Эльдаринское слово ambar, или ambara "поселение", квэнийское ambar, и тиндарское amar имело значение поселения, назначенного места, применительно к главному поселению из всех: Земля как назначенное место обитания или дом эльфов (и людей). Решение о месте пребывания и выбор места в данном случае были определяемы Эру (LXXVIII).
Несомненно, именно объединение в тиндарине форм ṃbar и ambar привело к ассимиляции *amar в значении "судьба" с глаголом amartha-, который не имел никакого отношения к жилищу. На тиндарине амар "поселение" продолжало использоваться в значении "этот мир, Земля", хотя с ростом знаний оно часто исключало Аман еще до его удаления из "кругов мира" после Падения. На квенйа ambar, хотя это слово часто используется как эквивалент "Королевства Арды" (Ardaranyë - Ардаранйэ), на самом деле означает "эту Землю", планету в целом, включая Аман до его удаления, но исключая другие части "Королевства Арда" под опекой и руководством Манвэ (Солнце, Луну и т. д.). Тенна Амбар-метта "До конца мира", таким образом, означало "до конца конечного времени, в течение которого Земле назначено (ее умбаром) существовать, по крайней мере, как региону, населенному Детьми (эльфами и людьми) (LXXVIII).
В квэнйа другое производное от √mar: umbar означало решение, издание постановления или постановления какой-либо власти; следовательно, это также может означать установленные меры, условия и обстоятельства, вытекающие из такого указа. Это было слово высоких ассоциаций, в основном использовавшееся для обозначения распоряжений и воли Эру по отношению к Творению в целом (ко всему Eämbar - Мир Сущий, любое бытие во Вселенной), к "этому Миру" в частности или к персонам, имеющим большое значение в событиях*(1). Таким образом, Умбар мог соответствовать Истории, известной или, по крайней мере, уже развернутой части, вместе с Будущим, постепенно реализуемым. К последнему оно чаще всего относится и переводится как Судьба или Рок. Но это неточно, когда речь идет о подлинном в эльфийском языке, особенно высоком эльфийском (=квэнйа), поскольку оно не применялось в этом значении, только к злым событиям*(2) (LXXVIII).
2. Жилища мориквэнди до прихода нолдор.
До возвращения нолдор из Эльдамара (= дома эльфов, Валинорэ) большая часть тиндар жила в простых условиях, в основном в рощах или лесных массивах; постоянные жилища были редки, особенно те, которые были меньшего размера и более или менее соответствовали нашему "дому"*(3). Природные таланты квэнди уже начали развивать многие ремесла еще до начала Путешествия эльдар на Запад. Но хотя у Путешествия была цель, за этот период эльдар привыкли к кочевой подвижной жизни и, достигнув Валариандэ, долго продолжали ее, даже после того, как те среди тиндар, которые все еще хотели пересечь море, оставили надежду. Таким образом, самые ранние попытки тиндар в каменном зодчества были на западном побережье во времена Кирйамо Корабела: портовые сооружения, причалы и башни*(4) (LXXVIII).
После возвращения Моринготто в Талторонти (Тангородрим) их (фалмари) постройки остались нежилыми и в основном предназначались для оборонительных целей*(5). Мастерство фалмари быстро развивалось во время их союза с гномами Линдоноронти, а позже еще больше возросло благодаря великим искусствам возвратившихся нолдор. Это позднее имело большой эффект в тех регионах, где Вернувшиеся (=нолдор) и тиндар смешивались; но искусство и привычки Вернувшихся имели мало или вообще не имели влияния в Лэстанорэ, царстве Тиндаколло, из-за его ненависти к Сыновьям Фэанаро*(6). В Лэстанорэ единственным большим постоянным жилищем были Хумэфэлйар, которые были построены с помощью и советом гномов: выкопаны, а не "построены" и под землей выполнены в манере гномов: мрачные, крепкие, тайные, хотя и сделанные красивыми внутри, благодаря валианскому искусству Мэлйанны (LXXVIII).
Но нолдор обычно строили семейные дома на своих территориях и часто основывали поселения внутри окружающих стен наподобие "городов". Люди, которые позже вошли в Валариандэ и стали союзниками нолдор, приняли те же обычаи*(7) (LXXVIII).
3. О сельском хозяйстве эльфов и гномов.
Эльдар, в эпоху общего эльдарина*(8) знали и о садоводстве, и о сельском хозяйстве. Эти вещи эльдар начали разрабатывать своими собственными мастерством и изобретательностью задолго до Великого Путешествия; но благодаря учению Оромэ их практика значительно улучшилась. Прежде чем отправиться в путь, эльдар запасли много еды; и они брали с собой не только оружие (охотничье и оборонительное), но и легкие сельскохозяйственные орудия*(9). Их временное пребывание в этом многовековом путешествии часто было продолжительным - настолько продолжительным, что на каждом этапе некоторые эльдар были довольны (новым местом, в котором поселились) и оставались позади, покидая Поход (LXXVIII).
