Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

13. Поздние легенды об эльфах Куивиэнэн

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1.
  
  
  
  Это поздняя легенда, в которой рассказывается о трех-Отцах-эльфов*(1) и квэнди, живших у Куивиэнэн. Не стоит воспринимать все нижеизложенное более, чем как позднее предание, когда наступило время людей и уже никто достоверно не знал о жизни первых эльфов.
  
  Легенда гласит, что 'квэнди поначалу (до 3-го поколения) были очень чадолюбивы. Они почти сразу же соединились со своими предопределенными партнерами*(2). Прошло некоторое время, прежде чем их молодые, неопытные фэар начали брать верх, и другие способности квэнди потребовали развития, и они начали быть поглощены изучением Арды*(3) (LXXVI). Когда квэнди были очень "молодыми в Арде", они были гораздо больше похожи на непадших людей или даже на взрослых детей. Их хроар (и телесные удовольствия всех видов) были доминирующими и полными энергии; и их фэар только начинает расти, пробуждаться и открывать свои силы*(4). Таким образом, квэнди были гораздо более плодовитыми и менее истощенными производством детей (LXXVI). И телесные удовольствия всех видов были их главной заботой (LXXVI)
  
  Поэтому, молодое поколение*(5) быстро развивалось в силе, благородстве и интеллектуальности характера и становилось прирожденными лидерами*(6). Первые несколько поколений (затрачивающие много энергии на зачатие) были наименее предприимчивыми и почти все были авари*(7) (LXXVI).
  
  К тому же, в любом случае: эльфийские Лорды или Короли (как позже нуменорцы) имели тенденцию передавать власть и дела своим потомкам, если они могли или были поглощены каким-либо занятием. Часто (хотя мы не видим этого в Валариандэ, поскольку Война длилась так мало эльфийского времени, а Лордов и Королей так часто убивали), по прошествии 200 лет они уходили в отставку*(8). Таким образом, именно молодые, энергичные квэнди из некоторых более поздних поколений (чьи отцы или деды были лордами) были выбраны и/или готовы отправиться в качестве послов в Аман - после чего они стали выдающимися и очевидными лидерами Похода. "Свет Амана был в их лицах", и другие эльфы трепетали перед ними (LXXVI).
  
  2.
  
  "Первых эльфов", пробудившихся в '950 году Древ (XXXV), было 144: 72 пары предназначенных супругов. Но не все они сразу проснулись от сна "во чреве Арды". Было три первых эльфа, известных в более поздних легендах как Имин, Тата и Энэль (от которых, как говорили эльдар, произошли слова 1, 2 и 3: но историческим фактом, вероятно, было обратное)*(9) (LXXVI).
  
  Поздний автор-человек продолжает: 'в "Ранние годы", особенно до Похода, квэнди имели тенденцию концентрироваться на онналумэ (поколении) и производить своих детей в быстрых (для них) сериях, а затем с удовлетворением переходить к другим вещам. Но это происходило только в дни мира и безмятежности. Зарегистрировано, что первые два поколения эльфов в период своего развития произвели на свет по шесть детей на каждую супружескую пару. Во всех последующих поколениях "ранних лет" средний показатель снизился до 4 в 3-м поколении, 2¾ в 4-м поколении, 1⅚ в 5-м поколении*(10) (LXXVI). Чем позже заключался брак у эльфов, тем меньше было у них детей*(11) (LXXVI).
  
  Поздний автор предполагает, что 'Ингвэ, Финвэ, Эльвэ были юношами 6-го поколения эльфов, но каждый был прямым потомком (от старшего сына) Имина, Таты и Энэля [соответственно]. (Расхождение в датах рождения связано с появлением более ранних дочерей.) (LXXVI). Но согласно другой поздней и так же ненадежной легенде, 'Ингвэ, Финвэ и Эльвэ были правнуками Имина, Тата и Энэля (LXXVI), то есть они родились в 4м поколении.
  
  Ингвэ был первенцем в 6-м поколении. Пусть Ингвэ родится (LXXVI) в 971-м году Древ*(12). 'Женился Ингвэ незадолго до Нахождения эльфов Оромэ (LXXVI) в 984 году Древ. 'В Походе у него родилось трое детей (LXXVI). Финвэ, должно быть, родился в более позднем шестом поколении (LXXVI). Финвэ родился в Средиземье когда Оромэ нашел квэнди (LXXVI) - в 950-м году Древ. Эльвэ родился в год Нахождения эльдар (LXXVI) в 984 году Древ (год Древ длился 10 "солнечных" лет, то есть Эльвэ родился в один из 10-ти лет). 'Он долго не отдавал свое сердце ни одной из супруг (LXXVI).
  
  Когда Оромэ попросил эльфов отправить послов в Валинорэ, Имин, Тата и Энэль были против всей затеи и отказались ехать*(13) (LXXVI). Согласно поздним легендам, в которых вся история Арды изменена, "Ингвэ был старшим сыном Илиона, который происходил по прямой линии от Иминиэ в 4-м поколении (все они были первыми детьми и сыновьями); Ингвэ был высоким, красивым, любимцем Имиллиэ, супруги Иминэ, более склонным к размышлениям, чем к искусству. Супругой Ингвэ была Илвэн. Его первым ребенком был сын Ингвиль (LXXVI), в поздние Эпохи говорили, что "вторым ребенком была дочь Индис (LXXVI), но это ошибка: Индис была дочерью сестры Ингвэ.
  
  У Ингвэ были вьющиеся золотистые волосы. У Финвэ*(14) были длинные темные волосы, как и у Фэанаро и у всех нолдор, за исключением смешанных браков (LXXVII). И хотя все рассказы говорят о том, что смешанные браки у Куивиэнэн случались часто (кроме ванйар, которые редко вступали в брак с представителями других народов из-за разности интересов и наклонностей), автор легенд Поздних Эпох писал, что 'смешанные браки не часто имели место между кланами, за исключением вождей, и то только после поселения в Амане (LXXVII). У Эльвэ и Ольвэ были очень светлые, почти белые волосы (LXXVII).
  
