Антонов Максим Андреевич : другие произведения.

На пути к небу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ, который я писал по заказу авиаколледжа ко 75-летию гражданской авиации Республики Беларусь


На пути к небу

   Мельников Павел Викторович - сорокалетний пилот 2-ого класса, за плечами которого шесть с половиной тысяч лётных часов. Раньше он всё время летал только на "Ан-24", а сейчас - командир экипажа "Ту-154М" или как его ласково называют - "тушканчик". На этой грозной российской машине, по сравнению с Аном, он летает около полугода.

I. Мечты сбываются

   - Паша, ты придумал, что ты подаришь Вите на день рождения? - спросила Алёна, жена Павла.
   - Да, у меня рейс девятнадцатого в 12.35 во Франкфурт, так что мой подарок - это исполнение его мечты: он окажется на борту авиалайнера, - улыбнулся отец. - Пусть это и не "Аэробус", но всё же самолёт.
   - Знаешь, я за тебя волнуюсь, когда ты в рейсе, а сейчас...
   - Не бойся, у нас техники самые лучшие! Поверь.
   - Да уж... - тихо произнесла она.
   Павел знал, что его машину обслуживают специалисты, работающие со времён Союза, выпускники МАТУГА - лучшего на тот момент авиационного училища. Поэтому Павел был уверен в техническом состоянии "тушканчика".
   Витя - семнадцатилетний сын Павла, оканчивающий одиннадцатый класс. Близился его день рождения - 20 января. Последний шаг во взрослую жизнь. Через пару месяцев начнутся экзамены, затем поступление в ВУЗ, но парень так и не решил, кем ему быть.
   Подросток даже не догадывался о том, что ему подарят в день рождения. Он предполагал всё что угодно: новый компьютер, а, может, и ноутбук, мопед или ещё что-нибудь. Но в тайне Виктор мечтал оказаться на борту самолёта.
   Он представлял, как идёт по огромному салону. По бокам кресла пассажиров, впереди - кабина пилотов. Он входит в неё и капитан, его отец, разрешает сесть своему сыну на место второго пилота. Они поднимаются в облака, занимают заданную высоту, а через некоторое время благополучно садятся.
   Это лишь мечты, желания, но стоило Виктору услышать о новом рейсе отца, как его сердце в надежде начинало стучать быстрее. Он ждал слов отца:
   - Собирайся, Вить, полетим с тобой в Европу!
   Но этого не происходило, и парень начинал грустить. За день до дня рождения Вити отец, вернувшись из рейса, сказал:
   - Вить, ты двадцатого учишься?
   - Нет, это же воскресенье, - сердце подростка бешено забилось.
   - Хм... вот и отлично! Подготовь себе одежду, на всякий случай.
   Не прошло и десяти минут как в комнате Вити стояла сумка с одеждой.
   - Куда-то едем или... - пронеслось в голове парня.
   Наутро отец проснулся, как и обычно, раньше всех. Войдя в комнату Вити, он тихо положил белый конверт на стол и вышел.
   Спустя полчаса проснулся Виктор. Заметив конверт, он с интересом подошёл к нему и открыл его. Содержимое конверта шокировало парня. В конверте лежал билет на рейс В2-893 до Франкфурта. Парень еле сдержал радостный крик. Он был счастлив. Ведь это билет на самолёт, который пилотирует его отец. Парень с нетерпением ждал того момента, когда отец его позовёт.
   И вот ровно в половине одиннадцатого отец позвал Виктора с вещами. Машина уже ждала их возле подъезда.
   Спустя час они были в аэропорту. Пройдя мимо охраны, Павел и Виктор подошли к выходу на посадку. Двери были ещё закрыты, поэтому им осталось только ждать.
   Через некоторое время послышался женский голос:
   - Начинается посадка на рейс номер В2-893 до Франкфурта. Просьба пассажирам пройти к сектору контроля к выходу номер 6
   Парень зачем-то проверил билет и посмотрел на отца. Тот только улыбнулся и направился к нужному выходу.
   Оказавшись на борту "Тушки", Виктор замер на пару минут. Ведь его мечта сбывается. Он снова посмотрел в билет и направился в салон. Заняв своё место в третьем ряду, он посмотрел на часы. До вылета оставалось три минуты. Сердце парня забилось с утроенной силой. Хотелось кричать от счастья, радоваться как в детстве, но нельзя. Могут не так понять. Но в душе всё равно можно радоваться, и неважно то, что подумают другие. Ведь они не узнают.
   Виктор даже не заметил, как они взлетели. В реальность его вернул отец.
   - Спишь?
   - Нет, просто задумался, - улыбнулся Виктор, посмотрев на отца. В глазах парня засверкал огонёк надежды.
   - Идём, покажу кое-что, - сказал Павел и направился к кабине пилотов.
   Витя чуть ли не вприпрыжку побежал за отцом, но тот его резко остановил:
   - Успокойся, а то вернёшься на место!
