Послушайте теперь о мыслях и делах жителей Валинорэ в те великие дни (LIX). Вторжение извне в "искусственный" мир Валар вскоре уничтожило его! (LXXVI)
Валар теперь сидели за горами и пировали, и прогоняли 'мятежных и (LIX) изгнанных нолдоли из своих сердец*(1), все, кроме Манвэ и Улмо. Больше всего их помнил Улмо, который собирал вести о внешнем мире через все озера и реки, впадающие в море*(2) (XLIII).
Впоследствии Эльвэнилдо Илвэрин, сын Воронвэ*(3) говорил, что 'только Улмо, Повелитель Вод, никогда не забывал горестей эльфийских родов, находившихся под мощью Моринготто, но он мало что мог сделать из-за гнева других Валар, которые закрыли свои сердца перед расой нолдор*(4), и жили за сокрытыми холмами Валинорэ. не обращая внимания на Внешний Мир, настолько глубоки были их сожаление и горе по поводу смерти Двух Древ*(5) (LIX).
Тогда смутное беспокойство вновь начало будоражить Валинорэ, и сердца Валар встревожились, и эльдар говорили один другому, и такова была их мысль:
- Се, весь мир стал ясным, как дворы Валар, по миру можно идти прямо, как по проспектам Вансамирина*(6) или террасам Кора; и Валинорэ больше не в безопасности, потому что Моринготто ненавидит нас, не переставая, и он владеет внешним миром, и многочисленны и дики там его союзники, - и здесь в своих сердцах они сосчитали даже нолдоли и невольно опозорили их в своих мыслях*(7), не забыли они и людей, против которых Мэлько солгал в древности*(8) (LIX).
Действительно, в радости последнего расцвета Древ и великого и радостного труда по созданию кораблей страх перед Моринготто был отброшен, и горечь тех последних злых дней и исхода народа нолдор погрузилась в сон - но теперь, когда в Валинорэ снова был мир, а его земли и сады были исцелены от их повреждений, память снова пробудила гнев и горе жителей Валинорэ (LIX).
В самом деле, если Валар не забыли глупости нолдоли и ожесточили свои сердца, то еще больше разгневались эльфы, а солосимпи были полны ожесточения против своих родичей, желая никогда больше не видеть их лиц на дорогах своего дома*(9). Среди тэлэри главными были те, чьи родственники погибли в Гавани Лебедей, а их предводителем был некий Аинаирос, который сбежал из этого столкновения, оставив своего брата мертвым*(10); и он непрестанно стремился своими словами побудить эльфов к еще большему непрощенному гневу и обиде сердца*(11) (LIX).
Это было горе для Манвэ, но он видел, что его замысел еще не завершен, и что мудрость Валар должна быть снова направлена на более совершенное управление Солнцем и Луной. Поэтому он созвал Валар и эльфов на совещание, чтобы их совет мог улучшить его замысел, и, более того, он надеялся мягкими словами мудрости успокоить их гнев и беспокойство, прежде чем из него придет зло*(12) (LIX).
Ибо ясно он видел здесь яд обманов Мэлько, которые жили и размножались повсюду, куда бы он ни бросил их, они были более плодотворны, чем любое семя, посеянное на Земле; и Манвэ уже сообщили, что древний ропот эльфов, по поводу их свободы, возобновился снова, и что гордость довела некоторых до безумия, так что они не могли вынести мысли о приходе Человечества*(13) (LIX).
Ропот становился все громче и дошел до речи на совете, который был теперь созван для коректировки курсов Солнца и Луны; и все древние обиды, которые вспыхивали раньше по наущению Мэлько относительно свободы эльфов - даже та борьба, которая закончилась "изгнанием" нолдоли - снова обострились. Однако сейчас немногие имели сострадание к нолдор (LIX).
Теперь Манвэ сидел перед Кулуллином в тяжелом расположении духа и испытующе смотрел на собравшихся рядом Валар и на эльдар возле его колен, но он не раскрыл полностью свой разум, сказав им только, что созвал их на совет еще раз, чтобы определить пути Солнца и Луны и разработать порядок и мудрость на их путях. Тогда сразу же заговорил перед ним Аинаирос, сказав, что другие дела были глубже в их сердцах, чем это, и он изложил перед Валар мысли эльфов относительно нолдоли и о наготе земли Валинорэ по отношению к внешнему миру (LIX).
При этом поднялось сильное волнение, и многие Валар и их народ громко поддержали Аинаироса, а некоторые другие эльдар закричали, что Манвэ и Варда заставили их родичей жить в Валинорэ*(14), обещая эльфам там неизменную радость - теперь пусть Валар позаботятся о том. чтобы радость эльдар не сводилась к мелочам, поскольку Моринготто владел миром, и они не осмеливались отправиться в места своего пробуждения, даже если бы и захотели*(15) (LIX). Те из эльдар, которых манил новый светлый мир, не осмелились из-за силы Моринготто вырваться из Валинорэ (LIX). Более того, большинство Валар были лишены своей древней праздности и страстно мечтали только о мире, желая, чтобы ни слухи о Моринготто и его насилие, ни ропот беспокойных нолдор никогда больше снова не появлялись среди них и не нарушали их счастье; и по этим причинам они также требовали сокрытия земли. Не последними среди них были Вана и Нэсса, хотя большинство даже из великих Валар были единодушны в этом*(16). Напрасно Улмо в своем предвидении*(17) умолял их о сострадании и прощении нолдоли, или Манвэ раскрывал тайны Музыки Аинур и цель мира; и этот совет был долгим и очень полным шума, и был наполнен ожесточенностью и жгучими словами более, чем любой другой; поэтому Манвэ Сулимо наконец удалился от них, сказав, что никакие стены или оплоты не могут теперь отразить от них зло Моринготто, которое уже жило среди них и затмило все их разумы*(18) (LIX).
