Бессмертны были эльфы, и мудрость их возрастала от века к веку, и ни болезнь, ни эпидемии не приносили им смерти. Но тела их были из вещества земли и могли быть разрушены, и в те дни они были более похожи на тела людей и на землю, поскольку не так давно были населены огнем духа, который пожирает их изнутри с течением времени*(1) (XLII). Ибо эльдар не умирают до тех пор, пока не умрет мир, если только они не будут убиты или истощены горем (и обеим этим 'кажущимся' смертям они подвержены*(2)); и старость не умаляет их силы, если только кто не устанет от десяти тысяч веков; и умирая, они собираются в чертогах Мандоса в Валинорэ, откуда часто возвращаются и перерождаются среди своих детей (LII).
Но 'кажущаяся смерть', которой подвержены эльфы, еще ни разу не появлялась в Амане за все долгие годы, прошедшие с тех пор, как ванйар и нолдор пришли в Эльдамар (LII).
Смерть Мириэль Тэриндэ - смерть 'бессмертной' эльда в бессмертной земле Амана - была предметом серьезного беспокойства Валар, первым предзнаменованием Тени, которая пала на Валинорэ. (XXXI) Но приговор, вынесенный Валар Финвэ и Мириэль, 'может объяснить, что руководило Фэанаро (XXXI).
В эльфийской традиции возрождение эльдар было особым разрешением, данным Эру Манвэ, когда Манвэ напрямую советовался с Ним во время дебатов о Финвэ и Мириэль. Мириэль 'умерла' в Амане, отказавшись жить дальше в теле, и таким образом подняла весь вопрос о неестественном разводе между эльфийской фэа и ее хроа, и о тяжелой утрате, которую несли оставшихся в живых эльфы: Финвэ, муж Мириэль, остался в одиночестве.
Манвэ обратился к Эру, говоря: 'Смотри! зло появляется в Арде, которого мы не ждали: Перворожденные Дети, которых Ты сделал бессмертными, страдают теперь разъединением духа и тела. Многие из фэар эльфов в Средиземье теперь бездомны; и даже в Амане есть один. Бездомных мы призываем в Аман, чтобы уберечь их от Тьмы, и все, кто слышит наш голос*(3), пребывают здесь в ожидании. Что еще может быть сделано? Разве нет средств, с помощью которых можно обновить их жизнь, чтобы следовать путем, который Ты предначертал? 'Ибо обнаженная фэа искалечена и не может совершить ничего нового в соответствии с желанием своей природы (LXXVII). И что о скорбящих, которые оплакивают ушедших?'
Эру ответил: 'Пусть бездомных переселят!'
Манвэ спросил: 'Как это должно быть сделано?'
Эру ответил: 'Пусть тело, которое было уничтожено, будет воссоздано. Или пусть обнаженная фэа переродится ребенком'.
Манвэ сказал: 'Есть ли Твоя воля, чтобы мы попытались сделать это? Ибо мы боимся вмешиваться в дела Твоих Детей'.
Эру ответил: 'Разве Я не дал Валар править Ардой и не дал власть над всей ее субстанцией, чтобы формировать ее по их воле по Моей воле? Вы не были отстранены в этих вещах. Что касается моих Первенцев, разве вы не переселили их в Аман из Средиземья, в котором Я поселил их, в большом количестве?'
Манвэ ответил: 'Это мы сделали из страха перед Мэлькором и с добрыми намерениями, хотя и не без опасений. Но использовать нашу силу на плоти, которую Ты создал, чтобы вместить в нее души Твоих Детей, кажется, что это выше нашей власти, даже если бы это не выходило за рамки нашего умения'.
Эру сказал: 'Я даю тебе власть. Навыки у вас уже есть, если вы примете их во внимание. Взгляните, и вы обнаружите, что каждый дух Моих Детей сохраняет в себе полный отпечаток и память своего прежнего дома (=тела); и в своей наготе он открыт для вас, так что вы можете ясно видеть все, что в нем. Используя этот отпечаток, вы можете снова сделать для фэа прежний дом во всех деталях, каким он был до того, как с ним случилось зло. Таким образом, вы можете отправить фэа обратно в земли Живых'.
Тогда Манвэ спросил далее: 'О Илуватар, не говорил ли Ты также и о перерождении? Это тоже в нашей силе и власти?'
Эру ответил: 'Это в вашей власти, но не в вашей силе. Тех, кого вы сочтете достойными переродиться, если они желают этого и ясно осознают, что навлекут на себя, вы должны предать Мне; и я рассмотрю их' (XXXIX)
Потому одним из способов возвращения фэа Умершего к Живым 'является перерождение фэа ребенком, но те из Умерших, которые желают этого, должны быть отданы Эру, чтобы дождаться Его решения в их случае (XXXIX).
И сказал Манвэ Валар: 'Вот совет Илуватара в моем сердце: мы должны снова взять свое владение над Ардой, во что бы то ни стало, и избавить квэнди от теней Мэлькора'. Тогда Тулкато обрадовался; но Аулэ был опечален, и сказано, 'что он (и другие Валар) и раньше не желал сражаться с Мэлькором, предчувствуя страдания мира, которые должны произойти из этой борьбы'*(4) (XXXIX).
