Антонов Виталий Александрович: другие произведения.

Последний воин Перуна

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жил был Аника-воин ... А потом он погиб ...

   Последний воин Перуна
     
   Кто такой Аника-воин?
   - Наверное, обычный "олух царя небесного"? Глупец, ротозей и простофиля?
  
   С детства помню рассказ о его последнем "подвиге":
  
   "Жил был богатырь - воин Аника. Предупреждали его добрые люди, чтобы не ходил он по тропинке, не перешагивал через хворостинку, не приближал смерть свою. Не послушался воин совета, вышел из дома и отправился в путь-дорогу. Увидал ветку, ветром обломанную. Стал через неё переступать, но зацепился ногой, упал наземь, ударился головой о камень и умер. Сидел бы дома - был бы жив".
  
   Вот такая, не типичная для эпоса, былина. И богатырь не типичный.
   Илья Муромец, пролежавший на печи тридцать три года, славен тем, что покинул отчий дом и ушёл в дальние края, защищать землю русскую.
   Вещий Олег, подобно Анике, погиб глупо. От укуса степной змеи, спокойно-жившей в обветренном, выбеленном солнцем и дождями, валяющемся конском черепе.
   Однако, никто и никогда не осудил Илью и Олега за их поступки, а нелепая и трагическая смерть воина Аники почему-то должна вызывать снисходительную усмешку и ухмылку только потому, что речь идёт о Анике-воине, а ведь это не естественно, фальшиво и чуждо нормальным человеческим душам.
   Возможно, мораль в том, что нельзя было Анике совершать глупость и надеяться на какие-то традиционные русские "авось и небось"?
   Корни предков русского народа и русского языка уходят вглубь тысячелетий и именно там, в языке древних ариев - в санскрите обнаруживается истинное значение слов, непонятных современному человеку.
   Недавно объяснил мне знаток санскрита - собеседник Фдуч, что "авось" переводится на русский язык, как силы или боги, а "небось" означает, что эта сила божья - высшая и небесная. Вот такая серьёзная подмога. "Авось и Небось" придают надежду, поддерживают и помогают русским людям в их самых рискованных, порою - в безнадёжных делах и поступках.
   "Нет ли в санскрите слова "Аника"? - спросил я Фдуча.
   - Есть. Причем, совпадение полное и абсолютное. Применительно к событиям, "аника" переводится как отряд, армия, битва, сражение, войско. Военный человек "аника" это первое лицо, глава, вождь, великолепный".
  
   - Значит, "Аника воин" это прекрасный воин, познавший сражения. Побывавший и выживший в боях. И не просто воин, а воевода, успешно водивший войска. Не мог воин, носящий такое имя, титул или прозвище, быть жалким посмешищем, хвастуном, трусом и неудачником.
   Так кем же он был? Талантливым полководцем от Бога! Аника был Волухом Царя Небесного, в изначальном, а не в современном, искаженном и бранном смысле этого выражения. Первым после Бога, в водимом им войске.
  
   Сразу оговорюсь, что мне не удалось найти в интернете истории о том, как Аника погиб, споткнувшись о хворостину.
   Видимо, эта притча, слышанная мною в детстве, малоизвестна. Она не зафиксирована на бумаге или имела местное ограниченно-территориальное распространение. Скорее всего, это детская версия, лишенная страшного образа смерти и предназначавшаяся для рассказа малолетним детям, с целью внушения мысли о том, что нельзя и опасно уходить из дома, если тебя отговаривают и не отпускают взрослые люди.
   А для взрослых?
   - Для взрослых, Аника - "балаганный образ", а не реальный воин, был персонажем ярмарочных представлений, над которым потешались хмельные мужики, шустрые парни, торговые жинки и молодухи, пришедшие за покупками. Сотни скоморошьих групп, с начала шестнадцатого века, были "сами себе режиссеры", придумывали сюжеты действий и речевые диалоги. Поэтому, нет двух одинаковых сохраненных вариантов былины о Анике и Смерти.
   Возраст Аники, на момент погибели, разнится от двадцати лет до трёх столетий. Рассказывается, что он не раз ходил на битвы и побеждал многих князей, царей и королей. Одни тексты постоянно называют воина храбрым. В других, он показан низменным человеком, обижающим сирых и слабых. Грабящим храмы и монастыри. Уничтожающим иконы, рубящим их на дрова:
  
   "Жил на земле храбрый человек Аника-воин.
Много Аника по земле походил,
И много Аника войны повоевал,
И много Аника городов раззорял;
Много Аника церквей растворивши,
И много Аника лик Божиих поругавши,
И много Аника святые иконы переколовши;
Много Аника христианские веры облатынил.
Добирается Аника до начального граду Ерусалиму,
И хочет Аника начальной град Ерусалим раззорити,
И соборную церкву растворити,
И хочет лик Божий поругати,
И святые иконы хочет переколоти...".
   Главная, вменённая ему, вина Аники, перед Богом и людьми в том, что Аника отправился разорять первоначальный иудейский город Иерусалим. Чтобы не допустить разорения, на пути воина появляется смерть. Страшная. Длинноволосая, с человеческой головой, звериным туловищем и конскими ногами. Этакий кентавр, с острыми железными косами, заточенными серпами и ... даже с невидимыми, но жутко-эффективными пилами.
   Что делать воину?
   - В фронтовой поэме "Василий Тёркин", которая будет написана на четыреста лет позже, чем былина о Анике-воине, ответ прозвучит гордо и понятно:
  
   "... Как закон велит бойцу,
   Смерть встречай лицом к лицу
   И хотя бы плюнь ей в морду,
   Если всё идёт к концу...".
  
