Аннотация: Черновик! Эксперимент! Это не пьеса, а рассказ, но оформление в виде пьесы. Добавлена б
Мама. Илья, просыпайся. Папа прислал тебе письмо.
Илья (вскакивает с кровати). Папа, письмо. Мне. (Зевает и потирает сонные глаза).
Мама улыбается и протягивает сыну запечатанный конверт. Илья раскрывает конверт, в котором лежит сложенный вдвое исписанный лист и фотокарточка. На фотографии папа за штурвалом сосредоточенно всматривается вдаль.
Здравствуй сын!
У меня для тебя отличная новость.
На лето я возьму тебя в плавание.
Но у меня одно условие. К моему возвращению ты должен знать семафорную азбуку.
P.S. Так же, не стоит игнорировать условие мамы.
Твой папа, капитан Мрут.
Мама (выходя из комнаты). Меня интересуют годовые оценки. Впереди переводные экзамены и практические занятия.
Илья (хлопает по лбу и падает на кровать). Не успеть, мне подготовиться к экзаменам за такой короткий срок. И вообще, я не детсадовец, азбуку учить. И что за название такое - семафорная.
Дух. Я могу помочь тебе.
Илья (испуганно). Ты кто такой?
Над кроватью парит маленький человечек в костюме моряка. Полосатая тельняшка, чёрные брюки и бескозырка с ленточками.
Дух(снимает бескозырку и кланяется). Морской Дух. Зови меня Дух. Я согласен научить тебя семафорной азбуке.
Илья (с сомнением). С чего бы это тебе мне помогать?
Дух (перелетает на кровать). Ну, я (задумывается) устал парить над водой, дуть в паруса и плавать наперегонки с рыбами. Хочу крутить штурвал, читать карты, следить за компасом и...
Илья (подсказывает). И драить палубы.
Дух (кивает). Ещё я бы поработал коком.
Илья. Так как ты хотел мне помочь? Или это пустые слова?!
Дух (обиженно). Больно надо. (Поворачивается спиной к мальчику).
Илья (решает, помощь загадочного Духа не помешает). Не обижайся, пожалуйста. Я волнуюсь. Папа такой, если не успею выполнить все условия, уплывёт без меня.
Дух. Не поспоришь. (Потирая руки). Приступим!
Илья кивает. Шанс есть, не всё потеряно. Возможно, мальчику удастся выучить загадочную семафорную азбуку, и он поплывёт с папой на корабле.
Дух. Семафорной азбукой пользуются моряки для передачи информации.
Илья (печально). В русском алфавите тридцать три буквы. А у меня в запасе только месяц - тридцать дней. Не успею, ещё ведь уроки. (Печально вздыхает).
Дух. Успеешь. Слушай, записывай и запоминай. Повторять не буду, так как времени у кое-кого мало. (Поднимает и опускает брови).
Илья согласно кивает и открывает чистую тетрадь в широкую линию.
Дух. Семафорную или флажковую азбуку изобрёл Макаров Степан Осипович. Почему флажковую, догадываешься?
Илья (кивает, прищурившись). Каждая буква пишется на конкретном флажке.
Морской Дух вздыхает и поднимается к потолку.
Дух. Это будет сложнее, чем я думал. (Качает головой). Пока найдёшь правильный флажок, пока поднимешь. Всё, вертолёт передумает сбрасывать провизию и улетит домой.
Илья (сутулиться от разочарования). Ты передумал помогать мне?
Морской Дух вытягивает левую руку вперёд, показывая ладонь, без слов говоря, что нервничать рано. Всё будет хорошо.
Дух. Флажковая, потому что для обозначения букв понадобятся два флага, размером тридцать на тридцать пять сантиметров. Два комплекта. Дневная ткань красного цвета, ночная - жёлтого.
Илья (обрадовано хлопает в ладоши). Понял. Чтобы лучше видно было.
Дух. Всё верно. Молодец.
Илья. Но, я не понял, главного, зачем морякам вообще отличительная азбука и флажки.
Дух (машет рукой). Легче лёгкого. Представь себе птицу, парящую высоко под облаками. Что она видит?
Илья (пожимает плечами). Деревья, озёра, дома.
Дух. Именно. Объёмные большие фигуры. А теперь представь, что птица возвращается в гнездо к птенцам, а внизу опасность. Вторая птица, предупреждая об опасности, размахивает крыльями и подаёт сигналы.
Илья. Понятно. С высока лучше видно. Но, что делать, если под рукой нет флажков?
Дух (снимает с головы бескозырку). Правильные вопросы задаёшь. Подойдёт бескозырка - фуражка. А теперь подготовь два комплекта флажков и садись за домашнее задание.