Но другие, в поздние времена, видимо, по ошибке, утверждали, что Эру также сказал: '"Воистину, вы не должны принуждать их волю и не должны смущать их умы чудом или страхом. Но вы можете наставлять их в истине, согласно вашему познанию; и в Арде Искаженной вы можете удержать их от зла и удержать от того, что вредно для их рода*(5) (LXXVII). 'Мертвых, которые услышат ваши призывы и придут к вам, вы будете судить. Невиновным будет предоставлена возможность вернуться в земли Живых. Если они выберут это добровольно, вы отправите их обратно. Это можно сделать двумя способами. Прежнее тело, каким оно было до ранения, повлекшего смерть, может быть восстановлено. Или фэа может переродиться в своем роде (LXXVII). 'Пусть возрождение будет дано в первую очередь невинным, желающим этого; и прежде всего для тех, кто умер в детстве; ибо они будут нуждаться в своих родителях, а их родители в них. Однако иногда выбор остается за Валар, в зависимости от потребностей каждого случая и шансов Арды. Там произойдут великие бедствия и скорби; и не всегда может оказаться целесообразным отправлять тех, кто был убит от ран или горя, слишком быстро обратно в опасности, которые их одолели*(6) (LXXVII). Что касается преступников, которых в Средиземье станет больше, вы будете их судьями, независимо от того, велики или малы их злые дела. Несомненно, ваше суждение об обнаженной фэа не ошибется. Покоряющихся вам исправьте и наставьте*(7), если они послушают ваших слов; и когда вы сочтете, что они исцелились и вернулись к доброй воле, они тоже могут вернуться в земли Живых таким же образом, если захотят. Но упрямых вы сохраните до Конца. Время и место каждого возвращения выберете вы (LXXVII). Что касается перерождения в своем роду: те, кто выбирает это, должны полностью знать, что это означает; и время возвращения будет в моей воле, и они должны ждать. Ибо поймите, что, как было сказано, каждая фэа сохраняет отпечаток своего прежнего тела и всего, что фэа пережила через него. Этот отпечаток невозможно стереть, но его можно завуалировать, хотя и не навсегда. Подобно тому, как каждая фэа по своей природе должна помнить Меня (от Кого она произошла), однако эта память завуалирована, на нее наложен отпечаток вещей новых и странных, которые фэа воспринимает через тело. Так и будет, что для возрожденной фэа все ее прошлое, как в жизни, так и в ожидании, будет завуалировано и перекрыто странностью нового дома, в котором она снова проснется. Ибо возрожденные будут истинными детьми, вновь пробуждающимися к чуду Арды (LXXVII). В этом Мертвые, которые возрождаются, найдут возмещение за свои раны. Но пусть те, кто желает возрождения, будут уверены: память о прошлом вернется. Медленно, возможно, и прерывисто, например, благодаря странным намекам и предостережениям или знанию неизученных вещей, возрожденные будут осознавать свое состояние, пока, наконец, когда они станут взрослыми, и фэа придет к своему господству, они вспомнят свою прежнюю жизнь' (LXXVII).
Некоторые ошибочно продолжают якобы слова Эру: '"Это может принести им горе, ибо они не смогут продолжить свою прежнюю жизнь, но должны продолжать в том состоянии и под тем именем, которое они теперь носят*(8). И все же эта печаль будет возмещена большей мудростью (ибо фэа возрожденного будет дважды питаться родителями); и он будет способен выдерживать многое, и терпелив, и благоразумен (LXXVII). Тем не менее, из-за опасности возвращения памяти, я советую вам не предлагать этот выбор перерождения всем бездомным. В первую очередь тех, кому предстоит переродиться, вы должны признать мудрыми. Также было бы лучше, чтобы после смерти они были молодыми, не прожившими долгой жизни и не сформировавшими связывающие узы любви или долга с другими. Ни в коем случае это не должны быть те, кого был в браке*(9) (LXXVII). Ибо возрожденные не могут вернуться к прежнему супругу; и они не могут взять другого. Брак - это и тело, и дух. Поэтому те, у кого другое тело, не могут возобновить союз, заключенный в другом теле. Но так как это тот же человек, что и раньше, который был женат, они не могут взять нового супруга: ибо личность личности пребывает в фэа и в ее памяти. Это противоестественное состояние, и оно не должно быть разрешено (LXXVII). Если есть кто-то, кто, услышав это, все еще желает перерождения, скажи им: 'Оно лежит у Илуватара. Мы представим ваши молитвы Ему. Если Он откажет вам, вы скоро узнаете об этом и удовлетворитесь другим выбором. Если Он согласится, то призовет вас в свое время, но до тех пор вы должны пребывать в терпении' (LXXVII).
***
Валар были обеспокоены не только случаем с Финвэ и Мириэль, но и из-за авари и тиндар; ибо Средиземье было опасно для тел, и многие умерли еще до того, как эльдар пришли в Аман. И Валар обнаружили, что, хотя те фаэр, которые подчинились их призыву, были в безопасности от Тьмы, быть обнаженным было против их природы.Поэтому Мертвые были несчастны не только из-за того, что лишились друзей, но и потому, что без тела они не могли ни сделать ни дела, ни воплотить какой-либо новый замысел, 'поскольку по своей природе они были созданы для работы через тело (LXXVII). Поэтому многие фэар замкнулись на себе, размышляя о своих ранах, и их было трудно исцелить (LXXVII).
***
Ясно, что Валар обладали силой и умением формировать из субстанции Арды любую вещь, даже сложную по замыслу, о которой они знали и полностью воспринимали образец. Но, как было видно в случае с Ауле и гномами, они не имели власти дать свободу разума и воли чему-либо, что они создали. Что же касается Мертвых, то живой разум феа уже существовал, и Валар оставалось только создать для него дом во всем такой же, как тот, который Мертвый потерял. Теперь Валар могли сделать это, имея полномочия от Эру (LXXVII).