   Аника так и поступает. Выхватывает острый меч, пришпоривает коня и бросается навстречу смерти. Но враг сильнее, могущественнее и подлее. У Аники онемела рука, поднявшая оружие.
  
   "... И смерть вынимала пилы неувидймы
И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы
У Аники в стременах резвые нозе подогнулись,
У Аники белые руцы опустились,
У Аники бело лицо помрачилось,
У Аники очи ясные помутились,
Аники буйна глава долой с плеч покатилась,
И яко пьяныя Аника на коне зашатался.
Упал же храбрые человек Аника-воин
На мать на сырую землю...".
  
   Понимая, что не совладать с противником, воин просит у смерти отсрочку, чтобы завершить дела земные: раздать злато-серебро нищим, проститься с родителями, с женой и с детишками. Предлагает выкуп за свою жизнь, что было вполне распространенным явлением. И даже, обещает построить храм во имя смерти, с изображением смерти.
   Возможно, сейчас это кажется кощунственным, но мы, через полтысячи лет, после появления сказания о Анике, заказываем отпевания усопших, ставим свечи, за упокой родных и всех православных христиан, смотрим фильмы с Карачуном (прообразом Кащея Бессмертного) а на масленицу - весело толпимся возле сжигаемого чучела богини Мороки (именуемой Костромой).
   Все слова и поступки Аники - воина не позорят его чести и не противоречат моральным нормам его времени.
   Бездушная убийственная тварюга высокомерно отвергает просьбы и предложения лежащего обездвиженного человека, ибо "никто её не любит и она никого не любит и не жалеет, ни сирых, ни знатных. Никого не оставляет в живых. Где встречает человека, там его и выкашивает".
  
   Взмахнула смертушка косой и отдал Аника свою храбрую душу, чуждому Богу...
  
   Почему я так думаю? Потому, что из духовного стихотворения "О смерти и о Анике - воине", видно, что Аника не сторонник Христианской церкви. Умирает из-на обвинения в намерении разорить храм и оскорбить образ Господний в городе Иерусалиме.
   Мы понимаем, что от Старицы или от Старой руссы, до Иерусалима, десять коней загонишь, но так и не доскачешь.
   Скорее всего, в образе погибшего воина показан язычник, противник крещения Руси и последний воин повергнутого Перуна. Безвольно откинулась рука погибшего языческого воеводы и звякнул на его пальце пустотелый серебряный перстень с запаянной золотой горошинкой - Перунов погремок, талисман против злых сил ...
   Отправил Господь его душу в бездну земную, на вечные адские мучения.
   Церковь выполнила свою задачу. Переложила слова и мысли, подменила понятия и превратила в пасквиль имевшееся литературно-философское рассуждение "О прении живота и смерти", Рассказала, в духовном стихотворении, замаскированном под богатырскую былину, что бывает с теми, кто многие лета и столетия выступает против крещения Руси и пытается бороться с сильными да власть-имущими.
   Официальная "Никонианская" церковь спешила опорочить остатки язычества. Заручившись поддержкой государственной власти, уничтожить упрямых "детей божьих" - приверженцев старообрядничества и превратить их в "божьих рабов".
   Возможно, публичное порицание Аники-воина было иносказательной острасткой неистовому протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и тысячам их сторонников - староверов, сгоравшим в скитах.:
  
   "С сильным не дерись - с богатым не судись".
   "Если ударили по левой щеке - подставь и правую".
   "Рабам, любая власть от бога".
   "Смиритесь люди, иначе будет вам смерть страшная и лютая".
  
   Закривлялись, запаясничали ярморочные шуты, рассказывая историю про Анику.
   У кого-то он был хвастливым и высокомерным, у кого-то трусливым, а у кого-то (если не стоял рядышком священник) - храбрым опытным воином - воеводой.
   Старались бродячие артисты угодить церковникам, разрешившим ходить по Руси, давать представления и зарабатывать денежки.
   В одном тексте, Аника показан излишне-самоуверенным. Просил он дать ему булатное кольцо, прикрепленное к земле. Мечтал Аника потянуть за то кольцо и перевернуть, поменять местами землю и небо, чтобы ПЕРЕСТАЛИ ЛЮДИ УМИРАТЬ!
   Мечтал человек совершить чудо, сделать невозможное и подарить людям вечную жизнь.
   Не для себя старался.
   Для людей.
   Не смог.
   Не осилил.
   Ибо, прошло время его низвергнутых древних славянских богов.
  
   Так почему же мы обидными словами и поговорками упоминаем героя Анику - воина?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"