Антонов Виталий Александрович : другие произведения.

"... Омли", создавшие Русь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   "Омли", создавшие Русь

Посвящается дочери Инне,

подарившей родителям поездку

в упоминаемые места.

i>

  
  
   Никогда не думал, что посягну на такую "глыбу" истории, как роль новгородцев в формировании единой Русской земли. Не подвергал эту тему сомнению и не собирал сведения, подтверждающие или опровергающие официальную общепринятую версию.
   Однажды, следуя к Белой Веже и к Беловежской Пуще, ехал по белорусскому селу Видомля.
   Экскурсовод рассказывала местную легенду о том, как во время Русско-Шведской войны, скакал гонец с грамотой для царя Петра Первого, да так спешил, что загнал коня, сдохшего в этом месте. Не смог гонец доставить весть. Поэтому, село стало называться Видомлей.
   Обычная типовая легенда, "притянутая за уши", не лучше и не хуже всех прочих, приготовленных для туристов. На Кавказе, рассказывают, как с каждой прибрежной скалы, "бросилась в море несчастная невеста" и в каждом водопаде, искупавшийся старик старик обрел вторую молодость. В наших смоленских местах, в любом озере или в глубоком речном омуте, "утоплена золотая карета императора Наполеона".
   Словно ожившие пазлики, в памяти всплыли и начали сползаться в нечёткую картинку, село "Видомля" и тверские топонимы: название урочища "Кидомля" и городок атомщиков "Удомля", стоящий на берегу одноименного озера.
   - Здесь жили кривичи?
   - Какие кривичи, - возмущенно ответила экскурсовод. Не было тут никаких кривичей.
   - Значит, это наследили "фино-угры" или мифические балты, - подумал я, доверившись предполагаемой компетенции представительницы братского белорусского народа, не настроенной на развитие темы разговора, однако в Кидомле, я видел явно славянские кривические кругло-сопочные захоронения.
   Видомля-Кидомля-Удомля...
   Неужели это просто созвучие?
  
   Дальнейшие впечатления от осмотра возвышающейся каменной Белой Вежи, от любования зубрами и от посещения Коложской церкви, олицетворяющей великолепное древнерусское зодчество, отодвинули воспоминания о селе Видомле.
   Конечно, приехав домой, я полистал исторические карты, но кривичей, в окрестностях Бреста, никто не рисовал. Слишком расплывчатые сведения о территориях и границах расселении племён оставил потомкам автор Повести временных лет.
  
   ... Прошло два года.
   - Возвращаюсь из Старой Руссы. Если эта Русса "Старая", то, возможно "Новая" Русса это Неманский остров "Русня" или ... Киевская Русь? Может быть, южное Приильменье и есть "Русь изначальная", старая? Или это случайное название города?
   Нет. Не случайное! По заключению академика Платонова С.Ф.: "вся местность к югу от оз. Ильменя слыла, еще в XV веке, под именем Русы". Это имя, по его характеристике, "мелькает на всех важнейших водных путях от Ильменя: на Шелони (Новая Руса на Мшаге); на Ловати и Полисти (Старая Руса, р. Порусья и озеро Русское, которое надобно считать за исток р. Порусьи); на р. Поле (Новая Руса близ волоков к оз. Селигеру и Стержу; также село Русино или Росино у р. Рытой ниже Демьянска); на Мсте (дер. Руска близ Ям-Бронниц и там же р. Русская, приток или рукав р. Рог). Словом "Руса" в XV веке назывались не только отдельные поселки, но иногда и целые районы", например, "весь район между рр. Полистью и Полою...".
   Историк констатировал, что в XV в. "употребление имени Руса как будто колебалось: древнейшее значение слова (Руса=страна) сменялось новейшим (Руса=Старая Руса=город)" . Может быть, это территория варягов-норманов? Что за народ жил на территории Старой Руси?
   Прочтем перевод берестяной грамоты номер 526, датированной одиннадцатым веком:.
  