Тиндар занялись сельским хозяйством лишь спустя много времени после ухода остальных эльдар*(10).
Об "экономике" Валинорэ мы ничего не знаем, кроме того, что первоначально Валар обеспечивали эльдар едой - но не без всякого труда, которым эльфы наслаждались и делали это поводом для песен и праздников. Однако зерно (в каком-то роде не естественное для Средиземья -'от него произошло зерно для коймас (LXXVIII)) было самосеющимся, и его требовалось только собрать и разбросать по полю одну десятую (десятину Йаванны) семян (LXXVIII).
У гномов было сельское хозяйство - которым они занимались в ранние времена, когда были изолированы и не могли покупать зерно и т. д. путем бартера. Они изобрели своего рода "плуг" - который они тащили и управляли им сами: они были выносливыми и сильными, - но они не получали удовольствия от такого необходимого труда*(11) (LXXVIII).
Королевство Лэстанорэ было лесным царством и имело лишь небольшую открытую территорию, за исключением восточных границ, где содержалось небольшое количество коров и овец (LXXVIII).
За Поясом Мэлйанны (на востоке) было много открытой земли (степь) обширной территории*(12). Тиндар (восточные тиндар), находящиеся не под властью Тиндаколло, жили там и занимались не только разведением крупного рогатого скота и овец, но и выращиванием зерновых и других продовольственных культур; на чем они процветали, потому что и Лэстанорэ на западе, и гномы на востоке были готовы купить то, что они могли*(13) (LXXVIII).
4. Ткачество и металлургия.
В Лэстанорэ выращивали лен; и тиндар там были искусными в прядении и ткачестве. Они знали кое-что из металлургии и, благодаря наставлению Оромэ, получили хорошее оружие в Великом Путешествии. Долгое время в Великом Путешествии они полагались на оружие и мечи, копья, луки и т. д., сделанные в их первом доме; или в их временном жилье - если они могли тогда найти металлы (LXXVIII).
В Валариандэ им наконец помогли гномы, которые содействовали (очень охотно!) в поисках металлов*(14). Железо было найдено в Нороссэ (Gorgoroth)! То есть в Орон Нороссэ (Эред Gorgoroth), к северу от Лэстанорэ и к югу от Нортаниона (Northanion)*(15) (LXXVIII). А позже железо было найдено и в западных частях Линдоноронти. Там же было серебро. Но золота у тиндар было очень мало, кроме того, что было вымыто Сирионом у границ Лэстанорэ или в его Дельте. Но Вернувшиеся (=нолдор) были богато украшены золотом, и общее количество привезенного ими золота, должно быть, составляло большой вес*(16). Перед своей смертью Фэанаро исследовал (насколько это было возможно) землю в поисках металлов*(17). Именно открытие серебра, меди и олова около Миттаринга (Mithtaringa) во многом способствовало его опрометчивой попытке слишком рано завоевать и полностью завладеть этим северным регионом*(18). Но стало известно, что лучшая и самая богатая железная руда находится в Талторонти*(19) (LXXVIII).
Примечания,
*(1) Здесь необходимо вспомнить о поздней человеческой легенде, где одному из сыновей-близнецов Фэанаро приписывается имя Умбарто, которое переводится как "Обреченный", и в результате Умбарто погибает в пожаре вместе с кораблем. Но как мы видим, восприятие Умбара, Судьбы, у эльфов Амана не было связано ни с чем дурным, более того, это означало "распоряжение и волю Эру по отношению к персонам, имеющим большое значение в событиях". То есть имя Умбарто означало бы не "Обреченный", а "Особо отмеченный, важный для мира".
*(2) То есть понятие "умбар" как судьба не применялось к злым событиям. Я бы рискнул предположить, что "умбар" это некая "божественная судьба", исполнение Замысла Единого.
*(3) То есть были некие "общие постоянные жилища", например, такие как дворец - так, в Лэстанорэ были построены Хумэфэлйар (Тысячи пещер), хотя большая часть народа Эльвэ жила в лесах.
