Антонов Владимир Юрьевич : другие произведения.

Рита Хейворт на потерянном шоссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои субъективные размышления о фильме "Малхоланд Драйв" и вообще о творчестве Дэвида Линча.


Рита Хейворт на потерянном шоссе

Первый и второй.

   Однажды вечером я включил телевизор на канале ТВ3. Шёл какой-то не очень высокобюджетный фильм, по всей видимости, "независимого" режиссёра. Такие фильмы на ТВ3 часто показывают. Картинка была размытая, цвета блёклые, звук приглушенный. Не знаю почему, но на этом канале всегда так. Сигнал, наверное, слабый. Я невнимательно посмотрел минут 15, про девушку потерявшую память и назвавшую себя Ритой в честь Риты Хейворт, потому что ей на глаза случайно попался плакат фильма с участием этой актрисы; про то как она со своей новой подругой пытается найти своё прошлое и узнать откуда у неё в сумочке столько денег и что открывает этот странный синий ключ; про режиссера, которому навязывают актрису на главную роль в его фильме, как он пытается противиться и теряет всё, как он мстит своей жене за измену, заливая розовой краской её драгоценности; про бомжеватого киллера совершающего три убийства вместо одного, и, по всей видимости, ищущего Риту среди уличных проституток.
   Во время очередной попытки вспомнить кто она на самом деле, Рита вдруг говорит, что попала в автокатастрофу на Малхоланд Драйв. Тут я насторожился. Уж ни "Малхоланд Драйв" Дэвида Линча я смотрю? Поглядев на экран ещё минут пять я сказал себе: "Да нет. Не может быть, чтоб Линч такой отстой снял". И переключил канал.
   Несколько дней назад фильм "Малхоланд Драйв" показали по "Эхо-Фильм". Тут уж как всегда, и цвет насыщенный и звук хороший. К счастью я ничего про этот фильм не читал и не слышал кроме названия. Поэтому я с особым предвкушением сел перед телевизором и приготовился к просмотру.
   Что же я увидел? Всю ту же историю о девушке без памяти с деньгами и ключом, о её блондинистой подружке, о киллере-неудачнике и режиссере с вздыбленной причёской. В первый раз я ошибся - Линч только такой отстой и снимает.

Спицы в клубке.

   Половину следующего дня после просмотра фильма я провёл, читая всё, что я только мог найти в Интернете про "Малхоланд Драйв". После того объёма информации что я пропустил через свои мозги, вспомнить, что я думал о сюжете этого фильма сам, уже довольно трудно. Но, в общем, и не нужно.
   Сотни людей десятки раз пересматривали фильм в поисках ответов. Есть множество толкований сюжета, большинство которых сводится к тому что первая часть фильма это сон, а вторая часть фильма - реальность перемешанная флешбеками. Очень грамотное объяснение. По всей видимости, правильное. Но это не имеет значения.
   В своих рассуждения люди достигали небывалой глубины. Количество философских выкладок поражает воображение. Я в очередной раз убедился в высоком уровне интеллекта пользователей интернета. Я так умно написать не смогу.
   Большинство зрителей пришло к мнению, что в фильмах такого режиссера как Линч, ничего просто так не происходит и всё имеет смысл. И разгадать каждый символ, каждый образ показанный на экране - вот что должен сделать уважающий себя зритель. Это фильм-загадка - и режиссер заставляет "пошевелить мозгами" человека пытающегося найти ответ на неё. Для этого и существует, так называемые 10 подсказок, которые, по слухам, есть на DVD с фильмом.
   Действительно, если следить за пепельницами, кофейными чашками и цепочками телефонных звонков, можно довольно логично объяснить всё происходящее на экране. Некоторые особо рьяные (или умные) фанаты идут еще дальше и занимаются изучением обручальных колец на пальцах и синяков на ногах у главных героинь. И находят вполне обоснованные ответы.
   Те немногие, кто пытается протестовать против столь пристального изучения деталей - остаются в абсолютном меньшинстве и обречены выслушивать реплики по поводу того что:
   а) в элитарном кино они ничего не понимают;
   б) их коэффициент интеллекта эквивалентен умственным способностям павиана;
   в) и вообще, если чё ненравица идите смотрите "Американский пирог".
   Правда, исследователи фильма "Малхоланд Драйв", никак не могут придти к единому мнению. Если с общей канвой сюжета, большинство согласно, то детали торчат из общей концепции как спицы из клубка. Никто не может однозначно объяснить, кто такие эти старички вылезшие из синей коробочки, что это был за странный карлик в кресле, какое значение имела женщина сидевшая на балконе в театре "Silenzio", и что за черную книжечку забирает киллер у убитого им человека.
   Но они и не расстраиваются. Фильмы Линча настолько многогранны, так глубокомысленны, что однозначных трактовок и не может быть, главное - сам процесс поиска, упражнение для застоявшихся мозгов.
   Конечно, мозги тренировать надо. Только причём же здесь Линч?