Илья просит у мамы красную и жёлтую ткань для флажков. По линейке отмеряет ровный прямоугольник, с двумя дополнительными сантиметрами для сгиба с одной стороны и вырезает четыре ровных лоскута. Затем крепит лоскуты к берёзовым веткам, принесённые с улицы для строительства игрушечных дорог, и пришивает. Крутит в воздухе, проверяя на прочность.
Илья. Здорово!
Морской Дух кивает и указывает на стол, заваленный учебниками. Илья со вздохом откладывает флажки и открывает учебник русского языка.
Илья (читает задание). Написать синоним, антоним и омоним к слову книга.
Дух (подлетает ближе и замирает над правым плечом мальчика). Объясни значение: синоним, антоним, омоним.
Илья (размышляет). Семафорная и флажковая слова синонимы.
Дух (выпучив глаза от удивления). Одно и тоже различными слова. Вот это да! Флаг, знамя.
Морской Дух приземляется на стол, усаживается по-турецки и заглядывает в тетрадь.
Дух. Чего тогда, не выполняешь задание?
Илья пожимает плечами и выводит ровным подчерком в тетради домашнее задание и число.
Синоним: книга - учебник - том - свиток, глиняная и деревянная таблички.
Дух. На каждом корабле ведут бортовой журнал.
Илья дописывает к синонимам - бортовой журнал.
Омоним: книга - количество листов, скрепленных и собранных под твёрдым или мягким корешком.
Дух. На пиратской шхуне под названием `Череп и Кости' плавал капитан под фамилией Книга. Звали его Иван Васильевич. Ох, и тяжёл был на руку, но какой умный (восхищённо).
Илья (изумляется). Ты серьёзно? (кричит маме). Мам, есть фамилия Книга.
Мама (останавливается в проёме). Фамилии давались по прозвищам. Если человеку присвоили фамилию Книга, значит, он был умным, начитанным или его работала, была связана с книгами. Преподавал, продавал, переписывал.
Илья дописывает к омонимам - фамилия.
Илья (и маме и Духу). Спасибо. Теперь антоним - слова противоположности. Книгу читают, в тетради пишут. В книге - словаре ищут информацию и в интернете ищут.
Антоним - книга - тетрадь - интернет.
Дух (думает). Синоним к слову судно.
Илья. Корабль, парусник, лодка.
Дух. Бригантина, линкор.
Илья. Пароход, ледокол, челнок.
Дух. Фрегат, авианосец, крейсер.
Илья. Катер, шлюпка, субмарина.
Илья (предлагает). Давай в алфавитном порядке разложим слова.
Морской дух соглашается и помогает мальчику с заданием.
Глава первая. Буква А, африканские животные и задача на умножение
Илья раньше возвращается из школы, не задерживаясь во дворе с мальчишками, поиграть в футбол.
Когда Илья открывает дверь в комнату, Морской Дух вздрагивает от испуга и взлетает к потолку.
Дух (заикаясь). Я тебя раньше чем через три часа не ждал.
Илья подходит к столу и переворачивает, лежащую вниз головой, толстую энциклопедию, открытую на странице африканских животных.
Илья (изумлённо). Ты умеешь читать? Я думал, ты знаешь только семафорную азбуку.
Морской Дух и не думая слетать с потолка трясёт подбородком, сдерживая слёзы.
Дух (шмыгает носом). Умею вниз головой.
Илья (развешивая одежду в шкаф). Главное умеешь! Тебя интересуют африканские животные. Какие именно? Могу рассказать. (Вылезает из шкафа и восклицает). Давай всех на букву А. Мы сегодня букву А изучать будем?!
Дух вытирает рукавом слёзы и слетает вниз.
Дух. Расскажешь, правда - правда?
Илья согласно кивает и переворачивает страницу на карту Африки, где изображены животные и растения. Морской Дух усаживается рядом. Берёт в руку карандаш и рисует на листе человечка с опущенными руками.
Дух. Буква А. Учти и запомни, руки не до конца опущены над телом.
Илья открывает тетрадь в широкую линию со вчерашними записями и перерисовывает семафорную букву А, только в виде графического изображения, а не человечка, как нарисовал Морской Дух.
Морской Дух пожимает плечами и присматривается к рисунку мальчика. Он прежде не обращал внимания, на то, как другие моряки рисовали буквы. Если мальчику понятно, пусть будет так. Если, что переделать никогда не поздно. Впереди уйма времени.
Илья перелистывает лист в тетради и пишет слово Африка, заменяя две русские буквы А на семафорные. Затем ниже Антилопа Гну, опять заменяя буквы.