   "За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста 13 кун и гривна.
   На Луге за Негорадом вместе с процентами - 3 куны и гривна. За Добровитом с людьми 13 кун и гривна. За Нежком Прожневичем полгривны. За Сиромой без двух ногат гривна.
   На Шелони за Добромыслом 10 кун. За Животком 2 гривны обломками [серебра].
   На Селигере за Хмуном и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун.
   В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 кун."
  
   Как видим, в зоне экономических связей, упоминаются неоспоримо-славянские имена, за исключением имени "Азгут", но, поскольку, он упоминается в одной строке с "погощанами" - торговыми гостями - заезжими купцами, то ясно, что Азгут человек не местный.
   По поводу перечисленных славянских имен, хочу обратить внимание, что все они не христианские, а типично-славянские и сами имена опровергают версию о сильной суеверности, согласно которой, люди имели два имени: одно тайное истинное, а другое - общеизвестное, не красивое, унижительное, чтобы не привлекать злых духов.
   Как видим, это - не правда.
   Грубо говоря, плевать хотели предки на вменяемое им суеверие.
   И есть в упомянутой берестяной грамоте, ещё одна важная деталь. Слово, которое мы сейчас переводим и читаем как "Руса" или "Русь", написано: "Роуса"
   Именно в той транскрипции, в которой рассказывал Константин Багрянородный упоминая о русах, приплывавших в Константинополь из прусского города Немограда, от острова Русня, на лодках, построенных принеманскими славянами скаловами.
   Вот такая этническая общность просматривается при рассмотрении фактов истории русов и русских территорий. Если же перейти от русских городов к русским городищам и селищам, представляющим археологический интерес, то из четырех десятков известных исторических топонимов южно-приильменской Руси, нет ни одного, тянущегося от иноземной речи или территории: "Белки. Верховье. Выставки. Горки лисьи. Горцы. Гостёж. Загорье. Закорытино. Коломно. Коровитчино. Ловать. Лука. Ногаткино. Переволок. Подтеремье. Подцепочье. Полисть. Порусье. Робашово. Робья. Селяха. Селяха. Солобско. Сущево. Ужин. Устрека. Хмели. Чириково.".
   А как вам такое название, как деревня "Старая Переса"? (Интересно, какая взаимосвязь этой русской деревушки и одесских Перес, упомянутых в известной песне Бернеса про Костю-моряка?)
   Оказывается, "переса" это просто укороченное слово "пересыпь" - самонамывная песчано-ракушечная речная коса, которая может порой даже перегораживать, пересыпать русло реки. Когда, со временем, переса уплотняется, на ней могут возникать строения. Например, деревня "Старая Переса".
  