Валар, или Мандосу, как рупору всех приказов, а во многих случаях и их исполнителю, была дана власть призывать, со всеми полномочиями, все бездомные фэар эльфов в Аман*(10). Там им был предоставлен выбор остаться бездомными или (если они пожелают) переселиться в ту же форму и вид, что они имели раньше. Им был предоставлен выбор, потому что Эру не позволил лишить их свободы воли. Также бездомные фэар призывались, а не были доставлены к Мандосу. Они могли отказаться от призыва, но это означало бы, что они в чем-то испорчены, в противном случае они не пожелали бы отказаться от власти Мандоса: отказ имел тяжелые последствия, неизбежно проистекающих из бунта против имеющего право. После возрождения эльфы, обычно, тем не менее, должны были оставаться в Амане - просто потому, что при возрождении или 'переселении' они снова были в реальных физических телах, и поэтому возвращение в Средиземье было очень трудным и опасным. Тем не менее, если раньше они жили в Средиземье, их тяжкая утрата друзей и родственников, и также утрата для оставшихся в Эндорэ их самих, не была исправлена. Смерть не была полностью исцелена (XXXIX).
Также в период Изгнания нолдор, Валар на время прервали все коммуникации (физическими средствами) между Аманом и Средиземьем. Валар, конечно, могли организовать перенос возрожденного в Эндорэ, если бы была достаточно веская причина. Горе утраты друзей и близких, по-видимому, не считалась достаточной причиной*(11). Возможно, по указанию Эру*(12). В любом случае, что касается нолдор, они, как народ, отрезали себя от милосердия*(13); они покинули Аман, требуя абсолютной свободы, чтобы быть сами себе хозяевами, вести войну против Мэлькора со своей собственной доблестью и встречать смерть и ее последствия (XXXIX). И вне Валинорэ они вкусили горькую скорбь, и некоторые истощились и увяли от печали, пока не исчезли с лица земли (LII). Единственный случай особого расположения Валар, записанный в Истории, это Берен и Лутиэн. Их обоих 'переселили' (дали новые тела) и отправили обратно в Валариандэ (XXXIX).
Переселенное фэа обычно оставалось в Амане. Только в очень исключительных случаях, таких, как Берен и Лутиэн, они были перенесены обратно в Средиземье... Следовательно, смерть в Средиземье была во многом такой же печалью и разлукой для эльфов как и для людей. Но, как (впоследствии) видела Андрэт, уверенность в том, что можно снова жить и что-то делать в воплощенной форме, имела существенное и важное значение для смерти как личного ужаса (XXXIX).
Но некоторые знали об эльфах меньше и считали, что 'эльфы были бессмертны и свободны от всех болезней (свободны от смерти через болезнь) или истощения от печали. Но в те дни они могли быть убиты оружием, 'даже смертными людьми (LII), 'они могли погибнуть в суматохе мира, и камень, и вода имели над ними власть (LII), и тогда их души возвращались в чертоги Мандоса и ждали тысячу лет или до особой воли Валар, 'или соизволения Мандоса, в соответствии с их заслугами (LII), прежде чем их вернут к свободной жизни 'в Валинорэ, или, как говорят, перерождались в собственных детях (=потомках) (LII), так что число эльфов не растет (XXXIX).
В Искаженном мире 'Смерть поражала всех эльдар, как и всех других живых существ в Арде, за исключением только Валар: ибо видимая форма Валар возникает по их собственной воле, и в отношении их истинного существа ее следует скорее уподобить одеждам эльфов и людей, чем их телам (LI).
Эльдар бессмертны в Арде в соответствии со своей истинной природой. Но если фэа (или дух) обитает в хрондо (хроа) (или телесной форме) и соединяется с духом не по его собственному выбору (как Валар), но по предопределению, и тело сделано из плоти или субстанции самой Арды, тогда удача этого союза должна быть уязвима перед злом, причиняющим вред Арде, даже если этот союз по своей природе и цели постоянен. Ибо, несмотря на это соединение, которое таково, что согласно неискаженной природе ни одно воплощенное живое существо не может быть ни без фэа, ни без хрондо (хроа), все же фэа и хрондо (хроа) не одно и то же; и хотя фэа нельзя сломать или разрушить никаким насилием извне, хрондо (хроа) можно повредить и полностью уничтожить (LI).
Если хрондо (хоа) будет уничтожено или так повреждено, что потеряет способность быть здоровым, рано или поздно оно 'умрет'. То есть: это станет болезненным для фэа, обитать в хроа, не являющимся больше ни помощью жизни (средством жизни) и воле (как ее проводнику), ни тем, через что ощущаются физические удовольствия; так что фэа отходит от хрондо, и его функция в конце, его согласованность ослабляется, и хрондо снова возвращается к общему хрон (орма) (субстанции (физической материи)) Арды. Тогда фэа оказывается как бы бездомной, и становится невидимой для телесных глаз (хотя ясно воспринимаемой прямым осознанием других фэар)*(14) (LI).
Это разрушение хрондо (хроа), вызывающее смерть или лишение фэа жилья, вскоре испытали бессмертные эльдар, когда они проснулись в Искаженном и затененном царстве Арда. Действительно, в их ранние дни смерть приходила с большей готовностью; ибо тогда их тела были менее отличны от тел людей, и власть их духов над их телами была менее полной. Тем не менее, эта власть во все времена была выше, чем когда-либо среди людей. С самого начала главное различие между эльфами и людьми заключалось в судьбе и природе их духов. Фэар эльфов суждено было обитать в Арде на протяжении всей жизни Арды, и смерть плоти не отменила этой участи. Поэтому их фэар цепко держались за жизнь 'в одеянии Арды', были непоколебимы и далеко превосходили духи людей во власти над этим 'одеянием', даже с первых дней защищая свои тела от многих болезней и нападений (таких, как заболевания), и быстро излечивая их от повреждений, так что они оправились от ран, которые оказались бы смертельными для людей (LI).
С течением времени господство их фэар все усиливалось, 'пожирая' их тела (как уже отмечалось). Концом этого процесса является 'увядание' эльфов, как это назвали люди; ибо тело становится, наконец, как бы просто воспоминанием, хранимым фэа; и этот конец уже был достигнут во многих регионах Средиземья, так что эльфы действительно бессмертны и не могут быть уничтожены или изменены. Но мы читаем о смерти древних эльфов; и в те дни, когда умы эльдали были молоды и еще не полностью пробудились, смерть среди них, казалось, мало чем отличалась от смерти людей (LI).