_ _ _фрик_ _ _
_ _ _нтилоп_ _ _
Илья (зачитывает по памяти). Антилопа Гну идёт за дождём, потому что, где пролился дождь, там всегда в достатке невысокая травка.
Дух. Теперь тоже самое, только в тетради и с семафорной буквой А. Помни о замене слов на синонимы, в которых встречается А.
Илья (дописав). Можем посмотреть насекомых, растений, название рек, пустынь.
Дух (заинтересованно). Насекомые.
Илья перелистывает страницу в поисках насекомых. Останавливается на разделе насекомые и ведёт пальцем по списку.
Илья. То, что надо. Бабочка Адмирал.
Дух (вытягивает шею). Больше ничего?
Илья продолжает поиски.
Илья. Махаон, саранча, таракан.
Дух. Бабочка, так бабочка.
Илья кивает и выводит слова:
Б_ _ _бочк_ _ _ _ _ _дмир_ _ _л.
Дух. Знаешь, о ней? (Илья разводит руками). Адмирал перелётная бабочка. Пережидает холод в тёплых странах.
Илья. Так и запишем.
Б_ _ _бочке _ _ _дмир_ _ _лу не нр_ _ _вится стуж_ _ _ и он_ _ _ улет_ _ _ет в тёплые кр_ _ _я.
Дух поднимается в воздух. Лениво потягивается, зевает и предлагает оставить обучение до завтра.
Илья (возмущённо). Что значит до завтра? Мне учиться надо.
Дух. Хорошо, что вспомнил. Учись, а я почитаю про Розового Фламинго.
Илья вздыхает. Он совсем забыл о домашнем задании и мысленно прошёлся, по словам, в которых встречается буква А. Как же увлекательно и интересно, оказалось, учить ранее не известную семафорную азбуку. И почему он раньше не выучил её?
Затем откладывает тетрадь и берёт учебник математики и черновик.
М_ _ _тем_ _ _тик_ _ _
Реши задачу с помощью умножения столбиком.
Р_ _ _бочий р_ _ _ботал, не покл_ _ _ д_ _ _ я рук, дв_ _ _ дц_ _ _ ть один день и выполнил з_ _ _к_ _ _ з н_ _ _ нужное количество г_ _ _ ек и шурупов. Сколько р_ _ _ бочий сдел_ _ _ л всего г_ _ _ ек и шурупов, если з_ _ _ один день он дел_ _ _л по восемьдесят шесть штук.
21 х 86 =
Глава вторая. Буква Б, бермудский треугольник и битая банка бисера
Илья заходит в комнату, в надежде застать нового друга с энциклопедией. Но комната оказывается пуста. Илья закрывает за собой дверь, зовёт Морского Духа и заглядывает под кровать.
Дух. Я туда не полезу. Даже не проси. Пыли там, что воды в океане.
Илья подпрыгивает от неожиданности и ударяется об кровать головой.
Илья (потирает макушку). Напугал. Нет там пыли. Каждую неделю прибираюсь. (Гордо). Сам!
Дух. Правильно. На корабле лентяев не держат.
Морской дух висит на турнике и пытается подтянуться, сгибая локти. Раскачивается ногами и делает кувырок.
Илья. Подвинься.
Морской Дух перелетает на плетёную лестницу. Илья вскарабкивается на турникет и начинает подтягиваться.
Дух. Один, два. Три, четыре, пять. Шесть.
Илья повисает на руках, подтягивается последний раз и прыгает на мат.
Дух. Шесть с половиной.
Илья (возмущённо). Не шесть с половиной. Семь!
Дух (ухмыляется). Без перерыва было бы семь.
Илья вытягивает губы и усаживается за стол.
Илья. Приступим.
Дух. Мне нравится твой настрой.
Илья кивает, открывая тетрадь.
Дух. Бермудский треугольник. Миф или реальность?
Илья (хмуриться). Расскажешь правду.
Дух (качает головой). Не моя, правда.
Илья. Значит правда.
Дух. Я ничего не говорил. (Усаживается в воздухе и начинает рассказ). Судна в Бермудском треугольнике пропадают не чаще и не реже, чем в других местах океанов.
Илья. Не согласен. Ка же рассказы очевидцев.
Дух. Тех, которые пропали в треугольнике?
Илья задумывается. Действительно, если корабли пропадали вместе с пассажирами и экипажем, откуда берутся свидетели и очевидцы.
Илья (с надеждой). Проплывали мимо.
Дух (смеётся). Почему не пропали со всеми?
Илья (улыбается). Чтобы было кому рассказывать байки про инопланетян.
Дух хмыкает и качает головой.
Илья. Не угадал? Ну и ладно. Давай измерим углы и вычислим периметр и площадь загадочного Бермудского треугольника. У тебя есть истинные размеры?