  3.
  
  Сказка о первых эльфах*(15).
  
  "Во время пробуждения своих первых тел из "плоти Арды" квэнди спали "во чреве Арды", под зеленым дерном, и "проснулись", когда стали взрослыми. Но "Первые Эльфы" (также называемые Нерожденными или Порожденными Эру) не проснулись все вместе. Эру постановил, что каждый должен лежать рядом со своим "предназначенным супругом". Но первыми проснулись трое эльфов; и они были эльфами-мужчинами, поскольку эльфийские мужчины более сильны в хроа и более энергичны и предприимчивы в незнакомых местах*(16). Эти трое названы в древнейших традициях: Имин, Тата и Энэль. Они просыпались именно в таком порядке, но с небольшим промежутком времени между ними; и из них, говорят эльдар, произошли слова, обозначающие 1, 2 и 3: древнейшее из всех чисел*(17) (LXXVI). Но, вероятно, обратное является историческим (LXXVI).
  
  У Троих не было имен до тех пор, пока они не развили язык, и им не дали (или они не взяли) имена, после того, как они изобрели цифры (или, по крайней мере, первые 12 цифр) (LXXVI).
  
  Имин, Тата и Энэль проснулись раньше своих супруг и первое, что они увидели, были звезды*(18). И следующее, что каждый из них увидел, была его предназначенная супруга, спящая на зеленой траве рядом с ним. Тогда мужчины были настолько очарованы красотой женщин, что их желание говорить немедленно обострилось, и они начали "придумывать слова", чтобы говорить и петь. И, будучи нетерпеливыми, они не могли ждать, но разбудили своих супруг. Таким образом (говорят эльдар) эльфийские женщины с тех пор достигали зрелости раньше, чем эльфийские мужчины (LXXVI) и обычно выходили замуж за эльфов-мужчин немного старше их самих (LXXVI); ибо предполагалось, что первые женщины проснутся позже своих супругов*(19) (LXXVI). Но спустя некоторое время, когда они немного пожили вместе и придумали много слов, Имин и Иминйэ, Тата и Татйэ, Энэль и Энэлйэ пошли вместе и покинули лесистую лощину своего бодрствования, и вскоре они пришли в другую зеленую лощину и нашли там шесть пар квэнди, и звезды сияли в сумерках*(20), а эльфийские мужчины только просыпались (LXXVI).
  
  Тогда Имин заявил, что является старшим и имеет право первого выбора; и он сказал:
  
  - Я выбираю этих двенадцать себе в спутники.
  
  И эльфы-мужчины разбудили своих супруг, и когда восемнадцать эльфов немного пожили вместе, выучили много слов и придумали еще, они пошли дальше вместе, и вскоре в другой, еще более глубокой и широкой лощине они нашли девять пар квэнди, и эльфы-мужчины только что проснулись при свете звезд. Тогда Тата заявил о праве второго выбора и сказал:
  
  - Я выбираю этих восемнадцать себе в спутники.
  
  Тогда мужчины снова разбудили своих супруг, и они стали жить и говорить вместе, и придумали много новых звуков и новых, более длинных слов; а затем тридцать шесть эльфов гуляли вместе, пока не пришли к березовой роще у ручья, и там они нашли двенадцать пар квэнди, и эльфийские мужчины тоже просто стояли и смотрели на звезды сквозь березовые ветки (LXXVI).Тогда Энэль заявил о праве третьего выбора и сказал:
  
  - Я выбираю этих двадцати четырех себе в спутники.
  
  Снова эльфы-мужчины разбудили своих супруг; и в течение многих дней шестьдесят эльфов жили у ручья, и вскоре они начали сочинять стихи и песни под музыку воды (LXXVI).
  
  Наконец все они снова отправились в путь. Но Имин заметил, что каждый раз они находили больше квэнди, чем раньше, и подумал про себя: "У меня всего двенадцать спутников (хотя я самый старший); Я оставлю себе последний выбор".
  
  Вскоре они подошли к благоухающей ели на склоне холма и нашли там восемнадцать пар квэнди, все они еще спали*(21), но подул ветер и разбудил эльфов, и эльфы-мужчины проснулись и дивились звездам; ибо все облака были развеяны, и звезды сияли с востока на запад. И долгое время восемнадцать новых квэнди не обращали внимания на остальных, а смотрели на свет Мэнэль [Небес]. Но когда, наконец, они снова обратили взоры на землю, они увидели своих супруг и разбудили их, чтобы они посмотрели на звезды, взывая к ним: "Элэн, элэн!". Так звезды получили свое название (LXXVI).
  
  Теперь Имин сказал:
  
  - Я пока не буду выбирать; и поэтому Тата выбрал этих тридцать шесть в качестве своих спутников; и они были высокими, темноволосыми и сильными, как ели, и от них позднее произошла большая часть нолдор. И девяносто шесть квэнди теперь говорили вместе, и пробудившиеся изобрели много новых и прекрасных слов и множество искусных речевых приемов; и они смеялись и танцевали на склоне холма, пока, наконец, им не захотелось найти больше товарищей. Затем они все снова отправились в путь, пока не пришли к озеру, темному в сумерках, и большая скала возвышалась над ним с восточной стороны, и с высоты низвергался водопад, и звезды сверкали на пене. Но эльфы-мужчины уже купались в водопаде и разбудили своих супруг. Их было двадцать четыре пары; но у них еще не было сформированной речи, хотя они пели чарующе, и их голоса эхом отдавались в камне, смешиваясь со стремительным водопадом. Но Имин снова отказался от своего выбора, подумав: "В следующий раз это будет огромная компания".
  
  Поэтому Энэль сказал:
  
  - У меня есть выбор, и я выбираю этих сорок восемь в качестве своих спутников.
  