   Всем, кто будет путешествовать между городами Шимском и Старой Руссой, рекомендую посетить село Коростынь и осмотреть ильменьский глин, императорский путевой дворец, место замирения князя Ивана третьего с новгородцами, а стоя возле ухоженного немецкого кладбища эссэсовцев, помянуть красноармейцев и командиров, шедших по льду на штурм высокого берега и тонувших в ледяной воле Ильменя, когда на них обрушился свинцовый ливень пуль и сотни снарядов, ломавших лёд.
   Если вам повезёт и вы побываете в Коростыне летом, в период снизившегося уровня озера, вы увидите "мегалитический" причал, построенный из тысяч огромных валунов и тянущийся на двести метров, и дальше, теряясь в волнах, уходя в донный ил, под тяжестью собственного веса.
   Но не это главное! Главное, в названии села "Коростынь".
   - Не из этого ли села, этого берега и этого причала, раньше Вещего Олега, уходили древние русы-коростынцы, чтобы вдалеке от родного дома, заложить древний город "Изъкоръст?нь" - нынешний Коростень, неприметный райцентр в Житомирской области.
   Там, невдалеке от Киева, вместо местных глинобитных хат-мазанок, они привычно построили деревянные дома и дали начало общеизвестному племени "Древляне", через столетия, восставшему против киевского князя Игоря Рюриковича, одержимого неуемной жадностью.
   - Вполне приемлемая версия. Всё могло быть, но давайте вернёмся на земли Старой Русы.
   Если пропустить первоначальные, весьма спорные детали появления племени "Варяги-Русь" и "Призвания Рюрика", то общепризнано, что формирование Русского государства началось с Приильменья. Однако возникает ряд вопросов, главный из которых: "Что же это были за "Новгородские или Ильменские славяне или словены", сумевшие создать мощнейшую средневековую державу и не удостоившиеся собственного племенного названия?
   Ясно, что "Новгородскими" они стали позднее, после появления Новгорода и не раньше превращения города в важнейший центр восточной Европы. "Ильменскими" славяне именуются по месту жительства - у озера Ильмень.
   Точно так же, племя кривичей делят на кривичей Полоцких, Псковских, Смоленских, Волжских. Добавлю в этот список Бежецких и Волокотских Кривичей.
   Но от этого деления, кривичи не перестают быть ни кривичами, ни славянами. Следовательно, термин "Ильменские славяне" указывает не на племенную принадлежность, а на заселенность славянами конкретной территории:
   "... Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались просто словенами (славянами). И был у них путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра -- волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево и устье того озера впадает в море Варяжское, а Днепр впадает устьем в Понтийское море. Это море слывет Русским...".
  
   "Исторические" карты расселения славян на территории будущей Руси, отводят Ильменским славянам или узенькую полосочку территории от Старой Ладоги до северного берега озера Селигер, или огромную территорию будущей Новгородской республики. Причем, как правило, на этих картах почти не встречается граница между кривичами и "словенами". А если встречается, рисуется так "как видится художнику".
   Если художник имеет в своем распоряжении материалы археологов, то отводит "Словенам" незначительную территорию распространения захоронений в виде "Новгородских сопок", созданных намного позднее первоначального появления славят в Приильменьи.
   Когда художник, верит в величие племени "Новгородских" (приильменских) славян, и согласен со словами автора "Повести временных лет", о "руководящей и направляющей роли "Варяги-Русь", то отдает приильмецам всё течение Ловати, а так же верховья Западной Двины, Волги и Днепра, не взирая на общеизвестную занятость перечисленных мест кривичами.
   Иногда, на картах, по берегам озера Ильмень, окруженного культурой "Длинных курганов", рисуется белое пятно, словно кто-то, предположительно Словене или Русы не подпускали псковских Кривичей, с их культурой захоронения в "длинных курганах" на полсотни верст к берегам Ильменя и к истокам главной русской реки Волги. Или там не было ничего притягательного, кроме топких берегов и зарослей камыша?
   - Было! Южное Приильменье не только охота, рыбалка, лесные промыслы и пахота на прибрежных суходолах. Приильменье, в районе Старой Русы, это минерализованные озёра и колодцы, служившие среднерусским источником получения "средневекового золота" - поваренной соли.
   "Русский соляной промысел" был весьма эффективным и позволял получать из двадцати ведер воды - до четырёх фунтов соли. Такое место не могло быть "безхозным" с тех пор как кто-то из древних, практически диких людей не лизнул сухой горьковато-солёный комок прибрежной грязи. Археология доказала, что люди освоили территорию более пяти тысяч лет назад.
   "Кто владеет солью - тот владеет всем". Через четыреста лет после "призвания Рюрика", в Пскове и Новгороде, оптовые цены за пуд соли приближались к серебряной гривне. Хозяева южного Приильменья, имели средства для приобретения любых товаров, найма воинов, оплаты рабочей силы и, чего нельзя исключать - для коррупции в соседних землях, а следовательно - и для лоббирования своих внешне-политических интересов.
   Так кто же эти истинные "Русские соляные варцы" - исконные хозяева русских солеварен восьмого века? Можно ли отследить следы Ильменьских солеваров, основавших Русу, ставшую впоследствии городом Старой Руссой?
   - Можно! Оказывается, по берегам Ильменя существовал малоизвестный "Удомельский" тип захоронения в "Грунтовых могильниках", когда человеческие останки просто захоранивались в земле, почти на уровне почвы, в небольшой выкопанной яме, без больших физических затрат на сооружение курганных насыпей и сопок. Этот тип захоронения назван "Удомельским" потому, что впервые был обнаружен и исследован в окрестностях озера "Удомля", расположенного в двух сотнях километров, восточнее озера "Ильмень".
   У нас замкнулся первый круг! Протянулась топонимическая ниточка от брестского села "Видомля", упомянутого в начале текста, до тверского города и озера "Удомля", от Удомельских захоронений - к приильменским захоронениям.
   Остановимся на Удомле.
   Если судить по захоронениям "Удомельского типа", то на Ильмене и на берегах озера Удомля, на расстоянии двухсот - трехсот километров, жил народ с оригинальным, рациональным, "ресурсосберегающим" способом захоронений.
   Удомля... Певучее, неповторимо-редкое название, кажущееся таким родным и одновременно - очень древнеславянским. Непереводимое слово, образованное от слова от корня "дом" и заканчивающееся уменьшительным и ласкающим "ля".
   Вот только нет в современном русском языке слова "домля". Есть слово "дом" и есть окончание слов "ля".
   Возможно оно сохранилось в других языках, у народов, чьи предки некогда входили в состав могучей европейской державы, возглавляемой Князем всех славян - королем Само и воевавших против аваров и франков?
   - Всю историю "Страны Само" можно вместить в одну фразу: "Люди взяли оружие и восстали против своих врагов, а потом вынуждены были ути на север, к морю, искать новые землии новую Родину". Удивительно, но если вдумчиво посмотреть на то, как пишется это предложение на современных славянских языках, мы без труда почувствуем себя полиглотами и осознаем языковую общность:
  