И так случилось, что враги нолдор провели совет Валар, и кровь Копаса уже начала свое ужасное дело*(19); (LIX) и, в конце концов, враги нолдор, несмотря на все, что Улмо мог сказать или его мольбы, и несмотря на милосердие Манвэ*(20), поддержали обсуждение [других] Валар - и так произошло то, что в историях называется Сокрытием Валинорэ (LIX). И Манвэ, Варда и Улмо, владыка Морей не принимали в этом участия, но никто другой из Валар или эльфов не оставался в стороне от этого, хотя у Йаванны и Ороме, ее сына, было тяжело на сердце*(21) (LIX). И Валар в то время не вышли сражаться с Моринготто, и их величайшая возможность обрести славу и вечную честь была упущена (как Музыка Илуватара и предвещала - и они мало понимали это - и кто знает, будет ли так, что спасение мира и освобождение людей и эльфов когда-нибудь снова придет от них? Некоторые шепчут, что нет, и надежда обитает только в далекой стране людей, но как это может быть, не известно) (LIX).
2.
Лориэн и Вана возглавили Валар*(22), и Аулэ предоставил свое мастерство, а Тулкасто - свою силу*(23), а Валар в то время не отправились завоевывать Моринготто, и величайшей жалостью было это для них после, и все же так есть; ибо великая слава Валар из-за этой ошибки не достигла своей полноты на протяжении многих веков Земли, и мир все еще ждет ее (LIX).
3.
Но, видя нападение на Тилиона, Валар были в сомнении, опасаясь, что злоба и изобретательность Моринготто могут быть направленны против них. Не желая, как уже было сказано, вести войну с Моринготто в Средиземье, они, тем не менее, помнили о разрушении Альмарэна и решили, что подобное не должно случиться с Валинорэ (XLII). Они все еще были разгневаны и ожесточены из-за неблагодарности нолдор и жестокого убийства в Лебединой Гавани*(24). Более того, какое-то время все, кроме Тулкасто, боялись мощи и хитрости Моринготто. Поэтому "Валар задали себе новые и могущественные труды, каких не видели среди них со времен первого строительства Валинорэ (LIX). Теперь они укрепили весь Валинорэ и установили бессонную стражу на стене гор (XLIII); и они подняли горные стены Пэлори, сделав их отвесными и ужасающе высокими на востоке, севере и юге*(25). Внешние стороны их были темны и гладки, без опор и выступов "для чего-либо, кроме птиц (XLII), и падали отвесные стены в огромные пропасти с гранями, твердыми, как стекло, и поднимались к высям с коронами из белого льда. Бессонная стража была установлена на них. Никакой проход не вел через них - за исключением Калакирйан, где все еще стоял заброшенный зеленый холм Туна "или Кор (XLII).
Этот проход Валар не закрыли из-за эльдар, что остались верными*(26): ибо всем представителям эльфийской расы, даже ванйар и Ингвэ, их Лорду, нужно дышать порой внешним воздухом и ветром "Средиземья (XLII), приходящим с Моря из земель их рождения; и Валар не хотели ("не могли (XLII)) отделять тэлэри полностью от их сородичей. Поэтому в Калакирйан поставили крепкие сторожевые башни и множество стражей; и на выходе из ущелья на равнинах Валмара расположилось войско; ибо арсеналы Валар были открыты, и маиар, и Сыны Валар выстроились, как для войны (XXVII). Там, у прохода возле Кора, были поселены оставшиеся эльфы (нолдор), и теперь они редко посещали Валмар или высоту Таниквэтиль, но им было приказано (XLIII) беспрестанно охранять этот проход*(27), и остатки нолдор*(28) всегда жили в глубоких расщелинах гор и на равнине Валмара, где проход ведет в Валинорэ*(29), и линдар (ванйар) стояли лагерем в качестве стражей (XLII). Восстановленный с помощью Оссэ (L) флот тэлэри*(30) удерживал берег (XLII). Ни птица, ни зверь, ни эльф, ни человек, ни какое-либо другое существо, что обитало в Средиземье, не могло пройти этот военный лагерь*(31) (XXVII), не могло приблизиться к берегам фэйри (эльфов) или ступить в Валинорэ*(32) (XLIII).
И также в то время, которое в песнях называется Нурталэ Валинорэва, Сокрытие Валинорэ, были созданы Зачарованные Острова, 'волшебные острова, наполненные чарами (ХLVIV), и все моря вокруг них наполнились тенями и замешательством; и эти острова были натянуты, как сеть, в Сумрачных Морях с севера на юг, прежде чем Тол Эрэссэа, Одинокий Остров, достигался плывущим на запад, 'чтобы поймать моряков и погрузить их в вечный сон (XLIII) 'и чары (LIX). Едва ли могло пройти какое-нибудь судно между ними "во мраке или пробиться в залив Эльфийского Дома (Эльдамара) (XLII): ибо под опасные звуки волны вечно вздыхали о темных скалах, окутанных туманом. И в сумерках сильная усталость охватывала моряков "в той стороне (XLII) и отвращение к Морю; и все, кто когда-либо ступал на острова, были там пойманы в ловушку и спали до Изменения Мира*(33). Таким образом, как и предсказал Мандос в Арамане, Благословенный Край был закрыт для нолдор и из многих посланников, которых они в последующие дни отправили на Запад, никто никогда не добрался до Валинорэ, кроме одного: могущественнейшего мореплавателя из песен (XXVII) или легенд*(34) (XLII), и он пришел слишком поздно*(35) (XLIII).
4.
Валар сделали восточную сторону окружающих их гор еще более непроходимой, чем когда-либо прежде, и Кэми сотворила такую земную магию вокруг их пропастей и недоступных вершин, что из всех пугающих и ужасных мест на могучей Земле этот вал Валар, который смотрел на Эруман, был самым ужасным и опасным*(36), и ни Утумна, ни места Моринготто на Железных Холмах не были полны такого непреодолимого страха. Более того, даже на равнинах к востоку от гор были нагромождены те непроницаемые сети цепкой тьмы, которые Унгвэлиантэ сбросила в Валинорэ после уничтожения Древ.