  И сто сорок четыре квэнди долго жили вместе у озера, пока все они не пришли к единому мнению и речи, и все были рады (LXXVI).
  
  Наконец Имин сказал:
  
  
  
  - Пришло время идти дальше и искать новых товарищей.
  
  
  
  Но большинство остальных квэнди были всем довольны. Итак, Имин, Иминйэ и их двенадцать спутников отправились в путь, и долго шли они*(22) по всей стране вокруг Озера, возле которого проснулись все квэнди - по этой причине оно называется Куивиэнэн. Но они так и не нашли больше товарищей: ибо история Первых Эльфов была завершена (LXXVI).
  
  
  
  И так случилось, что квэнди с тех пор считали дюжинами*(23), и что 144 долгое время было их самым большим числом, так что ни в одном из их более поздних языков не было общего названия для больших чисел*(24). И так же получилось, что "Спутников Имина" или Старейшего Отряда (из которого произошел Ингар) было, тем не менее, всего лишь 14 эльфов; и это была самая маленькая компания; а "Спутников Таты" (из которых произошли нолдор) было всего 56 квэнди; но "Спутники Энэля", хотя и самая молодая компания, были самой крупной. От них произошли тэлэри (или линдар), и всего их было в начале 74*(25) (LXXVI). И линдар с самого начала больше всего любили воду (благодаря которой они пробудились) (LXXVI) и пели еще до того, как научились говорить*(26) (LXXVI).
  
  
  
  4.
  
  Другие поздние легенды продолжают: 'это действительно было поначалу необходимо и так было предначертано для квэнди, в ранних поколениях, что они гораздо больше заботились о любви и рождении детей, чем позднее. Более того, рождение детей тогда обходилось менее дорого их силе и "молодости". Дело не в том, что их естественная продолжительность роста и жизни была другой; но в том, что в первые дни квэнди использовали их по-другому. Естественная жизнь квэнди заключалась в том, чтобы быстро (в соответствии с их видом) достичь телесной зрелости, а затем существовать в полной силе в течение многих лет, пока движения и желания их фэар не станут доминирующими, а желание их хроар не угаснет (LXXVI).
  
  
  
  Хотя с момента своего пробуждения квэнди также были немедленно озабочены высказыванием с помощью речи - сначала особенно в связи с их восторгом и радостью в Арде, а также их любовью к своим супругам (LXXVI).
  
  
  
  Квэндианский "рост" и "жизнь" можно сравнить с человеческими, если помнить, что (а) его скорость "расхода" была много медленнее, чем у человека, особенно после достижения зрелости, и (б) что когда квэнди говорили о том, что их тела "увядают", это не означало, что они дряхлели или что они чувствовали приближение старости или смерти. Эльдар различали олмиэ и койвиэ. Олмиэ это период или процесс их "роста" от зачатия до зрелости тела и достигался в двенадцать раз быстрее, чем койвиэ. Последнее представляло собой процесс "жизни" или "пребывания в Арде" и приобретения навыков, знаний и мудрости*(27) (LXXVI).
  
  
  
  Эта скорость "изменений" совершенно не связана с восприятием Времени. Квэнди не жили, не воспринимали и не действовали медленно. Напротив, они воспринимали время быстрее и детальнее и действовали быстрее, чем люди*(28) (LXXVI).
  
  
  
  Для людей, чья жизнь ограничена временем, разница в возрасте имеет большое значение, но для эльфов, чья жизнь ограничена временем Арды, возраст значит куда меньше*(29). И потому можно смело говорить, что автор этих поздних легенд человек, который придавал большое значение разнице в возрасте меж мужчиной и женщиной: 'эльфийские мужчины достигали зрелости примерно через 2 йэни [валианских года, равных 144-м солнечным] (144×2 = 288 лоар, лет солнца). Эльфийские женщины обычно достигают зрелости через 1½ йэни (216 лоар) (LXXVI). У некоторых индивидов эта скорость была гораздо медленнее и могла достигать 252 лоар. Об этом различии между мужчинами и женщинами эльдар говорят в легенде о Пробуждении, которую они называют Куивиэнйарна*(30) (LXXVI).
  
  
  
  После этого возраста "юность" (винйарэ) квэнди, или время их полной физической силы, продолжалась (для обоих полов) примерно в течение 10 368 йэени после достижения зрелости. То есть: пока мужчины не достигли "возраста" 288 + 10 368, или 10 656 лет; а эльфийские женщины имели "возраст" 216 + 10 368, или 10 584.
  
  
  
  Достижение зрелости [288 или 216 лоар] было сразу замечено отдельными индивидами и происходило с небольшими вариациями. Оно было (в мирное время) признано также эльфийскими семьями и общинами и удостаивалось церемонии, частью которой было объявление эссэкильмэ или личного "выбора имени" (LXXVI). Но Законы-и-обычаи эльдар говорят, что обряд эссэкильмэ проходил, когда эльфу исполнялось 10 лет.
  
  
  
  Но начало "затухания" в конце молодости было едва заметным и к тому же более вариативным. Его главным признаком действительно было прекращение любого желания зачатия или вынашивания детей (но не физической потенции, пока не прошло много лет)*(31). Подход затухания и его процесс были разными по многим причинам. Естественно, оно различалось в зависимости от энергии, конституции и характера людей. Кроме того, у квэнди на затухание большое влияние оказали зачатие и деторождение. При этом, как говорят эльдар, тратится больше их "молодости", чем у людей; для эльфов-мужчин они говорят, что каждый ребенок стоит 1 валианский год жизни; но для эльфийских женщин столько же или более 2 валианских лет. Так что для родителей шестерых детей "угасание", или уход молодости, мог наступить на 6 лет жизни [6×144 = 864] раньше, для отца, а для матери на 12 лет жизни раньше [12×144 = 1728] или больше*(32) (LXXVI).
  
