Аннотация: Жил был Аника-воин ... А потом он погиб ...
Последний воин Перуна
Кто такой Аника-воин?
- Наверное, обычный "олух царя небесного"? Глупец, ротозей и простофиля?
С детства помню рассказ о его последнем "подвиге":
"Жил был богатырь - воин Аника. Предупреждали его добрые люди, чтобы не ходил он по тропинке, не перешагивал через хворостинку, не приближал смерть свою. Не послушался воин совета, вышел из дома и отправился в путь-дорогу. Увидал ветку, ветром обломанную. Стал через неё переступать, но зацепился ногой, упал наземь, ударился головой о камень и умер. Сидел бы дома - был бы жив".
Вот такая, не типичная для эпоса, былина. И богатырь не типичный.
Илья Муромец, пролежавший на печи тридцать три года, славен тем, что покинул отчий дом и ушёл в дальние края, защищать землю русскую.
Вещий Олег, подобно Анике, погиб глупо. От укуса степной змеи, спокойно-жившей в обветренном, выбеленном солнцем и дождями, валяющемся конском черепе.
Однако, никто и никогда не осудил Илью и Олега за их поступки, а нелепая и трагическая смерть воина Аники почему-то должна вызывать снисходительную усмешку и ухмылку только потому, что речь идёт о Анике-воине, а ведь это не естественно, фальшиво и чуждо нормальным человеческим душам.
Возможно, мораль в том, что нельзя было Анике совершать глупость и надеяться на какие-то традиционные русские "авось и небось"?
Корни предков русского народа и русского языка уходят вглубь тысячелетий и именно там, в языке древних ариев - в санскрите обнаруживается истинное значение слов, непонятных современному человеку.
Недавно объяснил мне знаток санскрита - собеседник Фдуч, что "авось" переводится на русский язык, как силы или боги, а "небось" означает, что эта сила божья - высшая и небесная. Вот такая серьёзная подмога. "Авось и Небось" придают надежду, поддерживают и помогают русским людям в их самых рискованных, порою - в безнадёжных делах и поступках.
"Нет ли в санскрите слова "Аника"? - спросил я Фдуча.
- Есть. Причем, совпадение полное и абсолютное. Применительно к событиям, "аника" переводится как отряд, армия, битва, сражение, войско. Военный человек "аника" это первое лицо, глава, вождь, великолепный".
- Значит, "Аника воин" это прекрасный воин, познавший сражения. Побывавший и выживший в боях. И не просто воин, а воевода, успешно водивший войска. Не мог воин, носящий такое имя, титул или прозвище, быть жалким посмешищем, хвастуном, трусом и неудачником.
Так кем же он был? Талантливым полководцем от Бога! Аника был Волухом Царя Небесного, в изначальном, а не в современном, искаженном и бранном смысле этого выражения. Первым после Бога, в водимом им войске.
Сразу оговорюсь, что мне не удалось найти в интернете истории о том, как Аника погиб, споткнувшись о хворостину.
Видимо, эта притча, слышанная мною в детстве, малоизвестна. Она не зафиксирована на бумаге или имела местное ограниченно-территориальное распространение. Скорее всего, это детская версия, лишенная страшного образа смерти и предназначавшаяся для рассказа малолетним детям, с целью внушения мысли о том, что нельзя и опасно уходить из дома, если тебя отговаривают и не отпускают взрослые люди.
А для взрослых?
- Для взрослых, Аника - "балаганный образ", а не реальный воин, был персонажем ярмарочных представлений, над которым потешались хмельные мужики, шустрые парни, торговые жинки и молодухи, пришедшие за покупками. Сотни скоморошьих групп, с начала шестнадцатого века, были "сами себе режиссеры", придумывали сюжеты действий и речевые диалоги. Поэтому, нет двух одинаковых сохраненных вариантов былины о Анике и Смерти.
Возраст Аники, на момент погибели, разнится от двадцати лет до трёх столетий. Рассказывается, что он не раз ходил на битвы и побеждал многих князей, царей и королей. Одни тексты постоянно называют воина храбрым. В других, он показан низменным человеком, обижающим сирых и слабых. Грабящим храмы и монастыри. Уничтожающим иконы, рубящим их на дрова:
"Жил на земле храбрый человек Аника-воин. Много Аника по земле походил, И много Аника войны повоевал, И много Аника городов раззорял; Много Аника церквей растворивши, И много Аника лик Божиих поругавши, И много Аника святые иконы переколовши; Много Аника христианские веры облатынил. Добирается Аника до начального граду Ерусалиму, И хочет Аника начальной град Ерусалим раззорити, И соборную церкву растворити, И хочет лик Божий поругати, И святые иконы хочет переколоти...".
