В 1230 году Древ родился Арафинвэ, сын Финвэ*(1) (XXVII). Арафинвэ был прекраснейшим и мудрейшим сердцем *(2) (XLII). Материнское имя Арафинвэ - Инголдо (XXXI), другим материнским именем Арафинвэ (Финарфина) было Ингалаурэ, 'потому что у него были золотые волосы народа его матери' (XXXI). Арафинвэ был вторым сыном Индис*(3). Он был похож на свою мать душой и телом, обладал золотыми волосами ванйар, их благородным и мягким характером*(4) и их любовью к Валар (XXXI).
Насколько мог, Арафинвэ держался в стороне от раздора своих братьев и их отдаления от Валар и часто искал мира среди тэлэри, чей язык он выучил*(5) (XXXI).
Арафинвэ впоследствии был другом сыновей Ольвэ, владыки тэлэри (L). А в 1280 году Древ Арафинвэ, сын Финвэ, женился на Эарвэн (Earwen), 'деве-лебеде из Альквалондэ (L), дочери короля Ольвэ из Альквалондэ, и в землях тэлэри был большой пир. Таким образом, дети Арафинвэ, Инглор (Финрод) и Налтариэль (Галадриэль), были родственниками короля 'Эльвэ (XXXI) Тиндаколло Серого Плаща '(на тиндарине Элу Тингола) из Лэстанорэ (Дориата) (XXXI) в Валариандэ (XXVII), 'ибо Эльвэ был братом Ольвэ; и это родство повлияло на решение детей Арафинвэ присоединиться к Изгнанию, и позднее оно оказалось очень важным в Валариандэ (XXXI).
Второй сын Финвэ от Индис имел светлые волосы, и это в целом оставалось характерным для его потомков, особенно Финдарато*(6) (LXXVII).
Имена детей Арафинвэ были: Финдарато Инголдо Инглор (XXVII) 'Верный (который впоследствии был назван Фэлагундом, Повелителем Пещер) (L); Артарэсто; Ангарато; Аиканаро; и Нэрвэндэ Артанис по прозвищу Алатариэль (XXXI). Трое из сыновей Арафинвэ были так близки в дружбе с сыновьями Нолофинвэ, как если бы все они вместе были братьями (L). Хотя другие говорят, и судя по Повести они правы, что 'Инглор и Артарэсто были близки в любви и дружили с сыновьями Нолофинвэ; но Ангарато и Аиканаро были друзьями сыновей Фэанаро (ХLII).
Самыми известными из детей Арафинвэ были первый и четвертая (единственная дочь), и только у этих двух сохранились материнские имена*(7). Имена тиндаринской формы, которыми их обычно называли в более поздних песнях и легендах, были Финрод (XXXI), Ородрет, 'Ангрод, Аэгнор и Галадриэль (XXXI).
В 1300 году Древ родился Инглор, сын Арафинвэ (XXVII). Турукано был близким другом Инглора, они родились в один и тот же Год Древ (ХХVII). Финдарато был похож на своего отца прекрасным*(8) лицом и золотыми волосами, а также благородным и щедрым сердцем, тем не менее в нем было великое мужество нолдор, а в юности - их рвение и беспокойство; а еще он унаследовал от своей тэлэринской матери любовь к морю и мечты о дальних землях, которых он никогда не видел (XXXI).
Можно отметить форму Инголдо: это форма Noldo со слоговым ng, в полной и более возвышенной форме являющееся, более или менее эквивалентом слова 'нолдо, выдающийся в роду'. Это было материнское имя Арафинвэ [Финарфина]*(9), и, как и имя Аракано, 'верховный вождь', которое Индис дала Нолофинвэ [Финголфину], считалось 'пророческим'. Эарвэн дала это имя (Инголдо), своему старшему ребенку Артафиндэ (Финроду), и этим именем его обычно называли его братья и сестра, которые почитали и любили его. Инголдо никогда не было тиндаризировано (форма была бы Анголод). Это имя распространилось от родственников Финдарато ко многим другим, чтившим его, особенно к людям (атани), для которых Финдарато был лучшим другом среди эльдар*(10). Таким образом, позже имя Инголдо стало частым именем в Нуменорэ и продолжало оставаться таковым в Ондонорэ (Гондоре), хотя на Общем Наречии оно было сокращено до Ингольд. Один такой Ингольд появляется во 'Властелине Колец' как командир стражи Северных Ворот в Турэндорэ (Thurendore - Пэлэннор) Ондонорэ (Гондоре) (XXXI).
