Шаффер Антон : другие произведения.

Помутнение исторического сознания

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   Помутнение исторического сознания
  
  
  
   Историческое сознание - совокупность представлений общества и его социальных групп о прошлом своей страны и всего человечества. (Философский словарь)
  
  
   Любой живущий на земле народ, пусть даже самое маленькое туземное племя, имеет то, что общественные науки именуют историческим сознанием. Не будем вдаваться в сложную терминологию, а попытаемся простыми словами сформулировать для себя, что же представляет собой это словосочетание. Если упростить все до минимума, то можно сказать, что историческое сознание - это некая коллективная память народа. И это будет верно, так как все мы помним свое прошлое, изучаем его в школах, университетах. Пишутся целые исторические труды, призванные восстановить в нашем сознании призраки прошлого. То есть, прошлое всегда, в той или иной форме, присутствует в настоящем.
   Но в то же время, историческое сознание - это мощнейший объект для манипуляций. Так как именно оно определяет общую картину мира, складывающуюся в голове у человека. Таким образом, формулировка Маркса о том, что бытие определяет сознание, в данном случае, звучит ровно наоборот: историческое сознание определяет современное бытие человека.
   Раз уж разговор идет об историческом сознании, то не плохо было бы устроить небольшой исторический экскурс. Когда же у населения нашей страны началось формирование этого явления? Вернее, вопрос лучше поставить так: когда государство начало формировать то, что называется историческим сознанием?
   Пожалуй, первой попыткой создать нечто коллективное, нечто, что смогло бы объединить все население государства в единую нацию, было Крещение Руси. Именно после того, как князь Владимир насильно, огнем и мечом привил славянам христианскую веру, жители Древней Руси впервые ощутили себя единым народом. С этого момента и началось формирование коллективной народной памяти, своеобразного взгляда на окружающий мир. Естественно, историческое сознание образца девятого века, да и всех последующих веков носило характер религиозный. Складывалась религиозная христианская картина мира, сквозь призму которой люди и воспринимали реальность. Все, что не происходило, было так или иначе связано с верой. Такая же картина в тот же самый период наблюдалась и в Западной Европе.
   Все прошлое было пронизано представлением о том, что лишь Бог влияет на ход событий, что без его воли ничего на земле не происходит. Церковь в средневековье была главным монополистом в духовной сфере жизни общества, она определяла весь ход развития общественной жизни. Но долго так продолжаться не могло, ибо человечество накапливало знания, зарождались науки. Рубежом первого крупного слома исторического сознания в рамках всего человечества стало Новое время, началом которого принято считать 1492 год - год открытия Колумбом Америки. Религиозная картина мира начала разрушаться как карточный домик. А вместе с ней разрушалось и средневековое историческое сознание.
   Россия всегда отставала в идейном плане от Запада, всегда догоняла, перенимала. Данный случай не стал исключением. У нас слом исторического сознания произошел лишь в начале века восемнадцатого, и связан он с именем Петра Первого. Именно этот российский император попытался сделать то, что в свое время сделал князь Владимир - стереть старое историческое сознание и заменить его абсолютно новым. Но Владимиру было проще - он стирал убогие языческие представления разрозненных славянских племен. Петру же надо было фактически уничтожить целый пласт консервативной религиозной культуры, которая, по его мнению, тянула Россию назад. И Петр взялся за дело энергично. Он рубил бороды, он уничтожил патриаршество, он строил новые города европейского типа. Но все его попытки были тщетными, так как он изменял сознание элиты того времени - дворян, но не массы простого населения. А ведь именно обыкновенные рядовые люди и являются главными носителями исторической памяти. Именно русское крестьянство было наиболее консервативно и замкнуто к восприятию всего нового. Таким образом, Петр добился лишь того, что историческое сознание россиян как бы раскололось на две части - носителями одной из них было российское дворянство, говорящее на французском лучше, чем на русском, и проводящее жизнь в светских приемах. Носителями второй половины стало девяносто девять процентов оставшегося населения. В их жизни ровном счетом ничего не изменилось, их религиозная картина мира в целом осталась непоколебима.
   Следующим важным этапом в процессе формирования нового типа исторического сознания стала большевистская революция. По свои масштабам она в разы превосходила затеянные Петром реформы. Но на то она и была революцией. Как известно, революцией называется исторический процесс, несущий за собой новую, более высокую стадию общественного развития, нежели предыдущая. И здесь большевики опять же вольно или невольно, но нарушили марксистский принцип о том, что бытие определяет сознание. Они прекрасно поняли, что никакие изменения в обществе невозможны, если сознание, и в первую очередь историческое, останется на прежнем предреволюционном уровне. И поэтому они решили изменить сознание людей, чтобы потом они изменили свое бытие.
   Надо сказать, что в своих начинаниях большевики добились довольно неплохих результатов. Им во много удалось жестокими, а часто бесчеловечными методами, уничтожить религиозное историческое сознание большей части населения. Почему? Просто большевики предложили обществу свою альтернативу, которая довольно быстро улеглась в сознании советских людей, собственно и сделав их советскими. У большевиков была идеология. Хорошая или плохая - это уже другой вопрос. Но была. И в этом был залог их успеха. Уничтожая старое, они моментально выдвигали на его место нечто абсолютное новое, поначалу кажущееся диким, но со временем превращающееся в нечто совершенно естественное.
