Аннотация: Размышления о истоках рассказов и очерков.
"Начнем от печки..."
Что такое рассказ? Что такое очерк?
Любой желающий может, без проблем, найти в интернете определения этих терминов. Определения общепринятые и обсуждению не подлежат. Если кратко, то :
- рассказ это малая форма художественной прозы.
- очерк это полудокументальный / полухудожественный рассказ о реальных событиях и людях.
А далее, будут указаны десятки спорных и бесспорных признаков и особенностей того или иного литературного жанра. Но почему именно ЛИТЕРАТУРНОГО? Литература, в современном понимании этого слова, появилась не так давно. С началом производства дешевой бумаги и высокопроизводительных печатных станков.
Ранее существовавшие летописные повествования, предназначенные не столько для чтения, сколько для фиксации и отображения фактов, являлись не литературой, а хронологическими или политическими документами.
В начале литературы лежало СЛОВО!
Помните? "Слово о полку Игореве...", "Слово о погибели земли русской.
Тогдашнее "Слово", в отличие от сухого языка летописей, было высокохудожественным повествованием о важнейших событиях государственного масштаба. Повествованием, предназначенным для чтения в среде тогдашней элиты или для напевного пересказа под звучание струнчатых гуслей. "Слово" можно воспринимать как симбиоз летописи и былины.
Что такое рассказ в начале своего существования?
--
То, что рассказывалось детворе на печке.
--
Хозяевам, приветившим бывалого человека, за столом.
--
Попутчикам или сослуживцам, на привале.
--
Охотникам в зимнем балагане.
--
Пленникам в темнице.
Рассказ это то, что одни люди хотели поведать, а другие - слушать.
Какие были рассказы?
- Разные.
Были "бывальщины", когда рассказчик рассказывал о дальних странствиях, сражениях, запомнившихся случаях или о интересных знакомствах.
Рассказы "веселушки" предназначались для поднятия настроения. Заставляли улыбнуться или засмеяться. Забыть о трудностях и неприятностях.
Рассказы "страшилки" позволяли заинтриговать слушателя и неожиданно заставить организм выбрасывать в кровь адреналин, о существовании которого не знали, но интуитивно чувствовали, что такие выбросы необходимы.
"Воспитательные" рассказы, исподволь, внушали нормы морали и сосуществования.
Рассказы "обучалки" знакомили слушателей с тем, как следует поступать в тех или иных трудных или опасных жизненных ситуациях и на промыслах.
Запомнили?
А теперь забудьте термины, с которыми познакомились.
Почему?
А потому, что интересный рассказчик мог, и мешал в своих рассказах моменты характерные для тех или иных типов рассказов.
Так что же такое традиционный рассказ по своей сути?
Рассказ это вековое продолжение традиций устного народного творчества, зародившегося "на печке", перенесенное на бумагу или экран монитора, выполняющее определенные социальные задачи или удовлетворяющее читательский интерес, в соответствии с авторской задумкой и запросами читательской аудитории.
Рассказчики, как и слушатели - очень разные люди, каждый из которых хочет чего-то своего.
Максимальная задача хорошего рассказчика заключается в том, чтобы заинтересовать, увлечь и заставить задуматься, а потом - восхищенно ахнуть, как можно большее число читателей.
Таким образом, рассказы могут быть разными, даже непредсказуемыми, но они должны быть интересными.
Поскольку "Слово" отзывается так, как его произнесут или преподнесут, то рассказ должен сеять доброе и светлое, а не будить низменные чувства.
С тем, что такое традиционный рассказ, разобрались.
Переходим к выяснению, что же такое - традиционный очерк?
Выяснять будем, не "от печки".
Выйдем из дома, спустимся с широкого крыльца, вскочим на верного коня, выедем в чисто поле, увидевши супостатов, выхватим из ножен остру саблю и, очертя буйну голову, ринемся в сечу.
Очертя?
Очерк?
Что такое очерк в этом случае?
Очерк это невидимая линия окружности, прочерченная в воздухе кончиком клинка, призванная оградить голову от зла и беды, защитить воина от силы вражеской и чар недобрых, от ран кровавых, от смерти безвременной. От худа-лиха.
Очерк это то, что позволяет победить врага лютого в битве за свою правду. В правде сила...
Что лежит в основе традиционного русского очерка?
Если в традиционном русском рассказе, порой "ради красного словца не жалели и отца", то первоначалом очерков можно считать грамоты, государевыми людьми писанные.
Словоблудию, в таких грамотах места не было. За лживое слово, своей головой можно было поплатиться.
А сама грамота порой, не хуже острой сабли, отбирала человеческие жизни или спасала от плахи и топора.
В традиционном очерке, каждое слово должно быть взвешенным, правдивым, аргументированным, образным и увлекательным. Витязь, в нашем случае - Автор, должен биться за что-то или с чем-то.
Не саблей, а честным словом отстаивать или сохранять правду.
Причем, не кольчужку на своей груди рвать, что дозволено авторам эссе (пошедших от кляузных и челобитных бумаг). Так представить факты и людей, чтобы читатель проникся сутью прочитанного и обсуждаемого вопроса, погрузился мысленно и духовно в событие, восхитился верным описаниемпроисшествия, путешествия или человека, а потом - сам сделал верные выводы или принял авторские доводы.