  
  
  Другие особые "расходы", такие как горе, долгие и трудные путешествия, великий труд создателя и особенно телесное восстановление после тяжелых ран и ранений также могут ускорить угасание. Говорят, что "ужасный год" (1 йэн) путешествия ушедших из Валинорэ по Скрежещущему Льду в Валариандэ затронул тех из нолдор, которые пережили его, так же сильно, как три обычных года жизни (LXXVI). Но эти "расходы" не учитываются (как они не учитываются и при подсчете человеческого возраста) при исчислении "возраста" любого взятого эльфа. Как мы можем сказать, что двум мужчинам обоим "шестьдесят лет", хотя один из них может быть слабее или более изношенным, чем другой, так и о квэнди мы можем указать их возраст в олмэнди и коймэнди, не принимая во внимание условия их жизни (LXXVI).
  
  
  
  5.
  
  
  
  Квэнди никогда не "пали" как раса - не в том смысле, в котором они и сами люди считали, что Вторые Дети "пали". Будучи "запятнанными" Искажением (которое затронуло всю "плоть Арды", из которой были получены и питались их хроар), а также попав под Тень Мэлькора до того, как они были Найдены и спасены, они могли индивидуально поступать неправильно*(33). Но эльфы никогда (даже злодеи) не отвергали Эру и не поклонялись ни Мэлькору, ни Thauron'у (тинд. Саурон) как богу - ни индивидуально, ни всем народом. Таким образом, их жизнь не подвергалась всеобщему проклятию или умалению; и их изначальная и естественная продолжительность жизни как расы, по "обреченности", совпадающей с остальной частью Жизни Арды, осталась неизменной во всех их разновидностях (LXXVI).
  
  
  
  Конечно, в квэнди можно было вселить страх и устрашить их. В далеком прошлом до Нахождения эльфов, или в Темные Годы авари после ухода эльдар, или в истории "Сильмариллиона", эльфов можно было обмануть; и их можно было схватить, мучить и поработить*(34). Тогда под давлением и страхом эльфы могли исполнить волю Моринготто или Thauron'а и даже совершить смертельные преступления. Но они поступали так как рабы, которые, тем не менее, в глубине души знали и никогда не отвергали истину. (Нет никаких записей о том, чтобы какой-либо эльф когда-либо делал что-то большее, чем просто выполнял приказы Моринготто под страхом или принуждением. Никто никогда не называл его Господином или Лордом и не совершал каких-либо злых поступков без приказа, чтобы заслужить его благосклонность*(35) (LXXVI).
  
  
  
  Таким образом, хотя выполнение злых приказов, помимо страданий, рабства и мучений, явно истощало "молодость" и жизненную силу тех несчастных эльфов, попавших под власть Тени, это зло и умаление не передавались по наследству (LXXVI).
  
  
  
  Создается ощущение, что автор этих текстов был человеком из Поздних Эпох, когда эльфы оставались не более чем легендой, и "мифологическая история Арды, рассказанная квэнди" была заменена на научную. 'На жизнь квэнди также нельзя полагать, что имела влияние жизнь "под Солнцем", в Средиземье. Как теперь известно и признано в Истории, Солнце было частью первоначальной структуры Арды, а не было изобретено только после Смерти Древ. Таким образом, квэнди были созданы природой для проживания в Средиземье "под Солнцем"*(36) (LXXVI).
  
  
  
  6.
  
  Никогда за все время не было никаких возражений против брака за пределами поколений: фактически, вскоре он стал неизбежным и необходимым (хотя квэнди всегда знают свое происхождение и место в происхождении от Первых Эльфов). Кроме того, все квэнди были одним народом (поэтому их называли олиэ (olië) "собранные вместе" и омбари (ombari) "собранные в одном мире"), и хотя "спутники Праотцов" вскоре начали жить и обитать раздельно, никогда не было никаких возражений против браков между членами разных племен, Народов*(37) (LXXVI).
  
  
  
  Была принята договоренность - поскольку Имин, Тата и Энэль говорили, что мужчины просыпались первыми и создавали семьи - что, когда любая женщина выходила замуж за представителя другого Товарищества, считалось, что она присоединилась к Товариществу своего мужа. Обмен был примерно равным и существенно не повлиял на расчеты. По той же причине происхождение власти считалось от непосредственного отца; но женщины никоим образом не считались меньшими или неравными, и квэндианская генеалогия тщательно прослеживала обе линии происхождения*(38) (LXXVI).
  
  
  
  7.
  
  В эльфийских языках не было грамматического различия между мужским и женским родами. Таким образом, сэ (se) означало "он" или "она"*(39). Но существовало различие между одушевленным и неодушевленным. К одушевленным относились не только разумные существа ("говорящий народ"), но и все существа, живущие и воспроизводящие себе подобных. К ним применялись такие местоимения, как se "он/она". Неодушевленное включало в себя не только все физические объекты, признанные или считавшиеся отдельными вещами, такие как "река, гора" или такие вещества, как металл, камень, золото, но также части тел или живых форм, мертвых или считавшихся поддающимися анализу частями. или органы живого целого: например, нога, глаз, ухо, кисть, плечо, голова, рог, плоть, кровь, цветок, семя, корень, стебель, щупальце, кожа, шкура, волосы и т. д. Неодушевленное также включало все грамматические абстрактные понятия, такие как мысль, действие, поступок, цвет, форма, чувство, взгляд, настроение, время, место, сила, прочность и т. д. Но понятие неодушевленного не включало в себя разум или дух, когда о них думают или говорят как о целостной вещи, и если они относятся к разумному существу. Было несколько слов на квэнйа, носящих эти значения, но те, которые рассматривались как всего лишь функции или действия индивидуального "разума-души", вместе со всеми другими "абстрактными" они относились к неодушевленному классу. Органы тела, такие как "сердце", никогда не использовались для или в качестве "вместилища" мыслей, мудрости, чувств или эмоций; но это могло произойти в результате более поздних размышлений и анализа (LXXVI).
  