   По голосу отца Виктор что-то заподозрил. Когда они подошли к кабине, отец произнёс:
   - Пойми, нам запрещено приводить в кабину посторонних людей, я это делаю на свой страх и риск!
   - Прости, пап, я не знал... - тихо произнёс Виктор, после чего они вошли в кабину.
   Виктор с интересом посмотрел на двух мужчин, сидевших внутри. Один сидел справа от двери, второй - на правом кресле, возле окна. К удивлению парня, мужчина, сидевший впереди, просто сидел.
   - Саш, ты можешь пойти чайку выпить, я тут уже сам справлюсь, - сказал Павел.
   - Да, Павел Викторович.
   Пока Александр выходил, Виктор его рассмотрел. Это был высокий молодой парень лет двадцати семи, плотного телосложения с тёмными короткими волосами, небольшой бородкой. Он всё время поправлял небольшие очки.
   Второй мужчина был старше лет на пять или семь. Он сидел спиной к Виктору, но в какой-то момент он повернулся. У него была густая борода, карие глаза, устремлённые вдаль. Он как будто смотрел сквозь человека, видел его душу. От этого у парня мурашки пробегали по спине.
   - Добрый... - мужчина посмотрел на часы, - день, молодой человек. Я Андрей Сергеевич Антонов, бортинженер, а Вы кто?
   - Я... я, Виктор, сын па... эм... Павла Викторовича, - Витя был немного шокирован басом Антонова. - Приятно познакомиться.
   - Взаимно! - ответил Андрей и обратился к Павлу, - Павел Викторович, Вы же знаете, что по правилам запрещено приводить в кабину посторонних людей!
   - Андрей, успокойся, у Вити сегодня день рождения. Восемнадцать лет исполняется. Позволь его мечте исполниться.
   - Ладно, но будьте внимательны! Я не хочу повторения... - с грустью сказал бортинженер.
   - Мне жаль твоего брата, но я не допущу той ошибки и столь строгого нарушения правил!
   - Ладно, с днём рождения, мой юный друг, - сказал он и уставился на какие-то датчики, лампочки.
   Виктор посмотрел на отца. Тот о чём-то думал, сидя в кресле слева. Спустя пару минут он обратился к своему сыну:
   - Прости, Вить, но по правилам даже сюда я не имел права тебя приводить сюда, поэтому просто посиди в кресле штурмана. Хорошо?
   - Окей
   - Вот и хорошо! Сейчас придёт Саша и расскажет тебе в общих чертах об оборудовании здесь.
   - Хорошо!
   Витя улыбнулся и сел в кресло, расположенное между креслами пилотов. Спустя пару минут, в кабину вошёл мужчина тридцати пяти лет, высокий блондин, крепкого телосложения, гладко выбритым лицом, короткой стрижкой и немного усталыми глазами. Он подошёл к Вите и с удивлением посмотрел на подростка, потом на Павла.
   - Павел Викторович, позвольте...
   - Это мой сын. Его зовут Виктор. У него сегодня день рождения.
   - Вот как? Что ж, тогда поздравляю. Да, прошу прощения! Я Калинин Александр Викторович, штурман в этом экипаже.
   - Приятно познакомиться! Александр Викторович, Вы могли бы рассказать о приборах, установленных на этих самолётах?
   - Если ты так хочешь. Павел Викторович, сколько у нас времени?
   - Достаточно, - улыбнулся отец.
   - Вот и отлично. В общем, в кабине пилотов установлены четыре доски управления и два пульта. Левая, это приборная доска напротив твоего отца, и правая, напротив второго пилота, содержат приборы пилотирования и навигации, тоесть помогают понять расположение самолёта в пространстве. Средняя приборная доска включает в себя информацию по двигателям и дополнительные навигационные приборы. Центральный пульт, который находится перед тобой, включает в автопилот, управление тягой двигателей и навигационно-вычислительные устройства. Приборная доска бортинженера, за которой сидит Андрей, включает в себя запуск двигателей и контроль управления ими, приборы наличия топлива, электрощиток и контроль за работой функциональных систем самолёта. Ну, вот в принципе и всё.
   - Александр Викторович, а какие двигатели установлены на этом самолёте?
   - На данном самолёте установлено три турбореактивных двухконтурных двигателя.
   - Двухконтурных? - с удивлением переспросил Витя.
   - Да, но больше я тебе не могу ничего сказать.
   - Да и не успеешь. Сейчас садиться будем.
   - Отлично! Вить, ты возвращайся на своё место, скоро посадка.
   - Окей, - Виктор вышел из кабины и, увидев второго пилота, сказал, - Вам, наверное, нужно вернуться в кабину, сейчас посадка будет.
   - Спасибо, а то я заболтался как-то.
   Проводив глазами Александра, Виктор вернулся на своё место и пристегнул ремни. Вскоре они приземлились, и Виктор стал ожидать возвращения домой, чтобы поделиться с мамой новыми впечатлениями.
  

