Антонов Виталий Александрович : другие произведения.

Что такое харалужные мечи?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.68*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    " ... Грозою он заставил трепетать - своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю ..." Мужики, вот обидно, прям таки... Писал. Вроде как версии рассмотрел. Что-то назвал допустимым, а что-то абсурдным или необоснованным. И? Почти три сотни комментариев и все вокруг черной супостатовской "КАРА". Мужики, "Слово ..." - то РУССКОЕ! По русски писано! Если Мечи КАРО-луженные, то какого хрена они просто ЧЕРНЕНЫМИ не названы? Если автор не знал слова "ЧЕРНЫЕ", то я не согласный. В тексте пять раз то тучи чернеют, то полчища враждебные. ПРОЕХАЛИ! "КАРА...." больше не обсуждаем. Не бараны, чтобы башку о ворота разбивать, раз за разом. Это себя не уважать. И АВТОРА СЛОВА!


  
   Что такое харалужные мечи?
  
   Какие мечи ценились на Руси особенно высоко? На этот вопрос, практически каждый, хоть немного знакомый со старинными оружейными металлами, скажет о дамасских и булатных клинках. Если же отвечающий не ловил мух на уроках литературы, а дома - не спеша и внимательно прочел "Слово о полку Игореве...", то он вспомнит и о харалужных мечах, воспетых в великом древнерусском повествовании.
   Вопрос о том, чем были ценны харалужские мечи и где их изготовляли - поставит в тупик большинство любителей истории.
   Патриоты Отечества пояснят, что с конца девятого - в начале десятого века нашей эры, ковку "дамасских" мечей освоили на Руси. При этом, знатоки сошлются на арабских авторов, писавших о оружии Русов. Процитируют хорезмского учёного Аль-Бируни который в десятом веке так описывал мечи русов: "Русы выделывают свои мечи из стали, а долы посреди них из железа, чтобы придать им (мечам) прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Когда они (славяне) познакомились с сплавленным узорчатым металлом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из стали и железа. И начали у них получаться на сварных плетениях, при погружении в протравитель, вещи удивительные и редкостные. Такие, какие они желали и намеревались получить.".
   Если читатель пожелает подробнее узнать о харалужных мечах, то его постигнет разочарование. Из имеющихся версий, многие являются не более чем домыслами, а оставшиеся - противоречат друг другу.
   Итак, что мы имеем?
   - Только то, что у других народов мира не упоминаются харалужные мечи, известные нам по тексту знаменитого "Слове о полку Игореве...", в ниже-приведенных цитатах:
      -- "О ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, сыплешь на воинов стрелами, гремишь о шеломы мечами харалужными..."
      -- "С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой."
      -- "Святослав грозный великий Киевский. Грозою он заставил трепетать -- своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю, потоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил ручьи и болота".
   Рассмотрим несколько версий о том, что же такое харалужные мечи.
   Самым простым и самым верным, на мой взгляд, но ничего не проясняющим объяснением является вариант: "Это булатные мечи". Почему? Да потому что качественными и достойными воспевания, могли быть только булатные клинки, обладавшие прекрасной прочностью, гибкостью, остротой и красотой текстуры металла. Так называемые, римские мечи, вряд ли заслуживали высоких слов о себе, поскольку ковавшиеся из одной однородной заготовки металла, явно уступали булатному оружию и римляне одерживали победу не столько благодаря качеству своих мечей, сколько тому, что противостоявшие им кельты сражались мечами из "болотного" мягкого железа, а такие мечи гнулись после нескольких ударов о бронзовые доспехи римских легионеров.
   Часто высказывается мнение что название харалужных мечей является искаженным названием "каролингских" мечей, широко-распространенных в Европе с седьмого по одиннадцатый век. Несомненно, что такие мечи были известны и воинам Игорева полка и автору, оставившему повествование о их "непрухе" во время неудачного похода на половцев. Вот только названия "королингов" было неведомо русам, ибо: "Сам термин 'каролингский' ('каролингов', 'меч каролингского типа') появился значительно позже - на рубеже XIX и XX столетий. Он был введен оружиеведами и коллекционерами оружия в честь династии Каролингов, которые правили франкской державой".
   Существует распространенное мнение, что в основе слова "харалужные", лежит тюркоязычное слова "кар", переводящееся на русский язык как "чёрный". То есть речь могла идти о мечах с чернёными (воронёными) клинками. Воронение боевого оружия широко используется и в настоящее время. Воронёный металл менее подвержен появлению ржавчины. Тёмный клинок не сверкнёт в руке крадущегося диверсанта или разведчика.
   Версия о воронёных мечах в руках Игоревых воинов является несостоятельной в силу того, что на Руси не было традиции подвергать мечи воронению. К тому же, фраза "...трещат копья харалужные, остриями блистающие..." наводит на мысль, что если блистали наконечниками харалужные копья, то так же должны были сверкать и харалужные мечи.
   Итак, обсудим альтернативный вариант, что "харалужные" мечи это мечи сверкающие. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила. Имя "Хорс" происходит от корня "хор", обозначает "круг", "окружность", что так же отражается его связь с солнцем. "Луж" - "луженые", означают "покрытие" - "покрытые". Следовательно, "харалужные" мечи и копья можно рассматривать как мечи "покрытые Хором" - "светом" или "сверкающие на солнце". Вполне возможна и религиозно-идеологическая подоплёка названия мечей.
   - Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года, описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (то есть Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч".
   Можно предположить что автор "Слова о полку Игореве...", называя мечи харалужными, хотел сказать что в руках русских воинов были божьи мечи - мечи данные богом Хорсом и сражались однополчане с божьей помощью - с помощью Хорса.
   Вот только опять неувязочка...
   Тогда бы мечи назывались не "харалужными", а "хоролужными"
   Упоминает ли автор "Слова..." непосредственно о Хорсе?
   - Упоминает. Вот цитата:
   "...Всеслав-князь ... из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани. Великому Хорсу волком перебегал дорогу. Ему в Полоцке позвонили к ранней заутрене у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал...".