Вторым сыном Арафинвэ был Артарэсто. Супруга Артарэсто последовала с ним в Исход*(11).
'Имена Финдарато и Ангарато были тэлэринскими по форме (поскольку Арафинвэ говорил на языке народа своей жены); Артафиндэ и Артанга были бы их более естественными квенийскими формами, арта- эквивалент арата-, как и в Артанис и Артахэре. В квэнйа Артахэр (корень артахэр-) 'благородный лорд' был правильно тиндаризирован как Аротир (XXXI). Среди всех детей Арафинвэ 'Финдарато был прекраснейшим*(12), мудрейшим и самым кротким*(13) (ХLIX).
Вероятно, что оба брата (Финдарато и Ангарато) сначала получили имя Арато, позже видоизмененное. Финд- в Финдарато относится к волосам вообще, но в данном случае - к золотым волосам этого семейства, происходящим от Индис. Анг- в Ангарато произошло от общего эльдарского анга - 'железо' (квэнйа, тэлэрин - анга, тиндарин - анг). Ангрод рано развил руки большой силы и получил эпэссэ Ангамаитэ, 'Железнорукий', так что Арафинвэ использовал анг- в качестве отличительной приставки (XXXI).
Жену Ангарато звали Эльдалотэ, а сына Артахэр (XXXI). Их имена тиндаринской формы были Эдэллос и Аротир (Arothir) (XXXI).
Аиканаро его отец звал Амбарато*(14). Тиндаринской формой этого слова было бы Амрод; но чтобы отличить его от Ангарато, а также потому, что он предпочитал это, Аиканаро использовал свое материнское имя (которое, однако, было дано на квэнйа, а не на тэлэрине). Аика- нар- означает 'яростный огонь'. Отчасти это было 'пророческое' имя; ибо он был известен как один из самых доблестных воинов, которого очень боялись орки*(15): в гневе или битве свет его глаз был подобен пламени, хотя в остальном он был щедрым и благородным духом. Но в ранней юности огненный свет (его характера?) можно было наблюдать; в то время как его волосы были примечательны: золотые, как у его братьев и сестры, но крепкие и жесткие, поднимающиеся над его головой, как языки пламени. Однако тиндаринская форма имени - Аэгнор, которую он принял, не была настоящим тиндарином. Не было тиндаринского прилагательного, соответствующего квэнйа 'аика' - 'яростный, ужасный, страшный', хотя 'аэг' было бы его формой, если бы оно имело место (XXXI).
В 1362 в Эльдамаре родилась Налтариэль, дочь Арафинвэ*(16)(XXVII). Алатариэль была величайшей из нолдор, за исключением, может быть, Фэанаро, хотя она была мудрее его, и ее мудрость возрастала с годами*(17) (XXXI). Артанис была 'прекраснейшей дамой Дома Финвэ и самой доблестной*(18). Ее волосы сияли золотом, как будто они поймали в сеть сияние Лаурэлин (L).
Ее материнское имя было Нэрвэндэ, Нэрвэн, 'муж-дева', и она выросла высокой, даже для женщин нолдор (XXXI). Но в действительности высокой Алатариэль называли люди поздних Эпох, нумэнатани (дунэдайн), рожденные уже в Эндорэ, после падения Нумэнорэ, когда и сами нумэнатани стали ниже, чем были их предки: 'Галадриэль, 'самая высокая из всех женщин эльдар, о которых рассказывают истории', была ростом с мужчину, 'согласно меркам дунэдайн и людей древности', что указывает на рост около шесть футов четырех дюймов, т.е. около 195 см (LX). В то время как средний рост нолдор Предначальной и Первой Эпохи был выше 7 футов или выше 213 см (и 'около 7 футов составлял рост эльдар, особенно нолдорского происхождения (XXIX), т.е., видимо, поздних потомков нолдор, рожденных вне Амана), но при этом Алатариэль была выше женщин мориквэнди. 'Она была сильна телом, разумом и волей, под стать как мастерам мудрости, так и атлетам эльдар в дни их юности*(19). Даже среди эльдар она считалась красивой*(20), а ее волосы считались бесподобным чудом. Они были золотыми, как волосы ее отца и ее праматери Индис, но роскошнее и более сияющие, потому что их золото было тронуто каким-то воспоминанием о звездоподобном серебре волос ее матери; и эльдар говорили, что свет Двух Древ, Лаурэлин и Тэльпэриона, запутался в ее локонах. Многие думали, что это изречение впервые натолкнуло Фэанаро на мысль о том, чтобы заключить и смешать свет Древ, которые позже обрели форму в его руках как Сильмарилли*(21). Ибо Фэанаро созерцал волосы Налтариэль с удивлением и восторгом. Он трижды просил прядь, но Налтариэль не дала ему ни одного волоска*(22). Эти два родственника, величайшие из эльдар Валинорэ, стали недружественны навсегда*(23) (XXXI).