Что тогда случается с бездомным фэа? От природы ответа на этот вопрос эльфы не знали. В своем начале (так они сообщают) они верили или догадывались, что они 'входили в Ничто', и кончались, как другие живые существа, которых они знали, даже как дерево, которое было срублено и сожжено*(15). Другие предполагали более мрачные вещи: что бездомные фэар уходили в 'Царство Ночи' и во власть 'Владыки Ночи', 'в 'Царство Тьмы' и во власть 'Темного Лорда' (как они называли его) (LI). Эти мнения были явно получены из Тени, под которой они проснулись*(16); и именно для того, чтобы избавить эльфов от этой тени на их разуме, даже больше, чем от опасностей омраченной Арды, Валар желали привести эльфов к свету Амана (LI).
Именно в Амане эльфы узнали от Манвэ, что каждая фэа непреходяща в течение жизни Арды и что ее судьба - обитать в Арде до конца*(17). Таким образом, те фэар, что при Искажении Арды пострадали от неестественного развода с их хрондор (хроар), остались еще в Арде и во Времени. Но в этом состоянии они были открыты для прямых указаний и приказов Валар. Как только они были развоплощены, их призвали покинуть места своей жизни и смерти и отправиться в 'Залы ожидания': Мандос, в царство Валар (LI).
Если они подчинялись этому призыву, перед ними открывались разные возможности. Продолжительность времени, которое они пребывали в Ожидании, было отчасти в воле Судьи Намо, Владыки Мандоса, отчасти в их собственной воле (LI). Отсюда следовала бы мысль, если бы это не было фактом эльфийского опыта, что бездомная эльфийская фэа должна иметь силу или возможность вернуться к воплощенной жизни, если у фэа есть желание или воля сделать это (в действительности эльфы обнаружили, что их фэа не имела этой силы в себе, но что возможность и средства были предоставлены Валар, особым разрешением Эру для исправления противоестественного состояния развода (души и тела). Это было незаконным для Валар, заставлять фэа вернуться, но они могли поставить условия и решить, следует ли вообще разрешить возвращение, и если да, то каким образом или через какой срок*(18) (XXXIX). Эльфы считали, что самым счастливым случаем было после Ожидания переродиться, ибо так зло и горе, которое они пережили от сокращения своего естественного пути, можно было бы исправить (LI).
Теперь эльдар считают, что каждому эльфийскому ребенку дается новая фэа, не родственная фэа родителей (за исключением принадлежности к тому же порядку и природе); и эта фэа либо не существовала до рождения, либо является фэа того, кто перерождается (LI).
Но некоторые думали, что возрождение в детях это единственный способ для Умершего вернуться к жизни: 'бездомная фэа, которая выбрала, или ей было разрешено, вернуться к жизни, вновь входила в воплощенный мир через рождение ребенка. Только так она могла вернуться. За исключением редких и странных случаев: то есть, когда тело, покинутое фэа, было целым и оставалось еще связным с фэа и нетленным. Но это могло случаться редко, ибо невольная смерть могла наступить только тогда, когда над телом было совершено большое насилие*(19) и в случае смерти по воле, которая иногда случалась из-за крайней усталости или великого горя, фэа не желала возвращаться до тех пор, пока тело, покинутое духом, не растворялось. Это происходило быстро в Средиземье. 'Эльфийские тела, лишенные духа, быстро распадались и исчезали (XXXIII). Только в Амане не было разложения. Таким образом, Мириэль была переселена в свое собственное тело, как будет рассказано далее (LI). В остальных случаях 'ясно, что обеспечение телесного дома для фэа и союз фэа с хрондо были поручены Эру Детям, что должно было быть достигнуто в акте зачатия (LI).
Что до перерождения, то оно было не мнением, а известным и достоверным фактом. Ибо переродившаяся фэа, действительно становясь ребенком, еще раз наслаждалась всем чудом и новизной детства; но медленно, и только после того, как возрожденный приобретал познание мира и овладевал собой, пробуждалась его память; и ко времени, когда возрожденный эльф становился взрослым, он вспоминал всю свою прежнюю жизнь, а затем старую жизнь и 'Ожидание'*(20), и новая жизнь становилась одной упорядоченной историей и личностью. Таким образом, эта память будет содержать двойную радость детства, а также опыт и знание, большие, чем годы его тела. Таким образом, насилие или горе, которые пережил вновь рожденный, были устранены, а его бытие обогащалось. Ибо Возрожденных дважды лелеют и дважды воспитывают, и они имеют два воспоминания о радости пробуждения и открытия мира, в котором живут, и открытия великолепия Арды. Поэтому их жизнь такова, как если бы в году было две весны, и хотя за первой последовали безвременные морозы, вторая весна и все последующее лето были прекраснее и благодатнее (LI).
В некоторых случаях возрожденная фэа могла снова иметь тех же родителей. Например, если ее первое тело умерло в ранней юности. Но это случалось нечасто; также фэа не обязательно возвращалась к своим бывшим родственникам, ибо часто проходило много времени, прежде чем фэа хотела или ей разрешалось вернуться (LI).
Эльдар говорят, что больше одного перерождения редко встречается. Но причины этого они до конца не знают. Может быть, так распорядилась воля Эру; в то время как Возрожденные (как говорят) сильнее, лучше владеют своим телом*(21) и более терпеливы к горю. Но, несомненно, многие, дважды умершие, не хотят возвращаться (LI).