   Словенский язык: "Ljudje so vzeli svoje me?e in se uprli sovra?nikom zatiralcev, potem pa odšli na sever, da bi poiskali novo de?elo in nov dom".
   Болгарский язык: "Хората са взели мечовете си и се разбунтуваха срещу враговете на потисници, а след това са отишли на север до морето, за да търсят нова земя и нова родина
   Польский язык: "Ludzie wzi?li miecze i zbuntowali si? przeciwko wrogСw, prze?ladowcСw, a potem udali si? na pС?noc do morza, szuka? nowych l?dСw i now? ojczyzn?".
   Сербский язык: "?уди су се мачеви и су се побунили против непри?ате?а и уг?етача, а онда су отишли на север према мору, траже нове зем?е и нову домовину".
   Словацкий язык: "?udia sa ich me?e a bЗril proti nepriate?om utlА?ate?om, a potom zamieril na Sever k moru h?adania novЩch pozemkov a novЩ domov".
   Чешскийи язык: "LidИ vzali me?e a vzbou?ili se proti nep?Аtel?m utla?ovatel? a pak šli na sever k mo?i, hledali novИ zem? a novou vlast".
   Как видим, у словенов, словаков и сербов, слово "родина" звучит как "дом", "домовина", "домов". Окончание "ля" в слове "домля" показывает, что речь идет о малой родине, о любимой родовой части родины". Значит, озеро "Удомля" означает озеро "У домли", "У родного селения, а проще - "Родное" или "Родовое".
   Скорее всего, "Удомельский" тип грунтового захоронения, без сооружения земляного кургана, зародился у славян в годы противостояния с врагами, когда не было времени на пышные траурные ритуалы или тело боевого товарища надо было захоронить так, чтобы наступающий враг не обнаружил захоронения и не осквернил его. Данный "Удомельский" тип могильников сохранился в Приильменье и в более поздние времена - после принятия христианства.
   Первый промежуточный вывод:
   Топоним "Удомля" имеет ранне-славянское происхождение. Грунтовый тип могильников имеется как на берегах озера "Удомля", так и на берегах озера "Ильмень", что свидетельствует о общности ритуальной традиции людей, живших в Приильменье и возле Удомельских озер.
  