Теперь Валар насылали эти сети тьмы из своей яркой земли, чтобы тени могли полностью опутать шаги всех, кто шел теми путями, и тени текли и распространялись повсюду, лежа даже на лоне Сумрачных Морей, пока Залив Фэйри не померк, и сияние Валинорэ больше не просачивалось туда, и мерцание светильников Кора померкло, и навсегда оно покинуло драгоценные берега*(37). С севера на юг шли чары и неприступная магия Валар, но они были недовольны; и они сказали:
- Вот, мы заставим все пути, ведущие в Валинорэ, как известные, так и тайные, полностью исчезнуть из мира или предательски блуждать в слепом замешательстве*(38) (LIX.)
Так они и сделали, и не осталось ни одного русла в морях, которое не было бы преграждено опасными водоворотами или течениями подавляющей силы, для смятения всех кораблей. И духи внезапных бурь и неожиданных ветров, обитающие там по воле Оссэ, и другие духи неразрешимого тумана*(39). Не забыли Валар и долгих окольных путей, которые посланцы Валар знали и которые следовали через темные пустыни севера и самого глубокого юга; и когда все было сделано согласно их замыслу, Лориэн сказал:
- Теперь Валинорэ стоит отдельно от других, и у нас есть мир (peace), - и Вана с легкостью сердца еще раз запела о своем саде (LIX).
Но среди всех обитателей Валинорэ сердца солосимпи внушали им опасения, и они стояли на берегу вблизи своих древних домов, и смех не приходил к ним легко вновь, и они смотрели на Море, и, несмотря на его опасность и на его мрак, они боялись, что оно все еще может принести зло в землю*(40). Тогда некоторые из них пошли говорить с Аулэ и Тулкасто, которые стояли рядом, и тэлэри сказали:
- О великие из Валар, прекрасно и чудесно потрудились Валар, но мы думаем в наших сердцах, что чего-то еще не хватает; ибо мы не слышали, чтобы путь бегства нолдоли, даже ужасный проход через скалы Хэлкараксэ, был разрушен. И все же туда, куда ступали дети эльдар, также могут вернутся сыновья Моринготто*(41), несмотря на все ваши чары и уловки; и у нас нет мира в сердце из-за незащищенного моря (LIX).
Тогда Тулкасто засмеялся, сказав, что теперь в Валинорэ ничто не может прийти, кроме как через высшие воздушные потоки:
- И Моринготто не имеет там никакой власти, как и вы, о малые Земли (LIX).
Но Аулэ пришел к Манвэ и высказал ободряющие слова, говоря, что Валмар все еще стоит, а Горы высоки и являются надежным оплотом против зла*(42).
- Се! - говорил Аулэ, - если Моринготто еще раз устроит беспорядки в мире, разве он не был закован в цепи раньше, и то же самое может случиться снова. Смотри, коль скоро я и Тулкасто заполним тот проход, который ведет к Эруману и морям, тогда Моринготто никогда больше не придет сюда этой дорогой*(43) (XXXVI).
И по велению Аулэ, Тулкасто отправился с этим Валой (с Аулэ) в горькие места печали нолдор, и Аулэ могучим молотом своей кузницы разбил стену зубчатого льда, и когда лед был расколот до самых холодных вод, Тулкасто разорвал Хэлкараксэ на части своими огромными руками, и моря ревели между ними, и земля Валар была полностью отделена от царств Земли (LIX).
Аулэ и Тулкасто сделали это по велению Береговых Эльфов, но Валар ни в коем случае не допустили бы, чтобы то низкое место в холмах под Таниквэтиль, которая лежала перед Заливом Фэйри, было загромождено камнями, как того желали солосимпи, поскольку там было много прекрасных лесов Оромэ*(44), и места наслаждения, и ванйар не потерпели бы, чтобы Кор был разрушен или слишком сильно прижат мрачными горными стенами*(45) Тогда солосимпи говорили к Улмо, но он не послушал их, сказав, что никогда они не учились такому ожесточению сердца в его музыке, и что скорее они слушали шепот Мэлько проклятого*(46). И, идя от Улмо, некоторые смутились, а другие пошли и разыскали Оссэ, и он помог им вопреки Улмо; и в результате труда Оссэ в те дни возникли Зачарованные Острова; ибо Оссэ поставил их большим кольцом вокруг западных пределов могучего моря, так что они охраняли Залив Фэйри, и хотя в те дни огромный мрак этой далекой воды охватывал все Сумрачные моря и простирал к ним языки тьмы, они все же сами были превосходно красивы на вид (LIX).
И корабли, которые шли по этому пути, должны были завидеть их издалека, иначе когда-нибудь они достигли бы последних вод, омывающих эльфийские берега, и Зачарованные Острова были настолько заманчивы, что немногие имели возможность пройти мимо них, и делали все возможное, чтобы внезапные штормы заставили их направиться к тем пляжам, галька которых сияла, как серебро и как золото. Тем не менее, все, кто ступал на тот берег, никогда больше не возвращались оттуда, но, будучи вплетены в сети волос Ойнэн (Уинэн), Леди Моря и погружены в вековой сон, который Лориэн установил там, лежали на краю волн, как те, кто утонув, был снова выброшен на поверхность волнами моря; скорее всего, эти несчастные спали непостижимо, и темные воды омывали их конечности, а их корабли гнили, покрытые водорослями, на этих заколдованных песках, и никогда больше не плыли под ветрами затемненного Запада (LIX)*(47).
5.
Кор - в городе, затерянном и мертвом траурный холм, гигантский, увенчанный валом, стоит, глядя на лазурное море, под лазурным небом, на темной земле, словно на порфировом полу. Блестят мраморные храмы белые и ослепительные залы; и желтовато-коричневые тени с длинными пальцами создаются в резных решетках на стенах из слоновой кости, массивными деревьями, укоренившимися в тени, как каменные точеные колонны свода с древком и капителью из черного базальта. Там медленные забытые дни навеки пожинают тихие тени, отсчитывающие богатые часы; и ни один голос не шевелится; и все мраморные башни белые, горячие и беззвучные, вечно пылают и спят (XLVIII).
6.