Имя Алатариэль было благозвучно и правильно передано на тиндаринский язык как Галадриэль. Имя произошло от основы общего эльдарина NAL 'сиять отраженным светом'; *налата - 'сияние, блестящее отражение' (от драгоценных камней, стекла или полированных металлов, или воды), на квэнйа это звучит как налта, на тэлэрине алата, на тиндарине галад, + общий эльдарский корень RIG 'шнурок, венок', *рига 'венок, гирлянда'; на квэнйа и тэлэрине это звучит как риа, на тиндарине как ри; на квэнйа и тэлэрине риэллэ, от -риэль 'девушка, увенчанная праздничной гирляндой'. Целиком = 'дева, увенчанная гирляндой яркого сияния', это имя было дано в отношении волос Алатариэль (XXXI). Артанис ('благородная женщина') выбрала имя Галадриэль в качестве своего тиндаринского имени; ибо это было самое красивое из ее имен, и, хотя в качестве эпэссэ, оно было дано ей ее возлюбленным, Тэлэпорно (Кэлэборн) из тэлэри, за которого она вышла замуж позже в Валариандэ. Тэлэпорно дал это имя в его тэлэринской форме - Алатариэль или Алатариэллэ. Квэнйаризованная форма звучит как Алтариэль, хотя ее истинной формой была бы Налтариэль (XXXI).
Налтариэль родилась в блаженстве Валинорэ, но прошло совсем немного времени, по меркам Благословенного Края прежде чем оно померкло; и после этого у Налтариэль не было мира внутри. Ибо в то время испытаний среди борьбы нолдор ее тянуло то туда, то сюда*(24). Она была гордой, сильной и своевольной, как и все потомки Финвэ, кроме Арафинвэ*(25); и как и ее брат Финдарато, из всех ее родственников наиболее близкий ее сердцу, она мечтала о далеких землях и владениях, которые могли бы принадлежать ей, и которыми она могла бы управлять без опеки, по своему усмотрению*(26). Однако глубже все еще жил в ней благородный и щедрый дух (орэ) ванйар и почтение к Валар, которое она не могла забыть*(27). С самых ранних лет она обладала чудесным даром проникать в умы других, но судила их с милосердием и пониманием, и никому не отказывала в своей благосклонности, кроме Фэанаро. В нем она увидела тьму, которую ненавидела и боялась, хотя и не замечала, что тень того же зла пала на умы всех нолдор и на нее саму*(28) (XXXI).
Гордыня все еще двигала ею, когда в конце Древних Дней после окончательного свержения Моринготто она отказалась от помилования Валар всем, кто сражался против него, и осталась в Средиземье*(29). Только когда прошло еще две долгих Эпохи, когда наконец все, чего она желала в юности, пришло к ней в руки, Кольцо Власти и владычество в Средиземье, о котором она мечтала, ее мудрость созрела*(30), и она отвергла власть, и, пройдя последнее испытание, ушла из Средиземья навсегда (XXXI).
Некоторые говорят, что Налтариэль была второй женой Тэлэпорно. 'Жена Тэлэпорно ускользнула (умерла) и оставила ему сына Амрота (Amroth). Обычно эльфы не вступали в брак повторно, но после приговора Мириэль им было разрешено сделать это на законных основаниях, если один партнер покинул другого*(31). Это случалось очень редко; но в такое время разделенных чувств, как конец Первой Эпохи, это могло произойти (LXXVI).
Но другие говорят, что Тэлэпорно и Налтариэль не были женаты (хотя и были обручены) в ужасные годы Войны Гнева*(32) (LXXVI).
*(1) В этом раннем фрагменте из-за путаницы с именами, Арафинвэ назван Финродом: 'Finrod Finwe's son was born.