  
  
  Слово для обозначения физического органа "сердце" имел основу *khom (квэнийское. hón, hom), и это слово, в письменной квэнйа, не использовали для обозначения чувств; но древнее производное *khomdō (квэнийское hondo) часто использовалось как местонахождение глубочайших чувств, таких как жалость или ненависть. Схожее значение имело слово *ōre (орэ) "сокровенный разум", и область глубоких мыслей, где мы получаем вдохновение или "руководство*(40) (LXXVII).
  
  
  
  В таких фразах, как: "Разум А был мудрым/хорошим, он редко ошибался", к разуму будет относиться слово se (одушевленный), и не будет иметь значения для смысла, если это будет переведено как "он" и использовано для обозначения самого A*(41) (LXXVII).
  
  
  
  8.
  
   У эльфийской расы не было бород, со временем это также стало признаком эльфийской линии в некоторых королевских семьях нуменорского происхождения (LXXVII). Ни у кого из эльдар не было бороды, и это была общая расовая характеристика всех эльфов в Арде*(42) (LXXVII).
  
  
  
  Примечания.
  
  
  
  *(1) Как и почему у Профессора появились Три Праотца, о которых в других текстах прямо говорилось, что они не больше чем легенда, связанная с детской игрой на пальцах? Все дело в попытке ради "научночти" добавить лет Арде. Но каждый раз при удлинении лет (когда 1 валианский год становился равным не 10 солнечным, а 144-м) вставало много проблем, которые Профессор пытался безуспешно решить за счет изменения истории Арды. Так и получилось, что при удлинении лет, Финвэ, рожденный у Куивиэнэн, должен был жениться давным-давно, а не в Амане. И чтобы Финвэ женился в Амане, Профессор делает Финвэ правнуком или праправнуком Перворожденного вождя эльфов Татйа. А так как Эльвэ и Ингвэ должны быть примерно одного возраста с Финвэ, то и они становятся праправнуками. То есть это не настоящая история Арды, а подгон истории под нужную хронологию, которая все равно не стыкуется со всей остальной историей Арды и приходится все менять. Более того, появление трех Отцов и женитьба Финвэ в Амане делает невозможными другое изменение истории Арды в угоду "научности": рождение в Эндорэ Ириссэ (Арэдэль) и Итариллэ (Идриль), и таким образом разрушает пересчет "эльфийских" лет на "человеческие" и все объяснения, почему Итариллэ не могла выйти замуж за Ломиона. То есть стоит Профессору подогнать историю под нужную хронологию в одном месте, как она лопается по свежим швам в другом.
  
  
  
  *(2) Тогда уж нужно говорить не "чадолюбивы", а "похотливы", ведь первые эльдар не знали, что в результате удовлетворения своих желаний, которым они отдались, согласно легенде, с головой, у них появятся дети.
  
  
  
  *(3) Согласно "Природе Средиземья" ни много ни мало первые 200 лет фэар Перворожденных были молодые и неопытные и видели смысл жизни в основном в сексе, а потом их озабоченность уступила место другим интересам. Но разве не любая фэа, кроме как у возрожденных, приходит в мир молодой и неопытной? И если так, то похотливость и озабоченность была бы свойственна всем молодым эльфам, однако даже данный текст говорит, что это не так и последующие фэар рождались уже более мудрыми, что невозможно и неестественно: первые эльфы, Пробужденные у Куивиэнэн, стояли в основании всех эльдар и не могли быть хуже, чем последующие поколения - во многих текстах говорится об особой глубине и мудрости Перворожденных. В то время как дарвинистическая (а значит, "научная") точка зрения часто заключается как раз в ом, что первобытные люди были намного "хуже", глупее и т.п. современных людей.
  
  
  
  *(4) Если для первых эльфов доминирующим были не мораль, а "телесные удовольствия всех видов", то странно и даже сомнительно, что Перворожденные "соединились со своими предопределенными партнерами", а не занимались сексом со всеми подряд, невзирая даже на пол.
  
  
  
  *(5) Согласно теороии "Природы", молодое поколение (3-е поколение рожденных и старше) имело более зрелые фэар, было менее сексуально озабоченным, и потому с большим интересом изучало мир, и, как следствие, было умнее и хотело куда-то двигаться, а не просто спариваться.
  
  
  
  *(6) Но придумывая такое объяснение, Профессор забыл упомянуть неизбежный конфликт озабоченных сластолюбивых отцов и их благородно-интеллектуальных детей, которые массово выросли таковыми вопреки воспитанию, сложившейся в народе похотливой культуре и традиции, и без каких либо духовных образцов и ориентиров. Стоит помнить, что согласно таблице рождаемости (глава "О поколениях квэнди и эльдар и о Великом Походе"), 4-е поколение начинает рождаться, еще когда не закончило полностью появляться 1-е поколение. То есть благородные дети 4-го поколения должны были с детства расти в атмосфере преобладающего страстолюбия и тем не менее вырастать другими, потому что их фэар, в отличие от Первых эльфов не были "молодыми и неопытными". Довольно... сомнительная концепция.
  
  
  
  *(7) То есть почти все первые поколения последствии стали авари, и при этом были безынициативными, но готовыми учить индусов камасутре. Интересно, что несколько раньше в "Природе" говорилось, что авари были бунтовщиками, зараженными "фэанаровской ересью", желавшими владеть Ардой и сражаться за нее, а не жить под полным покровительством Валар. Как вы видите, "Природа" состоит из противоречий самой себе.
  