Сказано, что, хотя Валар вели войну с Мэлькором от имени квэнди, так и теперь они воздержались от войны от имени хильди, Пришедших-следом, младших детей Эру*(48). Ибо тяжелы были раны Средиземья в войне с Утумно, и Валар боялись, что еще худшее может случиться теперь; в то время как хильди должны быть смертными и слабее квэнди, чтобы противостоять страху и беспорядкам. Более того, Манвэ не было открыто, где должно быть начало человечества: на севере, юге или востоке. Поэтому Валар послали свет в мир, но укрепили землю своего жилища*(49) (XXVII).
Совершенно ясно утверждается, что отказ Валар начать войну с Моринготто был глубокой ошибкой, умаляющей их самих и (как оказывается) непоправимой (XVI).
Валар запретили возвращение нолдор и сделали невозможным для эльфов и людей достижение Амана, поскольку этот эксперимент оказался катастрофическим*(50). Но они не оказали нолдор помощи в борьбе с Моринготто*(51). Манвэ, как бы то ни было, послал маиар - духов в форме орлов, чтобы они жили недалеко от Талторонти (Тангородрим) и следили за всем, что делает Моринготто, и помогали нолдор в крайних случаях. Улмо отправился в Валариандэ и принял тайное, но активное участие в эльфийском сопротивлении.
Валар "увядают" и становятся бессильными именно по мере того, как форма и устройство вещей становятся более определенными и стабильными. Чем длиннее Прошлое, тем ближе определено Будущее и тем меньше места для важных изменений (беспрепятственного действия на физическом плане, не разрушительного по своей цели). Прошлое, однажды "достигнутое", стало частью "Музыки в Бытии". Только Эру имеет возможность и может изменить "Музыку". Последним крупным усилием демиургического рода, предпринятым Валар, было поднятие хребта Пэлори на большую высоту. Можно рассматривать это как если не действительно плохой поступок, то, по крайней мере, как ошибочный. Улмо не одобрял этого. У поступка Валар была одна хорошая и законная цель: сохранение неиспорченной по крайней мере части Арды. Но, похоже, у этого деяния также были эгоистичные или отвергающие долг (или вызванные отчаянием) мотивы; ибо попытка сохранить эльфов непорочными в Амане, оставляя им свободу, оказалась неудачной: многие отказались прийти в Благословенное Королевство, многие восстали и покинули его. Между тем, что касается людей, то Манвэ и все Валар прекрасно знали, что они не могут прийти в Аман вовсе; и долголетие Валар и эльдар (одинакового протяжения во времени с жизнью Арды) было прямо не разрешено людям. Таким образом, "Сокрытие Валинорэ" приблизилось к противопоставлению собственничеству Моринготто конкурирующего собственничества, создав частные владения света и блаженства против тьмы и господства: дворец и место наслаждения или место отдыха (хорошо огражденное) против крепости и подземелья (XVI).
Закрытие Валинорэ против мятежных нолдор (покинувших его добровольно и после предупреждения) было само по себе справедливым*(52). Но если мы осмелимся попытаться проникнуть в сознание Старшего Короля, определить мотивы и выявлять недостатки, есть вещи, о которых следует помнить, прежде чем выносить приговор. Манвэ был духом величайшей мудрости и благоразумия в Арде. Он представлен как обладатель величайших знаний о Музыке в целом, которыми обладает любой конечный разум; и он единственный из всех личностей или умов того времени представлен как имеющий право прямого обращения за помощью и общения с Эру. Он должен был уловить с большой ясностью то, что даже мы можем смутно осознавать: что существенным способом процесса "истории" в Арде было то, что зло должно постоянно возникать, и что из него должно постоянно приходить новое добро*(53). Одним особым аспектом из этого является странный путь, которым зло Исказителя или его наследников превращается в оружие против зла. Если мы рассмотрим ситуацию после побега Моринготто и восстановления его обители в Средиземье, мы увидим, что героические нолдор были лучшим возможным оружием, с помощью которого можно было держать Моринготто в безвыходном положении, практически осажденным и, во всяком случае, полностью занятым, на северной окраине Средиземья, не провоцируя его на безумие нигилистического разрушения. А тем временем люди, или лучшие представители человечества, стряхнув с себя его тень*(54), вступили в контакт с народом, которые действительно видел и испытал на себе Благословенное Царство (XVI).
Но в этом же тексте говорится, что 'когда Валар вознесли Пэлори, это был нехороший поступок: он был близок к противостоянию Моринготто в его собственном ключе, за исключением элемента эгоизма в их цели сохранить Аман как блаженный край для жизни (XVI).
В своем объединении с воюющими эльдар люди возвысились до максимально возможного уровня, и благодаря двум бракам была осуществлена передача или вливание в человечество благороднейшей эльфийской линии*(55), готовясь к еще далеким, но неизбежно приближающемся дням, когда эльфы "угаснут" (XVI).
В довершении всего вышесказанного, необходимо добавить, что Валар не могли не знать, что Единый хотел от них войны с Мэлькором и победы над Моринготто. Еще когда Единый говорил с Манвэ о возрождении эльфов, 'Эру явно считает, что Валар следовало оспорить господство Мэлькора в Средиземье раньше и сделать его "безопасным для эльфов" - у Валар не было достаточно эстэль ['доверия Единому'], что в законной войне Эру не позволил бы Мэлькору настолько повредить Арду, что Дети не смогли бы прийти или жить в ней. (LXXVII). И теперь над Ардой нависла еще более страшная беда, чем владычество Мэлькора - владычество Моринготто, но Валар отказываются сражаться, прикрываясь словами о разрушении мира и благе Детей, хотя уже знают волю Единого и его ответ на такие слова*(56).
Примечания.
*(1) Но в действительности нолдоли не были изгнаны Валар, а ушли сами. И омраченные Валар врали себе и другим, что нолдор не отвергли их, а были "изгнаны", более того, были изгнаны за мятеж - как было сказано в главах об Исходе, нолдор не устраивали мятежа. Пришедшие по доброй воле, они были в своем праве покинуть Аман, согласно своей воле. И Манвэ, правитель Амана, не мешал им в этом, то есть его волю нолдор также не нарушали. Но волю Манвэ нарушали другие Валар, и будучи мятежниками сами, он обвинили в мятеже нолдор, желая иметь полную власть над всеми эльфами и держать их в Амане как питомцев.