Некоторые фэар в горе или усталости оставляли надежду и, отвернувшись от жизни, оставляли свои тела, даже если они могли быть исцелены или действительно не пострадали. Немногие из них... желали переродиться, по крайней мере, пока они не 'ожидали' долгое время; а некоторые так и не вернулись (LII).
Но стать перерожденными был не единственный способ вернуться в мир. Из Мандоса эльфы 'в конце концов возвращаются на свободу либо как духи, принимающие форму в соответствии со своими собственными мыслями (как отображение их фэа), как меньший народ божественной расы*(23); или же, как говорят, они временами перерождаются в своих собственных детей, и древняя мудрость их рода не исчезает и не уменьшается (LII). Отсюда мы видим, что нет 'обычного способа' возрождаться для эльфов, и если одни могут утверждать, что эльфы чаще всего возрождаются в своих потомках, то другие скажут, что это происходит лишь временами. Тем более, что Эру дал обе эти возможности: ''Пусть тело, которое было уничтожено, будет воссоздано. Или пусть обнаженная феа переродится ребенком' (XXXIX).
О расторжении брака.
Много было сказано теперь о смерти и возрождении среди эльфов. И тогда стоит спросить: какое влияние это оказало на брак меж эльфами?
Поскольку смерть и разлучение духа и тела были одной из скорбей Арды Искаженной, неизбежно случалось, что смерть временами наступала между двумя находящимися в браке. Тогда эльдар были в сомнении, как поступать правильно, так как случившееся было противоестественным злом.
Постоянный брак был в соответствии с эльфийской природой, и эльфы никогда не нуждались в каком-либо законе, чтобы их учили этому или навязывали им такое положение вещей; но если 'постоянный' брак по факту был расторгнут, как, например, в случае, когда один из супругов был убит, то эльфы не знали, что оставшемуся в живых, но одинокому следует делать или думать.
В этом вопросе они обратились за советом к Манвэ, и, как записано в случае с Финвэ, Лордом нолдор, Манвэ вынес свое решение устами Намо Мандоса, Судьи. (LI)
- Брак эльдар, - сказал Намо, - заключен Живыми и для Живых, и на всю жизнь. Поскольку эльфы по своей природе постоянны в жизни в пределах Арды, то же самое можно сказать и о их Неискаженном браке. Но если их жизнь прерывается или прекращается, то и с их браком должно быть так же. Брак прежде всего заключается телом, но все же не только телом, но так же духом и телом, ибо он начинается и продолжается в воле фэа. Поэтому, когда один из партнеров в браке умирает, брак еще не расторгнут, но находится в состоянии неопределенности. Ибо те, что были соединены, теперь разделены; но их союз остается по-прежнему союзом воли.
Как же тогда может быть брак завершен и расторгнут союз? Ибо без этого не может быть второго брака. По закону природы эльфов, нэри и и нисси равны*(23), и союз может быть только одного с одним. И правда в том, что конец брака может быть достигнут, только если на него больше не будет воли; и такое желание должно исходить от Мертвых или быть приговором. Прекращение желания быть в браке - если Мертвые не желают когда-либо возвращаться к жизни в теле; приговор - если им не разрешается вернуться. Ибо союз, заключенный на жизнь Арды, прекращается, если он не может быть возобновлен в течение жизни Арды.
Мы говорим, что окончание желания должно исходить от Мертвых, ибо Живые не могут ради своих собственных целей ни принуждать Мертвых оставаться такими, ни отказывать им в перерождении, если они этого желают. И нужно ясно понимать, что эта воля Мертвых не возвращаться, когда она будет официально провозглашена и утверждена Мандосом, станет тогда приговором: Мертвым никогда не будет позволено вернуться к жизни тела.
Тогда эльдар спросили: 'Как узнать волю или приговор?'
Ответ был: 'Только обращением к Манвэ и официальным заявлением Намо'. В этом вопросе ни один из эльдар не имеет права судить свое собственное дело. Ибо кто из Живых может распознать мысли Мертвых или предугадать приговоры Мандоса? (LI) 'Тем не менее, брак касается и фэар. Ибо фэар эльфов по своей природе мужские и женские, а не только по их хрондор. И начало брака лежит в родственности фэар и в возникающей из этого любви. И эта любовь включает в себя, с первого своего пробуждения, стремление к браку и поэтому подобна, но не во всем такая же, как и другие движения любви и дружбы, даже между эльфами мужской и женской природы, в которых нет стремления-к-браку. Следовательно, правильно будет сказать, что брак, хотя и совершаемый телом и в теле, исходит из фэа и в конечном счете находится в ее воле. По этой причине брак не может быть прекращен, как было заявлено, пока остается воля на него' (LI).
Ответ был: 'Как было сказано, брак полностью опирается на волю к нему фэар. Также идентичность личности полностью находится в фэа, и вновь рожденный - это та же личность, что и умерший. Целью милосердия возрождения является устранение неестественного нарушения непрерывности жизни; и никому из Мертвых не будет позволено возродиться до тех пор, пока они не захотят вернуться к своей прежней жизни и продолжить ее. На самом деле они не могут избежать этого, потому что вновь рожденные вскоре обретают полную память обо всем своем прошлом (LI).