  
  
  *(8) Мы не видим передачи власти не только в Валариандэ времен войны, но и в мирном Валариандэ, и даже в мирном Амане. Кирйамо правил тысячи лет до появления орков - и не передал власть. Тиндаколло правил тысячи лет - и не передал власть. Турукано в мирном Ондолиндэ не передал власть. Финвэ правил в Амане тысячи лет и не передал власть, но сказал, что Нолофинвэ узурпировал ее. Ингвэ и Ольвэ за тысячи лет не передали власти. Более того, у нас вообще нет ни одного примера, где эльфийские Лорды или Короли передавали свою власть потомкам хоть через 200 лет, хоть когда-нибудь. "Природа" снова полностью пытается изменить историю Арды,
  
  
  
  *(9) После всех этих историй в "Природе" про Имина, Тату и Энэля Профессор дает опровержение и (как и в других текстах) пишет, что имена "Отцов эльфов" появились только в поздних легендах и исторический факт состоит в обратном - в том, что эти имена появились от чисел 1, 2, 3, а не наоборот. То есть, если первые эльфы не Ингвэ, Финвэ и Эльвэ, то даже имена этих первых Вождей неизвестны, не то что их поступки или слова. Что превращает все истории о них самих, а также об их отказе идти в Аман, претензиях на власть и проч. в полностью неправдоподобные. Эльфы не могли бы забыть и потерять имена своих первых вождей - как не было потеряно имя Нанэтано (Дэнэтор), хотя это было имя Лорда нандор Отсориандэ, а этот народ исчез с лица земли в конце Первой Эпохи.Так же своим комментарием "от которых, как говорили эльдар, произошли слова 1, 2 и 3: но историческим фактом, вероятно, было обратное", Профессор показывает, что рассказ о трех Праотцах, это не его рассказ, а некоторого "внутреннего автора", которого он поправил. Профессор часто пользуется таким приемом, чтобы показать, что внутренний автор не он, и к достоверности текста надо относится с оглядкой на писавшего его.
  
  
  
  *(10) Внутренний автор пишет хорошим, научным, казенным языком историка-статиста, учитывая "производство детей на семью" и общее поголовье в поколениях.
  
  
  
  *(11) Данное утверждение противоречит другим текстам, по которым количество детей эльфов с веками в принципе становилось меньше, пока их количество не упало до 1 - 2. И это не относилось к "эльфам в возрасте", но было справедливо ко всем эльфам, которых больше угнетало знание о мире, отчего у них не было желания иметь многих детей.
  
  
  
  *(12) Условная хронология рождения поколений дана в главе "О поколениях квэнди и эльдар и о Великом Походе".
  
  
  
  *(13) Три Отца среди эльфов (согласно другим текстам) всегда считались сказкой, связанной с детской игрой на пальцах, и в "научной работе" позднего автора-историка они появляются потому, что время было удлинено, и от Пробуждения эльфов до Великого Похода прошло 25 поколений. Ингвэ, Финвэ и Эльвэ не могли быть такими старыми, чтобы быть Перворожденными. Они должны были быть из 6-го поколения (6-е из 25-ти, конечно многим лучше, чем 1-е из 25-ти). Потом количество поколений сократилось, и трое Вождей стали из 4-го поколения и первого поколения, где эльфы перестали быть сексуально озабоченными и плодиться, как кролики. Однако, согласно устоявшейся хронологии, поколений могло быть максимум 8-9, и от Пробуждения эльфов до их приглашения в Валинорэ прошло всего 520 лет (проблема хронологии "Природы Средиземья" и поколения эльфов подробно рассмотрены в главе "О поколениях квэнди и эльдар и о Великом Походе"). Таким образом, три Вождя не могли быть чьими-то детьми и были Перворожденными эльфами, как об этом говорилось в других текстах.
  
  
  
  *(14) В "Природе" сказано "и Мириэль", поскольку согласно переписанной истории "Природы" Мириэль родилась еще до Похода, была нолдиэ и невестой Финвэ. Но это противоречит другим текстам, где Мириэль родилась в Амане, вышла замуж рано, была наполовину тэлэрэ, и ее волосы были серебристыми - откуда бы иначе серебристые волосы были у Тйэлкормо, если все его родичи нолдор или черноволосые, или рыжие?
  
  
  
  *(15) По комментариям Профессора к "Природе" видно, что легенду о Пробуждении эльфов также пишет внутренний автор, а не сам Профессор, как это бывает в статьях.
  
  
  
  *(16) Данное высказывание противоречит "Законам-и-обычиям эльфлв", в которых говорится, что эльфийские женщины мало уступают эльфийским мужчинам в росте и силе. Но это утверждение полностью соответствует представлению о разнице между мужчинами и женщинами у людей - не удивительно, что внутренний автор-человек судил по себе.
  
  
  
  *(17) Эта легенда опять же противоречит написанному в "Природе" ранее. Если доминирующими у первых эльфов были желания телесных удовольствий всех видов, то какая разница, в какой последовательности они проснулись и кто был первым? Для тех, чей смысл жизни в совокуплении и кто не способен на то, чтобы кого-то куда-то вести, нет разницы в первенстве. Первенство и порядок пробуждения имеют значение только в том случае, если являются сакральными, если от порядка пробуждения зависит внутренняя сила и какие-то особые дарования, необходимые для того, чтобы вести за собою других.
  
  
  
  *(18) Так как ради научности в "Природе" солнце появляется с самого начала, а потом несколько веков скрыто тучами, то дальше написано: "поскольку проснулись они в ранних сумерках перед рассветом".
  
  
  
  *(19) В действительности, при жизни, измеряемой в тысячи лет, разница в возрасте меж супругами для эльфов уже не играла разницы - поэтому тысячелетние эльфийские девы выходили замуж за 30-летних человеческих мужчин. Да и ни в одном тексте, кроме "Природы", Итариллэ (Идриль) или ее окружение не смущало, что Ломион младше ее на столетия. Но данный текст написан внутренним автором-человеком, для которого эльфы это ископаемые, не больше, чем часть истории, даже не до конца равные людям - они не создавали семьи, а "производили по 3-4 ребенка на поколение". И для этого внутреннего автора как человека важно, чтобы жена была немного младше мужа - то же самое виденье он переносит и на эльфов.
  