   Невдалеке, всего в ста километрах от Удомли, на берегу высоком песчаном берегу реки Медведицы, под кронами соснового бора, богатого россыпями ароматной земляники, находится обширный могильный, ныне разграбленный и варварски-уничтоженный славянский могильный комплекс "Кидомля", состоявший из нескольких сотен захоронений. Он не "Удомельского" типа, а более позднего славянского типа, с трупоположением.
   Впрочем, в Кидомле, внимание историков и мародеров было направлено на вскрытие курганных сопок, а не на поиск грунтовых могильников, аналогичных захоронениям Удомли.
   Могильник "Кидомля", согласно описанию, состоит из небольших круглых земляных насыпей, высотой от нескольких сантиметров до полутора-двух метров. То есть, между Удомлей и Кидомлей просматриваются две связи. Первая - речевая связь, в похожести названий, а вторая - в том, что при захоронении с незначительными насыпями, сохраняется Ильменско-Удомельский способ грунтового захоронения, но появляется тенденция обозначения места захоронения путём создания небольшой - в несколько сантиметров высотой, земляной насыпи.
   Другие захоронения Кидомли, по форме и размерам, визуально не отличимы от более ранних (с трупосожжением) кривических курганов более раннего периода, распространенных на северо-востоке Смоленской области - невдалеке от слияния рек Вязьмы и Боровки.
   Кидомля находится севернее города Твери. Возле Твери, по берегам реки Волги тоже имеются круглые курганы-насыпи "Вяземского типа", но более всего поразило то, что южнее Твери есть две сливающиеся реки, которые тоже, как и на Смоленщине, носят названия Вязьма и Боровка. Может быть это случайное совпадение, а возможно и четкий след - две точки пути группы кривичей, переселившихся на двести пятьдесят километров севернее, продвигаясь к "Булгарскому" и "Северному пушному" торговым маршрутам.
  
   Второй промежуточный вывод:
   - Различные типы захоронений, имеющиеся на рассматриваемой территории пне опровергают вероятности, что на берегах озёр Ильменя и Удомли, а так же в верховьях рек Волги и Днепра жили люди одного племени.
   - Различия в пипах захоронений могут свидетельствовать о расслоении общества и о значительном росте социального неравенства среди славян северо-западной Руси, произошедшем в период десятого века. Низшие и беднейшие слои населения захоранивались по "Удомельскому" типу, средний класс удостаивался круглых курганных земляных насыпей, соизмеримых с уровнем достатка и положения, а тщеславная верхушка общества - тогдашние "новые русские" упокаивались в огромных рукотворных сопках.
   Все мы прекрасно помним двухметровые кладбищенские мраморные фигуры "братвы", убитой на стрелках и разборках. И знаем про неухоженные захоронения бедноты, во времена перехода к "демократии и к рынку". Аналогия так и напрашивается.
   Попробуем понять наличие языковой связи и ареал славянского населения, главенствующего в торгово-экономической деятельности зарождающейся Руси, оттолкнувшись от своеобразных топонимов "Удомля" и "Кидомля". Центром проживания народа может быть регион с наибольшим количеством топонимов, оканчивающихся на "... омля". Подтверждением этого может послужить анализ распространения родственных топонимов.
  
   По географическому местонахождению, топонимы четко группируются в следующие группы:  
  
 
Первая группа топонимов:  
  
 Жатомля - деревня в Духовщинском районе Смоленской области России .
   Сукромля - деревня в Смоленской области России , в Ершичском районе .
Сукромля - река в Тверской , Московской и Смоленской областях России .
   Радомля - река в России , протекает в Солнечногорском районе Московской области .
Охомля - Деревня расположена на реке Итомля , притоке Волги Ржевский район Тверской области.
   Ито?мля - деревня в Ржевском районе Тверской области. Деревня расположена на реке Итомля , притоке Волги.  
   Судомля - река в России , протекает в Спировском районе Тверской области .
Оскомля - река в России , протекает в Тверской области по территории Вышневолоцкого района .
  