*(2) А Манвэ собирал новости о нолдоли и Эндорэ через своих птиц. Так же не оставляли нолдор и других эрухини - Оромэ, Варда, Ниэнна, даже Йаванна. Нельзя сказать, оставлял или нет Эндорэ Намо, так как он ни во что не вмешивался; но он всегда выполнял волю Манвэ.
*(3) На гномише Ilfiniol, сын Bronweg. Имя Эльвэнилдо образовано от elwen (сердце, как орган) (QL: 35; QL: 52) и nildo (друг) (Ety (NIL/NDIL) означает что-то типа Сердешный друг (Ilfiniol в свою очередь означает Сердечный Ilfin+iol), хотя в "Утраченных Сказаниях" это имя переведено на английский как "Маленькое сердце". Но Профессор часто переводит квэнйа на английский не буквально. Так, например, Indo-ninya в песни Фириэль Профессор перевел как "мое сердце", в то время как в действительности indo означает "настроение, настрой, расположение духа, чувство, нутро" (VT39:23) и Indo-ninya правильно перевести, как "мое нутро", причем в значении "я сейчас так чувствую". По причине того, что английский весьма бедный язык, на нем нельзя передать многие квэнийские слова, в то время как русский позволяет это сделать.
*(4) Именно из-за таких внутренних авторов из последователей Нолофинвэ у многих сложилось мнение, что только Улмо не оставлял живших в Эндорэ. Однако, тексты показывают, что Манвэ и немногие другие Валар также помогали нолдор и людям в борьбе с Моринготто. При этом, если бы Улмо помогал нолдор вопреки воле Манвэ, то Улмо также был бы бунтовщиком и заговорщиком. Но поскольку нолдор помогал сам Король Мира, это сразу же снимает с них любые обвинения против Валар: они действовали при поддержке Манвэ.
*(5) Теперь Эльвэнилдо оправдывает "остальных Валар", презревших свой долг и бросивших эрухини, тем, что они слишком сожалели о гибели Древ. Валар прировали за горами, не желая знать бед мира, потому что очень сильно горевали о гибели Древ.
*(6) Вансамирин - "Дорога праздника Двойного Веселья": дорога, по которой шли толпы эльдар и маиар на праздник Самириэн. "Валар устраивали праздник на один день каждый седьмой год, чтобы отпраздновать приход эльдар в Валинорэ, и каждый третий год устраивали меньший праздник, чтобы отметить приход белого флота солосимпи к берегам Эльдамара; но в каждый двадцать первый год, когда оба этих праздника совпадали, Валар устраивали один из величайших торжеств, и оно длилось семь дней, и по этой причине такие годы назывались "годами двойного веселья" - Самириэн (XXXVI). На праздник Самириэн собирались все эльфы Валинорэ, и для них нужны были действительно широкие проспекты.
*(7) Ушедших из Валинорэ на войну с Тьмой, оставшиеся в Валинорэ и звавшие себя "Светлыми" обвинили в предательстве, в восстании против Манвэ и Валар, придумали назвать изгнанными, а в довершение всего, стали говорить, что нолдоли союзники Моринготто. Воистину Валинорэ затемнилось и стало тягостным местом. Неудивительно, что Фэанаро отказался возвращаться из Мандоса, чтобы жить в таких землях.
*(8) Фэанаро обвиняли в том, что он наслушался лжи Мэлькора и говорил с его слов. Однако нигде в текстах этому не было подтверждений. При этом сейчас дано прямое указание на то, что оставшиеся в Валинорэ клеветали на людей, помня слова Мэлько.
*(9) Здесь говорится об эльдар и солосимпи - то есть о ванйар и тэлэри. И ванйар, всегда учась у Валар, разгневались на нолдор, а тэлэри, кого привезли в Валинорэ только из-за бесконечных просьб нолдор, теперь не желали видеть нолдор на дорогах Валинорэ.
*(10) Итак, мы знаем, что Аинаиросэ это некий "герой", который не пошел на поиски Моринготто и потому остался в Гаванях, но увидев, что его брата убили, испугался и бежал из боя, а потом, уже будучи в безопасности и поддерживаемый общественным мнением, стал громче всех кричать, обвиняя нолдор.
*(11) Английский язык под словом "горечь" имеет совсем не то же, что и русский. Согласно определению, bitterness of heart, это "неразрешенный, непрощенный гнев и обида. Это результат перехода гнева от переживания к убеждению. Горечь бурлит и постоянна. Ожесточенные люди несут то же бремя, что и злые, но в большей степени".
*(12) Даже из этих слов видно, что Манвэ не забыл о нолдор и искал пути как им помочь; но прежде он должен был не дать Тени захватить Валинорэ.
*(13) Те самые эльфы, ванйар и, возможно, тэлэри, что обвиняли нолдор в мятеже и не желали их знать, теперь сами роптали против Валар, стремясь так юже уйти из Амана - но при этом себя они считали хорошими, в нолдор плохими. И если нолдор покинули Аман, чтобы сражаться с Тьмой, то многие из новых "мятежников" хотели уйти, чтобы не дать людям получить землю.
*(14) Фэанаро говорил, что эльдар свободно пришли в Валинорэ и могут свободно уйти, и был обвинен в мятеже и восстании. Теперь же продолжающие поносить Фэанаро еще и обвиняли Манвэ и Варду в том, что они заставили эльдар поселиться в Валинорэ.
*(15) Фэанаро говорил, что, если кто из эльдар и останется в Амане, то не из трусости. Но затемнившиеся ванйар и тэлэри открыто говорили о собственной трусости и требовали от Валар обеспечить им блаженство.