  
  
  *(20)В "Природе" - "и звезды снова сияли в утренних сумерках" - очевидно, по "Природе", первые эльфы бродили исключительно по ночам. Такое странное поведение необходимо, чтобы пробуждающиеся эльфы первым делом увидели звезды - это не изменялось ни в одном из текстов. Но так, как в "Природе" сказано, что Солнце было изначально (хотя во всех других текстах она появилась тысячи лет спустя), то эльфам приходится бродить по темноте и будить других эльфов среди ночи.
  
  
  
  *(21) В "Природе" продолжение: "Была еще ночь, и на небе были облака. Но перед рассветом подул ветер и разбудил эльфов".
  
  
  
  *(22) По "Природе": "и долго шли они днем и в сумерках".
  
  
  
  *(23) В действительности в "Числах" у Профессора сказано, что эльфы считали как дюжинами, так и десятками.
  
  
  
  *(24) В эльфийских языках число 144 имеет свое название - host (Ety/364).
  
  
  
  *(25) В этой легенде внутренний автор утверждает, что квэнди принадлежали к одному из трех народов не по духу, а по случайному выбору Отцов эльфов, и самый ясный из них, Вождь ванйар, представлен "хитрым", но севшим в лужу. Эта легенда полностью противоречит истории Арды и духу ванйар, да и других эльдар. Ванйар больше всего интересовались Светом (поэтому, как будет сказано, их уход в Аман был потерей для мира и вредом для людей), нолдор - знаниями и творениями, тэлэри - странствиями. Эти народы были изначально сотворены разными по духу, а не были объединены по случайному выбору.
  
  
  
  *(26) В "Природе" есть продолжение: "квэнди любили всю Арду, которую они когда-либо видели, и растущая зелень и летнее солнце были их наслаждением; но, тем не менее, больше всего их сердца трогали звезды, и часы сумерек, "утренние сумерки" и "ровные сумерки" в ясную погоду были временем их величайшей радости. Ибо в те часы весны года они впервые пробудились к жизни в Арде". В действительности, "Природа Средиземья" это единственный источник, который говорит о том, что в Арде до солнца были времена года и, скорее всего, это так же сказано только ради "научности". Так что нет оснований полагать, что времена года действительно были, и что эльфы действительно пробудились весной.
  
  
  
  *(27) Далее идет подсчет приравнивания эльфийских лет к человеческим и манипуляции на этот счет, которые позднее так и не удалось встроить в подлинную историю Арды и даже не удалось увязать с новой историей - поэтому не буду приводить эти подсчеты. Но напомню даты, известные из других текстов: 50 лет это первое совершеннолетие, полное взросление тела; 100 лет - второе совершеннолетие, когда эльф становится окончательно взрослым; 3500 лет - время, когда эльф достигает зрелости. Больше никаких дат не было дано. Но стоит заметить, что "увядание" грозит эльфам только в очень поздние Эпохи и только в Смертных Землях, но в Амане, свободном от Искажения, эльдар не подвержены увяданию. Поэтому большинство эльдар со временем (Третья и Четвертая Эпохи) покинуло Эндорэ и уплыло в Аман.
  
  *(28) Растягивание валианских лет в "Природе Средиземья" до 144 солнечных вместо 10 полностью противоречит сказанному о скорости восприятия и мышления эльфов. Все события истории эльдар Предначальной Эпохи от Великого Похода и до Исхода оказываются крайне долгими, словно эльдар принимают решения и действуют медленно, как черепахи, вопреки сказанному здесь.
  
  Из этого следует, что люди должны превосходить эльфов благодаря скорости действия, что абсурдно.
  
  Не менее абсурдно, что, как только наступает Первая Эпоха, скорость жизни эльдар внезапно резко возрастает без каких-либо причин. Удлинение валианского года ради научности ведет к тому, что в Первую Эпоху эльдар внезапно могут решить и сделать за десять солнечных лет больше, чем раньше за тысячу, что противоречит здравому смыслу.
  
  *(29) В чем заключается проблема ограниченности временем для людей? В том, что нельзя успеть все, что хочется. В том числе нельзя слишком затягивать с браком и детьми, иначе это окажется в разделе "не случившегося". Но для эльфов время не играет такой роли, как для людей, и потому они могут вступать в брак в любом возрасте, заводить детей в любом возрасте, и разница в возрасте меж супругами для них так же не критична. Это сводит на нет все расчеты, сделанные для эльфов в "Природе", все сообщения о "брачном возрасте", пересчет "эльфийского возраста" на "человеческий" и другие временные ограничения. Все, что ограничивает эльфа, это время Арды и его личная усталость от мира.
  
  
  
  *(30) До нас не дошла эта легенда, поэтому мы не можем проверить, правду ли говорит внутренний автор, ссылаясь на эльфийскую легенду.
  
  
  