II. Смерть в поднебесье

   Виктор, как и всегда по воскресеньям, проснулся в десять. Отец собирался в рейс, мать - готовила ему еду в дорогу. Сегодня отца поставили на рейс B2-1875 до Астаны. Вылет в 20.30, поэтому отец спокойно собирался. Его привычка собираться заранее не раз помогала в случае непредвиденных ситуаций, например, перенос вылета на более ранний срок. Такое бывало редко, но в авиакомпании знали, что Павел и его команда всегда готовы и могут, в случае чего помочь. Он не раз летал как помощник и инструктор с молодыми командами на региональных рейсах.
   Полдня, Витя готовил уроки. Освободившись, он подошёл к отцу.
   - Пап, помнишь Александр Викторович говорил о двигателях?
   - Да, помню. Тебя что-то интересует?
   - Ага. Можно поподробнее?
   - Хм... Ну я знаю немного, что именно тебя интересует?
   - Что такое двухконтактный двигатель?
   - Двухконтурный. В таком двигателе воздушный поток попадает в компрессор низкого давления, после чего часть потока проходит по обычной схеме через турбокомпрессор, а остальная часть - через внешний контур и выбрасывается без сгорания, создавая дополнительную тягу. Вот и всё. Из того, что я помню, - улыбнулся Павел.
   - Па, а какие движки стоят на твоём самолёте?
   - Он не мой, а авиакомпании, в которой я работаю. На Ту-154М устанавливаются двигатели Д-30КУ-154. Ладно, прости, но мне нужно собираться.
   - У тебя же рейс в половину девятого, а сейчас только пять, - удивился Витя.
   - После последнего рейса обнаружили некоторые проблемы с гидравликой и топливными насосами. Сегодня обслуживание окончено, и я должен проверить самолёт перед вылетом. Его обслуживала молодая бригада техников.
   - Тогда понятно. Ладно, счастливого пути!
   - Спасибо, - улыбнулся Павел и начал собирать сумку. Мать бегала по квартире с формой и едой в дорогу.
   Спустя полчаса отец был готов. Вызвав такси, он перепроверил документы, поцеловал маму и сестрёнку, пожал мою руку, как говорится, присел на дорожку и вышел к ожидавшей его машине.
   Приехав в аэропорт, он подошёл к самолёту под номером EW - 13190. Проверив номер, Павел начал проверку антенн, проверил приёмник атмосферного давления, состояние фюзеляжа, крыльев, хвостового оперения, стоек шасси.
   Поднявшись на борт "Тушки", командир осмотрел пассажирский салон и вошёл в кабину. В этом полёте был изменён экипаж. Павла назначили командиром, а бортинженер, штурман и второй пилот были молодые парни.
   Второй пилот Антон и бортинженер Валера уже были в кабине.
   Антон - молодой парень двадцати шести лет, плотного телосложения и ещё юношеской улыбкой. Валера чуть ниже Антона, с черными, как ночь, волосами и серьёзным лицом.
   - Ну что, начнём проверку!
   - Да! - ответил Антон.
   Они начали с гидравлики, ведь машину отправили на техническое обслуживание именно из-за проблем с гидравликой и топливными насосами. Проверили автопилот, электрощиток, тормоза, топливные насосы и навигационное оборудование.
   Установив курс, командир дал добро на посадку пассажиров.
   В кабину вошла молодая стюардесса.
   - Здравствуйте, Павел Викторович, сегодня я буду обслуживать экипаж. Я Екатерина Лир.
   - Похоже на этом судне из стариков только я, - улыбнулся Павел, заглянув в салон через открытую дверь кабины.
   - В смысле? - Антон, по-видимому, не понял слов командира.
   - Из членов экипажа только я работаю в авиации более семи лет, а весь остальной состав работает первый год.
   - Скажу по секрету, что я и остальные стюардессы получили разрешение на самостоятельную работу только месяц назад, - сказала Катя.
   - Тогда всё с вами ясно, - рассмеялся Павел и обратился к Антону: - Ну что ж, проверим, чему вас сегодня учат.
   - И то правда, - вздохнул Антон и улыбнулся.
   Посадка пассажиров подходила к концу, а штурмана ещё не было. Павел, посмотрев на часы, сердито нахмурился. До вылета оставалось пять минут. Спустя минуту, в кабине показался Александр. Он чуть выше Павла, плотного телосложения, на вид ему двадцать пять лет, у него светлые коротко подстриженные волосы, карие глаза и маленькие усы.