*(4) Так мы узнаем, что народ Кириамо первым в Эндорэ построил каменные башни и причалы, видимо, задолго до того, как Эльвэ начал строительство Хумэфэлйар. Это не умаляет красоты и тогдашнего величия Эльвэ, но надо понимать, что, когда говорится, что Эльвэ был подобен "Лорду маиар" - имеется в виду, лорду лесов и полей. И когда в конце Предначальной Эпохи сияющие нолдор-победители вернулись в Эндорэ, Эльвэ выглядел со стороны (да и был в действительности) куда менее внушительно, чем нолдор. Раньше у Эльвэ чуть или не у единственного из эльфов был дворец, предмет его гордости, построенный гномами; а теперь нолдор всего за несколько лет, без чьей-либо помощи, на голом месте возвели бастионы (стоит также отметить, что Хумэфэлйар строились 500 лет). И в этих бастионах были ванны и водопровод, в то время как народ Эльвэ купался в реках. Понимая такое глобальное отличие меж Эльвэ, бывшим первым парнем на деревне, и вернувшимися нолдор, становится понятна причина зависти и неприязни Эльвэ сначала к Фэанаро, а потом и к другим нолдор (хотя почти сотню лет спустя Эльвэ придумал официальную причину своей уже тогда ненависти, ее истоки и истинные мотивы лежат перед вами).
*(5) Изначально фалмари жили в своих башнях, но после возвращения Моринготто башни из жилых были превращены в оборонительные.
*(6) Об этой ненависти впоследствии будет рассказано подробнее, и она якобы была вызвана тем, что Фэанаро убивал родичей Эльвэ в Альвалондэ (пусть даже и не он начал бой). Но как мы видим из Повести, Эльвэ питал горячую нелюбовь к Вернувшимся с самого начала, еще когда сторонники Фэанаро спасли всех тиндар от истребления и рабства. И ненависть Эльвэ была обусловлена только одним - он перестал быть первым парнем на деревне. Дом Фэанаро снискал славу, которой у Эльвэ никогда не было, и Эльвэ снедала черная зависть, именно поэтому он "не желал перенимать ничего у Вернувшихся" (всех Вернувшихся вообще), хотя претензии мог предъявить только Фэанаро. Но в действительности не верно говорить, что Эльвэ ничего не перенял у Вернувшихся. В Лэстанорэ пользовались рунами Фэанаро; знали квэнйа и пели на ней аманские песни; некие нолдор (народ Налтариэль) жили в Лэстанорэ и занимались там строительством (знаменитый мост Эльвэ). Так что в Лэстанорэ тоже использовали искусства нолдор, хотя и уверяли в обратном.
*(7) Будет верным сказать, что те же обычаи приняли и фалмари Кириамо. Что касается других тиндар, то они по большей части смешались с нолдор, и стали жить вместе с ними в их "городах". И каждый город нолдор в Нолдолондэ был крепостью - времена войны с Моринготто, что поделать.
*(8) То есть во времена, когда не было деления на языки и диалекты, так как эльдар были одним народом и все говорили на общем языке - эльдарине.
*(9) Согласно многочисленным текстам, оборонительное оружие эльдар раздал Оромэ, но охотничье оружие у них должно было появиться задолго до встречи с Оромэ - меж Пробуждением и Встречей прошло 335 лоар (солнечных лет) - (XXVII).
*(10) Хотя мы знаем, что еще во время Великого Похода Оромэ научил эльфов обрабатывать землю и растить зерно, видимо, долгое время тиндар предпочитали собирательство. Учитывая, что это был многочисленный народ, они могли жить собирательством, потому что распространились на очень большие территории, и потому что Валариандэ, в котором они поселились, был весьма плодороден.
*(11) В то время как получали удовольствие от работы с металлом, камнем, или от торговли.
*(12) Согласно описанию земель, эта степь должна была находиться меж Лэстанорэ и Калина. Там же располагался Эстэнандэ (Эстолад). В Первою Эпоху эти земли вошли в Вэрниэн - в земли Первого Дома.
*(13) Поскольку сказано, что степи находились "за Поясом Мэльйанны", очевидно, что речь идет о времени после Первой Битвы Валариандэ и, собственно, установления Завесы Мэльйанны. И данный фрагмент снова дает нам указания на то, какие земли входили в Валариандэ (=королевство Эльвэ), а какие Тиндаколло больше не считал своими.
1. Необходимо напомнить, что до того, как Мэльйанна огородила некую часть земель Эльвэ, ему "принадлежали" все земли от гор на западе до гор на востоке, и народ Эльвэ сам мог бы выращивать все необходимое на восточной равнине Эстаннандэ;
2. Сказано, что "тиндар, находящиеся не под властью Тиндаколло, жили там". Однако, поскольку земли Эстанандэ ранее "принадлежали" Эльвэ, то те, кто на них жил, так же были бы народом Эльвэ, а тут мы читаем прямо об обратном. То есть или эти тиндар пришли в земли Эстанандэ уже после того, как Мэлйанна оградила Лэстанорэ, и вновь пришедшие тиндар не признали над собою власти Эльвэ, то ли это были тиндар, которые отказались впредь считать себя народом Эльвэ, который не может их защитить. Но по той или иной причине, эти эльфы и эти земли больше не входили в Валариандэ: восточная граница Валариандэ шла по восточной границе Лэстанорэ. И когда Эльвэ перечислял нолдор, где они могут поселиться, он не посчитал земли к востоку от Лэстанорэ как свои, и не посчитал, что нужно "защищать восточных тиндар от нолдор", хотя эти восточные тиндар были источником продовольствия для Лэстанорэ (И здесь Эльвэ проявляется во всей красе: он должен был бы быть крайне благодарным Фэанаро и его сыновьям за то, что его соседями не стали орки (тем самым отрезав Лэстанорэ от продовольствия), а не завидовать могуществу нолдор). Но так или иначе, земли к востоку от Пояса Мэльйанны уже в конце Предначальной Эпохи не были Валариандэ, потому что Валариандэ = королевство Тиндаколло. Но некоторые эльфы, по привычке или в силу иных причин могли называть восточное Нолдолондэ - Валариандэ, поэтому на некоторых картах земли Амбаруссат называются "Восточное Валариандэ", хотя таковыми не являются.