*(16) Изначально Великими Валар были названы семеро: 'Семь Великих Царства Арда - это Манвэ и Мэлькор, Варда, Улмо, Йаванна, Аулэ и Ниэнна; ибо хотя Манвэ их вождь (король), в величии они равны, превосходя вне всякого сравнения всех остальных, будь то Валар и их род, или любой другой род, который задумал (создал) Илуватар (XXIV). Так как Мэлько перестал быть Вала, то Великих осталось шесть: Манвэ, Варда, Улмо, Йаванна, Аулэ, Ниэнна. Из них мы точно знаем, что Манвэ, Варда, Улмо и Йаванна не хотели сокрытия Валинорэ, скорее всего того же мнения была и Ниэнна - поэтому никак не могло быть, что "большинство из Великих Валар" были за сокрытие Валинорэ - скорее всего, за это из Великих был только Аулэ.
*(17) Точнее в своем "предзнании" - foreknowing.
*(18) Валар, народ Валар и эльфы Валинорэ вновь открыто бунтовали против Манвэ, но их никто не называл мятежниками, и никто не обвиняет их в бунте или затемненном сердце, хотя это было правдой, и Манвэ во всеуслышание сказал, что Тень Моринготто живет в Амане и затмила большинство умов.
*(19) "Кровь Копаса" - это отсылка к Проклятию Севера, Проклятию Мандоса, которое, якобы, наложил Намо на нолдор. Но как можно видеть из текста, никто не вспоминал на совете о пролитой крови, но многие желали уйти из Валинорэ, однако были слишком трусливы, чтобы сделать это, и потому требовали, чтобы им вернули блаженство, гарантировали безопасность в праздности, и еще возмущались приходом людей, отвергая волю Единого и предписанное им. Ни один из поступков нолдоли никоим образом не связан с этим. Так же никоим образом поступки нолдор не могли влиять на то, что "зло Моринготто жило среди народов Валинорэ и затмило все их разумы". Таким образом, Проклятье вновь используется как оправдание собственных темных поступков и собственной слабости.
*(20) Ранее тэлэри во главе с Ольвэ отказались дать корабли под эгидой того, что это якобы нарушит волю Манвэ - но вот они слышали волю и Манвэ, и Эру, но не желали прислушиваться, а делали только то, что хотели сами. Так становится ясно, что и в Альквалондэ тэлэри лишь прикрывались именем Манвэ, чтобы не дать нолдор их же корабли, "не желая ухода своих друзей". Но помимо того, что тэлэри отвергли прямую волю Манвэ и Эру, они также не смягчились даже перед мольбами Улмо, которого всегда так превозносили на словах.
*(21) Также сложно представить чтобы Ниэна, скорбящая о каждой ране мира, или Намо, которому открыто будущее и воля Единого, участвовали бы в Сокрытии Валинорэ.
*(22) Любовь Ваны и Лориэна пробудила Древа и дала им силы цвести в последний раз. Такое событие должно было возвысить души этих двоих, и Вана даже покаялась в своем эгоизме, но... и покаяние, и возвышение были недолгими, и вот Лориэн и Вана возглавили бунт против Манвэ и Илуватара.
*(23) Тулкасто прибыл в мир, чтобы сражаться с Моринготто, но делал это один-единственный раз в жизни, а после приложил свою силу для того, чтобы спрятаться от Моринготто и прибывать в праздности, ища блаженства. Никто так не пал во время Сокрытия Валинорэ, как Тулкасто. Возможно, именно по этой причине ему не отведено особой роли при Последней Битве.
*(24) Как сказал капрал Клингер: "Кто кого кусал, майор?!" Как известно из описания в Альквалондэ, тэлэри трижды отбрасывали нолдор и при этом обстреливали корабли с женщинами и детьми. Поэтому нельзя говорить, что в Альквалондэ нолдор устроили "жестокие убийства".
*(25) Как было сказано ранее, из-за этого деяния Валар они и весь Валинорэ были наказаны - большую часть дня в Валинорэ было темно, так как высоченные Пэлори закрывали солнце и покрывали земли Валар тенью. И только под вечер, когда Ариэн приходила на Запад, в Валинорэ становилось светло. Так Темный поступок Валар (они отдали милионы жизней и душ в руки Моринготто) навсегда положил тень на их край.
*(26) Когда-то Валар пригласили эльдар в Аман как свободный народ, но после того, как почти все нолдор на правах свободного народа покинули Аман, их назвали предателями, а оставшихся в Амане эльфов - верными. Валар стали делить эльдар на верных и отступников, забыв, что это аинур пришли в мир, чтобы служить эрухини, а не эрухини должны были жить в угоду Валар, сохраняя верность их желаниям и распоряжениям. Однако само желание Валар иметь верных из эрухини уже преступно - аинур были посланы в мир, не что бы повелевать Детьми Единого. Подобное желание шло от Тени, и большинство живущих в Валинорэ было затронуто Тенью и не желало повиноваться Единому.
*(27) Нолдор, не ушедшие в Исход из Тириона, и все, кто остался под рукой Арафинвэ, жили довольно печальной жизнью: они жили в тени гор, где почти всегда было темно, не участвовали в пусть натянутом, но веселье Валмара и Таниквэтиль, и по приказу Валар были обязаны охранять проход в Аман, а в случае чего принять на себя первый удар. Те, кто раньше звали себя нлдор, теперь были лишены имени и во многом свободы, выполняя приказы Валар (которые некогда сами пришли в Эа, чтобы служить эльфам и людям), и вынуждены были словно вечно искупать свою вину, как представители народа-предателя.
Отсюда тоже можно видеть, что "Проклятье Мандоса" не было никаким приговором Намо или Валар: нолдор призвали вернуться, чтобы они не понесли кару за убийства тэлэри в Альквалондэ. Арафинвэ поверил этому повелению и вернулся с частью народа. И именно он вместе со своим народом получил кару, хотя те, кто вернулся с Арафинвэ, пришли в Альквалондэ к концу боя и не принимали в нем участие.
*(28) Нолдор - запрещенный в Благословенном Краю Валар народ.
*(29) До этого говорилось, что Арафинвэ и нолдор, над которыми его поставили королем, всегда жили в глубоких расщелинах гор, практически в вечной темноте и сумерках. Возможно, на равнине Валмара жили бывшие нолдор, ныне аулэноссэ из Дома Аулэ, которым было запрещено вспоминать, кто они, но было разрешено служит Вала как Лорду.