   - Почему опоздал? - сердито спросил Павел.
   Саша опешил.
   - Я... я... - замялся он.
   - Ладно, занимай своё место, позже разберёмся.
   Саша сел на место штурмана.
   - Будьте добры выполнять всё чётко, а не так, как вы являетесь на борт!
   - Есть! - ответил штурман.
   Включив радио, Павел сказал:
   - Кировск Вышка, BRU 190, стоянка 24. Рейс в Астану. Прошу разрешение на запуск двигателей, информация Браво.
   - BRU 190, Кировск Вышка, разрешаю полёт на Астану по запланированному плану. Запуск разрешаю.
   - Запуск разрешён, BRU 190, - сказал Павел и обратился к бортинженеру: - Валера, запускай!
   Валерий начал запуск двигателей. Всё работало нормально.
   - Всё готово!
   - Отлично! - Павел снова обратился к диспетчеру: - Кировск Вышка, BRU 190 прошу руление.
   - BRU 190, рулите на исполнительный старт к взлётно-посадочной полосе 31 по рулёжной дорожке L и A.
   - Рулить на исполнительный старт к взлётно-посадочной полосе 31 по рулёжной дорожке L и A, - произнёс Павел. - Кировск Вышка, BRU 190, в зоне ожидания по ВПП 31.
   - BRU 190, Кировск Вышка. Доложите, когда будете готовы к взлёту.
   - BRU 190, будет выполнено, - сообщил Павел. - BRU 190, готов.
   - BRU 190, Кировск Вышка, поменяйте частоту на 121.5.
   - Понял. Сменить частоту на 121.5, - Павел выполнил указания диспетчера
   - BRU 190. На исполнительный старт. ВПП 31. Ветер 300Њ 10 м/с.
   - Исполнительный старт, ВПП 31, BRU 190, - Павел повторил слова диспетчера, после чего обратился ко второму пилоту: - Исполнительный старт! Ветер 10 метров в секунду.
   - Есть!
   Самолёт вырулил на заданную взлётно-посадочную полосу.
   - BRU 190, взлёт разрешаю.
   - Взлёт. BRU 190.
   Сказал Павел и начал увеличивать режим работы двигателей. Самолёт начал набирать скорость и вскоре покинул взлётно-посадочную полосу. Но что-то пошло не так. После того, как самолёт набрал нужную высоту, Павел заметил, что машину начало вести влево.
   - Что за...
   - Командир, отказ первого двигателя, - взволнованным голосом произнёс Валера.
   - Вышка. BRU 190. У нас отказ первого двигателя. Срочно требуется посадка! - сообщил Павел диспетчеру.
   - BRU 190. Вышка. Вас понял. Мы примем Вас. Разворот на 360®. ВПП номер 31! - ответил диспетчер.
   - Можем недотянуть... - нервно произнёс командир, после чего резко обратился к бортинженеру: - Что с гидравлическим давлением?
   - В смысле? - спросил Валера.
   - В прямом!
   - Всё в полном... - бортинженер замялся. - Оно падает...
   - Как быстро? - командир предчувствовал это.
   - Точно не скажу...
   - ЧЁРТ!
   - Павел, тяга второго падает. Отказ центрального двигателя.
   - Уменьшить тягу правого двигателя! Попробуем планировать!
   Экипаж был в некотором смятении. Пытаясь хоть как-то управлять вышедшей из-под контроля машиной и спасти 133 человека и 7 членов экипажа.
   - Тягу! Тягу давай!
   Это были последние слова, произнесённые командиром.
   - BRU 190. Вышка. Ответьте! BRU 190. Вышка. Ответьте!
   Самолёт исчез с экрана радара. Спустя пару минут была объявлена тревога и начались поиски самолёта.
   Через четыре часа самолёт нашли. Он упал в лесу. С вертолёта МЧС была видна воронка примерно километрового диаметра. Обломки самолёта были разбросаны в радиусе километра. Всё было объято огнём. Спасатели с уверенностью могли сказать, что спасать было некого.
   Первой версией причины катастрофы был теракт, второй - технические неполадки. Ответ могли дать только "чёрные ящики".
   Была немедленно назначена комиссия по расследованию катастрофы. Прибыв на место, она, с помощью МЧС и милиции, оцепила место крушения. После того, как был потушен пожар, начались поиски самописцев и тел погибших.
   Самописцы были найдены только к утру и отправлены на расшифровку.
  