*(2) Довольно непонятная фраза. Прекраснейшим - в каком смысле? Согласно многим текстам, Фэанаро был самым прекрасным из всех детей Илуватара. Возможно Арафинвэ и правда был 'мудрейшим сердцем', но тогда отчего эта мудрость нигде не проявилась и о ней ничего не сказано? Про Нэрданэль сказано, что она была прозвана Мудрой и поясняется, в чем эта мудрость проявлялась, но у нас нет ни одного примера того, где проявлялась особая мудрость Арафинвэ. Таким образом, это больше похоже на восхваление, чем на правду.
*(3) Четвертым ребенком и вторым сыном.
*(4) Характер Индис трудно назвать благородным - ведь Индис захотела выйти замуж за Финвэ, где-то через год после того, как Мириэль уснула в Лориэне ич если бы не Индис, то, быть может, судьба Мириэль не была бы разрушена, а Фэанаро не страдал бы и не потерял бы и отца еще до того, как стал совершеннолетним - он ушел из дома Финвэ так рано, как смог, до того, как ему исполнилось 50 лет, хотя Финвэ и Индис поженились когда Фэанаро исполнилось 160. Но в любом случае, благодаря желанию и согласию Индис, Финвэ обрек Мириэль на вечную Смерть. Каждый сам решает, благородно ли это, и комплимент ли для Арафинвэ, что он был похож на Индис душой. Однако, может быть, все обстоит наоборот: это благородство и стремление к добру Арафинвэ быть перенесено на Индис. Глядя на Арафинвэ, эльдар могли думать, что у его матери такая же душа.
*(5) Данная фраза, кажется, косвенно подтверждает ложность высказывания, что душа Арафинвэ была похожа на душу Индис, и что Арафинвэ любил Валар так же, как и ванйар. Ведь Арафинвэ искал мира не среди ванйар в Валмаре, городе Валар, а среди тэлэри в Алквалондэ.
*(6) Фраза 'в целом' намекает на то, что не у всех детей Арафинвэ были светлые волосы. Однако мы знаем, что у Финдарато, Аиканаро и Натариэль они были золотистыми, как у ванйар. Возможно у Артарэсто и Ангарато волосы были серебристыми как у матери и ее родичей, или черными, как у Финвэ и его родичей.
*(7) Это не так - имя Аиканаро является материнским именем (XXXI).
*(8) Прекрасным, справедливым - fair.
*(9) Но с другим значением: 'означавшее, что он происходил из рода ингар (родичей Ингвэ) и нолдор (XXXI).
*(10) Возможно, это утверждение справедливо только для Западного Валариандэ, но не для Восточного.
*(11) Из 'Природы Средиземья', главы 'Сложности в хронологии', мы узнаем, что Финдориэль (тинд. Финдуилас) могла родиться как в Амане, так и в Эндорэ (LXXVI). Значит, жена Аратрэсто последовала вместе с ним в Исход.
*(12) Fairest.
*(13) Согласно этой главе, мы можем видеть, что в этом славном Доме каждый славнее другого: каждый самый мудрый, мудрее всех, и самый прекрасный, прекраснее всех. Но, к сожалению, такое описание... обесценивает славность каждого из них. Однако я предлагаю читать Повесть дальше и судить каждого по его делам, поскольку в Доме Арафинвэ и правда были достойные, как и в Доме Нолофинвэ.
*(14) Это имя совпадало с именем предпоследнего сына Фэанаро.
*(15) Также говорится, что Эгнор (Аэгнор) был одним из главных врагов Моринготто, наряду с сыновьями Фэанаро (LXII).
*(16) Из этого мы узнаем, что Арафинвэ жил в Эльдамаре. Также мы узнаем, что между рождением его первого и последнего ребенка прошло 620 лет: 1362 - 1300 = 62 года Валинорэ.