  *(31) Данная концепция противоречит Истории Арды - это можно видеть по таблице хронологии, сопоставив даты рождения лордов нолдор. Приводимая в "Природе" датировка "возраста" относится только к эльфам у Куивиэнэн, но говорится, что дальше это время сокращалось. В то время как по датам хронологии мы видим, что время, наоборот, значительно увеличилось: у того же Арафинвэ между рождением и женитьбой прошло 500 лоар. Его старший сын Финдарато родился через 20 валианских лет после свадьбы (по "Природе" 20×144 = 2 880 лоар), а младшая дочь Налтариэль через 62 валианских года (62×144 = 8 928 лоар) после Финдарато. Из-за удлинения лет в "Природе" 1 валианский год равен 144-м солнечным, вместо 10 солнечных. В "Природе Средиземья" для подсчетов берутся или даты из "Аналлов Амана", или свои собственные. Так как у нас нет собственных дат "Природы" для жизни Фэанаро, то мы возьмем годы "Анналов Амана". В 1500 году Фэанаро отказался отдать Валар Сильмарилли. Конечно, он погиб много позже, но возьмем за годы его смерти 1500 г. Древ. Родился Фэанаро или в 1169-м или в 1170 г. Древ - по "Природе" он мог родиться только раньше, но никак не позже. Т.е. по самым минимальным прикидкам возраст жизни Фэанаро 1170-1500 года Древ. Согласно "Природе", 1 валианский год - 144 лоар, тогда получается, что на момент гибели Фэанаро было 47 520 лет: (1500 - 1170) х 144. Однако мы знаем, что Амбаруссат, младшие дети Фэанаро, были еще юными, когда случился Исход. То есть им было меньше 10 368 лет. Путем простых вычислений узнаем, что 47 520 - 10 387 = 37 133, то есть Фэанаро было больше 37 000 лет, когда родились Амбаруссат. То есть Фэанаро должен был потерять желание иметь детей еще за 26 746 лет до рождения Амбаруссат: 37 133 - 10 387 = 26 476. При этом нигде не говорится, что младшие дети Фэанаро были значительно младше предыдущего сына. Таким образом, как минимум Морифинвэ и Тйэлкормо, очевидно родились уже после того, как, согласно "Природе", у Фэанаро и Нэрданэль началось угасание.
  
  
  
  *(32) Тогда у Фэанаро и Нэрданэль угасание должно было начаться еще раньше, а, тем не менее, они продолжали приводить в мир детей.
  
  
  
  *(33) Эльдар могли индивидуально поступать неправильно и после того, как были найдены Оромэ - поступать неправильно это часть свободы каждой души, поскольку Единый даровал душам свободу выбора.
  
  
  
  *(34) До пленения Мэлько слуги Мэлько тревожили эльфов и обманывали их, но нападения и захваты с целью мучений и порабощений начались только с 1330 г. Древ, через 3 800 лет после Пробуждения квэнди, когда Мэлько был давно в Амане. Таким образом рассказы о том, что орки были выведены из эльфов чародейством и колдовством не более чем рассказы.
  
  
  
  *(35) В действительности, это не до конца так. Потому что в Арде существовали эльфы Тьмы, однако их было так мало, что о них почти ничего не известно. И, тем не менее, о них говорится в отдельной главе.
  
  
  
  *(36) Таким образом, квэнди были созданы природой для проживания в Средиземье "под Солнцем". Внутренний автор говорит уже не о создании эльфов Единым, а о том, что квэнди были созданы природой. Сначала эльфов низвели до гедонистических греков, а затем и вовсе заменили Единого природой. Даже в "Природе" и в "Преображенных мифах" Профессор, идя на изменение истории Арды ради научности, никогда не отходил от Света в своих статьях и не давал превратное толкование Свету и Тьме. Потому мне кажется, что Профессор не мог бы написать, что "эльфов создала природа", ведь он прекрасно знал, что природа вторична по отношению к Единому, и данные слова явно принадлежат внутреннему автору, человеку-историку.
  
  
  
  *(37) Как я уже многократно говорил, "Природа" постоянно противоречит сама себе. Так ранее в этой главе говорилось, что браки меж разными "племенами" эльфов случались крайне редко и в основном среди вождей, а теперь говорится, что такие браки были неизбежны и необходимы.
  
  
  
  *(38) Стоит добавить, что женщина также могла создать свой Дом и встать во главе народа - например, Налтариэль; по иронии судьбы нам не известен ее герб, хотя известны гербы Тиндомэрэль (Лутиэн) и Итариллэ.
  
  
  
  *(39) Хотя в квэнйа, как и других эльфийских языках, не было грамматического различия между родами (т.е. в словах не было разных окончаний для мужского и женского рода), поскольку эльфийские мужчины и женщины отличались меж собою куда меньше, чем человеческие, тем не менее, в речи могли возникнуть ситуации, когда нужно было показать, что говорят именно о мужчине или о женщине. Поэтому со временем развития языка конечно появились обозначения для разных полов:
  
  он - su, so, -su, -so; -ro (LR: 385)
  
  он, она, оно - -s, essë (для всех живых существ, включая растения) (VT49:37), (Let/427)
  
   - hye (третье лицо, но не подлежащее: "он [se] ударил его [hye]") (VT49:15)
  
  она - si, se, -se, -s (VT49:37)
  
  Как мы видим, впоследствии, в квэнйа, "сэ" (se) стало женским местоимением.
  
  
  
  *(40) сердце - enda (сердце чего-то, не орган) (VT39:32)
  
   - hondo (место глубочайших чувств) (NM: 176)
  
   - hón, hom (нечто физическое, но не обязательно орган - например, "сердце дома") (LR: 63, 73), (NM)
  
   - indo (расположение духа, состояние ума) (PE17:155, 179; VT39:23)
  
   - elwen (сердце как орган) (QL: 35; QL: 52)
  
   - órë ("сокровенный разум", и область глубоких мыслей, где мы получаем вдохновение или "руководство) (Appendix E), (NM)
  
  ... + сердце - órë (в словосочетаниях типа "мужественное сердце", "надежда в сердце и т.п.) (VT41:13)
  
  сердце дома - hon-maren (LR: 63)
  
  
  
  *(41) В этой части (как и во многих в действительности) квэнйа совпадает с русским и вполне понятна для нас - но не так для англоязычного читателя. Вообще, по своей структуре квэнйа и ее способ написания больше всего похожа на русский и иврит. Подробно о квэнйа смотрите мой учебник-самоучитель квэнйа.
  
  
   *(42) В оригинале сказано: "Ни у кого из эльдар не было бороды, и это была общая расовая характеристика всех эльфов в моем "мире"." Сообщения о том, что у эльфов нет бород, появлялось как в самых ранних, так и в поздних текстах Профессора. Таким образом, некоторые сообщения о том, что у Кириамо (Кирдана) и Махтана были бороды, не более, чем добавления поздних внутренних авторов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"