*(30) То есть тэлэри при помощи Оссэ построили новые корабли взамен тех, что забрали нолдор. Хотя - многие тексты указывали, что нолдор забрали только те корабли, что принадлежали им, так что, скорее, Оссэ помог тэлэри создать военный флот, а не восстановить прежний - ведь восстанавливают потерянное, а как можно потерять то, что было не твое?
*(31) Так обитатели Валинорэ потеряли свой покой и жили в вечном страхе. И если в Эндорэ нолдор сражались с Тьмой, то в Амане все боялись Тьмы, и становилось все меньше и меньше Света.
*(32) То, что нолдор было приказано охранять проход... показывает, насколько пали многие Валар. Они больше не защищают даже тех эльдар, которые живут в Валинорэ, но наоборот, приказывают нолдор защищать от Моринготто их. Хотя Валар не имеют тел, которые можно убить, в отличие от воплощенных нолдор, и если бы Моринготто, как ожидалось, напал на Валинорэ, многие из стражей-нолдор наверняка были бы убиты или захвачены.
*(33) Видимо, под Изменением Мира имеется в виду Мир после Войны Гнева, когда Валар должны были признать свою вину и снять чары с Валинорэ и всех других мест, которые они зачаровали в своем страхе.
*(34) Здесь внутренним автором дважды искажена правда. Во-первых, Валинорэ был закрыт не от нолдор (как сказано в "Сильмариллионе" Кристофера), а от угрозы нападения Тьмы - Моринготто и его "союзников" нолдор. Во-вторых, Мандос ничего не предсказывал в Арамане. За Мандоса выдавал себя бывший маиа Намо, возможно, сын Намо, перешедший под руку Моринготто. Однако бывший маиа Мандоса мог обладать пророческим даром, как и сам Намо, или мог узнать что-то от Намо - например, что Аман будет защищен и закрыт, или что нолдор будут отправлять посланников в Аман и не смогут достигнуть цели. Но умаиа точно не знал, как и почему будет сокрыт Валинорэ, иначе и Моринготто знал бы от него об этом и не боялся бы прихода Валар как союзников нолдор.
*(35) Когда этот мореплаватель наконец достиг Валинорэ, почти все эльфы и люди Валариандэ были убиты или обращены в рабство Моринготто и орками - если бы Валар не замкнулись в Валинорэ в тщетной попытке восстановить свое блаженство, все эти смерти и страдания были бы предотвращены.
*(36) Ранее уже говорилось, что Кэмэнтари помогала в сокрытии Валинорэ, хотя и против своей воли. Но все же она помогала и то, что она сделала, было Темным деянием, приведшим Тень в Валинорэ и легшим Тенью на нее саму.
*(37) И эльдар, которые остались в Валинорэ, в "благословенном крае" или надеялись, что Валар снова вернут им блаженство, теперь несли стражу возле страшных границ, которые стали более полны ужаса, чем земли Моринготто, а великолепие навсегда покинуло берега Валинорэ.
*(38) Валар так хотели обезопасить себя от Тьмы Моринготто, что создали свою собственную Тьму. И если бы Моринготто послал лазутчиков в Валинорэ во времена после Затмения Валинорэ, то он больше бы не боялся угрозы с Заокраинного Запада.
*(39) Подобных духов нельзя назвать Светлыми - это были омраченные маиар, даже если они не служили Моринготто. При этом Лорда Морей Улмо они тоже больше не слушали и повиновались Оссэ. Это был бунт против законного Владыки Моря, Верховного Короля Манвэ и самого Эру - как со стороны Оссэ, так и со стороны этих духов. Но внутренние авторы из Младших Домов (в данном случае это Ваирэ, жена Линдо) об их бунте не говорят, продолжая относить омраченное к Светлому.
*(40) Тэлэри теперь тоже жили в постоянном страхе, но, более того, теперь они больше не плавали по Морю, ставшему непроходимым и мрачным. У тэлэри остались их корабли, но они им были больше не нужны. Обитатели Валинорэ жили вдали от войны с Моринготто, но при этом они жили в большем страхе и страдании, чем те нолдор, что ушли из Амана и сражались с Врагом.
*(41) Ранее, в главе об орках, говорилось, что некоторые эльфы называли орков "детьми Моринготто", хотя это и было совершенно неправильно. Теперь же мы знаем, откуда пошли такие речи - из омраченного Валинорэ, где больше не интересовались правдой, но лгали, чтобы успокоить себя, называя даже нолдор союзниками Моринготто.
*(42) Аулэ говорил так, словно Тьмы и зла нет в Амане, и словно они могут прийти только извне; скорее всего, Аулэ "не видел" Тени, о которой говорили Манвэ и Улмо, потому что Аулэ сам был одним из бунтовщиков.
*(43) Вроде бы Аулэ пришел говорить о том, что Моринготто, если попробует еще раз устроить беспорядки в мире, то снова будет скован - но Моринготто уже устроил беспорядки в мире, а Аулэ словно бы игнорирует это. И несмотря на то, что только что говорил, что Моринготто легко сковать, вдруг предлагает сделать так, чтобы Моринготто точно не смог добраться до Валар, которые его вроде как легко скуют.
*(44) Стоит отметить, что "низкое место" это довольно большая полоса, которая находилась под Таниквэтиль и вела от него дальше на юг, далеко в Аватар, а Залив Фэйри, или Залив Эльдамар, находится примерно посреди между Таниквэтиль и Лесами Оромэ. Также, согласно карте, леса Оромэ находятся под защитой гор в Амане, а с другой стороны от гор находится Аватар - это южная часть восточного побережья Амана.
*(45) Валинорэ снаружи Пэлори был превращен в страшное место, но Аман внутри оставался сияющим. И если бы "низину" (Кор, проход, ведущий в Кор от Пролива Фэйри, восточную часть Лесов Оромэ) заполнили оборонительные фортификации, то в Амане было бы намного труднее "не замечать", что что-то в мире идет не так. Валар в прямом смысле отгородились от бед мира и не хотели напоминаний о них. Однако если тэлэри хотели ради большей безопасности, "завалить камнями низкое место под Таниквэтиль" аж до самых Лесов Оромэ, то побережье, где были жилища тэлэри, тоже были бы завалены и уничтожены. Тэлэри убивали родичей, шедших воевать с Моринготто, за корабли, но теперь из страха перед Моринготто были готовы оставить и свои корабли, и гавани, и дома.