И Мертвые, которые вернутся, со временем восстановят полную память о прошлом; более того, поскольку тело больше, чем одеяние, и изменение тела, пусть не будет бесполезным, безусловно, повлияет на возрожденного, и поскольку фэа является хозяином, возрожденный станет так похож на себя прежнего. что все, кто знал его до Смерти, узнают его, и быстрее всех и с наибольшей охотой это сделают их прежние супруги. Тем не менее, так как брак также телесный, а одно из тел, бывших в браке, погибло, они должны жениться снова, если захотят. Ибо они вернутся как бы к тому состоянию в своей прежней жизни, когда по побуждениям своих фэар они желали быть в браке. Не будет вопроса о том, желать этого или не желать этого. Ибо из-за непоколебимости фэар эльдар, неиспорченные, они будут желать этого; и никому из Мертвых Мандос не позволит переродиться, пока они не захотят снова начать жизнь в продолжение своего прошлого. Ибо такова цель времени в Ожидании в Мандосе, чтобы залечить противоестественный разрыв в непрерывности жизни эльдар, хотя его нельзя сделать недейственным или исправить в Арде. Из этого также следует, что Мертвые возродятся в таком месте и в такое время, что встреча и признание разлученных обязательно произойдут, и не будет никаких препятствий для их брака*(19) (LI). Вряд ли будет иначе, когда оба супруга будут убиты или умрут: они снова вступят в брак в должное время после перерождения, если только не захотят остаться вместе в Мандосе (LI).
По этому поводу эльдар комментируют: 'Подразумевается, что Возрожденный Супруг не появится среди близких родственников Живого Супруга, и в действительности Возрожденные, как правило, появляются среди своих бывших родственников, если только обстоятельства в Арде не изменились настолько, что встреча разделенных стала бы маловероятной. Первая цель фэа, стремящегося к перерождению, - найти свою супругу или супруга и детей, если они были у фэа при жизни. Возрожденные, не имевшие брака, всегда возвращаются к своим родным'.
Браки эльдар не заключаются между 'близкими родственниками'. Это опять-таки вопрос, в котором эльдар не нуждались ни в законе, ни в наставлении, а действовали согласно своей сути, хотя позже они давали этому причины, объявляя, что это происходит из-за природы тел и процессов зарождения; но и по природе фэар. 'Ибо, - говорили они, - фэар также родственны, и движения любви между ними, как, скажем, между братом и сестрой, не того же рода, что и те, которые кладут начало браку'. Под 'близкими родственниками' в этом случае подразумевались члены одного 'дома', особенно сестры и братья. Ни один из эльдар не женился на лицах прямого происхождения, ни на детях одних родителей, ни на сестре или брате любого из их родителей; не женились они на полу-сестрах или полу-братьях. Поскольку, как было показано, только в самых редких случаях у эльдар были вторые супруги, слово 'сводные сестры' или 'сводные братья' имели для них особое значение: эльдар использовали эти термины, когда оба родителя одного ребенка были в родстве с обоими родителями другого, например, когда два брата женились на двух сестрах из другой семьи или сестра и брат из одного дома вступали в брак с братом и сестрой из другого: вещи, которые случались часто. С другой стороны, как мы должны сказать, 'двоюродные братья или сестры' могли вступать в брак, но редко делали это или желали этого, если только один из родителей каждого из них не был далеким родственником (LI).
И эльфы спросили: 'Почему должны Мертвые оставаться в Мандосе навсегда, если их фэа соглашается на прекращение своего брака? И что это за Приговор, о котором говорит Мандос?'
Им ответили: 'Причины будут найдены в том, что уже было сказано. Брак заключается на жизнь и не может поэтому быть закончен иначе, прерванный смертью без возвращения. Пока есть надежда или цель вернуться, брак не закончен, и Живые поэтому не могут снова жениться. Если Живым будет позволено жениться снова, то по приговору Мандос не позволит Мертвым вернуться. Ибо, как было сообщено, возрожденный является той же личностью, что и до смерти, и возвращается, чтобы вернуть и продолжить его или ее прежнюю жизнь. Но если бы прежний супруг снова вступил в брак, это было бы невозможно, и великая скорбь и сомнения охватили бы всех троих'.
Говоря о приговоре Мандоса: они бывают трех видов:
1. Он произносит решения Манвэ или Валар на конклаве, которые становятся обязательными для всех, даже для Валар, когда они так объявляются: по этой причине между решением и приговором проходит время.
2. Подобным образом Намо изрекает решения и намерения других, находящихся под его юрисдикцией, которые являются Мертвыми, в серьезных вопросах, затрагивающих справедливость и правильный порядок Арды; и когда Намо говорит так, эти решения также становятся 'законами', хотя они относятся только к конкретным лицам или случаям, и Мандос не допустит, чтобы они были отменены или нарушены: и снова по этой причине должно пройти время между решением и приговором. В случае решения никогда не возвращаться к жизни фэа Умершего, наименьший срок, назначенный Мандосом, составлял десять валианских лет*(24). В течение этого периода решение могло быть отменено (LI).
3. И, наконец, есть приговоры Мандоса, которые исходят от самого Мандоса как судьи в делах, относящихся к его обязанностям, как предопределено с самого начала. Он является судьей правильного и неправильного, невиновности или вины (и всех степеней и их смешения) в несчастных случайностях и злодеяниях, которые происходят в Арде. Все те, кто приходит в Мандос, проходят суд в отношении невиновности или вины в вопросе их смерти и во всех других делах и целях их жизни в теле; и Мандос назначает каждому способ и продолжительность их ожидания в соответствии с этим суждением*(25). Но приговоры Намо в таких делах не произносятся в спешке; и даже самые виновные долго проверяются, могут ли они быть исцелены или исправлены, прежде чем будет дан какой-либо окончательный приговор (например, никогда больше не возвращаться к Живым). Поэтому было сказано: 'Кто из Живых может предполагать приговор Мандоса?' (LI).