   Все реки и населённые пункты первой группы располагаются, с высокой географической плотностью, и находятся в предполагаемых границах легендарного "Оковского" леса, упомянутого в Повести временных лет как важнейший транспортный узел средневековой Руси, из которого можно осуществлять речную доставку товаров и ресурсов в регионы Балтийского, Черного и Каспийского морей. Племя, контролировавшее Оковецкий лес, из которого брали начала крупнейшие и важнейшие русские реки: Западная Двина, Днепр и Волга, контролировало все грузопотоки древней и средневековой Руси. Таким племенем, в "дорюриковский" период, оказываются Кривичи. Все реки и селения первой группы находились на известной территории племени Кривичей и ранней "Земли Смоленской", включавшей в себя, в обсуждаемом историческом периоде, части нынешних Тверской и Московской областей, где протекают перечисленные реки.
  
   О границах Смоленской земли известно по летописным источникам, но границы княжеств не бывают постоянными и не всегда соответствуют границам ареала расселения народа. Попробуем рассмотреть территорию расселения кривичей по распространению их круглых курганных насыпей. Судя по наличию насыпей, историками установлено, что кривичи довольно плотно проживали в окрестностях будущего города Витебска, по верховьям Ловати, Западной Двины, Немана и Березины. Используя русла этих рек, "Полоцкие" кривичи имели доступ к Чёрному морю и три выхода к Балтийским водам. Возможно, они сыграли существенную роль в формировании "Славянского мира", произошедшем в 623 году. Вот цитата из текста "Хроника Фредегара":
   Фредегар пишет: "В 623 год человек по имени Само, по происхождению франк из Сенонской области, объединился с другими купцами и отправился с ними к славянам, в те времена называемым венедами, чтобы заниматься торговлей. В это самое время славяне подняли бунт против авар. Купец Само встал во главе славянских войск и сражался настолько храбро, что венеды, то есть западные славяне, провозгласили его своим королем. Само царствовал 35 лет и в течение этого срока победил в многих битвах с гуннами. У него было 12 жен венедского происхождения, которые родили ему 22 сына и 15 дочерей".
   Согласно оригинальному тексту, Само пришел из места, именуемом "Sennonago". То есть, он пришел из "Сенного". Учитывая что регион "Полоцких кривичей" являлся важным торговым узлом, выскажу предположение что речь шла о территории нынешней Белорусссии:
   - "Город Сенно - центр Сенненского района, размещенный на берегу озера Сенно (Сенненское): за 56 км. от Витебска. Точная дата его основания пока не установлена, но это одно из древнейших поселений. Недалеко от Сенно, у деревни Головск, археологи обнаружили поселения эпохи неолита (4-5 тыс. лет до н. э.)".
   Версия кажется маловероятной, но люди из Сенного, Лукомли и Серкомли, наверняка знали, где можно закупить много, быстро и не дорого оружие, требующееся восставшим славянам и перебросить его по Висле или Одре в район сражений.
   Впрочем, в районе нынешних Варшавы-Кракова-Люблина-Гнезно, тоже имеются несколько населенных пунктов, название которых произошли от слова "сено" и которые могли быть упомянутым "Sennonago". Возможно, беженцы от "Гнезно" основали легендарное смоленское "Гнёзно" - "Гнёздова", а выходцы из Люблина заложили, в память о покинутых местах, старейшую славянскую "Любшинскую" крепость, невдалеке от которой, на противоположном берегу реки, несколько позднее, будет построена Рюриковская "Ладога". Кстати, в названиях этих волховских крепостей, тоже есть большое смысловое созвучие. И "любшая", и "лада" означают одно понятие: "Любимая".
   Почему славяне, через пятьдесят лет после образования "Страны Само" были вынуждены мигрировать на восток, на территории будущей Руси?
   - Были непрекращающиеся войны, не всегда заканчивающиеся успешно, для славян.
   - Римская империя считала основными своими врагами Славян, Аваров и аварских "сателлитов" - кочевых Болгар.
   - Франки - предки германцев, мечтали, под видом обращения в христову веру, расширить своё жизненное пространство "draich nach osten - "вперёд на восток", заполучить славянских рабов, а несогласных и непокорных людей "отколокостить" всеми имеющимися способами.
  