*(14) Однако, нужно учитывать, что.в 1126 г.д. тэлэри пришли в Валариандэ, в 1130 Эльвэ встретил Мэлйанну и впал в транс, в 1152 Эльвэ пробудился, и только в 1250 г.д. тиндар встретили гномов. То есть тиндар жили без регулярного доступа к металлам 124 валианских года, или 1240 лоар.
*(15) В оригинале сказано Таурэ Хуинэва (Таур-на-Фуин), но Northanion превратился в Таурэ Хуинэва только после Охта Вэрканаро (Дагор Браголлах), то есть через многие сотни лет. Более того, сами горы Орон Нороссэ в те времена (до прихода Унголиантэ) еще не были местом ужаса.
*(16) Непонятная фраза. С одной стороны, поскольку далее речь идет о Фэанаро, под Вернувшимися в данном случае, скорее всего, подразумевается Первый Дом. С другой стороны, Фэанаро призывал не брать с собою ничего лишнего, а больше всех драгоценностей и украшений с собою взял Финдарато. С третьей стороны, Эльвэ завидовал славе и богатству уже Фэанаро, в то время как с Финдарато, наоборот, нашел общий язык. Все это дает основания прийти к выводам, что Первый Дом привез собою такое количество золота (золотых украшений), которое было ничтожным на взгляд нолдор, но огромным на взгляд тиндар.
*(17) Фэанаро прожил в Эндорэ 3 лоар и за это время успел не только почти построить крепость, но и изучить окрестные земли, изучить северный диалект тиндарина и сравнить его с западным (=с языком народа Кириамо), а также исследовать землю в поисках металла.
*(18) Все, кто читал Повесть, видит, насколько данные высказывания о Фэанаро далеки от истины. Фэанаро не пробовал овладеть северным регионом - в этом не было нужды. Северные регионы это Миттаринга (которым не нужно было овладевать) и Ангамандо (которое нолдор намеревались не захватить, а разрушить). Что же касается фразы "слишком рано завоевать", то стоит напомнить, что Фэанаро не нападал первым на Ангамандо - но отразил нападение армии Моринготто и разгромил ее. То есть не Фэанаро решил напать пораньше, а Моринготто это сделал - Первый Дом тогла еще даже не закончил свои укрепления, что, впрочем, не помешало нолдор разгромить армию Севера. Таким образом, мы видим, что данное утверждение внутреннего автора не может восприниматься как правдивая информация, так как не соответствует истории. Однако, из данного фрагмента мы узнаем, что Фэанаро заложил возле Миттаринга шахты по добыче серебра, меди и олова.
*(19) Данное утверждение внутреннего автора также не может быть правдивым. Не только потому, что ни тиндар, ни Фэанаро, изучая земли Валариандэ, не могли без фактического исследования Талторонти (находившихся во владениях Моринготто) знать, насколько Талторонти богаты рудами; но в первую очередь потому, что Талторонти это не горы, а бастионы, рукотворные горы-башни, сложенные из шлака и каменных обломков, вынутых из тоннелей Ангамандо при их отрытии. И даже если внутренний автор имел в виду не Талторонти, а Ангородин, окружающие Ангамандо, то все равно никто из эльдар, особенно в те времена, не мог знать о богатстве руд тех мест, так как никто не мог исследовать эти горы. Однако, ближе к середине Первой Эпохи бежавшие из плена нолдор, работавшие в шахтах, могли рассказать (лишь что-то!) о рудах Ангородин. Но если внутренний автор не знал, что такое Талторонти, то как он мог достоверно знать о том, была в горах Моринготто железная руда или нет? Скорее автора-человека Поздних Эпох (возможно, того самого, который писал об увеличении поголовья эльфов) сбило с толку то, что горы Моринготто назывались Железными Горами. Ведь если горы называются Железными, то ведь это потому, что в них много железной руды, да? Ну а Ангамандо, Железная Темница, очевидно, называется так потому, что там много железных цепей? Очевидно, что нет.