*(17) Этот прекрасный абзац явно принадлежит Третьему Дому, но возникает вопрос - что сделала Алатариэль, чем прославилась, чтобы говорить о ней как о величайшей и мудрейшей из нолдор? Ведь даже 'фиал Галадриэль' был сделан по наставлению Фэанаро, как 'лампа Фэанора'. И как быть с тем, что здесь же ее отец назван 'мудрейшим сердцем', а ее дядя Нолофинвэ 'самым мудрым из нолдор'? Не говоря уже о том, что самым мудрым и прославленным творениями своей мудрости назван Фэанаро (при этом перечислены только самые удивительные из вещей, где его мудрость проявилась, однако, ни одного примера мудрости Алатариэль, Арафинвэ или Нолофинвэ мы не знаем). Таким образом, особенно исходя из дел Налтариэль, видно, что данная лестная характеристика лишь воспевание, не имеющее под собою основания. С другой стороны, эти слова о Налтариэль могли быть дописаны в позднее время - в Третью Эпоху. Эльдар Третьей Эпохи могли восхищаться 'великой и мудрой Галадриэль' - одной из очень немногих оставшихся аманэльдар - и уже забыть или даже не знать вовсе о других потомках Финвэ и самом Финвэ. Однако для эльдар Предначальной и Первой Эпохи... Артанис никак не выглядела образцом величия и мудрости.
*(18) Я не уверен, что Артанис действительно была прекраснее всех в Доме Финвэ - учитывая, что многочисленные восхваления уже оказались необоснованными, скорее всего, Налтариэль не была самой прекрасной.
*(19) Поскольку в данном конкретном тексте много восхвалений, противоречащих истине, у нас нет оснований быть уверенными и в справедливости высказываний, что Алатариэль была атлетом с сильной волей и разумом. Что касается 'мастеров мудрости', есть факты, противоречащие этому. В частности, Алатариэль говорила 's' вместо 'th', чтобы только не говорить, как Фэанаро (XXXI), хотя мастера мудрости и языковеды говорили, что такое произношение неправильное (XXXI). Судите сами, насколько мудра та, кто будет сознательно делать неправильно, лишь бы не делать как тот, кто ей не нравится.
*(20) Это высказывание подтверждает, что утверждение будто Налтариэль прекраснее всех в Доме Финвэ - это существенное преувеличение. Она была красива даже среди эльдар - согласитесь, это не одно и то же.
*(21) Автор этого текста не знал, так это или нет, он знал только, что 'многие думали, что это так'. Из 'Анналов Амана' можно понять, что это, видимо, не были многие из друзей Фэанаро, которые могли знать его мысли.
Румиль, основной автор 'Анналов Амана', был достаточно близок к Фэанаро и достаточно знал о создании Сильмариллей, чтобы знать не только год создания Сильмариллей (1450), но и год, когда они были задуманы (1449). В 'Анналах Амана' Румиль также писал, что 'Камни действительно были живыми (XXVII), а также опровергал клевету Мэлькора, будто он наставлял Фэанаро в создании Камней: 'И хотя Мэлькор сказал после, что Фэанаро получил его наставление в этой работе, Мэлькор солгал в своей похоти и своей зависти; ибо Фэанаро был движим только пламенем своего собственного сердца..."(XXVII)
При этом Румиль, который больше других знал о создании Сильмариллей, ничего не писал о том, что на мысль о смешении Света Древ Фэанаро навели волосы Налтариэль, хотя сама Налтариэль упоминается в 'Анналах Амана'.
Скорее всего, о том, что идею смешения Света Древ Фэанаро подали волосы Налтариэль, думали многие из последователей Младших Домов и сторонников Нолофинвэ, которые не знали мыслей Фэанаро.
*(22) Ранее о Фэанаро говорилось как о возгордившемся, но разве тот, кто возгордился, будет даже после отказа смотреть 'с удивлением и восторгом' и трижды просить о даре? Или, скорее, после первого же отказа обидится и больше никогда не выкажет своего восторга открыто?
*(23) Летописец, видимо, из народа Алатариэль называет ее 'величайшей из эльдар Валинорэ', в то время как Пэнголод таким же образом пишет о Турукано, а летописец Нолофинвэ в этих же выражениях отзывается о своем Лорде. Однако мы можем судить о том, кто из них и насколько был велик, по их делам, по тому, что и кем сделано и создано.
*(24) Такое поведение мало похоже на поведение 'мудрого эльда с сильной волей'.
*(25) Фэанаро его гордость ставили в вину, но у других потомков Финвэ о гордости говорится как о чем-то положительном.
*(26) Профессор по этому поводу писал 'Отдельные эльфы могут быть соблазнены своего рода второстепенным 'мэлкоризмом': желая быть сами себе хозяевами в Арде и делать все по-своему' (XXXIX). Фактически, Налтариэль единственная из всех потомков Финвэ, соблазненная вторичным мэлькоризмом, единственная, о ком говорится, что 'она мечтала о далеких землях и владениях, которые могли бы принадлежать ей, и которыми она могла бы управлять по своему усмотрению' (хотя из фразы 'как и ее брат', нужно сделать вывод, что Финдарато тоже в какой-то мере был заражен вторичным мэлькорианством, и это будет видно по его поступкам в Эндорэ). Ни в ком другом из потомков Финвэ порок не назван по имени; если не считать 'гордыню', в которой обвинен Фэанаро - справедливо или нет, смотрите сами по его поступкам.
