона"
(1959), "Моряк, которого отвергло
море" (1963), "Солнце и сталь"
(1968). Мисима также написал мно-
гочисленные сценарии, в частности
знаменитую "Мадам де Сад" и неко-
торые другие, для театра Кабуки и
современного театра "No drama".
Уже в 1945 году, когда стало ясно,
что императорская Япония обрече-
на, и все ждали неминуемой гибели,
двадцатилетний Мисима начал гре-
зить о смерти ("И вновь, с ещё боль-
шей силой, я погрузился в мечты о
смерти, в ней видел я подлинную
цель своей жизни..."), тем не менее
от реальной возможности умереть
в этот период своей жизни он укло-
няется -- под предлогом слабого
здоровья избегает призыва в ар-
мию. Потом ещё не раз умозритель-
ное влечение к смерти будет отступать при возник-
новении не воображаемой, а реальной угрозы,
только к концу жизни жажда саморазрушения ста-
нет неодолимой.
Пятидесятые годы для Мисимы -- период мета-
ний, попыток уйти от главного проклятия его жиз-
ни (если это было проклятием) в литературу, театр,
спорт -- то самое "срывание с лика смерти её мно-
гообразных масок".
В1952 году, совершая первое кругосветное
путешествие, двадцатисемилетний писатель попа-
дает в Грецию, которая производит настоящий пе-
реворот в его душе. В мраморных статуях антич-
ных богов и атлетов Мисима открывает ранее ка-
завшееся ему немыслимым "Бессмертие красоты".
Болезненного, хилого, одолеваемого мрачными и
страшными видениями молодого человека не-
удержимо влечёт к солнцу, физическому и духов-
ному здоровью, гармонии тела и души. "Греция из-
лечила меня от ненависти к самому себе, от одино-
чества и пробудила во мне жажду здоровья в ниц-
шеанском смысле", -- вспоминал впоследствии
писатель.
Изменения в жизни Юкио Мисимы начались в
1960-е годы. Западная публика с удивлением на-
блюдала, какэстет, приверженец западной тради-
ции и завсегдатай светской хроники Мисима мед-
ленно, но верно начинает превращаться в фана-
тичного националиста, ревнителя национальных
японских традиций. Достаточно быстро национа-
лизм писателя получил политическую окраску --
он начинает исповедовать крайне правые, монар-
хические взгляды. Естественно, что подобный
сдвиг в сознании и мироощущении не мог не отра-
зиться и в творчестве. В свет выходят первые эссе
Мисимы, посвященные самурайской этике и тради-
ции. Вслед за этим писатель начинает публичные
выступления, обращенные в первую очередь к
японской молодежи, которая, по его мнению, наи-
более сильно подвергалась влиянию мощнейшей
пропагандистской машины Запада. Стремясь об-
лечь свои взгляды в реальную политическую фор-
му, Мисима приступает к активным поискам поли-
тических сил, которые способны изменить япон-
скую прозападную ориентацию. Сначала его взгляд
обращается на японские силы самообороны. Он за-
водит довольно влиятельные знакомства в армей-
ской среде, начинает часто появляться в обществе
представителей японской военной элиты. Апофео-
зом политической деятельности писателя стано-
вится появление воинствующего ультраправого
"Общества щита".
Будучи ортодоксальным традиционалистом, пи-
сатель, как и любой японский мужчина, был женат.
Но, несмотря на это, он никогда не прекращал по-
сещать бары геев в районе Гинзы в Токио. Он пре-
зирал женоподобных мужчин и был тем, кого япон-
цы называют "носителем двух мечей", что означа-
ло, что он свободно себя чувствовал как с мужчи-
нами, так и с женщинами, но большее предпочте-
ние отдавал мужчинам. Его женитьба была тем фа-
садом, который заставлял его соблюдать прили-
чия, -- фасадом, за который его вдова заглянула
только после его смерти, просматривая газетные
отчеты о гомосексуальности своего мужа.