   ***
   На следующий день Виктор встал с трудом. Полусонный направился в душ, а мать готовила завтрак. Радиоприёмник был настроен на "Альфу". После душа, Виктор оделся и сел за стол.
   "- Вчера в 9 часов в районе города Знаменска упал самолёт авиакомпании "Авиаконтиненталь", следовавший в Астану. Руководство страны назначило комиссию по расследованию катастрофы..."
   Словам диктора радио Виктор не придал значения, а Алёна медленно опустилась на табурет. В её глазах был ужас.
   - Вить, куда отец летит?
   - В Астану. Он уже должен вылететь обратно.
   - В Астану... - на её глазах появились слёзы.
   - Мам, что случ... - парень недоговорил, он понял, в чём дело.
   "- ...На данный момент выдвигают две версии происшествия: теракт или технические неполадки. Началось расследование."
   Виктор выронил из рук чашку. Он подошёл к матери и сел возле неё, пытаясь сдержать слёзы.
  

III. Молодой техник

   Со дня катастрофы прошло четыре месяца. Результаты расследования официально объявили: техническая неисправность первого двигателя, которую не устранили во время технического обслуживания самолёта, и ошибка экипажа привели к катастрофе.
   Виктор более-менее оправился после потери отца, а Алёна всё никак не могла смириться со смертью мужа. Она постоянно плакала. Когда сказали, что в неполадке двигателя виноваты техники, она была готова убить их.
   Витя полностью отдался учёбе. Ведь скоро экзамены и поступление.
   Поначалу парень хотел стать пилотом, как отец, но после его смерти решил стать техником. Он поклялся на могиле отца, что подобного никогда не случится вновь.
   Незаметно подкрался конец мая. Начались школьные экзамены. Каждый день Виктор готовился к ним.
   Пройдя школьные экзамены, а затем и тестирование, Витя подал заявление на специальность "техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей" в Минский государственный высший авиационный колледж.
   Начало сентября. Первые занятия, новые друзья, а Мельников Виктор Павлович начал свой пятилетний путь к "званию" специалиста!
  
  
  
   Автор рассказа: студент 1-го курса МГВАК Максим Антонов
  
   24 октября 2008 г.
  
   МАТУГА - Минский авиационно-техническое училище гражданской авиации (теперь Минский государственный высший авиационный колледж или МГВАК)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8
  
  
   8
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"