   В восьмидесятых годах седьмого века, окраины Страны Само, по воспоминаниям очевидцев, превратились в пустыню и в развалины, где боялись появляться путники и бродили только дикие звери ...". В последующие годы, племена славянской крови - "криви" двинулись в направлении "Оковского леса" и его окрестностей.
  
   Вторая группа топонимов имеет среднюю географическую плотность расположения:
  
   Удомля - озеро на севере Тверской области.
   Кидомля (урочище Кидомля Рамешковского района Тверской обл. с курганными могильниками XI-XII веков находится в 4 км вверх по Медведице.
   Желомля - деревня в Боровичском муниципальном районе Новгородской области ,у Мстинской впадины.
   Шадомля - река в России , протекает в Мошенском районе Новгородской области.
  
   По гидрологии, реки второй группы относятся к Верхневолжскому речному бассейну, а исторически и территориально - к Мстинскому водному пути и к "Бежецкому верху".
  
   Точных исторических данных о происхождении населения Бежецкого края нет. Согласно дореволюционной краеведческой записи, "туда бежали люди, не согласные с решением Новгородского вече". В то же время, по археологическим данным, население Бежецкого верха является не мифическими "Новгородскими беглыми словенами", а кривичами.
   Скорее всего, рождению этой легенды способствовало позднейшее вхождение Бежецких земель в состав "Земли Новгородской", но заселение края "Бежицкого верха" произошло ранее строительства Новгорода и, в более поздний период Новгородской вечевой республики.
   Не было никакого смысла бежать от Новгородской власти на территорию, подвластную Новгороду.
   Смысл мог заключаться в том, чтобы пройдя три сотни километров от Оковецкого леса, кривичи могли взять под контроль водный путь, позволяющий выходить к Белому озеру, Белому морю и к Баренцеву морю по рекам Онега и Северная Двина.
  

Третья группа топонимов располагается компактно в северо-восточном углу территории Бежецкого, края вблизи от рек Вологды - "Волокды", несущих свои воды в северном направлении:

  
   Смердомля - деревня в Чагодощенском района Вологодской области.  
   Лютомля - деревня в Бабаевском районе Вологодской области.
   Смердомля - река в Новгородской и Вологодской областях, приток Чагоды.

Для того, чтобы освоить русла этих рек, распространить своё влияние и дать им кривические названия, бежечанам нужно было освоить ещё полторы - три сотни километров земного пространства. Большинство жителей остались пасли скот на пойменных лугах, охотиться в лесах и растить хлеба, коноплю и лён на плодородных бежецких пашнях. Но воины, купцы и "работники речного транспорта" ушли к Вологодским волокам.

Четвёртая группа топонимов располагается компактно на южных окраинах Ладожского и Онежского озёр.

   Это реки, текущие со стороны руских соляных промыслов и обеспечивающие связь с землями прибалтийских славян, а так же - балтских и финских племён:
   Ситомля - река в Любытинском районе Новгородской области и Тихвинском районе Ленинградской области.
   Муромля - река в России, протекает в Подпорожском районе Ленинградской области.
   Пярдомля - река в России, протекает в Бокситогорском районе Ленинградской области .
   Как можно сделать вывод из вышесказанного: "В кривических землях появлялись и распространялось на реки сопредельных территории селения, а так же топонимы и гидронимы, имеющие в названии часть слова "...домля".
   "... домли" обеспечивали товарооборот с Черным, Каспийским, Азовским, Балтийским, Белым и Баренцевым морями, а так же с землями и народами, находящимися между названными морями.
   Многочисленные "...домли" обеспечивали рождение и единство средневековой Руси. Способствовали территориальной и политической близости славянских и аутогенных коренных племён.