*(46) В главе о Непокое было сказано, что тэлэри и ванйар мало слушали Мэлько, но все же слушали и со временем слова Врага принесли свои плоды - и чуть ли не большие, чем среди нолдор, которые жадно учились у Мэлько, но, будучи обманутыми, многое переосмыслили.
*(47) Внутренний автор текста не говорит напрямую о Тени, которая легла на Валинорэ, как он и не говорит о падении Валар и эльдар Валинорэ, при этом называет ушедших нолдор мятежниками, предателями и виновными в пролитии крови в Альквалондэ. Тем не менее внутренний автор очень подробно рассказывает о мятеже Валар и "верных" эльдар против Манвэ, приводит слова Манвэ и Улмо о пробудившемся зле, идущем от затемнения сердец, сравнивает границы Валинорэ после Сокрытия с Утумно и Железными Холмами, оплотами Моринготто, и другими путями старается донести правду о том, что происходило в Валинорэ при этом вроде как говоря обратное, Те, кто жил в Валинорэ после Сокрытия, не могли открыто называть вещи своими именами (так, о нолдор можно было говорить хорошо только шепотом за закрытыми дверями).
*(48) Вполне возможно, что сообщения о том, что Валар не могли сражаться с Моринготто, чтобы не уничтожить Арду, придуманы позже, чтобы оправдать бездействие Валар. Ведь Валар сражались с Мэлько, который был сильнее Моринготто и победили, и не разрушили все земли (было разрушено Утумно и его окрестности) - тем более Валар могли бы сражаться с Моринготто, даже если бы от этого и пострадало Валариандэ. Но что важнее, клочок Земли, или жизни и исковерканные души и судьбы эрухини?
*(49) Этот рассказ призван оправдать Валар - они не начинали войну с Моринготто ради людей; но если это так, то ради кого и чего они так боялись за Валинорэ и отгородили его от всего мира, о котором должны были заботиться? Кроме того, страх за будущих людей мог бы оправдать промедление с войной до их пробуждения, но не тогда, когда люди были развращены Моринготто, а оставшиеся менее развращенными преследовались и истреблялись Врагом. Здесь Валар полностью провалили свою миссию, презрели свой долг и отказались от войны с Моринготто, позволяя ему соблазнить, порабощать и уничтожать тех самых хильди, нолдор, мориквэнди и гномов.
*(50) Если бы Валар вовремя признали, что их желание привести эльфов в Аман привело ко злу, то они не должны были относиться к ушедшим нолдор как к предателям, называя их изгнанниками, и не должны были не допустить их возвращения к их же детям, оставленным в Амане. Более того, Валар должны были поощрять Исход всех остальных эльфов из Амана в Эндорэ, но Валар, забыв свой долг, стали воспринимать эльфов как своих прекрасных питомцев, называя оставшихся Верными, в противовес "изгоям".
*(51) В действительности некоторые из Валар тайно все же помогали нолдор, при том, что остальные в это время ничего не желали знать о бедах Эндорэ, забыв свой долг и свои обещания Единому. Благодаря усилиям этих нескольких Валинорэ не омрачился окончательно и не стал еще одной Темной Крепостью.
*(52) Это не так. Нолдор пригласили как гостей в Валинорэ и помогли прийти, но при этом сделал многое, чтобы нолдор не смогли уйти из Амана. Потому нолдор оставили в Амане своих детей и свое имущество - как они надеялись, ненадолго. Закрытие Валинорэ делало оставленных детей нолдоли фактически пленниками, а вещами, принадлежавшими ушедшим нолдор, Валар и оставшиеся эльфы распоряжались как своими (см., стекло Фэанаро из его тайников). Валар не дали нолдоли забрать не то что свое имущество, но даже детей, и потому закрытие Валинорэ было не справедливым, но преступным.
*(53) Неверно говорить, что "зло должно постоянно возникать": согласно Музыке зло "будет" все время возникать, но должно и будет не одно и то же. Должно - это то, что было установлено Илуватаром, будет - это то, что было вплетено в Музыку самими Аинур. Однако, как было сказано, "только Эру имеет возможность и может изменить "Музыку". Таким образом любое "будет" может быть изменено волей Единого - и более того, неоднократно было изменено.
*(54) Но если бы Валар не пренебрегли своим долгом, то людям и не пришлось бы стряхивать с себя Тень Моринготто. И таким образом, попытка оправдать закрытие Валинорэ приводит прямо к противоположному.
*(55) В действительности даже в те времена было уже три брака: Лутиэн - Берен, Нимлот - Диор, Итариллэ - Туор. При этом к "благорднейшей крови", то есть к крови аманэльдар, относится только линия Итариллэ - Туор. Можно так же посчитать "благороднейшей" кровь Лутиэн, так как она была дочерью маиэ. Но Нимлот была из мориквэнди, видимо, поэтому она не учитывается здесь.
*(56) Нолдор (прежде всего Первый Дом), воюя против Моринготто, защищая народы Средиземья и просвещая их, делали то, что обязаны были делать Валар. В Войне с Моринготто нолдор делали непосильные для себя вещи, которые не должны были делать, в то время как Валар натужно старались жить в блаженстве, забыв и презрев свой долг. Поэтому у большинства Валар было столько ненависти к ушедшим нолдор: их называли Изгнанниками, обвиняли в предательстве, не хотели даже слышать о них. Об авари, отказавшихся уйти на Запад, и нандор, оставивших Поход, многие Валар просто не заботились, но и не имели вражды или обиды к ним, в отличие от нолдор.
Нолдор вообще и Первый Дом в частности стали вечным укором Валар, вечным напоминанием об их Падении. Валар не хотели слышать о нолдор, потому что не хотели вспоминать, что кто-то сейчас делает то, на что они не решились.