Главная, вменённая ему, вина Аники, перед Богом и людьми в том, что Аника отправился разорять первоначальный иудейский город Иерусалим. Чтобы не допустить разорения, на пути воина появляется смерть. Страшная. Длинноволосая, с человеческой головой, звериным туловищем и конскими ногами. Этакий кентавр, с острыми железными косами, заточенными серпами и ... даже с невидимыми, но жутко-эффективными пилами.
Что делать воину?
- В фронтовой поэме "Василий Тёркин", которая будет написана на четыреста лет позже, чем былина о Анике-воине, ответ прозвучит гордо и понятно:
"... Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если всё идёт к концу...".
Аника так и поступает. Выхватывает острый меч, пришпоривает коня и бросается навстречу смерти. Но враг сильнее, могущественнее и подлее. У Аники онемела рука, поднявшая оружие.
"... И смерть вынимала пилы неувидймы И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы У Аники в стременах резвые нозе подогнулись, У Аники белые руцы опустились, У Аники бело лицо помрачилось, У Аники очи ясные помутились, Аники буйна глава долой с плеч покатилась, И яко пьяныя Аника на коне зашатался. Упал же храбрые человек Аника-воин На мать на сырую землю...".
Понимая, что не совладать с противником, воин просит у смерти отсрочку, чтобы завершить дела земные: раздать злато-серебро нищим, проститься с родителями, с женой и с детишками. Предлагает выкуп за свою жизнь, что было вполне распространенным явлением. И даже, обещает построить храм во имя смерти, с изображением смерти.
Возможно, сейчас это кажется кощунственным, но мы, через полтысячи лет, после появления сказания о Анике, заказываем отпевания усопших, ставим свечи, за упокой родных и всех православных христиан, смотрим фильмы с Карачуном (прообразом Кащея Бессмертного) а на масленицу - весело толпимся возле сжигаемого чучела богини Мороки (именуемой Костромой).
Все слова и поступки Аники - воина не позорят его чести и не противоречат моральным нормам его времени.
Бездушная убийственная тварюга высокомерно отвергает просьбы и предложения лежащего обездвиженного человека, ибо "никто её не любит и она никого не любит и не жалеет, ни сирых, ни знатных. Никого не оставляет в живых. Где встречает человека, там его и выкашивает".
Взмахнула смертушка косой и отдал Аника свою храбрую душу, чуждому Богу...
Почему я так думаю? Потому, что из духовного стихотворения "О смерти и о Анике - воине", видно, что Аника не сторонник Христианской церкви. Умирает из-на обвинения в намерении разорить храм и оскорбить образ Господний в городе Иерусалиме.
Мы понимаем, что от Старицы или от Старой руссы, до Иерусалима, десять коней загонишь, но так и не доскачешь.
Скорее всего, в образе погибшего воина показан язычник, противник крещения Руси и последний воин повергнутого Перуна. Безвольно откинулась рука погибшего языческого воеводы и звякнул на его пальце пустотелый серебряный перстень с запаянной золотой горошинкой - Перунов погремок, талисман против злых сил ...
Отправил Господь его душу в бездну земную, на вечные адские мучения.
Церковь выполнила свою задачу. Переложила слова и мысли, подменила понятия и превратила в пасквиль имевшееся литературно-философское рассуждение "О прении живота и смерти", Рассказала, в духовном стихотворении, замаскированном под богатырскую былину, что бывает с теми, кто многие лета и столетия выступает против крещения Руси и пытается бороться с сильными да власть-имущими.
Официальная "Никонианская" церковь спешила опорочить остатки язычества. Заручившись поддержкой государственной власти, уничтожить упрямых "детей божьих" - приверженцев старообрядничества и превратить их в "божьих рабов".
Возможно, публичное порицание Аники-воина было иносказательной острасткой неистовому протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и тысячам их сторонников - староверов, сгоравшим в скитах.:
"С сильным не дерись - с богатым не судись".
"Если ударили по левой щеке - подставь и правую".
"Рабам, любая власть от бога".
"Смиритесь люди, иначе будет вам смерть страшная и лютая".
Закривлялись, запаясничали ярморочные шуты, рассказывая историю про Анику.
У кого-то он был хвастливым и высокомерным, у кого-то трусливым, а у кого-то (если не стоял рядышком священник) - храбрым опытным воином - воеводой.
Старались бродячие артисты угодить церковникам, разрешившим ходить по Руси, давать представления и зарабатывать денежки.
В одном тексте, Аника показан излишне-самоуверенным. Просил он дать ему булатное кольцо, прикрепленное к земле. Мечтал Аника потянуть за то кольцо и перевернуть, поменять местами землю и небо, чтобы ПЕРЕСТАЛИ ЛЮДИ УМИРАТЬ!
Мечтал человек совершить чудо, сделать невозможное и подарить людям вечную жизнь.
Не для себя старался.
Для людей.
Не смог.
Не осилил.
Ибо, прошло время его низвергнутых древних славянских богов.
Так почему же мы обидными словами и поговорками упоминаем героя Анику - воина?