Дух. Нет. (Виновато). Мне туда нельзя.
Илья (открывает энциклопедию путешественника). Помню, не твоя, правда.
В книге на одной из карт, изображён увеличенный снимок Бермудского треугольника. Илья достаёт линейку.
Илья. Две стороны по шесть сантиметров, одна четыре. Равнобедренный треугольник. Приступим к вычислениям периметра и площади. (Бормочет под нос). Периметр равен сумме трём сторонам. Площадь - половине нижнего основания умноженное на высоту треугольника.
Р = а + в + с =
S = 1/2а*h =
Ґ - это половина
Морской Дух с умным видом следит за вычислениями и запоминает. Вдруг пригодиться, когда будет плавать на кораблях. Когда Илья заканчивает с треугольником, Морской Дух рисует семафорную букву Б. Илья изображает её ввиде палочек и кружочка.
Илья берёт флажки и показывает Морскому Духу слово, а затем записывает его.
Дух. Похвально!
Морской Дух предлагает продолжить задание. Илья задумчиво, чешет затылок карандашом. Разводит руками. Мальчик больше не знает слов состоящих из букв А и Б.
Дух. Аба.
Илья. Что это?
Дух. Имя, село, река.
Илья (восторженно). Три буквы, а столько значений.
Дух (подмигивает). Как поживает домашнее задание?
Илья (поджимает губы). Написать любых десять предложений.
Морской Дух снимает бескозырку, берёт ночной вариант флага и машет в воздухе букву Б.
Илья. Напишу о битой банке бисера.
Дух надевает бескозырку на голову и убирает флажок. Не будет мешать мальчику, выполнять домашнее задание. Подлетает к книжному шкафу и выбирает наугад книгу в толстом зелёном переплёте. Илья, тем временем, подвигает тетрадь для занятий флажковой азбуки и пишет: битая банка бисера.
_ _ _ит_ _ _я _ _ _ _ _ _нк _ _ _ _ _ _исер_ _ _
Дух. Помни про синонимы.
Илья (усмехается). Ага. (Шёпотом добавив). Как получиться.
Стоял _ _ _ на тум_ _ _очке _ _ _ _ _ _нк_ _ _. Стоял_ _ _, никому не
Хозяйк_ _ _ _ _ _ _ _ _нки р_ _ _сстроил_ _ _сь, но вы_ _ _росить не решил_ _ _ сь. Со_ _ _р_ _ _л_ _ _ осколки и склеил_ _ _. _ _ _ где не хв_ _ _тило
ч_ _ _стей, до_ _ _ _ _ _вил_ _ _ _ _ _исер _ _ _. С тех пор, прошло много времени, _ _ _ _ _ _ _ _ _ нк _ _ _ до сих пор р_ _ _ дует хозяйку.
Глава третья. Буква В, волосы и вышивание.
На этот раз Морской Дух висит в воздухе вверх ногами и держит руками бескозырку, чтобы та не слетела с головы.
Илья заходит в комнату, ставит рюкзак на пол и берёт флажки.
Илья. Умел бы сказать привет, сказал бы.
Дух (хохочет). Научишься.
Илья. Вот папа обрадуется.
Морской Дух расплывается в предвкушающей улыбке и потирает руки.
Илья. Приступим. (Нерадостно). На дом много задано. К завтрашнему дню доклад про волосы и вышить рисунок. Мне ни за что не успеть выучить новую букву В.
Морской Дух спускается с потолка вниз головой и останавливается у лица мальчика.
Дух. Чего панику разводишь. Пробоин нет, за окном штиль.
Илья к окну. Во дворе мальчишки гоняют мяч, девочки играют в бадминтон, бабушки вяжут на скамейках. И только он сидит дома, учит уроки и семафорную азбуку. Ничего, зато он всё лето проведёт на корабле. Вдруг папа, позволит постоять у штурвала и заглянуть в бинокль. А если и нет, то не страшно, можно будет передавать послание флажками. Главное, не встретиться с дрейфующим айсбергом. Против него флажки не помогут.
Илья отступает от окна, пока одноклассники не заметили и не позвали на матч. Подходит к книжному шкафу и выбирает энциклопедии. Мама начала собирать коллекцию энциклопедий еще, когда Илья был маленький и не умел читать. Он пролистывает содержание и несколько книг возвращает на место.
Илья. Волосы служат для защиты кожного покрова.
Дух. Стой. Сперва буква В.
Илья. Но...
Дух. Никаких, но.
Морской Дух перелетает на стол, берёт ручку и рисует человечка. Илья следом за ним, своего.
Дух. Как видишь, одна рука полностью опущена вдоль тела.
Илья кивает и с помощью ночных флажков показывает букву В.