Эльдар комментируют это: 'Невиновность или вина в вопросе смерти обсуждается потому, что быть каким-либо образом виновным в навлечении на себя этого зла (=смерти) (будь то принуждение других к убийству для защиты от несправедливого насилия, безрассудство, или искупление опрометчивого хвастовства, убийство себя или умышленное изъятие фэа из тела) считается виной*(26). Или, по крайней мере, уход из жизни считается веской причиной, если только воля фэа не изменится, для того, чтобы фэа осталась среди Мертвых и не вернулась. Что касается вины в других вопросах, мало что известно о делах Мандоса с Мертвыми. По нескольким причинам:
- потому что те, кто совершил великое зло (таких мало), не возвращаются;
- потому что те, кто прошел исправление Мандоса, не будут говорить о том, да и, исцелившись, мало о нем помнят; ибо они вернулись к своим естественным путям, и неестественное и извращенное больше не присутствует в непрерывности их жизни;
- потому что также, как уже было сказано, хотя все умершие и призваны в Мандос, во власти фэар эльфов отказаться от призыва, и, несомненно, многие из самых несчастных или самых испорченных духов (особенно те, кто из эльфов Тьмы)*(27) отказываются, и поэтому приходят к худшему злу или, в лучшем случае, скитаются без крова и без исцеления, без надежды на возвращение. Но они не смогут избежать суда навеки; ибо Эру пребывает и над всем (LI).
Таким образом, случаи, в которых повторный брак у эльдар может случиться, крайне редки, но еще реже встречаются те, кто вступает в повторный брак, даже когда это разрешено. Ибо скорбь и раздоры в доме Финвэ запечатлены в памяти эльдар (LI).
Был также задан вопрос: 'Что, если обездоленный супруг впоследствии, по какому-то злому случаю, тоже будет убит или умрет; или если умрет и супруг от второго брака. Кто же тогда будет чьим супругом?' (LXXVII)
Был ответ: 'Если обездоленный супруг умрет, пока он остаетсь бездомным, очевидно, что он (или она) является супругом 'по воле, по желанию' того, кто остался среди Живых. Ибо прежний союз распался и его больше нет; и более того, умерший, имевший повторный брак, еще может возродиться и вернуться к тому, кто остался, тогда как супруг от его/ее первого брака обречен остаться в Мандосе. Не иначе будет, если умрут все трое. По-прежнему, союза первого и второго больше нет, а повтороно заключивший брак и супруг от второго брака могут вернуться и снова вступить в брак [обязаны жениться вновь, вернувшись в имр Живых]. Но поскольку брак заключается в теле, будучи незавершенным, или существующим только 'по воле' Бездомных, то и первый, и второй, и третий могут встретиться в Мандосе (если захотят) в дружбе. Тем не менее, это один из способов, которым Статут может порождать горе, а не исцеление. Ибо встреча в Мандосе тех, кто был готов расторгнуть свой союз, или того, кого любили первым, и другого, кого полюбили в последствии, не может быть похожа на встречу тех, между которыми не упало ни тени непостоянства' (LXXVII).
Был ответ: 'Мертвые ничего не делают; ибо действие у существа с двойственной природой требует тела, которое является инструментом феа во всех ее действиях. Если они хотят что-то сделать, они хотят вернуться. Они думают, используя свой разум (можно сказать, они и есть их разум), насколько они способны, над своей долей. Это воспоминания об их жизни; но они также могут учиться в Мандосе, если ищут знаний. Что касается тех, кого они оставили в жизни, или событий Арды - и здесь они могут многому научиться, если захотят. Говорят, что они могут видеть некоторые вещи издалека глазами других, которым они были дороги, но ни в коем случае не для того, чтобы тревожить или влиять на умы Живых, во благо или во зло. Если бы они попытались это сделать, их зрение было бы затуманено. Но в Мандосе все события Повести об Арде (такие, которые известны другим, кроме Эру; ибо тайны разума не могут быть прочитаны даже Валар) записаны, и к этим знаниям и истории они имеют доступ согласно их пониманию и воля (LXXVII).
***
Законно ли кому-то из Мертвых призывать кого-то из Живых (например, любимого супруга) в Мандос? Незаконно, если бы это было возможно. Ибо мертвые, если они невиновны, могут вернуться к тем, кого они любят. Если они виновны, они не могут снова вмешиваться в дела Живых, по крайней мере, до тех пор, пока не будут очищены. Но они не могут призвать никого из Живых, кроме как через Валар; и Валар должны отказаться от этого (LXXVII).
Законно ли двум женатым лицам (или другим лицам, связанным любовью), обоим (или всем им) оставаться в Мандосе вместе, если смерть свела их туда вместе? Это законно. Их не могут заставить вернуться. Но если у них есть обязанности перед Живыми (возможно, как у родителей перед детьми), то Валар могут отговорить их от соблюдения правил справедливыми аргументами (LXXVII).
Примечания.
*(1) Как вы помните из главы о Валинорэ, не все эльфы считали, что их удел быть сожженными собственным огнем, и более того, что это тот удел, что назначен им Эру, и если и происходит, то в результате Искажения Арды.
*(2) Смерть эльфов названа 'кажущейся' в противовес 'конечной' смерти людей.
*(3) Имеется в виду не физически слышит, а 'внемлет'. принимает, соглашается.
*(4) Увы, Валар не послушали даже прямого слова от Эру и предпочли жить в блаженстве Валинорэ, но не трудиться и бороться за Арду, ее благо и мир для Эрухини.
*(5) Внутренний автор приписал Эру эти слова, чтобы обелить действия Валар при Исходе нолдор. Валар якобы 'удерживали нолдор от зла и вреда', которые могли произойти при Исходе. Но фактически те же слова показывают несостоятельность Валар в защите квэнди от влияния Мэлькора и вреда, причиняемого Темными. Валар оставили без заботы и защиты квэнди Эндорэ, допустили, чтобы Мэлькор долгое время сеял в Амане свою ложь и учил аманэльдар, а позже отказались от борьбы с Моринготто и оставили всех в Эндорэ на произвол Тени. Воздействие Мэлькора, нападения на эрухини, их убийства, захват в плен и порабощение были настоящим злом. А Исход, как будет видно из Повести, не просто был к добру, но и происходил с согласия и поддержки Единого.