На первый взгляд, в эту схему не вписываются топонимы пятой группы, находящиеся на западной окраине Руси:

  
   Серокомля - сельская гмина в Польше , входит как административная единица в Лукувский повят , Люблинское воеводство.
   Видомля - посёлок, расположен в Каменецком районе Брестской области.
   Луко?мль - древнерусский город, одно из важнейших поселений кривичей-полочан, ныне село, расположенное у Лукомского озера в Витебской области Белоруссии в 5 км от Новолукомля.
   Всё становится на свои места, если вспомнить о натиске Франкских, а позднее - Германских племён, подстрекаемых католическим Римом. Западные оккупанты двигались на славянские земли, завоёвывать для себя жизненное пространство, превращать славян в склавов (рабов), навязывать католическую веру, а несогласных "крестить мечом и огнем", до полного уничтожения отважных, упрямых и верных своим древним богам.
   От Вислы к востоку, от родного Гнёзно, отступали потомки жителей первого известного славянского государства - Страны Само и соседних племенных союзов. Под прикрытием изнемогающих воинов, шли женщины, старики и дети. Иногда они обосновывались и обживались в безопасном, как им казалось, месте. Называли родными словами, в том числе и "омлями" селения, реки и озёра на землях полян, литвы и ятвигов, но пролетали годы и враг опять приходил к ним. Грандиозное переселение славян остановилось только в верховьях на берегах Западной Двины, Немана, Припяти, Ловати, Великой и Днепра. Там были построены Псков, Изборск,Полоцк, Гнёзнов, Новый град, Самоленск и многие иные грады и городища. Наладилась относительно-мирная жизнь. Кровно (кривно)-близкие племена и племенные союзы сформировались в одно могучее и многочисленное племя, именуемое кривичами и расселившееся от Ладоги до Полоты и Десны. Топонимами пятой группы отмечен тот путь исхода из центральной Европы на территорию зарождающейся изначальной Руси.

Топонимы шестой группы, существующие на территории современной Украины, это языковые свидетельства присутствия и решающей роли Ильменско-Оковских кривичей в формировании обширного Русского государства:

   Хотомля - Село и река на Украине , в пределах Великобурлукского , Волчанского и Печенежского районов Харьковской области.
   Боромля - село и река - правый приток реки Ворскла , протекающий по Краснопольскому району и Тростянецкому району ( Сумская область ).  
   Вижомля - село и река в Яворовском районе Львовской области , Украина.
  
   А как же племя Ильменских словен?
   - Первоначально, его не было!
   Предполагаю, что ко времени написания "Повести временных лет", на северо-западной окраине Руси сформировалась новая историческая общность из энергичных, вовлечённых в экономику и политику, представителей скандинавских, местных, балтских, финских, угорских и славянских племён, общавшаяся на славянской речи, характерной для кривичей.
   Выражаясь современным языком, такая общность могла бы быть названа "русскоязычный народ", но в соответствии с языком далёкой эпохи, автор летописи о происхождении земли Русской, назвал их другим определяющим и общепонятным словом: "Словены".
   Кем был Рюрик, не так важно.
   Важно то, что к его приходу, все основные водные пути, истоки рек, речные волоки и населённые пункты вдоль торговых путей, находились под контролем крупнейшего славянского племени Кривичей.
   Призвание Рюрика не могло состояться без решающих голосов кривических вождей.
   Предположительно, Рюриком и его последователями был нарушен договор найма по организации "Порядка" в Земле Русской и, путем серии переворотов и убийств племенных вождей, в Новгороде, Смоленске, Любиче, Чернигове, Киеве и в других городах Руси, власть перешла к династии Рюриковичей.
  
  

29 апреля 2020 г.

Антонов В.А.

Tversee@mail.ru

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"