А ведь мог бы быть второй "Твин Пикс".

   Всё конечно проще. И сложнее.
   Памятуя об успехе сериала "Твин Пикс" (несомненно, моего любимейшего), Дэвид решил снять что-то не менее грандиозное. Это "что-то" получило название "Малхоланд Драйв".
   Малхоланд Драйв - это улица в Лос-Анджелесе. Конечно не такая как Беверли Хилз или Мелроуз Плейс, но где-то рядом. И сериал должен быть таким же: почти "Мелроуз Плейс", почти "Беверли Хилз". Красивые девушки, мечты о звездной актёрской карьере, кинопробы, любовь, предательство, криминал, мистика... Обычный набор. Всё это, конечно, с фирменным юмором и персонажами. В общем, Твин Пикс в Голливуде.
   Но видно не судьба... Руководство телесети ABC по какой-то неизвестной мне причине отказалась от съёмок и единственная пилотная серия "Драйва" легла на полку.
   Через год её оттуда взяли. Досняли ещё минут двадцать со слегка изменившимися за это время актёрами и выпустили в мировой прокат. Так-то вот.
   Герои, которым предстояло жить и работать на протяжении серий тридцати остались не у дел. Сюжет, который должен был развиваться в течение месяцев, свернулся за полчаса. То, что должно было щелкнуть в восемнадцатой серии, повисло в пустоте.
   Не поймите меня неправильно, я вовсе не хочу сказать, что "Малхоланд Драйв" сделан кое-как, наспех, и все эти "тайны" и "загадки" получились случайно, из-за нестыковок сюжета. Вовсе нет.
   Картина получила кучу призов и, на мой взгляд, заслуженно. За такое и правда приз можно дать.

Он над нами издевался...