   И здесь мы подходим к очень важной проблеме - преемственности исторического сознания. Совершенно очевидно, что в истории любой страны бывают моменты, назовем их кризисными, когда все старое становится плохим, а новое, по определению, хорошим. Примеры мы уже приводили выше. А что происходит сегодня? Старое искореняется просто с инквизиционным остервенением, а взамен предлагается ничто. Бесформенное и пустое ничто. Только наивный человек может думать, что попытка возврата давно ушедшего исторического сознания может быть успешной. Все эти игры в православную страну с прямыми телевизионными трансляциями, эти стояния в церквях бывших членов партии со скорбными лицами - это все сплошной блеф. Это так же искусственно, как Храм Христа Спасителя, простроенный наспех турецкими рабочими. Это всего - лишь подделка, которая не имеет никакого отношения ни к прошлому нашей страны, ни к войне 1812 года, ни к многолетним пожертвованиям жителей дореволюционной России.
   Мы живем в двадцать первом веке, в так называемую информационную эпоху. А это значит, что главным фактором, определяющим наше восприятие мира, является информация. В свою очередь основным поставщиком информации сегодня для рядового человека является телевидение. Именно оно выстраивает в нашем сознании некий виртуальный образ и прошлого, и настоящего, и будущего, то есть, собственно, формирует историческое сознание современного россиянина. Этот фактор не стоит упускать из вида, поэтому следует сказать несколько слов о том, как сегодня средства массовой информации влияют на историческое сознание населения нашей страны.
   Каждый день, включая телевизор, мы, так или иначе, натыкаемся на то, что называется телесериалами. Сериалы эти могут быть самыми разными, но встречаются среди них и исторические. От низкопробных подделок под девятнадцатый век на кабельных каналах, до довольно качественных, с известными актерами на каналах федеральных. Хочется нам этого или нет, но просмотр любого исторического сериала - это акт приобщения к тому, что мы называем историческим сознанием. Создатели фильмов проектируют для нас реальность прошлого, создают некий образ, который довольно прочно вклинивается в наши головы. И здесь уже важна честность авторов, так как далеко не все те люди, которые попали на просмотр очередного телевизионного проекта, исторически подготовлены к восприятию того, что им предстоит смотреть. А потому многое можно исказить, можно приврать, показать, скажем так, не совсем в том свете, в каком это было в реальности.
   Кто-то скажет, что это всего лишь сериалы для домохозяек, которым нечем заняться, и которые вообще мало задумываются над происходящим на экране. Отчасти это правда, но далеко не всегда. Когда какой-нибудь сериал идет в прайм - тайм, вечером, то очень и очень многие граждане волей неволей смотрят его. Смотрят и приобщаются, как им кажется, к истории нашей страны. Мало того, многие из наших соотечественников вообще слабо могут отделить художественный вымысел от документальных фактов. А потому, глядя на очередных террористов-эсеров или еще кого-нибудь, они думают, что люди эти существовали в реальности, говорили теми же словами, а главное, имели те же мысли в голове. Ведь никто после просмотра очередной серии не возьмет с полки хотя бы учебник истории, чтобы посмотреть так ли это было на самом деле.
   Примерно такая же картина складывается и в большом кино. Современные российские режиссеры пытаются возродить в своих лентах образы прошлого, а их фильмы в свою очередь выдаются за некий объединяющий всех россиян фактор. После просмотра их люди должны почувствовать себя единой нацией с великим прошлым. В этом направлении особенно много работает Н. Михалков, специализирующийся в последнее время на историческом кино. Безусловно, фильмы его интересны, масштабны, но в целом все это можно было бы назвать "лубком", так как к реальному историческому сознанию современного общества они не имеют никакого отношения. Почему? А потому, что они направлены в прошлое, направлены на возрождение неких представлений о былом величии России, например. Попытки вернуть ушедшую эпоху просто бессмысленны. Да и нужны ли они?
   Какой здесь можно сделать вывод? Да, пожалуй, только один. В голове среднестатистического россиянина такое понятие, как историческое сознание на сегодняшний день просто отсутствует. В ней присутствует нечто обрывочное, на каком-то генетическом уровне сохраненное, но настолько не структурированное, что оно просто не способно систематизироваться. И на эту самую не устоявшуюся основу ежедневно наваливаются все новые и новые образы виртуальной реальности, в виде телевизионных картинок, призванные, якобы, как раз восстановить некую историческую цепочку в головах населения.
   Как ни грустно, но приходится констатировать тот факт, что в историческом плане нынешняя Россия находится скорее в бессознательном состоянии, или, по крайней мере, в состоянии помутненного исторического сознание. Оно слишком искажено, а местами просто отсутствует, ввиду массового прессинга, направленного на стирание коллективной памяти народа и формирование отрицательного образа еще совсем недавнего прошлого, без предложений чего-то позитивного нового. В мае месяце был День Победы. Его еще праздновали. Еще звучали поздравительные речи нашим ветеранам, под которые все тот же Буш лениво перелистывал журнал. Может быть, отпразднуют и шестьдесят пятую годовщину. Но вот будет ли семидесятая? Или мы празднуем пока живы ветераны, а потом просто забудем и об этом?..
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"