Шаффер Антон : другие произведения.

По канонам жанра...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   По канонам жанра...
  
  
  
   Древнегреческое слово kanon переводится на русский язык как правило или норма. Если быть точнее, канон - это некий свод положений, имеющих догматический характер в той или иной сфере человеческой жизни. Свои каноны есть везде, но в этой статье хотелось бы поговорить о канонах в искусстве как одной из древнейших сфер деятельности человека.
   Но, прежде чем говорить о каноне как таковом, неплохо было бы разобраться с самим этим понятием. Откуда оно взялось? Ученые считают, что изначально в древнегреческом языке слово канон означало "тростник". Таким образом, в своем первоначальном значении оно отражало что-то прямое и ровное. И лишь позднее канон стал пониматься как модель или образец. Кстати, одна из самых знаменитых древнегреческих статуй - скульптура Поликлета, созданная в IV веке до нашей эры и считавшаяся образцом пропорций человеческого тела - так и называлась - "Канон".
   Первое употребление термина канон применительно к своду книг Священного Писания датируется IV веком. Термин давно прижился и в музыке, и в юриспруденции, и в литературе.
   Итак, что такое канон, вполне понятно. Непонятно другое - как те или иные нормы и правила становятся каноническими? Вообще-то, ответ прост - их таковыми делает сам человек. Понятно, что в разные эпохи рождают свое представление о прекрасном, но так ведь и канон не является неизменным. Пожалуй, единственный канон, который является неизменным, - это канон религиозный. И здесь уже не важно, какая это религия. Все же остальное в мире подвержено изменениям, и изменения эти, так или иначе, фиксируются временем.
   Первые люди, жившие на Земле, вряд ли задумывались над тем, что такое красота и как ее удержать. Но шли времена, и у людей формировалось представление о прекрасном. Сначала примитивное, а потом все более сложное. Это процесс занял не одно тысячелетие и был обусловлен целым рядом причин. Красивое изначально было отличительной чертой превосходства над другими. Именно поэтому в Древнем мире и возникают первые дворцы, поражающие своим великолепием - знать всячески пыталась отделить себя от простолюдинов. А в тех обществах, где социальное расслоение было выражено не так ярко, ничего подобного не происходило! В одно и тоже время на земле жили римляне и многочисленные варварские племена, но первые создали шедевры мировой культуры, а вторые оказались способны лишь разрушить их. И все потому, что они не имели элементарных эстетических представлений, так как все еще находились на досословной стадии своего развития.
   Очень важно то, что сами каноны красоты формировались именно в верхах древних обществ. И здесь совершенно не важна географическая расположенность того или иного народа - богатые и знатные всегда и везде старались окружать себя красивыми вещами.
   Другое дело, что само представление о "красивом" в разных частях света было различным. Во многом это было связано с той системой ценностей, которая господствовала в тои или ином обществе, а так же с религиозными представлениями. Кстати, религия стала еще одним важным фактором формирования у людей эстетических норм. Во славу своему богу древние возводили храмы и украшали их так, что сегодня нам остается лишь удивляться их изобретательности.
   Откуда взялась эта самая изобретательность - вопрос открытый и по сей день. Действительно, почему у людей появилось чувство "прекрасного"? И опять же, сначала красиво было то, что дорого, а также то, что божественно. Золото красиво, и закат красив. Все остальное было лишь делом техники - люди развивались, совершенствовали свое мастерство в самых разных областях и начинали производить все более совершенные по своей форме вещи.
   Сегодня мы видим вокруг себя огромное количество вещей, созданных по тем или иным канонам. Но никто не задумывается, а почему канон именно таков? Возьмем, к примеру, архитектуру. Часто можно услышать фразу, вроде, "это здание построено по всем канонам классической архитектуры". Что это за каноны? А это, оказывается, правила строительства, пришедшие из Древней Греции, всплывшие затем в эпоху Возрождения и перекочевавшие оттуда в архитектуру классицизма Нового времени. Почему так произошло? А вот почему: одни каноны столкнулись с другими. Если точнее, то догматические каноны католицизма вызвали к жизни давно умершие более раскрепощенные каноны древних времен, которые стали своеобразным символом борьбы в ту самую эпоху Возрождения. Зачем придумывать что-то новое, если все уже придумано до этого, ведь, как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Вот именно это "хорошо забытое старое" и получает название "канон" в своей классической интерпретации. А схема относительно архитектуры, приведенная выше, применима и ко всем остальным сферам духовной деятельности человечества.
   Что же, получается, что канон не привносит ничего нового, а наоборот лишь оттаскивает человечество назад в прошлое? Где-то, как, например, в религии, так оно и есть. Но в целом сегодня установилось новое понимание канона как идеала. Современное искусство во многом не отрицает канон как таковой, а воспринимает его как некий художественный идеал, как культурную грамматику, которую следует использовать при создании новых творений искусства. Один из ведущих западных культурологов Чарльз Альтиери считает, например, что канон не должен навязывать никакого определенного набора ценностей, а наоборот, должен способствовать выработке новых ценностей и ориентаций среди соперничающих ценностных систем. Канон, по мнению Альтиери, призван обучать или даже тренировать, предоставляя своего рода этический полигон.
   Мнение американского культуролога на сегодняшний день является очень распространенным и известно как постмодернизм, подразумевающий смешение стилей и эпох. Влияние постмодернизма в нашей жизни мы можем наблюдать абсолютно во всех сферах современного искусства - от архитектуры до литературы. Но, к сожалению, постмодернизм является лишь отражением духовного кризиса, как в свое время этим отражением была эклектика. И в том, и в другом случае смешение происходило и происходит от невозможности создать что-либо принципиально новое. И хотя на первый взгляд кажется, что оба стиля полностью разрушают каноны, на самом деле они всего лишь манипулируют ими.
   Вопрос встает сам собой - а так уж ли хороши каноны? Строили бы все время по канонам - не видать нам сегодня небоскребов. Писали бы картины по канонам - не было бы на земле ни одного сюрреалиста. Сочиняли бы по канонам стихи - Маяковский бы творил в духе Ломоносова и Державина. И так далее.... Получается, что все принципиально новое возникает как раз вопреки канонам! А может в этом и есть их основная роль в нашем современном мире? Да и не только в современном?
   Очень похоже, что именно так оно и есть. Каждое новое поколение стремится жить иначе, чем предыдущее. Тем не менее, некоторые вещи и явления переходят из поколения в поколение в своем неизменном "каноническом" виде. Но, рано или поздно, и им находится замена, и тогда они отправляются на музейные полки в виде экспонатов. И лежат там до тех пор, пока снова не будут востребованы через поколения, которым они покажутся образцом мудрости древних, а проявлением консерватизма старших. В этом-то и заключается весь парадокс общественного развития - искать в прошлом элементы для построения будущего.
   Исходя из этого, каноны бессмертны, так как люди всегда будут обращать свой взгляд в предшествующие эпохи в поисках ответа на многие мучающие их вопросы. И постоянно будет выясняться тот факт, что в прошлом уже были подобные проблемы и что решались они так-то и так-то. И таким образом, каноны, то есть правила и нормы, будут вновь и вновь возвращаться и переживать свои новые рождения. И сколько нас еще ждет эпох Возрождения, вряд ли кто знает. Но очевидно одно - эпохи эти грядут.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"