   Уважаемые читатели, давайте отвлечемся на мгновение от темы статьи и вдумаемся в смысл цитаты... Автор "Слова ..." был, несомненно, талантливым художником литературного сказания. Так и представляется как вездесущий неутомимый, скорый в передвижении князь Всеслав скачет из северного Полоцка и южный Киев-град, пересекая дорогу солнечному диску, плывущему по небу от восхода к закату, с востока на запад. Автор, так тщательно работавший с каждой фразой своего "Слова о полку Игореве..." не мог не обратить внимание на то, что Хорса он именует Хорсом (через звук "О"), а мечи называет харалужными (с использованием звука "А").
   Русь, времён написания "Слова...", велика и обширна. Много в ней племён и народов. Если в наше время волжане "окают", а москвичи "акают" во время разговора, то и наши далёкие предки могли так же "акать" или "окать" в удалённых княжествах и городах. Автор слагал слово не смесью говоров, а на "правильном литературном старорусском" языке - не "акая", не "окая", не "якая" и не "цекая". Следовательно, в понимании автора и его современников, имя Хорса должно писаться через "О", а название харалужных мечей произноситься с двумя звуками "А", ибо они так традиционно и правильно произносятся и пишутся. Таким образом, закрадывается сомнение в том, что название мечей, несмотря на их сверкание и блеск, произошло напрямую от имени Хорса.
   Может быть харалужские мечи не имеют ничего общего со славянской мифологией и являются завозным товаром, произведенным в чужедальних краях?
   Где первоначально зародилось и развилось производство булатного оружия?
   - "Древняя металлургия железа и стали окончательно сложилась в эпоху Ахеменидов (VI--IV вв. до н. э.), когда крупные мастерские, производившие много булатного оружия, были организованы в восточных афгано-индийских сатрапиях Персидской империи в Хорасане, Герате, Мультане и в североиндийской провинции Синд".
   Вполне возможно, что на Русь, с персидскими купцами, изредка попадали дорогие иноземные Хоросанские мечи. Но вряд ли они были столь доступны, чтобы ими массово вооружались простые русские ратники, а копьеносцы насаживали на древки булатные наконечники, выкованные в далёком городе Хоросане, названном в честь солнечного индо-европейского божества Хороса.
   Если же харалужные мечи производились не в Хоросане, а в каком либо Харалуге? Есть ли где селения или урочища носящие название "Харалуг"?
   - Есть. Хараужные берега упоминаются в "Задонщине": "Доне, Доне... прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя...".
   В современном литературном переводе фраза озвучена так: "О Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую".
   Почему у переводчика "хараужные" берега стали "горами каменными"? Скорее всего, переводчик, знакомый с текстом "Слова..." помнил о воспетых харалужных мечах, считал их чрезвычайно крепкими, а поскольку берега не могут быть "булатными", в переводе появилась фраза про каменные горы. Впрочем, возможно, во времена написания "Задонщины", слово "гора" могло произноситься и писаться как "хора". В этом случае, "хараужные" берега, несмотря на созвучность слов, не имеют никакого отношения к харалужным мечам, а означают "гораужные", то есть - высокие гористые берега. Или "солнечные", "освещенные солнцем" берега, если вспомнить о возможном искажении имени Хорса.
   В версию что в "Задонщине" идет речь о берегах возле некого исчезнувшего и забытого, стоявшего у Дона, древнерусского города металургов и кузнецов "Хараужа" или "Харалуга", верится слабо. Скорее всего, не было в истории такого города, а вот село Харалуг было и существует. Только не на Дону, а на Украине, в Корецком районе Ровненской области.
   О результатах поездки в Харалуг, совершенной в 2010 году, подробно рассказал Владимир Свитящук в своей статье: "Где ковались мечи харалужские?".
   Не буду пересказывать содержание весьма интересного текста, в котором подробно говорится о, практически не изученном, историческом месте.
   Большинство артефактов, рассказывающих о прошлом Харалужья, являются случайными находками местных жителей. Неолитические каменные ножи и скребки дополняются сверлеными каменными молотками, каменными символами бога-солнца, следами грандиозных рудных разработок и многочисленных железо-плавильных печей.
   К сожалению, очень часто, обнаруженные печи не изучались археологами, а просто уничтожались трактористами во время проводившихся дорожно-строительных, мелиоративных и сельскохозяйственных работ.
   Анализы состава руды, плавильных шлаков и металлических заготовок на содержание вредных примесей в виде серы и фосфора - весьма противоречивы. От ничтожно-малого, до весьма существенного.
   Выявлено наличие легирующих элементов, которые способствуют повышению качества получаемого железа. Это марганец и магний, титан и никель, кобальт и ванадий, хром и медь, свинец и цинк; а так же - обширный ряд редкоземельных элементов - бериллий, барий, иттрий, иттербий и цирконий.
   Владимир Свитящук считает, что "... наличие такого большого количества легирующих компонентов позволяло древним кузнецам-металлургам получать железо довольно высокого качества по тем временам. После многоразовой проварки и термической обработки оно приобретало высокую ударную вязкость в сочетания с твердостью. Оружие, изготовленное из такой стали, при ударе не крошилось и быстро не тупилось. Сабли, мечи, копья, выкованные зализницко-харалужскими мастерами, должны были пользоваться большой известностью. Нетрудно предположить, что к началу XII века, ко времени создания "Слова" Зализницко-Харалужский железоделательный промысел был одним из основных центров по массовому изготовлению оружия в Древней Руси...".
   Не могу полностью согласиться с выводами Свитящука. Полагаю, что Харалужье имело узкую специализацию - было центром выплавки металла, который продавался и вывозился из Харалужья, в виде железных заготовок.
   К такому мнению подталкивает то, что в Харалужье найдено большое количество плавильных домниц и не обнаружено следов кузнечного производства. Не найдено никаких кузнечных заготовок, бракованных поковок или готовых мечей, ножей, наконечников копий и стрел.
   Из вывозимого харалужского металла, харалужные мечи могли коваться в любом городе Руси, имевшем торговые связи и умелых кузнецов. О правильности или ошибочности этого предположения может сказать только наука, после проведения необходимых масштабных археологических исследований в районе села Харалуг.
   Какие же они, харалужные мечи? Ответ на этот вопрос, столетиями мучающий историков, металлургов и филологов, можно получить весьма быстро, просто и с незначительными финансовыми затратами.
   - Это мечи, хранящиеся в музейных и частных коллекциях, при химическом анализе которых выявится безусловная взаимосвязь с харалужскими рудами.
  