Изнурительные военные тренировки в армей-
ских лагерях и выступления на митингах все же не
могли отвлечь Мисиму от его основного занятия --
писательской деятельности. В 60-х годах Мисима
проявил себя как талантливейший драматург. Те-
атр привлекал его всегда, но именно в этот период
он решил воплотить свои театральные замыслы.
Писал он как всегда оригинально. В токийском оте-
ле "Тэйкоку" снимался специальный номер, в кото-
ром Юкио уединялся на последние три дня каждо-
го второго месяца. Учитывая талант и способности
Мисимы, этого было достаточно. На создание од-
ной пьесы ему обычно хватало и одной ночи. Ос-
тальное время он занимался исправлениями, вне-
сением поправок и корректурой. Именно на этом
этапе своего творчества Мисима вводит в моду
своего рода новую структуру театральной пьесы
-- каждый новый акт начинался с последней реп-
лики акта предыдущего.
Тематика пьес Мисимы была самой разнообраз-
ной, но наибольший общественный резонанс вы-
звала постановка на японских театральных подмо-
стках его работы 1968 года "Мой друг Гитлер". Дей-
ствие пьесы разворачивалось в далеком 1934 году,
во время "Ночи длинных ножей", а главным героем
выступал вождь нацистских штурмовиков Эрнст
Рём. Именно он и называл Гитлера своим дру-
гом. Но это мало кого интересовало, и со всех сто-
рон послышались голоса, что своим другом Гитле-
ра называет сам Мисима. Любовь к эпатажу и неод-
нозначным персонажам мировой истории застави-
ла Мисиму написать еще одну пьесу, которая полу-
чила наибольшую известность из всех его работ за
пределами Японии -- пьесу "Маркиз де Сад". Эта
пьеса была и наиболее близка самому автору -- он
писал о писателе, который, так же, как и сам Миси-
ма, работал по ночам, был неудовлетворен окружа-
ющей его действительностью и предчувствовал ее
гибель. К слову сказать, на протяжении всей пьесы
сам де Сад на сцене не появлялся ни разу.
"Маркиз де Сад" стал своего рода последней эс-
тетской забавой Мисимы, своеобразным мостком
из века двадцатого в новое время, а затем в сред-
невековье, в котором автор и проведет последние
годы своей жизни. С конца 1960-х годов Мисима
начинает готовиться к смерти. Он дописывает по-
следнюю часть трилогии "Море изобилия", кото-
рую считал главным трудом в своем творчестве. По
большому счету, можно сказать, что он в этот пери-
од поставил окончательную точку в истории свое-
го земного существования. С присущей ему акку-
ратностью он начинает приводить в порядок дела.
Заканчивает недописанные эссе, прощается с дру-
зьями. Он уже не живет, а доживает. Впереди его
ждет сотни раз описанный им же самим "экстаз
смерти", "высший момент бытия".
Уйти из жизни банально Мисима не мог. Он ощу-
щал себя воином, средневековым самураем, по-
следним защитником национальной японской тра-
диции. И умереть он должен был как воин. В загово-
ре, составленном "Обществом щита", Юкио принял
самое деятельное участие. Он прекрасно понимал,
что в Японии 1970-х годов осуществить традициона-
листский государственный переворот невозможно.
И все же он участвовал в нем. Почему? В этом была
вся его суть. Мазохизм, понимание невозможности
осуществления задуманного не останавливали его,
а наоборот, подстегивали. Он ощущал всю трагич-
ность своего положения, трагичность своего обра-
за. Но он наслаждался этим. Развязка наступила 25
ноября 1970 года. Ровно в 11 утра из машины, стояв-
шей на территории столичной военной базы "Ити-
гая", вышел одетый в опереточную военную форму
человек. На боку у него висел старинный, производ-
ства шестнадцатого века, меч. Вслед за ним из маши-
ны вышли еще четверо одетых в точно такую же
форму молодых людей. Прибывших встретили и
проводили в кабинет коменданта базы генерала Ма-
ситы. Как только дверь в кабинет закрылась, ровно в
11:05 по сигналу Мисимы четверо сопровождавших