   Ещё во время просмотра, когда завораживающая история двух девушек была прервана рязанской рекламой, я вышел прогуляться по темным и безлюдным коридорам моей квартиры. Шагая по светлому прохладному линолеуму, я думал об отношениях Творца и публики.
   Почти каждому режиссёру приходится делать выбор между тем, что ему хочется делать и тем, что его заставляют делать. Как снимать то, что хочется и быть при этом представителем мейнстрима. Как не отступить от собственных стремлений в угоду зрителям.
   Дэвид Линч один из числа тех немногих режиссёров которым удалось решить эту проблему. Линч просто научил нас любить, то что любит он сам. Скажу больше, он научил нас любить всякую гадость. Удивительно, как можно давать людям такой отстой, чтобы они его ели да ещё спасибо говорили?! Нет, он воистину гений! Линч создал вокруг себя образ загадочности и элитарности, да такой сильный, что всё его фильмы становится шедеврами.
   Одна девушка из числа интернетовских доморощенных киноведов говорила о Линче, как о режиссёре что ломает всякое представление о кино, сметая и перемешивая границы реальности и обыденного восприятия. Прямо-таки революционер какой-то. Это, конечно, не так. Линч ни какой не революционер. Более того, он консервативен до невозможности. Нет в его фильмах ничего революционного, да даже нового ничего там нет. Как Дэвид научился снимать 20 лет назад, так и продолжает.
   Я не скажу ничего нового - об этом говорили сотни раз: посмотрел один фильм Линча - считай, видел все. Сюжет тут особой роли не играет. Линч снимает только то, что ему нравится. Нравится ему красные колышущиеся портьеры - будут портьеры, любит, чтобы одна и та же красивая женщина была сразу и блондинка и брюнетка - да будет так (неважно, играет ли одна актриса две разные роли (Твин Пикс, Потерянное шоссе) или две актрисы одну роль (Малхоланд Драйв)), хочется чтобы камера влетала в какой-то предмет (отрезанное ухо, синяя коробочка) увлекая зрителя в потусторонний мир - полетели. Всех этих красавиц и чудовищ, карликов и великанов, странных героев говорящих странные фразы мы видим в каждом фильме Дэвида. Иногда эти фильмы более мрачные иногда повеселее, но в принципе это не имеет значения - Линч снимает только для себя.
   И при этом он снимает для всего прогрессивного человечества. Парадокс!
   Формально в этих фильмах загадок полно. Но нужно ли их решать? На главный вопрос "Твин Пикса" "Кто убил Лору Палмер?" ответ в принципе есть. Ну, и стало от этого кому-нибудь легче?
   Дэвид над нами просто издевается. Он даёт нам какую-то ерунду и мы сами, без его указаний, превращаем эту ерунду в шедевр. Как ему это удаётся? Если б я знал, сам бы так делал. Возможно, дело в самом его имени. Второго Дэвида быть не может. Если бы "Малхоланд Драйв" снял бы не Линч, то есть фильм остался бы прежним, только в титрах в строке "режиссёр" стояла бы другая фамилия, не видать бы ему призов на Каннском фестивале. Линч может быть только один. Только ему разрешается делать такое с нами. И это действительно, достойно награды.
   Конечно же, "Малхоланд Драйв", не искусство. Это даже не кич. Потому что кич подделывается под искусство, а здесь искусством и не пахнет. Может это и постмодернизм, да только все смысловые аллюзии ведут опять же к предыдущим фильмам Дэвида Линча. Короче говоря, мы имеем дела с "искусством Дэвида Линча". По другому и не скажешь.
   Конечно же, "Малхоланд Драйв" самое настоящее искусство. Можно долго рассуждать по поводу того, какая основная цель у искусства. Мне так кажется, что искусство это всё, что не оставляет зрителя равнодушным. И, что самое главное, это душевное неспокойствие не должно прекращаться с окончанием фильма.
   Мои изыскания в сети Интернет принесли однозначный ответ: Это Искусство.
   Вот какой он загадочный - Дэвид Линч.
  

А мне нравится!

   А я его всё равно люблю! У меня вызывает восторг все его фильмы (может быть кроме "Потерянного шоссе" - больно мрачно). Все эти странные люди, сверхдальние планы, непонятные диалоги - меня просто радуют. Я прекрасно понимаю, что ответов не будет - и от этого ещё больше радуюсь.
   В "Малхоланд Драйв" Линч сделал удивительно сильный саспенс; на экране вроде бы ничего не происходит, но в сердце растёт тревога, ожидание чего-то страшного, и это страшное, конечно, будет, здесь Линч нас не обманывает (удивительно!). Кадры как всегда выстроены великолепно; музыка Анджело Бадаламенти, и ещё: мне очень понравилась Наоми Уоттс. Сцену кинопроб я смотрел буквально затаив дыхание. (Не у одного меня такие ощущения. Н.Уоттс получила приз ассоциации "OFCS" "Игра, от которой захватывает дух".) Да и вообще фильм классный!
  
   Честно говоря, я хотел написать гораздо больше, например первоначально планировались следующие пункты: "Мак'Гаффин которого не было", "И всё-таки он гений"; я хотел довольно много написать о творчестве Линча, и конкретно о его фильме "Малхоланд Драйв". Однако случилось так, что я оставил незаконченный вариант статьи на несколько месяцев, затем вновь к ней вернулся, добавил несколько абзацев и вот пожалуйста: шедевр создан!
   Для того чтобы по-настоящему понять смысл этой статьи я даю вам десять подсказок:
      -- Прочтите все надписи выделенные жирным. Что это может означать?
      -- В третьем абзаце есть указан...
  

(Страница вырвана)

14 января - 9марта 2004г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"