В.Антонов Tverseed@mail.ru 4.10.2018 г.

   После написанного:
   Прошло полтора года с момента написания данной статьи.
   Вношу существенную и окончательную правку:
   Харалужные мечи это:
  
  
   Есть в языке ариев слова (корни слов) "хара" + "луша"
    "hara" - разрушающий, забирающий, восхитительный, несущий, носящий, жеребец
  "hAra" - восхитительный, взимающий, прекрасный, уничтожающий, битва, война, ожерелье
    "lUSati" - украшать, ранить, убивать
  (в санскрите часто чередование "L-R", поэтому есть форма "rUSati", что даёт банально наше "рушить")
  
   Уважаемые читатели, хочу высказать мнение о том, что, в давние времена, означали слова: "Мечи (копья) харалужные". Это не описание вида оружия, не технология изготовления, ни место изготовления или покупки!
   ХАРАЛУЖНЫЕ МЕЧИ (КОПЬЯ), УПОМИНАЕМЫЕ В "Слово о полу Игореве" это КРУШАЩИЕ, РАЗЯЩИЕ, УБИВАЮЩИЕ МЕЧИ и КОПЬЯ! БЕЗЖАЛОСТНО-СМЕРТОНОСНЫЕ.
  
   Мне кажется, что самое верное слово: "РАЗЯЩИЕ" мечи.
  
   Словом "харалужные", автор "Слова...", одним точно-выбранным словом показал нам, читателям произведения, УДАР, ДЕЙСТВИЕ и РЕЗУЛЬТАТ УДАРОВ мечами и копьями. Хара лужные - Кара лющные - Кара ющные - Карающие мечи и копья.
  
   П.С.
   - Искренние признательность и благодарность Фдучу, открывающему глубины древнего индо-европейского и старо-русского языков.
  
  
   Одновременно, обоснованно. исключаем версию о том, что харалужные мечи это мечи из харалужского железа. Название "Харалуг" исторически-новое и не существовало во время написания Слова о полке Игореве.
   Как сообщили мне совсем недавно: "До скасування крiпосного права Харалуг носив ще назву 'Сорокапанiвка'". (Из истории села Харалуг).
  
   Антонов В.А.
   16.04. 2020 г.
   Tverseed@mail.ru

Оценка: 5.68*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"