*(6) Вполне возможно, что это уже довольно вольный пересказ позднего автора, поскольку здесь Эру дает руководство, как Валар нужно поступать с душами, в то время как в действительности вынесение приговора душе (и определение, как скоро она может возродиться) это дело лишь Намо, его обязанность и его право.
*(7) Но это задача и область разумения не Манвэ, а Намо. Единый не мог поручить Манвэ делать то, с чем он не справится, и тем более поручать всем Валар судить преступников, особенно учитывая, что большая часть Валар сама скоро стала преступниками.
*(8) Это полностью противоречит тому, что возрожденный эльф становится самими собой и должен мирвратиться к своему супругу - то есть взять на себя имя и роль, которые принадлежали ему до смерти.
*(9) Так псевдо-Эру начинает со слов 'каждая душа, которой позволено переродиться, может выбрать каким образом ей переродиться', а потом выясняется, что далеко не каждая душа может выбирать, а только мудрая, молодая, без связей, друзей, долга и брака. То есть возрожденный в ребенке не будет иметь права питать нежных чувств даже к своим первым родителям и братьям и сестрам. И как сочесть все требования - кандидат должен быть одновременно и мудрый, и настолько юный, что еще не имеет ни друзей, ни долга. Но мудрость не ходит рука об руку с юностью. Думаю, довольно очевидно, что к Эру эти слова не имели отношения.
*(10) Очевидно, что Намо имел эту власть, право и обязанность еще задолго до прихода в мир Детей Эру, и еще задолго до прихода в мир эрухини Намо построил огромные залы для их душ.
*(11) Горе утраты леди Мириэль было сочтено достаточной причиной, чтобы разрешить Финвэ жениться второй раз, но не считалось достаточной причиной, чтобы вернуть возрожденного в Эндорэ.
*(12) Мне представляется сомнительным, чтобы Единый давал указания по такому мелкому вопросу, как 'в каких случаях аинур, для которых расстояния Имбара не является проблемой, не должны возвращать возрожденных к их родным и близким и 'полностью исцелять смерть'. Скорее, это решение самих Валар.
*(13) Это очень сомнительное утверждение, о котором еще будет много сказано в последующих главах. Да и что это за милосердие, от которого можно быть отрезанным? Подобное 'милосердие' противоречило бы самому себе и было бы лицемерным.
*(14) Возможно, это отсылка к тому, что эльфы могут 'видеть' призраков в Незримом мире. Но как будет сказано в следующей главе - для людей это глупо и опасно, говорить с духами.
*(15) Эта фраза опровергает легенду, что Валар впервые в Арде срубили деревья, чтобы построить корабли тэлэри.
*(16) В главе о Пробуждении эльфов говорилось, что возле Куивиэнэн были неясные тени, и что через них Мэлькор распространял слухи о Черном Всаднике, чтобы отвратить эльфов и от Оромэ. Здесь же говорится, что Мэлькор также распускал слухи, уча эльфов бояться смерти и говоря о себе как о Владыке Ночи и Темном Лорде, в чьи подземелья, под чью власть, попадали умершие. Такая установка могла со временем трансформироваться в утверждение 'мудрых' Эрэссэа об эльфах-пленниках Утумно, которые пытками и колдовством были превращены в орков, хотя 'мудрым' было известно, что никто не знает ничего о том, что происходило в Утумно. Они продолжали утверждать о том, о чем знали, что ничего не знают.
*(17) Таким образом, у мориквэнди, особенно у тех, что остались на Востоке, еще долгие века могли быть верования, что умершие попадают во власть Темного Лорда - и только пришедшие из Амана нолдор освободили мориквэнди от этого страха быть навечно плененными Моринготто после смерти. Возможно, этот страх также останавливал мориквэнди от войн с Врагом.
*(18) Но так как Валар чем дальше, тем больше утратили справедливость, вряд ли решение, принятое ими о судьбе Умершего можно считать справедливым. За исключением тех случаев, когда решение принимал Намо единолично.
*(19) Видимо, здесь идет речь о сексуальном насилии над эльфом, которое приводит к смерти эльфа - какое еще насилие может быть непереносимым, но при этом не вредить телу? Но как следует из текста, подобное насилие совершалось крайне редко.
*(20) Понятно, что имеется в виду под Ожиданием, но не ясна разницы меж 'прежней жизнью' и 'старой жизнью'; к тому же ниже в этой главе будет сказано, что возрожденный эльф лишь смутно помнит свое пребывание в Мандосе.
*(21) В другом абзаце говорится, что 'владение телом' является прямой причиной того, что дух 'сжигает тело', но в этом видится прямое противоречие, так как вряд ли возрожденное тело от природы более склонно к 'увяданию'. Поэтому, скорее всего, правы те, кто не верит, что 'увядание' это естественная судьба эльфов. Скорее всего, это происходит только в Искаженной Арде, за пределами Валинорэ.
*(22) Так произошло с Королевой Мириэль; нам доподлинно известно, что такова была ее судьба, но из данного текста мы знаем, что леди Мириэль была не единственной, кому был дан такой способ возродиться.
*(23) Мужчины и женщины.
*(24) Но это касается только тех, чьи тела были рождены снова, а не восстановлены. Ибо восстановленных, как мы знаем, Валар не возвращали в Эндорэ, даже если в Эндорэ остались их близкие.
*(25) Десять лет было наименьшим сроком, но для королевы Мириэль и Финвэ Намо назначил двенадцать лет.
*(26) Таким образом, мы знаем, что 'способ' пребывания в Мандосе может быть разным. И каждому назначается только то, что способно исцелить, 'восстановить' его фэа.
*(27) В таком случае, по законам эльфов Нолофинвэ виновен в своей смерти.
*(28) Не путайте мориквэнди, темных эльфов и эльфов Тьмы. Об эльфах Тьмы смотрите нашу отдельную статью.