*(27) Так мы узнаем, что во времена Непокоя, хотя на Налтариэль была Тень мэлькорианства, которую она не замечала, все же в глубине души в ней было добро. И Налтариэль металась меж тем, что правильно и тем, что хочется, и... забегая вперед, мы знаем, что в конце концов желания взяли верх.
*(28) Классическое - в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь. Налтариэль судила не по справедливости, но исходя из своих предпочтений, что лишний раз показывает ложность утверждения о ее Мудрости. Возможно, Налтариэль была зла на Фэанаро за то, что его Дом был Старшим, а властолюбивая Нэрвэндэ была младшим ребенком младшего из полубратьев Фэанаро, который удалился из Тириона, чтобы не участвовать в конфликтах, и, таким образом, желающей славы и власти Налтариэль доставалась лишь жизнь в глуши, в то время как Фэанаро был прославлен на весь Аман. Очень похоже на то, что ревность и зависть не давали Налтариэль покоя.
*(29) Довольно возмутительно звучит фраза о помиловании, поскольку это Валар должны были просить прощения - о чем позднее будет рассказано во всей полноте. Однако фраза на английском может быть переведена двояко. Как отказалась принять помилование, так и отказалась принять извинения: she refused the pardon of the Valar.
*(30) И это высказывание окончательно показывает, что Алатариэль в Валинорэ не была 'мудрее Фэанаро', но правдиво утверждение, что ее мудрость 'возрастала с годами' и выросла только спустя больше десятка тысяч лет, в конце Третьей Эпохи.
*(31) В действительности - только если один из партнеров умер и решил больше не возвращаться к жизни. Очевидно, первая жена Тэлэпорно погибла (как будет косвенно сказано дальше) ближе к концу Первой Эпохи, и Тэлэпорно не мог жениться на Налтариэль, пока, видимо, после Войны Гнева не нашел, как попросить у Намо разрешение жениться повторно, так как его жена отказалась возрождаться. О том, хорошо это или плохо, уже говорилось в другой главе, здесь же для нас важен сам факт биографии Тэлэпорно и Налтариэль - после обращения к Намо должно было пройти 120 лет, после чего Тэлэпорно мог жениться повторно.
(32) Летописцы называют отцом Амрота (Amroth) то Тэлэпорно, то синдо по имени Амдир, но в любом случае Налтариэль не могла быть матерью Amroth'а, так как Amroth во Вторую Эпоху был королем Лориэна, а для этого хотя бы по матери он должен был быть нандо и должен иметь право на трон - будучи сыном Тэлэпорно и внуком младшего брата Эльвэ, Amroth был из 'царского рода'. При этом мы знаем, что первая жена Тэлэпорно, мать Amroth'а, 'оставила Тэлэпорно (видимо погибла, иначе второй брак был бы невозможен) и только в 'Природе Средиземья', где профессор рушит все ранее написанное об Арде, Налтариэль названа матерью Амрота (Amroth). Так как Амрот (Amroth) был последним королем нандор Лориэна, ему нужно было быть нандо хотя бы по матери - так мы узнаем, что первая жена Тэлэпорно была из нандор. Возможно из тех нандор, что в поселились в Лэстанорэ.
*(33) Теперь, когда вы прочли о Первом, Втором и Третьем Доме, вы можете видеть, что о Фэанаро и его Доме похвала дана довольно скупо, и при этом сказано немало плохого. О Втором Доме говорится много лестного и ничего плохого. О Третьем Доме говорится как о самом-пресамом мудром, благородном и прекрасном, а о весьма значительных недостатках Алатариэль говорится очень лаконично и сжато. Но при этом Первый Дом славен делами, которые невозможно принизить, а Младшие Дома... были славны разве что тем, кто и где стал королем (за исключением Финдэкано и младших братьев-арафинвиони, которые доблестно сражались с Моринготто). То есть не личными заслугами, а тем, что родились в Доме Финвэ. Делайте выводы сами.
*(34) Такое же имя носил племянник Артарэсто, сын Ангарато.